Температура полотенцесушителя в ванной

Установка полотенцесушителя согласно СНиП

Недавно возник вопрос: Обязательно ли устанавливать полотенцесушитель в ванной комнате?

Первым делом необходимо изучить нормативные документы.

СП 30.13330.2012

5.2.6 Полотенцесушители, устанавливаемые в ванных и душевых комнатах для поддержания в них заданной температуры воздуха согласно СП 60.13330 и СанПиН 2.1.2.2645, следует подключать к подающим трубопроводам системы горячего водоснабжения или к системе электроснабжения потребителя. При обосновании полотенцесушители допускается подключать к циркуляционным трубам системы горячего водоснабжения при условии установки отключающей арматуры и замыкающего участка.

Т.е. если система отопления обеспечивает заданную температуру воздуха согласно СП 60.13330 и СанПиН 2.1.2.2645, тогда устанавливать полотенцесушитель нет необходимости.

СанПиН 2.1.2.2645-10

4.1. Системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении 2 к настоящим санитарным правилам.

СанПиН 2.1.2.2645-10: Приложение 2.

Согласно «Приложению 2» оптимальная температура в помещении ванной команты +23-27&degC, но допустимая температура +17-26&degC.

Для достижения допустимой температуры в помещении ванной команты +17-26&degC устанавливать полотенцесушитель нет необходимости, но для достижения оптимальной температуры +23-27&degC в ванной комнате — полотенцесушитель нужен.

Получается, что в очень бюджетном жилье застройщик может полотенцесушитель не ставить и это допустимо по нормам. Но для комфортных условий в ванной комнате (Человек там находится обнажённым и мокрым) установить полотенцесушитель нужно.

Вывод: Согласно нормативным документам установка полотенцесушителя не обязательна, но желательна. Но возможно я не прав. Что вы думаете или знаете по этому поводу? Опубликовано: 5 мая 2017 г. Rudic Рубрики: Заметки

Решение № 2-3710/2014 2-3710/2014~М-3869/2014 М-3869/2014 от 7 августа 2014 г.

Останкинский районный суд (Город Москва) — Гражданское Суть спора: Другие жилищные споры Заочное

решение
именем Российской Федерации город Москва 07 августа 2014 года Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Шокуровой Л.В., при секретаре судебного заседания Фокиной Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № по иску ГБУ города Москвы Жилищник района Марьина Роща к Сергиенко Марине Валерьевне, Морозову Алексею Сергеевичу, Морозову Михаилу Сергеевичу, Сергиенко Елизавете Александровне об устранении переоборудовании инженерной системы горячего водоснабжения в жилом помещении,
установил:
Истец Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Жилищник района Марьина Роща» обратился в суд с исковыми требованиями к ответчикам Сергиенко Марине Валерьевне, Морозову Алексею Сергеевичу, Морозову Михаилу Сергеевичу, Сергиенко Елизавете Александровне о возложении на них солидарно обязанности устранить переустройство (переоборудование) инженерной системы горячего водоснабжения в по адресу: , занимаемой оветчиками на основании договора социального найма, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере рублей, обосновывая тем, что Собственники произвели самовольные работы на системе ГВС, нарушив действующее законодательство, регулирующее подобный род отношений. Факт производства Ответчиками самовольных работ на системе ГВС подтверждается Актами осмотра квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и 14.03.2014, проведенного силами управляющей организации и ООО «». Актами установлено, что Ответчиками самовольно произведены следующие работы и переустроена (переоборудована) система ГВС: Стояк ГВС заужен с диаметра трубы 32 мм на диаметр трубы 15 мм при подключении полотенцесушителя; Полотенцесушитель подключен трубопроводом диаметром 15 мм из металлопласта. В существующей системе горячего водоснабжения дома полотенцесушитель смонтирован по типу «петля» с трубопроводом диаметром 32 мм. В результате самовольных работ на инженерной системе дома в квартире Ответчиков происходит нарушение циркуляции воды, что приводит к снижению нормативной температуры горячего водоснабжения в точках водоразбора, т.е. в других квартирах температура горячей воды ниже положенной по СНиП. Заужение стояка ГВС с диаметра трубы 32 мм на диаметр трубы 15 мм при подключении полотенцесушителя, подключение полотенцесушителя к стояку ГВС трубопроводом диаметром 15 мм из металлопласта помимо нарушения законодательства в области переустройства (переоборудования) нарушает существующие инженерные системы дома, устроенные в соответствии с проектом при строительстве МКД. Ответчикам неоднократно направлялись предписания. Однако, требования управляющей организации Ответчики игнорируют, тем самым, нарушая действующее законодательство.

Представитель истца по доверенности, Чурсина С.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, также просила предоставить ответчикам месяц на устранение недостатков, а в случае не устранения в указанный срок, предоставить такую возможность истцу с последующим взысканием расходов с ответчиков, против вынесения заочного решения не возражала.
Ответчики в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом неоднократно, конверты возвращаются в суд в связи с истечением срока хранения, учитывая, что судом были предприняты все возможные меры по извещению ответчиков, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке ст. ст. 233-235 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
На основании п.7 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Как следует из финансового лицевого счета, в , расположенной по адресу: зарегистрированы ответчики — Сергиенко Марина Валерьевна, Морозов Алексей Сергеевич, Морозов Михаил Сергеевич, Сергиенко Елизавета Александровна (л.д. 10).
Как следует из указанного финансового лицевого счета, нанимателем указанной квартиры является ответчик Сергиенко Марина Валерьевна, на основании договора социального найма жилого помещения (л.д. 10).
В соответствии постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2013 года № 146-ПП О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы» и распоряжением префектуры СВАО города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации государственных унитарных предприятий города Москвы дирекций единого заказчика района Марьина Роща, Останкинский, Ростокино, Свиблово путем преобразования в государственные бюджетные учреждения города Москвы «Жилищник района Марьина Роща», «Жилищник района Останкинский», «Жилищник района Ростокино», «Жилищник района Свиблово» ГУП ДЕЗР «Марьина Роща» реорганизовано путем преобразования в ГБУ «Жилищник района Марьина роща», о чем имеется запись в Едином государственном реестре юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ.

ГБУ «Жилищник района Марьина Роща» является правопреемником ГУП ДЕЗР «Марьина роща» с соблюдением требований п. 5 ст. 58 ГК РФ.
ГБУ «Жилищник района Марьина Роща» является управляющей организацией, с которой в силу ст. 162 ЖК РФ собственниками дома был заключен договор управления. В рамках заключенного договора учреждение оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему со держанию и ремонту общего имущества дома, к которому в соответствии со ст. 36 ЖК РФ относятся инженерные коммуникации дома. В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее держание общего имущества дома.
Для выполнения условий договора управления учреждение привлекает на договорной основе организации, осуществляющие ремонт и содержание жилого фонда. Такой организацией является ООО «. Управляющая организация и ООО «» в соответствии с «Нормами и правилами технической эксплуатации жилого фонда» № от 27.09.03, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №491, проводит ремонт и осмотры инженерного оборудования дома, в т.ч. и того, которое находится в помещении, занимаемом Ответчиками, т.к. данные коммуникации запитаны от общедомовых инженерных сетей дома, за которые несет ответственность Истец.
Согласно ч.4 ст.30 ЖК РФ собственники жилого помещения обязаны: поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а так же правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что ответчики произвели самовольные работы на системе ГВС, нарушив действующее законодательство, регулирующее подобный род отношений, факт производства ответчиками самовольных работ на системе ГВС подтверждается Актами осмотра квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ проведенного силами управляющей организации и ООО «Нера» (л.д. 13, 15, 18-19).
Актами установлено, что Ответчиками самовольно произведены следующие работы и переустроена (переоборудована) система ГВС: Стояк ГВС заужен с диаметра трубы 32 мм на диаметр трубы 15 мм при подключении полотенцесушителя; Полотенцесушитель подключен трубопроводом диаметром 15 мм из металлопласта (л.д. 13, 15, 18-19).
Судом также установлено, что в существующей системе горячего водоснабжения дома полотенцесушитель смонтирован по типу «петля» с трубопроводом диаметром 32 мм. В результате самовольных работ на инженерной системе дома в квартире Ответчиков происходит нарушение циркуляции воды, что приводит к снижению нормативной температуры горячего водоснабжения в точках водоразбора, т.е. в других квартирах температура горячей воды ниже положенной по СНиП. Заужение стояка ГВС с диаметра трубы 32 мм на диаметр трубы 15 мм при подключении полотенцесушителя, подключение полотенцесушителя к стояку ГВС трубопроводом диаметром 15 мм из металлопласта помимо нарушения законодательства в области переустройства (переоборудования) нарушает существующие инженерные системы дома, устроенные в соответствии с проектом при строительстве МКД.
В соответствии с пунктом 5.1. постановления Правительства Москвы от 02.10.2001 №894-ПП «Об утверждении Московских городских строительных норм «Жилые здания»» в жилых зданиях жилища I и 11 категорий комфорта следует предусматривать: хозяйственно-питьевой водопровод холодной и горячей воды; бытовую канализацию; водостоки; внутренний противопожарный водопровод, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01-85*. СНиП 2.08.01-89* и МГСН 2.01- 99. Свод правил внутренний водопровод и канализация зданий (Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*), утвержденный приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №626 (далее по тексту СНиП 2.04.01-85).
Согласно п. 3.5 СНиП 2.04.01-85 внутренний водопровод — система трубопроводов и устройств, обеспечивающая подачу воды к санитарно-техническим приборам. Пункт 3.4 СНиП 2.04.01-85 характеризует внутреннюю канализации как систему трубопроводов и устройств, обеспечивающих отведение сточных вод от сантехнических приборов в сеть канализации. Система внутреннего водопровода включают в себя вводы в здания, разводящую сеть, стояки, подводки к сантехприборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру согласно п.5.2.3 СНиП 2.04.01-85.
Пункт 5.1.2. СНиП 2.04.01-85 предусматривает, что температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496 и независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 С. Аналогичное требование установлено и п. 5.3.1 постановления Госстроя от 27.09.03 №170. Пункт 5.2.5. СНиП 2.04.01-85 оговаривает, что в системах централизованного горячего водоснабжения при необходимости поддержания в местах водоразбора температуры воды, не ^.иже указанной в пункте 5.1.2, следует предусматривать систему циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора. В системах горячего водоснабжения с регламентированным по зремени потреблением горячей воды циркуляцию горячей воды допускается не предусматривать, если температура ее в местах водоразбора не будет снижаться ниже установленной пункте 5.1.2 казанного документа.
Пункт 5.2.6. СНиП 2.04.01-85 устанавливает, что полотенцесушители, устанавливаемые в ванных и душевых комнатах для поддержания в них заданной температуры воздуха согласно СП 60.13330 и СанПиН 2.1.2.2645, следует подключать к подающим трубопроводам системы горячего водоснабжения или к системе электроснабжения потребителя. При обосновании полотенцесушители допускается подключать к циркуляционным трубам системы горячего водоснабжения при условии установки отключающей арматуры и замыкающего участка.
Пункт 5.2.7. СНиП 2.04.01-85 оговаривает, что в жилых и общественных зданиях высотой более 4-х этажей водоразборные стояки следует объединять кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого водоразборного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы.
Пункт 7.1.1. указанного норматива предусматривает, что трубы, арматура, оборудование и материалы, применяемые при устройстве внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков, должны соответствовать требованиям настоящего свода правил, национальных стандартов, государственным санитарно-эпидемиологическим и другим документам, утвержденным в установленном порядке.

Согласно пункту 7.1.2. трубопроводные системы холодной и горячей воды должны выполняться из труб и соединительных деталей, срок службы которых при температуре воды 20 :С и нормативном давлении составляет не менее 50 лет, а при температуре 75 °С и нормативном давлении — не менее 25 лет, при этом гидравлические сопротивления должны оставаться неизменными в течение всего срока эксплуатации.
Пункт 7.1.3. устанавливает, что вводы и сети водопровода в подвалах, чердаках, технических этажах, противопожарные стояки и т.п., следует выполнять из металлических труб (кроме чугунных), а также из полимерных материалов, имеющих пожарный сертификат, а стояки и квартирные разводки, подающие воду на хозяйственно-питьевые нужды, в соответствии с 7.1.1 указанного норматива.
Пунктом 7.1.4. оговорено, что на сетях хозяйственно-питьевого водоснабжения следует устанавливать запорную, водоразборную, смесительную и термосмесительную арматуру, обратные клапаны, регуляторы давления и регуляторы расхода воды. Конструкция водоразборной и запорной арматуры должна обеспечивать плавное открывание и закрывание потока воды. Водоразборная, регулирующая и запорная арматура должна иметь сертификат соответствия.
Пунктом 7.1.5. регламентировано, что установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях надлежит предусматривать в т.ч. на кольцевой разводящей сети для обеспечения возможности выключения на ремонт ее отдельных участков (не более чем полукольца). Запорную арматуру следует предусматривать у основания и на верхних концах закольцованных по вертикали стояков.
Пункт 5.3.4. постановления Госстроя от 27.09.03 №170 регламентирует, что трубы в системах ГВС следует применять, как правило, оцинкованные.
Статья 25 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу требований статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Пункт 1.7.1 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда» устанавливает, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Пункт 1.7.2 постановления оговаривает, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Пункт 2.1.3. постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 №508-ПП к работам по переустройству жилых помещений относит замена, перенос и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей.
Пункты 11 и 11.4 указанного постановления оговаривают, что при производстве работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах не допускается: установление отключающих или регулирующих устройств на общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими может оказывать влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях.
Заужение стояка ГВС с диаметра трубы 32 мм на диаметр трубы 15 мм при подключении полотенцесушителя, подключение полотенцесушителя к стояку ГВС трубопроводом диаметром 15 мм из металлопласта помимо нарушения законодательства в области переустройства (переоборудования) нарушает существующие инженерные системы дома, устроенные в соответствии с проектом при строительстве МКД.
В силу требований статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Наниматель жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Как усматривается из материалов дела, ответчикам неоднократно направлялись предписания (л.д. 12, 14).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования ГБК города Москвы «Жилищник района Марьина Роща» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению и считает необходимым обязать ответчиков устранить переустройство (переоборудование) инженерной системы горячего водоснабжения в по адресу: путем восстановления системы горячего водоснабжения в ванной комнате в первоначальное состояние, а именно: демонтировать трубопровод диаметром 15 мм из металлопласта, присоединяющий полотенцесушитель к стояку ГВС; полотенцесушитель подключить к стояку ГВС трубопроводами диаметром 32 мм.
Поскольку осуществление указанных работ требует временных затрат, применительно к правилам ст.ст.204, 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок, до истечения которого ответчики обязаны их произвести – месяц с момента вступления настоящего решения в законную силу, после чего истцу предоставляется право произвести указанные работы самостоятельно, или с привлечением третьих лиц, с взысканием в последующем с ответчиков понесенных расходов.

В связи с тем, что истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере рублей, суд считает, что необходимо взыскать государственную пошлину в пользу истца с ответчиков в силу ст. 98 ГПК РФ в размере рублей, то есть по рублей с каждого ответчика.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ответчиков Сергиенко Марину Валерьевну, Морозова Алексея Сергеевича, Морозова Михаила Сергеевича, Сергиенко Елизавету Александровну устранить переустройство (переоборудование) инженерной системы горячего водоснабжения в по адресу: путем восстановления системы горячего водоснабжения в ванной комнате в первоначальное состояние, а именно: демонтировать трубопровод диаметром 15 мм из металлопласта, присоединяющий полотенцесушитель к стояку ГВС; полотенцесушитель подключить к стояку ГВС трубопроводами диаметром 32 мм.
Предоставить ответчикам срок для устранения нарушений — один месяц с даты вступления решения суда в законную силу, в случае не устранения переустройства (переоборудования) инженерной системы горячего водоснабжения в по адресу: , предоставить право ГБУ города Москвы Жилищник района Марьина Роща произвести данные работы с последующим взысканием денежных средств за выполненные работы с ответчиков.
Взыскать с ответчиков Сергиенко Марины Валерьевны, Морозова Алексея Сергеевича, Морозова Михаила Сергеевича, Сергиенко Елизаветы Александровны государственную пошлину в истца в размере рублей в равных долях, что составляет по рублей с каждого указанного лица.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В.Шокурова

Суд:

Останкинский районный суд (Город Москва)

Истцы:

ГБУ Жилищник района Марьина Роща

Ответчики:

Морозов А.С.
Морозов М.С.
Сергиенко Е.А.
Сергиенко М.В.

Судьи дела:

Шокурова Лариса Валерьевна (судья)

Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

16.10.2017 | Являются ли полотенцесушители отопительными приборами?

В межотопительный период коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, то есть теплоэнергия для отопления помещений не потребляется. При этом очевидно, что полотенцесушители, установленные в ванных комнатах, тепло выделяют, то есть теплоэнергия потребляется, причем потребляется именно на обогрев помещения. Однако, полотенцесушители подключаются не к системе отопления, а к системе горячего водоснабжения (ГВС), и потребляется через них тепло, содержащееся в горячей воде, предназначенной для использования именно в качестве горячей воды, а не в качестве теплоносителя в системе отопления. При открытой системе теплоснабжения и наличии общедомового прибора учета (ОПУ), измеряющего потребленное в помещениях многоквартирного дома (МКД) тепло, теплоэнергия, потребленная через полотенцесушители, учитывается ОПУ в составе тепла, затраченного на нагрев воды до требуемой температуры (компонента ГВС на теплоэнергию). Очевидно, что чем больше тепла потреблено через полотенцесушители, тем больший объем теплоэнергии покажет прибор учета в качестве компонента ГВС на теплоэнергию, что может привести к большему размеру стоимости коммунального ресурса, предъявляемой к оплате исполнителю коммунальных услуг (ИКУ) в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО) и большему размеру стоимости одного кубометра горячей воды, предъявляемой к оплате потребителям ГВС в пользу ИКУ.

Полотенцесушитель и система отопления

Полотенцесушитель предназначен для создания комфортного микроклимата, для снижения влажности, для ускорения высыхания воздуха и поверхностей в ванной комнате. Повышенная влажность, которая создается в ванной комнате в силу назначения этого помещения, способствует возникновению плесени, грибков, которые могут причинять вред здоровью человека. Для снижения риска возникновения плесени необходимо тщательно просушивать помещение, и именно для этого и предназначены полотенцесушители.

Немаловажно отметить, что полотенцесушитель должен работать и в отопительный, и межотопительный периоды, и именно поэтому он подключается не к системе отопления, а к системе горячего водоснабжения. То есть, несмотря на то, что полотенцесушитель по своей сути является отопительным прибором и излучает тепло, потребляемое именно на обогрев помещения, полотенцесушитель не относится к системе отопления и технически входит в систему горячего водоснабжения.

Юридически полотенцесушитель также является элементом системы горячего водоснабжения МКД и не относится к системе отопления. При этом площадь ванной комнаты, которую фактически можно признать отапливаемой полотенцесушителем, входит в площадь помещения, используемую при расчете стоимости коммунальной услуги по отоплению. То есть, законом установлено, что ванная комната, как и все прочие части жилого помещения, отапливаются теплоэнергией, потребляемой именно через систему отопления. Факт дополнительного (или отдельного от остальных частей помещения) отопления ванной комнаты полотенцесушителем законом не признается.

Приведенная позиция подтверждается судебной практикой.

Арбитражный суд Архангельской области Решением от 04.02.2016 по делу А05-14518/2015 (оставленным в силе Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.10.2016) установил: «Действующим законодательством не предусмотрено взимание отдельной платы за отопление ванной комнаты. Через полотенцесушители в ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению, циркуляцию в них тепловой энергии нельзя расценивать как способ (прибор) отопления».

Ранее Высший арбитражный суд РФ Определением ВАС РФ от 08.04.2013 № ВАС-3202/13 установил: «Разрешая спор, суды исходили из того, что по смыслу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации ванные комнаты входят в общую площадь помещений, плата за отопление которых уже включена в плату за отопление помещения в целом».

Таким образом, считать полотенцесушитель отопительным прибором и учитывать теплоэнергию, потребленную через полотенцесушитель, в качестве теплоэнергии, потребленной на отопление, неправомерно.

Учет тепла, потребленного через полотенцесушитель

Возникает вопрос — если потребленное через полотенцесушитель тепло нельзя рассматривать, как тепло, затраченное на отопление, то каким образом ИКУ и РСО могут получить оплату этого тепла?

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) «В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».

С учетом того, что полотенцесушители являются элементами системы горячего водоснабжения, многие ИКУ и РСО решили, что потребленное через полотенцесушители (и вообще в системе ГВС в целом) тепло, измеренное ОПУ, можно предъявить к оплате в качестве компонента на теплоэнергию в составе стоимости ГВС.

Однако, необходимо отметить, что такие действия не основаны на законе, поскольку Правила 354 не предусматривают использования при расчете стоимости ГВС показаний ОПУ, измеряющих объем потребления тепла в составе ГВС. Указанный вопрос был рассмотрен Верховным судом РФ, который установил, что при расчете стоимости ГВС использование в расчетах фактически потребленного в составе ГВС тепла неправомерно, а подлежит использованию в расчетах утвержденный субъектом РФ норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Выводы

Полотенцесушители не являются отопительными приборами и не входят в систему отопления. Предъявление к оплате теплоэнергии, потребленной через полотенцесушители, как тепло, потребленное на коммунальную услугу по отоплению, неправомерно.

Фактически потребленное через элементы системы ГВС (в том числе и через полотенцесушители) тепло не может предъявляться к оплате потребителям или исполнителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению в составе стоимости ГВС. Применению в расчетах подлежит норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ.

Для исключения необоснованных убытков у РСО и ИКУ, связанных с превышением фактически потребленной в составе ГВС теплоэнергии над утвержденным нормативом расхода теплоэнергии на нагрев ГВС, представляется единственно верным принимать меры для понуждения органов госвласти субъектов РФ утверждать реальные нормативы потребления теплоэнергии, отражающие фактические затраты тепла в составе ГВС, а не заниженные из популистских соображений нормативы, приводящие к убыткам организаций жилищно-коммунального комплекса.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Холодный полотенцесушитель и батареи: что делать и как бороться?

Один из главных критериев комфорта в нашем жилище — это тепло. К тому же отопление квартиры является солидной статьей расхода при оплате коммунальных услуг. И если вдруг в вашем жилье резко понизилась температура или перестал греть полотенцесушитель, то следует обращаться в домоуправляющую компанию. Ее специалисты должны все исправить. А коль они этого не сделают, то читайте нашу статью. В ней мы расскажем, как добиться справедливости и заставить «коммунальщиков» оказывать услуги в полном объеме.

Холодный полотенцесушитель: что делать?

Есть у нас в ванной комнате заветная горячая труба. На нее можно повесить мелкое белье или оставить сушиться полотенце. Собственно, и название свое эта труба получила из-за данного своего свойства. Речь поведем о полотенцесушителе.

Устройство это вполне удобное и полезное. И ванную обогреет, и белье поможет просушить. Чтобы понять причину неисправности полотенцесушителя, расскажем немного о его устройстве и принципе работы.

Водоснабжение в наших домах делится на два типа:

  • циркуляционное (закольцованные). Почти во всех многоквартирных домах именно такой вид подвода воды. В систему ГВС вода поступает по подающему стояку, а вытекает по обратному (циркуляционному). Благодаря такому принципу подачи вода не остывает. Полотенцесушители подключаются именно к обратному стояку, иначе они были бы очень горячими;
  • тупиковое. Основной принцип работы основан на прямом поступлении горячей воды к потребителю. Минус этой системы в том, что при долгом неиспользовании (например, ночью) вода в трубах остывает и ее приходится сливать, чтобы вновь пошла горячая.

Если в доме нет горячего водоснабжения или оно тупиковое, то полотенцесушитель монтируется в систему отопления по закольцованному типу. В данном случае работать он будет только в отопительный сезон, летом останется холодным.

А теперь мы поговорим о том, куда жаловаться, если у вас холодный полотенцесушитель не только летом, но и в другое время года.

Куда жаловаться?

Поэтому если у вас в доме циркуляционное ГВС, то прибор для сушки белья должен быть горячим круглый год. И если он вдруг стал холодным, смело обращайтесь в ЖЭК и просите устранить неисправность. Ведь в СанПиНе четко прописано, что полотенцесушитель всегда должен оставаться горячим.

Если сотрудники управляющей компании никак не реагируют на ваше обращение — идите в Госжилинспекцию. Это государственная организация, которая контролирует оказание «коммунальщиками» качественных услуг населению. Помните, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на обращение в госслужбы, такое уложение прописано в Конституции.

Далее мы расскажем о том, как написать заявления о холодном полотенцесушителе.

Но прежде советуем посмотреть следующее видеообращение юриста о том, что делать, если полотенцесушитель постоянно холодный:

Как написать заявление?

Далее все просто. Пишем заявление-жалобу по холодному полотенцесушителю на имя чиновника из вашего отделения жилинспекции. Оно оформляется так:

  • ваши инициалы, место прописки и контактные данные — все это пишем в правом верхнем углу;
  • далее текст «шапки». Заявление о совершении административного правонарушения по статье 7.22 КоАП;
  • следом пишем текст самой жалобы с точным указанием адреса, по которому была оказана некачественная коммунальная услуга;
  • в тексте указываем, что полотенцесушитель подключается к стояку горячей воды, поэтому на него распространяются правила ее подачи. А именно, температура воды должна быть не менее 60 градусов Цельсия и не более 75;
  • просим устроить проверку и выдать предписание на устранение и распоряжение на наказание виновных;
  • ниже ставим дату и свою подпись.

Образец заявления вы можете посмотреть ниже или скачать здесь.

Образец заявления по холодному полотенцесушителю

Образец заявления по холодному полотенцесушителю — 1Образец заявления по холодному полотенцесушителю — 2Образец заявления по холодному полотенцесушителю — 3

Порядок действий

Итак, подытожим все этапы нашей жалобы:

  1. пишем заявление в Госжилинспекцию;
  2. лично отдаем его чиновнику или отправляем по почте заказным письмом;
  3. пошел тридцатидневный срок ожидания решения (так положено по закону);
  4. после этого у сотрудников ЖКХ есть 45 дней на устранение неисправности;

Если ваш полотенцесушитель так и остался холодным — обращайтесь в суд, вы его непременно выиграете.

Если с заявлением в жилищную инспекции обратитесь не только вы, но еще и ваши соседи, это заметно ускорит действия «коммунальщиков».

Не меньшей проблемой будет случай, когда дали отопление, а все батареи все еще холодные , но мы расскажем, что делать!

Холодные батареи: что делать?

В нашем государстве существуют установленные Российским Законодательством нормы, что температура в квартире в отопительный период не должна опускаться ниже 18 градусов по Цельсию, а в угловых помещениях не менее 20. Но иногда домоуправляющие компании позволяют себе экономить и не обогревать наши жилища в должной мере.

Итак, включили отопление, а батареи в квартире холодные: куда стоит жаловаться?

Следующее видео содержит одно из решений проблемы холодных батарей:

Принцип воздействия на «коммунальщиков» в этом случае довольно стандартен и схож с тем, что описан выше. Ведь главный орган по надзору за домоуправляющими компаниями со стороны государства — жилищная инспекция.

  • Но перед тем, как написать туда заявление, надо вызвать сотрудников ЖЭУ или ТСЖ для составления акта о замере температуры в квартире.
  • Если вы и представитель «коммунальщиков» не нашли общий язык, и он отказывается подписывать акт о некачественном предоставлении услуг, то назначайте повторный замер уже с участием инспектора госжилинспекции.
  • Можно обратиться и к независимому специалисту, в этом случае придется позвать в качестве свидетелей двух соседей и попросить их тоже поставить свои подписи на документе.

И вот уже имея на руках данный акт вы можете смело писать заявление с жалобой на управляющую компанию. Далее мы и расскажем о том, когда и как написать заявление-претензию на плохое обслуживание систем отопления.

Писать жалобу на некачественную услугу можно по той же схеме, что указана выше в нашей статье. Образец написания полностью идентичен тексту заявления на неработающий полотенцесушитель, за исключением четвертого пункта. В нем мы указываем на нормы соблюдения правил подачи горячей воды.

В нашем случае следует ссылаться на правила оказания коммунальных услуг по отоплению — температура воздуха в жилых помещениях не должна быть менее 18 градусов Цельсия. Вот единственное различие, а шаблон остается таким же.

Вы можете скачать образец такого заявления на холодные батареи здесь.

Образец заявления в ЖЭУ о плохом отоплении

Образец заявления по плохому отоплению — 1Образец заявления по плохому отоплению — 2

Далее мы расскажем что делать, если имеется плохое отопление в квартире.

Шаги

Пошагово суммируем все этапы подачи заявления:

  • составляем акт о некачественно оказанной услуге;
  • отправляем жалобу в надзирающий орган;
  • ждем вынесения решения инспектором жилинспекции (не более 30 дней);
  • далее у «коммунальщиков» есть полтора месяца на полное устранение проблемы.

Важно знать, что, если домоуправляющая компания никак не отреагировала на решение госжилинспекции, пишите жалобу в суд, прокуратуру и местные органы власти (глава района, мэр, губернатор). Помните, чем в большее количество надзорных органов вы обратитесь, тем быстрее решиться проблема.

Следующий видеосюжет содержит обращения главы коммунальной службы о том, как поступить, если батареи не греют, а отопительный сезон уже идет:

Оплачивая коммунальные услуги, мы все надеемся, что они будут выполнены в полном объеме и в надлежащем качестве, в подъезде не будет крыс, фасад дома будет идеально отремонтирован, а в квартире не будет проблем с канализацией или с температурой горячей воды. Но разгильдяйство в сфере ЖКХ нашей страны уже стало «притчей в языцех», и только грамотная борьба с ним поможет жить в тепле и уюте. Надеемся, что наша статья вам подскажет, как решить проблемы с отсутствием тепла, независимо от причины плохого отопления в квартире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *