Оперативное управление имуществом

Содержание

Перечень документов, необходимых для решения вопроса об изъятии – закреплении федерального имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения (оперативного управления)

Перечень документов, необходимых для решения вопроса об изъятии – закреплении федерального имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

Для организаций, у которых происходит изъятие имущества.

1. Обращение заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация (в отношении объектов движимого имущества – обращение уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация), на имя руководителя Территориального управления об изъятии федерального имущества из оперативного управления (хозяйственного ведения) и его закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за другим юридическим лицом* или подведомственными организациями.

К обращению необходимо приложить:

1.1. Письменное согласие организации – балансодержателя на прекращение права хозяйственного ведения или изъятие из оперативного управления с указанием перечня объектов недвижимого (движимого) имущества, предлагаемых к изъятию, на дискете и бумажном носителе по следующей форме (Приложение и № 2):

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

п/п

Наименование и характеристика основных средств, подлежащих изъятию у (наименование юридического лица**)

Инвентарный/ заводской номер

Количество

Балансовая стоимость

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

п/п

Наименование юридических лиц,** за которыми закрепляются основные средства, в порядке изъятия у (наименование юридического лица**)

Наименование и характеристика основных средств,*** подлежащих закреплению

Инвентарный/ заводской номер

Количество

Балансовая стоимость

(заверенные печатью и подписью уполномоченного лица копии).

При этом в обращении необходимо подтвердить, что указанное имущество находится на балансе юридического лица, у которого оно изымается, не заложено, не обременено правами третьих лиц, в споре и под арестом, иным запрещением не состоит.

1.2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, о включении в ЕГРЮЛ.

1.3. Копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе (ИНН).

1.4. Копия Устава (Положения).

1.5. Документы, подтверждающие полномочия руководителя организации (приказ о назначении, копия трудового договора, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.).

1.6.Инвентарные карточки.

1.7.Справка о балансовой стоимости каждого объекта недвижимого (движимого) имущества.

1.8. Выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о недвижимом имуществе (в отношении движимого имущества – выписка из реестра федерального имущества о внесении в реестр федерального движимого имущества, балансовая стоимость которого 100 тыс. руб. и более).

1.9. Копия технического паспорта, плана недвижимого имущества (с описанием), паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, если предметом обращения является изъятие недвижимого имущества, транспортных средств.

1.10. Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения (оперативного управления) на объекты недвижимого имущества, выписку из ЕГРП о наличии (отсутствии) записи о правах на данное имущество, либо иные правоустанавливающие документы.

1.11. Иные документы и информацию по требованию Территориального управления.

Для организаций, у которых происходит закрепление имущества.

2. Обращение заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация (в отношении объектов движимого имущества – обращение уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация), на имя руководителя Территориального управления о закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за юридическим лицом* в порядке их передачи от юридического лица или вышестоящей организации в соответствии с п. 1 данного перечня, с указанием перечня имущества, подлежащего закреплению. При наличии возможности указать исх. № и дату письма передающей организации.

К обращению необходимо приложить информацию и заверенные копии документов:

2.1. Письменное согласие организации на закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления с указанием перечня объектов недвижимого (движимого) имущества, предлагаемых к закреплению.

2.2. Перечень имущества, подлежащего закреплению, если эти данные отсутствуют в обращении.

2.3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, о включении в ЕГРЮЛ.

2.4. Свидетельство о постановке на налоговый учет.

2.5. Устав (Положение).

2.6. Документы, подтверждающие полномочия руководителя организации (приказ о назначении, копия трудового договора, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.).

2.7. Штатное расписание (при закреплении недвижимого имущества).

2.8. Иные документы и информацию по требованию Территориального управления.

ВНИМАНИЕ!

* юридические лица должны иметь федеральную форму собственности и должны быть зарегистрированы в реестре федерального имущества, которое на территории Ульяновской области ведет Территориальное управление, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»;

** наименование должно соответствовать полному наименованию юридического лица, согласно Устава (Положения);

*** наименование и характеристика основных средств (почтовый адрес недвижимого имущества) должны соответствовать сведениям, указанным в инвентарной карточке, по недвижимому имуществу – также данным технического паспорта и реестра федерального имущества.

Каков порядок изъятия имущества, находящегося в оперативном управлении некоммерческой организации (далее — НКО), собственником — учредителем общественного учреждения (имущество передано в оперативное управление одним из учредителей (юридическое лицо) при создании НКО)?

4 июля 2018

В соответствии с п. 9 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ со дня вступления этого закона в силу (1 сентября 2014 года) к ранее созданным общественным учреждениям применяются положения ГК РФ о частных учреждениях.
Из п. 2 ст. 296 ГК РФ следует, что собственник имущества учреждения вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением. Изъятым имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
Законодательство не содержит норм, регулирующих процедуру изъятия собственником имущества, закрепленного за частным учреждением. Так, из закона не следует, что собственник обязан документально обосновать наличие указанных выше оснований для изъятия имущества. Однако в случае обжалования учреждением соответствующего решения собственника бремя доказывания наличия таких оснований лежит на собственнике (п. 41 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).
Вопрос о возможности отчуждения учредителем закрепленного за общественным учреждением имущества без его предварительного изъятия является не вполне определенным. С одной стороны, часть пятая ст. 35 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон N 82-ФЗ) допускает переход к другому лицу права собственности на такое имущество. Однако право учредителя распорядиться этим имуществом данной нормой прямо не предусмотрено. Как и в п. 2 ст. 296 ГК РФ, такое право учредителя установлено лишь в отношении изъятого имущества (смотрите часть четвертую ст. 35 Закона N 82-ФЗ).
Таким образом, можно предположить, что в части пятой ст. 35 Закона N 82-ФЗ речь идет об иных, помимо отчуждения, случаях перехода права собственности на закрепленное за учреждением имущество (например, в связи с реорганизацией учредителя).
Какой-либо правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили. В связи с этим можно лишь отметить, что с точки зрения общих норм гражданского законодательства до изъятия у учреждения имущества по предусмотренным законом основаниям собственник не вправе распоряжаться этим имуществом (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).
Возможности выхода учредителя из общественного учреждения, созданного несколькими лицами, с возвратом ранее переданного учреждению имущества, законодательство не предусматривает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 13, 14, 21; № 43, ст. 5084; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 39, ст. 4542; № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6153; 2010, № 19, ст. 2278; № 31, ст. 4206; № 49, ст. 6424; 2011, № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7027, 7061; № 50, ст. 7337, 7343, 7359; 2012, № 10, ст. 1163; № 14, ст. 1552; № 24, ст. 3072; № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1646, № 27, ст. 3477, № 52, ст. 6982; 2014, № 23, ст. 2937, № 26, ст. 3388, № 26, ст. 3406, № 30, ст. 4218, 4256, 4264) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 13, ст. 1511; 2014, № 46, ст. 6369) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядок предоставления служебных жилых помещений в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова.

Министр А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 января 2015 г.
Регистрационный № 35547

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 13, 14, 21; № 43, ст. 5084; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 39, ст. 4542; № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6153; 2010, № 19, ст. 2278; № 31, ст. 4206; № 49, ст. 6424; 2011, № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7027, 7061; № 50, ст. 7337, 7343, 7359; 2012, № 10, ст. 1163; № 14, ст. 1552; № 24, ст. 3072; № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1646, № 27, ст. 3477, № 52, ст. 6982; 2014, № 23, ст. 2937, № 26, ст. 3388, № 26, ст. 3406, № 30, ст. 4218, 4256, 4264), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 13, ст. 1511; 2014, № 46, ст. 6369) и определяет правила включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации (далее — организации), в специализированный жилищный фонд (далее — специализированный жилищный фонд организации), правила исключения жилого помещения из данного фонда, а также правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда организации в пользование работникам организации.

2. Специализированный жилищный фонд организации состоит из служебных жилых помещений (далее — служебные жилые помещения организации).

3. Служебные жилые помещения организации предоставляются в пользование работникам организации, не обеспеченным жилыми помещениями по месту работы в соответствующем населенном пункте, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

4. Служебные жилые помещения организации не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком.

II. Порядок включения (исключения) жилых помещений в специализированный жилищный фонд организации

5. Включению в специализированный жилищный фонд организации подлежат жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, переданные организации в оперативное управление (хозяйственное ведение).

6. Включению в специализированный жилищный фонд организации в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовым договором найма служебного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6, ст. 697) (далее — Правила, Типовой договор, Постановление) подлежат жилые помещения в виде отдельной квартиры, пригодной для постоянного проживания граждан (отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенной применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

7. Включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд организации не допускается, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в собственности Российской Федерации жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

8. Решения Минфина России о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд организации с отнесением жилого помещения к служебному жилому помещению организации, об исключении жилого помещения из указанного фонда принимаются на основании следующих документов, предусмотренных пунктом 13 Правил:

— заявление, подписанное руководителем организации, о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд организации на имя Министра финансов Российской Федерации;

— документ, подтверждающий право оперативного управления (хозяйственного ведения) на жилое помещение;

— технический паспорт жилого помещения;

— заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанное заявление рассматривается Минфином России в течение 30 дней с даты подачи документов.

9. Отнесение жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации (исключение служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда организации) осуществляется в соответствии с Правилами.

10. В случае признания служебного жилого помещения организации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6, ст. 702; 2007, № 32, ст. 4152; 2013, № 15, ст. 1796), непригодным для проживания, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, такое жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда организации.

11. Минфин России в срок, предусмотренный в пункте 8 настоящего Порядка, принимает решение об отнесении жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации либо об отказе в таком отнесении, а также об исключении жилого помещения из указанного фонда.

Отказ в отнесении жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

Решения Минфина России о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд организации с отнесением такого помещения к служебному жилому помещению, об исключении жилого помещения из указанного фонда оформляются приказом Минфина России, подготавливаемым Административным департаментом.

12. В соответствии с пунктом 14 Правил информация о принятом Минфином России решении направляется Административным департаментом руководителю организации в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Решение Минфина России об отнесении жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации (исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда организации) направляется Административным департаментом также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения указанного жилого помещения, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

III. Порядок предоставления служебных жилых помещений в организациях

13. Предоставление и использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду организации в соответствии с Постановлением.

14. Служебные жилые помещения организации предоставляются работникам организации, не обеспеченным жилыми помещениями по месту работы в соответствующем населенном пункте.

Служебные жилые помещения организации предоставляются работникам организации на срок их работы в организации, указанный в трудовом договоре.

15. Решение о предоставлении работнику организации служебного жилого помещения организации принимается руководителем организации и оформляется приказом организации.

16. Для рассмотрения вопроса и подготовки предложений о предоставлении служебного жилого помещения работник организации подает заявление на имя руководителя организации, к которому прилагаются следующие документы:

1) справка из отдела кадров организации, содержащая сведения о составе семьи работника и сроке, на который с ним заключен трудовой договор;

2) ходатайство руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник;

3) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии в собственности работника и членов его семьи жилых помещений по месту работы в соответствующем населенном пункте;

4) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту регистрации работника и членов его семьи.

17. Договор найма служебного жилого помещения заключается между организацией (Наймодатель) и работником организации (Наниматель) на основании приказа руководителя организации в соответствии с Типовым договором.

18. Передача (прием) Нанимателю служебного жилого помещения осуществляется организацией по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения.

19. Пользование Нанимателем предоставленным служебным жилым помещением осуществляется в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 5, ст. 546), и иными требованиями, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.

20. Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

21. Прекращение договора найма служебного жилого помещения осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае увольнения работника, с которым заключен договор найма служебного жилого помещения, из организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

22. Договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Наниматель служебного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма служебного жилого помещения.

Договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию Наймодателя при неисполнении Нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма служебного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях.

23. В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения Наниматель и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение, которое они занимали по данному договору. В случае отказа освободить служебное жилое помещение Наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

24. При освобождении служебного жилого помещения Наниматель обязан сдать его в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

Оперативное управление имуществом это

Право оперативного управления – это право учреждения и казенного предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Субъекты государственные казенные предприятия и учреждения.

Момент возникновения права. Возникновение и прекращение указанных вещных прав на объекты недвижимости, закрепляемые за предприятиями и учреждениями, подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п.2 ст.216 ГК вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п.2 ст.209 ГК).

Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Распоряжение имуществом казенного предприятия

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Распоряжение имуществом учреждения

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Приобретение и прекращение права оперативного управления

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 298 ГК РФ

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом .

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 299 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 2 статьи 299 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом. другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 299 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ в статью 300 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 300 ГК РФ

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Право оперативного управления имуществом это:

Право оперативного управления имуществом — право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия. Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего). Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс — все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. Столь «узкий» характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов.

Жилищная энциклопедия. — М. Гарант. Л. Ю. Грудцына. 2008 .

Смотреть что такое «Право оперативного управления имуществом» в других словарях:

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — в соответствии со ст. 217 ГК право оперативного управления является наряду с правом собственности вещным правом. Согласно ст. 277 ГК право оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества принадлежит казенному предприятию,… … Юридический словарь современного гражданского права

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — в соответствии с гражданским законодательством РФ особая разновидность вещных прав. По объему правомочий П.о.у. значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведении. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только… … Юридическая энциклопедия

Право оперативного управления — одно из вещных прав, субъектами которого в РФ могут быть казенное предприятие, а также учреждение. В отношении закрепленного за ними имущества указанные субъекты осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей… … Энциклопедия права

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. По объему правомочий значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только казенное предприятие и… … Юридический словарь

Право Оперативного Управления — право, передаваемое физическому и юридическому лицу на владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за компанией, организацией, находящейся в государственной собственности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Право оперативного управления — Разновидность вещных прав на имущество. На праве оперативного управления имущество может принадлежать казенным предприятиям, учреждениям, финансируемым собственником. В этом случае собственник имущества (Российская федерация, субъект РФ,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — – право владения, пользования и распоряжения имуществом, предоставляемое государственному предприятию и организациям в соответствии с действующим законодательством РФ … Краткий словарь экономиста

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. Может принадлежать только юридическому лицу несобственнику и заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому … Энциклопедия юриста

право оперативного управления — особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. По объему правомочий значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только казенное предприятие и… … Большой юридический словарь

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — в соответствии с гражданским законодательством РФ особая разновидность вещных прав. По объему правомочий П.о.у значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведении. В соответствии с ПС РФ субъектами П.о.у. могут быть только… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. К. П. Кряжевских. Книга является наиболее полным исследованием, в котором в комплексной монографической форме решаются задачи, имеющие существенное значение для науки гражданского права. Теоретическая ценность… Подробнее Купить за 682 грн (только Украина)
  • Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. К. П. Кряжевских. Книга является наиболее полным исследованием, в котором в комплексной монографической форме решаются задачи, имеющие существенное значение для науки гражданского права. Теоретическая ценность… Подробнее Купить за 249 руб электронная книга

Оперативное Управление Имуществом

Оперативное управление имуществом как вещное право предоставляется Гражданским кодексом РФ государственным казенным учреждениям и предприятиям. Данное право используется и в сфере государственной, и в сфере частной собственности.

Характеризуется оперативное управление имуществом такими чертами. Это право осуществляется казенными учреждения в рамках закона в соответствии с конкретными целями деятельности и назначением имущества. В отличие от собственника имущества полномочия носителя этого права имеют рамки. Их может определять собственник, который вправе распоряжаться им по собственному усмотрению или вообще изъять имущество у носителя права оперативного управления.

Субъекты, которым отводится оперативное управление имуществом. могут обладать разными статусами и быть наделены разными задачами. В связи с этим Гражданским кодексом определяются разные нормы этого права.

Как правило, государство создает казенные предприятия в наиболее важных сферах и направлениях экономической деятельности. Поэтому оно напрямую заинтересовано в том, чтобы имущественная база этих предприятий сохранялась за ними и способствовала осуществлению возложенных на них задач. Именно поэтому оперативное управление имуществом жестко регламентируется Гражданским кодексом и во многом ограничивается строгими рамками.

Собственник имущества может изъять имущество из оперативного управления в случае его нерационального использования и передать его другому предприятию по собственному усмотрению. При этом собственник имущества обладает правом определения основных направлений деятельности казенного учреждения, а также распределения получаемого им дохода.

Отчуждать и распоряжаться переданным ему на праве оперативного управления имуществом казенное предприятие может только с согласия собственника. Самостоятельно оно может лишь реализовать произведенную продукцию.

Учреждения могут быть не только государственными, но и частными. Поэтому режим права оперативного управления должен отражать особенности осуществляемых предприятием функций, возможности распоряжаться доходами и пр.

Учреждения, имеющие имущество в управлении, не может им распоряжаться самостоятельно. Однако собственники имущества несут ответственность за возможные последствия их вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, которым передают в управление имущество. Выражается это в установлении субсидиарной ответственности по обязательствам казенных, бюджетных и частных учреждений в случаях недостаточности их собственного имущества.

Кроме этого, существует и право хозяйственного ведения имуществом. Оно, как и оперативного управления, принадлежит юридическому лицу. Заключается оно в наделении полномочиями по распоряжению чужим имуществом. Назначением этих прав является создание возможностей для самостоятельного участия юридических лиц, не владеющих собственным имуществом, в гражданском обороте.

Субъектами-обладателями права хозяйственного ведения выступают государственные и муниципальные предприятия. Хозяйственное ведение имуществом и оперативное управление имуществом отличаются содержанием и объемом правомочий, получаемых их обладателями от собственников имущества.

Право хозведения – это возможность владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом, переданным собственником, в пределах, которые устанавливает закон. Права самостоятельного распоряжения недвижимым имуществом оно не дает, но при этом решения по поводу движимого имущества могут приниматься без согласия собственника. Собственник сохраняет за собой право на создание, ликвидацию или прочие подвижки в деятельности предприятия, право контроля за его имуществом, а также право получения части прибыли. Другими словами, право оперативного управления позволяет владеть и распоряжаться имуществом в соответствии с заданием собственника и назначением передаваемого в ведение имущества.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

10 загадочных фотографий, которые шокируют Задолго до появления Интернета и мастеров «Фотошопа» подавляющее большинство сделанных фото были подлинными. Иногда на снимки попадали поистине неверо.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

7 вещей, которые делают люди со скрытой депрессией Людей, которые страдают от депрессии, достаточно легко определить: они могут быть мрачными, печальными и вялыми. Но что можно сказать о тех, кто страд.

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Что такое оперативное управление имуществом

Собственник может передать своё имущество в оперативное управление другому юридическому лицу, которое после заключения соответствующего договора получит право управления имуществом, но исключительно для выполнения задач и функций, указанных собственником. Таким образом, оперативное управление – это одна из форм ограниченного вещного права. Подобная практика применялась в нашей стране еще в 60-х гг. XX века. В наши дни составление договоров оперативного управления остается актуальным, поскольку передача в оперативное управление различного имущества позволяет вовлекать в хозяйственные процессы большее число организаций. При этом благодаря делегированию прав управления имуществом его собственник может наладить более эффективное использование своих мощностей.

Передача в оперативное управление


В оперативное управление может передаваться имущество государственное, муниципальное, являющееся собственностью организации или частного лица. При этом основные признаки такого имущества должны быть следующими:

  • конкретное месторасположение и обособленность
  • невозможность перемещения
  • высокая стоимость (когда утрата такого имущества может нанести непоправимый ущерб собственнику)

В качестве примера имущества, передаваемого в оперативное управление, можно рассматривать целое предприятие. В данном случае это недвижимость со всей совокупностью имущества: движимого, недвижимого, денежными средствами, ценными вещами и т.д. Здесь договор оперативного управления предусматривает оперативное управление предприятием, как единым целым. При составлении данного документа стороны соглашения должны руководствоваться нормами ГК, НК, БК РФ, федерального законодательства, а также положениями, прописанными в актах органов местного (муниципального) самоуправления. В целом же, и направление деятельности получившей имущество на правах оперативного управления организации, и выполняемые ею функции четко определяются и жёстко ограничиваются собственником данного имущества.

Регистрация права оперативного управления

Объем полномочий, коими наделяется компания, осуществляющая оперативное управление, определяется владельцем имущества путем составления договора. После подписания этого документа обеими сторонами соглашения и изданием собственником постановления о переходе имущества в оперативное управление, право на пользование объектом переходит другому участнику сделки. Правовой статус переданного имущества меняется только после прохождения обязательной государственной регистрации права, проводимой либо по адресу нахождения имущества, либо по юридическому адресу обладателя этого права.

Прекращение права оперативного управления недвижимым имуществом

Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственная услуга) — обязательная процедура признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременении прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации в правовом кадастре в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

2. Форма оказываемой государственной услуги: частично автоматизированная.

Право собственности и другие вещные права

Собственность — это отношение между различными субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей.

  1. отношение между лицами по поводу этой вещи (по поводу присвоения вещей и нахождения их у некоторых субъектов).
  2. отношение лица к вещи как к своей;

Основным законодательным актом по этим вопросам является ГК РФ.

Гк рф статья 299

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Статья 299

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. 3.

права хозяйственного ведения и оперативного управления

Это право устанавливается федеральным законом и не может быть изменено соглашением между юридическим лицом и собственником его имущества (п.

39 постановления N 6/8). Различия в содержании этих прав предопределены особенностями правоспособности их субъектов.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее коммерческим организациям — унитарным предприятиям, шире по объему, чем право оперативного управления некоммерческих организаций — учреждений, а также казенных предприятий, которые, несмотря на то что являются коммерческими организациями, участвуют в гражданском обороте в ограниченных пределах.

В содержание права хозяйственного ведения входят правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за унитарным предприятием, с учетом следующих ограничений, установленных ГК.

Правомочие пользования в части возможности присвоения плодов и доходов от использования закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества ограничено возможностью собственника получать часть прибыли от такого использования (абз. 2 п. 1 ст. 295 ГК; ст. 17 Закона о предприятиях)

Гражданский кодекс РФ Часть 1

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. 2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Архив научных статей

Аннотация.

В статье рассматриваются основания прекращения права оперативного управления и проблемы, которые возникают у собственника и казенных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России в связи с прекращением права. Автор проводит сравнительный анализ оснований прекращения права собственности и права оперативного управления.

Рассматриваются особенности изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными учреждениями на праве оперативного управления.

Ключевые слова и фразы: прекращение права оперативного управления, право оперативного управления имуществом казенных учреждений, изъятие имущества, закрепленного на праве оперативного управления, termination of operational administration right, right of operational administration of state-owned institutions property, property confiscation assigned according to operational administration right.

Новости Ямало-Ненецкого автономного округа

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 296, 298 — 300 главы 19 Гражданского кодекса Российской Федерации с целью повышения эффективности использования муниципального имущества муниципального образования село Панаевск и распространяется на имущество, закрепляемое за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления. 2. Органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении передаваемого в оперативное управление имущества, является Администрация муниципального образования село Панаевск (далее — Администрация).

3. Муниципальное учреждение (далее — Учреждение) осуществляет в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества права владения, пользования, распоряжения этим имуществом в пределах, определяемых законом, настоящим Положением и договором о закреплении имущества на праве оперативного управления.

Прекращение права собственности

Право собственности как вещное право носит бессрочный характер.

Однако это не означает невозможности его прекращения. Собственник, реализуя правомочие распоряжения, вправе самостоятельно прекратить свое право, передав вещь в собственность другому лицу по договору (ст.

223, 224 ГК) или отказавшись от него (ст.

236 ГК) либо уничтожив вещь (п. 1 ст. 235 ГК).Отказ от права собственности допускается только для граждан и юридических лиц. Это право не распространяется на Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования.

Отказ от права оперативного управления

Имущество считается принадлежащим предприятию или учреждению, если оно закреплено за ним собственником (пункт 1 статьи 120), приобретено за счет средств, выделенных собственником для его приобретения, а также получено за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо по иным основаниям, не противоречащим закону или уставу предприятия или учреждения. 1.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия или учреждения, определения предмета и целей его деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию или учреждению имущества, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом или уставом предприятия или учреждения.

Собственник-учредитель создает субъекты оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей.

Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Обратимся к истории вопроса.

Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее – Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года.

В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость).

Право собственности — наиболее широкое по содержанию вещное право.

Как отказаться от права оперативного управления

Применительно п. 1 ст. 235 ГК РФ к прекращению хозяйственного ведения следует, что правообладатель вещного может отказаться от своего права.

Управлением Росреестра по Москве, в большинстве случаев, производилась государственная регистрация прекращения права хозяйственного ведения как при изъятии имущества по решению собственника, так и при отказе унитарного предприятия от хозяйственного ведения.

хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В статье рассмотрены отдельные основания возникновения и прекращения оперативного управления, момент возникновения оперативного управления на недвижимое имущество, возможность добровольного отказа от оперативного управления и определение момента прекращения права.

Оперативное управление, кто прав?

Гражданским кодексом предусмотрено безусловное основание прекращения права собственности — гибель или уничтожение имущества (п. 1 ст. 235). Пунктом 3 ст. 299 ГК предусмотрено, что основания прекращения собственности распространяются также на право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Следовательно, в силу самого факта сноса Вашего здания право оперативного управления прекратилось.

3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)). Пунктом 3 ст.

299 ГК РФ также предусмотрены иные способы прекращения права хозяйственного ведения имуществом по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения права собственности. Так, согласно п. 1 ст.

235 ГК РФ право собственности прекращается при: отчуждении собственником своего имущества; отказе собственника от собственности; гибели или уничтожении имущества; утрате собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Статья 299 ГК РФ

Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения собственности.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право, которое предоставляется государственным и муниципальным унитарным организациям на владение и пользование имуществом.

Право хозяйственного ведения – особое право, которое предоставляется государственным и муниципальным унитарным организациям на владение и пользование имуществом, поскольку права собственности данные юридические лица не имеют по закону. В хозяйственное ведение имущество передает собственник на основании положений гражданского законодательства, нормативных актов.

Право оперативного управления, как и передача в хозяйственное ведение, является формой ограниченного вещного права.Понятие «оперативного управления» характерно для гражданского законодательства Российской Федерации.

Передача данных прав унитарному предприятию не означает, что собственник полностью возлагает решение вопросов пользования, распоряжения, владения имуществом на юридическое лицо. Имущество, переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление, принадлежит собственнику, который участвует в организации деятельности юридического лица и распоряжается имуществом.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства:

  • момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом. Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права;
  • момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника.

Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Порядок поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника

Унитарное учреждение не может иметь права собственности, поэтому, права хозяйственного ведения и оперативного управления необходимы для функционирования данных юридических лиц. Учреждение унитарного типа является неделимым, как и имущество, переданное ему.

особенность – учреждение может использовать имущество исключительно, исходя из целей организации, по назначению, законным путем.

Порядок поступления имущества в ведение юридического лица унитарного типа регулируется нормами действующего гражданского законодательства. Особенности вещных прав унитарных предприятий регламентируются нормами главы «Приобретение права собственности» (ГК РФ).

Порядок поступления такого имущества и приобретения ограниченного вещного права подчиняется общим правилам, указанным в нормах гражданского законодательства.

Основания и порядок прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Порядок прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления регламентируется нормами гражданского законодательства. Решение о прекращении может зависеть исключительно от решения собственника.

В исключительных случаях, возможно прекращение путем конфискации, выкупа или реквизиции имущества.

Основания для прекращения права описаны в положениях Гражданского кодекса. Специальное основание – изъятие имущества по индивидуальному решению собственника на законных основаниях. Изъятие должно быть правомерным, не противоречащим нормам права.

В качестве оснований могут выступать:

  • использование имущества не по назначению предприятием;
  • имущество не используется;
  • предприятие используется переданное ему имущество с нарушениями норм законодательства.

Правомерным, согласно закону, является то изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

Например, если речь идет о заключении предприятием сделки, которая должна быть признана ничтожной.

Также вам будут полезны следующие статьи

Регистрация прекращения права оперативного управления перечень документы

Перечень необходимых документов, направляемых заявителем в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации прав, определен Законом № 122-ФЗ.

В целях государственной регистрации права оперативного управления организации (учреждения) на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций путем передачи органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика организации (в случае, если ранее указанные права не были зарегистрированы в установленном Законом № 122-ФЗ порядке), в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя (организации) на объект, может быть представлена копия решения органа, осуществляющего полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования, о закреплении объекта на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организацией.

Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы. Процедура передачи имущества Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником.

Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества. Выводы Право оперативного управления объектами недвижимости является одним из видов имущественных прав.

Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

Регистрация прекращения права оперативного управления

А мы, как Право хозяйственного ведения, право оперативного управления 2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

  • Транспорт: передача в оперативное управление

311. Подлежит ли право оперативного управления регистрации в качестве права или в качестве обременения права собственности? Указанный вопрос возник в практике ФАС СЗО (см.
постановление от 18.12.2002

Важно

NА56-21117/02) в связи с отказом в регистрации права оперативного управления за учреждением. Свой отказ регистрирующий орган мотивировал тем, что запись о таком праве вносится в соответствии с п.6 ст.12 и п.2 ст.13 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество в подразд.

III ЕГРП в качестве записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, а в конкретном случае право собственности на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано.

Хотя регистратор должен запрашивать это разрешение у органа, уполномоченного его выдавать, рекомендуем представить данный документ. Если документы на недвижимость не представлены или содержащееся в них описание не позволяет идентифицировать объекты недвижимости, в регистрации может быть отказано.

Документ о полномочиях представителя на подачу заявления Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то для подтверждения его полномочий необходимы учредительные документы либо их копии, заверенные нотариусом или самим руководителем. Рекомендуем также представить приказ, распоряжение или иной документ о назначении руководителя, однако требовать его регистратор не вправе.

Представителю собственника, учреждения либо казенного предприятия, который действует по доверенности, нужно подать оригинал и копию доверенности.

В случае осуществления на основании пункта 13 статьи 241 Бюджетного кодекса бюджетных инвестиций в объект организацией в рамках полномочий государственного заказчика, переданных ей органом власти, не осуществляющим в отношении указанной организации функции и полномочия учредителя или права собственника имущества Российской Федерации, предложение о закреплении объекта в оперативное управление в соответствующий федеральный орган исполнительной власти может быть представлено органом власти, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком, либо на основании письменного согласия указанного органа — организацией. Для консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г.

Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд. Порядок регистрации прав Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление.

Внимание

Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено.

При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи. Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг.

Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка. Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Документы необходимые для прекращения права оперативного управления

Административного регламента по регистрации недвижимости). по почте; Документы отправляются в Росреестр, территориальный орган Росреестра, его отдел или филиал кадастровой платы заказным письмом с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Установлены следующие специальные требования к составу и форме документов: 1) необходимо нотариально заверить подпись лица на заявлении, а также доверенность заявителя; 2) к пакету документов нужно приложить копию документа, удостоверяющего личность заявителя; 3) следует нотариально заверить сделку, на основании которой возникает право, и доверенность, если эта сделка совершена представителем, действующим на основании доверенности. с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Прекращение права оперативного управления на объект недвижимости

Если имущество, которым наделено НКО на праве оперативного управления, обслуживается или перемещается только в рамках некоммерческой деятельности, то никаких особенностей с точки зрения учета, связанных со статусом такого имущества, не возникает. Однако в связи с тем, что НКО для достижения своих уставных целей используют не только средства от целевых поступлений, но осуществляют и деятельность, приносящую доход, необходимо учитывать целый ряд нюансов, появляющихся в учете и налогообложении этих активов.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Ограниченные вещные права

Категория «вещные права» охватывает не только право собственности, но и некоторые другие права.

Право собственности является наиболее широким по содержанию вещным правом (три правомочия собственника — владеть, пользоваться и распоряжаться). Ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь .

у которой уже есть собственник, поэтому правомочия обладателя вещного права отличаются от правомочий собственника: здесь правомочия обладателя вещного права ограничиваются возможностью владеть и пользоваться вещью в том или ином отношении; распоряжаться данной вещью можно только с согласия собственника и в рамках предоставленных им полномочий.

В случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, по решению: 1) органа государственной власти субъекта Российской Федерации * в отношении земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, которые подлежат в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передаче для формирования имущества Фонда.

Зк рф, статья

Документы Зк рф, статья 56.11.

Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд Зк рф, статья 56.11.

Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд

Порядок проведения государственной регистрации

03 октября 2018г.

Ступинским городским судом Московской области было вынесено решение о признании права собственности нашей клиентки Финогеновой Галины Алексеевны на три земельных участка площадью 25 га, жилой дом 1961г. постройки с хозяйственными сооружениями и денежные средства, оставшиеся после смерти ее брата. Работа над делом продолжалась с февраля 2015г.***30 сентября 2018г.

были получены документы из Росреестра Заокского района Тульской области — договор дарения земельного участка и выписка о регистрации перехода права собственности — по делу нашей клиентки Петрашевской Анны Евгеньевны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *