Общая продолжительность военной службы

Информация актуальна на: 02 сентября 2012

№ 1237 (ред. от 10.01.2009 № 30)

Руководствуясь Федеральным законом «Об обороне», постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке прохождения военной службы.
2. Директору Службы внешней разведки Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят органы внешней разведки Российской Федерации, при установлении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава этих органов руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1996 г. № 574 «О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации».
3. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обобщить практику применения в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденного настоящим Указом Положения о порядке прохождения военной службы и при необходимости в марте 2000 г. представить в установленном порядке предложения по его совершенствованию.
4. Не применять на территории Российской Федерации Указы Президиума Верховного Совета СССР по перечню согласно приложению.
5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. № 4 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2, ст. 264).
6. Правительству Российской Федерации привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль 16 сентября 1999 года № 1237
Утверждено Указом Президента Российской Федерации
от 16 сентября 1999 г. № 1237

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
(в ред. Указов Президента РФ от 10.01.2009 № 30)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 1. Общие положения о прохождении военной службы
1. Положение о порядке прохождения военной службы определяет порядок прохождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются — воинские подразделения Государственной противопожарной службы), предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (далее именуется — Федеральный закон), в мирное время, порядок заключения контракта о прохождении военной службы (далее именуется — контракт) и прекращения его действия, а также другие вопросы, которые в соответствии с федеральными законами относятся к сфере его регулирования (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 № 444).
Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.
3. Прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области.
4. Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, сотрудниками военной прокуратуры, а также сотрудниками военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом и настоящим Положением с учетом особенностей, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность военных судов, военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п. 4 в ред. Указа Президента РФ от 21.10.2008 № 1510).
5. Особенности поступления на военную службу отдельных категорий граждан Российской Федерации и прохождения военной службы отдельными категориями военнослужащих устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2. Прохождение военной службы
1. Прохождение военной службы осуществляется:
а) солдатами, матросами, сержантами, старшинами — по призыву или по контракту;
б) прапорщиками и мичманами — по контракту;
Указом Президента РФ от 20.08.2007 № 1084 в данный документ вносятся изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2010 года в подпункте «в» пункта 1 статьи 2 слова «по призыву или» будут исключены.
в) офицерами — по призыву или по контракту.
2. Граждане Российской Федерации (далее именуются — граждане), не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее именуются — военно-учебные заведения), до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям (п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 15.10.1999 № 1366).

Статья 3. Начало, срок и окончание военной службы
1. Началом военной службы считается:
а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;
б) — в) утратили силу с 1 января 2008 года. — Указ Президента РФ от 20.08.2007 № 1084;
г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта;
д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в указанные учебные заведения.
2. Срок военной службы установлен:
а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., за исключением военнослужащих, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, — 24 месяца;
б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, — 18 месяцев;
в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., — 12 месяцев;
г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., — 24 месяца;
д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., — 12 месяцев;
е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.
Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы (п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2007 № 303).
3. Срок военной службы истекает:
а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.
4. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (здесь и далее под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения Государственной противопожарной службы, а также военные факультеты (кафедры) при образовательных учреждениях высшего профессионального образования) в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 № 444).
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом и настоящим Положением.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
5. В срок военной службы не засчитывается:
а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;
в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.
6. Осужденному военнослужащему, овладевшему воинской специальностью, знающему и точно выполняющему требования воинских уставов и безупречно несущему службу, освобождаемому из дисциплинарной воинской части после истечения срока его призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.
Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок военной службы командующим войсками военного округа или командиром (начальником), ему равным и выше, в порядке, определяемом руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
7. Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
8. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.

Общая продолжительность военной службы

Выслуга (общая продолжительность военной службы) включает в себя все время военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. (п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237).

Общая продолжительность военной службы определяется также и в льготном исчислении. Это продолжительность военной службы, учитывающая повышающие коэффициенты: «год за полтора», «год за два» и пр.

Военная ипотека берет в расчет только периоды военной службы

Довольно часто участники НИС путают выслугу, дающую право на пенсионное обеспечение, и выслугу, дающую право на накопления НИС.
Пенсионная выслуга учитывает в том числе периоды службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (постановление Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941).

Военная ипотека учитывает исключительно периоды и длительность военной службы, причем службы и по призыву и по контракту. При этом период обучения в гражданском учебном заведении с военной кафедрой, который засчитывается с коэффициентом 0.5 для пенсии, для военной ипотеки также не применим.

В общем случае периоды службы в ОВД, ГПС, ГФС, ФСИН и пр. военная ипотека не учитывает, но если сотрудник ОВД или сотрудник, имеющий специальное звание полиции в ФСВНГ (ОМОН, СОБР), переводится на военную службу в ВНГ, выслуга ему засчитывается и в военную ипотеку. Такое право предоставлено Федеральным законом от 06.06.2019 № 127-ФЗ.

Расчет льготной выслуги

Продолжительность военной службы считается в льготном исчислении в случаях, определяемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Так, например, статьей 22 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ военнослужащим федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня, если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 утвержден Перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий.

Кроме того, в льготную выслугу лет могут засчитываться:

  • служба в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка, выполнение иных задач за пределами РФ;
  • время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в боевых действиях;
  • время нахождения на летной работе в авиации;
  • служба на атомных надводных кораблях, служба на подводных лодках;
  • служба на минных тральщиках в период траления боевых мин;
  • служба в высокогорных местностях;
  • служба в должностях водолазов;
  • служба на космодроме «Байконур»;
  • служба в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом;
  • служба на заставах, постах, в комендатурах, маневренных группах со сменными заставами, на кораблях и катерах, несущих службу по охране государственной границы, и в других подразделениях Пограничных войск;
  • время непосредственного участия в работах по диагностике, расснаряжению, эвакуации, уничтожению подозрительных в отношении взрывоопасности предметов и самодельных взрывных устройств;
  • и др.

Короткая ссылка на эту статью: https://mlds.ru/~kQ5ma

Что входит в общую выслугу лет, которая прописывается в законе о статусе военнослужащего?

Одним из ключевых институтов права социального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является выслуга лет, под которой понимается продолжительность нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемая при определении объема и видов предоставляемого ему социального обеспечения.Конституционно-правовой смысл данного понятия разъяснен Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации „О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей“ в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы» от 18 марта 2004 г. N 6-П <*>, в котором сказано, что «выслуга лет… по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы».

Продолжительность военной службы военнослужащего рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.Исчисление продолжительности военной службы в календарном исчислении (в годах, месяцах и днях) осуществляется со дня начала военной службы по день ее окончания. При неоднократном поступлении на военную службу в общую продолжительность военной службы в календарном исчислении включаются все периоды военной службы путем суммирования числа соответствующих дней, месяцев и лет.Помимо исчисления срока военной службы в календарном исчислении, в ряде случаев производится льготное исчисление выслуги лет. Целью установления данного порядка исчисления продолжительности военной службы является дифференцирование количества дополнительных льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи в особых условиях.

Российским законодательством предусмотрены следующие основания для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих:

а) участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;

в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных;

г) прохождение военной службы в воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья; д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.

Подробный перечень оснований для льготного исчисления выслуги лет военнослужащих установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях:

1) при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы;

2) при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих;

3) при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию.

При предоставлении всех других социальных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только календарная выслуга лет.

Важно отметить, что с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ в теорию и практику правового регулирования социальной защиты военнослужащих законодателем введено понятие «непрерывная продолжительность военной службы по контракту», которое ранее в отечественном военно-социальном законодательстве не использовалось.

2. Периоды, засчитываемые в выслугу лет на военной службе

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет на военной службе засчитываются следующие периоды:

1) военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ;

2) служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава — до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

3) военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях других государств — участников СНГ и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим в других государствах;

4) служба в советских партизанских отрядах и соединениях, в частях и соединениях народного ополчения в период Великой Отечественной войны;

5) служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);

6) время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, — не ранее чем с 1 января 1961 г.;

7) время пребывания на военных сборах — не ранее чем с 1 марта 1993 г.;

8) служба в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа, действовавших на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., в качестве бойцов, находившихся на казарменном положении, а также в должностях командного состава;

9) время работы офицеров в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе Российской Федерации и бывшего Союза ССР;

10) время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену, окружении и на спецпроверке, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;

11) время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

12) время перерыва в службе военнослужащих в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе.

Таким образом, служба сотрудником МВД в стаж календарной выслуге не входит

Общая продолжительность военной службы

Ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ устанавливает, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Страховые пенсии в Российской Федерации выплачиваются в соответствии с вышеназванным законом. П. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 говорит о том, что для установления права на пенсию, включая пенсии за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения от 13.03.1992. При этом, общий трудовой стаж, приобретенный на территории государств-участников Содружества Независимых Государств до 01.01.2002, учитывается при назначении пенсии за выслугу лет. Ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ дает следующее определение общего трудового стажа: суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, проанализировав вышеназванные нормативно-правовые акты, можно сделать вывод о том, что в общий трудовой стаж могут включаться наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) А уже периоды работы, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Учитывая изложенное, периоды прохождения военной службы в вооруженных силах государств-участников Содружества Независимых Государств в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются. То же самое касается и льгот по медицинскому обслуживанию. Стаж службы в иностранном-государстве, которое на данные момент входит в состав СНГ, не засчитывается. Связано, это с тем, что никаких отчислений ни в Советском Союзе, ни, тем более, уже на данный момент иностранное государство ни в Пенсионный фонд, ни в Фонды ОМС не производило. Хотя в советское время система здравоохранения и пенсионного обеспечения была иная. В области медицинского обеспечения почитайте следующую судебную практику по схожей с Вами ситуацией: http://sudact.ru/regular/doc/cALcsNcXXX1T/. Буду благодарна за отзыв и оценку ответа. polnmarina@yandex.ru

Исчисление льготной выслуги лет для реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

#выслугалет#закон#прававоеннослужащих#право

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.

В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.

Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим — Постановлением Правительства Российской Федерации «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.

Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»);
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Рассмотрим указанные нормы более подробно.

1. В п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, — 30 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, — 35 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, — 40 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, — 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.

В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.

3. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
— право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
— право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
— право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
— право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
— право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
— право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

4. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

5. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.

На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.

Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.

Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
— обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
— способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
— принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
— принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115).
Данная задача может быть решена двумя способами.

Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).

Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.

Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета

«Право в Вооруженных Силах», N 3, март 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *