Ликвидация ООО ликвидатор учредитель

Содержание

Ликвидация ООО с единственным участником

Здравствуйте, Светлана!

Поэтапный порядок ликвидации общества:

1.Готовится решение единственного учредителя о ликвидации ООО, о назначении ликвидатора, об утверждении порядка и сроков ликвидации ООО. Законодательство не обязывает назначать ликвидатора только из состава участников или сотрудников ООО, также нет запрета назначать ликвидатором единственного участника ООО.

2.Уполномоченное лицо в течение 3 рабочих дней информирует о принятом решении налоговые органы по месту гос.регистрации юридического лица. В налоговую инспекцию необходимо представить заполненную форму Р15001. Кроме того, регистрирующие органы следует уведомить о назначении ликвидатора.

3. Оформить публикацию информации в СМИ о ликвидации фирмы. Объявление следует разместить в специализированном периодическом издании. Обычно такие объявления публикуются в «Вестнике государственной регистрации».

4.Проведение сверки по платежам с налоговым органом для выявления задолженностей общества

5.Рассмотрение предъявленных кредиторами требований.Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ кредиторы юридического лица вправе предъявить свои требования в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества.

6.Составление промежуточного ликвидационного баланса ООО. Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит: сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных требований; результаты их рассмотрения.

7.Подготовка решения учредителя об утверждении промежуточного баланса. Вы как единственный учредитель утверждаете баланс.

8. Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества.Уведомление должно быть направлено по форме N Р15003. Промежуточный ликвидационный баланс прилагается к уведомлению

9.Выплата денежных сумм кредиторам первой и второй очереди ликвидируемого ООО

10.Выплата денежных сумм кредиторам третьей и четвертой очереди ликвидируемого ООО
11. Предоставление сведений в органы Пенсионного фонда РФ: сведения о каждом работающем в организации застрахованном лице, сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих застрахованных лиц, сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реестр застрахованных лиц. Срок предоставления сведений в ПФР: в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица.

12. Проведение инвентаризации имущества общества

13.Составление ликвидационного баланса
14. Принятие Решения учредителем об утверждении ликвидационного баланса.

15. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками.Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общества передается участнику общества

16.Подача документов в налоговый орган для государственной регистрации ликвидации общества. Ликвидатор уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации не ранее чем через два месяца с момента публикации о ликвидации юридического лица в органах печати.В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган представляются: Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, подписанное ликвидатором; Ликвидационный баланс; Документ об уплате государственной пошлины; Документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (для регистрации ликвидации территориальным органом ПФР)
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Может ли ликвидатором быть единственный учредитель

Срок предоставления сведений в ПФР: в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица.

12. Проведение инвентаризации имущества общества

13.Составление ликвидационного баланса 14. Принятие Решения учредителем об утверждении ликвидационного баланса.

15. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками.Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общества передается участнику общества

16.Подача документов в налоговый орган для государственной регистрации ликвидации общества. Ликвидатор уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации не ранее чем через два месяца с момента публикации о ликвидации юридического лица в органах печати.В соответствии с п. 1 ст.

Может ли единственный учредитель быть ликвидатором

Представление этих документов в ФНС в указанные сроки;

  • оплата государственной пошлины за регистрацию прекращения деятельности общества и получение на руки выписки из ЕГРЮЛ о том, что сведения о данном ООО из него удалены.

Ликвидатор обязан тщательно следить за тем, чтобы все действия выполнялись в соответствии с действующим законодательством.

Процесс закрытия предприятия довольно сложный. Самостоятельно сделать это бывает порой совсем не просто. «Новичок» может запутаться в порядке действий и составлении документации.

Поэтому лучше доверить закрытие бизнеса профессионалам, которые специализируются на предоставлении подобных услуг предпринимателям.

Может ли единственный учредитель быть ликвидатором ооо

4.Проведение сверки по платежам с налоговым органом для выявления задолженностей общества

5.Рассмотрение предъявленных кредиторами требований.Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ кредиторы юридического лица вправе предъявить свои требования в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества.

6.Составление промежуточного ликвидационного баланса ООО. Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит: сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных требований; результаты их рассмотрения.

7.Подготовка решения учредителя об утверждении промежуточного баланса. Вы как единственный учредитель утверждаете баланс.

ВниманиеС момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.73

4. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.5

Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.28

Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (для регистрации ликвидации территориальным органом ПФР)

Единственный учредитель, может единолично принять решение о ликвидации, назначить себя ликвидатором и провести всю процедуру ликвидации. Удачи.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (ст.

Итак, рассмотрим ситуации, при которых ликвидатор будет нести ответственность.

Может ли единственный учредитель быть ликвидатором

Законом допускается привлечение для этих целей и сторонних организаций, а также ИП, оказывающих соответствующие услуги.

На практике чаще всего ликвидация поручается лицу, близкому к ликвидируемому ООО. Это может быть как один из учредителей, так и компетентный работник организации (директор, юрист, бухгалтер).

Назначение ликвидатора проводится путем принятия решения учредителем или собранием учредителей. Решение о назначении ликвидатора может выглядеть следующим образом.

Какую отчетность подписывает ликвидатор, его полномочия при ликвидации ООО

Полномочия ликвидатора определены ч.
4 ст.

ГК РФ, ст. 62-4). Он прежде всего обязан уведомить ФНС о том, что компания прекращает работу (ФЗ №129 ст. 20-3).

Кроме того, в его обязанности входит:

  • подготовка плановых мероприятий по ликвидации;
  • размещение информационных сообщений в СМИ о начале процедуры;
  • оповещение кредиторов;
  • подготовка ликвидационных балансов (перед этим нужно провести инвентаризацию имущества и задолженностей);
  • составление и осуществление плана погашения долгов (последовательно, в соответствии с законом);
  • уведомление сотрудников о предстоящем увольнении.

Если экономические показатели ликвидируемого ООО говорят о признаках банкротства, ликвидатор обязан инициировать соответствующую процедуру.

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за свою деятельность перед законом.

Она, по сути, становится единоличным исполнительным органом предприятия. Также ликвидационная комиссия :

  • Выступает от имени юридического лица в суде или представляет его интересы в государственных органах.

    Здесь возможны следующие варианты.

    • Директор — человек, нанятый по трудовому договору общим собранием учредителей (или единственным учредителем).

    В этом случае при увольнении директора ему полагаются гарантированные договором и положениями ТК РФ выплаты, а процедура увольнения должна быть проведена в соответствии с требованиями трудового законодательства.

    Работа ликвидационной комиссии юридического лица

    В компетенцию ликвидационной комиссии входят все управленческие функции в отношении прекращающей свою деятельность компании.

    После того, как она начнет свою работу, полномочия с высшего руководящего состава снимаются.

Самый рискованный вариант для учредителей.

Такие нормы содержатся в пункте 3 статьи 56 ГК РФ, пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), пункте 3 статьи 3 Закона N 14-ФЗ.

Во-вторых, если при ликвидации ООО будет обнаружено, что активов общества не хватает для удовлетворения запросов кредиторов, то до момента создания ликвидационной комиссии учредители должны подать заявление на банкротство.

Если это требование нарушено, то учредители тоже будут нести субсидиарную ответственность.

Напомним, суть субсидиарной ответственности в том, что к учредителю кредитор обращается в том случае, если не получил своевременного ответа от основного должника.

Кроме того, при банкротстве возможны и другие неприятные сценарии, чреватые для учредителей административной или даже уголовной ответственностью .

Может ли директор быть ликвидатором ООО

При добровольном закрытии организации закон не предусматривает каких-либо ограничений на лиц, которые могут назначаться на должность ликвидатора. В этой ситуации ответственным за закрытие предприятие лицом может стать директор фирмы.

Таким образом, директор компании может стать ликвидатором после отстранения от своих полномочий руководителя

Однако, при банкротстве предприятия ситуация меняется, и ответственным за процесс назначают конкурсного управляющего, которого выбирает судья.

Может ли учредитель быть ликвидатором ООО

В законодательстве нет ограничений в том, кто может быть ответственным при ликвидации ООО, но это правило касается только добровольного закрытия фирмы.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО?

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО — важный и интересный вопрос, с учетом неоднозначной трактовки в законодательстве понятий ликвидатор/ликвидационная комиссия. Разберемся с ним раз и навсегда.

Кто такой ликвидатор, и как это понятие соотносится с понятием «ликвидационная комиссия»

Ликвидатор – это лицо, занимающееся вопросами, возникающими в ходе реализации процедуры прекращения деятельности организации. Ликвидационная комиссия – это коллегиальный орган, разрешающий аналогичные вопросы.

Порядок назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии прописан в ст. 62 ГК РФ, ст. 57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.1998 № 14. Однако положения закона крайне скупы, и в полной мере не регулируют вопросы деятельности ликвидатора или ликвидационной комиссии. Более того, ФЗ № 14 не содержит даже намека на то, что в прекращении деятельности организацией может участвовать ликвидатор, оперируя понятием «ликвидационная комиссия».

На практике, возможно назначение как ликвидатора, так и ликвидационной комиссии, а разрешает данный вопрос общее собрание ООО. Для организации прекращения деятельности маленькой компании чаще всего пользуются услугами одного человека. Если компания крупная, назначается комиссия (в числе не менее двух участников, один из которых является председателем).

Кто может быть ликвидатором?

Законодательство обходит стороной вопрос о том, кто может являться ликвидатором организации (либо входит в состав комиссии). Положительным моментом можно считать то, что и запретов относительно выборы кандидатуры закон не устанавливает.

Чаще всего ликвидатором становится бывший единоличный исполнительный орган фирмы (директор, гендиректор, и т.д.). Это связано с тем, что он работал в организации и имеет представление о ее деятельности. Трудовой договор с ним при назначении ликвидатором расторгается (впрочем, директора увольняют при назначении любого лица ликвидатором).

Помимо директора ликвидатором может быть кто угодно (любое дееспособное лицо). Это и представители частных фирм, оказывающих услуги по ликвидации, и один из учредителей ликвидируемой организации. Предполагается, что ликвидатор должен иметь представление о том, как проходит процедура прекращения деятельности организации, чтобы ее осуществлять.

Требований к составу ликвидационной комиссии закон также не предъявляет.

Назначение ликвидатора при ликвидации ООО. Образец решения о назначении ликвидатора (протокола собрания участников ООО)

Для назначения ликвидатора не подходит трудовой договор, ввиду отсутствия соответствующей должности в организации и целесообразности таких действий (организация скоро прекратит существование). Поэтому чаще всего заключается гражданско-правовой договор (например, оказания услуг). Можно вообще не заключать никаких договоров (такого требования закона нет), но тогда порядок деятельности и размер вознаграждения ликвидатора не будут определены.

Процедура назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии следующая:

  1. Принимается решение единственного учредителя, либо созывается внеочередное общее собрание, на повестке дня которого стоит вопрос о порядке и сроках ликвидации фирмы, назначении ликвидатора/комиссии, прекращении полномочий единоличного исполнительного органа.
  2. Заключается договор с ликвидатором/комиссией (при желании).

Приведем образец протокола общего собрания участников организации и образец решения единственного участника о назначении ликвидатора.

Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО

Если кратко, то ликвидатор или ликвидационная комиссия получают полномочия гендиректора, в том числе право на защиту интересов компании в судебных инстанциях. Закон (п. 4 ст. 62 ГК РФ) формулирует это правило так: «к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица». Достаточно размыто, поэтому мы и проводим параллель с гендиректором, который ранее осуществлял аналогичные обязанности.

Не стоит забывать, что иные органы управления ООО действуют вплоть до регистрации его ликвидации (например, общее собрание участников организации, которое подписывает, промежуточный и окончательный ликвидационные балансы). Это правило не касается только единоличного исполнительного органа (гендиректора).

На практике, комиссия или ликвидатор осуществляют деятельность, направленную именно на ликвидацию компании. Перечень таких действий предусмотрен ст. 63 ГК РФ. К ним относятся:

  • Публикация данных о ликвидации фирмы в СМИ.
  • Поиск и уведомление кредиторов, взыскание дебиторской задолженности.
  • Составление промежуточного ликвидационного баланса (но не утверждение).
  • Продажа имущества компании при его недостаточности для удовлетворения интересов кредиторов.
  • Обращение в арбитраж при обнаружении признаков банкротства.
  • Составление ликвидационного баланса (но не утверждение).
  • Подача заявления о ликвидации фирмы на регистрацию.
  • Представительство интересов компании в суде.

***

Таким образом, при ответе на вопрос о том, кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО необходимо учитывать, что закон не устанавливает требований к лицам, которые могут быть ликвидаторами, либо входить в состав ликвидационной комиссии. В итоге упразднение фирмы может быть поручено любым лицам.

Кто может быть ликвидатором ООО при его ликвидации

Прекращение деятельности ООО, его ликвидация, согласно федеральному законодательству, происходит при непосредственном участии ликвидатора. Вместе с тем никаких особенных требований к кандидатуре ликвидатора или членов ликвидационной комиссии правовые нормы не содержат. Такая ситуация рождает много вопросов у учредителей ликвидируемого ООО. Ликвидатор в заключительный период работы Общества представляет его интересы в суде, в ФНС, перед контрагентами, контролирует процесс ликвидации. Особая компетенция необходима, если финансовое состояние ООО на момент ликвидации неблагоприятно. Как правильно назначить ликвидатора, кто обязан это делать и можно ли заменить уже назначенного ликвидатора другим, расскажем в статье.

Обязанности, ответственность и компетенция ликвидатора

Назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии) не должно носить случайный характер, поскольку именно на него возлагается полная ответственность за проведение ликвидационных процедур. От ликвидатора требуются прежде всего высокий уровень правовой грамотности, компетентность в делах ликвидируемой фирмы, развитые коммуникативные навыки для общения с представителями контролирующих органов, должниками фирмы, сотрудниками. После начала ликвидации к нему переходят все управленческие права, кроме закрепленных за учредителем и участниками. Ему нет необходимости при этом оформлять доверенность от ООО.

Ликвидатор, приступая к своим обязанностям, должен действовать в интересах компании (ГК РФ, ст. 62-4). Он прежде всего обязан уведомить ФНС о том, что компания прекращает работу (ФЗ №129 ст. 20-3).

Кроме того, в его обязанности входит:

  • подготовка плановых мероприятий по ликвидации;
  • размещение информационных сообщений в СМИ о начале процедуры;
  • оповещение кредиторов;
  • подготовка ликвидационных балансов (перед этим нужно провести инвентаризацию имущества и задолженностей);
  • составление и осуществление плана погашения долгов (последовательно, в соответствии с законом);
  • уведомление сотрудников о предстоящем увольнении.

Если экономические показатели ликвидируемого ООО говорят о признаках банкротства, ликвидатор обязан инициировать соответствующую процедуру.

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за свою деятельность перед законом. Если прекращающая работу фирма имеет явные признаки банкротства, но соответствующая процедура ответственным лицом не запущена, ликвидатор может отвечать перед кредиторами своим имуществом (ФЗ №129, ГК РФ, ст. 399).

Ликвидатор, который своими действиями нанес убытки заинтересованным лицам (например, не включил кредитора и задолженность перед ним в промежуточный баланс), может также отвечать за это своим имуществом, как и члены одноименной комиссии – равными долями (ГК РФ, ст. 53.1, 64.1). Умышленное сокрытие информации, имущества компании, уничтожение значимых для компании документов или их подделка ликвидаторами наказывается уже по УК РФ (ст. 195).

К сведению! Ликвидация фирмы может носить добровольный и принудительный характер. Кому конкретно быть ликвидатором, во многом зависит от вида ликвидации.

Добровольная ликвидация

Участники ООО на общем собрании приняли решение ликвидировать организацию. Ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) обычно назначают:

  • учредителя;
  • генерального директора (вместо гендиректора он будет называться ликвидатором);
  • руководителя финансовой службы, главного бухгалтера;
  • компетентного юриста, штатного или приглашенного со стороны;
  • рядового сотрудника фирмы (если другие варианты невозможны);
  • стороннюю фирму, оказывающую соответствующие возмездные услуги.

Важно! ИФНС на местах нередко требуют обязательного создания ликвидационной комиссии. Они руководствуются ст. 57 ФЗ «Об ООО», где речь идет о ликвидационной комиссии (п. 2 абз. 2). По мнению чиновников, это означает, что единственный учредитель не может ликвидировать единолично свое ООО. Однако ГК РФ (ст. 62 п. 3) говорит о возможности создания не только ликвидационной комиссии, но и о назначении отдельного ликвидатора.

Ликвидация по суду

Если решение о ликвидации принимается судом, этот орган и назначает ликвидатора. Такое решение может быть принято, например, по инициативе ФНС, иных контролирующих органов, в ситуации, когда фирма имеет все признаки банкротства. Арбитражный управляющий, назначенный судебным органом, должен иметь статус члена саморегулируемой организации. Он полностью берет в свои руки процесс ликвидации.

Смена ликвидатора

Действующий ликвидатор в некоторых случаях может быть заменен, и на его место назначен другой человек в следующих случаях:

  1. Ликвидатор, назначенный судом, затянул сроки, указанные в судебном решении, компания не закрыта до определенной судьями даты. Сроки могут быть продлены также по суду, с одновременной заменой ответственного лица (либо без замены).
  2. Ликвидатор добровольно расторгает заключенный с компанией договор на выполнение своих обязанностей. Условие о возможности расторжения должно быть прописано заранее. Подобное может произойти, если ликвидируемая фирма «проблемная» — имеет крупные долги, тяжбы с контрагентами, если ликвидатор ограничен во времени либо оказался недостаточно компетентен.
  3. Собрание принимает решение о замене ликвидатора, если гражданин недобросовестно исполняет процедуру ликвидации, например, затягивает ее умышленно. Протокол собрания – основание для смещения ответственного ликвидатора и передачи его функций другому лицу.

Поскольку на период ликвидации ликвидатор получает все права руководителя ООО, по мнению ФНС, его замена оформляется аналогично – с использованием ф. Р14001. ФЗ №129 «О госрегистрации юрлиц» (ст. 17-2) не требует дополнительно прилагать к нему решение о смене ответственного лица, но на местах чиновники часто требуют протокол как подтверждающий документ.

Итог

  1. Ликвидация ООО проходит под руководством председателя ликвидационной комиссии или ликвидатора.
  2. Граждане, занимающиеся ликвидацией компании, должны обладать высоким уровнем правовой и экономической компетенции, ответственности.
  3. Ликвидаторы несут полную, в том числе и личную имущественную, ответственность за процесс ликвидации.
  4. Законодательство не содержит четких рамок, ограничивающих назначение ликвидаторов собранием ООО. Ликвидатор может быть также назначен судом.
  5. Полномочия ликвидатора могут быть прекращены, если он некомпетентен, сам изъявил такое желание либо умышленно вредит компании в процессе ликвидации. Единственный учредитель может выступать в роли ликвидатора своего ООО.

Приказ о создании ликвидационной комиссии (образец)

В случае, когда участники организации принимают решение о ликвидации юридического лица, закон возлагает на них обязанность назначить лиц, которые будут решать все связанные с ликвидацией вопросы. Такая группа лиц именуется «ликвидационная комиссия». В этой статье рассмотрим, что из себя представляет данная комиссия, какие у нее полномочия, кто входит в ее состав, а также порядок ее назначения.

Полномочия ликвидационной комиссии юридического лица

Рассматриваемый орган представляет собой назначаемую органом управления организации группу лиц, на которую возлагаются обязанности по совершению всех необходимых действий для осуществления ликвидации организации. Для этих целей может быть назначено и одно лицо – ликвидатор. Однако независимо от того, кто осуществляет ликвидацию – ликвидатор или ликвидационная комиссия, полномочия данных органов будут одинаковыми.

Комиссия или ликвидатор в процессе ликвидации организации совершает следующие действия:

  • принимает на себя управление делами организации;
  • выступает от имени организации в суде;
  • публикует в «Вестнике государственной регистрации» и средствах массовой информации сообщение о ликвидации организации, сроках и порядке принятия требований кредиторов;
  • другими способами уведомляет кредиторов о том, что организация находится в процессе ликвидации;
  • подготавливает промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются финансовое состояние организации, ее активы, дебиторскую и кредиторскую задолженности;
  • обеспечивает продажу имущества организации в целях погашения долгов;
  • производит расчеты с кредиторами и принимает меры по взысканию дебиторской задолженности;
  • по окончании всех расчетов с кредиторами и дебиторами составляет итоговый ликвидационный баланс;
  • распределяет оставшиеся средства между учредителями или участниками организации;
  • подает в налоговую инспекцию заявление о регистрации ликвидации юридического лица.

В случае, если имущества ликвидируемой организации оказывается недостаточно для погашения всех долгов, ликвидационная комиссия подает в суд заявление о признании организации банкротом, и процедура ликвидации сменяется процедурой банкротства, которая осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ .

Комиссия или ликвидатор, уполномоченные на проведение процедуры ликвидации организации, должны действовать добросовестно и разумно, соблюдая интересы ликвидируемой организации и ее кредиторов.

Порядок назначения ликвидационной комиссии

Как уже было сказано ранее, комиссия назначается органом, принявшим решение о ликвидации организации. Инициатором ликвидации может быть учредитель или участник организации, а также ее руководитель или другой орган, уполномоченный на это учредительными документами. Такое решение может принять и суд, в случае если был подан иск по одному из оснований, перечисленных в п. 3 ст. 61 ГК РФ.

В любом случае уполномоченным лицом должно быть принято решение о назначении ликвидационной комиссии. Образец такого документа будет приведен далее в статье.

Данное решение может быть принято органом управления вместе с решением о ликвидации или оформлено после в виде приказа (распоряжения), в котором указываются:

  • сведения об организации – наименование, адрес, регистрационные данные, другие реквизиты;
  • дата и номер акта;
  • основание вынесения приказа – «в связи с принятием решения о ликвидации организации» с указанием реквизитов соответствующего решения;
  • состав ликвидационной комиссии;
  • сроки и порядок работы комиссии;
  • лица, на которых возлагаются исполнение и контроль за исполнением приказа;
  • должность и подпись лица, вынесшего приказ.

Вышеуказанные полномочия и обязанности возлагаются на комиссию с момента, указанного в приказе, или с момента вступления этого акта в силу.

Как правило, члены ликвидационной комиссии – это:

  • руководитель организации;
  • учредители или участники либо их представители;
  • представители работников организации.

Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии также должны входить представители соответствующих органов власти.

Скачать приказ о создании ликвидационной комиссии (образец)

Вопрос-ответ по теме

>Вопрос

Ликвидатор подписывает отчетность в ФНС как руководитель код 1 или как представитель код 2.

Ответ

Ликвидатор подписывает отчетность в качестве руководителя организации.

Гость, знакомьтесь — Правобот!

При подаче документов можно использовать рекомендацию в обосновании.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе составить окончательный ликвидационный баланс только после того, как завершит расчеты с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

В свою очередь, расчеты нужно провести на основании промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет его после того, как истечет срок для предъявления требований кредиторами (п. 2 ст. 63 ГК РФ, подп. «а» п. 4 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Этот срок начинает течь с момента опубликования в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации и не может составлять менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Таким образом, даже если предположить, что у ликвидируемого общества нет кредиторов, временной разрыв между публикацией в журнале и составлением окончательного ликвидационного баланса все равно не может быть менее двух месяцев. На практике такой разрыв обычно в несколько раз больше.

Кроме того, закон прямо предусматривает, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе уведомить налоговую инспекцию о завершении процесса ликвидации не ранее чем через два месяца с момента, когда ООО опубликовало сообщение о ликвидации (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации)».

Полномочия ликвидаторов

Абз. 2 п. 2 ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон об ООО) устанавливает, что, принимая решение ликвидировать общество, его участники одновременно определяют, кто возглавит эту процедуру.

Вывод! Таким образом, уже при принятии решении о ликвидации ООО должен быть решен вопрос о назначении ликвидатора или членов ликвидационной комиссии.

В п. 3 ст. 57 закона об ООО прямо говорится о том, что с момента назначения ликвидатора / ликвидационной комиссии все права и обязанности, связанные с управлением делами предприятия, отныне относятся исключительно к его компетенции.

Важно! Сведения о ликвидаторах в обязательном порядке должны быть отражены в ЕГРЮЛ. Так, согласно п. 14.2.05.18 приложения 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645, если в форму 15001 включена информация только о принятом решении о ликвидации, то ее подписантом может быть только участник. Если же в этом заявлении указываются сведения о назначении ликвидационной комиссии, то полномочие на его подписание уже передается ликвидатору.

В качестве основных компонентов полномочий ликвидаторов можно назвать:

  • проведение всех необходимых ликвидационных процедур, связанных с информированием кредиторов и фискального органа;
  • представление отчетности;
  • решение и оформление кадровых вопросов, включая увольнение всех сотрудников.

Важно! Согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ ликвидаторы обязаны руководствоваться в своей деятельности интересами не только представляемого юридического лица, но и его кредиторов.

Полномочия исполнительного органа при ликвидации

Довольно часто функции ликвидатора выполняет лицо, которое ранее занимало пост руководителя ликвидируемой организации. Однако так бывает не всегда. Если руководитель не вошел в состав ликвидационной комиссии, его полномочия коренным образом меняются.

Как только назначены ликвидаторы ООО, прекращаются полномочия его исполнительного органа. С этого момента исполнительный орган, будь то генеральный директор или лицо, занимающее аналогичную должность с другим наименованием, обязан подчиняться ликвидатору.

Безусловно, такое подчинение должно быть в рамках трудового законодательства и ровно до тех пор, пока должностное лицо бывшего исполнительного органа не будет уволено по собственному желанию или в связи с ликвидацией предприятия. Нельзя забывать, что человек, занимающий должность исполнительного органа ООО, тоже является его работником и имеет такие же гарантии при увольнении, как и любой другой рядовой сотрудник.

Важно! Совершаемые руководителем ООО после назначения ликвидаторов фактические действия могут быть обжалованы. Так, перечисление средств с использованием электронной подписи бывшего директора было признано ничтожной сделкой (постановление 1-го арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу № А79-1855/2013).

Напомним, что согласно ст. 63 ГК РФ уже не руководитель ООО, а исключительно его ликвидатор вправе от имени ООО:

  • представительствовать в качестве истца или ответчика;
  • подписывать доверенности;
  • совершать иные юридически значимые действия (п. 12 информационного письма президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13.01.2000 № 50).

Обратите внимание! Прежний руководитель обязан по первому требованию передать ликвидатору все имеющиеся у него документы, печати и штампы предприятия. Неисполнение данного требования может быть оспорено в суде. Так, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.09.2016 № Ф05-13979/2016 был удовлетворен иск предприятия в лице его ликвидатора об обязании директора передать документы.

Какую отчетность нужно оформлять при ликвидации ООО

После того как решением о ликвидации назначены ликвидаторы, им придется подготовить целый ряд документов. Вкратце перечислим основные из них:

  • информационные сообщения в адрес фискального органа и кредиторов;
  • документы, связанные с проведением сверки с налоговым органом;
  • документы, связанные с предстоящим увольнением работников и информированием об этом органа занятости.

Помимо этих документов, ликвидатору необходимо позаботиться о своевременной сдаче следующей отчетности:

  1. Ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного). Действующее законодательство не предусматривает специальной формы для промежуточного или ликвидационного баланса. Зачастую для этих целей используется стандартный бланк бухгалтерского баланса, утвержденный приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Утверждаются данные балансы участниками ООО.
  2. Бухгалтерской отчетности. Следует различать бухгалтерскую отчетность и ликвидационные балансы. Бухгалтерская отчетность почти не отличается от обычной и подается в общем порядке. Исключение составляет последняя отчетность, которая формируется с учетом особенностей, установленных ст. 17 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Здесь следует учесть, что она должна быть подготовлена и подписана ликвидатором на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации. Основой для ее формирования должен служить утвержденный ликвидационный баланс, но с учетом последовавших за ним фактов хозяйственной деятельности.
  3. Отчетности по уплате страховых взносов. Перед оформлением промежуточного ликвидационного баланса предприятие обязано направить в фискальный орган расчет КНД 1 (утвержден приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551). Выполнение этой обязанности предусмотрено п. 15 ст. 431 НК РФ. Данный расчет будет включать в себя ту отчетность, которая ранее следовало направлять в фонды пенсионного и социального страхования. Подписать данную форму правомочен действующий представитель ООО без доверенности — ликвидатор.

Подведем итоги. С момента назначения ликвидаторов именно эти лица выполняют все функции по руководству и представительству от имени ООО. Подпись ликвидатора / председателя ликвидационной комиссии должна стоять на отчетности (бухгалтерской и по уплате страховых взносов), а ликвидационные балансы утверждаются участниками ООО.

При закрытии организации, в том числе по причине объявленного банкротства, создается специальная ликвидационная комиссия, которая будет проводить всю процедуру. Данное требование содержится в п. 3 статьи 62 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Кто такой председатель ликвидационной комиссии и кого можно назначить на эту должность

Ни в одном из используемых в настоящее время в части ликвидации юридических лиц, в том числе по причине банкротства, не содержится указаний на то, каким должен являться состав такой комиссии. На основании имеющейся практики известно только то, что руководить такой комиссией должен председатель или руководитель.

При этом, также на основании имеющейся практики, можно сказать о том, что в качестве руководителя ликвидационной комиссии необязательно следует рассматривать только одного человека, который все ключевые решения принимает самостоятельно. На сегодняшний день нередки случаи, когда руководство такой комиссией возлагается на коллегиальный орган, назначенный, например, из числа ключевых акционеров компании. Кроме того, нередки случаи, когда руководитель такой комиссии назначается путем приглашения специалиста со стороны.

Таким образом, можно сказать, что в качестве председателя ликвидационной комиссии могут рассматриваться как отдельные должностные лица, так и специально созданные коллегиальные органы. Последние чаще всего характерны для случаев, когда речь идет о крупных организациях либо об организациях, которые проходят сложную процедуру ликвидации, например, по причине установленного банкротства.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

На руководителя или председателя ликвидационной комиссии налагаются обязанности по руководству не только всей процедурой прекращения деятельности юридического лица, но и по организации работы такого юридического лица до момента прекращения его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.

Руководитель или председатель ликвидационной комиссии, если речь идет о проведении процедуры банкротства, осуществляет свою деятельность в плотном взаимодействии с назначенным арбитражным управляющим, в том числе принимает участие в необходимой реализации имеющегося имущества для погашения долгов.

Если арбитражный суд вынес решение о том, что необходимо провести процедуру ликвидации юридического лица по причине его банкротства, в качестве руководителя ликвидационной комиссии может рассматриваться арбитражный управляющий, который будет принят на работу не на основании трудового договора (то есть не будет считаться сотрудником, входящим в штат компании), а на основании гражданско-правового договора, то есть будет признаваться лицом, оказывающим определенные услуги (в конкретном случае – по проведению процедуры ликвидации организации и полному расчету с кредиторами в части погашения задолженностей перед ними).

Порядок назначения

Назначение председателя ликвидационной комиссии будет различаться по своему алгоритму в зависимости от того, идет ли речь о своем сотруднике в рамках юридического лица или о приглашенном «со стороны» специалисте.

Назначение руководителя внутри организации

Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии из числа сотрудников юридического лица либо из числа ее ключевых акционеров или крупнейших учредителей, то есть внутри организации, то алгоритм назначения выглядит достаточно просто и состоит из следующих шагов:

  • собрание учредителей или акционеров принимает решение о проведении процедуры ликвидации организации;
  • вынесенное решение должно быть оформлено в виде специального протокола собрания;
  • на том же собрании, на котором принято решение о ликвидации организации, необходимо определиться с составом ликвидационной комиссии и с тем, кто будет руководить такой комиссией (в том числе потребуется определить, единоличное или коллегиальное управление будет у такой комиссии);
  • после оформления протокола собрания издается приказ, в котором указываются все определенные в таком собрании лица, входящие в состав комиссии, в том числе и лицо или лица, занимающие должности руководителя или председателя комиссии.

Назначение руководителя в случае приглашения специалиста «со стороны»

Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии «со стороны» (например, в случае приглашения специалиста со специально оформленной лицензией), то алгоритм назначения руководителя будет иметь некоторые отличия:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  • сначала потребуется собрать собрание акционеров или учредителей, на котором будет принято решение о ликвидации организации. Кроме того, именно на этом собрании происходит определение перечня лиц, которые должны входить в состав ликвидационной комиссии;
  • на собрании определяется необходимость привлечения стороннего лица с целью осуществления руководства ликвидационными процессами. В том случае, если такие действия будут обоснованными (например, сторонники привлечения специалиста из аккредитованных организаций смогут доказать, что такое привлечение необходимо), выносится дополнительное решение о необходимости привлечения такого стороннего лица. Оформить такое решение потребуется с помощью дополнительного протокола либо с помощью освещения в рамках отдельного вопроса повестки собрания;
  • на основании вынесенного решения формируется приказ о создании ликвидационной комиссии. Должность руководителя такой комиссии будет утверждена позже, следующим приказом;
  • одним из доступных способов необходимо определить приглашенного специалиста, который будет руководить ликвидационной комиссией (возможно провести конкурс на замещение данного вакантного места либо пригласить конкретного человека, который был определен заранее);
  • с приглашенным лицом заключается договор гражданско-правового характера об оказании услуг по руководству ликвидационной комиссией и осуществлению ликвидационного процесса в отношении юридического лица. В таком договоре должны быть зафиксированы все права и обязанности, которые должны быть возложены на такого руководителя;
  • после того как был заключен гражданско-правовой договор с потенциальным руководителем ликвидационной комиссии, издается приказ о назначении такого лица руководителем или председателем комиссии.

Арбитражный управляющий как руководитель ликвидационной комиссии

Самым простым в части осуществления необходимых действий при назначении руководителя ликвидационной комиссии является назначение таковым арбитражного управляющего.

На арбитражного управляющего не потребуется издавать каких-либо приказов, так как достаточно будет только исполнить вынесенное решение арбитражного суда о назначении арбитражного управляющего в качестве управляющего организацией на момент проведения мероприятий по банкротству.

И в этом случае уже сам арбитражный управляющий будет формировать ликвидационную комиссию из числа сотрудников ликвидируемого юридического лица.

Права и обязанности

Так как на председателя или руководителя ликвидационной комиссии возлагаются полномочия, которые, по своей сути, являются полномочиями руководителя организации, то с учетом этих особенностей формируются и права и обязанности данного должностного лица.

С учетом вышесказанного к правам председателя ликвидационной комиссии относятся:

  • формирование и дальнейшее осуществление плана ликвидационных мероприятий в отношении закрываемого юридического лица;
  • рассылка персонифицированных уведомлений имеющимся контрагентам о том, что планируется закрытие организации, с указанием сроков такой ликвидации. Рассылка должна осуществляться посредством использования сервисов деловой переписки;
  • оформление требований кредиторов в виде специального реестра в течение не менее двух месяцев с даты размещения сведений о ликвидации в специально аккредитованных средствах массовой информации (в частности, в «Вестнике государственной регистрации»);
  • определение тех ошибок, которые могут быть допущены при управлении юридическим лицом на этапе проведения ликвидационных процедур, в том числе при осуществлении оборота имеющегося имущества;
  • сообщение имеющимся сотрудникам организации о грядущих расторжениях трудовых правоотношений в связи с ликвидацией юридического лица;
  • одновременно с оповещением сотрудников необходимо также провести процедуру оповещения органов занятости населения с целью соблюдения предусмотренного законодательства;
  • проведение мероприятий по контролю за осуществлением расчетов и выплат компенсаций с увольняемыми сотрудниками вне зависимости от того, когда происходит расторжение трудового договора – в дату ликвидации организации или заблаговременно на основании принятого решения самого увольняющегося сотрудника;
  • проведение мероприятий, направленных на подготовку той документации, которая должна сопровождать всю ликвидационную процедуру;
  • проведение собственными силами или посредством привлечения сторонних специалистов оценки финансового состояния организации на этапе ее ликвидации;
  • оформление промежуточного и ликвидационного балансов (сам баланс формируется сотрудниками финансового подразделения, а руководитель организации знакомится с ним, подписывает его и предоставляет в налоговые органы для проведения необходимых проверочных мероприятий);
  • составление плана действий по погашению имеющихся задолженностей перед контрагентами и различными видами кредиторов;
  • осуществление мероприятий по взысканию задолженностей с тех контрагентов, которые еще не завершили процедуру взаиморасчетов с закрываемой организацией;
  • направление в контролирующие государственные органы документации, которая сопровождает все ликвидационные мероприятия;
  • подготовка заявления о прекращении регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и его направление в органы Федеральной налоговой службы (направляется только с оригиналом квитанции об оплате государственной пошлины);
  • уничтожение печатей организации;
  • ликвидация имеющихся счетов в различных кредитно-финансовых организациях.

Если говорить об обязанностях руководителя ликвидационной комиссии, то к ним относятся:

  • контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении ликвидационных мероприятий в отношении юридического лица;
  • контроль за деятельностью членов ликвидационной комиссии с целью исключения нарушения ими действующих норм права в сфере функционирования различных юридических лиц;
  • взаимодействие с государственными органами при решении спорных вопросов, возникающих в рамках ликвидации юридического лица;
  • в случае выявления признаков несостоятельности юридического лица в финансовом плане на руководителя ликвидационной комиссии ложится обязанность направить заявление в арбитражный суд о признании банкротом данной организации (если только процесс ликвидации не происходит во исполнение решения суда);
  • организация взаимодействия с кредиторами различных уровней с целью определения порядка возмещения имеющихся задолженностей;
  • исполнение решения суда по привлечению самого руководителя ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности, если судом были установлены факты приведения организации к финансовой несостоятельности в связи с неисполнением руководителем такой комиссии возложенных на него полномочий.

Порядок и причины смены председателя комиссии

Складывающаяся правоприменительная практика при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью ликвидационных комиссий, говорит о том, что нередко наблюдается картина со сменой председателя ликвидационной комиссии. Чаще всего к основным причинам относятся:

  • причины личного характера. Они могут быть использованы самим руководителем такой комиссии для расторжения заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора. К таким причинам относятся состояние здоровья, семейные обстоятельства и т. д. Если говорить о расторжении трудового договора, то в этом случае процедура достаточно простая, так как смена руководителя ликвидационной комиссии будет происходить на основании его заявления о необходимости увольнения по собственному желанию. Если же речь идет о специально заключенном договоре гражданско-правового характера, то его расторжение возможно только в том случае, если были соблюдены требования пункта 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая допускает возможность расторжения договора только в том случае, если исполнитель по договору полностью возместит все причиненные заказчику убытки, связанные со своим отказом от исполнения договора;
  • требование о смене руководителя ликвидационной комиссии, выставленное учредителями организации либо ее акционерами. В этом случае потребуется обосновать такое требование (например, путем предоставления доказательств некачественного исполнения руководителем возложенных на него полномочий);
  • вынесенное судебное решение о назначении в качестве руководителя ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора при проведении процедуры банкротства организации (в таком решении суд указывает на то лицо, которое будет исполнять обязанности арбитражного управляющего, и на которого будут возложены обязанности по проведению ликвидационных мероприятий в рамках проведения процедуры банкротства).

Если говорить об алгоритме смены руководителя или председателя ликвидационной комиссии, то выглядит он следующим образом для смены по причине расторжения трудового или гражданско-правового договоров:

  • руководитель ликвидационной комиссии подает заявление о расторжении трудовых правоотношений или о расторжении гражданско-правового договора;
  • данное заявление рассматривается собранием учредителей или акционеров на предмет возможности проведения такой процедуры;
  • если решение принято положительное (то есть о расторжении существующих правоотношений с заявителем), формируется протокол, в котором указывается дата смены руководителя ликвидационной комиссии. Если решение отрицательное, то в протоколе, кроме самого решения, потребуется также указать, по каким причинам оно выглядит именно таким образом;
  • созывается следующее собрание, на котором принимается решение о назначении нового руководителя комиссии. При этом если повестка собрания сформирована соответствующим образом, возможно оба этих вопроса отразить в одном собрании и в одном протоколе;
  • следующим шагом становится издание приказа об освобождении одного человека от должности руководителя комиссии и о назначении второго человека на эту должность.

После этого потребуется уведомить всех контрагентов о смене руководителя ликвидационной комиссии, так как он действует от имени всей организации и подписывает все документы. Контролирующие и уполномоченные государственные органы уведомлять нет необходимости.

Если речь идет о смене по причине вынесенного решения учредителей или акционеров, то алгоритм отличается на один шаг – не потребуется подачи заявления о расторжении существующих правоотношений трудового или гражданско-правового характеров. Однако в протоколе собрания необходимо будет отразить информацию о причинах смены, а также приведенные доказательства обоснованности таких причин. В этом же протоколе отражается формулировка принятого решения и результат голосования (если оно применялось по вопросу смены председателя ликвидационной комиссии). На основании такого протокола будет издан приказ о смене данного лица в составе комиссии.

В случае когда смена председателя ликвидационной комиссии происходит на основании специально вынесенного решения арбитражного суда, издается приказ о снятии полномочий с действовавшего ранее председателя ликвидационной комиссии. Для назначения нового председателя не потребуется издание каких-либо документов, так как такое назначение происходит на основании вынесенного судебного решения арбитражного суда в рамках рассмотрения дела о банкротстве.

Меры ответственности

В том случае, если по каким-то причинам председатель не исполняет возложенные на него обязанности должным образом либо совершил какие-то действия, которые носят характер противозаконных, он может быть привлечен к различным мерам ответственности.

Дисциплинарная

Дисциплинарная ответственность может быть наложена только на того руководителя комиссии, который назначен из числа действующих сотрудников ликвидируемого юридического лица. В качестве мер такой ответственности могут быть использованы те меры, вплоть до увольнения, которые предусмотрены трудовым законодательством Российской Федерации.

Административная и уголовная

Административная ответственность, равно как и уголовная, назначается только по решению суда на основании исследования доказательств по факту неправомерных действий председателя ликвидационной комиссии при реализации возложенных на него полномочий.

В качестве тех мер, которые используются чаще всего, следует рассматривать штрафные санкции, дисквалификацию либо, если речь идет о мерах уголовной ответственности, ограничение или лишение свободы.

Каждый конкретный вид наказания устанавливается только на основании специально принятого решения суда.

Субсидиарная

Так как председатель ликвидационной комиссии обладает полномочиями руководителя организации, то на него может быть наложена также и субсидиарная ответственность как на контролирующее должника лицо в случае проведения процедуры банкротства в соответствии с действующим законодательством о финансовой несостоятельности. Привлечение к таким мерам ответственности происходит в том случае, если арбитражный управляющий докажет, что именно по вине такого руководителя организация оказалась неплатежеспособна.

Ответственность арбитражного управляющего

Если говорить о руководителе ликвидационной комиссии, которым становится арбитражный управляющий, то он, кроме всего прочего, будет привлечен к ответственности на основании решения арбитражного суда с использованием положений Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а в части используемых мер ответственности на него могут быть возложены любые меры, предусмотренные этим нормативным актом, вплоть до исключения из существующей саморегулируемой организации.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *