Негосударственные образовательные учреждения

Содержание

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (НОУ)

  • ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    Законодательством Российской Федерации предусмотрено существование образовательных учреждений, которые имеют определенные особенности реализации образовательных программ. К их числу относятся, во-первых, образовательные учреждения в загран-учреждениях Министерства иностранных дел РФ (МИД РФ). Обучение…
    (Образовательное право)

  • Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях

    В связи с расширением сети образовательных учреждений, появлением альтернативных школ со своими учебными программами, а также предоставлением родителям права выбирать учебное заведение для своего ребенка все больше проблем стало возникать с обучением некоторых детей. В одних случаях причиной трудностей…
    (Психологическая помощь в специальном образовании)

  • Типовая модель системы качества образовательного учреждения

    В 2007 году Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ», совместно с ведущими вузами РФ, в рамках выполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. была разработана типовая модель системы качества образовательного учреждения. В основу…
    (Система качества вуза)

  • Критерии готовности управляющей системы к осуществлению инновационных процессов в образовательном учреждении

    Любые преобразования, инновации, нововведения в образовании оправданы в той мере, в какой они обеспечивают целесообразное изменение качественных характеристик образования, достижение определенного качества образования, отвечающего потребностям многосубъектного потребителя образовательных услуг. Только…
    (Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании)

  • ОТРАЖЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА К СРЕДНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ И УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНОГО ТИПА

    Одним из важнейших гарантированных Конституцией РФ 1993 г. социальных прав человека является право на образование. Длительное время образование было призвано обеспечивать в первую очередь потребности государства. Сегодня ситуация несколько изменилась. Освоение образовательных программ повышения квалификации…
    (История образования и педагогической мысли)

  • Из опыта работы по воспитанию ценностных оснований личности в условиях социокультурной среды образовательных учреждений

    Грамотно выстроенные ценностные ориентиры проектируемой воспитывающей среды педагогом, утверждение ее традиций и установление однозначно понимаемого «общего языка» педагога с воспитанниками, на котором строятся педагогические отношения и передаются им ценности жизни, бесспорно, являются достижением педагогической…
    (Воспитание ценностных оснований личности)

  • Деятельность образовательных учреждений по подготовке водителей транспортных средств

    Аннотация Рассматривается деятельность образовательных учреждений по подготовке водителей транспортных средств, которая осуществляется на основе примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, изучен примерный учебный план, содержащий…
    (Безопасность дорожного движения)

  • ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений…
    (Справочник учителя-логопеда ДОУ)

  • ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

    Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. постановления Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. № 919) I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных…
    (Справочник учителя-логопеда ДОУ)

Открываем негосударственное образовательное учреждение

Прежде всего отметим, что образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании» (далее по тексту — «Законом»). К сожалению, данный Закон не содержит конкретного, однозначного определения образовательной деятельности, но из его анализа можно сделать вывод, что под образовательной деятельностью следует понимать деятельность, результатом которой является получение учащимися (воспитанниками, студентами, слушателями и т.п.) новых или дополнительных знаний, навыков, профессиональной подготовки, квалификации и т.п.

Согласно Закону, образовательную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом (цитируем Закон) «государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».

Таким образом, законодательство исключает коммерческие организации из образовательного процесса — ООО, ЗАО, ОАО и им подобные организации вести образовательную деятельность не вправе.

Образовательная деятельность, осуществляемая юридическим лицом, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, осуществляемая физическим лицом — предпринимателем, по Закону не лицензируется. Закон не расшифровывает, что следует понимать под индивидуальной педагогической деятельностью. По нашему мнению, основанному на сложившейся практике, к ней следует относить образовательные услуги, оказываемые физическим лицом, имеющим соответствующее педагогическое (профессиональное) образование, единолично, собственным трудом (без привлечения по найму и по иным основаниям других специалистов, занятых в образовательном процессе) — например, репетиторство, гувернерство и т.п.

Процедура получения лицензии на право ведения образовательной деятельности достаточно сложна, о ней мы расскажем ниже. Здесь же отметим, что обойти требование Закона и осуществлять образовательную деятельность без лицензии нельзя — подобные действия влекут за собой уголовную ответственность.

В то же время, к образовательный услугам не относятся такие виды деятельности, как проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т.д. — но только в том случае, если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдаются документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В качестве примера деятельности, не являющейся образовательной и не подлежащей лицензированию, можно привести лекции по астрономии, читаемые в Планетарии, сопровождающиеся демонстрацией звездного неба с помощью специального аппарата, которые может посетить любой желающий, купивший билет. Аналогично, не относится к образовательной деятельность музеев, предоставляющих широкой публике доступ к своим экспонатам.

Очевидно, что деятельностью, «похожей» на образовательную, но таковой не являющейся, могут заниматься юридические лица любых форм (в том числе ООО и ЗАО), а не только некоммерческие организации.

Cоздание и регистрация образовательного учреждения

Как было сказано выше, образовательные учреждения могут создаваться в форме некоммерческих организаций. В данной статье мы только перечислим допустимые по законодательству формы некоммерческих организаций:
общественное объединение,
некоммерческое партнерство,
автономная некоммерческая организация,
фонд,
ассоциация (союз),
учреждение,
потребительский кооператив.

Согласно Закону (цитата) «образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников».
Сам термин «образовательное учреждение», используемый в Законе, с нашей точки зрения, является крайне неудачным, поскольку вызывает путаницу и может привести к ошибочному выводу о том, что образовательной деятельностью вправе заниматься только учреждения — единственная из возможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Это неверно — образовательные услуги может оказывать некоммерческая организация любой из перечисленных выше форм.
Дело в том, что Гражданский кодекс дает учреждению следующее определение: «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Как видно, это определение в корне отличается от определения образовательного учреждения. Получается, что по Закону «Об образовании» образовательное учреждение может быть создано в «гражданско-правовом смысле», например, в форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации, а также и в форме собственно учреждения. Надеемся, Вы правильно поняли нашу мысль, поскольку тавтология в терминах «учреждение — вид некоммерческой организации» и «образовательное учреждение», может запутать кого угодно. По нашему мнению, было бы более правильно использовать единственный термин — «образовательная организация». По какой причине законодателю потребовалось вводить еще одно понятие — «образовательное учреждение», остается не ясным. Однако данный термин вошел в широкое употребление, поэтому мы также будем его использовать в дальнейшем.

Учредителями образовательных учреждений могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации любых форм, их объединения (ассоциации и союзы), граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Закон подразделяет образовательные учреждения на следующие типы:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения. В уставе в обязательном порядке должны быть указаны: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) сведения об учредителях;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
г) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;
д) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
е) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственное регистрации. Регистрацию образовательных учреждений (за исключением созданных в форме потребительских кооперативов) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет Главное управление Федеральной регистрационной службы (ГУ ФРС по СПб и ЛО). Регистрацию образовательных учреждений в форме потребительских кооперативов производят налоговые органы.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН — идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах — Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в в органе государственной статистики (в Санкт-Петербурге — в Петербургкомстате) (с получением статистических кодов — ОКВЭД, ОКПО и других).

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:
— уплатить государственную пошлину (2000 рублей);
— подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы — протокол или решение о создании организации, Устав, возможно — учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа;
— заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи — Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

Непосредственно Министерство образования РФ осуществляет лицензирование следующих видов образовательной деятельности:
а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);
б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба;
в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;
д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);
е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации (в Санкт-Петербурге — Комитет по образованию Санкт-Петербурга) и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, осуществляют лицензирование образовательной деятельности соискателей лицензий, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования (за исключением организаций, лицензирование деятельности которых отнесено настоящим Положением к компетенции Министерства образования Российской Федерации).

Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) — представление руководства соответствующей конфессии;
б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;
в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;
д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);
е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;
ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования — аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.
Образовательное учреждение, имеющее намерение осуществлять подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов по вопросам защиты государственной тайны, представляет копию выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и программу обучения, согласованную с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, а по специальностям в области информационной безопасности — также с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и утвержденную федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение. Образовательное учреждение, имеющее намерение вести профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет программу обучения, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации;
з) сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении;
и) сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, — сведения о научных руководителях);
к) опись документов, представленных для получения лицензии.
Формы документов, указанных в пунктах «а», «г», «д», «з», «и», утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов…), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне полученного образования и(или) квалификации.

Как открыть негосударственное образовательное учреждение

Частное образование в России нередко объявлялось приоритетным на самом высоком уровне. Однако реальной поддержки эта отрасль пока не дождалась. Проблемы, которые надо оперативно и профессионально решать, возникают у предпринимателей, желающих обучать детей и взрослых на рыночной основе, еще в самом начале пути. Чтобы открыть НОУ (негосударственное образовательное учреждение), необходимо собрать огромное количество документов, пройти лицензирование, разработать и отправить на утверждение учебный план и многое другое.

Для начала разберемся в терминологии. Негосударственное образовательное учреждение – это некоммерческая организация, предоставляющая на основе полученной лицензии услуги образовательного характера, при этом созданная не государством или субъектом федерации, а частным лицом (или группой лиц). В этом определении важно выделить слово «некоммерческое», что подразумевает неприменимость к НОУ стандартной для частных фирм процедуры регистрации.

НОУ, как и государственные организации, имеют право предоставлять весь спектр образовательных услуг. Среди них есть учреждения дошкольного, общего, дополнительного, высшего и послевузовского типа, а также специальные заведения для детей-сирот. К ним относятся фирмы, проводящие тренинги, семинары, выставки, лекции в том случае, если участникам выдаются дипломы о полученной квалификации.

Процедура регистрации

Прежде, чем начать процедуру регистрации, необходимо собрать большое количество документов, список которых установлен на основании Закона об образовании. Подавать их надо в региональное управление Министерства юстиции РФ по месту жительства, а все, что касается лицензии, прорабатывается с местным Управлением образования.

Любому юридическому лицу для работы требуется устав. В случае с НОУ этот документ обязан соответствовать требованиям, предъявляемым статьей №13 Закона об образовании. Он должен включать в себя помимо полного названия организации, адреса и данных об учредителях такие сведения, как:

  • подробная информация об образовательных программах;
  • нормативы отчисления и приема;
  • система оценок;
  • правила работы с персоналом;
  • язык, на котором ведутся уроки;
  • график обучения;
  • порядок предоставления платных услуг,
  • система построения отношений между заведением, учениками и их родителями.

В документе необходимо указать степень компетенции учредителей и тех лиц, которым они готовы делегировать часть своих полномочий, с приложением соответствующих актов и дипломов. В уставе изначально прописываются все возможные изменения, которым он может подвергнуться в дальнейшем.

Кроме него, для регистрации придется собрать максимальное количество сведений о материально-технической базе учреждения. Предоставляется полный пакет документов, которые касаются имеющейся в распоряжении недвижимости. Это и договор аренды или собственности, и результаты проверки помещения на соответствие законодательно установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, и гарантийное письмо владельца здания. К информации о программах необходимо приложить подробное описание всего оборудования, которое планируется к использованию во время учебного процесса. Оно должно пройти необходимое лицензирование и быть безопасным для здоровья.

Перед регистрацией нужно собрать документы, свидетельствующие о НОУ как о юридическом лице. Их список и правила подачи регулируются законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Вот они:

  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Полное наименование организации;
  • Расчетный счет;
  • Юридический и фактический адреса;
  • Телефоны учреждения;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Эскиз печати;
  • Подробные данные об учредителях. Для граждан России это нотариально заверенные копии паспортов, а также контактные данные. Иностранцы должны предоставить апостилированные, т.е. официально зарегистрированные российскими государственными органами документы. Также, согласно требованиям, все официальные бумаги должны быть переведены на русский язык.

Когда все документы собраны, можно подавать заявление на регистрацию НОУ. Прежде, чем обращаться в местное отделение Министерства юстиций, надо оплатить пошлину в размере 10 тысяч рублей, а полученную квитанцию приложить к пакету документов. После того, как обращение получено, государственный орган назначает проверку всех данных, которая может занять до полутора месяцев. При отрицательном результате по желанию заявителя может быть назначена повторная ревизия.

Все поданные в Министерство юстиций документы очень тщательно проверяются, и в последнее время количество отказов в регистрации негосударственного образовательного учреждения значительно выросло. Особенно скрупулезно исследуются сведения об учредителях и результаты инспекции учебных помещений.

Процедура лицензирования

Еще одна официальная бумага, которую надо получить прежде, чем начать работу, – это лицензия. Она нужна для предоставления почти всех видов образовательных услуг, кроме репетиторства и проведения лекций и семинаров, не подразумевающих выдачи итоговых дипломов государственного образца.

Для получения лицензии требуется почти тот же набор документов, что и для регистрации НОУ:

  • копия устава;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • паспорта учредителей;
  • итоги ревизии здания и материально-технической базы;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Все они вместе со свидетельством о госрегистрации прилагаются к заявлению, которое подается в региональное отделение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Этот орган назначает специальную комиссию, которая в течение 60 дней должна провести проверки документов, здания, техники, педагогического и административного состава, образовательных программ и дать итоговый ответ. Работа без данного разрешения карается очень строго: штрафом до полумиллиона и даже тюремным сроком.

Надо отметить, что требования к соблюдению всех показателей, заявленных в документах на регистрацию и лицензирование, в системе образования крайне серьезны. Так что, собирая и подписывая бумаги, необходимо обращать очень пристальное внимание на их содержание.

Как видно, получить разрешение на работу негосударственного образовательного учреждения непросто. Минимальный срок, который несложно высчитать, сложив время принятия решений по лицензированию и регистрации, два с половиной месяца, скорее всего, серьезно вырастет из-за всех проволочек со сбором нужных документов. Поэтому оптимальное решение – обратиться к профессионалам, готовым взять на себя юридическую и бюрократическую деятельность. Ведь малейшая ошибка при подготовке к любой из этих процедур может обесценить всю проделанную работу. Которую, в случае неудачи, придется начинать с нуля.

Особенности учета и отчетности НОУ

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета НОУ (негосударственное образовательное учреждение), состав и порядок представления отчетности.

НОУ представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для оказания образовательных услуг (ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.18 ст.2, п.4 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту – Закон №273-ФЗ)).

К образовательным организациям относятся некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности на основании лицензии (п.18 ст.3 Закона №273-ФЗ).

Важно!

НОУ должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности (п.1 ст.102 Закона №273-ФЗ).

Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ст.101 Закона №273-ФЗ).

Как и любая НКО, НОУ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

Как зарегистрировать НОУ?

Особенности бухгалтерского учета и отчетности учреждения

НОУ представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. НОУ должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета НОУ

НОУ могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Применяя общую систему налогообложения, учреждения должны учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ НОУ признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Доход, полученный НОУ от оказания платных образовательных услуг, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке (ст.249 НК РФ, письмо Минфина РФ от 24.06.2010 г. №03-03-04/63, постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 г. №А55-5909/2013, определение ВАС РФ от 09.04.2014 г. №ВАС-3384/14 — в передаче в Президиум ВАС было отказано).

Важно!

Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ. Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.

Льгота по НДС

НОУ являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). При этом полученные НОУ целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

При этом для НОУ предусмотрены льготы. Так, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/3230@).

Важно!

Освобождены от налогообложения НДС операции по реализации дополнительных образовательных услуг, в том числе семинаров, мастер-классов и лекций, без выдачи документа об образовании, в случае если указанные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (письма Минфина РФ от 04.12.2015 г. №СД-4-3/21268@, от 05.12.2012 г. №03-07-07/127, от 01.11.2012 г. №03-07-07/112).

При этом если стоимость блокнотов, ручек и продуктов питания слушателям по условиям договора включена в стоимость семинаров, то НДС при оказании образовательных услуг не исчисляется (письмо Минфина РФ от 27.05.2015 г. №03-07-11/30461).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Статья актуальна на 23.05.2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *