Психологическая экспертиза ребенка

Содержание

Проведем экспертизу по обращению родителей, адвокатов и назначению суда комиссией экспертов в соответствии с ст.21 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Если у Вас есть дети и Вы в разводе или планируете развестись, а вопрос с местом жительства ребенка не решен.

Или не определен порядок встреч с отдельно проживающим родителем. Вероятнее всего Вам нужна психолого-педагогическая экспертиза.

Второй родитель желает лишить Вас возможности общаться с собственным ребенком? Суд назначил психологическую экспертизу ребенка или Вы планируете иск самостоятельно? Вы хотите узнать как правильно поставить вопросы перед экспертами?

Вы можете провести экспертизу ребенка и родителей по определению суда или по договору с экспертной организацией.

Прочтите информацию и Вы узнаете как Вы можете провести экспертизу.

Наши экспертизы принимаются судами Москвы и Московской области!

Как и где провести? Как поставить вопросы? Сроки и стоимость экспертизы

Судебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений (психолого — педагогическая экспертиза) проводится по делам о разводе, определении места жительства ребенка, лишении родительских прав или установления судом частоты встреч с ребенком.

В ходе указанной экспертизы могут исследоваться личность ребенка, отца, матери и иных родственников, проживающих или планирующих проживать с ребенком после решения суда, психологические особенности их взаимоотношений.

Нередко судебному экспертному исследованию предшествуют длительные судебные тяжбы между родственниками ребенка. Эти тяжбы и разбирательства, не смотря на все благие намерения противоборствующих сторон, не всегда учитывают действительные интересы ребенка.

Примерные вопросы экспертам

Сроки и стоимость проведения экспертизы

Заключение эксперта по семейным спорам о воспитании детей

Психолого-педагогическая экспертиза для органов опеки и попечительства

Помимо судебной экспертизы экспертное психологическое исследование ребенка проводится для предоставления органам по опеки и попечительству. В этом случае экспертиза идет по вопросам, которые интересуют указанное государственное учреждение для реализации программ защиты детей и их интересов, представления ребенка в суде.

В некоторых обстоятельствах судебно-правового разбирательства по определению места жительства ребенка или порядка встреч с ним, например при обвинении одного из родителей другим в психических нарушениях или неумении общаться с ребенком, возникает необходимость проведения психологической экспертизы по определению психологической возможности конкретных лиц (отца или матери) обеспечить воспитание детей.

В этих обстоятельствах проводится психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза родителя или опекуна. Подробно о ней можно экспертиза опекуна, родителя, отца, матери.

Бесплатно проконсультироваться по вопросам связанным проведением экспертизы можно позвонив профессиональному судебному эксперту — психологу по телефону 8(495)118-31-03.

Сроки и стоимость проведения экспертных исследований. Срок проведения психолого-педагогической экспертизы

В некоммерческих экспертных учреждениях Москвы полноценная психолого-педагогическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений для предоставления заключения в суд обычно длится, в зависимости от сложности, не менее 10 дней.

В государственных экспертных учреждениях на это уходит обычно не менее месяца.

Психодиагностика одного человека может быть проведена в течении трех-пяти суток, в зависимости от профессионализма и загруженности эксперта. Исследование для органов опеки и попечительства длится обычно 3-7 суток.

Психолого-педагогическая экспертиза детей и взрослых. Стоимость экспертных исследований ребенка и детско-родительских отношений

виды экспертных исследований срок цена результат
Психологическая диагностика ребенка 3-5 суток 13 000 Справка психолога
Психологическая диагностика родителя (опекуна) 3-5 суток 13 000 Справка психолога
Психологическое исследование для органов опеки и попечительства 3-7 суток 14 000 Справка эксперта
Психологическая (психолого-педагогическая) экспертиза для суда (по определению суда) от 6 до 14 суток от 43000 Заключение эксперта по результатам судебной психолого-педагогической экспертизы
Психологическая (психолого-педагогическая) экспертиза для суда (по инициативе сторон) от 6 до 14 суток от 37 000 Заключение психологической экспертизы

Заключение психолого-педагогической экспертизы

Очная консультация по вопросам судебной экспертизы 30 мин 2500 ответы на вопросы, устные рекомендации судебного эксперта
Постановка экспертом вопросов для судебной экспертизы 24 часа 5000 письменные рекомендации судебного эксперта

Звоните прямо сейчас 8(495)741-11-72 и мы ответим на все Ваши вопросы!

Основной целью психологической экспертизы детско-родительских отношений является необходимость обеспечения суда объективной информацией о психологических особенностях ребенка, его родственников, отношений между ними через призму интересов ребенка, его дальнейшей судьбы, участия в этой судьбе родственников в той мере, в которой они могут максимально позитивно обеспечить непрерывность и качество процесса воспитания и развития ребенка, ухода за ним.

Где проводится психолого-педагогическая экспертиза? Место проведения экспертизы:

— Москва, ул. Тверская, д.20, стр.1,

(станции метро: Пушкинская, Тверская, Чеховская).

— Место проведения экспертизы в регионах — уточняйте по телефону 8(499)390-32-97 или у регионального представителя.

Экспертные задачи судебной психолого-педагогической экспертизы детско-родительских отношений.

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

-Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье?

-Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?

-К кому из родителей ребенок привязан больше?

-Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

-Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

-Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?

-Каков уровень тревожности ребенка?

-Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

-Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?

-Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

-Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?

-Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

-Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

-Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

-Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?

-Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

-Каково мнение ребёнка относительно порядка и графика встреч с отдельно проживающим родителем?

-Выражает ли ребёнок какое-либо мнение относительно проживания с кем-либо из родителей? Если выражает то какое?

-Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание (мнение ребёнка) проживать с матерью (отцом)?

-Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?

Данный перечень вопросов не является исчерпывающим.

Вопросы на рассмотрение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений должны подбираться в каждом случае индивидуально в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации, исходя исключительно из потребности в специальных психологических познания дознания, следствия и суда.

Как правильно поставить вопросы на разрешение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений?

Для того, чтобы четко понимать для чего суду нужна судебная психологическая экспертиза данного вида необходимо подробно ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В данном документе Пленум верховного Суда четко определяет юридические приоритеты судебного разбирательства по делам связанным с разводами и определением места жительства ребенка, его прав, прав разводящихся супругов.

Позвоните сейчас нам по телефону:

Экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

В последнее время интерес к этому виду экспертизы возрастает, причиной чему является постепенное осознание государством и судебной системой того обстоятельства, что при вынесении решений по вопросам, непосредственно затрагивающим судьбу детей, нельзя руководствоваться исключительно юридическими и материально-экономическими соображениями. Чтобы максимально защитить интересы ребенка и обеспечить ему более комфортные условия взросления, проводят экспертизу детско-родительских отношений. Зачастую невозможно установить истинное положение дел в семейных отношениях, проведя прямой опрос детей. Дети усваивают идеальные родительские установки и чаще всего при ответе на вопросы суда транслируют эти установки бездумно, потому что «так правильно». Ребенок может быть запуган одним из родителей и побоится признаться в этом. Бывает, родители специально готовят детей к выступлению в суде, заставляя заучивать «правильные» ответы. Чтобы понять, к кому из родителей ребенок относится лучше, с кем из родителей у ребенка установились более комфортные и доверительные отношения, какова вообще семейная атмосфера, прибегают к экспертизе детско-родительских отношений.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта. Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним. Идеальные представления родителей о ребенке и о своей роли родителя выражаются в декларируемых принципах. Истинное же отношение можно выявить с помощью специальных методик. Точно так же и ребенок может демонстрировать образ идеального члена семьи, но при этом ощущать себя совершенно иначе, испытывать качественно другие эмоции вплоть до противоположных.

Для выявления истинного отношения родителя к ребенку широко используются творческие и проективные методики. К примеру, родителю может быть предложено к написанию «Сочинение родителя», в котором он в свободной форме излагает свои взгляды на ребенка, систему воспитания, семью в целом. Методика довольно-таки сложна, так как требует от родителя приложения значительных усилий и наличия определенного уровня интеллектуального развития, но при этом достаточно эффективно оценивает многие аспекты родительского отношения. Другая эффективная методика называется «Закончи предложение». Родителям предлагаются начала фраз, которые надо завершить. Например: «Мне нравится, когда мой ребенок…». Эта методика неоднократно доказывала свою эффективность. Причина успешности этого подхода заключается в том, что человека ставят в заданные рамки. Это ограничивает его, с одной стороны, формулой высказывания, а с другой, убирает на второй план составленные заготовки, позволяет заговорить истинным эмоциям. Как это ни удивительно, но необходимость сформулировать свою мысль в другой форме провоцирует исследуемого быть более правдивым, говорить о том, что на самом деле беспокоит его. Этот эффект связан с принципами построения лжи в мозге человека. Декларируемые установки являются, по сути, ложью, на продуцирование которой мозг затрачивает много сил. При переключении усилий мозга на лингвистическую работу по переформулировке предложений эмоциональный поток освобождается, и в предложениях появляются истинные чувства. Кроме того, подобные задания способствуют взгляду на ситуацию под несколько иным углом, что тоже служит конечному установлению истины.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

Подобные предписания существуют для всех применяемых в ходе экспертизы методик исследования. Стоит ли говорить о том, насколько важно участие в исследовании компетентного специалиста, ведь от результата его работы зависит дальнейшая судьба ребенка.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  1. Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  2. Уровень психологического развития ребенка.
  3. Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  4. Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  5. Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  6. Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов. К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования. Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.
  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе. Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка – наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями. Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Вопросы, на которые отвечает эксперт в области экспертизы детско-родительских отношений

  1. Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  2. Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  3. Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.)?
  4. Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  5. Какова основная характеристика личности родителя?
  6. Каков уровень психологического развития ребенка?
  7. Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  8. Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  9. Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  10. Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  11. Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  12. Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  13. Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  14. Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  15. Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  16. Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  17. Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  18. Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  19. Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  20. Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

ВАЖНО Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

В настоящее время в производстве суда находится гражданское дело №_____________, по иску _____Ф.И.О. истца _______ к _____Ф.И.О. ответчика.

В ходе разбирательства по данному гражданскому делу решается вопрос об определении места жительства моего несовершеннолетнего ребенка __________Ф.И.О._________, ________года рождения, а также вопрос о частоте и порядке встреч моего несовершеннолетнего ребенка с отдельно проживающим родителем.

Согласно ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Для установления психологических особенностей и эмоционального состояния моего несовершеннолетнего ребенка, а также его отношения к родителям требуются специальные знания в области психологии и педагогики, в связи с чем считаю необходимым назначить проведение психологической (психолого-педагогической) экспертизы.
Проведение экспертизы можно поручить специализированному в области проведения психологических экспертиз негосударственному экспертному учреждению ООО «Центр специальных исследований и экспертиз», расположенном по адресу: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д.20, стр.1; эксперты-психологи данного учреждения имеют необходимые познания в соответствующей области психологии и педагогики, что подтверждается приложенными к данному ходатайству копиями документов на _____ листах (комплект документов — ссылка для скачивания, ходатайство — ссылка для скачивания).

На разрешение эксперта (экспертов) я хотел бы поставить следующие вопросы:

  • 1. Каково действительное психологическое отношение ребенка к отцу ____Ф.И.О.____ и матери ____Ф.И.О.____? К кому из родителей несовершеннолетний ____Ф.И.О.____ испытывает психологическую и эмоциональную привязанность в большей степени?

  • 2. Выражает ли несовершеннолетний ____Ф.И.О.____ мнение относительно места проживания с кем-либо из родителей? Если изъявляет, то с кем и какими психологическими обстоятельствами обусловлено данное мнение?

  • 3. Выражает ли несовершеннолетний ____Ф.И.О.____ мнение относительно порядка и частоты встреч с отдельно проживающим родителем ____Ф.И.О.____ ? Если изъявляет, то каое и какими психологическими обстоятельствами обусловлено данное мнение?

  • 4. Выявляются ли у несовершеннолетнего ____Ф.И.О.____ психологические признаки повышенной внушаемости, не соответствующей нормам возрастного развития? Склонен ли несовершеннолетний ____Ф.И.О.____ к избыточному фантазированию, не соответствующему нормам возрастного развития?

На основании изложенного, руководствуясь статьями 35, 79 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ПРОШУ:

1. Назначить проведение психологической (психолого-педагогической) экспертизы, поставив на разрешение экспертов следующие вопросы:

— Каково действительное психологическое отношение ребенка к отцу ____Ф.И.О.____ и матери ____Ф.И.О.____? К кому из родителей несовершеннолетний ____Ф.И.О.____ испытывает психологическую и эмоциональную привязанность в большей степени?
— Выражает ли несовершеннолетний ____Ф.И.О.____ мнение относительно места проживания с кем-либо из родителей? Если изъявляет, то с кем и какими психологическими обстоятельствами обусловлено данное мнение?
— Выражает ли несовершеннолетний ____Ф.И.О.____ мнение относительно порядка и частоты встреч с отдельно проживающим родителем ____Ф.И.О.____ ? Если изъявляет, то каое и какими психологическими обстоятельствами обусловлено данное мнение?
— Выявляются ли у несовершеннолетнего ____Ф.И.О.____ психологические признаки повышенной внушаемости, не соответствующей нормам возрастного развития? Склонен ли несовершеннолетний ____Ф.И.О.____ к избыточному фантазированию, не соответствующему нормам возрастного развития?
2. Проведение экспертизы поручить экспертному учреждению — ООО «Центр специальных исследований и экспертиз», расположенном по адресу: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д.20, стр.1;

3. Руководителю экспертного учреждения ООО «Центр специальных исследований и экспертиз» разрешить самостоятельное формирование комиссии экспертов исходя из поставленных судом вопросов, научных и методических особенностей экспертного исследования.
4. Оплату судебной экспертизу возложить на ____Ф.И.О._____. (или на истца и ответчика в равных долях).
Приложение на _____ листах. Перечень прилагаемых документов (все документы прилагаются с копиями по количеству лиц, участвующих в деле):

Ходатайство о психологической экспертизе

Когда может понадобиться заявить ходатайство о психологической экспертизе? Как и для назначения любой экспертизы по гражданским делам, для заявления такого ходатайства необходимы веские основания. А именно: доказать те или иные обстоятельства, которые в данном гражданском деле являются значимыми. Что, в свою очередь, обеспечит объективность при вынесении решения.

Задачей психологической экспертизы является установление внутреннего состояния человека в определенный период времени. Если имеются сомнения по вопросу наличия или влияния на принятие решений лицом каких-то психических заболеваний, более правильно обратиться с ходатайством о назначении психиатрической экспертизы. Если речь идет об установлении наличия определенных заболеваний – с ходатайством о назначении медицинской экспертизы.

Психологическая экспертиза – оценка состояния лица в период совершения юридически значимого действия. Востребовано ее проведение в делах о признании сделки недействительной, оспаривании завещаний, расторжении договора, по требованиям, связанным с компенсацией морального вреда, о порядке участия в воспитании ребенка и др.

Ходатайство о психологической экспертизе

Пример ходатайства о назначении психологической экспертизы

В Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области Заявитель (Истец): Сернов Арсений Валентинович, адрес: 161401, Вологодская область, с. Кичменгский Городок, ул. Пригородная, 161, 72 в рамках дела № 5-6425/2022

В производстве Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области находится гражданское дело № 5-6425/2022 по иску к ООО «Рассвет» о взыскании выходного пособия в связи с сокращением должности. Кроме взыскания выходного пособия мною заявлено требование о компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые ссылается. Действиями работодателя мне причинен значительный моральный вред, который я оцениваю в размере 50 000 руб., что связано с постоянной работой в ООО «Рассвет» на протяжении последних 15 лет, и оскорблением профессиональных качеств по причине сокращения моей должности.

Доказать и верно оценить факт и размер причиненного мне морального вреда возможно с помощью оценки моего состояния и моих действий в период увольнения и после него специалистом по психологии. Статьей 79 ГПК РФ закреплено право суда при разрешении вопросов, требующих специальных познаний, назначить судебную экспертизу.

В рамках психологической экспертизы, по мнению заявителя, следует дать заключение по нижеследующим вопросам:

  1. Психологические особенности истца, отношение к трудовой и профессиональной деятельности, отношение к труду?
  2. Мог ли по своему психологическому складу истец испытывать психологические переживания в связи с сокращением его должности?
  3. Испытывал ли обследуемый страдания в связи с несоблюдением работодателя установленного порядка увольнения?
  4. Имеются ли признаки физических и нравственных страданий у истца?
  5. Каков характер моральных переживаний у обследуемого?
  6. Каковы объём и глубина моральных переживаний у истца?
  7. Какова продолжительность моральных страданий истца?
  8. Необходима ли в данный момент психологическая помощь истцу в связи с увольнением? Какая? Какие механизмы реабилитации в данный момент являются для обследуемого наиболее предпочтительными?

Поручить проведение судебной психологической экспертизе прошу ООО «Экспертиза», оплату расходов возложить на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 79 ГПК РФ,

Прошу:

  1. Назначить психологическую экспертизу, на разрешение которой поставить вышеперечисленные вопросы.

Приложение:

  1. Копия ходатайства

18.04.2022 г. Сернов А.В.

Как составить ходатайство о психологической экспертизе

Судебная психологическая экспертиза используется в судебной практике достаточно успешно и применяется в качестве одного из доказательств по гражданскому делу. Объектом ее является психический мир человека, когда его вменяемость не вызывает сомнений. Цель – диагностировать определенное эмоциональное состояние лица в конкретный момент или периоды времени, оценить его способность адекватно воспринять имеющие значение для дела обстоятельства, возможность исполнения возложенных на него обязанностей в определенных экстремальных условиях.

Составляя ходатайство о психологической экспертизе следует обосновать цель ее проведения. То есть описать, какие обстоятельства должен исследовать эксперт и на какие вопросы ответить.

Вопросы на экспертизу целиком зависят от цели заявителя. Перед подачей заявления потребуется подготовить определенные документы, заявить ходатайства о вызове свидетелей, об истребовании доказательств и др. Для того, чтобы эксперт мог использовать и эти сведения. В среднем процедура психологической экспертизы и составления заключения составляет 15-30 дней.

Рассмотрение судом ходатайства о психологической экспертизе

Ходатайство о психологической экспертизе рассматривается в судебном заседании с учетом мнения всех лиц, участвующих в деле. Поэтому подавать отдельно через канцелярию такое ходатайство не требуется. Но копия – для вручения иным участникам – понадобится.

Каждый вопрос, который будет поставлен перед экспертом, исследуется судом на предмет относимости к делу и фактам, имеющим значение для дела. Отказ включить тот или иной вопрос должен быть мотивирован (это относится и к возражениям на ходатайство участников процесса).

Если суд откажет в удовлетворении ходатайства о психологической экспертизе, можно использовать это обстоятельство в качестве одного из аргументов необъективности разрешения дела при подаче апелляционной жалобы, а также просить об экспертизе в апелляции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *