Торговля алкоголем без лицензии ответственность

Содержание

Новые штрафы за продажу алкоголя. Продажа алкоголя ИП без лицензии, уголовка или штраф? Вымогают деньги

Торговые точки, реализующие алкогольную продукцию, в очередной раз попали под перо законодателей. Депутаты предлагают в 3 раза увеличить размер штрафов за нарушение правил продажи спиртных напитков, а также предусмотреть обязательную конфискацию всего товара у нарушителей.

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект № 11300-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции», авторами которого являются депутаты Госдумы 7 созыва от партии ЛДПР. Парламентарии предлагают усилить административную ответственность за нарушение правил торговли алкоголем, а именно за продажу спиртного несовершеннолетним и реализацию крепких напитков в ночное время. Кроме штрафов, которые должны вырасти в 3 раза, нарушителей должна ожидать полная конфискация товара, считают авторы инициативы.

Правила, которые нарушают все

Законодательством России запрещена реализация контрафактного алкоголя, продажа крепких напитков несовершеннолетним и торговля алкоголем после 23:00 часов. В отношении нарушений этих правил предусмотрена административная и даже :

За продажу немаркированной алкогольной продукции частью 5 статьи 171.1 предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей либо принудительных работы на срок до 3 лет, либо лишениесвободы на срок до 3 лет со штрафом до 120 тысяч рублей.

За реализацию спиртного несовершеннолетнему лицу статьей 14.16 РФ предусмотрен штраф в размере от 50 тысяч до 80 тысяч рублей либо исправительные работы на срок до 1 года с лишением права занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

За торговлю алкоголем после 23:00 часов и нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции статьей 14.16 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5 тысяч рулей до 100 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции или без таковой.

Кроме того, за все эти правонарушения торгующая организация может быть лишена лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. При этом остановка деятельности самой организации законодательством не предусмотрена, равно, как и административная ответственность за реализацию контрафактной продукции, если деяние не содержит признаков преступления.

Существующих мер недостаточно, штрафы должны вырасти

Авторы инициативы считают, что существующих мер административной и уголовной ответственности явно недостаточно, поскольку регулярное проведение правоохранительными органами, Росалкогольрегулированием и Роспотребнадзором проверок торговых точек, выявляет стабильно большое число правонарушений в области розничной торговли алкоголем. Депутаты уверены, что борьба с контрафакцией и нарушением правил торговли алкоголем должна быть усилена, так как размеры действующих штрафов не сильно пугают предпринимателей. Совершению правонарушений, по мнению парламентариев, также способствует отсутствие обязательной конфискации товара и угрозы полного закрытия бизнеса нарушителей. Поэтому, авторы инициативы предлагают внести в соответствующие статьи РФ условие об обязательной конфискации товара при нарушении правил продажи алкоголя. Кроме того, в статью 3.2 РФ должны быть внесены нормы о ликвидации юридического лица и прекращении деятельности ИП на срок до 12 месяцев за торговлю алкоголем в неурочное время и продажу спиртного детям.

Штраф за продажу алкоголя с 23 часов до 8 часов по местному времени в редакции депутатов должен составлять от 50 тысяч рублей до 300 тысяч рублей с полной конфискацией алкоголя. За реализацию алкоголя несовершеннолетнему будет предусмотрен штраф от 70 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, также с полной конфискацией продукции.

Депутаты уверены, что принятие позволит усилить борьбу с контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также искоренить продажу алкоголя несовершеннолетним или в неустановленное время. Они считают, что усиление ответственности снизит и другие нарушения в этой области. Сейчас законопроект направлен в профильный комитет Госдумы и дата его рассмотрения в пленарном заседании еще не определена. Если поправки в понравятся депутатам, то они вступят в силу с 1 января 2017 года.

Продажа несовершеннолетним алкоголя современным российским законодательством категорически запрещена. За тем, чтобы продажи несовершеннолетним алкоголя не было, специально следят проверяющие органы — от полиции до Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Тем не менее желающие нарушить закон всё равно остаются. Рассмотрим, какое наказание здесь полагается виновному и как рассматриваются такие дела.

Чем опасна продажа алкогольной продукции несовершеннолетним?

В России, как и практически во всех развитых странах, не допускается продажа спиртных напитков гражданам, не достигшим несовершеннолетия. Связано это с тем, что алкоголь на организм несовершеннолетних оказывает поистине разрушительное воздействие. Медики, исследовавшие этот вопрос, отмечают, что у детей и подростков алкоголизм возникает намного быстрее, чем у взрослых, и гораздо чаще отмечаются нарушения психической деятельности, связанные со злоупотреблением алкоголем (например, слабоумие).

Помимо медицинского аспекта, пьянство несовершеннолетних опасно ещё и социально: недостаточно зрелые социально, подростки под влиянием алкоголя намного чаще совершают антиобщественные действия, чем взрослые. При этом масштаб таких действий может быть абсолютно любым — от обычного хулиганства до серьёзных преступлений: грабежей, убийств, изнасилований.

Именно в связи с этим ещё в советское время в законодательстве появились статьи, запрещающие продавать спиртное детям и подросткам. В современном же российском праве такие действия могут рассматриваться не только как административное правонарушение, но и как преступление.

Кто именно считается несовершеннолетним?

Современным российским законодательством запрещено продавать спиртные напитки лицам, не достигшим 18 лет. Однако при этом в праве предусмотрена и процедура эмансипации несовершеннолетних — приобретение полной дееспособности до достижения 18-летнего возраста. То есть если подросток в возрасте 16 лет работает по трудовому договору (ведёт свой бизнес) или с согласия органов опеки вступил в брак, то он может быть эмансипирован и получить все права взрослого. Получит ли такой подросток права взрослого и на покупку алкоголя? Прямого ответа в законе нет, равно как и практики по таким делам.

Ранее в советском законодательстве действовало постановление Совета министров СССР № 410 от 7 мая 1985 г., согласно которому запрещалась продажа спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года. Этим и вызвано ошибочное мнение у части россиян, что такая норма действует до сих пор. Кроме того, своё влияние оказали зарубежные фильмы и литература: в ряде стран Запада действительно существует именно такое возрастное ограничение.

Административная ответственность за продажу спиртного несовершеннолетним

В ныне действующем Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ есть статья 14.16, предусматривающая наказание за нарушение правил продажи спирта и алкогольной продукции. Конкретно же ч. 2.1 этой статьи гласит, что продажа несовершеннолетним алкоголя через розничную сеть карается штрафом.

Дела о назначении административного штрафа рассматриваются в арбитражном судопроизводстве, так как субъектами правонарушения являются юридические лица и/или индивидуальные предприниматели (при наличии соответствующей лицензии), а если дело касается гражданина — в районном суде. Протоколы составляют сотрудники полиции.

Объектами правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. А вот объективная сторона заключается в нарушении запретов; в данном случае это продажа алкоголя несовершеннолетним.

Штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним

Размеры штрафа, предусмотренные ст. 14.16. КоАП РФ, составляют для:

простых граждан — от 30 до 50 000 рублей;

должностных лиц — от 100 до 200 000 рублей;

организаций — от 300 до 500 000 рублей.

Таким образом, если в магазине несовершеннолетнему продали бутылку пива или водки, наказаны будут:

продавец, допустивший правонарушение (если он был письменно предупрежден об ответственности);

директор торговой фирмы как должностное лицо;

сама фирма как юридическое лицо (фирма, кстати, может еще и быть лишена лицензии на продажу алкоголя).

Однако не стоит думать, что наказание предусмотрено лишь для коммерческих предприятий. Сосед-самогонщик, продавший бутылку несовершеннолетнему, будет отвечать не только за нелицензионную торговлю, но еще и по той статье, которую мы указали выше.

Уголовное наказание за продажу спиртного детям и подросткам

Помимо административных штрафов, виновные могут быть привлечены и к уголовной ответственности. Здесь могут быть применены 2 статьи УК РФ. Первая из них — это ст. 151.1, которая карает за неоднократную продажу несовершеннолетним алкоголя. Здесь предусмотрено наказание в виде:

штрафа от 50 до 80 тысяч рублей;

исправительных работ сроком до 1 года.

Конкретный вид наказания будет определять судья исходя из обстоятельств дела.

Ответственность по этой статье наступает, если виновный уже был наказан в административном порядке за продажу спиртного детям или подросткам. При этом с момента наказания не должно было пройти больше 180 дней.

Однако недобросовестным продавцам не стоит заблуждаться: даже если их не успели оштрафовать, но доказали, что раньше они уже неоднократно продавали спиртное несовершеннолетним, избежать наказания не удастся. Дело в том, что помимо ст. 151.1 в УК РФ есть ещё ст. 151, карающая за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия. К числу таких действий относится и распитие спиртного. Так что если будет доказано, что продажа не первая, хотя конкретно этого продавца ещё не штрафовали, в некоторых случаях все равно может быть возбуждено дело по ст. 151 УК РФ. А она в ч. 1, применимой к продавцам, предусматривает наказание вплоть до лишения свободы сроком до 4 лет.

Что делать продавцу, чтобы не быть наказанным?

Поскольку закон предусматривает довольно суровую ответственность, продавцы должны быть бдительны. И для того, чтобы не нарушать закон, они имеют право потребовать от любого покупателя, желающего приобрести спиртное, предъявления документов. В качестве документа допускается паспорт или любой другой, позволяющий удостовериться в личности покупателя, а также в его возрасте. Если такого документа у покупателя при себе нет, продавец вправе отказать в продаже алкоголя.

Но бывают случаи, когда подросток выглядит старше своих лет, поэтому продавец по неосторожности всё-таки продает ему спиртное. Увы, но это не может послужить оправданием. Максимум, на что здесь можно рассчитывать, так это на штраф в минимальном размере. Исключить ответственность может разве что поведение самого несовершеннолетнего — если он, к примеру, воспользовался чужими документами. Однако результат будет зависеть от того, удастся ли в этом убедить судью.

Провокация полиции — насколько она законна?

В силу того, что правонарушения такого рода требуют срочной фиксации, полиция достаточно часто использует метод провокации. Выглядит это так: оперативники находят несовершеннолетнего, который соглашается поучаствовать в контрольной закупке, посылают его в магазин, и как только продавец передаёт подставному покупателю бутылку спиртного, мгновенно появляются и составляют протокол.

Однако с точки зрения судов такие действия находятся на грани (а местами и за гранью) закона. Дело в том, что федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусматривает участия в ОРМ (оперативно-розыскных мероприятиях) несовершеннолетних. Как правило, полиция выходит из положения тем, что указывает в документах юных провокаторов не как участников ОРМ, а как источники оперативной информации: мол, несовершеннолетний сам сообщил, что ему продали спиртное. Тем не менее именно в связи с привлечением несовершеннолетних участников некоторое количество дел по ст. 14.16 КОАП РФ разваливается в суде.

Как рассматриваются дела о продаже алкоголя несовершеннолетним?

Протоколы о нарушениях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 14.16 КОАП РФ, составляют сотрудники полиции. В соответствии со ст. 23.3 КОАП РФ, они же имеют право налагать и штрафы по этой статье. Однако закон допускает и передачу дела судье.

Строго говоря, такие дела рано или поздно всегда оказываются в суде. Легко заметить, что штрафы за продажу алкоголя детям и подросткам не так уж малы даже для продавцов, а уж организацию они и вовсе могут поставить на грань банкротства. Именно поэтому практически всегда первоначально наложенные штрафы по постановлениям, вынесенным офицерами полиции, обжалуются в районных судах. Ну а поскольку административный процесс обжалования предусматривает, что материал по жалобе проверяется целиком, полиция довольно часто сразу передаёт дела судьям — тем более что ч. 2 ст. 23.1 КОАП РФ даёт им такое право.

Скажем немного и о порядке обжалования дел по ст. 14.16 КОАП РФ. Если первоначально постановление было вынесено офицерами полиции, то оно, как было уже сказано, обжалуется в районном суде в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Но если материал изначально ушёл к судье, то жалоба на постановление подаётся уже в суд субъекта РФ (областной, республиканский и т. д.). Впрочем, обжаловать можно и решение такого суда — однако в этом случае подача жалобы не освобождает от необходимости уплатить штраф.

Свернуть

Ответы юристов (8)

    Адвокат, г. Оренбург

    Общаться в чате

    14.16 КоАП, только я не понял Вы нарушили законодательство или нет?

    Ответ юриста был полезен? + 0 — 0

    Свернуть

    Юрист, г. Уфа

    Общаться в чате

    только если Статья 171 Уголовного кодекса РФ. Незаконное предпринимательство

    1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

    2. То же деяние:

    а) совершенное организованной группой;

    б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

    в) утратил силу.

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

    Комментарий к статье 171

    1. Порядок регистрации предпринимательской деятельности граждан определен в ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок регистрации предпринимательской деятельности юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, определен в ст. 51 указанного Кодекса. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

    2. Согласно ст. 49 Гражданского кодекса отдельные виды деятельности, перечень которых установлен законом, могут осуществляться только на основе специального разрешения (лицензии). Основной перечень видов деятельности, для занятия которыми требуется специальное разрешение, содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69). Дополнительно к этому виды деятельности, подлежащей лицензированию, могут устанавливаться в отдельных федеральных законах и нормативных указах Президента Российской Федерации.

    3. Состав преступления, предусмотренного ст. 171 настоящего Кодекса, будет налицо в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, либо при отсутствии требуемой по закону лицензии, либо при осуществлении такой деятельности за пределами срока действия лицензии или с нарушением условий лицензирования. Уголовная ответственность за указанные действия может иметь место, если они причинили крупный ущерб либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере, определение которого дается в примечании к настоящей статье.

    4. Данное преступление совершается умышленно, т. е. виновный осознает незаконный, противоправный характер своей деятельности.

    5. Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение его организованной группой, т. е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; извлечение в результате этого преступления дохода в особо крупном размере (определение такого дохода дается в примечании к данной статье); совершение его лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство.

    6. В случае, если незаконное предпринимательство проявляется в противоправной деятельности, выражающейся в совершении преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответствующими статьями настоящего Кодекса (незаконное изготовление или ремонт оружия, незаконный оборот наркотических средств и др.), ответственность наступает по указанным статьям настоящего Кодекса и дополнительная квалификация содеянного по ст. 171 не требуется

    Ответ юриста был полезен? + 0 — 0

    Свернуть

    Юрист, г. Уфа

    Общаться в чате

    только чтобы оно стало уголовно наказуемым ущерб должен быть на сумму свыше 1500000 рублей, так что опасаться нечего

    Ответ юриста был полезен? + 0 — 0

    Свернуть

    Юрист, г. Санкт-Петербург

    Общаться в чате

    Предпринимательство в данной ситуации законно,просто индивидуальный предприниматель продал алкоголь без лицензии.Пока предусмотрены только штрафы.

    Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе
    1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов —
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
    2. Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, —
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
    (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
    2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
    (часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 253-ФЗ)
    3. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции —
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

    Ответ юриста был полезен? + 1 — 0

    Свернуть

    Филиппова Любовь Владимировна, Юрист, г. Санкт-Петербург

    Общаться в чате

    Никакой уголовной ответственности не будет!Просто штрафы!С января 2013 штрафы будут очень большие!

    Ответ юриста был полезен? + 1 — 0

    Свернуть

    Филиппова Любовь Владимировна, Юрист, г. Санкт-Петербург

    Общаться в чате

    Только смущает то,что протокол не составили…

    Ответ юриста был полезен? + 1 — 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    спасибо большое за ответы! я так понимаю это чистой воды вымогательство , и надо звонить в УСБ. Скажите пожалуйста почему я не попадаю под Статья 171 Уголовного кодекса РФ. Незаконное предпринимательство. а именно

    . Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Нет. ДЛя этой статьи необходимо извлечение дохода более 1500000. Это очень долго и муторно доказывается. Вас элементарно разводят.

    Ответ юриста был полезен? + 0 — 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Подскажите пожалуйста, кто именно имеет право осуществлять проверку. Это обычный мент из по центральному округу. (даже не по его компитенции?) Предположим что он не имеет право проверять, но по скольку он стал свидетелем нарушения он может этим давить. какие права он имеет? должен иметь приказ, распоряжение? он имеет право составлять протокол сам? он его не составил. даже чека у них нет. Я понимаю что это развод, просто на будущее быть подготовленным, какие документы должны быть у проверяющего?

    — 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    подскажите пожалуйста,вы не ответили на мой вопрос. какие документы должны быть у проверяющего? приказ, распоряжение? как понять что оно настоящее? любой сотструдник любых органов может попросить лицензию? что имеется ввиду под «органами регулирующими оборот спирта» те что у них должно быть написано это в удостоверении? какие органы имеются ввиду? МВД, Налоговая? у кого есть право проверять лицензию? и какие меры может предпринять обычный полицеский, если он стал свидетелем.

    По той информации что я нашел, даже Налоговая не имеет права проверять лицензирование. Сотрудники полиции или МВД или любых органов кто не относится к органам службы проверки контроля оборота эт.спирта, должны сообщить о факте нарушения закона уполномоченным органам и лишь те имеют право составить протокол. И просто так придти полицеский не может, у него должен быть соответствующий приказ о внеплановой проверке если она такова, с подтверждением основания? поправте пожалуйста меня, если я не прав.

    Не хочется устраивать разборки, а хочется все расписать по закону. Да и собственно я готов заплатить штраф 5 тысяч рублей (максимальный) и даже если конфискуют весь спирт, его не так много тысяч на 20. И то нет пока что доказательств о покупке, чека у них нет. Свидетелей нет. И им еще будет сложно доказать что у меня на складе он (в подсобке) лежит именно для продажи а не лично для меня (для банкета например). На витрине его нету.

    обьясняю почему пока занимаюсь продажей без лицензии, поскольку выручка очень маленькая (30 -40 тыясяч в день) , сложно открыть ооо с расчетным счетом в банке 300 000 , инкосацией, и прочими переоформлениями, пока не могу представить как это сделать, денег и так мало, законы усложняют, может быть вообще перестану торговать алкоголем….для моего оборота магазина это не выгодно. Пока что, без чека, для тех кто знает что у нас есть Не на витрине, продаем коньяк,водку. пишу все как есть. вот такая у нас помощь малому бизнесу в стране, только и закручивают гайки. Подскажите — буду вооруженным против вымогателей. Сам наш магазин (это 2 продавца и один 1 директор, грузчик,закущик,) водка не паленая в акцизах, с тех пор как ИП начали запрещать потихоньку продавать алкоголь, все еще до сих пор не успели перейти на новые требования. Магазин продуктовый 90 % обычные продукты, даже свежие овощи. И так денег не хватает, а они начали Угрожать Уголовной ответственностью и потребовали 80 000 рублей. Уверен они уже не один магазин так тресут.

Реализация алкогольной продукции всегда была прибыльным бизнесом. Поэтому многие продавцы магазинов (особенно ИП), не имеющих соответствующей лицензии, любят приторговывать горячительными напитками из-под полы. Более того, нередко соответствующие указания исходят от руководителей ООО, являющегося владельцем торговой точки или кафе. Однако важно знать, что за подобные деяния предусмотрена ответственность и всем участникам процесса может быть выписан штраф за продажу алкоголя без лицензии. Сегодня поговорим о том, сколько денег придется приготовить за незаконную реализацию спиртного и какой закон предусматривает ответственность для юридических и физических лиц.

Последний рост штрафов был в 2014 году

В 2019 году размер штрафов за подобные деяния не изменится. Последний пересмотр производился еще в 2014 году, когда были существенно подняты штрафы за незаконную реализацию алкогольных напитков. Наказания в данном случае следующие:

  • розничная продажа спиртного без сопроводительной документации грозит ИП денежным взысканием, в размере от 10 000 до 15 000 рублей;
  • если подобными действиями занимается ООО, суд может назначить наказание в виде штрафа до 300 000 рублей.

Также с обнаруженной нелегальной точки продажи будет изъят весь алкоголь.

До 2014 года штрафы были более гуманными. Например:

  • индивидуальный предприниматель за вышеуказанные действия мог быть наказан суммой в 4 000 — 5 000 рублей;
  • материальная ответственность для ООО составляла лишь 40 000 — 50 000 рублей.

Полный список необходимой документации определен пунктом 1 статьи 10.2 Закона о государственном регулировании алкогольного рынка. Тогда же в 2014 году перечень необходимых бумаг был несколько расширен. Более того, все указанные документы с момента внесения изменений в Закон теперь требуются не только для крепкого спиртного, но и для слабоалкогольных напитков, в т. ч. пива.

В 2014 году произошел и целый ряд увеличений штрафов в других правилах реализации алкоголя. С 2014 года и по сегодняшний день при наступлении ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса административных правонарушений ИП будут обязаны уплатить в казну государства от 5 000 до 10 000 рублей. Что касается ООО, здесь наказание составит 50 000 — 100 000 единиц национальной валюты. До момента последнего пересмотра ИП были вынуждены оплачивать штраф в размере 3 000 — 4 000 руб., а ООО – от 30 000 до 40 000 руб. Также вся нелегальная продукция должна быть изъята. Далее разберем некоторые положения действующего законодательства более подробно.

Наказание за реализацию алкоголя без лицензии

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях, физические и юридические лица, торгующие спиртными напитками без лицензии, должны быть оштрафованы. Сумма взыскания составит от 200 000 руб. до 300 000 руб. Также, если выяснится, что необходимая документация на «горячительное» ответствует, вся продукция подлежит конфискации правоохранительными органами.

Также следует обратить внимание и на ч. 2 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях. Положениями данного нормативно-правового акта предусматривается ответственность за реализацию спиртных напитков с грубыми нарушениями лицензирования. Например, к числу таковых можно отнести организации, предлагающие своим посетителям напитки из суррогата. Такие магазины или заведения общественного питания отпускают клиентам продукцию, произведенную из технического спирта с использованием денатурата. Правительством был установлен новый штраф за подобные нарушения. Теперь он составляет 150 000 — 200 000 руб. Все напитки, изготовленные с грубым нарушением лицензирования, должны быть изъяты правоохранительными органами.

Реализация спиртных напитков с поддельными акцизными марками

До 2014 года подобные нарушения подпадали под действие части 2 статьи 15.12 КоАП. Однако после внесения изменений в закон была добавлена дополнительная часть 4. В соответствии с ее положениями, реализаторы продукции с поддельными акцизными марками могут быть оштрафованы на следующие суммы:

  1. Для физических лиц – от 4 000 до 5 000 руб.
  2. Для индивидуальных предпринимателей – от 10 000 до 15 000 руб.
  3. Для обществ с ограниченной ответственностью – от 200 000 до 300 000 руб.

Весь обнаруженный контрафактный алкоголь подлежит обязательной конфискации.

Обращаем ваше внимание, что подобные требования действуют абсолютно для всех торговых точек и заведений общественного питания нашей страны. Таким образом, если вы будете реализовывать алкоголь без лицензии, вам будет выписан крупный штраф. Причем оштрафуют и продавца, и руководителя организации (как должностное лицо), и саму организацию. Будьте внимательны и всегда проверяйте актуальность всей документации.

Торговля алкоголем всегда было занятием непростым, хотя и доходным. В этом деле много нюансов и подводных камней, высоки требования к производству и продаже алкоголя. В последнее время законодательство в этой сфере меняется чуть ли не по нескольку раз в год.

Стоимость оформления для легальной деятельности увеличивается вместе с ужесточением наказаний за нарушения. Грубым нарушением закона считается продажа алкоголя без лицензии. Ответственность за это нарушение лежит полностью на продавце.

Реализация без лицензии товара, подлежащего лицензированию — нарушение закона. Сегодня к продавцам алкогольной продукции без лицензии может быть применена как административная статья (ст. 14.17 ч.3), так и уголовная (ст. 171 УК РФ). Раньше это был просто штраф, сегодня дело может закончиться разорением и тюрьмой.

Что было раньше

Ранее ответственность за продажу алкоголя без лицензии (ст. 14.16 ч.3 КоАП) не была такой уж высокой. Дело заканчивалось административным штрафом и рассматривалось в Мировом Суде:

  • для ИП: 4 — 5 тыс. рублей.
  • для организации: 40 — 50 тыс. рублей.
  • Для гражданина: до 1,5 тыс. рублей.

Закон сегодня

Сегодня данное правонарушение подпало под ст. 14.17. ч.3 КоАП и рассматривается в Арбитражном суде. Штрафы выросли:

  • Для граждан с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей.
  • Для ИП с 5 тыс. до 15 тыс. рублей.
  • Для предприятий с 50 тыс. до 300 тыс. рублей.

При отягчающих обстоятельствах, продажа алкоголя без лицензии увеличивает ответственность продавцов за данное нарушение, вплоть до применения уголовной статьи 171 УК РФ.

К отягчающим обстоятельствам относят:

  • торговля алкоголем с поддельной акцизной маркой,
  • торговля алкоголем в неположенное время,
  • продажа алкоголя несовершеннолетним,
  • продажа алкоголя в необорудованном для этого месте,
  • продажа несертифицированного алкоголя.

Кроме того, компетентные органы возьмут несколько образцов алкогольной продукции для проведения химического анализа. В случае обнаружения несоответствия содержимого бутылки и этикетки (в том числе сертификату) — это также явится отягчающим обстоятельством.

Недобросовестный поставщик может:

  • заменить содержимое емкости на более дешевое,
  • подделать сертификаты,
  • подделать сопроводительные документы,
  • не провести поставленную продавцу партию алкоголя через свою бухгалтерию и через систему ЕГАИС.

За все грехи поставщика ответит продавец

Если продажа алкоголя осуществлялась без лицензии, можно не сомневаться, что помимо данного нарушения, компетентные органы будут расследовать все по полной программе и изо всех сил постараются выявить остальные нарушения. Даже если поставщика-махинатора разыщут, ответственность с продавца не снимут.

Совет в этом случае может быть один: выбирать проверенного поставщика, имеющего хорошую репутацию. А уж если кто-то решился на риск продажи алкоголя без лицензии, тем более не надо отягощать свою вину, выбирая неизвестного поставщика.

Самостоятельно получить лицензию на продажу — дело трудное. Необходимо подготовить кучу документов, и потерять еще большую кучу времени. Но ведь можно обратиться за помощью в специализированные организации.

Это стоит денег, но что лучше: ходить постоянно под дамокловым мечом миллионных штрафов, или раз в три года потратить деньги, отнюдь не миллионы, и спокойно продавать алкоголь?

Какие планы в законодательстве?

Госдума приняла закон, который вступит в скором времени в силу. Ответственность за продажу алкоголя без лицензии будет следующая:

  • Для должностных лиц — штраф 1/2 — 1 млн рублей и (или) запрещение предпринимательской деятельности до 3-х лет.
  • Для юридических лиц — штраф 20% годовой выручки от реализации товаров, работ и услуг, но не менее 3-х млн рублей. Деятельность предприятия может быть приостановлена на срок от 2-х до 3-х месяцев плюс конфискация всей имеющейся алкогольной продукции.
  • Для ИП штраф составит 100 — 200 тыс. рублей плюс конфискация алкогольной продукции.
  • Для граждан штраф составит 30 — 50 тыс. рублей плюс конфискация продукции.

Кроме административного наказания в виде штрафов предусмотрены принудительные работы до 480 часов.

При крупном нанесении ущерба государству — лишение свободы до ½ года; при особо крупном — исправительные работы до 5 лет, арест до 5 лет.

Естественно, все отягчающие обстоятельства, описанные в предыдущем разделе, в будущем никуда не денутся и также приведут к максимально негативным последствиям.

Чем сердце не успокоится

Ужесточение наказания за различные нарушения в алкогольном бизнесе, в том числе за продажу алкоголя без лицензии, похоже становится модным трендом. Но так ли действенна эта мера для снижения пьянства, о чем постоянно заботится государство, оправдывая все более драконовские меры.

Похоже динамика процесса свелась к следующей схеме:

Продолжать можно до бесконечности, вплоть до абсурда — применения высшей меры наказания. Двигаясь без оглядки по этой протоптанной дорожке, цена алкоголя вырастет настолько высоко, что станет привлекательной для образования криминальных коррупционных схем.

Проще говоря, некоторые чиновники и представители властных структур будут готовы рисковать положением и свободой ради высоких незаконных доходов.

Получается так: Слабо наказывать — поощрять незаконную деятельность; чрезмерно сильно наказывать — способствовать росту преступности с возможностью ее сращивания с властью.

Мало — плохо. Много — очень плохо. Как всегда, рациональнее всего — золотая середина. Без научного подхода, учитывающего многочисленные факторы, в т.ч. региональную психологию населения, золотую середину не найти. Этот путь долог и затратен.

Государство не пойдет по этому пути, пока не столкнется со взрывоопасной ситуацией. Похоже нас ждет дальнейшая эскалация напряженности, как говорят политики. А пока ждем, можно посмотреть статью о том, в какие дни запрещена продажа алкоголя.

В 2019 году приняты новые правила, регулирующие сбыт алкогольной продукции. Нормы признаны для снижения уровня потребления спиртного в России, в результате которого упадет количество преступных деяний. Ввиду этого на продавцов, нарушающих установленные требования, будут налагать штраф за продажу алкоголя без лицензии, и привлекать к иным видам ответственности, в т. ч. по УК РФ.

Нормативное регулирование сбыта алкогольной продукции

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

В конце 2017 г. В. В. Путин утвердил законодательное положение, ужесточающее ответственность за нелегальную реализацию спиртосодержащих напитков. Таким образом, УК России пополнился новыми статьям о незаконном предпринимательстве, сбыте и изготовление алкоголя.

Статья КоАП

Не во всех ситуациях, магазин и должностное лицо будут привлекаться за незаконную продажу спиртного согласно статьям УК России. Так, в ст. №14.17.1 КоАП прописано, что если гражданин не является ИП или ООО, но занимается торговлей спиртосодержащей продукцией и этот факт подтверждается впервые, то деяние не должно расцениваться, как уголовное нарушение. В этом случае наказание будет применено в рамках АК России.

В контексте правонарушения предусмотрен ряд санкций:

  • уплата штрафа в объеме 30000-500000 р. с полным изъятием продукции;
  • увеличенное взыскание грозит фермеру или ИП, ведущему крестьянское хозяйство.

УК РФ

Уголовный кодекс регламентирует ответственность за нарушение ст. №171.3 – нелегальное производство и торговля спиртосодержащими напитками в больших объемах.

В данном случае подразумевается сумма свыше 100000 р., но меньше миллиона:

  • санкции 2-3 млн. рублей;
  • общественные работы на период до 36 месяцев;
  • заключение под стражу на срок до трех лет.

В качестве дополнительной меры, судебный орган вправе лишить возможности хозяина бара или магазина, а также сотрудника, занимать определенный пост или вести деятельность. В ситуации, когда место имел групповой сговор, в рамках которого на территории торговой точки продавался алкоголь в большом количестве на сумму более миллиона рублей, наказание будет суровым.

Ответственность:

  • наложение штрафа в объеме 3-4 млн. руб.;
  • принудительные работы на период до 60 месяцев;
  • заключение под стражу и лишение свободы до пяти лет.

Кроме того, определение «незаконная продажа алкоголя» фигурирует в ст.№171.4, за нарушение которой предусмотрены меры за поштучную реализацию спиртного. Однако эта норма актуальна в том случае, если виновное лицо ранее получало предупреждения в виде административного наказания.

Под статью за нелегальную продажу спиртного попадает следующая категория населения:

  • физлица, ведущие деятельность в сфере розничной торговли;
  • предприниматели без образования ИП или ООО.

К уголовно наказуемым деяниям в рамках незаконной реализации спиртного не попадает следующая продукция:

  • сидр;
  • медовуха;
  • пиво.

Реклама интернет-площадок, занимающихся сбытом алкоголя, в СМИ находится под запретом. Любые магазины, предлагающие пользователям Internet продукцию, блокируются еще до начала судебного разбирательства.

Основным фактором «закрытия» аккаунта или сайта является отсутствие сертификации, т. к. реализатор часто не уплачивается акцизы и НДС.

Ответственность за сбыт алкогольной продукции без лицензии

На основании нормативных положений статьи №14.17 (часть 3) КоАП физлица и предприниматели, занимающиеся сбытом спиртной продукции без соответствующего лицензирования, привлекаются к ответственности.

Объем санкций составляет 200-300 тыс. руб.

В случае установления факта об отсутствие сопроводительных документов на спиртное, весь товар подлежит конфискации полицией. Часть №2 этой статьи также указывает на грубые нарушения правил продажи алкогольной продукции без лицензии.

К примеру, к таким торговым предприятиям относятся те точки, которые предлагают клиентам напитки, изготовленные из суррогата. Подобные рестораны и места общепита продают потребителям товар, произведенным из технического спирта, где основной компонент, это денатурат.

На правительственном уровне было принято решение, вменять таким заведениям штрафные санкции в размере 150-200 тыс. рублей. При этом вся продукции, зафиксированная по статье №14.17 часть 2, подлежит изъятию.

Куда жаловаться на незаконную торговлю алкоголем

При выявлении сбыта алкоголя в неположенном месте, следует обратиться с жалобой на организацию.

Обращаться нужно в контролирующие инстанции:

  1. В первую очередь заявление подается в ведомство по обороту алкоголя.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Полиция.
  4. Прокуратура.

Существует также организация «Трезвая Россия», которая принимает претензии на незаконный оборот спиртного по телефону 8 88- 775 68 45.

Дополнительно жалобу можно подать через официальный портал Роспотребнадзор (вкладка «Обращения граждан»). Претензия рассматривается в рамках 30 календарных дней.

Правила составления:

  1. Описание ситуации.
  2. Личная информация о заявителе.
  3. Перечень нарушения торгового предприятия или общественного питейного заведения.
  4. Ссылки на действующие законы.
  5. Название фирмы и адрес.
  6. При наличии информации указываются конкретные Ф.И.О. нарушителя, в т. ч. должность.
  7. Изложение просьбы. Например: «прошу принять соответствующие мероприятия по устранению незаконной деятельности в связи с торговлей безакцизным алкоголем».

Текст заявления должен быть сухим, кратким, без витиеватых оборотов и ненормативной лексики. Направлять жалобу следует на почтовый или электронный адрес контролирующей инстанции. В качестве обратной связи, юристы рекомендуют указывать телефон и email.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Для того чтобы пожаловаться в правоохранительные органы и Прокуратуру, следует соблюдать аналогичные правила составления заявления. Примечательно, что жалобы на незаконную торговлю спиртного, поданные анонимно практически не рассматриваются. Поэтому заявителю, следует указать действительное Ф.И.О. и помнить, что в такой ситуации действует положение о конфиденциальности.

Размер штрафов

Когда незаконная торговля алкоголем фиксируется в ночное время или запрещенные дни, то лицо, допустившее правонарушение, привлекается по статье №14.2 КоАП России.

В качестве наказания предусмотрены следующие санкции:

  • с граждан взыскивают неустойку в размере 1000-2000 р.;
  • если лицо занимает должность – 3000-4000 рублей;
  • предприятию – 30000-40000 р.

Федеральный закон №171 указывает, что производство и реализация спиртосодержащей продукции, в т. ч. слабоалкогольной подлежит обязательному получению лицензии.

Когда продавец не действует в рамках нормативно-правового положения, его привлекут к ответственности с наложением неустойки по статье №14.17:

  • 500000-1 млн. руб. с изъятием товаров;
  • штраф за торговлю алкоголем без лицензии в размере 1 /5 суммы от годовой прибыли и конфискация напитков, оборудования.

В связи с тем, что применяемые санкции отличаются строгостью, многие индивидуальные предприниматели и организации получают лицензию.

Однако, невзирая на объем наказания, нередко в ходе проверок органы выявляют другие нарушения, косвенно указывающие на грубые отступления от правил торговли алкоголем:

  • на маркировочном штампе отсутствует информация о производителе;
  • не указана надпись о том, что спиртное опасно для здоровья потребителя.

Такая торговля алкоголем без лицензии влечет ответственность по Административному кодексу России, в частности ст. №18 (часть №1):

  1. Предпринимателю грозит наказание в объеме 100000-150000 р.
  2. Если правонарушение было зафиксировано ранее по этой же статье или незаконного сбыта спиртного, то виновное лицо обязано выплатить пеню в объеме 150000-200000 р. При этом оборудование и продукция будет конфисковано.
  3. В отношении юридического образования применяется также запрет на ведение бизнеса в период на три месяца.

Ответственность за хранение нелицензированной алкогольной продукции

Продавать алкоголь юрлицу без лицензии, а также хранить на складах и в подсобных помещениях продукцию, воспрещено действующими законами. Такое деяние может рассматриваться судебным органом как в рамках ст. №14.1 КоАП (без лицензии), так и по статье, регламентирующей наказание за правила торговли спиртным.

Ответственность за продажу алкоголя без акцизной марки

До 2014 г. сбыт алкоголя без акцизной марки попадал под административную статью №15.12 (ч.2). После вступления в силу обновлений, законопроект пополнился четвертной частью.

Согласно дополнениям, продавцы, которые намерены реализовывать спиртное без разрешения и акциз, контролирующие органы будут штрафовать соответствующими суммами:

  1. Физическим лицам грозит наложение неустойки в объеме 4-5 тысяч рублей.
  2. Для ИП предусмотрено взыскание 10000-15000 р.
  3. К ООО применяют санкции 200000-300000 р.

На основании новых правил продажи алкоголя без лицензии и акциз, ответственность касается и должностных лиц. При этом вся продукция подлежит изъятию.

Примечательно, что требования актуальны к любым торговым предприятиям, продуктовым магазинам, питейным заведениям и общепиту. Незаконная продажа алкоголя влечет наказание для всех участников нелегального бизнеса. Поэтому при приеме от поставщика спиртного, следует проверять документы.

Потребителям необходимо контролировать наличие акцизной марки и при подозрениях на нелегальный товар, сообщать в правоохранительные органы.

Способы торговли алкоголем без нарушения законов

Нередко вначале предпринимательского пути, молодые бизнесмены интересуются, какое спиртное можно продавать без лицензии и насколько это легально.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Продажа нелицензированного алкоголя

Вино, как и другая продукция, не относится к этой группе и требует оформления лицензии.

Аналогичные правила по продажи алкоголя распространяются в отношении супермаркетов и общепита. Невзирая на то, что сбыт солодовых напитков в 2019 г. не накладывает обязательств на торговые точки оформлять лицензию, без соблюдения требований такая деятельность недопустима.

Место для уличного сбыта (открытый тип) не должно располагаться рядом с общественными зданиями:

  • детские сады;
  • школы;
  • клиники и больницы;
  • спортивные объекты;
  • и другие, указанные в перечне.

Сбыт алкоголя без сопроводительной документации разрешен только при неукоснительном соблюдении требований, т. е. если ассортиментная линейка представлена солодовыми напитками. Торговля иным алкоголем без лицензирования влечет наложение штрафных санкций и привлечение к ответственности, в т. ч. по УК России. Ввиду этого большинство предпринимателей стремятся оформить соответствующие документы и заключают договора с фирмами, оказывающие помощь в их получении.

Реализация спиртного по ночам

В 2019 г. законопроект о продаже алкоголя был ужесточен. Новые правила накладывают запрет на торговлю спиртным в ночное время (с 23:00 до 08:00) и праздничные дни. Однако законодатель установил возможность для регионов самостоятельно регулировать даты и период сбыта спиртного, а также ввел исключения из правил.

Введенные ограничения на реализацию спиртного в ночной период снизили доходность круглосуточных ларьков, поэтому продавцы часто идут на хитрость, нарушая положения закона. Такие действия влекут наложение штрафных санкций, сумма которых в каждом субъекте РФ разная.

Статья 14.16 КоАП РФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Новая редакция Ст. 14.16 КоАП РФ

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратила силу.

Комментарий к Статье 14.16 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.

Согласно ст. 2 Закона:

этиловый спирт — это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;

алкогольная продукция — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

спиртосодержащая продукция — это пищевая или непищевая с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

В соответствии со ст. 16 Закона и Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных и медицинских организациях;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

несовершеннолетним;

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона (см. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»).

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Субъекты РФ устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (ч. 1 комментируемой статьи);

поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч. 2 комментируемой статьи);

нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 комментируемой статьи);

нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 4 комментируемой статьи).

В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 «О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и отсутствующие на момент проверки налоговыми органами, впоследствии представляются в суд или в налоговые органы. При этом суды нередко освобождают нарушителей от ответственности, считая, что отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП, так как законодательством не дано толкование указанной нормы таким образом, что состав правонарушения образует отсутствие документов именно в торговой точке, где производилась реализация товара, а не у лица, его реализующего, и согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Зачастую в подобных случаях суды делают вывод, что, поскольку необходимые документы отсутствовали не в принципе, а не было обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

В этой связи территориальным налоговым органам целесообразно назначать административное расследование, в ходе которого выяснять, имеются ли не обнаруженные при проведении проверки документы.

Как разъяснено п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях», применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

3. Субъекты данного правонарушения — юридические лица и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП, имеют право, в соответствии со ст. 23.50 КоАП, налоговые органы (как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также, в соответствии со статьей 23.1 КоАП, судьи, в случае если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП, арбитражному суду неподведомственны, на что указано в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Другой комментарий к Ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является установленный Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции», Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1995 г., другими нормативными актами, государственный порядок в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее качества, защиты экономических интересов РФ, защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей, а также государственный порядок управления.

2. Под этиловым спиртом следует понимать спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидрацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее.

3. Аналогичная продукция — пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом);

Алкогольная продукция подразделяется на: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива), коньячные напитки, виноматериалы.

4. Под спиртосодержащей продукцией понимается питьевая пищевая продукция (в том числе растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной), произведенная с использованием этилового спирта, из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

Виноматериалы — сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5% объема готовой продукции.

Этиловый питьевой спирт — ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95% объема готовой продукции.

5. С объективной стороны ч.1 ст.14.16 характеризуется действием; выражается в розничной продаже: этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть); спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

6. Предметом правонарушения является не любая продажа этилового спирта, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, а только продажа в розницу.

7. Под продажей, по смыслу данной статьи, следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому, согласно ст.492 ГК РФ, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

8. Объективная сторона правонарушения ч.2 комментируемой статьи проявляется в следующих действиях:

а) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов (п.9 ч.1 Правил);

б) поставке или розничной продаже без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции (п.6 упомянутых выше Правил);

г) поставке или розничной продаже без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

д) поставке или розничной продаже без справки в товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

е) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч.3 п.9 Правил).

9. Исходя из содержания ст. 506 ГК РФ, поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции представляет собой договор, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им алкогольную или спиртосодержащую продукцию покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

10. Розничная продажа представляет собой договор розничной купли-продажи (см. выше п.7).

11. Диспозиция ч.2 ст.14.16 является бланкетной. Она отсылает к нормам специальных нормативных актов, которыми определяются требования к поставке или розничной продаже алкогольной продукции. Поэтому в каждом конкретном случае привлечения виновного к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено. Перечень документов, удостоверяющих легальность производства этилового спирта и алкогольной продукции и контролирующих их прохождение от организации-производителя до потребителя на территории РФ, определяется постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. и включает в себя комплект следующей сопроводительной документации: копия сертификата соответствия, выданного территориальным органом Госстандарта России, заверенная печать владельца товара; товарно-транспортная накладная установленного образца в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку товара; справка к товарно-транспортной накладной по форме, заполняемая при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяемая их печатями; акт об отгрузке и приемке вина и виноматериалов; при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявлять по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара. Все документы настоящего перечня, включая копии, должны быть заверены оригиналами оттисков печатей. Справка к товарно-транспортной накладной должна быть заполнена четко и разборчиво.

12. Административная ответственность по ч.3 ст.14.16 наступает за иные нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. за исключением тех, которые сформулированы в ч.1 и 2 настоящей статьи.

Иное нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции может проявляться, например:

в отсутствии информации, содержащей сведения на русском языке о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; об объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования;

в продаже спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения), в помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, и др.

13. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица, юридические лица.

14. Субъективная сторона характеризуется виной. Лицо знает, осознает, что нарушает правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и желает этого, либо безразлично относится к их соблюдению.

Продажа алкоголя без лицензии — ответственность в 2019 году

Торговля алкогольной продукцией: всегда ли нужна лицензия

Административная ответственность (размер штрафов)

Ответственность за нарушение лицензионных требований при продаже алкоголя

Уголовная ответственность

Торговля алкогольной продукцией: всегда ли нужна лицензия

На территории РФ продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть осуществлена только на основании соответствующей лицензии, хотя законом и предусмотрены отдельные исключения из данного правила (п. 1 ст. 18 закона «О госрегулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ, далее — закон № 71-ФЗ).

Во всех остальных случаях лицензия на продажу алкоголя необходима. О том, как получить такой разрешительный документ, более подробно рассказывается в других наших статьях:

  • «Как получить лицензию на алкоголь для ООО?»;
  • «Как получить лицензию на алкоголь для ИП?»;
  • «Продление лицензии на алкоголь в 2018 — 2019 году».

За торговлю алкоголем без лицензии в тех случаях, когда она необходима, субъект может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Об этом более подробно мы поговорим далее.

Административная ответственность (размер штрафов)

Административная ответственность за продажу алкоголя без лицензии может быть установлена в следующих формах (п. 3 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).

  1. Для должностных лиц:
  • штраф за продажу алкоголя без лицензии в 2018 — 2019 году — от 500 тыс. до 1 млн руб.;
  • дисквалификация на срок от 2 до 3 лет (см. статью «Дисквалификация как вид административного наказания»).
  1. Для юридических лиц:
  • штраф до 1/5 от суммы совокупной выручки за продажу всех товаров, полученной в течение календарного года, предшествующего году выявления правонарушения, и минимум 3 млн руб. (при этом также может быть произведена конфискация всего имущества и сырья, используемых для производства и оборота указанной продукции);
  • административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток (при этом также может быть произведена конфискация продукции и вспомогательных средств).

Отметим, что конфискация имущества в принципе может быть применена только по решению суда (п. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). При этом в рассматриваемом случае допускается конфискация имущества (в т. ч. продукции), принадлежащего субъекту на законных правах, уже хотя бы на том основании, что он использует его не в соответствии с законом (п. 23.2 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Ответственность за нарушение лицензионных требований при продаже алкоголя

Надлежит различать такие правонарушения, как продажа алкоголя при отсутствии лицензии и продажа такой продукции в нарушение лицензионных требований. В связи с этим встает вопрос о квалификации конкретного правонарушения как предусмотренного различными нормами ст. 14.17 КоАП РФ.

При этом необходимо учесть следующее:

  • Оборот алкогольной продукции подразумевает также ее продажу в розницу. При разрешении споров, связанных с привлечением к административной ответственности за ведение розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам надлежит отталкиваться от того, что такие деяния подпадают под действие п. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2017 № 47).
  • Производство и оборот рассматриваемого в настоящей статье вида продукции, не соответствующей госстандартам и техусловиям, квалифицируется как нарушение лицензионных требований, однако ответственность за такие нарушения может быть применена согласно ст. 14.43 КоАП РФ, являющейся специальной по отношению к пп. 1 и 2 ст. 14.17 (п. 17 постановления № 47).
  • Пп. 1 и 2 ст. 14.17 КоАП РФ не предусматривают привлечения к ответственности должностных лиц, в связи с чем применение данных норм в той или иной ситуации может быть оспорено (решение Благовещенского горсуда Амурской обл. от 01.08.2017 по делу № А-12-937/2017).
  • Нарушением лицензионных требований следует считать несоблюдение параметров алкогольной продукции и требований к ее реализации, указанным непосредственно в лицензии. Например, продажа алкогольной продукции с превышением содержания этилового спирта по отношению к зафиксированному в лицензии (решение Автозаводского райсуда г. Тольятти Самарской обл. от 19.02.2015 по делу № 12-72/2015).

Уголовная ответственность

За продажу алкогольной продукции без лицензии соответствующий субъект также может быть привлечен к уголовной ответственности в следующих формах:

  1. За торговлю в крупных размерах, т. е. на сумму свыше 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 171.3 Уголовного кодекса РФ):
  • штраф в размере от 2 до 3 млн руб. либо в сумме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • лишение свободы продолжительностью от 1 до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или выполнять некоторые виды деятельности.
  1. За незаконную розничную торговлю, если это деяние совершено неоднократно, т. е. повторно совершено в период, когда соответствующий субъект считается привлеченным к мерам административной ответственности за аналогичное правонарушение (ст. 171.4 УК РФ):
  • штраф в размере от 50 тыс. до 80 тыс. руб. либо в размере зарплаты осужденного за период от 3 до 6 мес.;
  • исправительные работы сроком до 1 года.

***

Итак, штраф за торговлю алкоголем без лицензии может быть назначен в отношении как должностного лица, так и организации. Различаются такие правонарушения, как торговля алкоголем без лицензии и реализация такой продукции в нарушение лицензионных требований. За торговлю алкоголем без лицензии могут быть применены также меры уголовной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *