Что значит вне рамок налоговой проверки

Документ

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2019 № Ф08-213/2019 по делу № А32-23758/2018

Статья 93.1 НК РФ дает ИФНС право вне рамок проверки направлять требования о предоставлении документов или информации по конкретной сделке. При этом никаких пояснений этого термина НК РФ не содержит. Пробел восполнили судьи Арбитражного суда Северо-Кавказского округа.

Рассматривая спор между организацией и ИФНС в части правомерности истребования документов и информации, суд отметил, что налогоплательщик обязан предоставить документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик стороной такого договора может и не быть. Дополнительно судьи отметили, что в одном требовании может содержаться запрос на предоставление документов (или информации) сразу по нескольким договорам. Кроме того, указывать четкие реквизиты (даты, номера и т.п.) в требовании ИФНС не обязана: достаточно общей информации, позволяющей идентифицировать конкретную сделку, т.е. конкретный договор с конкретными контрагентами (постановление от 22.02.2019 № Ф08-213/2019 по делу № А32-23758/2018).

Иногда налоговики вне рамок налоговой проверки хотят получить документы или информацию по определенной сделке. Сразу скажем, что налоговое законодательство (ст. 93.1 НК РФ) это разрешает. Разберемся, как выглядит данная процедура, что необходимо представить контролерам, а на что они претендовать не вправе.

Когда может прийти требование вне рамок налоговой проверки

Существует единственный законный повод для запрашивания документов за пределами налоговых проверок – закреплен он п. 2 ст. 93.1 и состоит в следующем: если у фискалов есть обоснованная необходимость получить документы (или информацию) по определенной сделке, они вправе запросить их у сторон этой сделки либо у иных лиц, которые о ней что-то знают.

Обратите внимание: требование необязательно должно касаться операций с вашим прямым контрагентом, с которым вы заключили договор (Письмо ФНС № СА-4-7/12693@ от 17.07.2015, Определение ВС РФ № 306-КГ14-1989 от 17.09.2014). Так, у вас могут запросить сведения об отгруженном товаре, даже если вы не контактировали напрямую с его производителем, попавшим в поле зрения контролеров, а приобрели этот товар у посредника.

Важно!

В п. 1 ст. 93.1 говорится еще об одной возможности для истребования сведений. На этот раз речь идет о деятельности конкретного контрагента. Однако запрос в рамках данной нормы возможен только при проведении у него выездных или камеральных проверок.

Как запрашиваются документы

Порядок проведения данной процедуры изложен в п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, а также в Письме ФНС от 27.07.2017 № ЕД-4-2/12216@. Перечислим основные правила:

  • Просить документы и информацию у вас может только та ИФНС, где вы состоите на учете. Однако «первоисточником» для такого запроса будет поручение, присланное другой инспекцией, которая непосредственно проводит контрольные процедуры (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

Образец поручения о предоставлении документов

  • На основании этого поручения ваша ИФНС сформирует требование, где перечисляются сведения, позволяющие однозначно понять, о какой именно сделке идет речь (п. 4 ст. 93.1 НК РФ): стороны сделки, ее предмет, условия и др. (Письмо ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).
  • Требование (с обязательным приложением к нему копии поручения) ИФНС передает руководителю вашей компании или уполномоченному представителю одним из следующих способов: лично под расписку, в электронной форме по ТКС, заказным почтовым отправлением (п. 1 ст. 93, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Образец требования о предоставлении документов

С формами поручения и требования можно ознакомиться в Приказе ФНС от 08. 05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Как ответить на требование

После того как вы получили запрос, у вас есть 10 дней, чтобы подготовить и отправить необходимые инспекторам документы, информацию или сообщить им, что вы не располагаете такими сведениями (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ответ о том, что компания не располагает информацией

Важно!

Даже если вы не знаете контрагента, о котором вас спрашивают, и не можете сообщить никакой «ценной» информации, отмалчиваться нельзя! Это будет расценено как неисполнение требования и влечет наложение штрафа по ст. 129.1 НК РФ — от 5 до 20 тыс. руб.

Может случиться и так, что для отработки запроса вам понадобится гораздо больше времени, нежели установлено НК РФ. Ведь сделкой может быть как отдельная хозяйственная операция, так и целый договор, по которому составлялись сотни первичных документов. Если вы не укладываетесь в отведенные 10 дней, необходимо об этом оповестить сотрудников ИФНС и ходатайствовать о продлении срока (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ходатайство о продлении срока представления документов

Однако рассчитывать на то, что проверяющие гарантированно увеличат срок, нельзя: ведь это их право, но не обязанность.

Тем не менее практика показывает, что в большинстве случаев ИФНС увеличивает срок для исполнения требования, потому что главная задача контролеров – получить документы или информацию, а не оштрафовать компанию за просрочку.

Важно!

Если вы не успеете вовремя собрать все бумаги и не предупредите об этом ИФНС, последует штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ — 10 тыс. руб. Такое же наказание предусмотрено, если вы откажетесь исполнять требование или подадите ложные сведения.

Ответ на запрос разрешается:

  • привезти в ИФНС лично;
  • отправить через представителя;
  • послать заказным отправлением;
  • передать в электронном виде по ТКС.

Документы на бумаге сдавайте в виде заверенных копий, а при передаче по ТКС – отправляйте их по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ). При этом строгих правил заверений бумажных копий документов, предоставляемых по требованиям фискалов, законом не предусмотрено. Однако есть ряд рекомендаций, данных Минфином в Письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142:

  • Если вы сдаете стопку документов, допустимо заверение каждого отдельного листа, так и заверение прошитой пачки в целом.
  • Что касается сшивания пачки, ее плотно скрепляют нитками, при этом важно, чтобы каждый документ можно было без труда прочитать и скопировать.
  • Листы пачки пронумеруйте, на ее обороте укажите общее количество листов в прошитой стопке, проставьте дату и подпись сотрудника (с расшифровкой), который занимался заверением.

Итак, существуют определенные правила предоставления документации, которую требуют налоговики. Однако не все, что они у нас спрашивают, законно.

Что может, а что не вправе делать инспекция

Ниже представлены основные права и обязанности, которыми должны руководствоваться проверяющие при составлении требований:

  • Налоговый кодекс позволяет контролерам истребовать документы именно о конкретной сделке (отдельной хозяйственной операции или договоре), но не в целом о деятельности – вашей или вашего партнера.

Т.е. если из требования неясно, какая именно сделка имеется в виду, вы вправе не предоставлять документы или информацию (Постановление АС ДВО от 21.03.17 № Ф03-712/2017). Но и отмалчиваться в данной ситуации не стоит. Следует пояснить, по каким причинам вы не можете исполнить требование.

Письмо об уточнении запроса

  • Из требования должно быть понятно, чем обоснован запрос документов (информации). Как правило, контролеры подходят к выполнению данного условия формально – указывают, что есть «обоснованная необходимость». При этом законодательство не разъясняет, когда необходимость считается обоснованной. Но, анализируя абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ, можно заключить, что обоснованность непосредственно связана с конкретным мероприятием налогового контроля.
  • Кроме этого, в обязательном порядке требование должно содержать указание на то, что документы (информация) нужны именно вне рамок проведения налоговых проверок (Постановление АС ЗСО от 13.06.17 № Ф04-1488/2017).

Как происходит подача документов по требованию ИФНС в 1С-WiseAdvice

Мы практикуем риск-ориентированный подход в обслуживании. То есть мы против бездумного представления документов по любому запросу налоговой. Напротив, мы осознаем и взвешиваем все последствия подачи или неподачи того или иного документа. Все наши действия направлены на то, чтобы максимально обезопасить нашего клиента, а заодно – не подставить его перед поставщиками и подрядчиками.

Запросы документов по сделкам нередко достаточно объемны, и это не противозаконно. Однако запрашивать что-либо произвольно – по принципу «все, что хочется» – недопустимо. При составлении запроса ИФНС должна исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации), не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

При принятии решения о законности привлечения компании к ответственности за непредставление каких-либо документов и/или информации по требованию, данные принципы будут являться основополагающими. Так, в случае направления компанией жалобы на действия ИФНС в вышестоящий налоговый орган, инспектор, составлявший запрос, будет обязан пояснить причины и необходимость истребования именно этих документов (информация). Его пояснения могут потребоваться также в суде.

В связи с этим по умолчанию принято считать, что инспектор осознанно подходит к формированию списка документов к истребованию. Но если есть основания полагать, что запрос составлен без соблюдения вышеизложенных принципов, возможно отстоять свое право не предоставлять все, что хочет видеть ИФНС (Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ (ред. от 06.09.2017).

Полезная бухгалтерия от 1С-WiseAdvice

В рамках бухгалтерского обслуживания специалисты компании 1C-WiseAdvice проводят глубокий анализ всех требований, приходящих клиенту из ИФНС, и дают подробные рекомендации по поводу того, какие документы и в каком объеме подавать.

А теперь – несколько советов, которые помогут вам в работе.

Существует ряд особенностей, на которые стоит обращать внимание при анализе требования, полученного в рамках ст. 2 ст. 93.1. Такой анализ может помочь снизить объем представляемых документов или информации, либо вовсе сведет на нет обязанность предоставлять что-либо:

  1. Оцените требование на соответствие законным нормам: из него должно быть ясно, что оно выставлено не в рамках налоговой проверки, и у ИФНС действительно есть для этого обоснованная необходимость.
  2. Проанализируйте, возможно ли по требованию идентифицировать сделку: приведен ли в нем конкретный договор, период. Обязательно должен быть указан контрагент, сделка с которым проверяется.
  3. Посмотрите, что именно запрашивают контролеры: не стоит передавать лишнее, если это не запрашивают. Не нужно готовить документы, если ИНФС просит предоставить только информацию, и наоборот.
  4. Сравните перечни запрашиваемых документов, перечисленных в поручении и требовании: они должны быть идентичны. Если ваша ИФНС проявила инициативу и запросила у вас больше, чем ее уполномочивали, «излишек» вы имеете право игнорировать. В то же время, если ваша ИФНС что-то пропустила и запросила не все, что указано в поручении, вы можете отработать только ее запрос.
  5. Если требование предусматривает слишком большой объем работы, и вы чувствуете, что не укладываетесь в 10-дневный срок, – ходатайствуйте о его продлении.
  6. Даже если, на ваш взгляд, требование неправомерно, дайте налоговикам обратную связь. Например, напишите письмо о том, что из него невозможно понять, о какой именно сделке идет речь. Не стоит отмалчиваться, если вы не до конца уверены в своей правоте – безопаснее написать уточняющий запрос и ходатайствовать о продления срока предоставления документов. В противном случае компанию могут привлечь к налоговой ответственности.

Связаться с экспертом

Главное — реальность сделок

ФНС назвала четкие основания, при которых возможны налоговые претензии к предприятию. Главное из них — нереальность исполнения сделки контрагентом первого звена, то есть именно тем контрагентом, с которым у предприятия заключен договор. Территориальные инспекции ФНС теперь станут уделять особое внимание сбору доказательств, опровергающих реальность спорной сделки: для этого нужно, например, доказать, что обязательство по сделке исполнено другим лицом, а не тем, которое является стороной договора, или выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.

В письме также отмечается, что исполнение сделки иным лицом (не тем, с кем заключен договор) ограничивает право предприятия на учет расходов по этой сделке. Но передача исполнения обязательств по сделке не вызовет подозрений, если такая возможность изначально предусмотрена договором либо допускается законом.

«Есть определенные Гражданским кодексом РФ случаи, которые предусматривают передачу прав по сделке без согласия партнера, например цессия», — поясняет руководитель налоговой практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова. Кроме того, привлечение третьих лиц можно предусмотреть заранее в договоре. Но в любом случае передача прав по сделке должна иметь ясную бизнес-цель, предупреждает юрист.

«Если на расчетный счет контрагента первого звена поступают денежные средства от продажи стройматериалов, а расходуются со счета средства на закупку постельного белья, возникают обоснованные сомнения в том, что контрагент передал исполнение по сделке надлежащему лицу. Внимание будут обращать и на условия договора. В соответствии с некоторыми договорами контрагент первого звена обязан оказать услуги лично. Это исключает передачу исполнения третьему лицу», — добавляет директор группы налоговых споров КПМГ в России и СНГ Антон Зыков.

По словам руководителя группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александра Ерасова, негативным последствием использования новых правил станет существенное увеличение сумм доначислений по налогу на прибыль. «До сих пор при реальных сделках налог на прибыль доначислялся только на сумму превышения стоимости товара по сравнению с рыночной ценой. Теперь расходы будут в полном объеме исключаться при расчете налога на прибыль», — считает Ерасов.

Доказать умысел

Налоговое ведомство подчеркивает, что в ходе проверок следует собирать доказательства умышленных действий руководителей и учредителей компании, нацеленных на уход от налогов.

Для доказательств умысла в действиях руководителей и учредителей налоговые инспекторы прежде всего должны выявить схему уклонения от налогов. Некоторые из этих схем указаны в письме ФНС. Это, в частности, «дробление» бизнеса для применения льготных налоговых режимов малого бизнеса и использование трансграничных операций с применением «транзитных» компаний.

Данный перечень не является исчерпывающим. «В зависимости от характера хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также конкретных обстоятельств осуществляемых им операций (сделок) налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий могут устанавливаться иные обстоятельства», — предупреждает партнер TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

«Если налоговый орган сможет доказать умысел в действиях налогоплательщика, то сумма штрафа будет рассчитываться исходя из 40% от суммы неуплаченных налогов. Это существенный минус для бизнеса», — полагает Леоненкова. При неуплате налога вследствие ошибки размер штрафа в два раза меньше (20%), напоминает она.

Хорошая новость — в письме указано, что участие аффилированных лиц в сделке само по себе не является доказательством незаконной схемы. Ранее ФНС придерживалась мнения, что участие в сделке аффилированных лиц является важным доказательством ее незаконности. По мнению Агабаляна, если этот подход будет реализован на практике, то произойдет поворот в практике взаимодействия налоговых органов и бизнеса. Участие аффилированных лиц в числе контрагентов до сих пор практически всегда рассматривалось налоговиками как «отягчающее обстоятельство».

Доказывая умысел на неуплату налога, инспекции опирались в основном на аффилированность организаций, участвующих в сделках, подтверждает Зыков. Но проблема заключается в том, что при определении круга аффилированных лиц налоговые органы иногда выходили далеко за пределы закона. Это приводило к штрафам даже в тех случаях, когда у сделки была ясно обозначена деловая цель. «В нашей практике был случай, когда контрагенты были признаны аффилированными на том лишь основании, что ранее между ними были заключены долгосрочные договоры займа и договоры аренды», — рассказывает Зыков. Отказ от такой практики положительно повлияет на взаимодействие бизнеса и налоговых органов, считает юрист.

Остановите беспредел Налоговой Инспекции в г. Подольск!

Мне 65 лет. Я индивидуальный предприниматель. Субьект малого бизнеса, как любит выражаться наш Президент. Я слесарь КИПиА. Простыми словами, обеспечиваю тепло в наших с вами домах.
В феврале 2017 года я подал налоговую декларацию за 2016 год, и в соответствии с Декларацией оплатил все налоги.
Неожиданно для меня, в середине июля 2017 года банк заблокировал мой счет индивидуального предпринимателя. Помимо этого, по непонятным для меня причинам, с моего счета стали исчезать все поступающие на него средства, без остатка. Я обратился в банк и получил разьяснение, что деньги снимает налоговая инспекция. Все еще не понимая, в чем дело, я поехал в Налоговую. В Налоговой инспекции мне выдали на руки Требование о том, что за мной числится налоговая задолженность в размере 324 тыс.руб, которую мне необходимо оплатить. Требование было датировано 19 мая(!) (получил я его по моему собственному запросу в середине июля). Помимо самого требования, одновременно с ним мне выдали на руки Решение о взыскании с меня налога, уже с учетом пени(!) Повторюсь, впервые я увидел и то, и другое только в середине июля. До этого времени я и понятия не имел, что с моими налогами что-то не так. В Требовании от 19 мая есть форма, в которой руководитель организации (то есть я, как ИП) должен поставить свою подпись, удостоверяющую, что Требование им получено и он с ним ознакомлен. Естественно, поскольку никакого требования я в срок не получил, то и моей подписи на нем нет. В налоговой инспекции есть мой достоверный почтовый адрес для вручения корреспонденции, электронный адрес, который я регулярно проверяю на предмет писем, а также мой действующий сотовый телефон. Ни писем из налоговой, ни звонков я не получал. Соответственно, я никоим образом не был уведомлен о наличии налоговой задолженности и каких-либо ошибках, как того требует Закон. Я ездил после этого в Инспекцию еще 3 раза, так как от меня потребовали все банковские выписки за 2016 год; в следующий визит все платежные поручения за этот же отчетный период.
Как выяснилось, в Декларации, которую я подал в начале года, я допустил ошибку: посчитал свой доход не поквартально, а нарастающим итогом. Ошибка была только в одной странице. Все остальные страницы Декларации были заполнены верно, и сумма налога была исчислена корректно. Таким образом получилось, что сама сумма налога мной рассчитана верно, а размеры авансовых платежей получились вдвое выше положенного. Ошибка была чисто «пунктуационной», если можно так выразиться, а не фактической. Да это и не имеет значения. По Закону, я имею целый год (2017), в течении которого я могу внести коррективы в свою Декларацию и подать ее в уточненном виде. Фактически же получилось, что за допущенную помарку я в единочасье лишился средств к существованию.
3 августа я подал уточненную Декларацию, где сумма налога именно такая, которую я уплатил государству в начале года. Несмотря на это, налоговая инспекция продолжила снимать деньги с моего счета, каждый раз оставляя его пустым. Если бы мы с женой не были пенсионерами, мы бы умерли с голода. Но это, увы, никого не волнует. Я добросовестный предприниматель- налогоплательщик с 1998 года, когда и был зарегистрирован. За все эти годы я не утаил ни копейки от своего Государства.
24 августа 2017 года я написал заявление в ИФНС №5 о том, что прошу вернуть незаконно снятые со счета средства. И стал ждать. Счет разблокировали, но деньги продолжили снимать! И продолжают по сей день, несмотря на то, что обстоятельства давно выяснены. У Налоговой нет ни малейшего законного основания снимать эти деньги. На сегодня снятая сумма составляет 320 тысяч. Это все, что у меня было. Я звоню в Налоговую каждый день, но концов найти не могу- никто ничего не знает и отвечать ни за что не хочет.
Как в нашем Государстве найти управу на беспредел в фискальных органах? Это беспрецедентный случай, который, я надеюсь, станет началом конца беззакония. Очень надеюсь, что эта ситуация будет иметь широкий общественный резонанс и максимальную огласку. Рэкет, который процветает в налоговых органах сегодня сводит на «нет» все усилия нашего Президента по поддержке малого предпринимательства. Со всех экранов ежедневно, ежечасно нам твердят о необходимости поддерживать отечественного производителя, снятии бюрократических барьеров – и что? Человек допускает, фактически, описку- и у него без предупреждения, без указания на его ошибку, без возможности ее исправить (как того требует Закон) в безакцептном порядке крадут все его деньги.
Аналогичные жалобы я направляю в Генеральную Прокуратуру РФ, в Администрацию Президента РФ, Губернатору МО, в Антикоррупционный комитет, а также размещаю на всех доступных мне сайтах публичной передачи информации, включая Change.org. Очень надеюсь, что государственные органы не останутся равнодушными к назревшей в нашем Государстве серьезнейшей проблеме, потому как такому простому предпринимателю как я, и тысячам мне подобных, надеяться больше не на что. Видимо, на сегодняшний день, вести законный бизнес на территории нашего государства просто не представляется возможным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *