П от 06

Содержание

Правила ЖКХ: Постановление Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями на 2019-2020 год

Важнейшим документом для сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями 2019 года. До 2020 года поправки в него не планируются. По своей значимости постановление уступает разве что Жилищному кодексу РФ

Расскажем подробнее, как в соответствии с Постановлением 354 должны оказываться и оплачиваться услуги ЖКХ, как регулируются правоотношения между поставщиками коммунальных услуг, исполнителями и потребителями, какие важные изменения в 2017-м, 2018-м и 2019-м годах были внесены в документ.

Значение документа для сферы ЖКХ и основное содержание

Постановление 354 с последними изменениями 2019 года о коммунальных услугах утверждает Правила их предоставления. Если Жилищный кодекс содержит множество общих, отсылочных и бланкетных норм, то в постановлении 354 можно найти вполне конкретные правила, с указанием сроков, объемов, коэффициентов и т.д.

В действующей редакции документа есть нормы, регулирующие:

  • условия предоставления услуг;
  • обязательные условия договора с типовыми соглашениями;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок определения платы за оказанные коммунальные услуги с формулами расчета (приложение 2);
  • порядок их учета;
  • порядок перерасчета данной платы;
  • порядок приостановления оказания услуг;
  • правила установления оказания услуг ненадлежащего качества с требованиями по качеству (приложение 1);
  • меры ответственности сторон.

При этом Правила не регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В данном случае применяются Правила поставки именно газа в указанных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2008 г.

Таким образом, постановление 354 о коммунальных услугах (ЖКХ) в 2019-2020 годах является документом, представление о котором должен иметь каждый совершеннолетний гражданин РФ, без преувеличения. Ведь каждый сталкивается в быту с вопросом правильного использования жилого помещения, с оплатой коммунальных услуг и т.д..

Скачать или распечатать действующие Правила ЖКХ можно на официальном сайте нормативно-правовых актов //pravo.gov.ru/ в формате txt или rtf или в конце статьи.

Основные понятия

Правила по аналогии с самыми значимыми федеральными законами устанавливают собственную терминологию:

  • внутридомовые инженерные системы – являющиеся общим имуществом собственников многоквартирных домов (МКД) механизмы и коммуникации, расположенные как внутри дома, так и на занятом им земельном участке, предназначенные для осуществления подачи ресурсов от центральных систем и сетей в МКД;
  • внутриквартирное оборудование – не входящее во внутридомовые инженерные систем оборудование, предназначенное для потребления ресурсов и услуг внутри помещения, как жилого, так и нежилого;
  • домовладение – жилой дом, а также его часть, вместе с надворными хозпостройками, примыкающими к нему;
  • индивидуальный прибор учета или счетчик – специально установленное в определенном месте устройство, предназначенное для замеров потребленных услуг в жилом или нежилом помещении;
  • общедомовой прибор учета – коллективное средство измерения для определения поставленных ресурсов в многоквартирный дом. В квартирах также устанавливается квартирный прибор учета;
  • исполнитель – юридическое лицо или ИП, осуществляющее подачу коммунальных услуг потребителю;
  • коммунальные услуги – деятельность по подаче определенных услуг, необходимых для содержания дома, по факту, отопление, подача горячей и холодной воды, водоотведение, подача электричества. С 01.04.2017г. к коммуналке относится и вывоз твердого мусора;
  • коммунальные ресурсы – ресурс, при помощи которых осуществляется оказание коммунальных услуг: вода, электричество, топливо и т.д.;
  • норматив потребления – количественное значение, показатель потребленной услуги, ресурса, его объема. Нормативы утверждаются местными органами власти субъектов РФ в установленном на федеральном уровне порядке. Применяются при отсутствии прибора учета и в иных случаях, установленных законодательством;
  • потребитель – собственник, иной законном использующий помещение гражданин или организация;
  • распределитель – устройство, позволяющее определить долю объема потребления тепловой энергии, приходящееся на отдельное помещение, установленное в МКД, обеспеченном общедомовым прибором учета;
  • ресурсоснабжающая организация – поставщик ресурса.

Основные правила предоставления услуг

Оказание услуг начинается с момента возникновения права на жилое помещение. При этом Правилами установлено, что услуги оказываются на основании возмездного договора. Но согласно п. 7 Правил договор заключается уже путем совершения конклюдентных действий потребителя по использованию услуг.

Важно! За качество услуг отвечает ресурсонабжающая организация, за их поставку в конкретный дом и содержание его сетей – управляющая организация или товарищество собственников, в зависимости от выбранного способа управления МКД. Каждый собственник несет ответственность за находящиеся внутри его квартиры оборудование. Граница эксплуатационной ответственности определяется по границе принадлежности сетей на основании специальных актов по каждому ресурсу.

Правила содержат подробные разъяснения по вопросу расчета платы за коммунальные услуги.

Основные правила оплаты услуг и ресурсов

В настоящее время универсальное правило оплаты коммунальных услуг в Российской Федерации – по приборам учета. Пункт 81 устанавливает, что оснащение помещения, как жилого, так и нежилого прибором учета – это обязанность его собственника. Ввод прибора в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника. Заявка составляется по определенным правилам.

Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:

  • выхода прибора из строя (в течение 3 месяцев подряд для жилого помещения и 2 — для нежилого);
  • отсутствия показаний счетчиков;
  • если не предоставлен доступ для проверки прибора.

Прибор должен быть защищен от доступа к нему пломбой, исполнитель вправе осуществлять проверку в установленных законом случаях.

Устанавливают Правила и вполне конкретные нормы по оплате доставки и обеспечения ресурсами, например, пункт 148 регулирует, что погрузка твердого топлива на предоставленный транспорт осуществляется без взимания оплаты с потребителя, в том время, как разгрузку потребитель должен оплатить.

Противоречия в Правилах по оплате ТБО

В связи с введением новых правил расчета за твердые бытовые отходы исходя из количества проживающих часто возникают вопрос по оплате ТКО собственниками, имеющими жилые объекты, в которых никто не проживает. Содержит Постановление Правительства РФ 354 пункт 148 (36), в котором указано, что при отсутствии жильцов, временных или постоянных, объем услуги рассчитывается по количеству собственников.

Однако данное положение противоречит правилу оплаты только за потребленные услуги. Пока собственники могут воспользоваться правом на перерасчет платы при временном отсутствии на основании ст. 155 ЖК РФ и пунктов Правил 86, 90 и 91.

Изменения размера оплаты – перерасчет

Правилами установлено, что в определенных случаях возможен перерасчет за коммунальные услуги. Согласно п. 86 это возможно при временном отсутствии потребителя по месту проживания в жилом помещении. Временное отсутствие в данном случае ограничивается по сроку – не менее пяти полных календарных дней и строго подряд и не более полугода. При истечении полугода, можно подать заявление вновь.

Перерасчет за ЖКХ производится только при наличии индивидуального прибора учета. При его отсутствии перерасчет может быть осуществлен только в одном единственном случае: когда все жильцы отсутствуют по месту проживания вследствие наличия действия непреодолимой силы (природные и иные катастрофы, форс мажор).

Перерасчет производится пропорционально количеству дней зафиксированного временного отсутствия, при этом день выбытия и день прибытия во внимание не принимаются.

Он производится только на основании письменного заявления потребителя, при этом отсутствие нужно подтвердить документально:

  • командировочным удостоверением;
  • справка из санатория, другого медицинского учреждения и т.д.;
  • справка о пребывании в садоводческом некоммерческом товариществе, подписанная руководством;
  • проездные билеты;
  • квитанция оплаты гостиниц и т.д.

Последние изменения

Существенные изменения произошли в оплате поставленных ресурсов еще в 2017 году. Тогда было установлено, что из квитанции исключается строчка ОДН – общедомовые нужды. ОДН были исключены в качестве коммунальной услуги, однако в состав платы за жилой объект включаются расходы за потребляемые в целях содержания общего имущества МКД холодную и горячую воду, электроэнергию. Они представляют собой сейчас отдельные строки в платежном документе. Расход на ОДН определяются по нормативам.

С 1 января 2017 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.

Постановление 354 Правительства РФ от 06.05.2011 о коммунальных услугах в 2019 году менялось три раза.

Проблема с расчетом за тепловую энергию

Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:

  • в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
  • в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
  • когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.

При этом проблемы расчета платы за потребленную тепловую энергию в Российской Федерации остаются. В тех домах, где приборов учета вообще нет, расчет производится по нормативам. По утверждению чиновников таковых в России еще 40%. Нередко по нормативам продолжают начислять, даже если есть счетчики, например, в Ленинградской области.

Утверждение нормативов входит в полномочия регионов, однако иногда они передаются отдельным муниципальным образованиям, что приводит к значительной разнице в нормативах. С 1 января 2020 года регионы должны перейти на единые нормативы.

Законодательные инициативы

В настоящее время есть инициативы принятия определения нормативов по единым принципам по всей стране. Предложена единая формула, учитывающая определенные критерии – год постройки, этажность и т.д.

Кроме того, Россия постепенно будет переходить на использование «умных» счетчиков, которые будут передавать показания самостоятельно.

Оценка Правил

Нельзя сказать, что Правила ЖКХ написаны доступным языком. Однако знать их основные положения необходимо, ведь в нашей стране действует принцип – незнание закона не освобождает от его исполнения.

Также уточняющие нормы по отдельным ресурсам можно найти в посвященных им постановлениях. Кроме того, регулярно пункты Правил разъясняют Минстрой, ФНС, иные государственные органы в целях их правильного понимания с учетом последних изменений законодательства. В прессе и на портале проектов нормативных актов можно узнать об планируемых изменениях и принять участие в их обсуждении.

Перерасчет за вывоз мусора

При наступлении определенных событий плата за вывоз мусора подлежит перерасчету. В каких случаях это происходит и каков порядок действий потребителей и исполнителей услуги – рассмотрим в нашей статье.

Правовые основания

В связи с тем, что обращение с ТКО является коммунальной услугой (ч.4 ст. 154 ЖК РФ), базовым документом, регламентирующим порядок перерасчета платы за эту услугу, являются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Как передать регоператору ТКО работу по обращению с отходами рассказали эксперты системы «Управление МКД»

Есть три условия, при которых управляющие МКД организации региона обязаны изменить порядок работы с отходами.

В каких случаях нужно делать перерасчет оплаты услуг за вывоз мусора

Таких случаев два. Перерасчет платы за вывоз отходов осуществляется в связи:

  • с временным отсутствием потребителя в занимаемом помещении (п. 148(44), раздел VIII Правил № 354);
  • ненадлежащим качеством предоставления услуги (п. 148(45)-148(49), раздел IХ Правил № 354).

В каких случаях перерасчет не делается

Перерасчет платы не делается только при временном отсутствии потребителя в занимаемом помещении и только в двух случаях:

— В субъекте РФ утвержден норматив исходя из количества проживающих в помещении граждан, при этом, в квартире никто не живет и не зарегистрирован. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Это закреплено п. 148(36) Правил № 354.

— В субъекте РФ утвержден норматив исходя из общей площади жилого помещения. При начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен (Информация Минприроды России от 24.01.2019, Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами).

Перерасчет за ТКО в случае временного отсутствия потребителя

Итак, когда потребитель временно отсутствует в квартире, он вправе потребовать перерасчета платы за ТКО. Например, гражданин уехал в командировку, на учебу, в отпуск, на лечение, и т.п. Перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При этом, продолжительность такого временного отсутствия должна быть более 5 полных календарных дней. Это регламентировано п. 148(44) Правил № 354. Порядок перерасчета предусмотрен разделом VIII Правил № 354.

Под указанные правила не попадает ситуация, когда у человека в собственности несколько объектов недвижимости, в одной квартире он проживает и зарегистрирован, а вторая (третья, четвертая…) стоят пустующими. В данном случае он должен оплачивать услугу по всем адресам.

Обратите внимание, исполнитель коммунальной услуги по ТКО вправе установить количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан, а потребитель в свою очередь, обязан сообщать исполнителю обо всех жильцах. Это следует из подп. «б» п. 148(25), «в» п. 148(23), п. 148(35), п. 56(1) Правил № 354.

Куда обращаться собственнику

В зависимости от способа управления МКД и принятой в МКД схемы договорных отношений, потребитель вправе обратиться:

— в управляющую организацию, если домом управляет УО;

— в ТСЖ (ЖК, ЖСК), если домом управляет жилищное объединение;

— к региональному оператору, если в МКД заключены прямые договоры на вывоз ТКО между собственниками и РСО.

Важно: условия предоставления услуги по обращению с ТКО определяются (п. 148(4) Правил № 354):

— в договоре управления МКД, который заключается между собственниками и УО, либо между УО и жилищным объединением (ТСЖ, ЖК, ЖСК);

— в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, который заключается между жилищным объединением (ТСЖ, ЖК, ЖСК) и собственником помещения в доме;

— в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО, которые заключаются между собственниками и региональным оператором по обращению с ТКО.

Какой пакет документов подготовить

Для перерасчета платы за ТКО потребитель предоставляет исполнителю услуги письменное заявление о перерасчете и подтверждающие документы.

Какие данные указать в заявлении? Прежде всего, собственнику необходимо указать ФИО каждого временно отсутствующего потребителя, а также — день начала и окончания периода временного отсутствия в жилом помещении. Это закреплено п.92 Правил № 354.

В качестве подтверждающих документов к заявлению можно приложить документ о регистрации по факту временного пребывания, справку из учебного заведения, копию командировочного удостоверения. Более полный перечень таких документов указан в Правилах № 354 (п. 93).

Это могут быть:

— копия командировочного удостоверения, копия приказа о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

— справка о лечении в стационарном лечебном учреждении или в санатории;

— проездные билеты, или копии;

— счета за проживание в гостинице или их копии;

— документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания, или его копия;

— справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

— справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного, иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

— иные документы.

Подтверждающие документы (кроме проездных билетов) подписываются уполномоченным лицом выдавшей их организации, заверяются печатью, имеют регистрационные номера и дату выдачи.

Если это копии, то они должны быть заверены. Если потребитель предоставил и оригинал и копию, то исполнитель сверяет документы оставляет себе копию.

Внимание

Заявление на перерасчет платы за ТКО подается исполнителю услуги либо до начала временного отсутствия, либо после окончания периода отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения (п. 91 Правил № 354).

Перерасчет можно сделать за период отсутствия не более чем 6 месяцев, с последующим продлением еще на 6 месяцев.

Заявление на перерасчет платы в связи с временным отсутствиемИнформация о файлеЗаявление на перерасчет платы в связи с временным отсутствиемИнформация о файле

Перерасчет за ТКО в случае предоставления услуг ненадлежащего качества

Еще одной причиной для перерасчета услуги по вывозу ТКО является ее некачественное исполнение. Что под этим имеется ввиду?

Законодатель называет следующие причины для перерасчета в данной ситуации (п. 148(45) Правил № 354):

  • предоставление услуги ненадлежащего качества;
  • предоставление услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
  • перерывы в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности.

При наступлении любого из этих событий размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Как понять, что требования к качеству услуги нарушены?

Для этого надо знать, какие требования к качеству услуги установлены. Правила № 354 (приложение 1) к таким требованиям относят:

Обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления:

  • в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток,
  • в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимым отклонением сроков считается:

  • не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  • не более 48 часов единовременно — при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;
  • не более 24 часов единовременно — при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.

Управляющая МКД организация в случае перерывов в предоставлении услуги, превышающих установленную продолжительность, обязана снизить плату на размер платы за объем непредоставленной услуги (п. 148(46) Правил № 354).

Куда обращаться собственнику

Куда идет потребитель, если увидел, что мусор вывезли не вовремя? Правильно – к исполнителю услуги, в АДС. В зависимости от способа управления МКД исполнителем могут быть УО, жилищное объединение (ТСЖ, ЖК, ЖСК).

Именно на исполнителя услуги наложена обязанность принимать от потребителей сообщения о фактах предоставления коммунальной услуги по ТКО ненадлежащего качества (подп. «е» п. 148(22) Правил № 354).

Но! Если в доме жители заключили прямые договоры с региональным оператором, который является в таком случае исполнителем, УО (ТСЖ, ЖК, ЖСК) все равно обязана принимать от потребителей жалобы, фиксировать их и проводить проверки совместно с региональным оператором. Хотя, в этом случае она и не является исполнителем услуги. Это следует из п. 148(22-1) Правил № 354.

После получения обращения потребителя управляющая МКД организация должна:

  • организовать и провести проверку сообщения, составить акт проверки;
  • вести учет жалоб на качество предоставления услуги по вывозу ТКО и результатов их рассмотрения и исполнения;
  • в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
  • проинформировать потребителя о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления услуги ненадлежащего качества или с перерывами.

Cообщение потребителя в АДС о низком качестве услуги может быть направлено как в устной, так и в письменной форме.

Если факт нарушения качества услуги подтвердился, потребитель вправе требовать перерасчета. В этом случае, он обращается к исполнителю услуги (УО, ТСЖ, ЖК. ЖСК, региональный оператор).

Как зафиксировать нарушение качества

Факт нарушения качества услуги по вывозу ТКО проверяется исполнителем с участием потребителя. А по итогам такой проверки составляется акт (пункты 108-109 Правил № 354).

Если факт нарушения качества услуги подтвердится, то в акте указывают:

  • дату и время проведения проверки;
  • выявленные нарушения параметров качества услуги по вывозу ТКО;
  • использованные в ходе проверки способы и методы выявления нарушений (например, визуальный метод);
  • выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Акт составляется в количестве по числу лиц, участвующих в проверке, подписывается ими. При этом, один экземпляр обязательно передается потребителю.

Если исполнитель услуги по каким-то причинам не смог принять сообщение потребителя о нарушении качества услуги, акт проверки составляется самим потребителем, подписывается не менее чем двумя жильцами и председателем совета МКД (если домом управляет УО, либо непосредственное управление), председателем жилищного объединения (если домом управляет ТСЖ, ЖК, ЖСК). Такой порядок закреплен п. 110(1) Правил № 354.

Итак, нарушение качества зафиксировали, теперь необходимо определить, а с какой даты услуга считается предоставленной с нарушением качества и когда период нарушения закончится. Это необходимо для перерасчета платы за данную услугу.

Дата и время начала предоставления услуги с нарушением качества:

  • дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества услуги по вывозу ТКО (отметка в журнале учета исполнителя услуги);
  • дата и время доведения потребителем до АДС сообщения о факте нарушения качества услуги (отметка в журнале регистрации сообщений потребителей);
  • дата и время начала нарушения качества услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества, составленном потребителем.

Период нарушения качества услуги по вывозу ТКО окончен:

  • с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям (отметка в журнале регистрации таких фактов);
  • с даты и времени доведения потребителем до АДС исполнителя сообщения о возобновлении предоставления коммунальной услуги надлежащего качества;
  • с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги.

Какой пакет документов подготовить

Документы, которые могут понадобиться для перерасчета платы за вывоз ТКО, или отказа в перерасчете:

  • сообщение потребителя о факте предоставления услуги ненадлежащего качества;
  • электронный или бумажный журнал исполнителя регистрации фактов о предоставлении услуг ненадлежащего качества;
  • журнал регистрации сообщений потребителей АДС;
  • уведомление регионального оператора управляющей МКД организацией о факте предоставления услуги ненадлежащего качества;
  • ответ управляющей МКД организации потребителю об удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
  • акт проверки факта предоставления услуги ненадлежащего качества;
  • акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги;
  • платежный документ на оплату ЖКУ, в котором отражен перерасчет.

Образец заявления на перерасчет

Несмотря на то, что у исполнителя услуги по обращению с ТКО существует обязанность произвести перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с ненадлежащим качеством или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, потребителю все же рекомендуется подготовить и направить заявление о перерасчете.

В каком документе прописать порядок перерасчета и установления факта предоставления некачественной услуги

Порядок установления факта непредоставления коммунальной услуги, отклонения от качества, порядок перерасчета платы стороны фиксируют в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг. Это закреплено подп. «н» п. 19, п. 148(13) Правил № 354.

Порядок фиксации фактов нарушения региональным оператором обязательств по договору на вывоз ТКО подробно прописан в типовом договоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641».

Права и обязанности потребителей и исполнителя услуги по обращению с ТКО

В таблицах 1 и 2 мы собрали воедино все права и обязанности, которые есть у потребителей и исполнителей услуги ТКО при перерасчетах платы за вывоз ТКО.

Таблица 1

Права и обязанности потребителя при перерасчете платы за ТКО Основания

Права

Требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с ТКО Подп. «в», «ж» п. 148(24) Правил № 354
Требовать от исполнителя оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков Подп. «в» п. 148(24) Правил № 354
Требовать изменения размера платы за ТКО при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность Подп. «д» п. 148(24) Правил № 354
Требовать изменения размера платы за ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении Подп. «д» п. 148(24), п. 148(44) Правил № 354
Обязанности При обнаружении нарушений качества предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО немедленно сообщать об этом в АДС исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем Подп. «а» п. 148(25) Правил № 354
Информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений Подп. «б» п. 148(25) Правил № 354

Таблица 2

Права и обязанности исполнителя при перерасчете платы за ТКО Основания
Права Устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении Подп. «в» п. 148(23), п. 148(35) Правил № 354
Составлять акт об установлении количества проживающих в квартире граждан для расчета размера платы за вывоз ТКО Подп. «в» п. 148(23), п. 148(35) Правил № 354
Составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО п. 56(1), п. 148(35) Правил № 354
Передать право исполнителя устанавливать количество проживающих в квартире граждан с составлением актов — управляющей МКД организации (УО, ТСЖ. ЖК, ЖСК), если в МКД заключены прямые договоры между собственниками и РСО п. 148(23-1) Правил № 354
Обязанности Производить перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с предоставлением такой услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность Подп. «г» п. 148(22) Правил № 354
Производить перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении Подп. «г» п. 148(22) Правил № 354
Принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность Подп. «е» п. 148(22) Правил № 354
Организовывать и проводить проверки фактов предоставления услуги ТКО ненадлежащего качества или с перерывами, составлять соответствующий акт проверки Подп. «е» п. 148(22) Правил № 354
Вести учет жалоб потребителей на качество предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения Подп. «ж» п. 148(22) Правил № 354
В течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы на качество услуги направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа Подп. «ж» п. 148(22) Правил № 354
Информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность Подп. «з» п. 148(22) Правил № 354
Предоставить потребителю через общедоступные источники информацию о показателях качества коммунальной услуги по обращению с ТКО, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальной услуги Подп. «к» п. 148(22) Правил № 354

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ
И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ
И ЖИЛЫХ ДОМОВ

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг… Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410, от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112, от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 14.02.2015 N 129, от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754, от 09.09.2017 N 1091, от 27.03.2018 N 331, от 15.09.2018 N 1094, от 15.12.2018 N 1572, от 21.12.2018 N 1616, от 21.12.2018 N 1622, от 28.12.2018 N 1708, от 23.02.2019 N 184, от 22.05.2019 N 637, от 13.07.2019 N 897, с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2013 N АПЛ13-82)

  • I. Общие положения
  • II. Условия предоставления коммунальных услуг
  • III. Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения
  • IV. Права и обязанности исполнителя
  • V. Права и обязанности потребителя
  • VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги
  • VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
  • VIII. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета
  • IX. Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов
  • X. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
  • XI. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг
  • XII. Особенности предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку
  • XIII. Особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения
  • XIV. Особенности продажи бытового газа в баллонах
  • XV. Особенности продажи и доставки твердого топлива
  • XV(1). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
  • XV(2). Особенности предоставления коммунальной услуги по отоплению в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
  • XVI. Ответственность исполнителя и потребителя
  • XVII. Контроль (надзор) за соблюдением настоящих Правил
  • Приложение N 1. Требования к качеству коммунальных услуг
  • Приложение N 1(1). Типовой договор холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (форма)
  • Приложение N 2. Расчет размера платы за коммунальные услуги
  • Приложение N 3. Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

Открыть полный текст документа

Постановление правительства РФ № 354

// 29.06.2017

Правила предоставления коммунальных услуг в РФ предусматривают бесперебойное круглосуточное водоснабжение граждан в течение всего года при постоянном соответствии состава воды нормам СанПиН. При этом с 2011 года от владельцев помещений, в которые подается вода, требуется их обязательное оснащение счетчиками. Это необходимо для более точного контроля расхода воды и экономии природных ресурсов.

В правовом плане все вопросы установки и эксплуатации водомеров регулируются следующими нормативными актами:

  • Гражданским Кодексом РФ;
  • Федеральным Законом «Об энергосбережении» N 261-ФЗ;
  • «Постановлением правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года».

В соответствии с «Постановлением Правительства РФ №354» установка счетчиков воды является обязательной для всех владельцев недвижимости Москвы. Для тех, кто их еще не установил, предусмотрены индивидуальные тарифы расчетов за потребление воды. С 1 января 2017 года они составляют 160% от нормы (еще в прошлом году эта цифра равнялась 120%). Тенденция повышения стоимости кубического метра воды свидетельствует о серьезном ужесточении мер в сфере расчета коммунальных услуг. Об этом же говорит и рассмотрение в правительстве нового нормативного акта о социальных нормах потреблении воды.

«Постановление № 354» с последними изменениями

Это основной документ в сфере поставки воды гражданам и регулирования всех связанных с ней правовых и хозяйственных отношений. Сам законодательный документ о предоставлении коммунальных услуг вышел в 2011 году (на смену «Постановлению Правительства № 307»). Впоследствии он редактировался изменениями и дополнениями 18 раз. Последние поправки были внесены 27 февраля 2017 года.

Основное положение «Постановления Правительства № 354» – это учет всего объема коммунальных услуг потребителям с использованием комнатных приборов учета. Отсутствие счетчиков допускается только в зданиях, признанных ветхими и имеющих подтверждающие этот факт документы.

Установка и надлежащая техническая эксплуатация приборов, по ПП № 354, должна обеспечиваться собственниками жилых и нежилых помещений. Ввод оборудования в эксплуатацию осуществляется на основании заявки собственника. Установленные водоизмерительные приборы вносятся в базу Федерального информационного фонда fundmetrology.ru. Оплата коммунальных услуг выполняется по последнему показанию водомера.

Планируете установку счётчиков? Выбирайте правильную компанию!

Особенности установки счетчиков воды

Обязательность монтажа оборудования регламентируется федеральным законом и не подлежит частному оспариванию. Чем раньше будет установлен счетчик, тем меньшую экономическую нагрузку будет испытывать домовладелец из-за оплат воды по повышенным тарифам. Это значит, что «Правила № 354» обязательны к исполнению для всех.

Монтаж оборудования подразумевает две взаимосвязанные процедуры.

  1. Установка счетчика на систему водоснабжения. Собственник помещения может выполнить монтаж сам или с привлечением специалистов за свой счет.
  2. Приемка водомера управляющим предприятием. Эта процедура, включая пломбирование, производится бесплатно.

При выполнении монтажа специалистами фирмы, уполномоченной поставщиком ресурсов (по ФЗ № 354), обе части работы могут быть выполнены сразу, за один день.

Комплексная установка измерительных приборов

Счетчик монтируются в непосредственной близости от основной трубы, подводящей воду (в отводящую ветвь). Стоимость монтажа во многом зависит от материала трубы и ее общего состояния. Помимо самого счетчика, по ПП РФ, дополнительно монтируются:

  • контроллер давления для более надежной работы водомера (опционно);
  • элемент грубой фильтрации;
  • элемент тонкой фильтрации (опционно);
  • обратный клапан.

Все компоненты системы устанавливаются по ходу тока воды. Рекомендуется использовать соединители труб, максимально простые в монтаже и демонтаже.

Цена вопроса

Предусмотренная «Постановлением 354» установка измерительного оборудования выгодна не только поставщику, но и потребителям воды, так как объективно усредненная норма на нее в России завышена. Расходы окупаются не более чем за полгода и впоследствии водомер позволяет значительно экономить на водопотреблении. В среднем по Москве стоимость монтажа одного водомера составляет 1600 рублей.

Порядок расчета за коммунальные услуги

Оплата квартплаты также определяется «Постановлением № 354 от 06.05 2011». Расчетным периодом остается календарный месяц. Размер платы рассчитывается по тарифам, установленным водоснабжающей организацией в соответствии с законодательством о госрегулировании цен.

После установки оборудования оплата ЖКХ производится в соответствии с его показаниями по стандартным тарифам. Расчет размера оплаты утвержден Приложением 2 «Постановления 354». Читайте также о процедуре поверки счетчиков воды.

Есть вопросы по установке счётчиков?
Пишите! Мы перезвоним

О порядке начисления и перерасчета размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами

Порядок начисления платы за услугу по обращению с ТКО регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В силу п. 148 (34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению

с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Пунктом 148 (36) Правил № 354 установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Пунктом 148 (44) установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.

Для проведения перерасчета потребителю необходимо представить исполнителю коммунальной услуги заявление о проведении перерасчета в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении и документ, подтверждающий его отсутствие в заявляемый для перерасчета период. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90 раздела VIII Правил № 354).

В силу п. 91 раздела VIII Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с Правилами № 354 и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги. В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

Перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, прилагаемых к заявлению о перерасчете, установленный пунктом 93 раздела VIII Правил № 354, не является закрытым и допускает предоставление иных документов, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

К таким документам относятся:

копия командировочного удостоверения;

проездные билеты;

справки о нахождении на лечении;

справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения;

счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором котором потребитель временно отсутствовал;

документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания;

справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя (п. 94 Правил).

В случае, если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Указанный акт составляется в порядке, определенном п. 56(1) Правил № 354.

Таким образом, в случае, если потребитель является собственником нескольких жилых помещений, он представляет исполнителю коммунальной услуги заявление о перерасчете за услугу в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении с приложением документов, подтверждающих его нахождение в одном из жилых помещений, находящихся у него в собственности. К таким документам относится справка управляющей многоквартирным домом организации, подтверждающая его фактическое проживание по конкретному адресу, а также организации, осуществляющей учет граждан по месту проживания, в том числе в индивидуальных жилых домах (паспортный стол).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *