Момент начала жизни в уголовном праве

Содержание

Минимальный срок для родов жизнеспособного ребенка

Официальные документы, утвержденные Минздравом Российской Федерации по рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, определяют сроки преждевременных родов, во время которых есть возможность родить жизнеспособного ребенка. Критерии, регламентирующие необходимость оказания медицинской помощи новорожденному, включают и примерные сроки беременности, на которых младенец появляется на свет.

Минимальный и физиологический срок родов

Оптимальным считается появление на свет малыша на 40-й неделе, но дохаживает только каждая десятая беременная женщина. Это идеальный срок для родов, а в жизни редко что-то бывает идеальным. В 40 недель природой предусмотрены необходимые условия для рождения здорового младенца, и родовой процесс прошел без осложнений.

Развитие плода в материнской утробе должно быть завершенным. Клинические исследования показали, что небольшие отклонения от педиатрической нормы не оказывают существенного влияния на состояние новорожденного.

На каком сроке можно родить жизнеспособного малыша? Уже продолжительное время в современной педиатрии доношенными считаются роды на сроке с 37 по 42 неделю. Первую акушерскую неделю считают с 1 дня последней менструации и сверяется по данным УЗИ в каждом триместре.

Доношенного ребенка можно рожать с 37-й по 40 неделю включительно. На 36 он все еще считается доношенным, на 41-й и 42 – переношенным. На последней неделе решается вопрос о вспомогательных мерах по стимуляции родового процесса или досрочном родоразрешении при помощи кесарева сечения.

В рекомендациях ВОЗ, принятых за основу в нормативных документах РФ, основным определяющим критерием физиологичности появления ребенка на свет в определенные природой сроки, и его жизнеспособности, стал срок гестации, а не вес и не рост новорожденного, хотя показатели тоже учитываются. Женщина рожает доношенного ребенка только на 37, 38, 39 и 40 неделе. С 22 по 36 он считается недоношенным, на 41 и 42 – переношенным.

Степени недоношенности и показатели

Медицинская помощь по обеспечению жизнедеятельности при преждевременных родах предпринимается с 22 недели беременности, при условии, что ребёнок весит не менее 500 г, а длина его тела составляет 25 см и больше. В статистические данные включаются младенцы рожденные жизнеспособными, достигшие с 28 недели 1 кг и 35 см роста. С 22 по 27 оказывается медицинская помощь и предпринимаются необходимые меры по выхаживанию. Если такой ребенок прожил более недели, его регистрируют живым.

Основные критерии для выставления в истории болезни по неделям беременности:

  • 22-27 — 4 степень недоношенности, вес с 0,5 по 0,999 кг;
  • 28-31 – 3 степень недоношенности, — 1 кг–1,5 кг;
  • 32-35 — 2 степень недоношенности, — 1, 501 кг–2,0 кг;
  • 36 (иногда 36-37) неделя — 1 степень недоношенности, — 2,001-2,5 кг;
  • 37-40 — считается доношенным;
  • 41-42 – переношен.

Согласно рекомендациям ВОЗ, преждевременными считаются роды, произошедшие в период с 22 по 37 неделю. Ребенок рожденный на 37 неделе уже числится родившимся в минимальный срок для физиологических родов, если младенец появился на свет на неделю раньше – он все еще не доношен до нижней границы нормы.

Выживаемость на каждом этапе

4 степень недоношенности – период, когда ребенок недостаточно подготовлен к жизни вне материнской утробы. Дело не только в маленьком весе, но и в недоразвитии жизненно важных органов. Если роддом располагает необходимым оборудованием и специально подготовленным персоналом, есть минимальные шансы на выживание новорожденного. Поэтому регистрация, как живого, осуществляется только с 28 недели, или через 7 дней после рождения.

На 3 степени отмечается примерно 50% выживаемости, причина высокой смертности в незрелых легких. Если их удалось подготовить до родов, малыш выживает.

На 2 и 1 степени, в современных условиях, удается спасти практически всех детей. Несмотря на 100% выживаемость младенцев с 1 и 2 степенью недоношенности, врачи стараются продлить беременность хотя бы до минимального физиологического срока. Никакое суперсовременное оборудование не заменит по снабжаемости, комфортности и оптимальным естественным условиям материнскую утробу.

В недели, когда ребенок все ещё числится недоношенным, происходят процессы перехода во внешний мир. Организм претерпевает радикальные изменения для обеспечения адаптации вне матери, реализацию самостоятельного дыхания и питания.

Чтобы не допустить преждевременных родов, каждая женщина должна выполнять врачебные предписания, максимально заботиться о собственном теле и будущем ребёнке, которому предстоит появиться на свет. Жизнь малыша и здоровье зависят от матери.

В статье идет речь о преждевременных родах и их причинах, рассмотрен правильный уход о недоношенных детях.

Преждевременные роды – всегда ли приговор для новорожденного?

Самым радостным временем для каждой женщины является 40 недель ожидания материнства, однако иногда малыш «спешит» появиться на свет, и поэтому роды происходят неожиданно рано. Согласно данным ВОЗ, каждые восьмые роды происходят раньше установленных 38 недель, в таких случаях гинекологи говорят о преждевременных родах.

Преждевременные роды

Преждевременными родами считается родовая деятельность, начавшаяся на сроке с 22 по 37 неделю, в результате которой родился жизнеспособный ребенок с массой 500 и более грамм. Регистрация подобных малышей еще 15 лет назад проводилась только в том случае, если плод прожил 7 суток.

С какой недели роды считаются преждевременными

Преждевременным родоразрешением считается рождение живого ребенка, на сроке беременности начиная с 22 и заканчивая 37 неделями гестации. Если ребенок прожил менее 7 дней, то роды расцениваются как выкидыш на позднем сроке.

В мире был зарегистрировано несколько случаев рождения живых малышей на 21 недели и 6 дней беременности с массой менее 300 грамм.

Дети, рожденные до 38 недели, классифицируются на три категории:

  1. До 28 недели – рожденные крайне преждевременно.
  2. 28-32 недели – значительно преждевременно.
  3. 32-37 недели – умеренно и незначительно преждевременные.

Преждевременными могут быть не только естественные роды, но и роды с помощью кесарево сечения, проводиться такая операция до 38 недель может только по очень серьезным показаниям.

Причины преждевременных родов

Несмотря на все достижения мировой медицины, не существует единой теории, которая бы объясняла наступление родов раньше времени. Существует огромное множество самых разных факторов риска, которые не позволяют выявить точные причины ранней родовой деятельности, поэтому и спрогнозировать их крайне сложно.

Инфекции и заболевания матери

Разнообразные вирусные и бактериальные инфекции довольно часто провоцируют преждевременные роды.

Бактерии и вирусы в процессе жизнедеятельности вырабатывают вещества, которые способствуют ослаблению мембран вокруг амниотического мешка, что становится причиной преждевременного их разрыва. Такими инфекциями могут стать:

  • трихомоноз;
  • гонорея;
  • герднереллез;
  • хламидиоз.

Кроме того, факторами риска считается наличие у матери в анамнезе диабета, хронического тонзиллита, высокого артериального давления, нарушений сворачиваемости крови, анемии, ревматизм, пиелонефрит, гипотериоз.

Спровоцировать преждевременное родоразрешение может повышенная температура тела – свыше 38,5 С, которая держится более 3 дней.

Генетические мутации плода

Иногда причиной однократных родов раньше положенного срока или привычного невынашивания беременностей становятся генетические мутации плода. Подобные аномалии возникают из-за нарушения процесса деления хромосом, к ним относятся:

  • инверсия;
  • дупликация;
  • инсерция;
  • делеция;
  • амплификация;
  • трисомия;
  • моносомия;
  • транслокация.

Как правило, плод с генетической мутацией абортируется самопроизвольно еще до 28 недели из-за остановки в развитии.

Лекарства и препараты

Иногда из-за незнания беременной о фармакологических особенностях лекарств, она сама может спровоцировать начало родовой деятельности, поэтому в период беременности категорически запрещено принимать любые препараты без врачебной консультации. Вот краткий перечень лекарственных средств, которые могут привести к преждевременным родам:

  • Эрготамин.
  • Цитрамон.
  • Суматриптам.
  • Аспирин.
  • Анальгин.
  • Дисульфирам.
  • Галотан.

Угрозу для будущего малыша также несут лекарственные растения их сборы и смеси. В частности, имбирь является сильным стимулятором родовой деятельности.

Многоплодная беременность

Многоплодная беременность часто становится естественной причиной провоцирующей преждевременные роды из-за перерастяжения мышц матки. Если речь идет о двух плодах, такой риск составляет 40%, при трех и более малышах он увеличивается до 98%. Для многоплодной беременности, особенно тройня и более, допускается рождение малышей с 32 недели.

Иные факторы риска

Существует и множество других провоцирующих преждевременные роды факторов:

  • аномалии развития матки и ее шейки;
  • аномалии половых органов матери;
  • истмико-цервикальная недостаточность;
  • предыдущие аборты и преждевременные роды;
  • недоедание и анемия;
  • возраст до 18 и после 35 лет;
  • алкоголизм и наркомания;
  • стрессы;
  • травмы;
  • гормональные нарушения;
  • хирургические операции на органах брюшной полости.

Малыши мужского пола чаще рождаются преждевременно, чем девочки.

Как предотвратить преждевременные роды

Чтобы свести к минимуму вероятность преждевременных родов, следует внимательно отнестись к беременности еще до момента зачатия – беременность должна быть планированной, а будущие родители должны пройти комплексное обследование.

Важно также снизить вероятность преждевременных родов если:

  • регулярно посещать гинеколога;
  • избегать стрессов;
  • отказаться от алкоголя, сигарет;
  • ограничить физические нагрузки;
  • выполнять специальную гимнастику для беременных;
  • правильно питаться;
  • избегать массового скопления людей, чтобы не заразиться какой-либо инфекцией;
  • ни принимать бесконтрольно не только лекарства, но и витамины.

При первых признаках начала родовой деятельности, следует незамедлительно обратиться к врачу, так как вполне вероятно, что схватки можно будет остановить, а вынашивание беременности продолжится.

С какой недели беременности плод может выжить

Жизнеспособным считается плод, родившийся на сроке свыше 24 недели беременности. Теоретически, такие дети способны выжить при минимальной помощи лечебного учреждения, с условием, что плод родился без каких-либо патологий.

С какой недели выхаживают недоношенных детей

Благодаря современным медицинским технологиям, в хорошо оснащенных роддомах выхаживают малышей рожденных с 22 недели беременности, если ребенок появился на свет на сроке 21 и 6 дней недели без признаков жизни реанимировать его не будут.

Несмотря на, то, что крохи с массой от 500 грамм выживают, большинство врачей порогом жизнеспособности считают 24 недели.

Практически в 100% случаев малыши, рожденные на 22-23 неделе, не дышат самостоятельно, они находятся на аппарате искусственной вентиляции легких, и интубируются, кроме того применяются ПАВ для улучшения работы легких – без современных технологий такие дети не выживают. Вероятность выживания зависит от веса при рождении и получения матерью кортикостероидов перед родами для улучшения работы дыхательной и нервной систем.

Угрожающие факторы и симптомы при преждевременных родах

Преждевременные роды проходят три этапа:

  1. Угрожающая родовая деятельность.
  2. Начинающаяся родовая деятельность.
  3. Начавшиеся роды.

Симптомами первого этапа – сильные боли в пояснице и нижней части живота, повышение тонуса матки, шейка матки при этом закрыта. На втором этапе появляются схваткообразные боли внизу живота, схватки, укорочение и иногда раскрытие шейки матки, возможен разрыв плодного пузыря и излитие вод.

О преждевременных родах говорят в том случае, если у женщины произошло излитие околоплодных вод, сопровождающееся слабой или слишком сильной родовой деятельностью. В этот период у женщины может произойти отслоение плаценты и сильные кровотечения.

Как происходят преждевременные роды

Роды, произошедшие раньше 38 недели чаще, чем своевременные, сопровождаются осложнениями как у ребенка, так и у матери. Тактика ведения родов зависит от состояния матери и плода, и может быть как выжидательно-консервативная, так активная. На выбор тактики влияет:

  • стадия родовой деятельности;
  • неделя беременности;
  • состояние околоплодных вод;
  • раскрытие шейки матки;
  • присутствие какой-либо инфекции;
  • кровотечение/его отсутствие.

В процессе родов проводятся следующие мероприятия:

  1. Применение спазмолитиков.
  2. Применение пудендальной анестезии.
  3. Рассечение промежности (при необходимости).
  4. Головку плода выводят без какой-либо защиты промежности.

Как правило, роды раньше срока протекают стремительно, схватки отличаются болезненностью, и частота между ними быстро сокращается до 1 минуты.

Из-за незрелости костей черепа, существенно увеличивается риск травматизации головного мозга, что может привести к кровоизлиянию в мозг ребенка. Женщины при таких родах чаще получают разрывы внутренних и внешних половых органов из-за того что они не успевают приспособиться к их растяжению.

При преждевременных родах не рекомендовано применение сильных стимулирующих родовую деятельность препаратов, так как сильные схватки могут травмировать плод. Отделение ребенка от матери должно производиться не позднее 1 минуты после рождения, при этом малыш удерживается на уровне тела матери.

При наличии показаний, роженице может быть проведено кесарево сечение, более того, именно такое родоразрешение рекомендовано женщинам с многоплодной беременностью (3 и более плодов) на сроке свыше 33 недель беременности. Так же оперативное вмешательство рекомендуется и для одноплодной беременности с 28 недели, если было диагностировано тазовое предлежание плода. Оперативное вмешательство на более ранних сроках, 22-25 неделях, не рекомендовано.

Что делают с малышом при рождении раньше срока

С момента отделения малыша от матери, им начинает заниматься команда неонатологов, при необходимости проводятся реанимационные мероприятия. У таких малышей присутствуют признаки незрелости – малое количество подкожной жировой клетчатки, пушок на теле, мягкие ушные и носовые хрящи, расположение пупочного кольца близко к лобку, крик очень слабый или отсутствует вовсе.

Глубоко недоношенные дети незамедлительно после оказания реанимационных мероприятий помещаются в специальные кувезы, где поддерживается температура 34-37о С и влажностью около 90%, такие условия максимально приближенные к внутриутробным и позволяют малышу «дозреть». Часто такие дети нуждаются в искусственной вентиляции легких и интубируются.

Сосательный рефлекс у них не развит, поэтому кормят малышей через зонд материнским молоком или специальной смесью. Расчет питания происходит по специальным формулам, объем, и частота кормлений зависит от массы тела малыша. Дважды в день малышей взвешивают, не вынимая из кувеза. Для того чтобы не допустить нарушений дыхательной системы в кувез подаётся кислород.

Несмотря на то, что взять таких малышей на руки часто не разрешают. Очень важно, чтобы мама и папа разговаривали с малышом, гладили его, это стимулирует нервно-психическое развитие малыша.

У недоношенных малышей ежедневно проводится мониторинг электролитного и газового состава крови, пульса и АД. Дети, рожденные после 33 недели, обычно не нуждаются в помещении в кувез, а размещаются в кроватях с обогревом или в обычных кроватях, при температурном режиме 24-26 оС.

Домой могут быть выписаны малыши с весом более 2 кг, которые способны сами поддерживать температуру тела. Если же в течение 14 дней малыш не набрал 2000 г или имеет перинатальную патологию, то выхаживание продолжается в отделении детских больниц для недоношенных детей.

Какие прогнозы

Прогноз для недоношенных детей зависит от срока рождения и массы. Для детей, появившихся на свет на сроке 22-23 недели, большую роль имеет качество интенсивной терапии. Среди таких малышей уровень физических и умственных отклонений в разы больше чем при своевременных родах.

В течение первых нескольких лет жизни психическое здоровье недоношенных детей заметно отстает от нормы, у 29% детей которые родились на сроке 22-24 недели, значительная часть дефектов интеллекта сохранится на всю жизнь, интеллектуальные нарушения сопровождаются гемиплегией, параплегией. У 10-12 % недоношенных детей с массой тела при рождении до 1000 г наблюдается тяжелые органические повреждения ЦНС, отклонения в нервно-психическом развитии.

У детей с массой тела при рождении менее 1250 г сохраняется стойкая предрасположенность к поражениям органов зрения – близорукости, астигматизма, отслоения сетчатки, и даже полная потеря зрения

В последние годы у недоношенных детей все чаще диагностируется ДЦП, что обусловлено большей возможностью сохранить беременность, протекающую с угрозой прерывания. Кроме того, благодаря современному оборудованию, все чаще дети с асфиксией и внутричерепными кровоизлияниями выживают.

Для недоношенных детей характерным является более быстрые темпы развития ранней анемии, повышается риск развития септицемии, гнойного менингита, остеомиелита. Такие малыши более подвержены к частым вирусным заболеваниям, отитам. Девочки, рожденные раньше срока, также имеют склонность к самопроизвольным абортам и невынашиванию беременностей.

При благоприятном развитии малыша, к 26-28 месяцам происходит выравнивание развития по отношению к доношенным детям.

Преждевременные роды, даже на крайне ранних сроках 22-23 недель все чаще и чаще не являются приговором для ребенка. Благодаря постоянному усовершенствованию медицинских технологий, у таких детей с каждым годом появляется все больше шансов расти и развиваться, нечем не отличаясь от малышей, рожденных в срок.

С какого возраста человек обладает правами гражданина ?

бразие форм объединения людей и организаций 4) преобладание государственных интересов над частными 2.Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права являются правилами общего характера. Б. Нормы права существуют только в письменной форме. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 3.Верны ли следующие суждения о правовых нормах? А. Нормы права регулируют только отношения между гражданами и государством. Б. Нормы права оценивают поступки людей только с позиций добра и зла. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 4.Для характеристики внутреннего строения права, выражающего согласованность и единство всех норм права, используют понятие 1) система права 2) отрасль права 3) нормативный правовой акт 4) система законодательства 5.Что является примером нормы трудового права? 1) Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. 2) Не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию. 3) Лицо, осуществляющее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. 4) При приёме на работу на срок до двух месяцев испытание работникам не устанавливается. 6. Установите соответствие между понятиями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. ПОНЯТИЯ ОТРАСЛИ ПРАВА A) наследование 1) гражданское право Б) авторство 2) трудовое право B) время отдыха Г) сделка Д) коллективный договор 7.Правоотношениями называют 1) урегулированные нормами права общественные отношения, предполагающие применение мер государственного воздействия 2) урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны друг с другом субъективными юридическими правами и обязанностями 3) совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородную сферу общественных отношений 4) установленную государством и гарантированную нормами права способность субъекта общественных отношений иметь юридические права и обязанности 8.В приведённом ниже списке указаны черты сходства юридических фактов-событий и фактов-действий и отличия юридических фактов-событий от фактов-действий. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) не зависят от воли и сознания человека 2) связаны с возникновением правоотношений 3) влекут юридические последствия 4) носят объективный характер 9. В приведённом ниже списке указаны черты сходства дееспособности и правоспособности гражданина и отличия дееспособности от правоспособности. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) характеристика субъекта гражданского права 2) наступление зависит от возраста 3) может быть ограничена судом 4) гарантируется нормами права Черты сходства Черты различия 10.Гражданин Р. не оплатил проезд в общественном транспорте. Это пример правонарушения 1) уголовного 3) административного 2) гражданско-правового 4) дисциплинарного 11.Чиновник городской администрации в благодарность за оказанные услуги принял дорогостоящий подарок от владельца крупного магазина. Субъектом этого правонарушения является 1) чиновник 3) городская администрация 2) дорогостоящий подарок 4) полиция 12.В приведённом ниже списке указаны черты сходства преступления и проступка и отличия преступления от проступка. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) порождает судимость 2) причиняет вред законным интересам личности 3) влечёт уголовную ответственность 4) является виновным действием Черты сходства Черты различия 13.Верны ли следующие суждения о юридической ответственности? А. Юридическая ответственность защищает интересы личности, общества, государства. Б. Юридическая ответственность стимулирует общественно-полезные действия субъектов права. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 14.Верны ли следующие суждения о юридической ответственности? А. Юридическая ответственность применяется только к лицу, виновному в нарушении правовых норм. Б. Юридическая ответственность возможна лишь при соблюдении установленного процессуального порядка. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Человек имеет права с момента своего рождения. статья по теме

Человек имеет права с момента своего рождения !!!

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребенок?
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного права обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:
— На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.
— На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.
— На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
— На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами.
— На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
— На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.
— На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей.

— На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно–политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
— На доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка.
— На участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста).
— На свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.

Что понимается под правом на образование? Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом; 18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся? Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?
Устав и вся указанная информация должны быть вывешены в школе и любом другом учебном учреждении в общедоступном месте (ч. 4 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Каковы типичные нарушения прав учащихся? В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
— неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
— пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
— представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
— пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
— государственная типовая школа остается основным местом образования;
— не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
— распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
— физическое насилие;
— психологическое, психическое насилие;
— система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
— выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
— отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
— перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
— угрозы в адрес ребенка;
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
— ложь и невыполнение взрослым обещаний;
— однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Наносится вред здоровью ребенка
Проявления:
— расписание не соответствует нормам валеологии;
— сверхнормативное увеличение учебного плана;
— проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
— большие объемы домашних заданий;
— у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.
— Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.

Можно ли исключить учащегося из школы? За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 10 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.76 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»).

Может ли подросток потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качества жизни обучение и воспитание, которые он получает в школе?
Да, подросток имеет такое право (ч. 2 cт. 8 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Куда учащиеся могут обратиться за помощью в защите своих прав? Заметим, что в первую очередь следует попытаться найти справедливость самостоятельно. Гражданин может защищать свои права любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 Гражданского Кодекса). Если учащемуся не удается это сделать, следующим шагом может быть обращение к учителю, к директору школы, к родителям. В некоторых школах успешно действуют авторитетные органы ученического самоуправления, уполномоченные по правам участников образовательного процесса, школьные службы примирения. Если не удается решить действительно серьезную проблему на локальном уровне, можно обратиться в прокуратуру, в суд, к государственные и негосударственным организациям, защищающим права человека. Укажем только несколько адресов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *