Независимая медико социальная экспертиза

Содержание

Медико-социальная экспертиза, независимая медико-социальная экспертиза

Понятие «Медико-социальная экспертиза»:

Медико-социальная экспертиза (независимая медико-социальная экспертиза, судебная медико-социальная экспертиза, экспертиза инвалидности) – это комиссионная медицинская экспертиза, целью которой является установление группы инвалидности, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости лица в реабилитационном и восстановительном лечении, специальном или общем уходе.

Правовой статус:

Медико-социальная экспертиза проводится в рамках комиссионной судебно-медицинской экспертизы, с участием врача – судебно-медицинского эксперта, врача по медико-социальной экспертизе и врачей клиницистов (хирурги, терапевты, неврологи, кардиологи, рентгенологи и другие).

Виды независимых медико-социальных экспертиз:

Также как и другие судебно-медицинские и медицинские экспертизы, независимая медико-социальная экспертиза, может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц, либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста;
  • судебной (медико-социальная экспертиза для суда, судебная медико-социальная экспертиза), т.е. проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта.

Стоимость медико-социальной экспертизы Вы можете узнать ниже, либо в разделе Стоимость медико-социальной экспертизы.

Вопросы медико-социальной экспертизы Вы можете узнать в соответствующем разделе нашего сайта – Вопросы для медико-социальной экспертизы.

Цели и задачи медико-социальной экспертизы:

  • определение заболеваний, при которых необходимо установление инвалидности;
  • установление группы инвалидности;
  • определение обоснованности либо необоснованности «снятия» группы инвалидности;
  • установление причин инвалидности;
  • определение и установление категории «ребенок-инвалид»;
  • определение степени утраты профессиональной трудоспособности; (см. подробно раздел Утрата профессиональной трудоспособности);
  • определение нуждаемости лица в общем уходе;
  • определение нуждаемости лица в специальном уходе;
  • определение нуждаемости лица в медицинском уходе;
  • определение нуждаемости лица в реабилитационных мероприятиях;
  • определение нуждаемости лица в восстановительном лечении;
  • определение нуждаемости лица в санаторно-курортном лечении;
  • рецензирование медико-социальных экспертиз и исследований.
  • решение других вопросов, требующих познаний в области медицины и медико-социальной экспертизы.

В каких случаях назначается и проводится независимая медико-социальная экспертиза:

Проведение медико-социальной экспертизы в Москве и на территории Российской Федерации, возможно как на этапе досудебного урегулирования (досудебная медико-социальная экспертиза), так и на этапе судебных разбирательств (судебная медико-социальная экспертиза). В жизни, нередки случаи необоснованного отказа органами проводящими медико-социальную экспертизу, лицам в получении группы инвалидности либо неправильного установления группы инвалидности. Нередки случаи необоснованных отказов государственными органами медико-социальной экспертизы, лицам нуждающимся в общем, специальном либо медицинском уходе, в длительных реабилитационных и восстановительных мероприятиях, либо в санаторно-курортном лечении, по состоянию здоровью.

Попадая в столь сложные ситуации, людям приходится искать истину и справедливость в независимой судебной медико-социальной экспертизе.

Наш Центр проводит все виды медико-социальных экспертиз!

Проводя независимую экспертизу инвалидности в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на полноту и объективность исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов и специалистов, высокий уровень и качество выполненной работы.

Особенностью нашего экспертного Центра, является то, что для проведения судебных медико-социальных экспертиз, в Центре имеются врачи всех клинических специальностей (хирурги, травматологи-ортопеды, терапевты, неврологи, кардиологи, онкологи, акушеры-гинекологи, рентгенологи и др.), в отличии от других экспертных центров, где имеются только врачи по медико-социальной экспертизе либо врачи судебно-медицинские эксперты!

Для проведения медико-социальных экспертиз, в нашем Центре имеются врачи следующих клинических специальностей:

  • акушер-гинеколог
  • анестезиолог-реаниматолог
  • врач ультразвуковой диагностики
  • врач функциональной диагностики
  • гематолог
  • дерматовенеролог
  • кардиолог
  • клинический фармаколог
  • медико-социальный эксперт
  • невролог
  • нейрохирург
  • неонатолог
  • онколог
  • ортодонт
  • оториноларинголог (ЛОР-врач)
  • офтальмолог (окулист)
  • оптометрист
  • патологоанатом
  • педиатр
  • пластический хирург
  • пульмонолог
  • радиолог
  • рентгенолог
  • сексолог
  • стоматолог (стоматолог-терапевт, стоматолог-хирург, стоматолог-ортопед)
  • терапевт
  • травматолог-ортопед
  • трансфузиолог
  • уролог
  • уролог-андролог детский
  • физиотерапевт
  • фтизиатр
  • хирург
  • хирург детский
  • челюстно-лицевой хирург
  • эндокринолог

Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении медико-социальной экспертизы в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Гарантийным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену медико-социальной экспертизы медицинских.

Подробно ознакомиться с условиями проведения медико-социальных экспертиз в нашем Центре, узнать стоимость экспертизы, получить письменную или устную консультацию, заказать независимую экспертизу инвалидности или провести рецензию медико-социальной экспертизы, Вы можете по телефонам:

8-916-145-00-27 – рабочие дни (с 10:00 до 18:00) выходные и праздничные дни (с 12:00 до 20:00)

8-926-235-08-85 – рабочие дни (с 10:00 до 18:00)

либо по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Также Вы можете воспользоваться онлайн-формой обращения:

Стоимость медико-социальной экспертизы:

Стоимость медико-социальной экспертизы

(ориентировочная)

— однородная медико-социальная экспертиза (один эксперт)

— от 25 тыс. рублей.

— комиссионная медико-социальная экспертиза (минимум два эксперта)

— от 45 тыс. рублей

— рецензия экспертизы инвалидности

— от 25 тыс. рублей

— консультация (устная)

— от 6 тыс. рублей

— консультация (письменная)

— от 8 тыс. рублей

— участие эксперта (специалиста) в суде (г. Москва)

— от 8 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению)

— участие эксперта (специалиста) в суде (Московская область)

— от 12 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению)

— участие эксперта (специалиста) в суде (г. Москва)

— от 12 тыс. рублей (1 заседание, без подготовки заключения)

— участие эксперта (специалиста) в суде (Московская область)

— от 15 тыс. рублей (1 заседание, без подготовки заключения)

— участие эксперта (специалиста) в суде (другие регионы)

— договорная, но не менее 20 тыс. рублей (1 заседание)

— помощь эксперта в составлении искового заявления

— от 10 тыс. рублей

Стоимость медико-социальной экспертизы может значительно варьировать, но при этом Цены на подобные экспертизы в нашем Центре значительно ниже, чем в других учреждениях.

Общая информация по проводимым независимым экспертизам Многопрофильного Центра судебных экспертиз и криминалистики, представлена на Главной странице сайта и в разделе Виды экспертиз..

Подробная профессиональная характеристика экспертов и специалистов нашего Центра указана в разделе Эксперты.

Медико-социальная экспертиза – это исследование состояния здоровья граждан, которое инициируется для установления инвалидности.

Проводится она в государственном бюро экспертиз, а также может быть поручена независимым экспертным центрам в случае необходимости уточняющих данных или проверки правильности первоначального заключения. Ее выполняют стационарно, однако можно провести и на дому, если состояние здоровья человека не позволяет ему свободно перемещаться.

Описание процедуры медицинской социальной экспертизы

Центр медицинских экспертиз МЦЭО выполняет медико-социальную экспертизу на основании анализа множества критериев – психологических, социально-бытовых, трудовых и т.д. Инициировать исследование может сам гражданин или его законный представитель. Для этого нужно оформить соответствующее заявление и приложить к нему копии медицинской документации, которая подтверждает наличие заболеваний, повлекших инвалидность.Чтобы определить является ли человек инвалидом или нет, достаточно большинства голосов членов медицинской комиссии. Все данные заносятся в протокол, по которому впоследствии оформляется акт. Также могут быть инициированы различные дополнительные исследования:

  • Медицинское обследование в реабилитационном центре
  • Заключение от вышестоящих инстанций
  • Предоставление необходимых сведений сверх того, что было доведено к сведению членов комиссии
  • Описание профессиональной деятельности
  • Данные о социальном положении человека

Медико-социальная экспертиза по инвалидности

При заболеваниях, приводящих к стойкой утрате трудоспособности, нарушению самообслуживания, потребности в реабилитации лечащий врач может дать направление на комиссию, чтобы оформить инвалидность. Одни пациенты с обидой относятся к такому предложению, другие с охотой идут на освидетельствование. Но не все имеют правильное представление о том, в чем заключается медико-социальная экспертиза по инвалидности, какие документы для нее готовят, что могут спросить врачи у больного, на какие сроки оформляют группу.

Уровни организации и функции МСЭ

Медико-социальная экспертиза (или МСЭ, МСЭК) – учреждение от Министерства труда и социальной защиты РФ. Ранее эта организация носила название ВТЭК – врачебно-трудовая экспертиза и являлась подразделением Министерства здравоохранения. Структура МСЭ имеет три уровня по территориальному принципу:

  • районные, городские бюро. Большая часть экспертных решений выносится на этом уровне;
  • МСЭ федеральных объектов. Эти бюро контролируют деятельность городских филиалов, рассматривают сложные и конфликтные случаи, влияют на решения подчиненных им бюро;
  • федеральное бюро МСЭ проверяет деятельность подразделений объектов федерального значения, реже занимается контролем и обжалованием экспертных решений городских и районных филиалов.

Учреждение выполняет следующие функции:

  • проводит экспертизу стойких ограничений жизнедеятельности граждан;
  • выявляет факт стойкой утраты трудоспособности и рассчитывает, на сколько процентов человеком она утрачена;
  • устанавливает инвалидность: определяет время наступления, дает группу на определенный срок;
  • занимается разработкой индивидуальной программы реабилитации инвалидов (виды, объем лечебной, социальной помощи, сроки оказания);
  • решает вопрос о необходимости профессиональной реабилитации для пострадавших на производстве;
  • устанавливает причины, приведшие к смерти инвалида или лица на военной службе, производстве для назначения социальной помощи членам семьи умершего;
  • определяет, нуждаются ли члены семьи призываемого по контракту лица в постоянном постороннем уходе;
  • направляет в военкоматы информацию о признании инвалидами лиц призывного возраста;
  • консультирует пациентов, их родственников по вопросам МСЭ.

Также МСЭ выполняет статистическую функцию, учитывая количество инвалидов на своей территории, составляет банк данных

Филиалы МСЭ различаются по своей направленности: так, выделяют детскую и взрослую комиссию. В крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге – есть специализированные отделения. Пациентов могут направить в онкологическое, психиатрическое, пульмонологическое, кардиологическое, фтизиатрическое бюро МСЭ.

Состав специалистов в комиссии различается в зависимости от ее профиля. Кроме врачей, в бюро есть водитель для транспортировки членов МСЭ на дом к больному или в стационар. Регистрацию документов, сбор общей информации у пациентов осуществляют секретари.

Критерии инвалидности

После выхода приказа Минтруда от 17.12.2015 внесены изменения в методику определения групп инвалидности МСЭ и выведены новые критерии оценки утраты здоровья в процентах. Используется диапазон 10–100%. Согласно новым критериям выделяют 4 степени стойких нарушений. Подробная информация приведена в таблице ниже:

Степень утраты, проценты Выраженность нарушения функции Группа инвалидности
1 степень — утрата функции в интервале от 10 до 30 % стойкие незначительные нарушения Человеку откажут в группе инвалидности
2 степень — утрата от 40 до 60% функции стойкие умеренные нарушения Ограничения соответствуют 3 группе инвалидности
3 степень – утрата до 70-80% функции стойкие выраженные нарушения Больной может претендовать на 2 группу инвалидности
4 степень – утрата 90-100% функции инвалид нуждается в постоянном постороннем контроле Оформление 1 группы инвалидности

Комиссия оценивает нарушение следующих показателей: способности к общению, передвижению, обучению, труду, контролю поведения, ориентации и самообслуживанию. Детей относят к категории «ребенок-инвалид» при утрате от 40 до 100% функции. Первоначально МСЭ выявляет максимальную утрату той или иной функции в процентах, затем уточняет, есть ли другие нарушения, которые могут повлиять на этот показатель. При их обнаружении возможно повышение максимального нарушения функций на величину до 10%.

Например, пациент перенес инсульт с нарушением способности к передвижению. Он также страдает сахарным диабетом с поражением органов зрения и выраженными изменениями личности. Таким образом, нарушаются функции самообслуживания, контроля поведения и ориентации. Этот больной получит больший процент при установке инвалидности, чем тот, у которого нет такой сопутствующей патологии.

Сбор документов на комиссию

Пациенты с хроническими заболеваниями должны знать, куда следует обращаться для направления на МСЭ. Если человек находится на лечении в стационаре или в поликлинике, необходимо спросить у своего врача о дальнейшем прогнозе. Лицам трудоспособного возраста с официальным местом работы выдают больничный лист на 4 месяца. Ближе к истечению этого срока больного осматривает комиссия медицинского учреждения, в котором он проходит лечение.

При благоприятном трудовом прогнозе больничный лист продлевают, а при сомнительном или неблагоприятном – пациенту рекомендуют получить направление на МСЭ. При согласии пациент проходит дополнительные обследования по стандартам. В амбулаторных условиях он самостоятельно посещает специалистов и приносит заключения тому врачу, который будет направлять его на МСЭ.

Больной может отказаться от прохождения комиссии. В таком случае он будет выписан к труду с соответствующей пометкой в листе нетрудоспособности

Если больной находится на стационарном лечении и не может быть выписан в течение длительного времени (туберкулез, психические, онкологические заболевания), то само медицинское учреждение готовит документы на комиссию, вызывая на себя всех консультантов. Пациент может самостоятельно за свои средства или бесплатно пройти обследования в большем объеме, чем рекомендует лечащий врач.

Такое решение оправдано при невозможности льготного назначения дорогостоящих методик исследования, которые смогли бы дать больше информации о состоянии здоровья (магнитно-резонансная томография, суточное ЭКГ-мониторирование). Пациенты нетрудоспособного возраста также получают лечение и наблюдаются у врача в течение 4 месяцев. Исключение составляют единичные случаи, когда больные нуждаются в обеспечении техническими или гигиеническими средствами реабилитации при явно неблагоприятном прогнозе для жизни и здоровья.

Перед направлением на МСЭ пациент проходит внутреннюю комиссию в том медицинском учреждении, где фактически получает помощь. По ее результатам осуществляется сбор документов. Также комиссия учреждения может порекомендовать дополнительные обследования. К общим бумагам для трудовой экспертизы относят:

  • паспорт гражданина РФ;
  • медицинский полис и СНИЛС (оригинал и копии);
  • производственная характеристика и трудовая книжка (оригинал и копии) для работающих граждан;
  • справка о доходах;
  • справка и характеристика из школы, вуза, техникума для учащегося;
  • заявление на освидетельствование;
  • направление на МСЭ установленной формы;
  • выписки из медицинской документации, результаты обследований.

При получении болезни или увечья во время выполнения трудовой деятельности или нахождения в армии прилагают акты установленной формы о несчастном случае на производстве или заболевании во время военной службы. При повторном освидетельствовании к документам прилагают справку МСЭ и ИПРА (индивидуальную программу реабилитации) с отметками о выполнении реабилитационных мероприятий и печатями соответствующих организаций.

При оформлении документов ребенку до 15 лет заявление заполняет опекун или один из родителей. Он же готовит свидетельство о рождении и свой паспорт (оригиналы и копии), документы об установлении опеки. Для детей до 18 лет также потребуют подробную характеристику на ученика – описание поведения, общения и адаптации в коллективе, уровень успеваемости, заключение психолога, заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), документы о полученном образовании.

Как проходит освидетельствование

После сбора всего комплекта документов пациента направляют на МСЭ. Порядок прохождения комиссии может различаться в зависимости от состояния больного. Транспортабельные пациенты самостоятельно записываются на освидетельствование и являются по адресу филиала с пакетом документов. Больные, находящиеся на длительном стационарном лечении, проходят комиссию непосредственно в отделении. С этой целью бюро планирует дни заседаний в стационарах.

Тяжелые нетранспортабельные пациенты, находящиеся под наблюдением участкового врача, проходят МСЭ на дому. Для этого формируется выездная бригада с тем составом экспертов, которого будет достаточно для вынесения решения. В исключительных случаях инвалидность устанавливается МСЭ заочно. При самостоятельном обращении на трудовую комиссию пациенту назначают дату освидетельствования.

От момента заполнения направления на МСЭ до даты комиссии должно пройти менее 30 дней, в противном случае медицинские документы будут просрочены.

Порядок прохождения МСЭ при личном обращении

При явке на МСЭ пациент или его представитель заполнит заявление на освидетельствование и согласие на обработку персональных данных. Секретарь уточнит некоторые вопросы и занесет информацию о больном в компьютерную базу. Пациента по очереди пригласят на беседу. Состав экспертов зависит от основного и сопутствующего заболеваний. После беседы и осмотра комиссия попросит больного выйти. Совещание экспертов происходит в его отсутствие.

При повторном прохождении инвалид может записаться на комиссию за 2 месяца до даты, указанной в справке МСЭ

Секретарь МСЭ приглашает пациента вернуться в помещение. Лицу сообщают, признали ли его инвалидом, какую группу ему оформляют. Также будет озвучен срок утраты трудоспособности, рекомендации по проведению реабилитационных мероприятий. В случае отказа в оформлении группы инвалидности комиссия объясняет причины своего решения. Иногда МСЭ направляет больного на дообследование, чтобы уточнить степень выраженности нарушений.

Если больной уже имел группу, но на фоне терапии состояние восстановилось, говорят о снятии инвалидности. Само отсутствие инвалидности не свидетельствует о полном здоровье пациента. При наличии ограничений жизнедеятельности следует обратиться к лечащему врачу и уточнить, нужны ли какие-то дополнительные обследования для рассмотрения вопроса о направлении на комиссию. Образец справки МСЭ можно найти на страницах сайта.

МСЭ устанавливает определенную частоту подтверждения инвалидности (переосвидетельствования):

  • для лиц с 1 группой – 1 раз в 2 года;
  • при 2 и 3 группе – ежегодно;
  • инвалидность детям устанавливают на 1, 2, 5 лет или до 14-летнего возраста.

Иногда группу дают до 18 лет с дальнейшим переосвидетельствованием на взрослой МСЭ. Часто пациенты с хроническими заболеваниями интересуются, почему их направляют на комиссию повторно, ведь состояние здоровья за текущий год не изменилось в лучшую сторону. Эксперты МСЭ должны убедиться, что в течение года проведены все возможные реабилитационные и лечебные мероприятия, а положительная динамика в состоянии пациента отсутствует.

Тогда комиссия примет решение об установлении бессрочной инвалидности. Если в состоянии больного наблюдается отрицательная динамика, он не может самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, выражено истощение, оформляют 1 группы инвалидности бессрочно после первого освидетельствования.

Как вести себя на комиссии

Пациенты часто интересуются у лечащего врача, как следует вести себя перед экспертами, «чтобы дали группу». Для вынесения решения комиссия не только внимательно изучает медицинскую документацию, но и осматривает больного, расспрашивает о состоянии. Общее правило прохождения МСЭ таково: пациент не должен стесняться своих жалоб, ему необходимо обратить внимание экспертов на то, насколько болезнь ограничивает его жизнь.

Рассказать о своих переживаниях, неприятных симптомах может только человек, который в реальности с ними столкнулся. Врачи МСЭ обычно спрашивают, как долго длится заболевание, какие препараты применялись для лечения. В случае хирургического вмешательства – какие результаты операции может назвать сам пациент.

Больной должен продемонстрировать свою реальную несостоятельность в сфере труда, самообслуживания, а не желание формально получить пенсию по инвалидности

Больной должен показать врачам, что он действительно выполняет лечебные рекомендации. Подтверждениями служат: дневники эпиприступов, измерений артериального давления, сахара крови. Указание в личных записях названий и дозировок препаратов говорит о том, насколько эффективна та или иная схема лечения. Если пациент спрашивает, что говорить при болях в ногах, спине, лечащий врач посоветует описать характер неприятных ощущений, с какой периодичностью возникают, об отсутствии эффекта от стандартных методов лечения.

Затем инвалид должен подробно рассказать о своих ограничениях в связи с заболеванием:

  • не может подниматься по лестнице;
  • с трудом пользуется туалетом;
  • вынужден передвигаться с костылями;
  • не может самостоятельно выйти из квартиры и оплатить счета, сходить в магазин.

В ответ на предложение пройтись, не нужно стараться передвигаться быстро и ровно, превозмогая неприятные ощущения. Характерная походка будет подтверждением болезни. С этой же целью не стоит отказываться от трости или костылей при визите на МСЭ, если этим средством человек пользуется постоянно. Стремление хорошо выглядеть и ухаживать за собой, несмотря на тяжелое заболевание, вводит экспертов в заблуждение. Пациент на комиссии должен выглядеть нуждающимся в помощи и социальной защите.

Не рекомендуется надевать красивую, новую одежду, женщинам следует отказаться от обуви на каблуках и макияжа.

Пациент может расценить некоторые вопросы членов комиссии как провокационные и продемонстрировать гнев и возмущение. Этого делать не стоит. Исключение составляет освидетельствование в психиатрической МСЭ, когда больной демонстрирует нарушение контроля поведения: слезливость, конфликтность, раздражительность.

Например, эксперт может спросить, на каком этаже проживает пациент, есть ли в доме лифт. Такие уточнения связаны с необходимостью обеспечения пандусами и другими элементами доступной среды. Вопрос о стоимости квартплаты может быть связан с проверкой памяти и способности к рассуждению больного. Беседа о составе семьи поможет уточнить, состоятелен ли пациент в бытовом плане, кто помогает ему выполнять обычные действия.

Учащиеся-инвалиды подробно рассказывают о сложностях в усвоении материала, указывают, сколько времени уходит на подготовку к занятиям, отвечают на вопросы эксперта о планах по трудоустройству. Освидетельствование заканчивается заполнением личного дела инвалида, выдачей справки МСЭ, индивидуальной программы реабилитации. На комиссии подскажут, в какие сроки стоит обратиться в пенсионный фонд, соцзащиту. Как правило, оформление всех документов занимает до 1 месяца.

Разумная тактика инвалида на МСЭ – предоставление полной информации о себе, стремление к сотрудничеству и демонстрация своих низких адаптивных возможностей без получения посторонней помощи

Что делать при отказе в оформлении инвалидности

Если на комиссии отказали в первичном установлении или продлении инвалидности, гражданин или его представитель может оспорить это решение. Потребуется написать заявление в тот же филиал, в котором он проходил освидетельствование с указанием своих данных, адреса проживания и подробно описать суть несогласия с решением экспертов. Повторное рассмотрение дела может помочь в установлении группы инвалидности.

Бюро МСЭ направит его документы на комиссию федерального уровня в течение 3 дней. Например, при отказе в признании инвалидом в одном из филиалов юго-восточного автономного округа (ЮВАО) г. Москвы больной или его родственники будут направлены в главное бюро округа. В этом учреждении в течение месяца будут повторно рассмотрены все документы, возможно изменение первоначального решения комиссии.

Медико-социальная экспертиза – учреждение от Министерства труда. В ее задачи входит освидетельствование лиц с утратой трудоспособности, возможности к самообслуживанию, установление инвалидности, разработка ИПРА, другая статистическая и экспертная работа. Правильное и полное оформление документов, ответственное отношение пациента и его родственников к проведению МСЭ помогает достичь нужных результатов, избежать недопонимания.

Минтруд «переоценил» инвалидов: эксперты о новых критериях инвалидности

Родители детей-инвалидов, общественные организации и эксперты не считают продуманными новые критерии медико-социальной экспертизы. В чем слабые стороны этих критериев? И есть ли сильные?

Массовое «выздоровление» инвалидов

За прошедший год численность инвалидов в стране снизилась почти на 200 тысяч человек (по другим данным – на 500 тысяч). Подобный «прогресс» многим показался подозрительным. Эксперты и общественные организации связывают его с новыми правилами установления инвалидности, которые вступили в силу в начале 2015 года.

С февраля 2016 года под давлением общественности и при вмешательстве Минюста и Совета Федерации приказ № 664н о медико-социальной экспертизе, вызвавший шквал нареканий, был заменен новым, № 1024н, где конкретизировались и уточнялись некоторые моменты. Однако, по мнению родителей детей-инвалидов и правозащитников, новый документ почти не отличается от прежнего.

В Минтруда утверждают, что снижение количества инвалидов никак не связано с изменением правил экспертизы. Министр Максим Топилин полагает, что причина – в естественной убыли пожилого населения. В свою очередь, заместитель министра Григорий Лекарев заявил на одной из пресс-конференций, что «снижается не количество установленных инвалидностей, а количество лиц, которые за ней обращаются».

Максим Топилин. Фото с сайта neinvalid.ru

По мнению директора Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергея Смирнова, дело не в нормативно-правовых актах. Просто существует «негласное распоряжение, затрудняющее признание инвалидности».

Как это происходит: методика

Для оформления инвалидности нужно сначала получить в поликлинике или в местном органе соцзащиты направление на медико-социальную экспертизу. Если вам отказали в направлении, то должны дать справку, с которой можно обращаться в МСЭ самостоятельно. Освидетельствование проходят по месту жительства.

Приказ Минтруда № 1024н утвердил классификацию и критерии, которые должны применять сотрудники МСЭ при оценке состояния пациента. Степень нарушений измеряется в процентах.

Первая группа инвалидности устанавливается при нарушениях в 90-100%, вторая – при 70-80%, третья – при 40-60%. Инвалидность для ребенка предусмотрена, начиная от 40%. Если у человека несколько нарушений, то процент начисляется только по одному из них – самому серьезному.

Особенность новой системы оценок заключается в том, что она учитывает не только физическое состояние, но и влияние болезни на способность человека к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению и т.д.

Степень ограничения этих способностей оценивается по трехбалльной шкале.

По мнению Елены Клочко, члена совета по попечительству в социальной сфере при правительстве РФ, переход от медицинской к социальной модели инвалидности – это прогресс. То, как инвалид ощущает себя в жизни и чего ему недостает для самореализации, важнее, чем медицинские характеристики, считает она.

Однако размытость некоторых формулировок приказа № 1024н оставляет простор для произвольного начисления процентов. Различия между «незначительно выраженной степенью» нарушения (10-20%), «умеренной» (40-50%), «выраженной» (70-80%) и «значительно выраженной» (90-100%) не всегда понятны из текста.

Григорий Лекарев. Фото с сайта soc.cap.ru

Наличие здесь коррупционной составляющей отметил, в частности, Григорий Лекарев. «Перекосы бывают, и медико-социальная экспертиза… все равно строится в определенном объеме на субъективном мнении экспертов. Здесь могут быть и искаженные толкования актов, и прямое игнорирование, а иногда и коррупционная составляющая, с чем мы намерены бороться», – сказал он.

«Вся эта классификация – высшая математика для обычных людей», – считает глава «Лиги пациентов» Александр Саверский.

«Для нас важно, чтобы это все было прозрачно, понятно и корректно, чтобы человек, который приходит, понимал, почему так, а те, кто принимает решение, исходили из объективных причин, а не из субъективного “я так вижу”, “я так чувствую” или “я так хочу”», – сказал «Милосердию.ru» Олег Рысев, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов. По его мнению, балльная система должна помочь добиться как раз такого результата. Однако оценить ее эффективность можно будет лишь спустя некоторое время, считает он.

Олег Рысев. Фото с сайта nadezhda.me

Инвалидность и лекарства

Что означает статус инвалида? Получение бесплатной квалифицированной медицинской помощи, компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%, гарантию трудовой занятости, ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, сокращенную продолжительность рабочего дня для инвалидов I и II групп, выплату пенсий, пособий, различных страховых денежных сумм и др.

Как пишет в Facebook председатель общественной организации «Диабетическое общество Курганской области» Наталья Воробьева, инвалидность – это единственная гарантия того, что человек не умрет без лекарств, у него будет возможность получать изделия медицинского назначения (тест-полоски для диабетиков, например), а также санаторно-курортное лечение.

Впрочем, защитники прав пациентов предлагают правительству РФ изучить возможность «привязать» право на получение льготных лекарств не к инвалидности, а к заболеванию.

«Чтобы получить инвалидность, надо умереть»

После введения новых правил МСЭ появилась странная тенденция: ребенок, страдающий тяжелым заболеванием, получая правильное лечение, теряет статус инвалида. Тем самым он лишается бесплатных лекарств и технических средств, а также реабилитации. Но болезнь не исчезает.

Без реабилитационных мероприятий состояние ребенка ухудшается, а способность к социальной адаптации снижается. Из-за этого, возможно, инвалидность будет вновь установлена. Но ребенок окажется отброшен назад в своем развитии – как физическом, так и социальном.

Недавно среди самых популярных записей в блогах оказался рассказ о девочке с ДЦП из Подмосковья: «Есть у меня крестница. У нее ДЦП. <…> Бюро медико-социальной экспертизы №38 приняло решение, что ребенок больше не инвалид. <…>. А инвалидность – это бесплатное лечение в профильных клиниках, пособие, бесплатная специальная обувь, возможность свободного графика в школе. Всего этого теперь у ребенка не будет. А ДЦП будет. Просто начальник комиссии, юноша лет тридцати, психолог (!) по специальности, установил, что у ребенка утеряно менее 30% подвижности».

Дочери Ольги М. из Магнитогорска врачи по ошибке удалили щитовидную железу. «Кристине дали статус инвалида, а в 2015 году отобрали. Заявили: “Пациентка здорова”. У дочери часто идет кровь из носа и кружится голова, она теряет сознание, не может долго стоять, быстро утомляется, у нее нарушился обмен веществ. Кристина семь лет сидит на гормонах. А в МСЭ мы слышим: “Ее недомогания – это возрастное”», – рассказывает мать.

«По логике МСЭ, чтобы добиться статуса инвалида для сына, я должна пять раз довести его до полусмерти. Без инвалидности мы не продержимся на плаву. Только не надо говорить, что регионы будут обеспечивать детей бесплатными лекарствами. Уже не обеспечивают», – говорит Марина Нижегородова, автор петиции на сайте Change.org. У ее сына врожденная дисфункция коры надпочечников. Для установления инвалидности медики должны зафиксировать пять кризов в год.

Сахарный диабет и фенилкетонурия – слабые звенья

В самом сложном положении оказались пациенты с фенилкетонурией, сахарным диабетом, заболеваниями эндокринной и центральной нервной системы.

Так, подросткам с сахарным диабетом I вида в последнее время все чаще отказывают в установлении инвалидности, мотивируя это тем, что диабет не диагноз, а «образ жизни».

Критерии составлены таким образом, что если о ребенке заботятся, то «получить те самые 40% нереально», рассказала активистка Хабаровской краевой общественной организации помощи детям-инвалидам «Диабет» Нина Сухих.

«В приказе № 664н было также прописано, что инвалидность давали при условии трех тяжелых состояний гипогликемий на протяжении трех дней. Они должны быть зафиксированы скорой помощью. Ни одна нормальная мама своего ребенка до такой ситуации не доведет», – добавила она. А новый приказ рассчитывает, что подросток с 14 лет может самостоятельно «контролировать течение заболевания».

Родители детей с фенилкетонурией I типа заявляют, что критерии, необходимые для установления инвалидности, предполагают запущенную форму болезни. Если ребенок получает необходимое лечение и питание своевременно, тяжких последствий можно избежать. Однако, по мнению родителей, без инвалидности это значительно труднее обеспечить.

«Я многодетная мать, – пишет Ольга Баженова. – Воспитываю троих детей, двое из которых страдают фенилкетонурией. В мае 2015 года по приказу 664 нам отказали в инвалидности… В этом году по приказу 1024 снова отказали. Даже при том, что за полгода у моих детей наступило ухудшение состояния здоровья. <…> Сказали, будет у ваших детей IQ ниже 50, приходите. Дадим».

Фото: Павел Смертин

Рак и инвалидность

В результате приказа № 1024н пострадали также женщины с раком молочной железы стадий от Т1 до Т2 pN0 М0. Если ранее они могли рассчитывать на II и III группы, то теперь вообще лишены инвалидности, даже на период химиотерапии.

«В новом приказе не учитывается, насколько калечащее лечение ты проходишь, главное, с какой стадией тебя приняли на операцию. У меня вторая стадия, в вырезанных лимфоузлах метастазов не нашли, отдаленные метастазы при поступлении не зафиксированы. <…> После завершенного лечения я буду признана по новому приказу способной к выполнению трудовой деятельности. Хотя пока мне просто жить больно, не говоря о внешнем виде. <…> Дорогие друзья, так нельзя, нужен хотя бы год, чтобы прийти в себя, честное слово», – пишет Ирина Успенская из Екатеринбурга.

Как отмечается в статье на сайте Rakpobedim.ru, критерии инвалидности при данном заболевании привязаны почти исключительно к хирургическому вмешательству. «В связи с чем по приказу не может быть признана инвалидом лежачая женщина с РМЖ IV стадии, которой операция не показана. Она здорова», – пишет автор статьи.

Независимая экспертиза

Теоретически, если гражданин не согласен с решением МСЭ по месту жительства, он может обратиться в Главное бюро МСЭ (субъекта федерации) в месячный срок. В свою очередь, решение Главного бюро может пересмотреть Федеральное бюро МСЭ (миновать Главное бюро при этом нельзя). Наконец, решение любой их этих инстанций можно попытаться обжаловать в суде.

Однако суд лишь в редких случаях пересматривает решение МСЭ в пользу пациента. «Доказать, что решение по снятию или понижению группы инвалидности принято неверно, сегодня практически невозможно», – заявила руководитель единственного в стране новосибирского Центра независимой медико-социальной экспертизы Светлана Данилова.

По мнению правозащитников, невозможность пересмотреть решение МСЭ объясняется почти полным отсутствием независимой экспертизы. В настоящий момент эта услуга по карману лишь незначительному кругу инвалидов, ее стоимость может достигать 200 тысяч рублей.

Обычно суды прибегают к судебно-медицинской экспертизе, сотрудники которой не имеют необходимого опыта и квалификации для оценки инвалидности.

Планируется, что в дальнейшем независимую экспертизу смогут проводить медицинские организации, получив соответствующие лицензии.

  • О нас
    • Об учреждении
    • Основные функции
    • Учредительные документы и лицензии
    • Структура учреждения
    • Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах
    • Экспертные составы главного бюро
    • Основные показатели деятельности
    • Охрана труда
    • Материально-техническое обеспечение
  • Руководство
  • Пресс-центр
    • Поздравления
  • Медико-социальная экспертиза
    • Что такое медико-социальная экспертиза?
    • Необходимые документы для проведения медико-социальной экспертизы
    • Порядок проведения медико-социальной экспертизы и условия для установления инвалидности
    • Особенности проведения медико-социальной экспертизы с целью установления степени стойкой утраты трудоспособности в результате профессионального заболевания или несчастного случая на производстве
    • Порядок обжалования решений учреждений медико-социальной экспертизы
    • Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц федеральных учреждений медико-социальной экспертизы
    • Шаблоны заявлений
  • Реабилитация и абилитация инвалидов
    • Что такое реабилитация и абилитация инвалидов?
    • Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида, ИПРА ребенка-инвалида
    • Реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду бесплатно (за счет средств федерального бюджета)
    • Государственная программа «Доступная среда на 2011 – 2025 годы
    • Федеральный перечень реабилитационных мероприятий
  • Документы
  • Работа с обращениями граждан и организаций
  • Выдача опознавательного знака «Инвалид»
  • Межведомственное взаимодействие
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения работниками Учреждения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Независимая оценка качества оказания услуг
  • Общественная комиссия при учреждении
  • Вакансии
  • Благодарности
  • Медицинская помощь
  • Контакты
  • Вопросы и ответы
  • Обучение специалистов по МСЭ
  • Аббревиатуры

Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

Фото: Александр Петросян/aleksandrpetrosyan.com

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Людмила Симонова

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».

Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

Светлана Данилова

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники?..

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

— Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Статья 81. Независимая медико-социальная экспертиза

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

И в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов

в Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477, 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2930, 2014, № 30, ст. 4247, 2014, № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927; 2015, № 10, ст. 1425; № 29, ст. 4397; 2016, № 1, ст. 9, 28, № 18, 2488) следующие изменения:

1) в статье 58:

а) пункт 6 части 2 признать утратившим силу;

б) часть 3 признать утратившей силу;

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. В случаях, предусмотренных статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая медико-социальная экспертиза и независимая военно-врачебная экспертиза.»;

2) в статье 60:

а) дополнить частью 1.1:

«1.1. В случае несогласия с решением федеральных учреждений медико-социальной экспертизы граждане (их законные представители) вправе обратиться за проведением независимой медико-социальной экспертизы.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Медико-социальная экспертиза и независимая медико-социальная экспертиза проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.».

3) часть 6 в статье 61 изложить в следующей редакции:

«6. При несогласии с заключением военно-врачебной экспертизы по заявлению граждан (их законных представителей) проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Независимая военно-врачебная экспертиза осуществляется за счет личных средств граждан (их законных представителей) или за счет средств иных физических или юридических лиц. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.».

4) статью 64 признать утратившей силу;

5) в статье 76:

а) часть 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Медицинские профессиональные некоммерческие организации, указанные в абзаце первом настоящей части, имеют право
проводить независимую экспертизу качества медицинской помощи
по заявлению гражданина в случае его несогласия с результатами оказания ему медицинской помощи. Проведение независимой экспертизы качества медицинской помощи осуществляется
за счет личных средств граждан (их законных представителей)
или за счет средств иных физических или юридических лиц
в соответствии с правилами проведения независимой экспертизы качества медицинской помощи, устанавливаемыми ассоциацией (союзом) медицинских профессиональных некоммерческих ассоциаций, которая соответствует критериям, указанным в части 5 настоящей статьи.»;

б) часть 5 после слов «в установленном законодательством Российской Федерации порядке» дополнить словами: «, проводить независимую экспертизу качества медицинской помощи.»;

6) статью 87 дополнить частями 3 — 6 следующего содержания:

3. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

4. Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется на основании критериев оценки качества медицинской помощи, которые формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности проводится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют экспертизу качества медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.».

Статья 2

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 2000, № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; 2003, № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 43, ст. 5084; № 45, ст. 5421; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; 2011, № 47, ст. 6608; 2012, № 30, ст. 4175; № 53, ст. 7621; 2013, № 8, ст. 717; № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3460, 3475, 3477; № 48, ст. 6160; № 52, ст. 6986; 2014, № 49, ст. 6928; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 19) дополнить статьей 81 следующего содержания:

Статья 81. Независимая медико-социальная экспертиза

В случае несогласия с решением федеральных учреждений медико-социальной экспертизы граждане (их законные представители) вправе обратиться за проведением независимой медико-социальной экспертизы.

Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших медико-социальную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой медико-социальной экспертизы.

При проведении независимой медико-социальной экспертизы гражданину (его законному представителю) предоставляется право выбора экспертной организации и экспертов. Проведение независимой медико-социальной экспертизы осуществляется за счет личных средств граждан (законных представителей)или за счет средств иных физических или юридических лиц.

Заключения независимой медико-социальной экспертизы учитываются при рассмотрении вопросов обжалования решений федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, в порядке, предусмотренном положением о независимой медико-социальной экспертизе.

Положение о независимой медико-социальной экспертизе, определяющее, в том числе порядок ее проведения и требования
к организациям, которыми она проводится, утверждается Правительством Российской Федерации.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Части 4 и 6 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

3. Подпункт «а» пункта 2 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *