Ст 40 исполнительного производства

>Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ ст 110 (ред. от 17.10.2019)

Статья 110. Распределение взысканных денежных средств

1. Денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

2. Не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.

3. Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;

2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;

3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ.

4. Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, распределяются в следующей очередности:

1) в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;

2) во вторую очередь уплачивается исполнительский сбор;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ.

5. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

6. Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех указанных требований, возвращаются должнику. О наличии остатка денежных средств и возможности их получения судебный пристав-исполнитель извещает должника в течение трех дней.

ФЗ об Исполнительном ПроизводствеСтатья 110. Распределение взысканных денежных средств

1. Денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

2. Не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет. 3. Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности: 1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий; 2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий; 3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор; 4) (Пункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4573) 4. Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, распределяются в следующей очередности: 1) в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий; 2) во вторую очередь уплачивается исполнительский сбор; 3) (Пункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4573) 5. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме. 6. Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех указанных требований, возвращаются должнику. О наличии остатка денежных средств и возможности их получения судебный пристав-исполнитель извещает должника в течение трех дней.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 17.10.2019)
«Об исполнительном производстве»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Принят

Государственной Думой

14 сентября 2007 года

Одобрен

Советом Федерации

19 сентября 2007 года

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Статья 5. Органы принудительного исполнения

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве

Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица

Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций

Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

Глава 2. Исполнительные документы

Статья 12. Виды исполнительных документов

Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам

Статья 14. Постановление судебного пристава

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве

Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве

Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве

Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве

Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве

Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве

Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве

Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению

Статья 23. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Статья 25. Содержание повестки, иного извещения

Статья 26. Доставка повестки, иного извещения

Статья 27. Вручение повестки, иного извещения

Статья 28. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства

Статья 29. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением

Глава 5. Исполнительное производство

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения

Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 34. Сводное исполнительное производство

Статья 34.1. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения

Статья 35. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий

Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения

Статья 38. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 39. Приостановление исполнительного производства судом

Статья 40. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем

Статья 41. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении

Статья 42. Сроки приостановления исполнительного производства

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

Статья 44. Последствия прекращения исполнительного производства

Статья 45. Рассмотрение судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

Статья 47. Окончание исполнительного производства

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Статья 48. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Статья 49. Стороны исполнительного производства

Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства

Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних

Статья 52. Правопреемство в исполнительном производстве

Статья 53. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства

Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства

Статья 55. Законные представители граждан, участвующих в исполнительном производстве

Статья 56. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства

Статья 57. Полномочия представителей сторон исполнительного производства

Статья 58. Участие в исполнительном производстве переводчика

Статья 59. Участие в исполнительном производстве понятых

Статья 60. Обязанности и права понятых

Статья 61. Участие в исполнительном производстве специалиста

Статья 62. Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел

Статья 63. Отводы в исполнительном производстве

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения

Статья 64. Исполнительные действия

Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве

Статья 65. Исполнительный розыск

Статья 66. Государственная регистрация имущества и имущественных прав

Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

Статья 67.1. Временные ограничения на пользование должником специальным правом

Статья 68. Меры принудительного исполнения

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Статья 69. Порядок обращения взыскания на имущество должника

Статья 69.1. Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его несостоятельности (банкротстве)

Статья 70. Обращение взыскания на денежные средства

Статья 71. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях и драгоценные металлы, находящиеся на счетах либо во вкладах в банках и иных кредитных организациях

Статья 72. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте

Статья 72.1. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на залоговом банковском счете и на номинальном банковском счете

Статья 73. Особенности обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов

Статья 73.1. Особенности обращения взыскания на эмиссионные ценные бумаги должника

Статья 73.2. Особенности обращения взыскания на имущество клиринговых организаций, а также участников клиринга и их клиентов

Статья 73.3. Особенности обращения взыскания на имущество, переданное на депонирование эскроу-агенту, в том числе на денежные средства, находящиеся на счете эскроу

Статья 73.4. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на публичном депозитном счете

Статья 74. Особенности обращения взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников)

Статья 75. Обращение взыскания на имущественные права

Статья 76. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность

Статья 77. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц

Статья 78. Обращение взыскания на заложенное имущество

Статья 79. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание

Статья 80. Наложение ареста на имущество должника

Статья 81. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации

Статья 82. Наложение ареста на ценные бумаги

Статья 83. Наложение ареста на дебиторскую задолженность

Статья 83.1. Особенности наложения ареста на имущество должника, находящееся на торговом и (или) клиринговом счетах

Статья 84. Изъятие имущества должника

Статья 85. Оценка имущества должника

Статья 86. Передача под охрану или на хранение арестованного имущества должника

Статья 87. Реализация имущества должника

Статья 87.1. Самостоятельная реализация имущества должником

Статья 87.2. Оставление взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно

Статья 88. Передача взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе

Статья 88.1. Порядок зачета встречных однородных требований

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах

Статья 89. Реализация имущества должника на торгах

Статья 90. Сроки и порядок проведения торгов

Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися

Статья 92. Последствия объявления торгов несостоявшимися

Статья 93. Признание торгов недействительными

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации

Статья 94. Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации

Статья 95. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации

Статья 96. Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации

Статья 97. Порядок обращения взыскания при реорганизации должника-организации

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

Статья 100. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Статья 102. Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества и исполнительного документа об уплате судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления

Статья 103.1. Исполнение судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Статья 104. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества

Глава 12.1. Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества

Статья 104.1. Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества

Статья 104.2. Возбуждение исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества

Статья 104.3. Особенности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 104.4. Особенности наложения ареста на имущество должника — иностранного государства

Статья 104.5. Приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества

Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах

Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)

Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения

Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций

Статья 108. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя

Статья 109. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника

Статья 109.1. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 109.2. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ

Статья 109.3. Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком

Статья 109.4. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей

Статья 110. Распределение взысканных денежных средств

Статья 111. Очередность удовлетворения требований взыскателей

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 112. Исполнительский сбор

Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа

Статья 115. Утратила силу

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий

Статья 116. Расходы по совершению исполнительных действий

Статья 117. Возмещение расходов по совершению исполнительных действий

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий

Статья 118. Защита прав взыскателя при несвоевременном исполнении исполнительного документа

Статья 119. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий

Статья 120. Защита прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе

Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов

Статья 122. Сроки подачи жалобы

Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности

Статья 124. Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности

Статья 125. Основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности

Статья 126. Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности

Статья 127. Решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности

Статья 128. Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Глава 19. Заключительные положения

Статья 129. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 130. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 229-ФЗ Об исполнительном производстве

<Письмо> ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-8/4026@ «О направлении судебных актов в банки»

Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом-исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.

<Письмо> ФССП России от 07.03.2017 N 00011/17/19938-СВС «Об обзоре судебной практики»

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не допущены нарушения Закона об исполнительном производстве.

Вместе с тем суд указал административному истцу, что он не лишен возможности представить судебному приставу-исполнителю доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих установлению в отношении него ограничения на пользование специальным правом, в порядке, установленном частью 6 статьи 67.1 Закона об исполнительном производстве (дело N 2а-170/2016).

Приказ Росстата от 13.02.2017 N 88 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы»

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

После перехода государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Казначейства России исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ) стало затруднительным, так как судебный пристав-исполнитель не может в полном объеме применить процедуры, предусмотренные Федеральным законом N 229-ФЗ (обращение взыскания на средства должника в кредитной организации и др.).

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 N 1-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации»

В связи с принятием Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законоположения, бывшие предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, утратили силу, однако с содержащимися в нем выводами, как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, согласуются и ныне действующие положения статьи 112 названного Федерального закона, предусматривающие, в частности, что должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6), а суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

<Письмо> ФССП России от 03.10.2016 N 00043/16/91825-РС «Об изменениях в Методические рекомендации» (вместе с «Изменениями, которые вносятся в Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 177 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), от 21.08.2013 N 04-12», утв. ФССП России 27.09.2016)

1. Уведомить должника о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

2. Получить информацию от взыскателя о неисполнении должником судебного решения, об известных ему источниках и размере доходов должника и об иных обстоятельствах.

Приказ Росреестра от 23.12.2015 N П/666 Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость

требованиям судебных приставов-исполнителей о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании судебного акта или осуществляемых в предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» <1> случаях (статья 15 Закона);

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

2. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя — юридического лица или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

<Письмо> ФССП России от 21.09.2016 N 00011/16/88341-АП «О соблюдении сроков направления представлений о замене наказания в виде штрафа»

По итогам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2016 N 74/1-14-2016 об устранении нарушений законодательства при возмещении причиненного коррупционными преступлениями ущерба и взыскании штрафов, назначенных виновным в совершении коррупционных преступлений, выявлены факты, когда осужденными лицами при предоставлении судом рассрочки уплаты штрафа внесены денежные средства, достаточные для уплаты более одной части штрафа, и при этом судебными приставами-исполнителями не соблюдаются сроки, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) для обращения в суд за заменой наказания.

Принцип уважения чести и достоинства личности

Достоинство личности в соответствии с Конституцией РФ находится под охраной государства. «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ). Кроме того, в Конституции РФ закреплены права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений (ограничение последнего права допускается только на основании судебного решения).

В то же время в Законе о прокуратуре нет отдельной нормы, посвященной охране чести и достоинства личности. Но поскольку органы прокуратуры выполняют различные функции: осуществляют прокурорский надзор, участвуют в рассмотрении судами дел, при реализации которых работники прокуратуры наделены широким кругом полномочий (в большинстве своем властных), постольку принцип уважения чести и достоинства личности является одним из руководящих, основополагающих начал в ее деятельности.

Сущность названного принципа заключается в запрещении осуществления действий и принятия решений, унижающих честь и достоинство участников прокурорских надзорно-охранительных отношений. Никто из них не может подвергаться насилию, пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

В теории права личное достоинство определяется как философская категория ценностей. Это объективное общественное свойство личности, ее социальная ценность, значимость, складывающаяся из отдельных духовных, физических и нравственных качеств. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никому и ни при каких обстоятельствах не дано право на обращение с человеком, имеющее характер его унижения или глумления над ним. Достоинство человека и гражданина невозможно отобрать, его можно лишь унизить. Данный постулат есть общечеловеческое правило, которое должно быть нравственной основой, краеугольным камнем прокурорского надзорно-охранительного права, распространяться на всех субъектов – участников прокурорских надзорно-охранительных отношений, включая подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных. Согласно требованиям исследуемого принципа прокурор, например осуществляя досудебную проверку законности усыновления, все данные, касающиеся проверяемого факта, обязан содержать в тайне. Те же требования должен соблюдать прокурор, участвующий в рассмотрении гражданских дел об усыновлении, которые согласно ст. 273 ГПК РФ рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Если посягательство на личное достоинство во всех без исключения случаях является неправомерным, то честь человека и гражданина может пострадать на законных основаниях, например в связи с возбуждением уголовного дела. Преступник – субъект, осужденный за совершение преступления. Репутация человека вне всяких сомнений страдает при его осуждении, вынесении приговора, признающего его виновным в совершении какого-либо преступления. Но трудно не согласиться с тем, что репутация человека страдает и в случае проведения в отношении него досудебного уголовного преследования, признания его подозреваемым или обвиняемым, его задержания и, тем более, ареста.

Применение последней меры пресечения, как правило, по сложившимся в постсоциалистическом обществе традициям нередко ассоциируется с определенным, а норой и окончательным выводом о совершении данным лицом преступления. Суть конституционного начала об охране чести и достоинства лиц, попадающих в сферу прокурорских надзорноохранительных отношений, состоит в нераспространении без необходимости сведений, способных опорочить доброе имя человека, до вынесения окончательного судебного решения, приговора. В российском законодательстве данному положению соответствует целый ряд процессуальноэтических норм, в которых содержатся требования о неразглашении сведений об интимных сторонах жизни граждан, сведений, унижающих их честь и достоинство. В качестве примера можно привести п. 3 ч. 2 ст. 241 УПК РФ, в соответствии с которым уголовные дела о преступлениях, направленных против половой неприкосновенности и половой свободы личности, рассматриваются в закрытых судебных заседаниях.

Насилие над личностью и пытки являются тяжким нарушением требований принципа уважения чести и достоинства участников прокурорских надзорно-охранительных отношений. Согласно п. 1 ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. пытка есть любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. Применение пытки является должностным преступлением, предусмотренным ст. 286 УК РФ.

Принцип объективной истины требует достижения полного соответствия выводов прокуратуры действительным обстоятельствам дела (материалам проверки уголовного, гражданского, административного дела и т.д.).

Истина – категория философская, суть ее заключается в адекватном отображении в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Соответствующая реальной действительности истина (объективная истина) составляет не только содержание данного принципа, но и цель прокурорской надзорно-охранительной деятельности. В первом случае это требование, которое должно быть закреплено в норме права, во втором – сама истина непосредственно.

Названный правовой принцип относится к основополагающему началу, действие которого распространяется на всю надзорную и ненадзорную деятельность органов прокуратуры, поскольку как общая норма права регламентирует ее осуществление. Исследуемое принципиальное положение является руководящим, так как непосредственно влияет на развитие правотворчества и обусловливает способы и методы решения задач, стоящих перед органами прокуратуры. И хотя этот принцип прямо не закреплен в конкретной правовой норме, он следует из общего понимания законодательства, регламентирующего деятельность органов прокуратуры.

В литературе до сих пор обсуждается вопрос о характере истины, устанавливаемой судом: абсолютная она или относительная? Как представляется, подобную постановку вопроса нельзя признать правомерной, поскольку человеческое мышление по своей природе способно создавать абсолютную истину, складывающуюся из суммы истин относительных. Устанавливая по делу те или иные факты, органы прокуратуры не ставят перед собой задачи выявить все связи и свойства фактов, обстоятельств дела. Например, в ходе проведения надзорной проверки заявления о незаконном увольнении гражданина прокурор обязан установить существование факта как такового (незаконного увольнения работника), и в этом аспекте выявление данного факта составляет объективную истину, а наличие самого факта – долю абсолютной истины.

Следуя названному принципу, органам прокуратуры в лице компетентных должностных лиц необходимо в каждом конкретном случае добиваться соответствия сделанных выводов реальной действительности. Законодательство о прокуратуре должно быть направлено на достижение истины во всех видах деятельности прокуратуры. Этому же должны служить все ее компоненты, понятия и категории, полномочия и обязанности, средства и способы выявления, устранения и предупреждения нарушений законности, установления фактов и обстоятельств, оценки собранных фактов, доказательств, формирования выводов прокуратуры и их отображения в принятых решениях.

В Законе о прокуратуре отсутствует норма, закрепляющая принцип объективной истины, но его составляющие достаточно часто содержатся в ведомственных актах. Так, в п. 1.15 приказа Генеральной прокуратуры от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» изложено требование о том, что прокурору при утверждении обвинительного заключения необходимо изучить соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, проверить правильность квалификации содеянного, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ. Несоблюдение или нарушение требований данного принципа может привести к принятию необоснованных решений. Именно в связи с этим Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных ему прокуроров его всестороннего соблюдения. Недопустимы упрощенчество, проведение неполных, некачественных проверок, поверхностное исследование обстоятельств дела. Прокурор должен убедительно мотивировать принимаемые им решения, не ограничиваться общими словами, доказать и обосновать, почему он пришел к тому либо иному выводу. Решение, принятое прокурором, является обоснованным только в том случае, если в нем отражены имеющие значение для конкретного дела факты, подтвержденные проверенными доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относительности, а само решение содержит исчерпывающие выводы, следующие из установленных фактов.

В юридической литературе еще с советских времен сложилось неоднозначное отношение к принципу объективной истины. Например, Ю. К. Осипов, М. А. Гуревич и Н. Б. Зейдер полагали, что этот принцип своим предметом имеет не только сами факты (обстоятельства), но и их юридическую оценку с позиций различных отраслей материального права.

А. Ф. Клейнман, М. Г. Авдюков, К. И. Комиссаров считали, что правовая оценка объективной истины устанавливаемых фактов не входит в предмет принципа объективной истины, потому что имеет субъективный характер. Данная позиция представляется вполне обоснованной, поскольку принцип объективной истины следует относить к установлению фактических обстоятельств дела, существующих вне и независимо от сознания судей, прокуроров и т.д.

Успешное выполнение требований рассматриваемого принципа зависит от надлежащей профессиональной подготовки конкретного прокурорского работника, его инициативы и деятельности в сборе материалов, а также их надлежащей оценки.

Принцип доступности – это обеспеченная государством реальная возможность всякого заинтересованного лица обратиться в установленном законом порядке в органы прокуратуры по фактам нарушений законности, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию прокурорских органов.

Принцип доступности обращения в органы прокуратуры обусловлен всей полнотой политических, трудовых, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. Он в значительной мере обеспечивается важнейшим конституционным правом граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), в том числе жалобы на действия должностных лиц государственных органов, общественных организаций, коммерческих структур, допустивших превышение полномочий, ущемляющих права граждан (право на обжалование), и правом на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями указанных субъектов.

Наличие данного принципа объясняется еще и тем, что деятельность органов прокуратуры сама по себе является одной из гарантий соблюдения конституционных прав граждан.

Принцип доступности действующим законодательством не предусмотрен, однако его содержание следует из смысла ст. 10 и 21 Закона о прокуратуре РФ, а его влияние прослеживается в нормах и институтах различных отраслей права.

Принцип доступности отражен также в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о рассмотрении обращений. В ней Генеральный прокурор РФ требует подчинить работу по рассмотрению и разрешению жалоб и заявлений граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка; поставить дело таким образом, чтобы каждое обращение получило объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре (учреждении), к компетенции которой относится решение вопроса.

Принцип доступности в указанных документах проявляется в двух аспектах. Во-первых, это регламентированные законом требования, которым должно соответствовать обращение в органы прокуратуры, во-вторых, это возможность реального доступа субъектов к должностным лицам – прокурорским работникам, т.е. организация приема заявителей в органах прокуратуры.

Принцип обязательности исполнения законных требований прокурора означает, что законные требования прокурора подлежат обязательному исполнению в установленный законом срок. Он закреплен в ст. 6 Закона о прокуратуре.

Осуществляя надзор за исполнением законов, а также иные свои функции, органы прокуратуры обязаны принимать все меры для выявления нарушений законности, устранения правонарушений, а также причин и условий, им способствовавших, привлекать виновных лиц к предусмотренной законом ответственности. Надлежащее достижение указанных целей и решение поставленных перед прокуратурой задач невозможно без соблюдения этого принципа. Данное руководящее правовое начало является неотъемлемой частью как надзорной, так и ненадзорной деятельности органов прокуратуры. Это тот мощный инструмент, который дает прокуратуре возможность активно бороться с различными правонарушениями.

В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, следующие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1,22,27,30 и 33, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно; неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Закон о прокуратуре устанавливает следующие виды требований прокурора:

  • 1) обеспечивающие получение информации о правонарушениях. Это требования о доступе на территорию и в помещение, о предоставлении дел, документов, материалов, сведений, выделении специалистов, проведении проверок и ревизий;
  • 2) направленные на устранение правонарушений, а также причин и условий, способствовавших их совершению. Применительно к предметам надзора, указанным в ст. 29 и 32 Закона о прокуратуре, данные требования в большинстве своем имеют властно-распорядительный характер и определены в нормах материального и процессуального законодательства, ведомственных актах Генерального прокурора РФ;
  • 3) следующие из содержания ст. 21–25 Закона о прокуратуре.

Безусловному исполнению подлежат требования, изложенные в постановлениях об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (абз. 2 п. 3 ст. 22).

За неисполнение законных требований прокурора предусмотрены административная (ст. 17.7, 19.4, 19.5, 19.7 КоАП РФ), а в некоторых случаях – уголовная ответственность (ст. 294 УК РФ) с применением мер уголовно- процессуального принуждения в соответствии с УПК РФ.

Принцип убедительности – основополагающее начало, согласно которому изложенные в средствах прокурорского реагирования доводы и аргументы должны быть неопровержимы для адресата.

Убедительность – обобщенная идея, выражающаяся в требовании доказательности, аргументированности выводов, решений, предложений. Принцип убедительности в деятельности прокуроров обеспечивается четырьмя факторами: аргументацией; юридической грамотностью, знанием языка и надлежащим техническим оформлением акта. Аргументация как приведение доводов, доказательств проявляется в двух формах: юридической (изложение нарушенных норм) и фактической (указание самих фактов нарушения законности, которые достоверно установлены). Профессиональная, юридическая грамотность обусловливает правильность правовой квалификации правонарушения, толкования нарушенных норм права и указания на последствия. Знание русского языка – это литературная, логическая, синтаксическая, орфографическая грамотность, надлежащее изложение фактов. Под надлежащим техническим оформлением документа подразумевается соблюдение при его составлении правил делопроизводства.

Требование убедительности напрямую влияет как на надзорную, так и на ненадзорную деятельность органов прокуратуры. Данный принцип отчетливо проявляется при использовании прокурорами надзорных и ненадзорных правовых средств прокурорского реагирования на выявленные правонарушения. Каждый вывод прокурора и каждое требование, изложенные в соответствующих актах, должны быть обоснованы с фактической и юридической сторон, изложены доступным и понятным адресату языком и логически взаимосвязаны, т.е. убедительны. В противном случае средства прокурорского реагирования теряют свой смысл.

Принцип целесообразности – объективная возможность свободы выбора одного из предусмотренных в законе решений в целях осуществления надзора за соблюдением законности и иных функций прокуратуры.

Под целесообразностью в русском языке понимают соответствие поставленной цели, разумность, практическую полезность. В деятельности прокуратуры целесообразность проявляется как свобода выбора прокурором принимаемого решения при осуществлении своих функций в рамках действующего закона. Особо отметим, что в большинстве случаев принятие прокурором конкретного решения обусловлено материальным и процессуальным законодательством.

Согласно ст. 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры РФ, а также полномочия прокуроров определены Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, а также международными договорами РФ. Следовательно, все решения прокуроры должны принимать в строгом соответствии с действующим законодательством, т.е. они должны быть четко регламентированы. Однако отдельные ученые полагают, что целесообразность в деятельности органов прокуратуры недопустима. В частности, А. Ф. Козлов считает, что принцип законности является единственным критерием оценки действий поднадзорных субъектов с позиции соответствия или несоответствия правовым предписаниям. Никакие другие критерии, как-то: целесообразность или нецелесообразность, правильность или неправильность, справедливость сами по себе использоваться не могут. Для прокуроров законность есть высшая целесообразность и высшая справедливость.

Вне всяких сомнений, законность является единственным критерием оценки действий как поднадзорных субъектов, так и самих прокуроров. Но это не означает, что в деятельности прокурора отсутствует целесообразность. Она следует из смысла закона и прокурорской практики и проявляется при применении прокурором надзорных и ненадзорных правовых средств, причем средств не только выявления правонарушений, но и прокурорского реагирования.

При выявлении правонарушений прокуроры выбирают определенную стратегию и тактику проведения конкретной прокурорской проверки в целях достижения положительного результата. На практике это означает решение вопросов о количестве проверяемых субъектов, составе проверяющих, внезапности проверки, об исполнении конкретного вида подлежащего проверке законодательства либо о проведении комплексной проверки, месте ее проведения и т.д. Решение данных вопросов напрямую обусловлено целесообразностью, которая неразрывна связана с действующим законодательством, поскольку основания и порядок проведения проверки, а также права прокурора регламентированы именно законом.

Принцип целесообразности проявляется и при реагировании прокурора на выявленные правонарушения, особенно в основном акте прокурорского реагирования – представлении. Именно в нем наиболее часто объективно проявляется целесообразность прокурорского решения. Как правило, это связано с решением вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности. Представление – единственный акт прокурорского реагирования, в котором может быть поставлен вопрос о привлечении лица к дисциплинарной ответственности. При его решении прокурор оценивает тяжесть допущенного лицом проступка и требует назначения ему определенного вида дисциплинарного воздействия. Данное требование продиктовано не только необходимостью соблюдения действующего законодательства, но и целесообразностью.

Суть целесообразности заключается в выборе нужных и действенных средств, достаточных для устранения выявленных нарушений законности, а также привлечения к соразмерной проступку ответственности виновных лиц. В этом случае прокуроры решают вопрос о привлечении виновного лица к определенному виду дисциплинарной ответственности, включая и связанную с его увольнением. Такая постановка вопроса должна быть разумной (адекватной правонарушению), приводить к положительному результату и быть направлена на достижение определенной цели (соблюдение действующих норм права), т.е. быть целесообразной. Необходимо отметить, что целесообразность проявляется и в ненадзорной деятельности прокуратуры.

Так, принимая участие в рассмотрении судами уголовных дел, органы прокуратуры должны руководствоваться нормами уголовного и уголовнопроцессуального законодательств. Однако нормы УК РФ нередко содержат различные санкции – возможные последствия нарушения данной нормы. Как правило, применение санкций конкретной нормы возможно в установленных пределах, т.е. от и до. Иными словами, закон допускает принятие альтернативных решений. Прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовного дела, вправе ориентировать суд на назначение в приговоре того либо иного вида наказания и срока его отбывания в рамках санкции правовой нормы. При этом он должен обосновать свою позицию с точки зрения не только законности (привлечение лица к уголовной ответственности, собранные доказательства совершенного преступного деяния, квалификация содеянного и т.д.), но и целесообразности (наказание соответствует содеянному, оно достаточно для исправления и перевоспитания осужденного и способствует целям правосудия).

Следовательно, целесообразность проявляется в тех случаях, когда закон допускает альтернативу, и, как правило, связана с оценочными понятиями, определяющими действия прокурора (необходимость применения той или иной меры пресечения, привлечение к тому либо иному виду дисциплинарной ответственности, определение конкретного срока наказания в рамках, предусмотренных соответствующей правовой нормой, и т.д.). Неотъемлемой частью целесообразности в деятельности прокурора является цель – достижение торжества закона.

  • Газетдинов Н. И. Принципы уголовного судопроизводства и их система. С. 106.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 255.
  • См. также: приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 137″Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».
  • Осипов 10. К. К вопросу об объективной истине в судебном процессе // Правоведение. 1960. № 2. С. 121–122; Гуревич М. А. Принцип объективной истины советского гражданского процессуального права // Советское государство и право. 1964. № 9. С. 100; Зейдер Н. Б. Судебное решение по гражданскому делу. М.: Юрид. лит., 1966. С. 106.
  • Клейнман А. Ф. Советский гражданский процесс. М.: Изд-во МГУ, 1954. С. 55; Авдюков М. Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. М.: Изд-во МГУ, 1970. С. 86; Комиссаров К. И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 38.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 820.
  • Там же. С. 872.
  • Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации. С. 66.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *