Проживание на территории РФ

Иностранные граждане в России

В результате интеграции со странами мирового сообщества на территории России стало проживать большое количество иностранных граждан. Кто они такие и какими права обладают разберем далее.

Возможно вам будет интересно:

Каково правовое положение иностранцев в России

Под понятием «иностранный гражданин» подразумевается физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет гражданство либо подданство другого государства. Свою личность он может удостоверить паспортом, выданном в иностранном государстве или же другим документом.

Иностранцами считаются:

  • сотрудники консульских дипломатических учреждений, а также члены их семей;
  • иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ и имеющие разрешение и вид на жительство;
  • временно пребывающие лица (туристы, деятели науки и искусства, бизнесмены, родственники российских граждан, члены экипажей иностранных морских судов и самолетов).

К категории иностранных граждан в РФ можно также отнести беженцев, правовое положение которых регламентировано специальным актом, и апатридов – лиц без гражданства.

Апатридом считается физическое лицо, которое не имеет гражданства ни одного государства. Свою личность он может подтвердить видом на жительство, разрешением на временное проживание или документом, удостоверяющим его личность и выданным иностранным государством.

Права и обязанности иностранцев

Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются одинаковым правовым положением. Это регламентировано в ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Также в п. 3 ст. 62 Конституции РФ сказано, что:

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.»

К примеру, иностранцы не могут участвовать в референдумах, состоять в политических партиях, занимать некоторые государственные должности, быть призванными на военную службу и т. д. Их правовое положение напрямую зависит от того, проживают ли они в России постоянно либо находятся временно.

Срок пребывания иностранного гражданина на территории РФ

Срок пребывания иностранца в пределах границы России зависит от цели, из-за которой он сюда приехал. Разберем все более подробно.

Временное пребывание

Продолжительность временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия визы, которая ему выдана. Данный срок не может превышать 90 суток. При приглашениях действует уведомительный порядок, то есть приглашающая сторона должна предупреждать об этом соответствующий орган. Для иностранцев, которые заключили трудовой договор либо соглашение по выполнению работ, длительность пребывания продлевается на срок действия договора, но не может быть больше 1 года.

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, обязаны выехать из страны, как только истечет действие визы либо иной срок временного пребывания. Если данный срок сокращен, то иностранец обязан выехать из России в течение 3-х дней.

Если были нарушены сроки пребывания, то к иностранцам может быть применена депортация – административное выдворение за пределы России без судебного решения. Меры по выдворению осуществляют федеральные органы – ФСБ, МВД, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и др.

Временное проживание

Временное проживание иностранца в России несколько отличается от временного пребывания. Разрешение на проживание может быть выдано на 3 года. В течение этого периода временно проживающий иностранный гражданин может получить вид на жительство, который дает право на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство действует 5 лет и может постоянно продлеваться.

Ч.1 ст. 6 Федерального закона за №115:

«Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.»

Квоту утверждают ежегодно для каждого субъекта по отдельности. В 2019 году по всей России запланировано предоставить 90360 квот.

Для чего необходимо установление факта постоянного проживания

В первую очередь, данную процедуру следует пройти при получении гражданства. Тогда решение суда будет основанием для дальнейших шагов в других инстанциях.

Кроме этого, факт установления места жительства на конкретной территории, необходимо подтвердить тогда, когда произошло стихийное бедствие, например землетрясение или наводнение.

Это позволит получить пострадавшим предусмотренную законодательством компенсацию и иные льготы.

Подтверждение совместного проживания будет необходимо и при оформлении наследства. Ведь в некоторых случаях человек может доказать, что он вступил в свои права посредством постоянного нахождения на спорной жилплощади.

Комментарий эксперта Росляков Олег Владимирович Юрист, специализация гражданское право. Опыт работы боле 15 лет. Задайте вопрос Если квартиру физически поделить нельзя, признание этого факта позволит наследнику соответствующей очереди добиться преимущественного права вступить во владение недвижимостью.

Как доказать юридический факт постоянного проживания

В суд необходимо обращаться тогда, когда обычным путем нельзя удостоверить свое нахождение по тому или иному адресу.

Например, вследствие затопления или пожара не сохранились документы, удостоверяющие личность. Тогда на помощь могут прийти справка из ЖЭКа или выписка из домовой книги.

Дать положительный ответ на вопрос, как подтвердить факт постоянного проживания, помогут свидетели.

Для этого нужно в заявлении об установлении места фактического жительства указать их фамилии, имена, отчества и адреса. При рассмотрении дела, попросить их прийти в суд и подтвердить нахождение по конкретному адресу.

Это могут быть:

  • родственники;
  • соседи;
  • друзья и коллеги по работе.

Доказательством для суда нахождения на территории РФ могут служить достоверные сведения подтверждающие длительное пребывание в любом населенном пункте Российской Федерации.

Документы подтверждающие факт постоянного проживания гражданина:

  • копии договоров найма жилого помещения (квартиры);
  • договоры и квитанции об оплате услуг ( ремонт жилого помещения, стоматология);
  • личная корреспонденция;
  • выписка из домовой книги;
  • поквартирноя карточка;
  • почтовый конверт или открытка.

В общем, в суде должны быть использованы все возможные доказательства нахождения на определенной территории.

Заявление об установлении факта проживания

Его следует подать в суд по своему месту жительства. Другими участниками процесса будут выступать заинтересованные лица – органы, для которых необходимо официально удостоверить соответствующий факт.

Например, если проблема в оформлении гражданства, к делу следует привлечь территориальный орган миграционной службы. Коль скоро речь зашла о льготах, то следует в качестве заинтересованных лиц указать пенсионный фонд или другие уполномоченные инстанции.

Образец заявления об установлении места фактического проживания можно скачать ниже. Как видно из текста документа, он имеет свою четкую структуру.

Так, начинать заявление следует с описания обстоятельств, свидетельствующих о постоянном нахождении на данной территории. После этого стоит сделать акцент на том, почему не представилось возможным подтвердить фактическое место жительства с помощью других инстанций.

Дальше необходимо обосновать, для каких целей факт место жительства, нужно подтвердить в судебном порядке:

  • оформление наследства (факт принятия, признание права собственности);
  • получение гражданства;
  • пенсионные и социальные выплаты, льготы.

В заключительной части заявления рекомендуется указать не только населенный пункт, в котором человек жил, но и конкретный домашний адрес.

Подача заявления требует и определенных расходов, которые заключаются в уплате госпошлины. Ее размер на сегодняшний день составляет 300 рублей.

Заявление об установлении факта постоянного проживания

Как доказать факт проживания без регистрации в суде

Каждый гражданин России в соответствии с законодательством обязан иметь место регистрации (постоянной, временной) по конкретному адресу. Однако юридически доказать проживание человека в квартире, комнате, доме часто бывает невозможно.

Причиной этому могут быть отсутствие требуемых документов, длительное нахождение за пределами страны, иные основания. С помощью чиновников доказать постоянное проживание бывает сложно. Поэтому остается один выход – суд.

На помощь в этом случае придет опытный адвокат. В зависимости от ситуации он подготовит, направит адвокатские запросы в инстанции, располагающие о гражданине важными сведениями.

Помощь специалисту окажут и органы ЗАГСа, способные в силу компетенции получить по своим каналам данные из ближнего и дальнего зарубежья.

Комментарий эксперта Росляков Олег Владимирович Юрист, специализация гражданское право. Опыт работы боле 15 лет. Задайте вопрос Не нужно бояться, что бюрократические процедуры отнимут несколько месяцев. Зато предстоящий потом судебный процесс непременно окончится положительным результатом.

Зачем стоит обращаться в суд

Установление через суд юридического факта проживания требуется во многих случаях. Например, это оформление российского гражданства, пенсионных выплат, иных видов поддержки от государства и региональных властей.

Закреплять юридически место жительства на определенной территории приходится и вследствие непредвиденных чрезвычайных событий (наводнение, землетрясение). При таких обстоятельствах жилье граждан часто уничтожается, приходит в негодность.

Чтобы получить помощь люди вынуждены подтверждать координаты собственного прежнего нахождения. А это без суда возможно далеко не всегда.

Для подкрепления собственной позиции нужно взять сведения с прежнего места работы, банков, где открыт счет или оформлен займ. И только после этого составлять исковое заявление об установлении факта проживания.

Форма заявления

Подавая документы в суд, следует придерживаться некоторых правил документооборота. Поэтому ниже приводится ориентировочный образец заявления. Его структуру можно использовать и для других случаев.

Щербинский районный суд Москвы

Москва, ул. Савицкого, 2.

Заявитель: Петров Никита Иванович

Добротный переулок, 16, кв. 8.

Заинтересованное лицо: УФМС при Щербинском УМВД столицы

Заявление

о подтверждении юридического факта постоянного проживания физического лица

Я, Петров Никита Иванович родился 16 сентября 1972 года в Москве и проживал вместе с другими членами своей семьи по указанному в данном заявлении адресу. С 1991 года проходил воинскую службу по контракту в нескольких зарубежных странах.

Национальный паспорт для гражданина РФ я не успел своевременно оформить, так как у меня нет юридически закрепленного места постоянной регистрации. Кроме того, прежние документы, удостоверяющих личность (кроме свидетельства о рождении), были мною утеряны. Проживаю на территории РФ, начиная с января 1992 года.

Сейчас у меня возникли сложности, связанные с оформлением постоянной регистрации и получением российского паспорта. В УФМС при Щербинском УМВД столицы отказываются принимать свидетельство о рождении, иные предоставленные сведения.

По положениям ст. 264, 265 ГПК РФ суд имеет законные полномочия устанавливать факты, от которых напрямую зависит возникновение (изменение, прекращение прав физических лиц).

При этом сведения, несущие в себе юридическое значение, подтверждаются при условии отсутствия у заявителя возможности добиться по иной процедуре надлежащих документов, удостоверяющих требуемую информацию.

Факт принадлежности меня к российскому гражданству могут доказать своими пояснениями следующие свидетели, а именно:

  1. Сергеев Степан Петрович
  2. Константинова Виктория Алексеевна.
  3. Петренко Ксения Павловна.

Иного гражданства я не имею, что удостоверено полученными справками от уполномоченных государственных органов. Поэтому возникла необходимость установить юридический факт постоянного нахождения на территории России для выдачи национального паспорта.

На основании приведенной информации, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

Прошу суд:

Подтвердить судебным решением юридический факт, связанный с наличием постоянного проживания Петрова Н. И. 16.09.1972 года рождения, уроженца города Москвы, по состоянию на 30.01.1992 года на территории РФ по имеющемуся адресу ул. Савицкого, 2

Приложение:

1) Квитанция о платеже госпошлины.

2) Доказательства, подтверждающие прохождение по контракту воинской службы.

3) Сведения из военкомата.

4) Справки об отсутствии иного гражданства.

Заявитель: Петров Н. Н.

Заключение и полезные рекомендации

По рассмотренной категории судебных дел подается не иск, а заявление. Соответственно, участниками производства по предстоящему делу становятся заявитель и круг заинтересованных лиц.

Рассматриваются материалы в районном суде по месту нахождения заявителя.

Готовя сам текст официального обращения в суд, надлежит руководствоваться такими правилами:

  1. Заранее нужно узнать наименование органа, который занимается вопросами миграции.
  2. Необходимо сделать акцент на том, для чего именно требуется подтвердить данные о проживании на конкретной территории.
  3. Обязательно прописывается, почему не удалось решить вопрос административным путем. Когда было несколько причин, все они перечисляются со ссылкой на полученные письменные ответы чиновников.
  4. В заявлении указывают полный перечень заинтересованных лиц. Это те инстанции (миграционный отдел, Пенсионный фонд, служба социальной защиты) перед которыми нужно удостоверить сведения о месте жительства.
  5. К заявлению прикладываются все имеющиеся доказательства нахождения на конкретной территории. Список свидетелей также может пригодиться.

Если суд выносит положительное решение, оно является только промежуточным этапом в урегулировании возникшей задачи. Дальше гражданином оформляется регистрация и личные документы.

На руках обязательно сохраняется несколько копий решения суда с его отметкой о вступлении в силу. Они понадобится в государственных и местных инстанциях при регистрации человека, оформлении его паспорта.

Объясните разницу и суть понятий: регистрация, временное проживание, временное пребывание на территории России.

Уважаемая Елена!

Все эти и многие другие вопросы (в отношении иностранных граждан, это Вас интересует?) регламентирует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002г. № 115-ФЗ, согласно которому:

1. РЕГИСТРАЦИЯ

Статья 20. Регистрация иностранных граждан

1. Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Регистрация детей, не достигших возраста восемнадцати лет и въехавших в Российскую Федерацию вместе с родителями или с одним из них, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя).

Статья 21. Порядок регистрации иностранных граждан

1. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, производит регистрацию иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию, за исключением иностранных граждан, указанных в статьях 22 и 25 настоящего Федерального закона, на основании документов, предусмотренных статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по письменному заявлению этого гражданина, поданному лично или через приглашающую организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел.

3. Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по месту его пребывания в Российской Федерации.

В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания.

4. Временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства.

5. В случае схода на берег иностранных граждан — моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, и временного пребывания указанных граждан на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города в течение более двадцати четырех часов их регистрация производится на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию.

6. Регистрация иностранного гражданина, утратившего в период временного пребывания в Российской Федерации документы, на основании которых он въехал в Российскую Федерацию, не производится. В этом случае иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов.

Статья 23. Документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина

Регистрация иностранного гражданина производится, если он предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность.

Статья 24. Регистрация иностранных граждан в гостинице

Администрация гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, обязана в день прибытия иностранного гражданина направлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, информацию о дате приезда и сроке пребывания иностранного гражданина в данной организации, а в день его убытия — о дате выезда для передачи указанной информации в центральный банк данных, созданный в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Статья 25. Освобождение иностранных граждан от регистрации

Регистрации не подлежат:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц;

2) иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случая, предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона;

3) иностранные граждане — моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств;

4) иностранные граждане — моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более двадцати четырех часов;

5) члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств.

2. ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ.

разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

Статья 6. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

2. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

3. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

5. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

6. В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

7. Разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

8. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 11).

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (пункт 5 статьи 13).

3. ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ.

миграционная карта — документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

5. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско — правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

С наилучшими пожеланиями,

Особенности обеспечения режима пребывания иностранных граждан в РФ

Фундамент административно-правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации составляет часть 3 статьи 62 Конституции РФ , предусматривающая, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Основополагающим законодательным актом, устанавливающим особенности статуса иностранных граждан в Российской Федерации, в настоящее время является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» .

Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Для иностранных граждан в Российской Федерации установлены три правовых режима:

  • — временное пребывание;
  • — временное проживание;
  • — постоянное проживание .

Временное пребывание на территории Российской Федерации осуществляется в течение ограниченного срока на основании визы или, при установлении безвизового порядка, на основании миграционной карты.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать в общем случае 90 суток.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается Министерством иностранных дел РФ, Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами .

Правительство РФ вправе для отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан увеличить до 180 суток или сократить установленный 90-суточный срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. Такое решение принимается Правительством РФ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. При принятии решения о сокращении 90-суточного срока временного пребывания Правительство РФ устанавливает срок, в течение которого иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на момент принятия Правительством РФ указанного решения, обязаны выехать из Российской Федерации .

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы, о чем делается отметка в миграционной карте.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в установленном порядке .

Временное пребывание на территории Российской Федерации осуществляется в течение длительного срока на основании разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Выдача иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо отказ в выдаче такого разрешения производится в 6-месячный срок по заявлению иностранного гражданина территориальными органами Федеральной миграционной службы либо дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина. Вопрос о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, решается территориальными органами Федеральной миграционной службы в течение 60 суток со дня подачи соответствующего заявления .

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ с разбивкой по субъектам РФ с учетом демографической ситуации и возможностей субъектов РФ по обустройству иностранных граждан. Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты.

Во всех случаях без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

  • — родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
  • — признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  • — имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
  • — состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
  • — осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
  • — поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
  • — являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию .

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

  • — выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
  • — финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
  • — в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
  • — представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  • — осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
  • — имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
  • — неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
  • — в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение 180 суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание;
  • — по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • — выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
  • — находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев;
  • — заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;
  • — является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (лепрой, туберкулезом, сифилисом, хламидийной лимфогранулемой (венерической), шанкроидом);
  • — прибыл в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и не представил в территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию — свидетельство о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе .

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание может быть аннулировано, если исчерпаны или уменьшены Правительством РФ квоты на выдачу таких разрешений.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год .

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании вида на жительство. Вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию и является одновременно документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.

Иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено .

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

  • — выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
  • — финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
  • — подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
  • — представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  • — осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
  • — имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
  • — неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
  • — не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
  • — по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • — выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
  • — находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев;
  • — заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
  • — является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих .

Законодательство содержит ряд изъятий и ограничений в административно-правовом статусе иностранных граждан, по сравнению с российскими гражданами.

Право на свободу передвижения. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» к таким территориям, организациям и объектам отнесены:

  • — территории закрытых административно-территориальных образований;
  • — территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;
  • — территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;
  • — территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
  • — территории закрытых военных городков;
  • — территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;
  • — зоны экологического бедствия;
  • — пограничная зона;
  • — объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
  • — объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • — другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам, являющимся сотрудниками дипломатических представительств и работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также аккредитованными в Российской Федерации иностранными журналистами, право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение .

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, а временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане — учету по месту пребывания .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *