Травма ребенка в школе

Дидактический матерал по русскому языку. учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Отработка 15 задания ВПР по русскому языку.

  • Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь кататься — люби и саночки возить.

Пояснение. Выражение Любишь кататься — люби и саночки возить будет уместно в ситуации, когда мой младший брат после игры не хочет убирать за собой игрушки.

  • Представь, что одноклассники пригласили тебя на каток, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть ребят. Запиши свой отказ.

Пояснение. Извините, я не могу пойти сегодня на каток, потому что мне нужно помочь маме. В другой раз я обязательно к вам присоединюсь.

  • Представь, что по болезни ты пропустил (пропустила) уроки и плохо понимаешь новую тему по математике. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу) помочь тебе. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Помоги мне, пожалуйста, разобраться в новой теме по математике! Я буду тебе очень благодарен (благодарна).

  • Представь, что тебе нужно уйти с последнего урока, чтобы успеть на приём к врачу. К сожалению, мама не успела предупредить об это учителя устно, но написала записку. Вежливо попроси учителя отпустить тебя. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Извините, пожалуйста, могли бы Вы отпустить меня с последнего урока? На это время я записан (записана) к врачу. Мама просила передать Вам записку.

  • Представь, что ты не смог (не смогла) решить задачу по математике, которую задали на дом. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу), который (которая) справился (справилась) с задачей, объяснить тебе ход решения. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Объясни мне, пожалуйста, ход решения домашней задачи. Я не смог (не смогла) её решить.

  • Представь, что в твой день рождения одноклассники приготовили для тебя красочную стенгазету, главным героем которой являешься ты — твои увлечения, достижения. Поблагодари ребят за необычный подарок. Запиши слова благодарности.

Пояснение. Ребята, большое спасибо за необычный подарок! Мне очень приятно, что вы знаете о моих внимательны к моим успехам.

  • Представь, что для доклада о животных Африки тебе нужно прочесть статью из энциклопедии, но книга стоит на самой верхней полке книжного шкафа. Вежливо попроси кого-нибудь из взрослых достать энциклопедию. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Пожалуйста, папа (мама, дедушка и др.), достань мне с верхней полки энциклопедию. Большое спасибо!

  • Представь, что на урок труда нужно было принести клей, а ты забыл (забыла) его дома. Вежливо попроси соседа (соседку) по парте, у которого (которой) есть запасной клей-карандаш, одолжить его тебе. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Извини, пожалуйста, ты мог (могла) бы мне дать на время урока клей-карандаш? К сожалению, я забыл (забыла) свой дома.

  • Представь, что тебе нужно позвонить домой после уроков, а твой мобильный телефон разрядился, и зарядка от него осталась дома. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу увлечениях,), у которого (которой) есть с собой зарядка, одолжить её тебе на время. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Извини, пожалуйста, ты мог (могла) бы одолжить мне свою зарядку? К сожалению, мой телефон разрядился.

  • Представь, что ты написал (написала) письмо ровеснику из Англии по-английски, но не уверен (не уверена), что не допустил (не допустила) в письме ошибок. Вежливо обратись к учителю английского языка с просьбой проверить твоё письмо. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Извините, пожалуйста, Вы могли бы проверить моё письмо к английскому другу по переписке? К сожалению, я пока недостаточно хорошо знаю английский язык.

  • Представь, что ты не заметил (не заметила), как уронил (уронила) в раздевалке перчатку, и направился (направилась) к выходу. Твой одноклассник поднял перчатку и отдал тебе. Вежливо поблагодари одноклассника. Запиши слова благодарности.

Пояснение. Спасибо тебе большое, ты настоящий друг! Жаль было потерять перчатку!

  • Представь, что тебе предложили перейти через дорогу не по пешеходному переходу и нарушить правила. Запиши свой отказ.

Пояснение. Я не стану нарушать правила, потому что это опасно, и вам не советую этого делать. Спасибо, что вы меня правильно поняли.

  • Представь, что у тебя день рождения. Напиши пригласительное письмо своему другу.

Пояснение. Лёша! В субботу мой день рождения. Мне будет очень приятно видеть тебя в числе гостей. Приходи, пожалуйста, к 17.00 часам. Твой друг Андрей.

  • Представь, что одноклассники пригласили тебя на каток вместо уроков в школе, чтобы посмотреть тренировку хоккейной команды. Но на уроке математики будут объяснять новую тему. Запиши свой отказ.

Пояснение. Ребята, извините, я бы не хотел пропустить новую тему по математике, поэтому присоединюсь к вам на катке после уроков.

  • Представь, что твой одноклассник (одноклассница) заболел. Напиши ему (ей) открытку с пожеланием скорейшего выздоровления.

Пояснение. Здравствуй, Лида. Узнав о твоей болезни, мы очень огорчились. Выздоравливай поскорее, нам тебя не хватает. Твои одноклассники.

  • Представь, что ты опоздал в школу, потому что помогал маме и отводил младщую сестрёнку (брата) в детский садик. Напиши объяснительную записку.

Пояснение. Я сегодня опоздал в школу, потому что отводил сестрёнку в детский сад. Прошу прощения за опоздание, обещаю, что больше этого не повториться.

  • Запиши своё имя в разных вариантах. Кто и в каких ситуациях так тебя называет, какой из вариантов имени тебе нравится больше всего? Напиши памятку для своих родных и друзей, чтобы они знали, как именно к тебе лучше обращаться в разных ситуациях.

Пояснение. Ваня — так меня зовут учителя и знакомые.

Ванёк — так меня зовут друзья, когда мы играем вместе.

Ванюша — так меня зовут дома мама и бабушка, а иногда и папа.

Иван — так меня чаще всего зовёт папа, когда я что-то сделаю не так.

Мне нравится моё имя в любом из этих вариантов, потому что так звали моего дедушку, который погиб на войне, я им очень горжусь.

Мне бы очень хотелось обратиться к папе и попросить его использовать чаще имя «Ванюша», хотя я, конечно, понимаю, что папа обращается ко мне как к взрослому — Иван, потому что хочет, чтобы я отвечал за свои поступки, а не вёл себя как несмышлёный ребёнок.

  • Представь, что твой одноклассник (одноклассница) стал победителем школьной олимпиады (спортивного турнира). Напиши небольшую заметку об этом событии для школьной стенгазеты.

Пояснение. Наш одноклассник Соколов Дима стал победителем школьной олимпиады по биологии. Он увлечён биологией с 5 класса: всё время что-то исследует, любит наблюдать за животными и растениями, занимается в школьном кружке «Зелёная лаборатория». Победа Димы неслучайна: он приложил немало усилий, чтобы много узнать, разобраться в запутанных вопросах. Мы от всей души поздравляем Диму с этой победой!

  • Представь, что тебе предложили прочитать стихотворение на школьном вечере, но ты плохо себя чувствуешь. Запиши свой отказ.

Пояснение. Ребята, извините, но на этот раз я не смогу выступить на школьном вечере. Я плохо себя чувствую. В другой раз я обязательно поучаствую и с удовольствием прочту свои стихи.

  • Представь, что ты недавно посмотрел интересный фильм (спектакль). Напиши о нём небольшую заметку.

Пояснение. Недавно мне довелось посмотреть музыкальный спектакль «Летучий корабль». Яркие декорации, великолепная игра актёров оставили неизгладимые впечатления. Рекомендую всем посмотреть этот спектакль.

  • Представь, что завтра день рождения твоей учительницы. Напиши текст для поздравительной открытки.

Пояснение. Уважаемая Александра Дмитриевна!

От всей души поздравляю Вас с днём рождения! Пусть в этот день рядом с Вами будут Ваши близкие люди, пусть по-весеннему светит солнце, а Ваши родные и ученики всегда радуют Вас своими успехами.

  • Представь, что твой друг (подруга) попросили тебя погулять с собакой, но у тебя аллергия. Запиши свой отказ.

Пояснение. Света, извини, но из-за своей аллергии я не смогу погулять с твоей собакой. Давай вместе попросим Аню, может, у неё получится.

  • Представь, что на прогулке ты поцарапал (поцарапала) руку. Твой друг (подруга), заметив это, заклеил (заклеила) твою царапину пластырем. Вежливо поблагодари друга (подругу). Запиши свою благодарность.

Пояснение. Аня, что бы я без тебя делала! Спасибо тебе большое за помощь. Я даже была удивлена, насколько ты быстро сориентировалась, что нужно делать.

  • Представь, что тебе необходимо срочно сходить к ветеринару с твоим питомцем. Вежливо попроси своего друга (свою подругу) помочь тебе поместить питомца в сумку-переноску. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Максим, помоги мне, пожалуйста, подержи сумку-переноску, а я посажу в неё Барсика. Буду очень признателен, если ты сможешь сходить с нами к ветеринару, тогда-то уж точно мы вдвоём без труда справимся с Барсиком и у доктора.

  • Представь, что друг (подруга) подарил (подарила) тебе на день рожденья ту книгу, о которой ты давно мечтал (мечтала). Поблагодари друга (подругу). Запиши свою благодарность.

Пояснение. Игорь, большое спасибо тебе за книгу. Я давно мечтала прочесть «Двух капитанов».

  • Представь, что одноклассник (одноклассница) пригласил (пригласила) тебя в гости на день рождения. Поблагодари пригласившего (пригласившую). Запиши свою благодарность.

Пояснение. Саша, я рада твоему приглашению. Непременно приду, ведь твой день рождения и для меня праздник — ты моя лучшая подруга.

  • Представь, что одноклассник (одноклассница) взял (взяла) у тебя почитать книгу и долго не возвращает. Вежливо попроси вернуть книгу. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Лера, для подготовки доклада мне очень нужна книга, которую ты взяла у меня неделю назад. Верни мне её, пожалуйста, а я как только выполню задание, смогу дать тебе книгу снова.

  • Представь, что одноклассники после уроков решили остаться на репетицию спектакля, в котором ты тоже участвуешь. По уважительной причине ты не можешь прийти. Постарайся вежливо отказаться. Запиши свой отказ.

Пояснение. Ребята, мне сегодня нужно помочь маме, поэтому я не смогу остаться на репетицию. В следующий раз я обязательно буду, а сегодня пусть за меня роль почитает Павлик, пожалуйста.

  • Представь, что одноклассники после уроков решили остаться на репетицию спектакля, в котором ты тоже участвуешь. По уважительной причине ты не можешь прийти. Постарайся вежливо отказаться. Запиши свой отказ.

Пояснение. Ребята, мне сегодня нужно помочь маме, поэтому я не смогу остаться на репетицию. В следующий раз я обязательно буду, а сегодня пусть за меня роль почитает Павлик, пожалуйста.

  • Представь, что одноклассник (одноклассница) очень хорошо рисует, а тебе нужна помощь в подготовке газеты к празднику. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу) помочь тебе. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Катя, помоги мне, пожалуйста, оформить стенгазету к 23 февраля. Ты хорошо рисуешь, и поэтому твоя помощь очень нужна.

  • Представь, что одноклассник (одноклассница) очень хорошо поёт, а тебе нужна помощь в подготовке к празднику. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу) выступить с песней. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Катя, помоги нам, пожалуйста, в подготовке к 23 февраля. Ты хорошо поёшь, и поэтому твоя помощь очень нужна в подготовке концертного номера.

  • Представь, что ты хочешь посмотреть в магазине книгу, но не можешь дотянуться до полки, на которой она стоит. С какими словами ты вежливо обратишься за помощью к продавцу , чтобы он помог тебе достать книгу? Запиши свою просьбу.

Пояснение. Пожалуйста, товарищ продавец, не могли бы вы подать мне книгу «Два капитана», которая стоит на верхней полке? Благодарю вас.

  • Представь, что тебе для выступления с докладом нужна иллюстрация вулкана. Ты рисуешь не очень хорошо, а твой друг занимается рисованием. С какими словами ты вежливо обратишься к нему за помощью? Запиши свою просьбу.

Пояснение. Катя, помоги мне пожалуйста, сделать иллюстрацию к докладу. Ты хорошо рисуешь и поэтому твоя помощь очень нужна.

  • Представь, что у тебя в школе разрядился телефон, а тебе нужно позвонить маме, чтобы она не волновалась. Как ты попросишь одноклассника одолжить на минуту его телефон? Запиши свою просьбу.

Пояснение. Пожалуйста, Рита, не могла бы ты дать мне телефон, чтобы позвонить родителям? А то мой совсем разрядился. Благодарю тебя.

  • Представь, что ты пришёл (пришла) в магазин канцтоваров и тебе нужно купить два простых карандаша и ластик. С какой просьбой ты обратишься к продавцу? Запиши свою просьбу.

Пояснение. Пожалуйста, подайте мне два простых карандаша и ластик. Благодарю вас.

  • Представь, что ты приехал (приехала) на каникулы к бабушке в другой город. Вежливо попроси бабушку показать тебе достопримечательности города. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Бабушка, мне очень хочется посмотреть интересные места в вашем городе. Пожалуйста, когда будет время, давай поедем на экскурсию.

  • Представь, что твой класс побывал на экскурсии. Один из твоих одноклассников брал с собой фотоаппарат и смог сделать интересные фотографии. Обратись к нему с просьбой прислать тебе эти фотографии. Запиши свою просьбу.

Пояснение. Пожалуйста, Соня, не могла бы ты прислать мне фотографии, которые делала во время экскурсии? Ребята говорили, что снимки получились прекрасные. Благодарю тебя.

  • Представь, что друг (подруга) пригласил (пригласила) тебя на музыкальный концерт, в котором он (она) принимает участие, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть пригласившего (пригласившую). Запиши свой отказ.

Пояснение. Таня, извини, но я не смогу быть на твоём выступлении сегодня, потому что в школе назначены дополнительные занятия. Их я никак не могу пропустить. В другой раз я обязательно воспользуюсь твоим приглашением.

  • Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь есть калачи – не лежи на печи.

Пояснение. Выражение «Любишь есть калачи – не лежи на печи» будет уместно в ситуации, когда мой приятель мечтает стать победителем олимпиады, но не хочет для этого приложить дополнительные усилия.

  • Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Дарёному коню в зубы не смотрят.

Пояснение. Выражение «Дарёному коню в зубы не смотрят» будет уместно в ситуации, когда моя младшая сестра говорит, что ей не нравится цвет волос куклы, которую подарили.

  • Представь, что на каникулах ваш класс идет на экскурсию в краеведческий музей и тебе поручили собрать ребят. Напиши объявление для школьной стенгазеты.

Пояснение. Дорогие ребята, на каникулах нам предоставляется возможность поехать в краеведческий музей! Это будет увлекательная поездка и возможность попасть в удивительный мир культуры. Если у вас есть желание посетить это место знаний, то собираемся возле школы (и пиши дату и время). Ждём всех.

  • Представь, что недавно ты посмотрел интересный фильм (спектакль). Напиши о нем заметку.

Пояснение. Недавно я посмотрел очень интересный фильм. Я смотрел его в кинотеатре с друзьями. Это была комедия. Мне понравился интересный сюжет, и происходящие в фильме события очень забавляли. Актерский состав тоже оказался удачным — все актеры прекрасно вжились в свои роли, за счет чего смотреть фильм было интересно. Несмотря на то, что концовка оказалась немного предсказуемой, фильм все равно понравился. Рекомендую посмотреть в компании друзей и родных, настроение гарантированно повысится.

Ребенок получил травму в школе: алгоритм действий

Не секрет, что в учебных заведениях дети могут получить травму. Как показывает практика, чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры, реже на переменах или уроках. Бывает так, что администрация школы сразу же старается «замять» происшествие: ребенку оказывают первичную медицинскую помощь в школьном медпункте и отправляют с уроков домой. При этом родителей не уведомляют о травме, не проводят внутреннее расследование, а в дальнейшем нередко отказываются возмещать материальный и моральный вред, причиненный ребенку.
В то же время, пока ученик находится в школе, вся ответственность за его жизнь и здоровье лежит на учителе и директоре. Их обязанности прописаны в Законе Украины «Об образовании», Положении о порядке расследования несчастных случаев, которые произошли в учебных заведениях и Уставе учебного заведения. Поэтому в данном случае нужно четко знать свои права и права ребенка в школе, уметь отстаивать их и научить этому детей. Вот пять полезных советов для родителей школьников.

Совет № 1. Если ребенок получил травму в школе, нужно как можно быстрее сообщить о происшествии администрации школы, если это не было сделано ранее, и самим прибыть на место происшествия

Потерпевший (в данном случае — ребенок) или свидетель происшествия должен сообщить классному руководителю (учителю, воспитателю) о том, что случилось. Классный руководитель обязан обеспечить в случае необходимости оказание первой доврачебной помощи, а также обеспечить сохранность обстановки в том состоянии, какой она была на момент несчастного случая (если это не угрожает жизни и здоровью тех, кто там находится), а также сообщить администрации учебного заведения о происшествии.
Администрация, в свою очередь, обязана незамедлительно сообщить о происшествии родителям пострадавшего, а также доставить ребенка в медучреждение для полного обследования и оказания медицинской помощи.
В случае, если учитель бездействует, ограничившись только доставкой ребенка в школьный медицинский пункт, ребенку необходимо самостоятельно связаться с родителями и рассказать о случившемся. Родители, получив от ребенка сообщение о происшествии, должны сразу же связаться с классным руководителем или директором школы и потребовать выполнения всех действий, предусмотренных законодательством, а также при необходимости лично прибыть в школу для дальнейшего сопровождения ребенка в больницу.

Совет № 2. Вызовите на место происшествия «скорую помощь»

Если администрация школы по каким-то причинам отказывается вызывать карету «скорой помощи», родители должны сделать это самостоятельно. Ребенку необходимо в первые часы после происшествия дать пояснения врачу об обстоятельствах получения травмы, и это должно быть отражено в карточке вызова.
Не менее важно и то обстоятельство, что доставить ребенка в больницу должна именно «скорая помощь», а не такси, либо «своим ходом» и т.д.
Медучреждение после проведения обследования поставит диагноз, сообщит родителям и направит в администрацию школы свои выводы (заключение) о характере и тяжести травмы.
Почему вызывать «скорую помощь» нужно прямо в школу на место происшествия? Потому что госпитализированный в школе с травмой ребенок и соответствующая фиксация этого факта в медицинских документах – это важное доказательство того, что травма не была получена где-то в другом месте: дома, по пути домой, на улице, за территорией учебного заведения и т. п. За то, что произошло вне стен школы, учебное заведение, как правило, уже не несет ответственность.
Сложнее будет, если ребенка отправили домой с травмой, и родители узнали о ней уже дома. В таком случае необходимо сообщить администрации школы об инциденте для проведения внутреннего расследования, а в медучреждении запросить информацию о времени получения травмы. Необходимо будет также найти, как говорится «по горячим следам», достаточно свидетелей инцидента в школе среди учеников, чтобы впоследствии доказать факт получения травмы именно в школе во время учебного процесса.

Совет № 3. Сообщите о случившемся в полицию

В случае, если ребенок получил травму из-за драки либо других противоправных действий других лиц (учащихся, учителя и др.), администрация школы обязана незамедлительно сообщить об этом в правоохранительные органы. Однако, если администрация бездействует, родителям нужно обратиться в органы полиции самостоятельно. Такое обращение необходимо для возбуждения уголовного дела по факту нанесения ребенку телесных повреждений и установления степени тяжести повреждения здоровья.
Часто бывает, что такое уголовное дело в последствии будет закрыто за отсутствием состава преступления (например, виновное лицо — зачинщик драки не достиг 14-летнего возраста, с которого предусмотрена уголовная ответственность), однако сами материалы уголовного дела, в том числе выводы судебно-медицинской экспертизы, допросы подозреваемого, потерпевшего, свидетелей драки могут стать ценными доказательствами вины зачинщика драки. Собранных документов будет достаточно, чтобы потом обоснованно заявить гражданский иск о возмещении материального и морального вреда.

Совет № 4. Получитев школе акт о несчастном случае (форма Н-Н)

Администрация школы в течение одних суток обязана создать комиссию для расследования несчастного случая (не менее 3-х человек). Комиссия в течение 3-х дней должна провести расследование, выяснить обстоятельства и причины, опросить свидетелей и лиц, допустивших нарушения нормативно-правовых актов по охране труда и безопасности жизнедеятельности, составить акт о несчастном случае по форме Н-Н, который в течении одного рабочего дня утверждается директором, а одна из его копий – вручается родителям потерпевшего.
Если родители не согласны с содержанием или выводами акта Н-Н, расследование должен провести орган управления образованием высшего уровня. Срок — не более 10 рабочих дней со дня представления в них письменного заявления.
Если школа отказывается выдать акт о несчастном случае, доказательством наличия травмы будут записи в медицинских документах ребенка.

Совет № 5. Обратитесь к адвокату для составления иска о взыскании материального и морального вреда

Если причинен вред здоровью ребенка или есть правовые основания говорить о причинении морального ущерба, родители имею право предъявить иск к администрации школы о возмещении материального и компенсации морального вреда. Однако важная деталь: в этом случае именно родители ученика должны будут в суде доказать, что в действиях их ребенка не было прямого умысла на создание условий, способствующих получению травмы.
Если травма случилась в результате драки между учащимися или агрессивного противоправного поведения одного из детей, то иск может быть предъявлен как к родителям виновного ученика, так и к школе.
Может быть установлена также и вина ответственного учителя, поскольку он, как представитель школы, был обязан предпринять все меры и не допустить причинение даже самого незначительного вреда здоровью учащихся (речь идет о дежурстве на переменах, надлежащем контроле, инструктаже учащихся о технике безопасности и т.д.).В такого рода случаяхшкола должна возместить родителям расходы на лечение ребенка.
Исходя из практики, суд освободит школу от гражданской ответственности, если только будет доказано полное выполнение ответственным учителем своих профессиональных обязанностей, а травма стала следствием несчастного случая, который невозможно было предвидеть и предотвратить (отсутствие вины школы).
Как показывает судебная практика, в зале суда нужно доказывать не только наличие причиненного материального вреда (продемонстрировать сохраненные чеки и квитанции о расходах на лечение), но и наличие причинно-следственной связи между травмой ребенка и виновными действиями (бездействием) дежурного (ответственного) учителя, классного руководителя, администрации школы.
Для подготовки качественной правовой позиции по делу и подачи иска в суд лучше обращаться за правовой помощью к юристу, который поможет собрать доказательства: проработает документацию школы (устав, журналы инструктажа по технике безопасности, графики дежурств учителей и т. п.), найдет и опросит свидетелей, и, в конце концов, сможет доказать вину администрации школы в отсутствии надлежащего контроля за безопасностью ребенка во время учебного процесса.

В заключение

Итак, подведем некоторые итоги. Любая травма в школе – это всегда сильнейший стресс как для ребенка, так и для родителей. Поэтому в такой ситуации непросто быстро найти грамотное решение сложной проблемы. Тем не менее, если выполнять простые шаги и четко действовать, желательно под руководством и с помощью своего юриста, то можно добиться полной материальной и моральной компенсации причиненного вреда здоровью ребенка. Другое дело, что каждый сам для себя решает, стоит ли ввязываться в «процесс»…Но! Где еще, как ни в отношении своих детей, нужно быть особенно принципиальным и неуступчивым?!

Артем Ворон, адвокат.

Уважаемая Татьяна Ивановна.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ, за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14-ти лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

В силу ч. 1 ст. 1085 Гражданского кодекса РФ, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В силу п. 1 ст. 1087 Гражданского кодекса РФ в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14-ти лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

Возмещение вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14-ти лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), производится в порядке, определенном ст. 1087 Гражданского кодекса РФ. С причинителя вреда подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с повреждением здоровья (расходы по уходу за потерпевшим, на его дополнительное питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и другие фактически понесенные в связи с увечьем расходы, в которых нуждался потерпевший).

Также учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В соответствии с абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», в случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, лицее), медицинской организации (например, в больнице, санатории) или иной организации, осуществлявших за ним в этот период надзор, либо у лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, эти организации или лицо обязаны возместить причиненный малолетним вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при рассмотрении дел по искам о возмещении вреда, причиненного малолетними и несовершеннолетними, необходимо учитывать следующее: родители (усыновители), опекуны, попечители, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ), отвечают в соответствии с п. 1 и 2 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.).

Обязанность по воспитанию на указанных лиц возложена статьями 63, 148.1 и 155.2 Семейного кодекса РФ.

Образовательные, медицинские и иные организации, где малолетний временно находился, а также лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора (п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ), отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда.

В сложившейся у Вас ситуации, прежде всего, Вы должны обратить внимание учителя Вашего класса на произошедшее событие. Зафиксируйте все на бумаге, подав письменное заявление или жалобу учителю, укажите в нем все, что случилось, когда, каким образом. Укажите также на то обстоятельство, что Вашему ребенку потребуется лечение и что расходы на это лечение Вы будете взыскивать с родителей причинившего вред мальчика. Также обратитесь к учителю за содействием и помощью в урегулировании конфликта, возможно, что вызвав родителей причинившего вред мальчика, Вы все вместе сможете найти выход из сложившейся ситуации. Возможно, что родители другого мальчика будут согласны возместить расходы на лечение Вашего ребенка добровольно и не дожидаясь суда. В случае, если этого не произойдет, Вам надлежит сохранять все документы, подтверждающие Ваши расходы на лечение своего сына.

После того, как Вам окажут врачебную помощь, с документами, подтверждающими расходы на лечение, обращайтесь в суд с иском к школе о возмещении причиненного вреда здоровью и требованиями о выплате компенсации за моральный вред. Вы вправе в качестве соответчика указать и родителей причинившего вред ребенка. Но суды, как правило, взыскивают расходы на лечение именно со школы.

Суды, как правило, рассматривают подобные дела с учетом нижеследующих обстоятельств.

При предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного малолетним в период его временного нахождения под надзором образовательной, медицинской или иной организации либо лица, осуществляющего над ним надзор на основании договора, суды учитывают, что пределы ответственности родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных, медицинских и иных организаций либо лица, осуществляющего над малолетним надзор на основании договора, на которых в силу ст. 1073 Гражданского кодекса РФ может быть возложена обязанность по возмещению вреда, различны.

В связи с этим суд, исходя из обстоятельств каждого дела, вправе на основании ч. 3 ст. 40 ГПК РФ привлечь к участию в деле в качестве соответчиков родителей (усыновителей), опекунов либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ), в случаях предъявления иска к образовательным, медицинским или иным организациям либо к лицу, осуществляющему над несовершеннолетним надзор на основании договора, или образовательные, медицинские и иные организации либо лицо, осуществляющее над несовершеннолетним надзор на основании договора, если иск предъявлен только к родителям (усыновителям), опекунам либо организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ).

Если будет установлено, что ответственность за причинение малолетним вреда должны нести как родители (усыновители), опекуны, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ), так и образовательные, медицинские, иные организации или лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого.

Разрешая заявленные требования, суды исходят из того факта, что несовершеннолетний ребенок в момент происшествия находился под временным надзором образовательной организации — школы, учеником которой он является и что образовательное учреждение не осуществило должный надзор за ребенком в момент причинения им вреда, в связи с чем должно отвечать за вред, причиненный им.

Таким образом, суд может прийти к выводу о том, что ответственность за причиненные ребенку телесные повреждения и нравственные страдания должна нести школа, и, учитывая степень физических и нравственных страданий, должен будет взыскать со школы расходы на лечение Вашего ребенка и компенсацию морального вреда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *