Ответственность воспитателя детского сада

Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1. Воспитатель детского сада принадлежит к категории «специалисты».

2. На должность воспитателя детского сада назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего специального и медицинское заключение о допуске к работе.

3. Воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему детского сада.

4. В период отсутствия воспитателя детского сада его функциональные обязанности, права, ответственность передаются иному должностному лицу, о чем фиксируется в приказе по учреждению.

5. Назначение или освобождение от должности воспитателя детского сада осуществляется приказом заведующего детского сада.

6. Воспитатель детского сада должен знать:

  • законодательство РФ, нормативные правовые акты по вопросам образовательной деятельности;
  • трудовое законодательство;
  • детскую, социальную психологию, педагогику;
  • нормативные акты о правах ребенка;
  • способы и методику контроля воспитанников;
  • возрастные особенности детей, гигиену, физиологию;
  • педагогическую этику;
  • способы коммуникации, налаживания контактов с коллегами, воспитанниками, их родителями;
  • способы, теорию воспитательной работы, наполнения свободного времени воспитанников;
  • методы установления причин конфликтных ситуаций, их предупреждение и устранение;
  • передовые педагогические методики развивающего обучения;
  • основы работы со средствами коммуникации;
  • основы экологии;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • правила внутреннего трудового распорядка.

7. Воспитатель детского сада руководствуется в своей деятельности:

  • Уставом учреждения;
  • данной должностной инструкцией;
  • законодательными актами РФ;
  • правилами внутреннего трудового распорядка, иными руководящими актами учреждения;
  • приказами, распоряжениями руководства.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

Воспитатель детского сада выполняет следующие должностные обязанности:

1. Контролирует вверенных воспитанников в соответствии с требованиями инструкции по охране жизни, здоровья детей в помещениях учреждения, на прогулочных площадках.

2. Выполняет должностные обязанности только после прохождения медицинского осмотра два раза в год.

3. Следит за состоянием здоровья ребенка.

4. Регулярно проводит мероприятия по укреплению здоровья, совместно с медицинским персоналом учреждения.

5. Производит гигиенический уход за детьми. Уделяет внимание воспитанникам, которые посещают детский сад после болезни.

6. Осуществляет коррекционную, развивающую деятельность с воспитанниками по рекомендациям психологов и иных специалистов.

7. Планирует, производит воспитательную, образовательную деятельность в соответствии с программой, совместно со специалистами учреждения.

8. Готовится к проведению занятий по установленному плану.

7. Содействует выполнению установленного порядка занятий и режима дня.

8. Изучает индивидуальные интересы, способности детей. Использует данные результаты в педагогической деятельности.

9. Регулярно сообщает руководителю учреждения, старшей медсестре об изменениях в состоянии здоровья детей. Устанавливает причину отсутствия детей, ведет табель учета посещаемости.

10. Наблюдает за поведением детей во время адаптации. Ведет записи наблюдений.

11. Работает с родителями в вопросах воспитания детей в семье. Обеспечивает создание необходимых условий в помещениях учреждения для реализации воспитательной, образовательной программы.

12. Готовит досуг, праздничные мероприятия с участием детей, совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

13. Относится к воспитанникам с уважением, заботой, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

14. Заменяет воспитателя-сменщика в период его отсутствия.

15. Своевременно и качественно ведет документацию.

16. Выполняет поручения руководителя, старшего воспитателя, старшей медсестры, которые связаны с охраной жизни, здоровья детей, педагогической деятельностью.

17. Лично сдает смену второму воспитателю. Детей передает по списку.

18. Участвует в педагогических советах учреждения, методических объединениях в районе, округе. Проводит родительские собрания. Участвует в смотрах, конкурсах, выставках детских работ.

19. Ведет деятельность с воспитанниками по благоустройству территории учреждения.

20. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

21. Регулярно повышает профессиональную квалификацию на семинарах, курсах.

22. Бережно обращается с имуществом учреждения.

23. Налаживает санитарно-гигиенический режим в группе воспитанников.

ІІІ. Права

Воспитатель детского сада имеет право:

1. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения своих служебных обязанностей, сохранности материальных ценностей.

2. Представлять интересы учреждения в установленном порядке.

3. Выдвигать предложения в адрес руководства, которые относятся к деятельности учреждения.

4. Принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции.

5. Сообщать непосредственному руководителю о выявленных недостатках в деятельности учреждения. Выдвигать предложения по их устранению.

6. Вступать в коммуникацию с персоналом структурных подразделений учреждения по рабочим вопросам.

7. Вести, подписывать документы в рамках своей компетенции.

8. Получать необходимые сведения для исполнения своих должностных обязанностей.

9. Получать информацию о решениях руководства учреждения в отношении собственной деятельности.

10. Не исполнять свои полномочия при возникновении опасности для здоровья, жизни.

11. Направлять в адрес руководства предложения по улучшению собственной деятельности.

ІV. Ответственность

Воспитатель детского сада несет ответственность за:

1. Нарушение требований трудовой дисциплины, норм внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, противопожарной защиты.

2. Последствия своих решений, самостоятельных действий.

3. Нарушение требований этикета, норм общения.

4. Неправомерное обращение с личными данными воспитанников, сотрудников, разглашение конфиденциальных сведений.

5. Нарушение требований руководящих документов учреждения.

6. Качество ведения отчетной документации.

7. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

8. Причинение ущерба учреждению, ее сотрудникам, воспитанникам, государству.

9. Предоставление руководству, сотрудникам, родителям (опекунам) заведомо недостоверных сведений.

10. Несанкционированное руководством представление интересов учреждения.

Должностные обязанности воспитателя в детском саду

Скачать образец должностной инструкции воспитателя ДОУ

Кто такой воспитатель в детском саду

Воспитание, образование, уход, присмотр — это то, что входит в обязанности воспитателя детского сада в 2019 году. Важные и обязательные качества педагога — доброта, доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность и стрессоустойчивость. Эти критерии закреплены в:

  • должностной инструкции;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • трудовом договоре.

Педагогу в детском саду необходимо любить детей, иметь большое желание стать первым их проводником во взрослую жизнь, уметь улаживать конфликты, найти подход к каждому малышу, оказать первую помощь и приласкать. Работник обязан следить за своим внешнем видом, уметь правильно говорить, находить подход не только к воспитанникам, но и к их родителям. Педагог дошкольного учреждения — важная и ответственная работа, на которой необходимо всегда находиться в добром расположении духа и хорошем настроении. Функциональные обязанности воспитателя предполагают, что специалист позитивен по отношению к ребенку, умеет одинаково относиться к любому малышу, вне зависимости от его поведения, и считается с индивидуальностью каждого воспитанника.

Общие положения

Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.

Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.

Функции

Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:

  • регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Обязанности

Какие обязанности у воспитателя в детском саду:

  • осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
  • проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
  • создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
  • прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
  • разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
  • контролировать состояние здоровья воспитанников;
  • немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
  • проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.

Если воспитатель не выполняет свои обязанности, что делать в такой ситуации родителям? В первую очередь необходимо обратиться к заведующей ДОУ, написать заявление в двух экземплярах, попытаться решить конфликтную ситуацию с требованием ответа в письменном виде.

Права

Права и обязанности воспитателя в детском саду закреплены ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании» и Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014:

  • вносить предложения по улучшению образовательного процесса;
  • получать социальные гарантии и льготы, в соответствии с законодательством РФ;
  • требовать улучшения условий труда;
  • иметь оплачиваемый отпуск;
  • при взаимном согласии обмениваться сменами со вторым работником;
  • требовать устранения неисправностей на вверенной территории и создания нормальных условий труда.

Родители отвечают за воспитание своих детей. Проявление уважения к педагогам, вежливость должны входить в обязанности воспитанников ДОУ и их родителей.

Ответственность

В обязанности воспитателя в детском саду по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) включена ответственность за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • использование рабочего времени в личных целях;
  • превышение полномочий.

Обязанности воспитателя в ясельной группе детского сада отличаются от того, что приходится делать в младшей группе детского сада. В ясли приходят дети совсем маленькие, часто даже не умеющие говорить, полноценно обслуживать себя сами они еще не в состоянии, и часто плачут. А в младшей группе воспитанники постарше, более ответственны, и большинство уже прошли первоначальную адаптацию к новым условиям.

Должностная инструкция младшего воспитателя

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция младшего воспитателя

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность младшего воспитателя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность младшего воспитателя в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Младший воспитатель должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими);

— правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;

— санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря, правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Младший воспитатель назначается на должность и освобождается от нее приказом .

2. Должностные обязанности

Младший воспитатель:

2.1. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем.

2.2. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников.

2.3. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.

2.4. Организует с учетом возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь.

2.5. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.

2.6. Обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам их содержания.

2.7. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими).

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.9. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.10. Соблюдает Устав образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка.

2.11. .

3. Права

Младший воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. .

4. Ответственность

Младший воспитатель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

LiveInternetLiveInternet

Разбираемся, кто несет ответственность за жизнь и здоровье детей в садике и школе.
Маме четырехлетнего Егора Смирнова из детсада позвонили лишь спустя шесть часов после ЧП, когда левая сторона головы ее ребенка превратилась в жуткий синяк, глаз заплыл, мальчика начало тошнить…
— Это случилось, когда детей построили парами и стали спускать по лестнице, — горло Елены Смирновой сжимает спазм при воспоминании о происшедшем. — Нянечка отсутствовала, хотя сопровождать детей обязаны двое взрослых. Егорка оступился и скатился со второго этажа вниз.
Воспитательница отвела малыша к медсестре, которая «не нашла на ребенке даже царапины», смазала ушиб зеленкой и отправила на прогулку. После тихого часа Егорке стало совсем худо. Тогда перепуганная воспитательница позвонила Елене. Врача так и не вызвали.
— Из сада мы поехали к неврологу, — рассказывает мама. — Егорка ничего не мог сказать, только жался ко мне, постанывал. Врач сказал, что у него заторможены реакции. В детской больнице им. Сперанского поставили диагноз: «частичная потеря памяти, сотрясение мозга, ушиб лица, три зуба сильно шатаются». Как только слышит слово «садик», плачет навзрыд: «Мама, не бросай меня там!»
Заведующая столичным садиком № 2572, где все произошло, Татьяна Жукова «наказала виновных» — вынесла воспитательнице и медсестре «строгач».
— Конечно, мы с себя вины не снимаем, — говорит Татьяна Сергеевна. — Но оснований для увольнения не было, на тот момент ребенок чувствовал себя нормально, зрачки были в норме, рвотных рефлексов не было…
Мама Егора посчитала такое наказание чересчур мягким и подала в суд гражданский иск с требованием возместить моральный и материальный ущерб (решение вынесут со дня на день). А еще написала нам в редакцию: мол, ребенка покалечили, и воспитателю это сходит с рук.
В детсаду на бойкую мамашу обиделись: можно было с ситуацией разобраться «по-человечески». Мамочки из родительского комитета Елену тоже не одобряют — «вынесла сор из избы». Но как бы поступили они на ее месте, ответить затрудняются.
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН
А как должно быть на самом деле? В законе «Об образовании» (статья 32) сказано: «Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса». А статья 51-я уточняет: весь груз ответственности несут должностные лица — директора, заведующие, воспитатели и учителя. Первое, что должен сделать воспитатель, — подписать бумагу о своей полной ответственности за жизнь и здоровье детей в своей группе. Обязательства описаны в должностной инструкции.
— Воспитатель несет ответственность за ребенка с момента передачи ему родителями малыша. Как говорится, из рук в руки, — рассказывает юрист высшей категории Анна Дорожинская. — Но если мама довела ребенка только до калитки сада, а дальше он пошел самостоятельно, то все, что с ним может произойти на этом пути, будет на совести родительницы.
Если ребенок пришел в сад один, воспитатель обязан доложить об этом заведующей в письменном виде, а вечером под документом подписываются родители. В свою очередь, он обязан также передать малыша лично на руки родителям.
На случай, когда воспитатель надолго отлучается, с детьми может остаться нянечка, но она ответственности за жизнь и здоровье подопечных не несет. Заведующей подается записка, в которой оговаривается время отсутствия воспитателя. В этот период ответственность несет лично директор. Если такой записки нет, то за ЧП отвечать будут и воспитатель, и заведующая. По закону воспитатель отвечает даже за подхваченные детьми в саду болезни. Но при этом, по той же инструкции, в саду без ведома родителей никто — ни воспитатель, ни нянечка — не вправе давать детям какие-либо лекарства, даже закапать в нос. Это обязанность медсестры, которая должна быть на месте весь день.
ИЗ РУК В РУКИ
Что касается родственников, то ребенка им могут отдать вечером, только если родители об этом предупредили заранее. В некоторых садах при заключении договора с родителями администрация требует список лиц, которые имеют право отвести малыша домой. В типовом договоре, рекомендованном Мин-обрнауки, написано следующее: «Родитель обязуется лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим
16-летнего возраста». Значит, братьям-сестрам, пришедшим за младшеньким, отдавать ребенка воспитатель не имеет права.
— Если родители не успевают забрать ребенка до закрытия детсада, воспитатель не имеет права выставить ребенка одного на улицу. Наказание за подобные выходки — серьезное административное взыскание, и то если с ребенком ничего не произошло. В противном случае дело может закончиться и уголовной статьей «халатность».
В постановлении правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» говорится, что воспитатель обязан сидеть с ребенком, пока за ним не придут.
Если про детсадовца забыли, то воспитатель даже может забрать его к себе домой.
НАКАЗАНИЕ ЗА НЕДОСМОТР
Если вина педагога или директора в гибели ребенка или инвалидности из-за травмы будет доказана, им грозит ст. 293 Уголовного кодекса РФ — наказание от 2 до 5 лет лишения свободы. Если ребенок получил травму, но без серьезных последствий, наказание — штраф от 10 до 20 тысяч рублей или исправительные работы сроком до года. Родители пострадавшего ребенка могут требовать и материальную компенсацию, например за лекарства. Скорее всего, суд удовлетворит требования. Компенсация за моральный ущерб останется на усмотрение судьи.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»: Маленькая зарплата — не отговорка
— Регулярно — как минимум два-три раза в месяц — мы получаем жалобы родителей на недосмотр в школе или детсаду: там малыш ударился, тут подростка избили одноклас-
сники на школьном дворе, еще где-то ученик получил серьезную травму в спортзале. Разбираемся. Как правило, ответ от учителей или воспитателей: «А что мы можем сделать? Знаете, какая у нас зарплата маленькая?»
Да, зарплата — причем далеко не во всех регионах (зарплатам столичных учителей позавидуют многие инженеры или врачи) — невысока. Но это не оправдывает равнодушия, халатности или просто черствости. В принципе, по моему мнению, желание заботиться о ребенке, беспокойство за его жизнь и благополучие должны идти от сердца, не проходя по пути через кошелек.
Учитель, воспитатель — профессии особые. Если ты их выбрал, то не имеешь права быть равнодушным. Помню случай, когда учительница так распереживалась из-за травмы своего ученика (в коей она виновата не была вовсе), что сама попала в больницу с нервным срывом. Это тоже уже край. Но…
Ну а для тех педагогов, кто к своей работе относится формально, мы и опубликовали тут выдержки из законодательных актов: как положено следить за детьми и что бывает с теми, кто с такой работой не справляется.

Уголовная ответственность работников образования

На учителя, как и на любого другого работника, может быть возложена дисциплинарная ответственность. В соответствии с трудовым законодательством можно выделить общую и специальную ответственность учителя. Общая дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового права и по своему содержанию совпадает с ответственностью всех работников, специальная — регулируется нормами трудового и образовательного законодательства.

Помимо общих оснований для увольнения, основаниями для увольнения педагогических работников являются:

  • — повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

  • — применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика (к методам физического насилия относят преднамеренное нанесение физических повреждений, применение физической силы, принудительное физическое воздействие на учащегося, которое распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию. К методам психического насилия относят воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевные страдания, понижает его нравственный и социальный статус. Психическое насилие может выражаться в различных формах: преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; систематическая необоснованная критика; демонстративное негативное отношение к учащемуся. Применение таких методов воспитания будет расцениваться как грубое нарушение Устава учреждения, в том случае, если в Уставе образовательного учреждения указана такая форма его нарушения. В отношении других (непедагогических) работников данная норма Трудового законодательства не применяется, однако из этого не следует, что иные (непедагогические) работники не должны соблюдать норм общественной морали. В последнем случае вопрос исследуется как нарушение норм общественной морали. Право производить увольнение по ст. 336 ТК РФ остается за руководителем образовательного учреждения или иным органом, указанным в Уставе);

  • — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

  • — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

  • — нарушение прав и свобод учащихся, определяемых законодательством РФ, Уставом и локальными актами школы.

  • — применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, воспитанника.

За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры.

Трудовым кодексом РФ (ст.192) предусмотрены три вида дисциплинарных взысканий, применяемых работодателем в отношении работника: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

При этом федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Законодательство запрещает применение дисциплинарного взыскания, не предусмотренного федеральными законами, уставами и положениями. Закон также допускает возложение на работника, уже имеющего дисциплинарное взыскание, но продолжающего не исполнять или ненадлежаще исполнять свои обязанности, возлагать новое (другое) дисциплинарное или общественное взыскание, в том числе увольнение. Увольнение учителя как мера дисциплинарного взыскания допускается не позднее, чем через один месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступка. При этом в исчисление срока применения взыскания не засчитывается время болезни работника или время пребывания его в отпуске, а также время, необходимое для учета мнения профкома образовательного учреждения. Порядок применения дисциплинарного взыскания оговорен ст.193 ТК РФ. Правом наложения дисциплинарного взыскания на педагога обладает руководитель образовательного учреждения или органы управления образованием.

Данным порядком предусмотрены следующие процедуры:

  • 1. выяснение всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка: время совершения, тяжесть проступка, обcтоятельства, при которых он был совершен, характер предшествующей работы и поведение работника;

  • 2. получение от работника письменного объяснения о совершенном проступке. В случае отказа работника написать объяснительную записку, администрацией составляется акт об отказе написания объяснительной записки, который подписывает лицо, совершившее проступок или два свидетеля.

  • 3. администрация учреждения издает приказ о наложении дисциплинарного взыскания и предъявляет его данному работнику под расписку в течение трех дней со дня его издания.

  • 4. в трудовую книжку сведения о дисциплинарном взыскании не вносятся.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в комиссии по трудовым спорам, в государственной инспекции по труду, либо в суде. Судебное обжалование, как правило, касается случаев увольнения работника. В других случаях обжалование носит внесудебный характер.

Дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Нормы, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних, содержатся в главе 20 УК РФ. Педагог как специальный субъект уголовной ответственности упомянут в трех статьях УК РФ, действующего с 1997 г.:

ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность педагога за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним;

ч. 2 ст. 150 УК РФ устанавливает ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;

ч. 2 ст. 151 УК РФ определяет ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные действия.

В названных преступлениях субъектом (т.е. лицом, которое совершает преступное деяние и несет за это уголовную ответственность) является, помимо прочих лиц, педагог. Под педагогом понимается гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, занимающийся преподавательской и (или) воспитательной работой в государственном и негосударственном учреждении (воспитатель, учитель, преподаватель, классный воспитатель и иные педагогические работники). Преступления, совершенные такими лицами по ст. 150, ст. 151 УК РФ, признаются квалифицированными, т.е. влекут повышенную меру уголовной ответственности по сравнению с преступниками — не педагогами. Так, лица, ответственные за пожарную безопасность в школе, няни в детских садах и другие работники образовательных учреждений, не осуществляющие воспитательную функцию, совершив рассматриваемые преступления, подлежат наказанию по ч. 1 ст. 150, ч. 1 ст. 151 УК РФ. Для наглядности рассмотрим следующую ситуацию. Уборщица школы вовлекла учащегося в совершение кражи. Поскольку она не является педагогом, то ей грозит лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 150 УК РФ). Если такое преступление совершит учитель, наказание повышается до 6 лет лишения свободы с одновременной возможностью запрета заниматься педагогической деятельностью на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 150 УК РФ).

Остановимся поподробнее на признаках каждого из перечисленных преступлений. Жестокое обращение (ст. 156 УК РФ). Закон предписывает педагогу соблюдение возложенных на него воспитательных функций. В противном случае за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности, сопряженное с жестоким обращением по отношению к несовершеннолетнему, наступает ответственность в виде лишения свободы на срок до 2 лет Под неисполнением или ненадлежащим исполнением воспитательных обязанностей педагогом следует понимать неосуществление должного наблюдения за несовершеннолетним, безответственное отношение к его воспитанию (попустительство или поощрение озорства, хулиганства). Если подобные действия педагога не сопряжены с жестоким отношением с несовершеннолетним, наступает административная ответственность по ст. 5.35 КоАП. Применение мер воспитания, признаваемые судом жестоким обращением, порождает уголовную ответственность. Термин «жестокое обращение» является оценочным и на практике понимается как насилие (побои, удушения, вырывание волос, связывание конечностей, сечение, покушение на половую неприкосновенность, оскорбление и пренебрежительное отношение к подопечному). Известны случаи, когда педагог за неуспеваемость запирал учеников на ключ, лишал пищи и сна. Все указанные действия подпадают под признаки ст. 156 УК РФ. При этом виновность педагога (т.е. его отношение к происходящему и наступившим последствиям) характеризуется следующим образом: он не только понимает, что совершаемые действия не носят воспитательный характер, но и желает проявить жестокость к несовершеннолетним.

Вовлечением в совершение преступления и антиобщественные действия по статьям 150 / 151 УК РФ признаются любые активные поступки педагогов, которые целенаправленно возбуждают намерение или укрепляют решимость несовершеннолетнего совершить запрещенные законом деяния.

Согласно ст. 150 УК РФ вовлечение должно обязательно подкрепляться каким-либо воздействием на несовершеннолетнего со стороны педагога: обещанием (выставить положительную оценку, отправить в молодежный лагерь), обманом (сообщением о безнаказанности «ты малолетка, тебе ничего не будет»), подкупом, шантажом, насилием, возбуждением чувства зависти или мести, и т.п.

Преступления по ст. 150, ст. 151 УК РФ считаются оконченными (т.е. полностью выполненными) с момента, когда у несовершеннолетнего сложилось твердое желание совершить преступление. Следующим условием привлечения к наказанию по ст. 150, ст. 151 УК РФ является несовершеннолетие вовлекаемого лица. Совершеннолетними в Российской Федерации признаются граждане, достигшие 18 лет; граждане, достигшие 16 лет и работающие по трудовому договору или занимающиеся предпринимательской деятельностью; граждане, вступившие в брак до достижения 18 лет.

Лица, не подпадающие ни под одну из указанных категорий, считаются несовершеннолетними Гражданин, в том числе педагог, не подлежит ответственности по ст. 150, ст. 151 УК РФ, если не знал и не мог знать о несовершеннолетии вовлекаемого гражданина.

Часть 2 ст. 151 УК РФ установила ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные деяния, под которыми закон понимает: систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих средств; бродяжничество; попрошайничество: проституцию.

Способы вовлечения несовершеннолетнего в данные поступки ст. 151 УК РФ не предусмотрены, следовательно, не признаются обязательными для доказывания. Рассмотрим каждое антиобщественное действие отдельно.

Систематическое употребление спиртных напитков — это многократное (не менее 3 раз) потребление (поглощение) несовершеннолетним вино-водочной продукции, независимо от крепости и спиртосодержащих жидкостей (одеколон, лекарственные настойки и т.п.). Отсутствие признака систематичности, то есть единичный случай распития спиртного педагогом с подопечным либо потребление два и более раз, но с большим разрывом во времени, влечет наложение административного штрафа по ч. 2 ст. 6.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП). Такие же правила применяются при склонении к принятию одурманивающих веществ, перечень которых устанавливается федеральными органами управления здравоохранением.

Склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических и психотропных средств образует самостоятельный состав преступления (ст. 230 УК РФ).

Попрошайничество — это постоянное выпрашивание денег, продуктов питания, одежды и иных веществ у посторонних граждан.

Бродяжничество — скитание (перемещение) несовершеннолетнего из одного населенного пункта в другой или из одной местности в другую.

К сожалению, эти явления получили распространение в учреждениях интернатного типа, в том числе для детей-сирот, детей-инвалидов. Лица, занимающие педагогические должности, вовлекают несовершеннолетних в попрошайничество и бродяжничество, угрожая силой, обещая улучшить бытовое положение. Последствия различны: развитие хронических заболеваний, неграмотность, искажение нравственных ценностей, суицид…

Проституция с правовой точки зрения обычно определяется как продажа человеческого тела и (или) оказание сексуальных услуг за вознаграждение в отношении широкого круга лиц. Вовлекаться в занятие проституцией могут как девочки, так и мальчики. Обычная цель вовлечения — извлечение материальной выгоды. Если речь идет о сексуальных отношениях с несовершеннолетним, то уголовная ответственность наступает в случае, если ребенок не достиг 14 лет (ст. 134 УК РФ), несовершеннолетний изнасилован или в отношении него совершены иные действия сексуального характера (ст. 131 и 132 УК РФ). Если в проституцию вовлекается совершеннолетний, уголовная ответственность наступает уже пост. 240 УК РФ.

Для применения наказания за вовлечение в бродяжничество, попрошайничество, занятие проституцией признак систематичности не требуется, достаточно выразить волю и дать согласие на совершение этих действий даже один раз.

Устанавливая ответственность педагога по статьям 150,151,156 УК РФ, государство защищает право несовершеннолетних на нормальное развитие и воспитание. Наказание по этим статьям должно стать неотвратимым. В этом — залог очищения школы от случайных людей, «педагогов» в кавычках, педагогов в уголовно-правовом смысле этого слова.

Помимо дисциплинарной и уголовной в деятельности образовательных учреждений нередко возникает вопрос о материальной ответственности работников. Известно, что нормативно-правовая база материальной ответственности работников сложилась достаточно давно. Между тем, сталкиваясь с такими случаями, руководитель и бухгалтер образовательного учреждения не всегда четко представляют себе, в каких случаях работник несет материальную ответственность, каков порядок ее возложения, как определить размер нанесенного ущерба и т.д. Кроме того, с вступлением в силу Трудового кодекса РФ с 1 февраля 2002 года появились новые нюансы в порядке возмещения ущерба работником.

Порядок возмещения ущерба, причиненного образовательному учреждению, определен ст. 248 ТК РФ.

Правила привлечения к материальной ответственности Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка производится по распоряжению работодателя — администрации образовательного учреждения, а руководителями и их заместителями — по распоряжению соответствующего органа управления образованием путем удержания из заработной платы работника. Такое распоряжение должно быть сделано не позднее месяца со дня обнаружения причиненного работником ущерба.

Днем обнаружения ущерба считается день, когда администрации стало известно о наличии материального ущерба, причиненного работником. При этом день обнаружения ущерба может не совпадать с днем его причинения.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Если администрация образовательного учреждения нарушит правила привлечения к материальной ответственности, то работник имеет право обжаловать эти действия в суде.

Администрация обязана установить все обстоятельства причинения ущерба, в том числе размер прямого действительного ущерба, причиненного организации и причины возникновения ущерба, а также вину конкретного работника и пределы ответственности этого работника за нанесенный ущерб. При этом необходимо взять письменное объяснение о причинах ущерба от виновного лица. Его отказ дать объяснение не препятствует привлечению работника к материальной ответственности, но в этом случае должен быть составлен соответствующий акт.

Администрация образовательного учреждения должна объявить работнику приказ о его привлечении к материальной ответственности. , в котором должны быть отражены: наличие факта недостачи, растраты или хищения; круг лиц, несущих за это ответственность; вид ответственности (дисциплинарное взыскание, привлечение к уголовной ответственности), а также возмещение ущерба в общегражданском порядке; указаны исполнители; сроки исполнения приказа и контроль за его исполнением. Несогласие работника с приказом не останавливает его исполнения.

Следует подчеркнуть, что администрация образовательного учреждения не может своим приказом возмещать ущерб в случаях, когда работник отвечает за этот ущерб в полном объеме, а ущерб превышает его средний месячный заработок. В таких случаях ущерб с работника может быть взыскан только по решению суда. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб образовательному учреждению.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. Администрация образовательного учреждения утрачивает право на принудительное взыскание причиненного ущерба в случае, если работник добровольно его возместил.

  • — Возмещение ущерба возможно тремя способами:

  • — Внесением соответствующих денежных сумм.

  • — Передачей образовательному учреждению равноценного имущества.

  • — Исправлением повреждения.

В случае, когда ущерб возмещается добровольно путем внесения денежных сумм в кассу образовательного учреждения, согласия администрации не требуется. Внесенные деньги должны использоваться по назначению в интересах учреждения и, прежде всего, для восполнения уничтоженного или испорченного имущества.

Работник также может дать письменное обязательство возместить ущерб к определенному сроку с указанием периодичности внесения платежей. Однако исполнение обязательства в этом случае требует согласия администрации образовательного учреждения.

Работник может собственными силами или за свой счет в свободное от работы время осуществить ремонт поврежденного имущества. Такой вид возмещения ущерба часто применяется водителями автомашин, тракторов, и т.д. Необходимым условием возмещения вреда при помощи передачи равноценного имущества является передача не любого аналогичного имущества, а равноценного по своим качествам, полезным свойствам, а также стоимости и степени износа.

Взыскание материального ущерба в судебном порядке.

Судебному рассмотрению подлежат:

Иски администрации к работникам о возмещении прямого действительного ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка, если возмещение не может быть произведено по приказу администрации. Подобные ситуации возникают чаще всего в случаях прекращения работником трудовых отношений с данным образовательным учреждением, либо при пропуске администрацией срока для издания приказа.

Споры работников, несогласных с удержанием, произведенным администрацией в возмещение ущерба, или его размером, при условии, что заявление рассматривалось комиссией по трудовым спорам, (непосредственно в суд могут обращаться работники образовательных учреждений, где нет комиссий по трудовым спорам).

Иски администрации к работникам о принудительном взыскании причиненного ущерба в случаях, когда администрация в период действия трудового договора издала приказ о возмещении ущерба путем удержания из заработной платы работника, но к моменту его увольнения удержания не были произведены полностью или частично, а причитающаяся работнику при увольнении заработная плата является недостаточной для погашения задолженности.

В исковом заявлении администрация образовательного учреждения должна указать сумму прямого действительного ущерба, причиненного ответчиком, изложить обстоятельства, подтверждающие его вину. Исковое заявление должно быть обосновано конкретными документами, в т. ч. должностными инструкциями, определяющими трудовые обязанности работника, актами проверок, данными бухгалтерского учета о стоимости испорченного или уничтоженного имущества, калькуляцией ремонта оборудования, объяснением виновного лица

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Сообщение:»Уголовная ответственность работников образования»

Выполнила студентка

Ш -41 группы

Склюева Татьяна

Ейск,2019

Казнить нельзя помиловать… Кого винить в полученной ребенком травме в ОО?

Алина УльяноваFollow Jun 1, 2017 · 6 min read Фото с сайта canmeddirect.ca

В общей структуре детского травматизма несчастные случаи, произошедшие в образовательном учреждении, составляют не менее 20%. Поэтому главная задача школы, детского сада — сбережение жизни и здоровья воспитанников и обучающихся.

Отметим, что законодательно не существует понятия травматизм. Если ребенком получена травма в ОО, то речь идет о несчастном случае. Такой инцидент может произойти по самым различным причинам.

Находясь в образовательном учреждении, ребенок может получить травму вследствие:

  • несчастного случая, в том числе собственных неосторожных действий;
  • неосторожных или намеренных действий других обучающихся, воспитанников;
  • неправомерных действий работников учреждения;
  • действий посторонних лиц;
  • непреодолимой силы, стихийных бедствий.

Случается, что дети получают травмы из-за неисправности того или иного оборудования в группе или физкультурном зале, на прогулочной площадке. Кто виноват?

Поскольку несчастные случаи разные, то и отвечают за них разные сотрудники. Ребенок может получить травму на прогулке в детском саду, на уроках, а также и на переменах в школе.

Внимание! Сразу отметим, что если ребенок пострадал до того момента, как родители вручили его воспитателю, отвели в школу — никто ответственности из педагогического состава за это не понесет.

В соответствии с общей нормой гражданского законодательства, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Рассмотрим отдельно случай, когда один ребенок наносит травму другому — случайно, например во время игры, или даже намеренно, например, обидевшись и толкнув того. В соответствии с общей нормой ст. 1073 ГК РФ, за вред, причиненный малолетним ребенком (то есть несовершеннолетним, не достигшим 14 лет), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Однако и в этом случае предусмотрено, что если малолетний ребенок причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации либо лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора (например, если речь идет о частном детском саде), то эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред (ч. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Внимание! Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (должностных) обязанностей. Образовательное учреждение может быть освобождено от ответственности только в том случае, если в суде оно докажет, что вред возник не по его вине.

Вот и ФЗ «Об образовании в РФ» гарантирует обучающимся охрану жизни и здоровья(ст. 34).

В обязанность образовательной организации вменяется создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся (пп. 2 п. 6 ст. 28 ФЗ). Данная деятельность включает обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактике несчастных случаев.

Минобрнауки подготовило приказ, регламентирующий порядок расследования и учета несчастных случаев с учащимися во время пребывания в стенах организации. Согласно документу, в ближайшем будущем руководителям образовательных организаций придется отчитываться за каждый синяк под глазом у ребенка.

Но пока данный приказ не принят, следует руководствоваться статьями 227–231 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом Гособразования СССР от 1 октября 1990 г. № 639 (хоть и формально он утратил силу).

Согласно ТК РФ под несчастными случаями понимаются:

  • телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, тепловой удар;
  • ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
  • повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
  • иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.

Какую именно ответственность несет детский сад за травму ребенка — зависит от тяжести травмы и степени вины каждого сотрудника.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной или даже уголовной. Вопрос о возмещении вреда здоровью может быть решен как путем переговоров родителей с руководством организации, так и через суд.

Под виной учебных организаций понимается неосуществление ими должного надзора за несовершеннолетними в момент причинения вреда. Необходимо отметить, что за любую серьезную травму наказывают в первую очередь руководителя.

Таким образом, когда ребенок находится в образовательной организации, за его безопасность отвечает весь персонал учреждения. Прежде всего руководитель как лицо, которое ответственно за организацию всей деятельности. А затем уже иные работники — в той мере, в которой каждый из них обладает должностными полномочиями.

Учитель или воспитатель — это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в образовательной организации. Например в школе, во время уроков, за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен — дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду — воспитатель. Обычно воспитатель подписывает отдельную инструкцию, где прописана ответственность за жизнь и здоровье детей.

Причинение вреда здоровью обучающегося может произойти и в результате нарушения техники безопасности или правил охраны труда. Если нарушение совершено лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, то возможно привлечение виновного к уголовной ответственности. Данный вид ответственности предусмотрен и за гибель ребенка по вине персонала.

Помимо компенсации вреда родителям обучающегося, в случае если в ходе проведения проверки установлена вина педагога в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, работодатель вправе применить к нему и дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, увольнение).

Однако допустима и одновременная ответственность образовательного учреждения и родителей за вред, причиненный малолетним ребенком другому. Если будет признано, что причинение вреда имело место как по вине законных представителей, так и по вине лиц, осуществляющих надзор, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от вины каждого.

Внимание! Педагог, воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей. В должностные обязанности руководителя входит обеспечение выполнения всеми сотрудниками нормативных документов, в том числе и инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей.

Зачастую причиной травмы становится случайность. Если администрация образовательного учреждения докажет, что факта недосмотра не было, то иск родителей может быть отклонен (ч. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Как оформить несчастный случай?

Обратите особое внимание, что расследованию подлежит любая травма, полученная ребенком в образовательной организации.

Специальному расследованию подлежат:

  • групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более пострадавшими;
  • несчастный случай со смертельным исходом.

Педагог, воспитатель должны немедленно сообщить руководителю о произошедшем, а также вызвать медицинского работника организации. Кроме того, сотрудник, допустивший несчастный случай, должен в письменном виде предоставить объяснительную записку.

Руководитель учреждения обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о происшедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или законным представителям, запросить заключение из медицинской организации о характере и тяжести повреждения у ребенка.

При групповом несчастном случае руководителю необходимо обратиться в территориальные органы внутренних дел или Следственный комитет, прокуратуру, в органы управления образованием.

После происшествия в образовательном учреждении руководитель издает приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая. В ее состав входят не менее трех человек. Однако сам руководитель не может входить в состав комиссии, так как только он имеет право подписи результатов расследования.

Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности.

Внимание! Все опросы детей должны проводиться только с разрешения их родителей и при участии штатного психолога или педагогического работника.

Комиссия составляет акт о несчастном случае (форма Н−2), разрабатывает мероприятия по устранению причин несчастного случая и направляет на утверждение руководителю соответствующего органа управления образованием. К акту прилагаются объяснительная, медицинское заключение и иные документы.

Все несчастные случаи, оформленные актом, регистрируются органом управления образованием в журнале. Руководитель органа управления образованием в течение суток после окончания расследования утверждает четыре экземпляра актов и по одному направляет: в учреждение, где произошел несчастный случай, начальнику отдела охраны труда, в архив органа управления образованием, родителям пострадавшего.

По итогам работы комиссии руководитель образовательного учреждения издает приказ о проведении внеочередного инструктажа по охране жизни и здоровья детей, охране труда и технике безопасности; составляет план мероприятий по устранению причин несчастного случая; проводит совещание.

Документы при расследовании несчастного случая:

  • объяснительная записка сотрудника;
  • медицинское заключение;
  • положение о расследовании несчастного случая;
  • приказ о назначении комиссии;
  • акт;
  • протокол;
  • показания свидетелей;
  • форма 1 извещение о групповом несчастном случае;
  • журнал регистрации несчастных случаев.

Профилактика

  1. Администрация учреждения должна предупредить все возможности получения травмы. Все требования должны быть обговорены в инструкциях, с которыми каждого сотрудника необходимо ознакомить под роспись. Кроме того, в штатное расписание нужно ввести должность инспектора по технике безопасности.
  2. Необходимо на прогулках, экскурсиях и занятиях с обучающими моделировать ситуации по предотвращению несчастных случаев.
  3. Следует проводить беседы с родителями. Именно на них лежит большая часть ответственности, которая связана с воспитанием детей.
  4. Согласно требованиям санитарных правил, по всему периметру территорию учреждения нужно оградить забором высотой не менее 1,5 м. Помимо этого со стороны входов в здание должны быть оборудованы предохранительные устройства, препятствующие выбеганию детей на проезжую часть улицы. На территории организации не должно быть сооружений, не относящихся к учреждению.

Конечно же предусмотреть все случаи травматизма сложно…Всегда ли виновато образовательное учреждение?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *