Наблюдатель на выборах

Содержание

Статья 41. Доверенные лица кандидата, избирательного объединения. 1. Кандидат в депутаты Московской городской Думы, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить 20 доверенных лиц. Избирательное объединение, выдвинувшее на выборах депутатов Московской городской Думы, городской список кандидатов, вправе назначить 100 доверенных лиц. Кандидат в депутаты муниципального Собрания вправе назначить трех доверенных лиц, а кандидат на должность главы муниципального образования вправе назначить 5 доверенных лиц.

2. Доверенные лица регистрируются избирательной комиссией, к полномочиям которой относится регистрация соответствующих кандидатов, городских списков кандидатов. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. В заявлении либо представлении по каждой кандидатуре доверенного лица указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа. Зарегистрированные доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения.
3. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Выдача удостоверения доверенному лицу, являющемуся государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
4. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
5. На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
6. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в соответствующую избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначившего его кандидата, избирательное объединение.
7. Полномочия доверенных лиц прекращаются по обстоятельствам, указанным в части 6 настоящей статьи, либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в городской список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившими этих доверенных лиц.

Следующая статья «
К тексту закона «

Доверенные
лица кандидата. Институт представителей в избирательном процессе

Действующее избирательное законодательство предоставляет кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, списки кандидатов достаточно широкие права в части решения вопросов представления их интересов в процессе подготовки и проведения выборов. Интересы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков могут представлять доверенные лица, уполномоченные по вопросам подготовки и проведения выборов, в том числе по финансовым вопросам, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели.

Доверенные лица кандидата, избирательного объединения, избирательного блока — специальный институт избирательного права.

Доверенные лица имеют право осуществлять в допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов, списка кандидатов, представлять их предвыборные программы. Они могут выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать им необходимую помощь в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями.

Они имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях и в следственных изоляторах, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования; знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов; обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.

Новое в статусе доверенных лиц заключается в том, что они имеют теперь также полномочия наблюдателя, то есть наделяются правом изготавливать или получать от избирательной комиссии копии протоколов о результатах выборов, а также иных документов, обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии.

Доверенными лицами не могут быть назначены лица, замещающие государственные должности категории «А» либо выборные муниципальные должности. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами в случае их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.

Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе осуществляют агитационную деятельность. Закон не регулирует порядок выдачи удостоверений доверенным лицам, не устанавливает обязательного принятия решения избирательной комиссии о такой выдаче, как и ее право на проверку каких-либо данных или сведений о доверенном лице, представленных кандидатом, за исключением того случая, когда доверенным лицом назначается государственный или муниципальный служащий.

Регистрация доверенного лица осуществляется при поступлении в избирательную комиссию письменного заявления кандидата, избирательного объединения, избирательного блока и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения, избирательного блока устанавливается соответствующим законом о выборах.

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, назначившим этих доверенных лиц.

Доверенные лица не вправе:

вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;

расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

выдавать избирателям бюллетени для голосования;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом;

заниматься благотворительной деятельностью (данный запрет распространяется и на организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются доверенные лица, а также на иных физических и юридических лиц, действующих по просьбе или по поручению доверенных лиц);

обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг гражданам и юридическим лицам;

осуществлять от имени зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно указанными лицами.

О знакомстве со списком избирателей

То у комиссии время нет, то наблюдатели мешают работать…А меж тем за наблюдателями право ознакомления со списком черным по белому записано в законе. И проект постановления поясняет, как председатели участковых комиссий, собрав всю свою волю, должны соблюсти это требование закона.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Постановления

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

О Разъяснениях порядка ознакомления наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии со списком избирателей

Избирательное законодательство предусматривает право членов избирательной комиссии, наблюдателей знакомиться со списками избирателей (п.23 ст.29, п.9 ст.30 и п.6 ст.68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). При этом оно не оговаривает период, моменты и сроки ознакомления со списками избирателей. Следствием такой неопределенности являются нередко возникающие конфликты, связанные с тем, что наблюдатели, члены избирательной комиссии требуют предоставить им возможность ознакомиться со списком избирателей в то время, когда это может воспрепятствовать (помешать) работе участковой избирательной комиссии.

С другой стороны, законные требования наблюдателей, членов комиссии по ознакомлению со списком избирателей иногда не удовлетворяются со ссылкой на занятость комиссии, на необходимость работы со списком избирателей.

В связи с этим, с целью избежать возможных конфликтов представляется необходимым разъяснить участковым избирательным комиссиям, другим субъектам избирательного процесса порядок ознакомления наблюдателей, членов комиссии, других лиц со списком избирателей в день голосования и при подсчете голосов.

Для наблюдателей и членов комиссии наиболее интересным временем ознакомления со списком избирателей являются моменты перед началом голосования (для того, чтобы удостоверится в отсутствии ненадлежащих отметок) и завершения работы со списком избирателей на этапе подсчета голосов (для того, чтобы удостоверится в правильности подсчетов по списку избирателей). Поэтому эффективным средством повышения открытости и гласности работы комиссии, снижения уровня конфликтности в комиссии представляется демонстрация списка избирателей именно в указанные моменты. При этом должны быть продемонстрированы те книги (части) списка избирателей, с которыми пожелают ознакомиться наблюдатели, члены комиссии.

Предлагаемый проект Постановления ЦИК РФ направлен на предупреждение конфликтов, связанных с реализацией прав наблюдателей, членов комиссии, других лиц на ознакомление со списком избирателей.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

202_ г.

№ _______________

Москва

На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в соответствии с пунктами 23 статьи 29, 9 статьи 30, 6 статьи 68 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Разъяснения порядка ознакомления наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии со списком избирателей (Приложение).

2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации провести соответствующую работу по доведению до сведения нижестоящих избирательных комиссий настоящего Постановления.

3. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е. Чуров

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е. Конкин

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

От ______________ 202_ г. № ___________

Разъяснения порядка ознакомления наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии со списком избирателей

1. Избирательное законодательство предусматривает право членов избирательной комиссии, наблюдателей, других лиц, указанных в п.3 ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон о гарантиях) знакомиться со списками избирателей (п.23 ст.29, п.9 ст.30 и п.6 ст.68 Закона о гарантиях).

Указанное право означает, что наблюдатель и член избирательной комиссии имеют право видеть отметки в списке избирателей как в период выдачи бюллетеней, так и на других этапах работы участковой комиссии со списком избирателей. В периоды до упаковки списка избирателей, когда не производится выдача бюллетеней и не производится работа со списками в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 68 Закона о гарантиях, и когда списки не находятся на хранении в соответствии с пунктом 7 Закона о гарантиях, наблюдатель, член избирательной комиссии имеет право ознакомится со всем списком избирателей или с отдельными книгами этого списка. Непосредственно после подсчетов по списку избирателей с ним также могут ознакомиться и другие лица, указанные в пункте 1 статьи 30 Закона о гарантиях.

Ознакомление со списком избирателей осуществляется исключительно в присутствии председателя участковой комиссии или – по поручению председателя — другого члена комиссии с правом решающего голоса.

2. Ознакомление наблюдателей, членов комиссии и других лиц со списком избирателей не должно препятствовать работе комиссии. Это означает, что ознакомление со всем списком избирателей или с отдельной книгой списка должно быть немедленно временно прекращено, если список (книга) требуется для выдачи бюллетеня избирателю. Это также означает, что ознакомление со списком избирателей не должно производиться во время подсчетов данных по списку избирателей в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 68 Закона о гарантиях.

В связи с этим комиссии следует рекомендовать наблюдателям, членам комиссии не знакомиться со списком избирателей в периоды, когда осуществляется голосование и когда производится подсчет данных по списку избирателей. Следует, однако, учитывать, что в эти периоды наблюдатели и другие лица, указанные в пункте 1 статьи 30 Закона о гарантиях, имеют право видеть отметки, проставляемые в списке избирателей.

3. За 10–15 минут перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предлагает наблюдателям, членам избирательной комиссии ознакомиться со списком избирателей. С этой целью председатель комиссии или другой член комиссии с правом решающего голоса по его поручению предъявляет заинтересованным (выразившим желание ознакомиться) наблюдателям, членам комиссии каждый лист списка избирателей или те листы, которые будут запрошены для ознакомления наблюдателями, членами комиссии.

4. В соответствии с п.6 ст.68 Закона о гарантиях после подсчета данных по списку избирателей со списком избирателей вправе ознакомиться все лица, указанные в п. 3 ст. 30 Закона о гарантиях, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

Член комиссии с правом совещательного голоса в присутствии председателя комиссии или другого члена комиссии с правом решающего голоса, на которого председателем комиссии возложена данная функция, имеет право произвести самостоятельный подсчет по отдельным книгам или по всему списку избирателей. Несовпадение данных, полученных при этом подсчете с данными, полученными избирательной комиссией, является основанием для пересчета всех данных по списку избирателей.

В случае, если лица, указанные в п.3 ст. 30 Закона о гарантиях, потребовали ознакомления со списком избирателей после получения данных, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 68 Закона о гарантиях, председатель комиссии или другой член комиссии с правом решающего голоса по его поручению предъявляет заинтересованным (выразившим желание ознакомиться) лицам каждый лист списка избирателей или те листы, которые будут запрошены этими лицами для ознакомления.

Уточнение списка избирателей на основании сведений, представляемых уполномоченными органами, и в связи с письменными заявлениями избирателей
1. Список избирателей уточняется на основании поступивших в УИК:

  • официальных документов уполномоченных органов;
  • письменного заявления избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нем, включенных в список избирателей;
  • сообщений избирателей об изменениях в сведениях об избирателях, на основании документов, представленных избирателем. В случае отсутствия у избирателя подтверждающих документов, УИК через вышестоящую избирательную комиссию уточняет сведения, сообщенные избирателем, в уполномоченных органах.

2. В УИК могут поступить следующие официальные документы от следующих уполномоченных органов:

  • избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и/или главы местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителя территориального органа исполнительной власти города федерального значения – об изменении данных учета избирателей в рамках функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума;
  • органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, – о регистрации факта смерти избирателя, в том числе на основании решения суда об объявлении гражданина умершим;
  • органов регистрационного учета – о регистрации избирателя по месту жительства на территории избирательного участка либо о снятии его с регистрационного учета по месту жительства, о замене паспорта в связи с изменением фамилии, имени, отчества избирателя, о выдаче паспорта в нарушение установленного порядка;
  • органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы – о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда;
  • военного комиссара – о призыве избирателя на военную службу;
  • командира воинской части – о регистрации избирателя по месту жительства в пределах расположения воинской части либо о снятии его с регистрационного учета по месту жительства, а также об избирателях, проходящих военную службу по призыву;
  • руководителя военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования – о военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (включая курсантов до заключения контракта);
  • суда – о вступлении в законную силу решения суда о признании избирателя недееспособным либо недееспособного – дееспособным, а также о включении избирателя в список избирателей;
  • территориальной комиссии – решения о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, об изменении сведений об избирателях, полученных из уполномоченных органов об убытии избирателя из места временного пребывания, о досрочном голосовании по месту жительства избирателя, о получении открепительного удостоверения.

В случае поступления официальных документов от указанных уполномоченных органов изменения в список избирателей вносятся участковой комиссией незамедлительно. При этом принятия УИК решения не требуется.

3. В случае если на территории избирательного участка находятся места временного пребывания избирателей (больницы, следственные изоляторы и другие места временного пребывания) либо избирательный участок образован в месте временного пребывания избирателей, УИК:

  • доводит до сведения руководителей организаций, в которых избиратели временно пребывают, информацию о порядке включения избирателей в список избирателей по месту временного пребывания;
  • принимает личные письменные заявления избирателей о включении в список избирателей по избирательному участку по месту временного пребывания (заявление может быть подано в УИК не позднее чем за 3 дня до дня голосования);
  • устанавливает факт нахождения избирателя в месте временного пребывания, в том числе путем получения от руководителя организации, в которой избиратели временно пребывают, сведений об избирателях, находящихся в соответствующем месте временного пребывания, в порядке, установленном Федеральным законом № 20-ФЗ. Личные письменные заявления избирателей о включении в список избирателей по избирательному участку по месту временного пребывания могут быть переданы в УИК при содействии руководителя организации, в которой избиратели временно пребывают;
  • осуществляет, при необходимости, через вышестоящую территориальную избирательную комиссию проверку сведений о получении избирателем открепительного удостоверения в соответствующей избирательной комиссии по месту его жительства, либо включении его в список избирателей по другому месту пребывания;
  • принимает решение о включении избирателей в список избирателей дополнительно, по месту их временного пребывания;
  • направляет в вышестоящую избирательную комиссию копию указанного решения, телефонограмму либо смс-сообщение о включении избирателей в список избирателей по месту их временного пребывания для исключения их из списка избирателей избирательного участка, на территории которого находится их место жительства. В отношении каждого избирателя указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства (в соответствии с отметкой в паспорте).

4. Дополнительное включение избирателей в список избирателей означает дополнение ранее составленного списка избирателей.
Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей дополнительно, вносятся в чистые дополнительные вкладные листы списка избирателей с продолжением сквозной нумерации страниц списка и порядковых номеров напротив данных о каждом избирателе.
5. Исключение избирателя из списка избирателей производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, и осуществляется посредством вычеркивания одной горизонтальной линией сведений о нем в списке избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка избирателей, а также причина такого исключения. Соответствующая запись в списке избирателей заверяется подписью председателя УИК, с указанием даты внесения этой подписи. Примеры внесения записей в список избирателей прилагаются.
6. При изменении персональных данных избирателя или обнаружении в них ошибки или неточности, избиратель исключается из списка и включается в список избирателей дополнительно с продолжением нумерации.
При этом напротив исключаемых данных избирателя делается отметка об исключении в связи с изменением данных избирателя, с указанием номера, под которым избиратель включен в список избирателей с утоненными данными, даты ее внесения. Запись заверяется подписью председателя УИК, с указанием даты внесения этой подписи.
7. Документы, на основании которых вносились изменения в список избирателей, хранятся секретарем УИК и после составления протокола УИК об итогах голосования приобщаются к списку избирателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *