Копия протокола об административном правонарушении

>Нарушение срока направления копии протокола

Вопрос

Протокол об административном правонарушении составлен 23.09.2015. Согласно данным отслеживания почтовых отправлений он был отправлен 30.09.2015. Является ли это обстоятельство основанием для отмены протокола в судебном порядке как процессуальное нарушение?

Ответ

направление административным органом копии протокола в нарушение ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ не в трехдневный срок, не признается судами существенным нарушением процессуальных норм, влекущим за собой отмену постановления, поскольку установленный указанной частью срок не является пресекательным, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола».

2. Постановление 2 ААС от 21.01.2011 № А17-5305/2010

«Существенного нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Направление Ивановской таможней копии протокола в нарушение части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ не в трехдневный срок, а на четвертый день, не является существенным нарушением процессуальных норм, влекущим за собой отмену постановления, поскольку установленный указанной частью срок не является пресекательным, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Как усматривается из материалов дела, протокол от 29.06.2010 и постановление от 13.08.2010 по делу об административном правонарушении вынесены в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ».

3. Постановление 14 ААС от 12.05.2012 № А13-10/2012

«Направление административным органом копии протокола в нарушение части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ не в трехдневный срок, не является существенным нарушением процессуальных норм, влекущим за собой отмену постановления, поскольку установленный указанной частью срок не является пресекательным, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ».*

4. Постановление 15 ААС от 17.11.2011 № А32-6227/2011

«Нарушение срока направления копии протокола об административном правонарушении, на которое указывает управляющий, не является существенным нарушением процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущим незаконность принятого решения о привлечении предпринимателя к административной ответственности».

5. Постановление 9 ААС от 05.11.2009 № А40-86200/09-119-608

«Не принимается как несостоятельный и довод подателя апелляционной жалобы о том, что копия протокола об административном правонарушении направлена таможенным органом в адрес Общества с нарушением срока, предусмотренного ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в связи с чем заявитель был лишен возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению дел.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушение сроков направления копии протокола об административном правонарушении является несущественными недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными».

Подготовлен по материалам Системы Юрист
Получить бесплатный доступ

Обзоры последних изменений

Как поменялись правила работы юристов в 2018 году. Все изменения в одной статье
Теперь не найти лояльного нотариуса, так как все работают по одной инструкции. И дело о банкротстве больше не станет неожиданным для должника. Он и все его кредиторы узнают о ваших планах еще до того, как заявление поступит в суд. Зато от инспекторов, которые явятся с проверкой, теперь можно требовать, чтобы они не выходили за пределы проверочных листов и проверяли компанию реже. Все «можно» и «нельзя», которые появились с 1 января 2018 года.

Новый Обзор практики Верховного суда № 4 (2017)
Главные выводы ВС, которыми суды будут руководствоваться в 2018 году.

Как поменять адрес, чтобы вас не вычеркнули из ЕГРЮЛ
Работать не по адресу регистрации стало еще опаснее. С 1 сентября налоговые инспекции начали исключать из ЕГРЮЛ действующие компании, у которых в ЕГРЮЛ указан фиктивный адрес.

Срок ликвидации ООО ограничили: изменения с 1 сентября 2017 года
Теперь закончить ликвидацию ООО нужно в течение года. В законе установили крайний срок.

Изменения в КоАП РФ в 2017 году
Все поправки в одной таблице.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 28.2 КоАП РФ, судебная практика применения

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Судья должен установить правильно ли составлен протокол

В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Какие недостатки протокола являются существенными?

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Какие недостатки протокола являются несущественными?

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. См. подробнее п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.

Административная ответственность по КоАП РФ возможна только за оконченное правонарушение

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.

Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока (см. п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

Если протокол содержит неправильную квалификацию правонарушения, судья вправе переквалифицировать деяние

Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении (см. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Содержание протокола об административном правонарушении

Положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

Права могут реализоваться через представителя по доверенности или защитника

.. При этом следует учитывать, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Нарушение норм статьи 28.2 КоАП РФ может являться основанием для вывода о незаконности решения административного органа

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 44-АД16-17

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2016 г. N 44-АД16-17

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Корелина С.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Очерского судебного района Пермского края от 13 ноября 2015 года, решение судьи Очерского районного суда Пермского края от 09 декабря 2015 года и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 февраля 2016 года, вынесенные в отношении Корелина С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Очерского судебного района Пермского края от 13 ноября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Очерского районного суда Пермского края от 09 декабря 2015 года и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 февраля 2016 года, Корелин С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 9 месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Корелин С.И. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Корелина С.И. позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством, протокола по делу об административном правонарушении, иные процессуальные документы, и внесении изменений в такие процессуальные акты. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в указанные протоколы.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21 октября 2015 года инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России «Очерский» в отношении Корелина С.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому он 21 октября 2015 года около 19 часов 30 минут на автодороге Пермского края в г. Очер на перекрестке ул. Ленина — Карла Маркса в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управлял мопедом «<…>», находясь в состоянии опьянения.

Вместе с тем в материалах дела оригинал протокола об административном правонарушении от 21 октября 2015 года отсутствует (л.д. 3).

Согласно запросу председателя Очерского районного суда Пермского края от 10 февраля 2016 года о представлении в адрес Очерского районного суда, был выслан дубликат протокола об административном правонарушении N <…> от 21 октября 2015 года (л.д. 44). Однако данные, свидетельствующие о том, что дубликат протокола об административном правонарушении был составлен в присутствии Корелина С.И. отсутствуют. Подписи названного лица об ознакомлении последнего с составленным дубликатом протокола, отсутствуют (л. д. 45). Отсутствуют и данные об извещении Корелина С.И. о необходимости явки в ГИБДД Очерского района для составления дубликата протокола об административном правонарушении, а также о направлении указанного дубликата протокола лицу, в отношении которого ведется производство по делу.

Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу составленного дубликата протокола об административном правонарушении.

Таким образом, оснований полагать о том, что дубликат протокола об административном правонарушении N <…> от 21 октября 2015 года составлен должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На основании вышеизложенного дубликат протокола об административном правонарушении подлежит признанию недопустимыми доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.

Учитывая, что дубликат протокола об административном правонарушении N <…> от 21 октября 2015 года составлен с нарушением требований названного Кодекса и является недопустимым доказательством по делу, выводы о наличии в действиях Корелина С.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись бы преждевременными.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Очерского судебного района Пермского края от 13 ноября 2015 года, решение судьи Очерского районного суда Пермского края от 09 декабря 2015 года и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 февраля 2016 года, вынесенные в отношении Корелина С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу Корелина С.И. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Очерского судебного района Пермского края от 13 ноября 2015 года, решение судьи Очерского районного суда Пермского края от 09 декабря 2015 года и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 февраля 2016 года, вынесенные в отношении Корелина С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

В.П.МЕРКУЛОВ

Что делать, если не выдана копия протокола о нарушении ПДД

Бывают ситуации, когда сотрудники ГИБДД, чтобы скрыть нарушения при оформлении нарушения ПДД умышленно не выдает автолюбителю протокол, тем самым лишая его права на защиту своих интересов. Поэтому водителя должны знать, что делать, если сотрудник ГИБДД не дал копию протокола, как его получить, и эффективно защитить свои права в такой ситуации.

Порядок вручения протокола

Для того чтобы разобраться в ситуации, если ДПС не дали копию протокола о нарушении правил движения, нужно прежде всего внимательно изучить нормы Кодекса об административных правонарушениях (КОАП).

Согласно его нормам, все составляемые протокола (их копии) должны выдаваться в обязательном порядке или по просьбе автолюбителя.

К перечню обязательных протоколов, которые выдаются водителю, относят следующие документы:

  • документ об отстранении водителя от управления машиной, при нарушении им ПДД;
  • документ о проведенном осмотре (досмотре) автомобиля, с перечнем изъятых вещей и документов;
  • копия протокола о нарушении ПДД;
  • копия протокола об административном задержании водителя.

Поэтому, если инспектор ГИБДД не отдал копию протокола, о вышеуказанных действиях, это приравнивается к грубым нарушениям прав автолюбителя, и является одним из правовых оснований вынесения постановления об отмене протокола об административном правонарушении.

К перечню документов, которые могут быть выданы только по просьбе водителя, относятся следующие:

  • документ о доставлении автомобиля на штрафную площадку, или иное место временного хранения;
  • копия протокола о совершенном правонарушении.

Несмотря на то, что данные документы выдаются только по требованию автолюбителя, то если не дали копию протокола об административном правонарушении ГИБДД, а автолюбитель на этом настаивал, это также является нарушениям прав автомобилиста и на эти действия подается жалоба.

Нужно запомнить, что если сотрудник ГИБДД не выдал копию протокола, а водитель настаивал на этом, на него можно подать обоснованную жалобу в прокуратуру, которая обязана провести соответствующую проверку, и привлечь работника полиции к дисциплинарной ответственности.

Порядок получения

Как было указано выше законодательством об административных правонарушениях, предусмотрены документы, копии которых должны выдаваться автолюбителю в обязательном порядке и по его просьбе.

Нужно обратить внимание на следующую юридическую тонкость. В каждом протоколе есть специальная графа, в которой содержится информация о том, получил ли водитель его дубликат или нет.

Исходя из этого, для получения дубликата необходимо пользоваться следующим алгоритмом действий.

  1. Автолюбитель должен внимательно ознакомиться со всеми записями, которые вносятся в документ об административном правонарушении. Если сотрудник ДПС не дал копию протокола, и не дает ознакомиться с ним, значит он был составлен без законных на то оснований, и таким образом последний пытается привлечь водителя к ответственности без каких-либо правовых оснований.
  2. В графе, где указывается, получил или не получил копию документа, не нужно ставить свою подпись. Сначала необходимо потребовать свой дубликат, а затем, после его получения ставить подпись в соответствующей графе.
  3. Если не отдали копию протокола ГИБДД, и водитель не расписался в соответствующей графе, сотрудники полиции пишут в этой графе запись «от вручения копии отказался». Поэтому обязанность водителя заявить о своем желании в получении документа в любой графе протокола, где нужно написать «требую вручения копии протокола».

Основания для отмены

Для того чтобы добиться постановления об отмене административного протокола, необходимо эффективно защищать свои права, как при его составлении, так и рассмотрении.

Согласно юридической практики рассмотрения данной категории дел, получить постановление об отмене протокола можно в том случае, если водитель докажет три юридических факта:

  • отсутствие нарушения ПДД, то есть его действия не повлекли за собой правонарушения, и были правомерными в конкретной ситуации, вот почему случаются ситуации, когда ГИБДД не дали копию протокола, так как он полностью сфальсифицирован;
  • нарушения в процессе фиксации правонарушения, то есть, не соблюдены все требования к составлению соответствующих документов, не заполнены графы, записи не соответствуют требованиям закона;
  • неправильное составление документа, например, в протоколе об административном правонарушении не указан пункт ПДД, не выдан его дубликат.

Также автолюбители должны знать, что законодательством предусмотрены четкие сроки в течении которых собранный материал должен быть направлен уполномоченному должностному лицу, которое имеет право выносить постановление о наложении административного взыскания – это три месяца с момента фиксации нарушения.

Именно такой срок дает КОАП для привлечения водителя к административному штрафу, или другому наказанию.

Поэтому если сотрудник ГИБДД не выдал копию протокола, значит вина водителя сомнительная и нужно пытаться защищать свои права в суде.

Важно запомнить, что если к административной ответственности автолюбителя привлек сотрудник полиции, он имеет право обжаловать данное постановление в суде, подав соответствующий административный иск.

Читайте подробно как обжаловать протокол и составить жалобу.

Порядок получения копии протокола

Рассмотрим что делать, если инспектор ГИБДД не выдал копию протокола.

Его можно получить следующим образом.

  1. На месте составления. Для этого в колонке «объяснение нарушителя» водитель должен написать, что с претензиями сотрудника ГИБДД он не согласен, и настаивает на получении копии протокола и всех документов которые к нему прилагаются. Их даже можно сфотографировать на телефон, фотоаппарат, если разрешит полицейский, тогда об этом действии делается специальная пометка.
  2. Если сотрудники ДПС при оформлении не дали копию протокола, и при этом по данному нарушению ПДД решение о наложении административного взыскания принимают сотрудники полиции, нужно направить на их адрес официальный запрос. В нем указать, что водитель требует предоставить ему официальные дубликаты всех протоколов и других документов для ознакомления, или указать дату, когда они будут предоставлены лично ему. Если требование не будет удовлетворено, то ненаправление протокола, это основание для отмены постановления по КОАП.
  3. В тех случаях, когда право оштрафовать водителя принадлежит суду, получить копии всех документов можно при составлении письменного ходатайства об ознакомлении с материалами административного производства. Для суда это будет дополнительным доказательством того, что автолюбителю отказали в его праве эффективной защиты.

Практические советы если не выдают копию

Если все документы составлены, а автолюбитель, по какой либо причине не имеет на руках копий, то он должен обязательно их получить. В большинстве случаев, сотрудники ГИБДД стараются в самое короткое время вынести постановление о наложении штрафа, и затянуть сроки получения его, чтобы автолюбитель не смог оспорить этот документ в суде.

В таком случае не нужно затягивать с подачей официального запроса на копии и ознакомление с материалами. Он должен быть отправлен по почте заказным письмом. Если документы будут предоставлены не в срок обжалования (10 дней с момента вынесения Постановления) а позже, это будет основанием для восстановления сроков обжалования судом.

Следующий совет состоит в том, что в сомнительных ситуациях, автолюбитель, когда составляются документы о нарушении им ПДД, должен принимать активное участие в их составлении. То есть рисовать свою схему, писать замечания, а также детальные пояснения на отдельном листе. При этом в протоколе нужно обязательно указывать, что к нему прилагаются оригиналы своих документов, а также то, что автолюбитель настаивает на получении всех дубликатов документов составленных сотрудником ГИБДД.

Последний совет состоит в том, что ставить свою роспись в графе получения копии, необходимо только после того, как все будет выдано. Если этого не происходит, можно воспользоваться хитростью.

Подойти к инспектору ГИБДД и сказать, что водитель хочет расписаться в графе получения копии. Там нужно написать «копию протокола и других документов отказались выдать» и поставить свою подпись.

В случаях, когда сотрудники ГИБДД не выдают копии протоколов и других документов, на них нужно обязательно подать обоснованную жалобу в прокуратуру, и вышестоящему руководству. После чего написать обращение, которое направить по почте, с требованием предоставить копии всех документов, для последующего обжалования. Это является основанием для отмены административного взыскания.

Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *