Льготы малочисленным народам севера

Содержание

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы Севера) — народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Перечень малочисленных народов Севера

Согласно утверждённому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к таким народам относятся (разбивка по языковым группам по родному языку, сортировка по численности народа в России согласно переписи 2010):

Тунгусо-маньчжурские языки

  • Эвенки (37 131)
  • Эвены (21 830)
  • Нанайцы (11 671)
  • Ульчи (2765)
  • Удэгейцы (1453)
  • Негидальцы (522)
  • Орочи (596)
  • Ороки (295)

Всего: 76 263 человека

Мужчина-хант, представитель одного из коренных народов Сибири.

Финно-угорские языки

  • Ханты (30 943)
  • Манси (12 269)
  • Вепсы (5936)
  • Саамы (1771)

Всего: 50 919 человек

Самодийские языки

  • Ненцы (44 640)
  • Селькупы (3649)
  • Нганасаны (862)
  • Энцы (227)

Всего: 49 378 человек

Тюркские языки

  • Шорцы (12 888)
  • Долганы (7885)
  • Тувинцы-тоджинцы (4442)
  • Теленгиты (3712)
  • Сойоты (3608)
  • Кумандинцы (2900)
  • Телеуты (2643)
  • Тубалары (1965)
  • Челканцы (1181)
  • Тофалары (761)
  • Чулымцы (355)

Всего: 42 340 человек

Палеоазиатские языки

  • Чукчи (15 908)
  • Коряки (7953)
  • Нивхи (4466)
  • Ительмены (3193)
  • Эскимосы (1738)
  • Юкагиры (1597)
  • Кеты (1219)
  • Чуванцы (1002)
  • Алеуты (482)
  • Кереки (4)

Всего: 37 562 человека

Славянские языки

  • Камчадалы (1927)

Сино-тибетские языки

  • Тазы (274)

Алюторцы (алютор. alutal’u) — этническая группа из числа официального списка коренных малочисленных народов Севера России. В 2010 году фактически прекратила своё существование как отдельный народ.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

В этом разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Демография

В советский период

В СССР с 1920-х годов официально выделяли 26 малочисленных народов Севера, их суммарная численность составляла: в 1959 году — 129,6 тысяч человек, в 1989 году — 181,5 тысяч человек. В 1920—1930-е годы вопросами северных народов занимался Комитет Севера ВЦИК (Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК).

Современное состояние

В этом разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

По состоянию на 2009 год в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года, общая численность малочисленных народов Севера составила 244 тысяч человек, причём численность отдельных народов колебалась от 41 тысячи человек (ненцы) до 240 человек (энцы).

В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20—70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и других. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.

В конце XX — начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и другие) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закреплённые за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных сёлах и посёлках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации, общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера. За последние 15 лет в Российской Федерации были реализованы три федеральные целевые программы, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для их устойчивого развития за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счёт средств федерального бюджета были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства.

В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том числе на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учётом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

В издательствах по государственному заказу издаётся учебно-методическая литература для изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий действует Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Российская Федерация приняла активное участие в проведении Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашённого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года, а также стала первым государством, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

За последние годы, в рамках развития государственно-частного партнёрства, сформировалась практика заключения крупными промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами — владельцами «родовых угодий», что позволило создать внебюджетные фонды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера.

Культура

Праздники

  • С 1969 года в последнее воскресенье января отмечается общенародный праздник народов Севера – «Здравствуй, Солнце!».
  • Праздник Севера
  • Ительменская литература
  • Ульчская литература
  • Тувинская литература

См. также

  • Русскоустьинцы
  • Якутяне
  • Походчане
  • Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
  • Перечень коренных малочисленных народов России (в целом России)
  • Народы Арктики

Примечания

  1. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 года №536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (с изменениями на 26 декабря 2011 года)»
  3. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»
  4. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об экологической экспертизе“»
  5. Александр Черных. Север оставили без защиты. // Коммерсантъ. — 2019. — 7 ноября (№ 204). — С. 5.
  6. Обедков А.П. Динамика численности коренных малочисленных народов Севера и современная этническая структура населения Российского Севера // Историческая демография. — 2011. — № 1(7). — С. 30-37.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
  8. Календарь знаменательных и памятных дат на 2019 год / ГОБУК МОДЮБ, Отдел информационной и справочно-библиографической работы; сост. Г.В. Рабович, О.В. Цвирко. – Мурманск, 2018. – 68 с.

Литература

Ссылки

  • Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (недоступная ссылка) на сайте Консультант Плюс
  • Mapping Indigenous Siberia: Spatial Changes and Ethnic Realities, 1900–2010. Ivan Sablin & Maria Savelyeva
  • www.kmns.ru / Портал содействия КМНС, новости, информация о грантах, поддержка

Льготы для коренных малочисленных народов Севера в России

Россия – многонациональная страна, которая стремится сохранить многообразие культур самых различных этносов, населяющих её территории. Учитывая малочисленность и угрозу исчезновения многих народов, особенно живущих на крайнем севере, их традиции требуют особой защиты и сохранения. Именно поэтому в России действует целый ряд дополнительных льгот и преференций для представителей малых народов Севера.

Оглавление: 1. Льготы для малочисленных народов Севера в России — законы 2. Коренные народы Севера и военная служба 3. Права коренных народов Севера в России

Льготы для малочисленных народов Севера в России — законы

Обязанность государства и отдельных корпораций обеспечивать защиту малых народов России закреплена в положениях ФЗ №82 от 30.04.1999. Данный законодательный акт однозначно закрепляет принципы защиты коренных малочисленных народов Российской Федерации от ущерба, наносимого традиционной среде их обитания и предусматривает широкие льготы, направленные на представителей таковых народностей. При этом данные льготы распространяются на широкий перечень сфер жизни и могут предполагать, как прямые денежные выплаты, так и определенные стимулирующие или защищающие меры, например, связанные с прохождением воинской службы и несением других повинностей.

Полный перечень этносов, подлежащих подобной защите рассматривается Постановлением Правительства РФ №255 от 24.03.2000. На текущий момент в данном перечне находится 47 различных народностей, проживающих на территории всей России в различных регионах. При этом количество представителей таковых народов составляет от 0 до приблизительно 45 тыс. человек.

Обратите внимание

В вышеозначенном перечне народностей присутствуют алюторцы, которых по состоянию на 2010 год в ходе переписи населения не было выявлено, то есть – эта народность может считаться вымершей, однако все еще присутствует в вышеозначенном перечне. При этом число носителей алюторского языка составляет по разным оценкам от 0 до 40 человек, однако с целью его защиты и сохранения интереса к нему, он преподается в нескольких школах в местах проживания коряков, а материалы на нем периодически публикуются в местной газете «Абориген Камчатки».

Также отдельные особенности защиты коренного населения раскрываются и в положениях Гражданского кодекса РФ. В частности, статья 123.16 ГК РФ предусматривает возможность законного формирования отдельных общин малочисленных народов в качестве некоммерческих организаций. Деятельность таковых общин может заключаться в преодолении последствий изменений их окружающей среды, защите самобытности, сохранении и развитии устоявшегося традиционного образа жизни и культуры.

Важный факт

Законодательство регулирует все возможные преференции для малых народов, не обозначая их словом «льготы», а закрепляя в качестве основных их неотъемлемых прав.

Коренные народы Севера и военная служба

В соответствии с положениями действующего российского законодательства, военная служба по призыву является обязанностью совершеннолетних здоровых мужчин в Российской Федерации. Однако учитывая особое положение малочисленных народов, с целью их защиты и предоставления им льгот, они имеют право воспользоваться альтернативной гражданской службой. При этом альтернативная служба для коренных народов предусматривает в первую очередь направление их на предприятия или организации, связанные с их традиционными промыслами, без соблюдения принципов территориального разделения несения службы в различных субъектах РФ.

Для получения права на несение АГС для коренных народов, они должны обратиться в военкомат по месту жительства с заявлением о направлении их на альтернативную службу по причине принадлежности к коренным народам. Таковая принадлежность определяется непосредственно документами гражданина, в которых указана его национальность. Однако обязательность такового заполнения означенных граф законом не предусмотрена. В случае спорных ситуаций, при отказе военного комиссариата направить лицо, принадлежащее к коренным народам на альтернативную службу в традиционных хозяйствах, оно может добиться реализации такового права через суд.

Права коренных народов Севера в России

В целом, перечень прав коренных народов включает в себя, как было означено выше, множество преференций в различных сферах жизнедеятельности. Это позволяет им продолжать хранить свои традиции и образ жизни и компенсировать ущерб, оказываемый им государством, прогрессом и использованием природных ресурсов. В частности, к таковым особым правам, помимо альтернативной службы вместо воинской повинности, можно отнести:

  • Безвозмездное пользование землями для ведения традиционного хозяйства без процедуры регистрации, а также использование полезных ископаемых и природных ресурсов в своих целях путем традиционной их добычи.
  • Осуществлять контроль за пользованием их этнических земель и соблюдением федерального законодательства в вопросах защиты прав малых народов.
  • Получать финансовую поддержку от государства и субъектов предпринимательства или иных организаций для ведения социально-культурной традиционной деятельности.
  • Отправлять своих представителей в советы представителей малых народов при исполнительных органах власти.
  • Требовать возмещения убытков, причиненных их исторической и традиционной среде обитания.
  • Получать государственную поддержку для организации обучения.
  • Требовать первоочередного приема на работу по специальности в случае, если работодатель осуществляет деятельность в формате традиционных хозяйствований данного народа.
  • Заготавливать древесину без получения соответствующих разрешений для личного пользования.
  • Не уплачивать земельный налог, НДФЛ и сборы за пользование водными ресурсами.
  • Вести охоту и рыболовство без подтверждающей документации, если таковые обусловлены необходимостью сохранения традиционного образа жизни и выживания при нем.

Как можно понять из вышеозначенного спектра прав, их большая часть направлена непосредственно на сохранение традиционного образа жизни и отсутствие составов преступлений или административных правонарушений, обусловленных таковым образом жизни. При этом аналогичные действия в иных обстоятельствах могли бы считаться таковыми, если бы исполнялись не представителями коренных народов или в иных местностях и территориях РФ.

Какие есть льготы для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации?

Уважемые друзья! Прежде чем ответить на этот вопрос хотелось бы отметить, что в современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов нет понятия «льгота», а есть ПРАВА, закрепленные Коституцией и законодательными актами.

Особые права, которыми наделены КМНС, не являются привилегиями и льготами. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные народы могли сохранить свои особенности и традиции.
Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).
На федеральном уровне установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами.
I. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»:
Статья 8. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:
1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;
6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.
— Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:
1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;
7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;
9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.
Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой
Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры
Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:
1) сохранять и развивать родные языки;
2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;
3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;
4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;
5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;
6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.
II. Лесной кодекс Российской Федерации
Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ.
III. Налоговый кодекс Российской Федерации
1) Общины малочисленных народов освобождаются от налогообложения земельным налогом (статья 395 НК РФ).
2) Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (статья 217 НК РФ).
3) Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка (статья 332.2 НК РФ).
В иных случаях при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для реализации обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке.
Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Статья 333.2. Объекты обложения

2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
IV. Водный кодекс Российской Федерации
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

2. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.
V. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 19. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности
1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
VI. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
1. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.
2. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
3. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
VII. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Статья 2.1. Страхователи

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.
VIII. Земельный кодекс РФ
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
..
1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
..
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 97. Земли природоохранного назначения

5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Единый перечень коренных малочисленных народов утвержден постановлением правительства от 24 марта 2000 года. В настоящее время к этой категории относится 47 этносов. Их основные права закреплены в федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Этот документ дает этносам право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности. Выплата компенсаций, в частности, регулируется законом «О соглашениях о разделе продукции».

Суммы платежей определяются условиями конкретных соглашений. Так, в 2011 году «Газпром» направил на компенсационные выплаты коренным народам Ямала 765 млн руб. (годом ранее —197 млн руб.). Всего в округе проживает 37 тыс. представителей малочисленных народов, то есть на каждого из них пришлось по 20 675 руб. «Варьеганнефть» в том же году потратила на выплаты народам Севера, проживающим в Ханты-Мансийском АО, 6 млн руб. Эти средства пошли на приобретение снегоходов, лодочных моторов и ГСМ для местного населения. Другая «дочка» «Русснефти» — ОАО МПК «Аганнефтегазгеология», ведущая в ХМАО добычу на территориях, которые относятся к родовым угодьям 26 семей, планирует потратить на аналогичные компенсации в 2012 году 7,5 млн руб.

Закон «О гарантиях прав коренных народов» также предоставляет малочисленным этносам льготы по землепользованию и природопользованию и право на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования. Согласно действующему Налоговому кодексу, физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, освобождены от налогообложения в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Кроме того, налоги не взимаются с доходов семейных общин малочисленных народов от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла. В ряде регионов такие народы могут освобождаться от транспортного налога и налога на имущество в части квартир и жилых домов. Федеральный закон «О животном мире» от 1995 года наделяет малочисленные народы правом на первоочередной выбор промысловых угодий, льготами в отношении сроков и районов добывания животных и исключительным правом на добычу определенных видов животных. Лесной кодекс РФ освобождает такие народы от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд. Закон «Об альтернативной гражданской службе» дает их представителям право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Евгений Козичев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *