Весовой контроль на дорогах

Содержание

Кто может осуществлять весовой контроль на дорогах

Госавтодорнадзора.

На стендах размещается следующая обязательная информация:

режим работы структурных подразделений Ространснадзора и управлений Госавтодорнадзора;

графики личного приема граждан уполномоченными должностными лицами;

номера кабинетов, где осуществляются прием письменных обращений граждан и устное информирование граждан; фамилии, имена, отчества и должности лиц, осуществляющих прием письменных обращений граждан и устное информирование граждан;

адрес официального сайта Ространснадзора и управлений Госавтодорнадзора в сети Интернет;

номера телефонов, факсов, адреса электронной почты структурных подразделений Ространснадзора и управлений Госавтодорнадзора;

порядок предоставления сведений гражданам должностными лицами в Ространснадзоре и управлениях Госавтодорнадзора в установленной сфере деятельности.

ТС являются противозаконными (это полномочия только представителя ГИБДД).

Права водителя ТС

Водитель ТС, при прохождении поста весового контроля, имеет право:

  • требовать, от сотрудников поста весового контроля, соблюдения положений Распоряжения Минтранса, регламентирующих их деятельность;
  • требовать от представителей ГИБДД соблюдения положений ПДД, Инструкции и Наставления по работе ДПС;
  • следить за правомерностью определения нарушения и в случаях нарушения его прав, указывать на данные факты, фиксировать их письменно, или любым доступным способом и привлекая для этого свидетелей, а в суде заявлять протест на незаконные действия должностных лиц и подавать ходатайства, о наказании должностных лиц допустивших подобные действия.

Оснащение поста весового контроля

В соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 10 ноября 2002 г.

Транспортные средства, на которых перевозят продукты питания, лекарства, животных, почту и машины специальных служб таких как МЧС не будут считаться нарушителями, даже если нагрузка на ось окажется более шести тонн.

Если на посту весового контроля фиксируется превышение допустимой массы автомобиля на ось, сотрудники контрольного органа составляют акт осмотра, подтверждают его первоначальным взвешиванием и делают специальный расчёт, в котором указывают отрезок пути, пройденный автомобилем с перевесом, и предположительную сумму нанесённого ущерба дороге. Все данные далее поступают в ГИБДД. Автомобиль задерживают. Водитель может сразу устранить перегруз и ехать дальше по своему маршруту, а, если он не может этого сделать, ему следует направиться в учреждение, занимающееся дорожным обслуживанием, и получить разрешение на дальнейшее передвижение.

Кто может осуществлять весовой контроль на дорогах видео

ИнфоN 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.

3345; 2006, N 15, ст. 1612; N 41, ст. 4256; N 52, ст. 5587; 2007, N 52, ст. 5472; 2008, N 26, ст. 3063; N 31, ст. 3743; N 46, ст. 5337, ст. 5349; 2009, N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18, ст. 2249; N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 25, ст. 3170; N 26, ст. 3350; 2011, N 10, ст. 1381; N 14, ст. 1935);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г.

>Кто может осуществлять весовой контроль на дорогах нижнего новгорода сейчас ВажноПоказать полностью

Взвешивание в пункте пропуска транспортного средства

Здравствуйте,хотел уточнить на пункте пропуска через границу в китай рос.граница установила весы поосные .взвешивание происходит в статике (в движение) обязаны они делать контрольное взвешивание если обнаружели привышение нагрузки на ось. Прилогаю . Показать полностью

Перегруз транспортного средства

Ночью остановили водителя.

он показал накладную на перевозимый товар. там была указана общая масса автомобиля 44120 кг. У нас тягач и полуприцеп 6-ти осный (тягач6*2 и полуприцеп 3-осный) и по закону с 1 Января 2015г. общая масса должна быть . Показать полностью >Правила взвешивания наливных неделимых грузов, при перевозке

Добрый день.

Сотрудниками ГИБДД на водителя большегруза составлен протокол о нарушении ч. 2 ст.

Кто осуществляет весовой контроль на дорогах

Ространснадзор будет контролировать соблюдение перевозчиками весовых и габаритных норм грузовых автомобилей при их движении по федеральным трассам. Региональные органы исполнительной власти станут ответственными за весогабаритный контроль на всех остальных дорогах страны.
Внимание ГИБДД от функции взвешивания и измерения транспортных средств вообще освободят. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях подготовило Министерство транспорта.
Проект документа 5-го марта вынесен на публичное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

На данный момент, отметим, осуществлять весогабаритный контроль имеют право 3 ведомства — МВД, таможенные органы и Ространснадзор. Таможенные органы, естественно, отвечают только за перевозки в международном сообщении.

Кто осуществляет весовой контроль на дорогах россии

Теперь речь идет об общей нагрузке. Таким образом, нагрузка на задние оси суммируется. Если речь идет о стационарных или передвижных пунктах, которые устанавливаются на обочинах, то они обслуживают около двух процентов автомобилей, которые подозреваются в предварительной перегрузке.
Когда все пункты будут оборудованы автоматическими системами, будет проверяться поток грузовых автомобилей целиком.

По недавно созданным правилам вес и габариты груза транспортных средств на автомагистралях будет анализироваться Госавтоинспекцией и Роспотребнадзором. К частным дорогам они не имеют отношения. За них отвечает как владелец, так и местная власть. Вес и прочие данные груза будут контролироваться на основании информации, которая поступает на автоматизированные системы во время передвижения или по личной инициативе перевозчика. Процедура бесплатна.

Кто осуществляет весовой контроль на дорогах регионального значения

Часто аналогом подобного документа является «Расчет превышений допустимых нагрузок №____». в случае требования сотрудника поста весового контроля, к Вам, подписать документ подобный указанному в п.2.3. Водитель в графе предусмотренной для его подписи или объяснений имеет право сделать надпись «От подписи отказываюсь, по причине того, что цифры указанных фактических осевых нагрузок (общей массы ТС) не принадлежат управляемому мной автомобилю.

Идентифицировать ТС которому принадлежат цифры указанные в документе (указываете название документа) не представляется возможным… «. в «Акте о превышении ТС установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось» необходимо сделать туже самую надпись. Форма этого документа предусмотрена Распоряжением Минтранса РФ от 10 ноября 2002 г.
N ИС-1004-р и заполняется сотрудником поста весового контроля.

Постановление Правительства №1079 не содержит запрета на использование ППВК

6. Имеют ли право передвижные пункты весового контроля останавливать и проводить взвешивание машины в темное время суток?

Доброго времени суток. Да, если есть основания передвижные пункты весового контроля могут быть использованы в том числе в темное время суток.

7. Может ли меня остановить сотрудник передвижного весового контроля для проверки документов.

7.1. Добрый день Москва! Сотрудник передвижного весового контроля и имеет право вас остановить для проверки документов просто так, если нет в ваших действиях никаких нарушений.

I. Общие положения

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки (далее — Административный регламент), устанавливает сроки и последовательность административных действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — Ространснадзор) при исполнении государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по автомобильным дорогам федерального значения (далее — государственная функция).

Весовой контроль без остановки машины и контрольного взвешивания

в нашем городе установлены весы автоматического контроля пришел штраф 450000 рублей по накладным не было перегруза в ГИБДД в разъяснении отказали предложили предложили оплатить и подавать в суд контрольное взвешивание не производилось машина не . Показать полностью

>Полицейские вымогают деньги на весовом контроле

Добрый день ! Как необходимо действовать в случае если сотрудники полиции и весового контроля совершают мошеннические действия?

Распространяется ли штраф 150.000 тысяч по ст.12.21.1.ч.1 на частное лицо,если владелец тс я?

Здравствуйте.меня остановил передвижной весовой контроль ппвк.перегруз в процентах составил 9.94%.значит статья 12.21.1 ч 1.я частное лицо ни к ИП ни Юр.лицам я не отношусь.но в КОАП сказано:На величину более 2, но не более 10 процентов — влечет .

N 409 «Об утверждении Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции», Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядком организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе указанными в пункте 3 настоящего Административного регламента.

Объем прав и обязанностей лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), предусмотрен законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, в том числе указанными в пункте 3 настоящего Административного регламента.

N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2407);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 39, ст.

4646; 2007,

N 32, ст. 4153);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 «Об утверждении Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст.

3170);

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г.

  • на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 10000 до 15000 рублей;
  • на юридических лиц — от 250000 до 400000 рублей.
  • Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа:
  • на водителя в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 5000 до 10000 рублей;
  • на юридических лиц — от 150000 до 250000 рублей.

ВОДИТЕЛЬ ПОМНИ!!!

Представителем ГИБДД имеющим право рассматривать данное правонарушение (см. п.5 статьи 23.3.

Полнота и качество исполнения государственной функции производится в ходе комплексных и целевых проверок деятельности управления Госавтодорнадзора.

Контроль производится посредством проверки исполнения требований настоящего Административного регламента, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Проверки деятельности управлений Госавтодорнадзора осуществляются комиссиями центрального аппарата Ространснадзора с учетом специализации должностных лиц, а структурных подразделений управлений Госавтодорнадзора — комиссиями управлений Госавтодорнадзора.

Приказом Ространснадзора или управлений Госавтодорнадзора председателем комиссии назначается должностное лицо.

Решения Ространснадзора и его управлений Госавтодорнадзора, принятые в рамках исполнения государственной функции, могут быть обжалованы:

в Министерство транспорта Российской Федерации по адресу: 109012, г. Москва, улица Рождественка, дом 1, строение 1;

в судебном порядке.

31. Заявители могут обратиться с жалобой на действие (бездействие) или решение, принятое в ходе исполнения государственной функции должностными лицами (далее — жалоба), к начальнику управления Госавтодорнадзора.

32. Если заявители не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы в управлении Госавтодорнадзора, то они вправе обратиться письменно в Ространснадзор по адресу: Ленинградский просп., д.

Не допускается применение весов на заснеженной или покрытой льдом поверхности. В зимнее время дорожное полотно в месте взвешивания необходимо очистить от снега и льда и осушить любым известным способом.
2.1.3

ВНИМАНИЕ: Не допускается применение весов при неполном касании всех опорных ножек. Покачивание и перекос весов на поверхности автодороги не допускается.

Не допускается наличие в зоне установки весов камней и других предметов касающихся нижней плоскости весов. Запрещается использование весов на асфальтовом покрытии дороги, размягченном в жаркое время года. 2.1.4 Отклонение от плоскостности по площадке выбранной для работы весов не должно превышать 1-2 мм на длине 1 м. Если твердость дорожного покрытия не отвечает требованиям (грунтовое, щебеночное покрытие) рекомендуется подкладывать под весы лист металлический (СТ-3) размерами 1000×1000мм и толщиной 10-20мм.
Показать полностью

Можно ли оспорить акт о перегрузе?

Добрый день. Мою грузовую машину остановили на передвижном пункте весового контроля в 23 часа 21 минуту, и попросили проехать через весы. Согласно п. 6.4 «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по . Показать полностью

Имеют ли сотрудники весового контроля взвешивать авто цистерну по осно

добрый вечер. интересует есть ли правила взвешивания авто цистерны где и как их должны взвешивать и где это прописано

Перевозки, заказ тралов без документов на прово

Добрый день. Проблема в следующем. Мы заказали тралы для перевозки дробилок, тралы пришли загрузились вышли с территории и остановились на территории прилегающей к месту погрузки, выяснилось , что у них нет разрешения на провоз! Подьехал весовой .

Превышение общей массы нет, но существует перегруз по двум осям тягача. (груз сыпучий — зерновой). После определения, был выписан штраф на водителя и .

Показать полностью

Перегруз грузового транспорта

Добрый день!Подскажите пожалуйста,случилась такая ситуация пришел штраф за перегруз транспортного средства по осям,хотя общая масса была 41,5 тн(6 осей на автомобиле с бочкой,разрешенная 44 тн), груз был наливной БИТУМ НЕФТЯНОЙ ДОРОЖНЫЙ, имеет ли . Показать полностью

Можно ли обжаловать постановление за перегруз по осям с камер автоматических весов

Пришло постановление, в котором сказано, что нужно оплатить штраф в 150000 руб.

за перевес по осям. Пришло оно только на собственника. Хочу узнать как действует в этом случае Приказ Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 «Об утверждении Порядка .

В случае, оформления представителем ГИБДД «Протокола об административном нарушении», по документам, которые были составлены сотрудником поста весового контроля с учетом произведенных Вами записей, действуйте следующим образом; 3.4. Изучите внимательно предоставленный Вам протокол. Начните изучение с графы «совершил нарушение», если Вам вменяется нарушение перевозки правил тяжеловесных грузов, то в графе будет указано нарушение п.23.5 ПДД РФ.

3.5. Следующей графой для изучения является «ответственность за которое предусмотрено ст.______________________ Кодекса РФ об административных правонарушений», в ней должна быть указана часть 1 статьи 12.21.1; 3.6.
Но если транспортное средство осуществляет обычную внутрироссийскую перевозку, то в данном случае сотрудники Ространснадзора имеют право останавливать такое транспортное средств с целью проверки ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на стационарных контрольных пунктах расположенных на федеральных трассах.

Необходимо запомнить:

положениями пункта 2.4 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ, сотрудники Ространснадзора вправе осуществлять остановку транспортного средства российского перевозчика, осуществляющего перевозку грузов по территории Российской Федерации, для проведения весового контроля только на стационарных контрольных пунктах, обозначенных дорожным знаком 7.14, и оборудованных в порядке, установленном в пунктах 6-11 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 27.04.2011г.

Взвешивание транспортных средств осуществляется:

по инициативе перевозчика;

при направлении транспортного средства на взвешивание инспектором Госавтоинспекции в случае поступления информации о превышении данным транспортным средством допустимых весовых параметров от должностного лица при получении данных системы весового контроля для динамического взвешивания, установленной на подъезде к стационарному контрольному пункту.

20. Должностное лицо осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства.

Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.

Приказ Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125
Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 апреля 2011 г. N 125

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕСОВОГО И ГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТОВ ВЕСОВОГО

И ГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5744; 2009, N 29, ст. 3582; N 39, ст. 4532; N 52 (ч. I), ст. 6427; 2010, N 45, ст. 5753; 2011, N 7, ст. 901; N 15, ст. 2041) и пунктом 5.2.53.31 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. I), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650; N 6, ст. 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

И.о. Министра

С.А.АРИСТОВ

Утвержден

Приказом Минтранса России

от 27 апреля 2011 г. N 125

ПОРЯДОК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕСОВОГО И ГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТОВ ВЕСОВОГО

И ГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, разработан в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <*> и устанавливает порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и (или) габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее — контрольные пункты).

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5744; 2009, N 29, ст. 3582; N 39, ст. 4532; N 52 (ч. I), ст. 6427; 2010, N 45, ст. 5753; 2011, N 7, ст. 901; N 15, ст. 2041.

2. При весовом и габаритном контроле:

2.1. на федеральных автомобильных дорогах:

2.1.1. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее — Ространснадзором):

2.1.1.1. в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и габаритного контроля в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется:

2.1.1.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3805; 2000, N 2, ст. 130; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2005, N 52 (ч. II), ст. 5602; 2006, N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 18, ст. 2117; N 46, ст. 5553; ст. 5554; 2009, N 1, ст. 17; N 14, ст. 1582; N 29, ст. 3582; 2011, N 1, ст. 6.

Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.1.1.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;

2.1.1.1.3. составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства.

В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства;

2.1.1.1.4. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее — специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.1.1.1.5. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.1.1.1.6. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» <*>;

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 27 (ч. II), ст. 2708, 2717; N 46 (ч. I), ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30 (ч. I), ст. 3104; N 30 (ч. II), ст. 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52 (ч. I), ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17 (ч. I), ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, 25, 29, 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604, 3601, 3582; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5745, 5738, 5748; N 52, ст. 6235, 6236, 6248, 6227; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777, 771; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; N 29, ст. 3642, 3635, 3597, 3599; N 30, ст. 3735, ст. 3739.

2.1.1.2. в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется:

2.1.1.2.1. взвешивание транспортных средств;

2.1.1.2.2. составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.

В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства;

2.1.1.2.3. сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.1.1.2.4. в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство;

2.1.2. Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России (далее — Госавтоинспекцией):

2.1.2.1. в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения осуществляется:

2.1.2.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации <*>, в целях осуществления весового и габаритного контроля.

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52 (ч. III), ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471).

Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.1.2.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;

2.1.2.1.3. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.1.2.1.4. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.1.2.1.5. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.2. на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения:

2.2.1. Ространснадзором:

2.2.1.1. в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и (или) габаритного контроля в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется:

2.2.1.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.2.1.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.2.1.1.3. составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства в соответствии с положениями подпункта 2.1.1.1.3;

2.2.1.1.4. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.2.1.1.5. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.1.1.1.6. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.2.2. Госавтоинспекцией:

2.2.2.1. в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения:

2.2.2.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля.

Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.2.2.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.2.2.1.3. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.2.2.1.4. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.2.2.1.5. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.3. на автомобильных дорогах местного значения:

2.3.1. Ространснадзором:

2.3.1.1. в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и (или) габаритного контроля в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется:

2.3.1.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.3.1.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.3.1.1.3. составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства в соответствии с положениями подпункта 2.1.1.1.3;

2.3.1.1.4. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.3.1.1.5. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.3.1.1.6. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.3.2. Госавтоинспекцией:

2.3.2.1. в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения:

2.3.2.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля.

Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.3.2.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.3.2.1.3. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.3.2.1.4. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.3.2.1.5. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.4. На частных автомобильных дорогах общего пользования весовой и габаритный контроль осуществляется органами исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий и организациями, уполномоченными собственником частной дороги.

3. Осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств не должно создавать помех в дорожном движении.

4. Допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленных на территории Российской Федерации или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%.

5. При предъявлении водителем транспортного средства международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств взвешивание транспортного средства не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанного в г. Чолпон-Ата 16 апреля 2004 г. <*>.

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. N 427 «О реализации на территории Российской Федерации Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3393).

6. Организация, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание стационарных контрольных пунктов, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. При организации контрольных пунктов участки автомобильных дорог на подходах к стационарным контрольным пунктам, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектом организации движения на данном участке автомобильной дороги для обеспечения заблаговременного перестроения транспортных средств и заезда на контрольный пункт.

8. Участки автомобильных дорог, где установлены автоматизированные системы весового и (или) габаритного контроля транспортных средств, позволяющие определять весовые и габаритные параметры без снижения установленной скорости движения транспортного средства, оборудуются техническими средствами организации дорожного движения, позволяющими в случаях, когда показания автоматизированных систем весового и (или) габаритного контроля транспортных средств превышают весовые и габаритные параметры, установленные на территории Российской Федерации, направлять транспортное средство на взвешивание и измерение габаритов.

9. Стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, размещается в пределах полосы отвода автомобильной дороги и должен обеспечивать возможность контроля весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств в двух направлениях движения.

10. Весовое оборудование, применяемое на стационарном контрольном пункте, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.

11. Стационарные контрольные пункты, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, указанные в настоящем Порядке, включают:

дополнительную полосу движения с переходно-скоростной полосой с параметрами и типом покрытия, соответствующими требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге, на участке которой размещается стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, имеющей размеры и уклоны в соответствии с паспортом размещенного на ней весового оборудования;

стационарные динамические весы;

систему видеоконтроля;

площадку для взвешивания и замера габаритов транспортных средств, временной их стоянки, а также специализированную стоянку для хранения задержанного транспортного средства до устранения причин задержания;

весовое оборудование для взвешивания транспортных средств и измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;

наружное освещение территории, на которой расположен стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок;

помещение, предназначенное, оборудованное для работы персонала в круглосуточном режиме и оснащенное:

системой жизнеобеспечения;

средствами связи, в том числе доступом в Интернет;

автоматизированной системой сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;

необходимым комплектом нормативной правовой, технической и справочной литературы, рабочей документацией;

терминалом для приема электронных платежей.

12. Передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок и передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих следующим требованиям:

наличие переходно-скоростных полос;

соответствие параметров и типа покрытия площадки, размеров и уклонов паспорту применяемых средств измерения;

наличие наружного освещения переходно-скоростных полос и площадки.

Передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок, указанные в настоящем Порядке, включают:

переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям;

измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;

автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;

комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.

Передвижные посты Госавтоинспекции, указанные в настоящем Порядке, включают:

переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям;

измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;

автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;

комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.03.2015 N АПЛ15-54

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению закрытого акционерного общества «Ольгерд» о признании недействующими пунктов 2.1.2.1 — 2.1.2.1.5, 2.2.2 — 2.2.2.1.5, 2.3.2 — 2.3.2.1.5, 12 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125,

Приказ Минтранса России от 11.07.2012 N 229 (ред. от 26.03.2018) Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок

приказом Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2011 г., регистрационный N 20903);

Заключение Минэкономразвития России «По итогам экспертизы приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»

— приказ Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее — приказ Минтранса России N 125);

Приказ Минтранса РФ от 21.07.2011 N 193 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2011 г., регистрационный N 20903).

«План мероприятий («дорожная карта»), направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» (утв. Правительством РФ 02.09.2015)

приказ Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств»

Вправе ли сотрудники полиции осуществлять весогабаритный контроль?

21.05.2018 г. вступил в силу Приказ Минтранса России от 29.03.2018 N 119, которым был утвержден новый Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств. С этого момента действовавший порядок, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, утратил силу.

В отличие от порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ №125, новый порядок сам по себе не наделяет контролирующие органы полномочиями по осуществлению весогабаритного контроля, а лишь содержит общую норму о том, что «Весогабаритный контроль осуществляется уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий» (пункт 7 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса России от 29.03.2018 N 119).

В результате такого нововведения остался неясным вопрос о полномочиях органов ГИБДД на осуществление весогабаритного контроля, поскольку прямо такое полномочие Госавтоинспекции ни одним нормативно-правовым актом не предусматривается. Тем не менее, весогабаритный контроль de-facto продолжает осуществляться сотрудниками ГИБДД. Законным ли является такой контроль?

Аргументы «за» право ГИБДД на весогабаритный контроль.

Единственным решением суда, где обсуждался этот вопрос, и которое было принято в пользу наличия у ГИБДД соответствующих полномочий, является Постановление Волжского районного суда Самарской области № 5-346/2018 от 11 октября 2018 г. по делу № 5-346/2018.В данном деле фигуранта привлекали к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ за невыполнение законного требования сотрудников ГИБДД пройти взвешивание. Защита как раз ссылалась на п. 7 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса от 29.03.2018 N 119 и указывало на отсутствие у сотрудников Госавтоинспекции полномочий по проведению весового контроля.Суд доводам защиты не внял, и признал водителя виновным. При этом, суд указал, следующее (цитата):

«Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

В силу п. 23.1 Правил дорожного движения масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

В силу п. 23.1 Правил дорожного движения масса перевозимого груза не должна превышать величин, установленных предприятием изготовителем для данного транспортного средства.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции») на полицию возлагается обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 12, п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» полиция обязана осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и имеет право останавливать транспортные средства, проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы.

Исходя из системного толкования указанных норм можно сделать вывод о том, что сотрудники ГИБДД наделены полномочиями осуществлять весовой контроль транспортных средств.

Кроме того, Приказом Минтранса России от 29.03.2018 N 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2018 N 51026) весогабаритный контроль осуществляется уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках представленных им полномочий в том числе путем визуального выявления в транспортном потоке транспортного средства с возможным превышением весогабаритных параметров»

Иными словами, суд, исходя из системного толкования абсолютно общих норм о полномочиях полиции по пресечению административных правонарушений, осуществлению государственного контроля за соблюдением правил, права останавливать транспортные средства, сделал вывод, что полномочия по проведению весового контроля подразумеваются.

Надо сказать, что описанное постановление в суде вышестоящей инстанции не устояло. Постановлением судьи Самарского областного суда по делу №12-595/2018 от 13.12.2018 г. оно было отменено по жалобе защитника по процессуальным основаниям (ненадлежащее извещение лица, привлеченного к административной ответственности), и какой-либо оценки по существу дела областным судом дано не было. А жаль, было бы интересно узнать мнение высшего суда субъекта.

У кого-то может даже сложиться впечатление (разумеется, не обоснованное), что суд вышестоящей инстанции нашел благовидный предлог отменить решение без того, чтоб высказаться по существу спора. Некоторым может показаться, что внятных аргументов «за» найдено не было, а прямо делать вывод о превышении сотрудниками ГИБДД полномочий, да еще повлекшем необоснованное административное задержание, суд не решился (как следует из текста решения, в отношении водителя сначала «составили протокол», а потом его «повезли в суд»). В приватных разговорах коллеги как-то говорили, что так бывает. Но, конечно, ненадлежащее извещение является веским основанием для отмены постановления по делу, срок давности к тому моменту истек, и производство подлежало прекращению без констатации наличия либо отсутствия состава. Все остальное, что называется, домыслы и ощущения, которыми мы, юристы, оперировать не должны.

Аргументы «против» права ГИБДД на весогабаритный контроль.

Аргументы «против» очевидно следуют из буквального толкования нормативно-правовых актов, поскольку пункт 7 обсуждаемого порядка прямо говорит о неких «уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий», что подразумевает как раз конкретные предоставленные нормативно-правовым актом полномочия, а не общие нормы законодательства о праве контролировать всё и вся.

Такие конкретные полномочия есть у Ространснадзора (пункт 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398). Ни Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», ни Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711), ни какой либо еще известный нормативно-правовая акт, не возлагает на ГИБДД полномочия по осуществлению весового контроля.

Такого же мнения придерживается, например, Прокуратура Хабаровского края, которая в своем разъяснении от 30 августа 2018 года пишет (цитата):

«Полномочия сотрудников ГИБДД закреплены в Федеральном законе от № 3-ФЗ «О полиции». В области обеспечения безопасности дорожного движения на органы полиции возложены обязанности осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных транспортных средств.

В соответствии с п. 1 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716 (далее — Положение), федеральный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Таким образом, непосредственные полномочия (обязанности) по осуществлению весового и габаритного контроля на сотрудников ГИБДД не возложены. Согласно п.5.5.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, весовой и габаритный контроль транспортных средств осуществляет в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Вместе с тем, исходя из компетенции органов ГИБДД, установленной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»», которым утверждено положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел могут ограничивать движение на отдельных участках дороги тяжеловесных транспортных средств и оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в полномочий».

Что называется, лучше и не скажешь.

Вывод.

Системное толкование приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в настоящее время у органов ГИБДД нет нормативно закрепленных полномочий по осуществлению весового и габаритного контроля. Это не значит, что они не вправе составлять протоколы по делам об административных правонарушениях и выносить постановления (вправе!), но собственно весогабаритный контроль, иначе говоря, взвешивание или измерение, должны производить компетентные органы (в большинстве случаев это Ространснадзор).

Данный вопрос актуален, прежде всего, для тех водителей, перевозчиков и отправителей, которые сталкиваются с деятельностью т.н. передвижных пунктов весового контроля, используемыми еще на дорогах сотрудниками ДПС. Их действия целесообразно оспаривать и формировать положительную для привлекаемых лиц судебную практику, пока её не сформировали сами административные органы.

Каково ваше мнение на этот счет, коллеги? Была ли у вас какая-то практика по описанному вопросу?

Сразу оговоримся, что здесь не идет речь о праве сотрудников ГИБДД составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по статье 12.21.1 КоАП РФ, которое сомнений не вызывает. Речь идет о правомерности выполнения именно взвешивания либо измерения габаритов силами сотрудников ГИБДД, которое производится, чаще всего, на т.н. «передвижных» пунктах весового контроля.

«О компетентных органах по осуществлению весового контроля транспортных средств» // Прокуратура Хабаровского края: официальный сайт URL: http://www.prokurorhbr.ru/prokuror_full/16627 (дата публикации: 30.08.2018 г., дата обращения: 11.06.2019).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *