Справка о освобождении

>Является ли документом и удостоверением личности справка об освобождении из мест лишения свободы

Что это такое и в каких случаях понадобится бумага?

Справку об освобождении выдают в день окончания срока заключения, вместе со всеми остальными документами.

В дальнейшем этот документ может понадобиться при:

  • восстановлении утраченного паспорта;
  • депортации на родину иностранному гражданину;
  • восстановлении прописки по месту жительства;
  • постановке на учет в службу занятости и выдачи пособия по безработице;
  • получении других социальных выплат и льгот.

Где и когда выдают?

В день освобождения бывшему осужденному выдается пакет документов. Он включает в себя:

  1. Паспорт. При необходимости руководство исправительного учреждения продлевает его при истечении срока действия или же делает новый в случае утраты.
  2. Справка об освобождении нужной формы.
  3. Документы о трудовой деятельности и заработной плате в колонии.

Обязанность подготовить и выдать своевременно данный пакет документов лежит на администрации исправительного учреждения.

Формы документов и их описание

Согласно Приказу Минюста РФ от 20.05.2009 существует несколько видов данного документа:

  • Справка формы «А» выдается в связи с прекращением уголовного дела. Или же передачей дела осужденного на новое рассмотрение с последующим смягчением приговора и освобождением из-под стражи.
  • Справка формы «Б-ИЛ». Такой документ получат люди, отбывавшие наказание по исполнительным листам. Сюда относятся осужденные за неуплату алиментов на детей.
  • Форма «Б» выдается всем остальным освобожденным, являющимся гражданами Российской Федерации.
  • Справка формы «В». Такой документ положен иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые на момент ареста проживали в России. А так же иностранцам и лицам без гражданства проживавшим за границей, но принявшим решение после освобождения остаться в нашей стране.

Общая форма для всех видов справок одинакова и содержит:

  1. фотографию владельца;
  2. фамилию, имя и отчество (при наличии);
  3. дату, год и место рождения;
  4. место жительства;
  5. национальность (указывается со слов осужденного);
  6. отношение к военной службе, род войск;
  7. брачные отношения;
  8. статью по которой отбывалось наказание и кем было назначено;
  9. срок проведенный в заключении;
  10. дату и место освобождения.

Образец справки представлен на фото:

Срок действия

Данный документ не имеет сроков годности и является бессрочным. На справке не указаны никаких дат ограничивающих срок ее действия.

Представляем вашему вниманию следующую информацию об исправительных учреждениях:

  • Как живут опущенные на зонах?
  • Первоход.
  • Самые страшные тюрьмы РФ.
  • СИЗО.
  • Тюрьмы РФ.
  • 5 актуальных способов перевода денег заключенному в колонию.
  • Помощь от государства для бывших заключенных: ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
  • Правила и особенности отмены условного осуждения.
  • Что значит «сидеть на губе»?
  • 20 преступлений, за которые назначают пожизненное лишение свободы в России.

Что делать и куда обращаться, если бумага утеряна?

Необходимо отправить запрос на выдачу дубликата по почте в службу исполнения наказаний того региона, где отбывалось наказание. Согласно ФЗ от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в течение месяца (плюс срок пересылки письма почтой) данный орган должен прислать ответ.

Так же возможно обратиться в ОВД или уголовно-исполнительную службу по месту регистрации. Эти органы отправят запрос в исправительное учреждение и на основании этого выдадут дубликат справки.

Отказать в праве восстановления документа незаконно. При отказе по запросу выдать дубликат необходимо обратиться с заявлением к участковому полиции по месту жительства или же непосредственно в прокуратуру.

Проблема невыдачи паспорта при выходе из МЛС и отсутствие возможности установления личности

Согласно п. 3 статьи 173 УИК РФ, администрация исправительного учреждения обязана выдать паспорт при освобождении из мест лишения свободы. При его отсутствии или просрочке, все действия по получению нового документа возлагаются также на руководство колонии. Денежные средства за восстановления документа берутся с личного счета осужденного, а при их отсутствии все траты оплачивает государство.

Однако, на практике, возможны ситуации при которых администрация по тем или иным причинам не может выдать паспорт отбывшему наказание человеку. Что делать в таком случае и является ли бумага об освобождении удостоверяющим документом?

Все действия по восстановлению утраченных документов предпринимаются по прибытию по месту жительства. Добраться до него можно по билетам на любой вид транспорта, выданные в колонии и справки об освобождении (на это время она может заменить паспорт).

  1. Во-первых, необходимо сделать письменный запрос в администрацию исправительного учреждения с просьбой выслать паспорт и прочие документы ценным письмом. Запрос делается с помощью заказного письма с уведомлением о получении. В дальнейшем этот квиток может служить доказательством об отказе выдачи паспорта.
  2. Во-вторых, обратиться в многофункциональный центр по месту жительства или федеральную миграционную службу, для подачи заявления на выдачу нового паспорта. К заявлению нужно приложить имеющеюся справку об освобождении.
  3. В-третьих, необходимо восстановить прописку или регистрацию по месту жительства указанную в паспорте. Если до отбывания наказания прописка была на территории Российской федерации, то она остается действительной.

    Для подтверждения этого факта необходимо обратиться в территориальный отдел УФМС. Такие службы располагаются обычно при отделах полиции. В данный орган предоставляется новый паспорт и заявление на восстановление прописки. После рассмотрения документов регистрация будет действительной.

Все вышеописанные этапы действительны для граждан России. Если освобожденный является подданным другого государства, то порядок действий меняется.

Вначале необходимо обратиться в ближайшее посольство своей страны на территории России. Там получить новый паспорт или документ его временно заменяющий в случае утраты. И с этим документом уехать в страну постоянного проживания. На все эти действия дается один месяц, начиная со дня освобождения, указанного в справке. После этого срока человек будет считаться нелегально пребывающим в стране и депортирован на родину согласно миграционному законодательству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Право на обеспечение одеждой

ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

(комментарии нашего добровольного помощника-юриста)

В соответствии с п. 3. ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному:

— принадлежащие ему вещи и ценности,

— средства, хранящиеся на его лицевом счете,

— личные документы и ценные бумаги,

— документы об освобождении осужденного от наказания,

— документы о его трудовой деятельности.

При отсутствии в личном деле заключенного паспорта администрация ИУ обязана заблаговременно до освобождения принять меры по получению паспорта заключенным.

В соответствии со статьей 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (пункт 4) паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.

В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного (на лицевой счет осужденного зачисляются его заработная плата, пенсии, другие доходы, а также денежные средства, изъятые у осужденного при исполнении приговора, и с него же производятся удержания в оплату предоставляемых заключенному питания, одежды и прочего содержания). Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

В соответствии с действующим Приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 г. N 605 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации» (пункт 44) паспорт осужденному выдается на основании представленных администрациями исправительных учреждений запросов по установленной форме с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по установленной форме и двух личных фотографий осужденного.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется право на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, которое включает в себя:

1. Право на жилье;

2. Право на трудоустройство;

3. Право на иные виды социальной помощи, в том числе:

— на бесплатный проезд к месту жительства,

— на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда,

— на обеспечение одеждой за счет государства при отсутствии у осужденного необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение,

— на дополнительную помощь больным заключенным, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним заключенным, инвалидам, престарелым, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.

Более подробно вышеуказанные права заключенных будут рассмотрены ниже.

Статьей 180 УИК РФ предусмотрена обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных. В исправительных учреждениях должна проводиться работа по подготовке осужденного к освобождению. Закон обязывает начинать такую работу за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу. Осуществление этой работы возлагается на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб.

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, включает в себя:

— проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;

— проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;

— получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

— рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается ли он в помощи в трудовом и бытовом устройстве. Если осужденный нуждается в помощи в предоставлении жилья и/или трудоустройстве, администрация ИУ обязана принять меры, предусмотренные законом (о них подробнее см. ниже).

В исправительном учреждении с осужденным проводится воспитательная работа, в ходе которой ему разъясняются его права и обязанности, порядок трудоустройства, возможность прибегнуть к услугам службы занятости и т.п.

При освобождении из мест лишения свободы осужденному разъясняется:

— необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации,

— недопустимость совершения новых преступлений,

— обязанность прибыть к избранному месту жительства и в трехдневный срок явиться в орган внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.

Право на жилье

На практике реализация этого права осужденного наиболее проблематична. В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы и не имеющим жилья, специально не определен: то есть получение жилья осуществляется бывшими заключенными в общем порядке, на общих основаниях. В настоящее время Жилищный кодекс предусматривает право внеочередного получения жилья по договорам социального найма только детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Остальные бывшие заключенные получают жилье в порядке общей очереди.

По закону заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения. Администрация ИУ обязана запросить у заключенного, какое место жительства он изберет по освобождении — в письменном виде. При этом администрация ИУ обязана разъяснить осужденному, что в отдельных крупных городах, например, в Москве, установлены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости и касаются всех граждан.

По избранному осужденным месту жительства администрацией ИУ направляются запросы в орган внутренних дел о возможности проживания по указанному адресу. Также администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.

Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ.

В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.

При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. Однако очередь на жилье идет крайне медленно. Поэтому эта задача на перспективу.

Наиболее вероятный вариант получения жилья — общежитие или иная жилая площадь от той работы, на которую поступит данное лицо. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.

В крупных городах обычно имеются комнаты в коммунальных квартирах с ограниченными удобствами, которые не пользуются спросом у очередников. Такие комнаты могут быть предоставлены вне очереди, если они имеются и очередники от них отказываются.

Инвалиды и лица престарелого возраста, не способные обеспечить себя либо нуждающиеся в уходе, с их согласия помещаются в дома инвалидов и престарелых (интернаты).

Несовершеннолетние, не имеющие родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.

Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены. Возможность прописки (ныне регистрации) определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.

Право на трудоустройство

По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости. Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить:

паспорт (при отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции);

документ об образовании (если он есть);

трудовую книжку (если она есть);

справку об освобождении;

справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице);

справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы);

свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию). На иждивенцев старше 14 лет представляется справка из учебного заведения об обучении и неполучении стипендии;

соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.

Возможно, необходимо будет представить некоторые другие документы, указанные службой занятости.

Днем обращения в центр занятости признается день, когда в центр занятости были предоставлены все установленные законодательством документы, необходимые для регистрации лица в качестве безработного.

Как правило, граждане приходят в центр занятости по месту их регистрации (прописки). Однако, возможно обращение и в другие службы, которые дают консультации и подбирают место работы. Но пособие по безработице гражданин может получить только по месту регистрации.

В центре занятости освобожденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. Лица, не имеющие специальности, по которой заявлены вакантные места, по их желанию, могут быть направлены на бесплатное обучение новой профессии (специальности) либо на повышение квалификации, которые дают возможность трудоустроиться.

Безработный обязан регулярно (в назначенные службой занятости дни) посещать службу занятости и интересоваться возможностями трудоустройства. При первом посещении службы ему устанавливаются дни, когда он должен посещать ее два раза в месяц. Уважительность причины неявки должна быть подтверждена документом (например, больничным листом).

Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления на работу. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью. Этот документ возвращается в органы занятости, которые подбирают другую работу.

В случае если лицо, обратившееся в центр занятости, не будет трудоустроено в течение 10 дней, оно признается безработным и получает право на пособие по безработице начиная со дня обращения в центр занятости.

Но следует иметь в виду, что безработными не могут быть признаны (и, соответственно, не имеют право на получение пособия по безработице) граждане:

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

— не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

— представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными и некоторые другие.

В соответствии со статьей 4 федерального закона «О занятости населения» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

— впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

— отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

— состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших и для некоторых других категорий безработных граждан.

Подходящей не может считаться работа, если:

— она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

— условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

— предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, которые достигли 16-летнего возраста, зарегистрированы в органах службы занятости и имеют статус безработного. Пособие выплачивается вплоть до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного за время отбывания наказания, но во всяком случае он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца. Вместе с тем пособие не может превышать средней заработной платы данного лица за последний год.

Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты на содержание детей или возмещать ущерб по исполнительному листу, либо у него в соответствии с таким исполнительным листом должны быть другие удержания, все они производятся из пособия по безработице на общих основаниях.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена на срок до трех месяцев, или его размер может быть сокращен органами службы занятости по основаниям, перечисленным в законе.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

— признания гражданина занятым (утратой статуса безработного);

— прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

— длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

— переезда безработного в другую местность;

— попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

— осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

— назначения пенсии;

— отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

— смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

— отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

— отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин, предусмотренных законом;

— явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

— увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

— нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного — со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

— самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

— неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

— отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Одно из оснований для прекращения выплаты пособия — получение пособия обманным путем. Это может быть: сообщение заведомо ложных сведений, подделка документов и т.п. Лишение пособия не исключает привлечения виновного к установленной законом ответственности, а также взыскания незаконно полученного. Поскольку пособие выплачивается только безработным, гражданин, получающий его, обязан сообщать в органы службы занятости даже о временной работе, на которую он устроился. Несообщение рассматривается как обман и влечет соответствующие санкции.

Органы службы занятости могут сами направить гражданина на так называемые временные общественные работы (ремонт дорог, уборка снега, обслуживание зеленых насаждений и т.п.). Направление на эти работы возможно только с согласия лица; заработок, получаемый на этих работах, не препятствует получению пособия по безработице.

Выплата пособия прекращается в случае осуждения безработного лица к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

По предложению органов службы занятости безработные граждане, которых не удалось трудоустроить, имеют право на досрочный, но не ранее чем за два года до установленного законом срока (в том числе и льготного), выход на пенсию, которая выплачивается им на общих основаниях.

Время, когда гражданин получает стипендию при обучении или пособие по безработице, а также время, необходимое для переезда с его согласия в другую местность по направлению службы занятости, засчитывается в общий трудовой стаж на основании справки, выдаваемой службой занятости.

Право на иные виды социальной помощи

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание.

Право на бесплатный проезд к месту жительства

Как правило, оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах 3 класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт.

Осужденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону.

Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда

Осужденные освобождаемые из ИУ на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (см. ниже Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»).

Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на путь следования обеспечиваются продуктами по нормам, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации (см. ниже Приказ Минюста РФ от 2 августа 2005 г. N 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время»)

Освобождаемым женщинам с детьми выдается дополнительно для детей на время, необходимое для проезда к месту жительства, сухой паек в виде набора продуктов по назначению врача-педиатра дома ребенка учреждения, исполняющего наказания, или деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости продуктов, входящих в норму питания детей, сложившейся в месяце, предшествующем освобождению от наказания.

Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц.

Общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.

Если освобождаемый не имеет необходимой по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя, либо таким лицам выдается единовременное денежное пособие на приобретение одежды.

Право на сопровождение к месту жительства отдельных категорий освобождаемых

О дате освобождения больных осужденных, несовершеннолетних, а также беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, уведомляются их родственники. В случае неприбытия родных или близких освобождаемых несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также беременных женщин или больных, нуждающихся в постороннем уходе, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Это были комментарии нашего добровольного помощника, сделанные на основании нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок оказания социальной помощи лицам, освобождаемым из МЛС.

При составлении справки также использованы комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ:

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Постатейный научно-практический комментарий (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова). — Агентство „Библиотечка «Российской газеты»“, 2004 г.

Восстановить справку об освобождении из мест лишения свободы

Справка об освобождении – важный документ для человека, освободившегося из мест лишения свободы. В частности, эта справка понадобится, чтобы устроиться в учреждения социальной адаптации недавних заключенных.

Если вы утратили справку, нужно получить ее дубликат. Для этого напишите заявление начальнику исправительного учреждения, в котором вам выдали эту справку.

Заявление можно писать в произвольной форме. Важно указать фамилию, имя и отчество обратившегося, дату и место рождения, в какой период и в каком учреждении отбывал наказание и по какому адресу выслать дубликат. В заявлении можно также указать, для каких целей запрашивается эта справка.

Если вы отправляете заявление по почте, рекомендуем сделать это заказным письмом, чтобы можно было отследить его получение адресатом по почтовому идентификатору.

Возможно, в ответ вам вышлют не дубликат утраченной справки, а справку, содержащую сведения о месте и периоде отбывания наказания. Такая справка обладает такой же силой, что и справка об освобождении.

Если не сохранились архивы

Можно обратиться с аналогичным запросом в территориальный орган ФСИН России того субъекта Российской Федерации (т.е. области, республики, города федерального значения и т.д.), в котором гражданин отбывал наказание. По закону, ответить вам должны в течение 30 дней с момента получения запроса (+ 3 дня на регистрацию обращения и время на пересылку по почте).

Памятка освободившемуся из мест лишения свободы

Пошаговые действия:

1 – с паспортом и справкой, которые Вам выдали в исправительной колонии, в 3-дневный срок по освобождении необходимо явиться в отдел участковых уполномоченных полиции ОМВД России по Шпаковскому району, для постановки на учет.

2– если паспорт утерян, а в колонии Вам его не восстановили, то по освобождении со справкой обращайтесь в орган регистрации по последнему месту регистрации. В течении 2-х месяцев (в соответствии с законодательством) Вам выдадут новый паспорт.

Перечень документов на получение паспорта: 4 фотографии; личное заявление; копия свидетельства о рождении; копия справки об освобождении; документ, подтверждающий, что Вы проживаете на данной территории (если это сельская местность, то это будет выписка из домовой книги; если городская местность, то выписка из домовой книги или копия финансово-лицевого счета).

Прописка, регистрация:

Вы регистрируетесь на жилой площади, где проживали до ареста, с согласия всех проживающих там совершеннолетних жильцов.

Если кто-то из совершеннолетних жильцов жилой площади, на которой Вы раньше проживали, не согласен Вас зарегистрировать, Вы можете разделить лицевой счет, и Ваша квартира как бы становится коммунальной, Вас прописывают не во всю квартиру, а на ту жилую площадь, то есть на ту комнату или в комнаты, где проживает родственник, который согласен Вас зарегистрировать. Если согласия нет — Вам необходимо обратиться в суд.

Постановлением Конституционного суда от 23 июня 1995 года за осужденными сохраняется право на жилую площадь. То есть то обстоятельство, что Вас с жилой площади выписали, что Вы на этой жилой площади не зарегистрированы, не означает, что Вы утратили право на нее. Это право за Вами сохраняется. Вы обращаетесь в суд с заявлением (решением Конституционного суда после моего осуждения за мной сохранилось право на жилую площадь, прошу Вас признать за мной право на жилую площадь и обязать паспортные органы зарегистрировать меня на такой-то жилой площади по такому-то адресу). В случае положительного решения суда Вас обязаны зарегистрировать.

При отсутствии жилья Вы можете обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку Вы имеете полное право на проживание в населенном пункте, где проживали до ареста, но у Вас нет жилой площади, Вас обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. Однако очередь на жилье идет крайне медленно. Поэтому эта задача на перспективу.

Наиболее вероятный вариант получения жилья — общежитие или иная жилая площадь от того предприятия, на которое Вы устроитесь на работу. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.

В крупных городах обычно имеются комнаты в коммунальных квартирах с ограниченными удобствами, которые не пользуются спросом у очередников. Такие комнаты могут быть предоставлены вне очереди, если они имеются и очередники от них отказываются.

Инвалиды и лица престарелого возраста, не способные обеспечить себя либо нуждающиеся в уходе, с их согласия помещаются в дома инвалидов и престарелых (интернаты).

Несовершеннолетние, не имеющие родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.

Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке (ныне регистрации) в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены. Возможность регистрации определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.

Получение медицинской помощи:

Очень часто, когда лица, освободившиеся из мест лишения свободы, нуждаются в медицинской помощи и приходят в больницу, там от них требуют регистрацию по месту жительства, а ее нет.

Как быть в этой ситуации? Дело в том, что оказание медицинской помощи (в поликлинике, в больнице, госпитализация, скорая помощь) не может зависеть от наличия или отсутствия регистрации у человека. Поэтому, в случае получения отказа в медицинской помощи, Вам необходимо написать письменное заявление на имя главного врача поликлиники или больницы о том, что Вы в соответствии с Конституцией имеете право на получение медицинской помощи и Вам обязаны ее оказать.

Вместе с тем необходимо знать о том, что бесплатная медицинская помощь может быть Вам оказана только при наличии страхового полиса, оформленного в страховом учреждении. Для того чтобы начать эту процедуру, Вам предстоит заполнить стандартное заявление и предоставить паспорт гражданина (или временное удостоверение личности), СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета).

Когда заявление будет принято, то уполномоченное лицо либо сразу оформит Вам полис, либо выдаст Вам временное свидетельство об оформлении полиса. Этот документ действует в течение 30 дней, за которые компания должна оформить полис ОМС. По истечении 30 дней с момента подачи заявки Вам будет предоставлен страховой полис.

Другое дело, когда Вам необходимо получить дорогостоящие виды медицинской помощи. Эти виды помощи оказываются только тем людям, которые имеют регистрацию на территории данного субъекта федерации и страховой медицинский полис. В том случае, если вы еще проходите процедуру регистрации и вам нужна такая медицинская помощь, вы должны предоставить документ о том, что регистрация находится в процессе решения, и тогда эта медицинская помощь вам будет оказана.

Самая главная проблема – проблема трудоустройства:

Идите в Центр занятости населения. Там Вы заполняете документы, и Вам дают направления на работу. Если на тех предприятиях, куда Вы пришли по направлениям, Вас на работу не взяли, Вас признают безработным с последующей выплатой пособия по безработице. Кроме этого, Вы имеете право бесплатно получить образование за счет государства от Центра занятости. Например, Вас могут направить на компьютерные курсы. У кого есть среднее образование, могут отправить на бухгалтерские курсы. То есть некоторые виды образования, требующие значительных расходов с Вашей стороны, Вы, имея статус безработного, можете получить бесплатно.

Необходимо запомнить, что если Вас берут на работу более чем на 5 дней, по Трудовому кодексу Российской Федерации Вам обязаны оформить трудовую книжку. В трудовой книжке Вам должны указать, на каком основании Вы приняты на работу, и трудовая книжка хранится по месту Вашей работу. Если Вы заключили трудовой договор, обязательно возьмите себе один экземпляр, потому что если потом Вас решат незаконно уволить, не имея на руках трудового договора, очень трудно будет доказать, что Вы поступили на эту работу и у предприятия имелись перед Вами какие-либо обязательства.

Никогда не думайте, что обратившись в Центр занятости, Вы сразу получите высокооплачиваемую работу. Чаще всего, это невозможно.

Необходимо настроиться на добросовестный труд, повышение своих профессиональных навыков, которые впоследствии смогут оказать Вам помощь в приобретении высокооплачиваемой работы. Главное на этом этапе доказать всем окружающим, работодателю, что Вы дорожите работой, готовы наравне с другими делать ее качественно, добросовестно, с соблюдением распорядка дня, установленного на производстве.

Отношения с правоохранительными органами:

Необходимо быть крайне осторожным и тщательно обдумывать свои поступки. То, что прощается обыкновенному гражданину, чаще всего не прощается тому, кто освободился из мест лишения свободы. Чтобы после освобождения начать новую свободную жизнь, Вы должны понять, что пока не сложится Ваша репутация, то есть у окружающих людей не будет о Вас представления, как о честном, человеке, который не обманет, не украдет, к Вам, к сожалению, не будет доверия.

Когда Вы освободитесь, постарайтесь заполнить свое свободное время и не откладывать решение стоящих перед Вами проблем.

Постарайтесь максимально загрузить себя различными делами – семейным, личными, трудовыми, постарайтесь, чтобы у Вас не было свободного времени. Переход от жизни, где все регламентировано, где Вы живете по распорядку дня, где за Вас думают и принимают решения другие – к жизни свободной, где Вы предоставлены сами себе, где Вы сами решаете: идти кушать – не идти кушать, идти лечиться – не идти лечиться, идти учиться – не идти учиться, этот переход очень опасен. После тюрьмы люди испытывают стрессовое состояние в течение длительного времени. Это состояние для самого человека крайне опасно.

Почему совершают новое преступление после освобождения?

Как правило, люди совершают новое преступление после освобождения именно потому, что у них в семье неблагополучно складывается положение: пьют родители, дерется отец, полное равнодушие к их судьбе со стороны, скажем, старших братьев и сестер и т.д. Это не должно оказывать на Вас разрушительного влияния. Если Вы можете наладить семейную жизнь, можете, к примеру устроить на работу своих родителей или пролечить их, постарайтесь это сделать. Если Вы чувствуете, что это бессмысленно, родители продолжают пить, или видите, что общение с ними и все Ваши попытки ни к чему не приведут, постарайтесь создать свою собственную добропорядочную жизнь.

Есть надежда, что если вышеизложенное будет воспринято, то прием в полноправные члены общества любого оступившегося реален, с одним условием — оступился один раз, второго быть не должно!

О возможности установления личности гражданина на основании справки об освобождении из мест лишения свободы

Президенту Нотариальной палаты Ставропольского края

О возможности установления личности гражданина на основании справки об освобождении из мест лишения свободы

!

В связи с Вашим обращением по вопросу о возможности установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, на основании справки об освобождении из мест лишения свободы, сообщаю.

Нотариат посредством совершения нотариальных действий обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Нотариальные действия совершаются нотариусами в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и другими законодательными актами (статья 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Так, установление личности обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица входит в комплекс мероприятий, обязательно выполняемых нотариусом при совершении любого нотариального действия. Проверка личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, крайне важна для обеспечения публичной достоверности нотариального акта (например, договора купли-продажи имущества, доверенности, отказа от наследства и т. п.), поскольку нотариус, удостоверивший или засвидетельствовавший нотариальный документ, подтверждает, что определенное юридически значимое действие совершено соответствующим лицом.

Статьей 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрено, что установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, должно производиться на основании его паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности такого гражданина.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2001 N 232 основным документом, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Однако в некоторых случаях ввиду отсутствия паспорта гражданина Российской Федерации. в качестве документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, рассматриваются иные документы: основной документ,

удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (заграничный паспорт — для лиц, постоянно проживающих за границей Российской Федерации), удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (для офицеров, прапорщиков и мичманов), военный билет (для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов), паспорт моряка (для граждан Российской Федерации, работающих на судах заграничного плавания или на иностранных судах), временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы на время оформления паспорта, свидетельство органов записи актов гражданского состояния о рождении гражданина (для граждан, не достигших 14 лет) и др. Для иностранного гражданина документом, удостоверяющим его личность, является паспорт такого лица, выданный компетентными органами иностранного государства, либо иной документ, установленный законодательством иностранного государства и/или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Из положений статьи 173 (части 3, 4) Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что при освобождении из мест лишения свободы осужденному выдаются как личные документы, включая паспорт, так и документ об освобождении осужденного от наказания. При отсутствии у осужденного паспорта гражданина Российской Федерации, а также в случае, если срок действия такого паспорта осужденного истек, на администрацию исправительного учреждения возложена обязанность заблаговременно принять меры по получению паспорта осужденного в соответствующем подразделении Федеральной миграционной службы.

Порядок оформления паспортов осужденным к принудительным работам, аресту и лишению свободы предусмотрен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 01.01.2001 N 391 (пункт 109), далее — Административный регламент.

Исходя из изложенного следует полагать, что справка об освобождении из мест лишения свободы выдается осужденному в дополнение к его паспорту или иному документу, удостоверяющему его личность, а не вместо такового.

При этом необходимо принимать во внимание, что отсутствие у лица, освобожденного из мест лишения свободы, паспорта гражданина Российской Федерации может быть вызвано не только инертностью должностных лиц исправительного учреждения или слабой межведомственной координацией, но отсутствием у осужденного гражданства Российской Федерации. Тем не менее, освобожденный из мест лишения свободы гражданин Российской Федерации, не имеющий паспорта вследствие невыполнения исправительным учреждением обязанности по получению такого паспорта, не лишен права оформить паспорт гражданина Российской Федерации в общем порядке. Административный регламент (пункты 29.1, 118) допускает оформление паспорта на основании совокупности имеющихся у гражданина документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта, в число которых включена и справка об освобождении из мест лишения свободы.

Поиск в электронных информационно-правовых базах формы (образца) документа об освобождении от наказания не дал результатов. Согласно информации, имеющейся в общедоступных источниках, в документе (справке) об освобождении из мест лишения свободы могут содержаться сведения об основании освобождения осужденного от наказания, неотбытой части срока наказания (при условно-досрочном освобождении), дополнительном наказании, если лицо не освобождено от его отбывания, неснятых и непогашенных судимостях, месте следования освобожденного от наказания лица. То есть рассматриваемый документ — справка об освобождении от наказания — по своему предназначению направлен на информирование заинтересованных лиц о факте освобождения осужденного

от наказания, основаниях такого освобождения и об иных сведениях, связанных с таким освобождением.

По мнению Федеральной нотариальной палаты, справка об освобождении из мест лишения свободы, исходя из ее назначения, не является документом, удостоверяющим личность гражданина. Такая справка может выполнять функции документа, удостоверяющего личность, только в отдельных случаях, специально определенных в нормативных правовых актах. Например, удостоверение личности на основании справки об освобождении из мест лишения свободы допускается при оформлении добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство (пункт 4 раздела II Инструкции по заполнению бланков добровольного информированного согласия, утвержденной приказом Федерального медико­биологического агентства от 01.01.2001 N 88), при передаче сведений о гражданах в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (Таблица 1 к Порядку формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 243).

Президент Федеральной нотариальной палаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *