Подпись договора по доверенности

Подписание договора по доверенности от юридического лица

Уполномоченные на подписание договора лица

Как оформляется доверенность на заключение договора?

Правовые последствия подписания договора по доверенности

Образец договора, подписываемого по доверенности

Уполномоченные на подписание договора лица

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ (далее — Кодекс) сведения о лице, которое уполномочено выступать от имени компании, указаны в учредительном документе. Таким лицом, как правило, выступает директор или единоличный орган с иным наименованием (п. 4 ст. 32 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и п. 1 ст. 69 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ), которому поручено руководство обществом. Информация об уполномоченном лице должна быть указана в ЕГРЮЛ.

Могут ли другие лица быть уполномоченными на совершение каких-то правовых действий от лица компании, кроме директора или другого исполнительного органа? Да, это лица, которым выдана доверенность на заключение договоров от юридического лица. В п. 1 ст. 182 Кодекса указано, что сделка, заключенная на основании полномочия (доверенности), создает или изменяет гражданские права представляющего, то есть юридического лица, от имени которого действует директор.

Как оформляется доверенность на заключение договора?

Как указано в п. 1 ст. 185 Кодекса, доверенность — это письменно оформленный документ, в тексте которого содержится полномочие, переданное одним лицом (предприятием) другому (представителю) с целью представления его интересов перед третьими лицами.

Доверенность подписывает руководитель предприятия или иное лицо, которое осуществляет управление юрлицом в соответствии с законом и уставом (п. 4 ст. 185.1 Кодекса).

Среди обязательных реквизитов, которые должны присутствовать в доверенности, — дата ее выдачи. Если этой информации нет, то, согласно п. 1 ст. 186 Кодекса, такая доверенность считается ничтожной. Если не указан срок действия документа, то по умолчанию он равен году с даты выдачи.

Некоторые доверенности, выданные на совершение ряда действий (таких как, к примеру, подача заявления на госрегистрацию сделок, заключение договора, требующего нотариального удостоверения), должны быть заверены у нотариуса (п. 1 ст. 185.1 Кодекса). Если в нотариальной доверенности, которая выдана для совершения действия за пределами РФ, не указан срок действия, то она считается действующей до ее отмены (п. 2 ст. 186 Кодекса).

Подробнее о том, как оформляется доверенность, читайте в статье «Доверенность на представление интересов юридического лица».

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Правовые последствия подписания договора по доверенности

Сделка, совершенная лицом по доверенности от имени юридического лица, считается действительной, если подписант не вышел за рамки полномочий. Так, согласно п. 1 ст. 174 Кодекса, сделка будет признана недействительной, если:

  • на полномочия, упомянутые в доверенности, установлены ограничения законом или в уставе;
  • уполномоченное лицо при подписании договора по доверенности вышло за пределы этих ограничений.

Например, в уставе может быть прописано, что директор имеет право самостоятельно заключать сделки до 2 миллионов рублей. Если сумма выше, то ему на совершение сделки необходимо получить разрешение участников общества. В таком случае, если директор выдал доверенность на заключение сделки на сумму 3 миллиона рублей без разрешения участников, а уполномоченное лицо подписало этот договор, значит, оно вышло за пределы установленных владельцами компании ограничений. Впоследствии в судебном порядке заключенная сделка будет признана недействительной.

Если сделка заключена уполномоченным компанией представителем в ущерб интересов этого юридического лица, она может, согласно п. 2 ст. 174 Кодекса, быть в судебном порядке признана недействительной. Истцом в этом споре имеет право выступать юридическое лицо, которое представлял уполномоченный представитель. Основанием для спора является доказательство того факта, что вторая сторона по сделке знала о явном ущербе для представляемого юрлица.

Образец договора, подписываемого по доверенности

В том случае если договор подписывает представитель по доверенности, то несколько изменяется текст документа. В частности, во вступительной части прописывается уполномоченное лицо и указывается на документ — основание для представительства. В заключительной части договора, там, где должны быть подписи сторон, указывается информация о представительстве и Ф.И.О. уполномоченного лица.

Образец договора по доверенности от юридического лица (фрагмент, содержащий информацию о заключении его по доверенности) может выглядеть так:

«ООО “Торкар” в лице директора Сыча А. П., действующего на основании устава, именуемое далее “Продавец”, с одной стороны и ООО “Смогтраст” в лице представителя Семена О. И., действующего на основании доверенности № 5 от 03.04.2018, именуемое далее “Покупатель”, с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем…».

***

Юридическое лицо может оформить доверенность на любое физлицо с той целью, чтобы оно выступило представителем и заключило сделку от его имени. Доверенность подписывает руководитель предприятия и заверяет печатью (при ее наличии). Среди обязательных атрибутов — дата выдачи, а обязательных условий — соблюдение установленных собственниками компании или законом ограничений.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Договор».

В этой части речь пойдет об элементарных правилах подписи документов, которые избавят вас в дальнейшем от головной боли и визитов в суд
Факсимиле
В двух словах факсимиле – это штамп чьей-либо подписи. А это значит, что воспользоваться им сможет кто угодно. И дело тут даже не в том, как и у кого будет храниться факсимиле. При нынешней простоте изготовления штемпельной продукции, о которой мы уже писали в статье, посвященной этой проблеме, изготовить чьё-либо факсимиле не составит никакого труда, используя для этого копию подписи. Бесспорно, что факсимиле очень удобно при визировании большого числа документа, или на случай временного отсутствия руководителя, но вопросы безопасности бизнеса не должны перекрываться вопросами удобства. Выход очень простой: не использовать факсимиле. С точки зрения законодательства, использование факсимильной подписи допускается только по соглашению сторон (ч. 2 ст. 160 ГК РФ). Если вам предлагают подписать договор, в котором содержится условие о юридической силе факсимильной подписи, то такое условие следует исключить. Если предлагается подписать какой-либо двухсторонний документ (акт, товарно-транспортная накладная и др.) и вторая сторона использовала для подписи факсимиле, то необходимо аннулировать такой документ и потребовать подписания нового, при условии, что между вами не было ранее соглашения об использовании факсимиле. В дополнение ко всему вышесказанному приведем один документ:
Письмо
министерства РФ по налогам и сборам от 1 апреля 2004 г. N 18-0-09/000042@
В связи с поступающими запросами по использованию факсимиле подписи в работе налоговых органов Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
В соответствии со статьей 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования при совершении сделок допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Учитывая, что данный порядок не установлен действующим законодательством, использование факсимиле допускается только при взаимном соглашении сторон.
Кроме того, факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия.
Учитывая изложенное, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам запрещает использовать факсимиле подписи должностных лиц территориальных налоговых органов в основной деятельности.
Полагаю, данный документ в комментариях не нуждается.
Правильно подписываем договор
Допустим, вы достигли соглашения по всем пунктам договора, осталось его только подписать. Часто приходится видеть многостраничный документ, скрепленный лишь скобой степлера и подписью на последней странице, причем речь часто идет о договорах на довольно серьезные суммы. Потом, уже в суде выясняется, что тексты договоров не совпадают. Чтобы таких недоразумений с вами не случалось заведите себе в привычку подписывать многостраничные документы на всех листах и требуйте этого от контрагента. Допускается также прошивка документа с проставлением в месте прошивки подписей и печатей обеих сторон.
В заключение
Как видно из всего вышесказанного, для того, чтобы обезопасить себя при подписании документов, необходимо соблюдать элементарные правила, при этом не требуется каких-либо сложных степеней защиты и применения спецсредств.

Добрый день!

В статье про договор для фрилансеров не написано, как «подписать» договор удаленно. Я нахожусь на Бали, а заказчик — в Мурманске. Доставка почтой нереальна, заказывать «Ди-эйч-эль» — лишние расходы денег и времени.

Что нужно прописать в договоре, чтобы потом с ним идти в суд? Опустим момент перелета Бали — Россия.

Валентин

Валентин, здравствуйте!

Кристина Фролова юрист

Только после просмотра фотографий с Бали и поиска дешевых билетов Москва — Денпасар смогли подготовить ответ 🌊.

По закону договор в письменной форме можно заключить, обменявшись документами по обычной почте, телеграфу, телефону или электронной почте, если понятно, что документ направила именно сторона договора.

Использование факсимильной подписи, электронной подписи или другого аналога собственноручной подписи допускается, если стороны согласовали ее использование.

Поэтому вы можете заключить договор, обменявшись его подписанными сканами по электронной почте. Предварительно в договор необходимо включить пункт, что вы признаете юридическую силу такого обмена, и указать адреса электронной почты, которые будут подтверждать подписание договора уполномоченным лицом.

Схема следующая.

Включите в договор пункт про электронную подпись

Чтобы подписать договор по электронной почте, включите в него, например, такой пункт:

Настоящий Договор, дополнительные соглашения, приложения и акты к нему могут быть подписаны Сторонами путем обмена их сканированными подписанными копиями по электронной почте:

  • от Подрядчика с электронного адреса ;
  • от Заказчика с электронного адреса .

Документы, направляемые с указанных адресов Сторон, считаются подписанными простой электронной подписью — электронным адресом. Стороны подтверждают получение писем путем ответа на них с указанных адресов.

Стороны признают юридическую силу за электронными письмами и признают их равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью.

Обязательно укажите, какие электронные адреса являются простой электронной подписью и подтверждают заключение договора уполномоченным лицом.

Распечатайте, распишитесь, отсканируйте и направьте

После этого, чтобы заключить договор, распечатайте его, распишитесь, отсканируйте и направьте заказчику с того адреса электронной почты, который указан в договоре.

Заказчик же должен распечатать скан договора с вашей подписью, расписаться, отсканировать и направить вам.

Вы с заказчиком обязательно должны обменяться подписанными сканами именно с тех адресов, которые указаны в договоре. Иначе впоследствии договор могут признать незаключенным.

Совет

Если чувствуете, что клиент проблемный, лучше согласуйте расходы на обмен бумажными подписанными оригиналами через «Ди-эйч-эль» или любую другую курьерскую службу, чтобы наверняка. Хотя, конечно, никто не застрахован, что проблемный клиент не начнет доказывать в суде, что синяя подпись и печать вовсе не его.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *