ЗАО подлежит обязательному аудиту

Содержание

Нужно ли ЗАО проходить обязательный аудит

  • О нас
    • Наша команда
    • Аттестаты аудиторов
    • Сертификаты оценщиков
    • Сертификаты 1С
    • Рекомендательные письма
    • Отчеты по итогам деятельности компании
    • Наши проекты в области аудита и консалтинга
    • Наши проекты в области оценки
    • Наши проекты в области автоматизации предприятий
    • Решения комиссии и судов по оспариванию кадастровой стоимости
    • Лицензии
    • Опыт работы по судебным экспертизам в рамках судопроизводства по вопросам определения рыночной стоимости имущества
  • Аудиторские услуги
    • Обязательный аудит
    • Инициативный аудит
    • Налоговый аудит
    • Аудит отчетности по МСФО
    • Финансовый Due diligence
    • Трансформация и аудит отчетности по МСФО
    • Финансовый аудит
    • Аудит внешнеэкономической деятельности
    • Аудит бюджетных организаций
    • Аудит дебиторской и кредиторской задолженности
    • Производственный аудит
    • Аудит отдела продаж
    • Аудит расходов
    • Риск-ориентированный подход
    • Аудит финансовой отчетности
    • Аудит учета материально производственных запасов
    • Аудит и консалтинг ООО
    • Аудит организации
    • Аудит фирмы
    • Аудит поставщика
    • Строительныий аудит организаций
    • Аудит вуза: когда он действительно необходим?
    • Аудит коммерческих организаций
    • Аудит налогового учета готовой продукции
    • Аудит налоговых обязательств
    • Аудит налоговых расчетов
    • Аудит налоговых рисков
    • Аудит налогообложения
    • Аудит отложенных налоговых активов и обязательств
    • Деловой аудит
    • Аудит импортных операций
    • Профессиональный аудит издержек основных типов
    • Аудит исо 9005
    • Аудит исо 9001
    • Аудит прочих расходов
    • Аудит расчетов с кредиторами
    • Аудит расчетов с покупателями
    • Аудит эффективности бюджетных средств
    • Аудит финансово-хозяйственной деятельности
    • Аудит финансового состояния
    • Аудит экспортных операций
    • Аудит ценных бумаг
    • Аудит собственного капитала
    • Аудит резервов
    • Аудит себестоимости
    • Аудит учетной политики
    • Аудит финансового положения
    • Аудит издержек
    • Аудит ISO
    • ISO 9001 аудит
    • Аудит ФЗ 307
    • Закон об аудите 307
    • Закон об аудите 307 ФЗ
    • Аудит рекламы
    • Маркетинговый аудит
    • Аудиторская проверка
    • Бухгалтерские и аудиторские услуги
    • Аудиторская консультация
    • Договор на аудиторские услуги
    • Аудит финансовой отчетности
    • Нормативные документы аудита
    • Независимая аудиторская проверка
    • Принципы стандартов аудита
    • Отличие контроля от аудита
    • Письмо обязательство аудит
    • Правовой аудит
    • Прочие аудиторские услуги
    • Обязательный аудит организации
    • Обязательный аудит ФЗ
    • Роль аудита в экономике
    • Розничный аудит
    • Этика аудита
    • Ценовой аудит
    • Специальный аудит
    • Уровень существенности в аудите
    • Страховой аудит
    • Стоимость аудиторских услуг
    • Список аудиторских компаний москвы
    • Финансовый аудит в казенном учреждении
    • Финансовый контроль и аудит
    • Финансовый и налоговый аудит
    • Расходы организации – сущность, классификация
    • Процедуры аудита расчетов с подотчетными лицами
    • Аудит собственного капитала и его особенности
    • Юридический аудит предприятия
    • Стандарты аудиторской деятельности. Их классификация
    • Публичный аудит крупных инвестиционных проектов: технологический и ценовой
  • IT консалтинг
    • Сопровождение программного обеспечения
    • Полное сопровождение 1С
    • Внедрение системы ERP на платформе 1С
    • Внедрение системы 1С: Документооборот
    • Автоматизация продаж с внедрением 1С Управление торговлей
    • Внедрение программы 1С Бухгалтерия для автоматизации бизнеса
    • Внедрение 1С УПП на предприятии
    • Внедрение 1С Зарплата и управление персоналом
    • Управление торговлей с внедрением 1С Производство
    • Разработка в системе 1С
    • Внедрение 1С на предприятии
    • Внедрения систем бухгалтерского и налогового учета
    • Внедрение 1С: Розница
    • Внедрение 1С: УТ
    • Внедрение 1С: CRM
    • Внедрение 1С Управление Складом
    • Внедрение 1С:Управление переработкой отходов и вторсырья 8.3
  • Оценочная деятельность
    • Оспаривание кадастровой стоимости земли и недвижимости
    • Оценка недвижимости
    • Оценка бизнеса
    • Оценка нематериальных активов предприятия
    • Оценка оборудования в городе Москва
    • Независимая оценка транспортных средств
    • Оценка имущественных комплексов
    • Оценка рыночной стоимости квартиры
    • Оценка недвижимости для ипотеки
    • Оценка недвижимости для нотариуса
    • Оценка недвижимости для наследства
    • Оценка недвижимости для суда
    • Кадастровая оценка недвижимости
    • Оценка загородной недвижимости
    • Оценка квартиры
    • Оценка доли в квартире
    • Оценка кадастровой стоимости квартиры
    • Оценка квартиры для ипотеки
    • Оценка квартиры для оформления закладной
    • Оценка квартиры для наследства
    • Оценка квартиры для органов опеки
    • Оценка стоимости квартиры для суда
    • Оценка дома
    • Оценка загородного дома
    • Оценка дачного дома
    • Оценка стоимости коммерческой недвижимости
    • Оценка офисной недвижимости
    • Оценка промышленной недвижимости
    • Оценка дома с земельным участком
    • Оценка грузового автомобиля
    • Оценка автомобиля для суда
    • Оценка автомобиля для нотариуса в наследство
    • Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
    • Оценка автомобиля для наследства в городе Москва
    • Услуги по оценке имущества
    • Оценка имущества при вступлении в наследство
    • Оценка движимого имущества
    • Оценка для оспаривания кадастровой стоимости в городе Москва
    • Оценка интеллектуальной собственности (ОИС)
  • Цены
    • Стоимость оценочных услуг
    • Стоимость услуг в области 1С
  • Информация
    • Новости
    • Об аудиторской деятельности
    • Необходимость аудита
    • Об оценочной деятельности
    • Этапы внедрения автоматизированной системы
    • Вопросы клиентов
    • Публикации по вопросам аудита «Холд-инвест-аудит»
    • Статьи
  • Контакты

Обязательный аудит стал «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ» для всех акционерных обществ, включая ЗАО

В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Таким образом, данная норма носит императивный характер и должна применяться независимо от того, внесено ли аналогичное положение в устав организации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

На первый взгляд данная ситуация вопросов не вызывает, однако пункт 9 статьи 3 Закона N 99-ФЗ содержит указание на то, что положения действующего ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ), касающиеся закрытых акционерных обществ, применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Поэтому совершенно справедливо возникает вопрос — а нужно ли закрытому акционерному обществу до внесения изменений в устав проводить обязательный аудит? Ответ утвердительный — нужно. Данное положение Закона № 99-ФЗ ни в коей мере не ограничивает действия п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, так как Закон № 208-ФЗ не содержит норм, противоречащих этому пункту. Данный закон на сегодняшний день предусматривает обязательный аудит финансовой отчетности только для открытых акционерных обществ (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона № 208-ФЗ), но это не значит, что иными нормативными актами не могут быть установлены соответствующие требования и для закрытых акционерных обществ. Подобное противоречие могло бы возникнуть, если бы Закон № 208 — ФЗ напрямую запрещал бы проведение обязательного аудита в закрытых акционерных обществах или еще каким-либо способом ограничивал круг лиц, подлежащих обязательной проверке финансовой отчетности.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Справка:

С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ были введены понятия публичных и не публичных обществ, а деление акционерных обществ на закрытые и открытые было упразднено. Акционерные общества таких типов с 01 сентября 2014 года созданы быть не могут (п. 5 ст. 3 Закона 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

По смыслу внесенных изменений акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус. Если акционерное общество является публичным, принятие общим собранием его участников решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принятие общим собранием участников не публичного акционерного общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

ЦЕНЫ, АУДИТ

Принимая во внимание вышесказанное, а также то, что проведение аудита требует от организаций дополнительных финансовых расходов, возникает вопрос — как можно избежать соблюдения нормы об обязательном проведении проверки финансовой отчетности? На наш взгляд выйти из сложившейся ситуации можно проведя процедуру реорганизации, преобразовав ЗАО в ООО. В отличие от акционерных обществ, в обществе с ограниченной ответственностью отсутствуют сложные процедуры, связанные с эмиссией акций, необходимостью публиковать отчетность. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников ООО, не является закрытым и может быть расширен. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью содержит много диспозитивных норм, предоставляющих участникам большую свободу в установлении правил и порядка некоторых процедур в уставе.

Что касается обязательности проведения аудиторской проверки ООО, то она необходима в следующих случаях:

  • если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • если объем выручки от продажи продукции ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если ООО является клиринговой организацией;
  • если ООО является кредитной организацией;
  • если ООО представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

С 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако, если отчетность подлежит обязательному аудиту, то представление ее обязательного экземпляра в органы статистики и опубликование (в случаях, установленных федеральными законами) должно осуществляться только вместе с аудиторским заключением (ч. 2 ст. 18 и ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, провести процедуру преобразования ЗАО в ООО целесообразнее всего до 31 марта 2015 года, то есть до последнего дня, когда должна быть составлена годовая бухгалтерская отчетность.

КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены, одновременно в КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.


Минфин России разработал проект дополнений в КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность за непредставление организацией аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью в установленных законодательством случаях. Так, предполагается, что штраф за непредставление юридическим лицом аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в установленном порядке в случаях, когда обязанность по представлению такого заключения установлена законодательством РФ, — будет составлять от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2018 год

Кто должен применять обновленные правила представления аудиторского заключения по отчетности за 2019 год и последующие периоды

Итоги

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.10.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте .

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Пример

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2017 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2018 год и представить в органы статистики аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит размещенная в интернете информация Минфина России (для отчетности за 2017 год). Существенных изменений в этот перечень за последний год не вносилось.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2018 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. Их недавно подкорректировали, но для отчетности за 2018 год действуют прежние нормы:

Таким образом, отчетность за 2018 год нужно представить в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно передать только в органы статистики. Если этого не сделать, компанию могут оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте .

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение по отчетности за 2018 год закон не требует (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Если компания не обязана по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение представлять никуда не нужно.

Кто должен применять обновленные правила представления аудиторского заключения по отчетности за 2019 год и последующие периоды

С отчетности за 2019 год описанный в предыдущем разделе порядок частично меняется. По каким правилам предстоит сдавать отчетность за 2019 год и последующие периоды, смотрите на рисунке:

Новый порядок сокращает вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным ее получателем станет налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не меняются.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

>Аудит акционерных обществ

Когда нужно проводить обязательный аудит АО?

В п. 71.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 № 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2015 № 35989 (придавшем данному документу статус нормативного), установлено:

«В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности».

Далее в п. 71.4 сказано о крайнем сроке раскрытия бухгалтерской отчётности, а значит и аудиторского заключения по результатам проведённого аудита:

«Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода».

Таким образом, бухгалтерская отчётность акционерного общества публикуется вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней и 3 месяцев после окончания отчетного периода. Следовательно, за 2019 год бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение должны быть опубликованы не позднее 3 апреля 2020 года.

Если день подачи приходится на выходной день, то нем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 2.17 вышеуказанного Положения № 454-П).

Поскольку дата 03.04.2020 является рабочим днём, переносов не будет. Следовательно именно эта дата является последней датой публикации бухгалтерской отчётности акционерным обществом вместе с аудиторским заключением.

Александр Титов
Старший эксперт-консультант по аудиту, финансовому и управленческому учету

Вышеуказанные требования касательно раскрытия аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчётностью и крайней даты такого раскрытия, изложенные в п. 71.3, 71.4 вышеуказанного Положения № 454-П, включены в главу «Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности акционерного общества» раздела VII «Обязательное раскрытие информации акционерными обществами». Это значит, что требования распространяется на все акционерные общества. Ошибкой будет считать, что требования относятся только к публичным, либо осуществляющим публичное размещение ценных бумаг, или имеющим число акционеров более 50.

Указанные подкатегории акционерных обществ обязаны раскрывать дополнительную информацию, помимо годового отчёта и аудиторского заключения, и соответствующие требования для них сгруппированы в пунктах главы 69 «Общие положения об обязательном раскрытии информации акционерными обществами» вышеуказанного Положения № 454-П.

Предыдущая редакция п. 71.4 вышеуказанного Положения , действовавшая до 13.03.2016, допускала иной срок опубликования: без ограничения такого срока включенной в текущую редакцию фразой «не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это и сегодня вызывает сомнения по срокам опубликования у некоторых АО.

Чтобы развеять эти сомнения, поясним, что в этом контексте Банк России выпустил специальное информационное письмо от 30.03.2016 № ИН-06-52/17 «О некоторых вопросах, связанных с раскрытием акционерными обществами годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2015 год». В этом письме разъяснено, что «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества за 2015 год подлежит опубликованию акционерными обществами на странице в сети Интернет вместе с аудиторским заключением не позднее 04.04.2016».

Дополнительно в письме было указано, что «отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением № 454-П, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом для отчётности за 2015 год было допущено исключение для срока предоставления отчетности вместе с аудиторским заключением в случае заключения договора на проведение аудита до вступления в силу новой редакции пункта 71.4, то есть до 13.03.2016.

Кроме того, Текстом Закона об акционерных обществах от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в т.ч. ст.92 «Обязательное раскрытие обществом информации») Банку России предоставлено право устанавливать дополнительные требования к раскрытию информации в дополнение к требованиям, установленным данным Законом для акционерных обществ, являющихся публичными или публично размещающих ценные бумаги. Для иных акционерных обществ текстом данного закона № 208-ФЗ такая возможность для Банка России прямо не указана. Тем не менее, в п. 13 ст. 42 «Функции Банка России» Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что «Банк России… обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг».

Утвержденное Банком России 30.12.2014 № 454-П «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» содержит преамбулу, в которой отмечено, что данное положение в соответствии с указанным выше п.13 ст.42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» «определяет состав, порядок и сроки раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

В п. 1.1 Положения № 454-П указано, что «настоящее положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, …а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам».

В п. 1.2 данного Положения также установлено, что «действие настоящего Положения распространяется на всех эмитентов… размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации».

Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ст.2 дано понятие эмитента, под которым понимается, в том числе, юридическое лицо, несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Акции, размещаемые при учреждении акционерного общества, являются эмиссионными ценными бумагами (см. «Раздел III. Эмиссия акций, размещаемых при учреждении акционерного общества» «Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П, зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2014 N 34005).

Таким образом, утвержденное Банком России 30.12.2014 № 454-П Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг распространяется на все акционерные общества, если в тексте пунктов данного Положения прямо не указано иное.

Александр Титов
Старший эксперт-консультант по аудиту, финансовому и управленческому учету Узнайте стоимость аудита за минуту И получите выдающиеся результаты по итогам аудита Рассчитать стоимость

Обязательный аудит

Обязательный аудит компании – ежегодная проверка, которую проводят лицензированные аудиторские фирмы. Процедура призвана проверить достоверность данных в отчётах, методы учёта, подготовку налоговой, финансовой отчётности, выявить все допущенные ошибки и исправить их, навести порядок в бухгалтерии, наладить экономику предприятия.

Обязательный аудит организации проводят в тех случаях, когда выручка предприятия составляет свыше 400 млн рублей (без учёта НДС) либо сумма годовых активов начинается от 60 млн рублей. Ещё один весомый повод для осуществления процедуры – если фирма публикует сводную отчётность.

По итогам независимой проверки выдаётся заключение о деятельности, которое входит в годовую отчётность. На её основе предприниматель может сделать вывод о реальном положении дел компании. Заключение направляется в бухгалтерию, руководителю, далее в органы контроля. При проведении тендеров, получении кредитов оно подтверждает финансовую стабильность предприятия.

Прежде чем доверить экспертизу физическому или юридическому лицу, стоит выяснить, какие организации проводят обязательный аудит, узнать стоимость, сроки, выявить преимущества, недостатки, компетентность специалистов. Эти факторы влияют на результаты.

Обязательный аудит компании: требования

  • Затрагивание всей деятельности организации. Оценку необходимо дать всем активам, документам, материальным резервам, проверить финансовую документацию, данные.
  • Формирование точного заключения. Аудитор обязан точно сообщить, есть ли нарушения или вся отчётность и данные верны.
  • Обязательный аудит организации необходимо проводить, соблюдая российские, международные нормы и стандарты.

Процедуре подлежат организации: ЗАО, ООО, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, финансовые показатели которых соответствуют или превышают заявленные законодательством для проведения экспертизы.

Обязателен ли аудит в ООО

Обязательный аудит ООО также проводят независимые организации или индивидуальные аудиторы. Основанием для проведения экспертизы служат финансовые показатели предприятия. Однако есть исключения.

Предприятия малого и среднего предпринимательства обычно не имеют больших оборотов, не привлекают акции, не занимаются ценными бумагами, поэтому проверка отчётности не нужна. Согласно законодательству РФ, обязательный аудит ООО можно не проводить, если отсутствуют финансовые показатели за прошлый отчётный период.

Если акционерное общество с ограниченной ответственностью не попадает под критерии проведения, руководству всё же стоит время от времени в целях профилактики обращаться к аудиторским фирмам. Обязательный аудит ООО поможет также установить, соответствует ли квалификация бухгалтера занимаемой им должности.

Этапы проверки

Обязательный аудит компании проходит в 4 этапа:

  1. Подготовка, планирование.
  2. Проведение процедуры – сбор информации, её анализ.
  3. Составление заключения о работе компании.
  4. Передача заключения в Росстат.

Заключение отправляют в органы статистики вместе с годовой бухгалтерской отчётностью в течение 10 дней после его получения. Отправить документы нужно до 31 декабря года, идущего за отчётным периодом.

Обязательный аудит организации от EMG

В штате EMG только квалифицированные, опытные аудиторы. Мы постоянно держим руку на пульсе, повышаем компетенцию, внимательно следим за нормами и требованиями, знаем, какие компании должны пройти процедуру, гарантируем объективную, качественную оценку.

  • Руководствуемся российским законодательством, а также международными нормами.
  • Предоставляем полную информацию о выявленных нарушениях при ведении бухучёта.
  • Консультируем по ведению документооборота, планированию.
  • Даём рекомендации по устранению недостатков, оптимизации деятельности.

Получить ответы на интересующие вас вопросы можете у сотрудников EMG по телефону +7 (812) 336-43-86.

ЗАО обязательный аудит 2018

1. После проведения аудита ЗАО обязано внести сведения в «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности» http://se.fedresurs.ru/

Срок — не позднее 3 рабочих дней с момента составления аудиторского заключения.

2. Штраф за не размещение информации (ч. 6 и ч.7 ст. 14.25 КоАП РФ):

— от 5000 рублей, до 10000 рублей;

-повторное нарушение влечет штраф в размере 50000 рублей или дисквалификацию от года до трех лет.

3. Аудит надо провести до момента представления собственникам на утверждение годового отчета. Обязанность проводить ежегодные собрания по утверждению годового баланса определена Уставом вашей компании и законом «Об акционерных обществах» (п.1 ст.47 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах» ). А в комплект годового отчета обязательно входит аудиторское заключение. Крайний срок проведения собрания по утверждению годового отчета за 2018 год ЗАО 30.06.19 г. и перед созывом годового собрания совет директоров должен утвердить отчетность не позднее, чем за 25 дней до собрания акционеров.

Т.е. за 2018 год предварительное утверждение отчетности Советом директоров до 03.06.2019 г.

Без утверждения годового отчета нельзя выплачивать дивиденды, а если руководитель организации уклоняется от проведения обязательного аудита предусмотрена ответственность.

п. 2 ст. 15.23.1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статьи

Новое по теме 16.02.2015

На сайте Минфина 26.01.2015 г. опубликован Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (согласно законодательству Российской Федерации). Здесь можно узнать, нужно ли организации проводить обязательный аудит за 2014 год и кто вправе провести аудиторскую проверку. В частности, устранен спор относительно акционерных обществ – они в обязательном порядке независимо от показателей должны проводить аудит.

Смотрите ответы на вопросы по теме

Поскольку ЗАО не отвечает признакам публичных акционерных обществ (…акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах — так сказано в Законе №99-ФЗ), то ЗАО автоматически становятся просто непубличными АО и немедленной перерегистрации не требуется.

К закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах. Положения Закона об АО о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов (Закон №99-ФЗ).

Если исходить из буквального прочтения п.п.1 п.1 ст. 5 Закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
1. Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.
Какая же позиция отвечает законодательству теперь?
1. Подпадают под обязательный аудит все АО
2. Подпадают под обязательный аудит все публичные АО.

В части обязательного аудита ОАО, в связи с введением понятий публичного и непубличного АО, и если брать по аналогии с ЗАО и ОАО, логичнее была бы позиция — Подпадают под обязательный аудит все публичные АО.
Получается, что если сделать упор именно на организационно-правовой форме (далее — ОПФ), то с 01.09.2014 такой ОПФ (буквально по наименованию ) как ОАО в ГК не предусмотрено, а в ст. 66 ГК РФ такая ОПФ звучит теперь как акционерное общество (АО) и, вроде как, вообще обязательный аудит по критерию ОПФ не нужен.
Казалось бы, сами АО должны решать, проводить им или нет аудит по данному критерию, тем более, что немногие из них внесли изменения в свои уставы и по прежнему именуются ОАО .
С внесением поправок в 307-ФЗ тоже пока никто не спешит.
НО с 01.09.14 действует ст. 67.1. ГК РФ, где есть норма, которая касается всех АО :
5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов.
И получается вот что:
-норму специального закона в части АО ( п.п.1 п.1 ст. 307 –ФЗ) по факту уже применить нельзя, т.к. с 01.09.14 нет такой ОПФ как ОАО;
-в специальном законе об АО №208-ФЗ вопрос в части обязательности никак не регламентирован и тогда остается норма п.5 ст. 67.1. ГК РФ: Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками», поскольку в отсутствии иного эта норма ГК будет иметь безусловный приоритет.
Таким образом, вывод:
согласно действующим сейчас нормам законодательства подпадают под обязательный аудит все АО.

Давайте теперь рассмотрим вопрос ответственности за не проведение обязательного аудита

Автор статьи. Николай Малышев, советник по правовым вопросам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *