Может ли госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью

Предпринимательская деятельность

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ в соответствии с федеральными законами или законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Государственный служащий не лишен права на участие в юридическом лице (на оформление на себя бизнеса), однако в силу ч. 2 ст. 17 названного закона в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Судебная практика подчеркивает, что действующее законодательство не содержит безусловного запрета на владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а предусматривает необходимость передачи их в доверительное управление при наличии объективных доказательств, могущих с достоверностью свидетельствовать о том, что такое владение привело бы или могло бы привести к конфликту интересов — ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 по делу N А56-55628/2012, кассационное определение Московского городского суда от 25.06.2014 N 4г/2-5892/14, апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2014 по делу N 33-10143).

Что запрещено госслужащему в России?

Последнее обновление — 24.06.2014

В ближайшем будущем российские госслужащие, скорее всего, перестанут иметь возможность открывать счета в банках за пределами России, а также хранить ценности и денежные средства за границей. Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о запрете государственным чиновникам иметь счета в зарубежных банках.
Закон, прежде всего, коснется государственных чиновников, которые участвуют в решении вопросов национальной безопасности и суверенитета страны.
В 2013 году Владимир Путин подписал аналогичный закон в отношении членов правительства РФ – им было запрещено иметь иностранные счета и ценные бумаги за границей.

АиФ.ru рассказывает, что на сегодняшний день запрещено госслужащим России.

Счета за рубежом:

  • чиновникам;
  • госслужащим;
  • депутатам;
  • сенаторам;
  • судьям;
  • заместителям руководителей федеральных органов власти (заместителям министров);
  • мэрам городов;
  • главам муниципальных районов;
  • кандидатам в депутаты Госдумы РФ.

Запрещено иметь за рубежом:

  • иностранные счета;
  • облигации;
  • ценные бумаги;
  • дорожные чеки.

Также чиновникам запрещено хранить в зарубежных банках не только деньги, но и любые ценности.

Ценные бумаги

Российские чиновники могут владеть ценными бумагами только в случае, если не возникает конфликта интересов между госслужащим и законными интересами граждан, организаций или государства. Если возникает противоречие между личной заинтересованностью госслужащего и интересами общества, то чиновник обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги и акции во временное владение доверенному лицу.

Дополнительный заработок

Госслужащий не может заниматься любой деятельностью, которая способна приносить доход, кроме:

  • педагогической;
  • научной;
  • творческой деятельности.

При этом он не имеет права получать гонорары и премии за свои публикации, научные работы и выступления.

Также чиновникам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенное лицо.

Пользоваться госимуществом в личных целях

Чиновникам запрещено использовать в неслужебных целях:

  • средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения;
  • служебные автотранспортные средства;
  • другое государственное имущество;
  • служебную информацию.

Подарки и вознаграждения

При исполнении служебных полномочий госслужащие не могут получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде:

  • подарков дороже 3000 рублей;
  • оплаты расходов на отдых, развлечения;
  • оплаты транспортных расходов;
  • оплаты расходов на мобильную связь и другие вознаграждения.

Чиновники, получившие подарки дороже 3000 рублей, должны сдавать их государству, но при желании могут выкупить их официальным путём. Презенты ниже вышеуказанной суммы чиновники могут оставлять себе без оформления.

Забастовки и митинги

Госслужащим запрещено участвовать в забастовках и манифестациях, которые препятствуют функционированию государственных органов и выполнению государственными служащими должностных полномочий.

>Должности

Госслужащий не может быть депутатом и занимать другую должность.

Политические партии

Государственные служащие не могут участвовать в деятельности политических партий и религиозных организаций. А также не имеют права создавать в государственных органах структуры:

  • политических партий;
  • религиозных объединений;
  • других общественных объединений.

за исключением:

  • профессиональных союзов;
  • ветеранских;
  • иных органов общественной самодеятельности.

>Семейные узы

Госслужащий не может непосредственно подчиняться близким родственникам (родителям, супругу, родным братьям и сёстрам, детям) или быть их руководителем.

Гражданство

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27.07.2004 № 79-ФЗ) госслужащему запрещено иметь гражданство другого государства (других государств).

Конфиденциальная и служебная информация

Госслужащий не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию.

Награды и ордена

Вручение почётных наград, орденов и премий госслужащему от:

  • иностранных государств;
  • международных организаций;
  • политических партий;
  • других общественных и религиозных объединений — возможно только с согласия и письменного разрешения руководства ведомства.

Как наказывают чиновников за коррупцию?

Чиновникам, нарушившим антикоррупционное законодательство, грозит увольнение с записью в трудовой книжке «в связи с утратой доверия». Минимальное наказание — вынесенное замечание.

Увольнение в связи с утратой доверия не запрещает чиновнику последующее устройство на госслужбу. Однако, если у гражданина в трудовой книжке есть такая запись, то ещё раз устроиться на госслужбу будет практически невозможно.

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой

1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

ГАРАНТ:

Согласно ГК РФ, введенному в действие с 1 марта 1996 г., не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

О неправомерности проведения забастовок работниками налоговых органов см. письмо Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1997 г. N ВК-6-18/106

>Может ли вступить в политическую партию сотрудник, который находится на государственной гражданской службе?> Вопрос

Может ли вступить в политическую партию сотрудник, который находится на государственной гражданской службе?

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, может.

Запрет на членство в политической партии для гражданских служащих законодательством не установлен. Следовательно, государственный гражданский служащий вступить в политическую партию может.

При этом нужно иметь в виду, что согласно п. 13 и 14 ч. 1 ст. 17 в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности; создавать в государственных органах структуры политических партий … или способствовать созданию указанных структур.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
О государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) Пункт утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом.

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ПАРТИИ

Вправе ли быть членами партии военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАТЕГОРИЙ граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами установлены ограничения на вступление в политическую партию или обязанность приостановления членства в ней, что согласуется с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускающими «введение законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства».

Так, военнослужащие согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» могут состоять лишь в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Запрет на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, и на участие в их деятельности установлен и для всех категорий прокурорских работников – то есть работников органов прокуратуры, имеющих классные чины, воинские звания (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В то же время запрет на членство в политических партиях не установлен для сотрудников милиции, государственной противопожарной охраны, таможенных органов. Однако в своей деятельности сотрудники указанных органов не могут быть связаны решениями партий и не вправе использовать свое служебное положение в их интересах, для выражения своего отношения к ним. Создание структур политических партий и деятельность политических партий в указанных органах не допускается.

Могут ли в партии состоять лица, занимающие государственные должности, и гражданские государственные служащие

Существуют ли для них специальные ограничения

ДА, МОГУТ. ПО ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ законодательством допускается возможность вступления в политические партии лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственные должности Российской Федерации), лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации), а также гражданских государственных служащих. Запрет на членство в политических партиях особо оговорен лишь для отдельных государственных должностей. Так, помимо судей всех судов (в т. ч. судов субъектов Российской Федерации), такой запрет установлен для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации.

Вместе с тем гражданские государственные служащие, состоящие в политических партиях, связаны рядом ограничений. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не вправе использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (пп. 13 п. 1 ст. 17).

Гражданский служащий, замещающий должность категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий. Гражданские государственные служащие также не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания политических партий, если взаимодействие с указанными организациями и объединениями входит в их должностные обязанности.

Как вступить в политическую партию

ПРИЕМ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ осуществляется на основе личных письменных заявлений в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Таким образом, законодатель фиксирует здесь только обязательность личного волеизъявления гражданина и форму его реализации. Что же касается порядка приема в члены партии, то данная сфера правоотношений целиком отнесена к ведению самих партий. Их уставами предусмотрены различные варианты порядка приема в партию: решением первичной партийной организации (АПР); решением первичной организации о приеме в партию с последующим утверждением вышестоящим партийным органом (КПРФ); прием в партию первичной, региональной или местной партийной организацией («Единая Россия», ЛДПР), региональными отделами (СПС) либо центральным органом («Единая Россия» в 2001—2003 гг.).

По общему правилу для приема в партию достаточно соблюдения письменной формы заявления. Однако в практике возможны ситуации, когда лицо, вступающее в партию, направляет свое заявление по почте. На наш взгляд, в этих случаях необходимо, чтобы заявление о приеме было нотариально заверенным: тем самым будет удостоверен его личный характер. В настоящее время некоторые из партий практикуют подачу заявления о приеме в партию через Интернет – путем заполнения типовой анкеты и ее отправки по электронной почте. Подобная форма в принципе допустима, если учитывать темпы развития телекоммуникационных сетей общего пользования, но должна в обязательном порядке предусматривать ответные действия партийной организации по идентификации подписанта и организации заполнения им лично необходимых документов при рассмотрении вопроса о членстве в партии.

Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает, что членство в политических партиях не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства.

Кто может быть членом политической партии

ЧЛЕНАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства.

Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Так, гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии: наличие не прекращенного членства в одной партии делает невозможным его одновременное членство в другой партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Возможно ли участие в деятельности политических партий

а) несовершеннолетних

б) иностранных граждан

в) лиц без гражданства

Если да, то в какой форме

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О политических партиях» однозначно не допускает возможности членства в политических партиях несовершеннолетних, иностранных граждан, лиц без гражданства. Вместе с тем действующее законодательство допускает возможность иных косвенных форм принадлежности к политическим партиям, на которые данные ограничения формально не распространяются. Так, в настоящее время при некоторых партиях («Единая Россия», ЛДПР, «РОДИНА», «ЯБЛОКО» и др.) созданы молодежные организации, основным направлением уставной деятельности которых является оказание им содействия. Поскольку такие организации юридически независимы от партий, то и принадлежность к ним несовершеннолетних граждан не является членством в партии и потому допустима.

Кроме того, для представителей указанных категорий не исключается и принадлежность к сторонникам партии, если такой институт предусмотрен уставом партии, а его обретение не связано уставом с наличием гражданства или достижением 18-летнего возраста. Но в этом случае такого рода сторонники не имеют возможности участвовать в финансировании политической партии.

Какими правами и обязанностями обладают члены политических партий

ЧЛЕНЫ ПАРТИИ УЧАСТВУЮТ в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом. Вместе с тем в комплексе прав и обязанностей, сопряженных с членством в партии, закон особо оговаривает право избирать и быть избранными в руководящие органы партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом партии.

Требованием, вытекающим из положений действующего законодательства, является невозможность одновременного членства в двух и более партиях. Подобный запрет в настоящее время содержится в уставах подавляющего большинства стран Западной Европы – вне зависимости от наличия либо отсутствия такого ограничения в публичном законодательстве. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении по месту постоянного или преимущественного проживания. Важным элементом статуса члена политической партии является обязанность уплаты членских взносов.

Наличие такой системы – это, кроме прочего, и вспомогательное средство организации партийного учета, обеспечивающее регулярное подтверждение членом партии своей принадлежности к ней. Вопрос о необходимости уплаты членских взносов, равно как и об их размере, оставлен на усмотрение партий. Установленный порядок взимания взносов не только отражает степень формализации отношений между партией и ее членами, но зачастую также и свидетельствует (хотя и косвенно) об ориентации на социальную базу.

Свидетельством подтверждения членства гражданина в партии является членский билет, вид и форму которого определяет партия. В КПРФ это книжка, в «Единой России» – специальная пластиковая карточка. Партийный билет, как правило, используется также для учета уплаты членских взносов, участия в голосовании по вопросам партийной жизни и при внутрипартийных выборах, а пластиковая карточка для доступа в партийные электронные и телекоммуникационные системы.

Какие руководящие органы создаются в политической партии

В чем их предназначение

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» установлен ряд требований к организационной структуре политических партий. Это выборность и коллегиальность работы руководящих органов, обязательность наличия контрольно-ревизионных структур, периодическое проведение партийных съездов, предельные сроки полномочий руководящих органов партии (4 года) и ее региональных отделений (2 года). Вместе с тем ряд принципиально важных вопросов закон относит на усмотрение уставов самих партий. В их числе структура руководящих органов партии, распределение объема полномочий и принципов взаимодействия между ними, определение структуры партийных организаций, взаимодействие между центральными органами партии, ее региональными и местными организациями, степень организационной жесткости и внутрипартийной иерархии, а также связанность члена партии решениями, принимаемыми партией.

Закон различает понятия высшего руководящего органа и руководящего органа партии (избираемого высшим руководящим органом).

Высшим руководящим органом политической партии в обязательном порядке является ее съезд, а высшим руководящим органом регионального отделения – конференция или общее собрание регионального отделения политической партии (вопрос о выборе одной из форм может быть конкретизирован в уставе партии). Высшими указанные органы именуют потому, что к их компетенции отнесено решение наиболее серьезных вопросов.

Так, исключительно съездом политической партии осуществляется принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации партии. В работе такого съезда должны принимать участие делегаты от региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом партии.

Решения по указанным вопросам принимаются в соответствии с уставом, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на партийном съезде или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (при наличии кворума).

Для партии обязательно наличие постоянно действующего руководящего коллегиального органа (Центральный комитет, Политсовет, Правление), определяющего в период между съездами вопросы ее текущей деятельности. Наименование такого органа, процедура его избрания, его численность и механизмы формирования определяются уставами партий. Подобные органы могут также создаваться на уровне региональных отделений и иных структурных подразделений партии.

Уставом политической партии такой орган может быть наделен правом принятия решений о выдвижении на повторных и дополнительных выборах кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на соответствующем уровне выборов.

Могут ли потребовать указать членство в партии при заполнении служебной анкеты, при приеме на работу и т. д.

НЕТ, НЕ МОГУТ. Заполнение форм сведений о себе в документах при вступлении в трудовые, гражданско-правовые и служебные правоотношения, в частности при приеме на работу (в т. ч. на работу в негосударственные организации), является предоставлением официальных сведений о себе. В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях» запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

В правоприменительной практике нередко встает вопрос о совмещении данного запрета с необходимостью соблюдения правовых ограничений по членству в партии для отдельных категорий должностных лиц и государственных служащих. По смыслу действующего в этой сфере законодательства соблюдение данного ограничения должно выполняться самими гражданами при занятии ими государственной должности или поступлении на государственную службу, если применительно к занимаемой ими должности или к этому виду службы установлены соответствующие ограничения. В случаях выявления фактов несоблюдения ими данной нормы они несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно пп. 3 п. 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровой службе государственного органа запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, о членстве в общественных объединениях.

В соответствии со статьей 86 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель также не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральным законом. В частности, таким случаем является получение работодателем в установленном порядке решения суда об ограничении конкретному лицу доступа к государственной и муниципальной службе, военной службе и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью в связи с его участием в деятельности экстремистских организаций (ч. 3 ст. 1 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

К таким случаям можно отнести и те, когда кадровая служба в установленном порядке осуществляет проверку сведений о принадлежности к политическим партиям лиц, занимающих должности, несовместимые с членством в партии.

В чем различие между исключением из партии и выходом из нее

ВЫХОД ИЗ ПАРТИИ – добровольная форма прекращения членства в ней. Она непосредственно вытекает из принципа добровольного характера деятельности партии как общественного объединения. Единственно приемлемой в правовом отношении процедурой прекращения полномочий является уведомление о выходе из партии в форме заявления, подаваемого в партийную организацию соответствующего уровня.

Иной формой прекращения полномочий является исключение из партии, осуществляемое по решению партийного органа. Исключение может происходить как в соответствии с желанием члена партии, так и вопреки ему: юридически это не важно. Особенностью исключения как формы прекращения членства в политической партии является тот факт, что оно одновременно представляет собой и правовую санкцию, применяемую по отношению к членам партии за нарушение партийного устава и программы, за совершение действий, дискредитирующих партию. Инициатором постановки вопроса об исключении из партии являются соответствующие руководящие органы, уполномоченные на то уставом.

В ряде политических партий исключение влечет для бывшего члена организации запрет либо ограничение права на повторное вступление. Так, Устав «Единой России» предусматривает, что исключенный не может быть вновь принят в ее ряды в течение трех лет с момента принятия решения об его исключении. В Партии Возрождения России повторный прием в партию исключенных лиц на общих основаниях не допускается: вступление этой категории граждан возможно только после рассмотрения их заявлений на заседании Исполкома партии.

Существует ли возможность обжаловать в суд правомерность исключения из партии

ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, законодательство о политических партиях может содержать нормы, обеспечивающие соблюдение прав граждан на объединение и их защиту, в том числе от неправомерных действий руководящих органов партий. Соответственно самостоятельное регулирование руководящими органами политических партий вопросов внутреннего устройства нельзя толковать как их исключительное право на окончательное разрешение всех спорных ситуаций.

В то же время гарантированная статьей 30 Конституции Российской Федерации свобода деятельности общественных объединений делает возможным разрешение внутрипартийных правовых споров с участием государства лишь в тех случаях, где предметом спора являются охраняемые законом субъективные права гражданина либо оспаривается соответствие существа и процедуры принятия внутрипартийных решений требованиям устава зарегистрированной политической партии. Их судебное рассмотрение в зависимости от предмета правового спора может вестись либо в общем порядке рассмотрения гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, трудовых и иных правоотношений (пп. 1 п. 1 ст. 22 ГПК РФ), либо (например, о защите избирательных прав) – в рамках рассмотрения дел, вытекающих из публичных отношений и указанных в статье 245 ГПК РФ.

В дальнейшем, по всей видимости, целесообразно предметно закрепить в Федеральном законе «О политических партиях» ряд обстоятельств, вытекающих из публичных отношений и являющихся основанием для судебной защиты. К ним, в частности, можно отнести отказ в принятии в политическую партию или прекращение членства в ней по признаку социальной, профессиональной, расовой, национальной и религиозной принадлежности, роспуск вышестоящим руководящим органом партии регионального, местного отделения или иного структурного подразделения, выдвижение и отзыв кандидатов (списков кандидатов). В отношении иных правовых споров целесообразно установить обязательность досудебного порядка их рассмотрения в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии в соответствии с их компетенцией.

Правомерность отказа в принятии в члены (сторонники) политической партии либо исключения из нее в связи с политической деятельностью гражданина, его моральным обликом и эмоционально-волевыми качествами, на наш взгляд, не является предметом судебного спора (кроме случаев, когда такими действиями нарушены требования устава зарегистрированной партии). Данная позиция основана на том, что указанные действия и решения руководящих органов затрагивают не обеспеченные защитой государства права гражданина, а основаны на комплексе дополнительных прав и обязанностей, сопряженных с членством в политической партии.

Вправе ли вышедшие из партии члены потребовать обратно свои взносы

НЕТ, НЕ ВПРАВЕ. Вступительные взносы являются одним из возможных источников формирования денежных средств политической партии. Они могут быть предусмотрены уставом, обязанность их уплаты сопряжена с членством в партии. При этом собственником денежных средств и иного имущества является партия в целом.

Члены политической партии не имеют прав в отношении ее имущества. Соответственно, если один из них в добровольном порядке выходит из организации, он не сохраняет прав на добровольно переданное ей в период его членства имущество и денежные средства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *