Кто выше прокуратуры

Содержание

ПРОКУРАТУРА РФ

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централи­зованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вы­шестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ).

Организация и деятельность прокуратуры регулируется Федераль­ным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Назначением про­куратуры является осуществление от имени Российской Федерации над­зора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраня­емых законом интересов общества и государства, прокуратура Российс­кой Федерации осуществляет определенные направления деятельности, основными из которых являются прокурорский надзор и уголовное пре­следование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также ко­ординация деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокурорский надзор подразделяется на несколько отраслей или видов:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными орга­нами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием чаконам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представитель­ными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лицами, органам и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих орга­низаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу.

В основе организации и деятельности прокуратуры лежат следую­щие принципы:

1. Принцип законности. Это значит, что, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура сама действует только на основе закона.

2. Принцип единства.

Он выражается:

а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;

б) в единстве принципов организации и деятельности;

в) в единстве направлений деятельности, её форм и методов, в един­стве полномочий каждого прокурора;

г) во взаимозаменяемости прокуроров.

3. Принцип централизации. Централизация выражается:

а) в строго централизованном порядке назначения работников про­куратуры и в освобождении их от должности;

б) в отсутствии двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе — Генеральному прокурору РФ;

в) в строго централизованном построении всех органов прокурату­ры в пределах РФ;

г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокуро­ра нижестоящего.

4. Принцип единоначалия. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компе­тенции. Коллегии в соответствующих прокуратурах являются совещатель­ными органами при прокурорах. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших раз­ногласиях вышестоящего прокурора.

5. Принцип независимости прокуратуры от местных органов влас­ти и управления. Генеральный прокурор подотчетен только высшим орга­нам власти РФ. Нижестоящие прокуроры подотчетны только прокурорам вышестоящим, а все вместе — Генеральному прокурору РФ.

Воздействие в какой бы то ни было форме органов государствен­ной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также дол­жностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им реше­ние или воспрепятствовать его деятельности, влечет за собой установлен­ную законом ответственность.

В систему органов прокуратуры РФ входят территориальные и спе­циализированные прокуратуры. К территориальным прокуратурам отно­сятся: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, городов и районов.

К специализированным прокуратурам относятся:

1) военные прокуратуры — осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах, составляют двухзвенную систему. Воен­ные прокуроры подчиняются вышестоящим военным прокурорам и Ге­неральному прокурору РФ;

2) транспортные прокуратуры — бывают двух видов: транспортные прокуратуры на правах районных и транспортные прокуратуры на правах областных. Транспортные прокуроры подчиняются вышестоящим транс­портным прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Транспортные про­куроры осуществляют надзор за соблюдением законов на транспорте: железнодорожном, морском, речном и воздушном;

3) прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправитель­ных учреждениях. Они создаются в местах расположения таких учрежде­ний. Подчиняются территориальным прокурорам: области, края, респуб­лики в составе РФ;

4) природоохранные прокуратуры — осуществляют надзор за ис­полнением законов об охране природы. Могут быть двух видов: природо­охранительные прокуратуры на правах районной и природоохранительные прокуратуры на правах областной. Подчиняются эти прокуратуры территориальным прокурорам или непосредственно Генеральному про­курору РФ. Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образова­ны и иные специализированные прокуратуры: прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и другие.

Генеральные прокурор РФ назначается на должность Советом Фе­дерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Все другие прокуроры назначаются Генеральным про­курором РФ, причем прокуроры субъектов Российской Федерации — по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Понятия «прокурор» и «вышестоящий прокурор» в досудебном производстве по уголовным делам ш.м. Абдул-кадыров,

Абдул-Кадыров Шарпудди Муайдович, прокурор Чеченской Республики.

Халиулин Александр Германович, доктор юридических наук, профессор.

Авторы статьи разъясняют понятия «прокурор» и «вышестоящий прокурор» в досудебном производстве по уголовным делам.

Ключевые слова: прокурор, вышестоящий прокурор, досудебное производство, разъяснение.

The notion of the «public prosecutor» and «senior public prosecutor» in pre-trial criminal proceedings

S.M. Abdul-Kadyrov, A.G. Khaliulin

Key words: public prosecutor, senior public prosecutor, pre-trial proceedings, explanation.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в большинстве случаев не уточняет, какие именно прокуроры обладают тем или иным объемом полномочий. Даже при разъяснении в п. 31 ст. 5 УПК понятия «прокурор» законодатель первоначально ограничился тем, что это — Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве.

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. в указанный пункт внесено дополнение, что это названные прокуроры, их заместители и помощники, «наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре». Как видно из содержания п. 31 ст. 5 УПК и в этом варианте, в нем не упоминались прокуроры и старшие прокуроры отделов и управлений прокуратур. Наконец, в настоящее время п. 31 ст. 5 УПК действует в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ, где указывается, что «прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре». Заметим, что Закон о прокуратуре (ст. ст. 30, 35) там, где идет речь о полномочиях прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также при участии в рассмотрении дел судами, отсылает к процессуальному законодательству.

Несколько по-иному давалось разъяснение понятия «прокурор» в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР (п. 6 ст. 34): «Прокурор — Генеральный прокурор СССР, Прокурор РСФСР, прокуроры автономных республик, краев, областей, прокуроры городов, действующие на правах прокуроров областей, прокуроры автономных областей, автономных округов, районные и городские прокуроры, военные, транспортные и другие прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и помощники, прокуроры отделов и управлений прокуратур, действующие в пределах своей компетенции». В ч. 4 ст. 96 УПК РСФСР приводился исчерпывающий перечень прокуроров, которые вправе давать санкции на арест. В ст. ст. 214 — 217 УПК РСФСР, где шла речь о действиях и решениях прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, говорилось о том, что эти полномочия осуществляют прокурор или его заместитель.

Поскольку в большинстве норм УПК РФ, содержащих понятие «прокурор» или «вышестоящий прокурор», нет дополнительных разъяснений, необходимо руководствоваться, во-первых, ч. 5 ст. 37 УПК. В ней сказано, что «полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами». Из содержания этой нормы усматривается, что прокуроры района, города и их заместители являются прокурорами одного звена. Иначе говоря, прокуроры района и города не являются вышестоящими для их заместителей, что на практике истолковывается далеко не так однозначно. Имеющаяся неопределенность в самой норме может быть использована стороной защиты для обжалования действий прокурора района (города) в части отмены ими незаконных решений своих заместителей. При этом следует иметь в виду, что под вышестоящими по отношению к прокурорам районов и городов прокурорами подразумеваются не только прокуроры субъектов Федерации, но и их заместители, а также Генеральный прокурор РФ и его заместители. Речь идет о властно-распорядительных полномочиях прокурора в досудебном производстве, указанных в ч. 2 ст. 37 ПК. Хотя и здесь есть некоторая неопределенность, обусловленная отсутствием четких законодательных критериев отнесения прокурора к вышестоящему. В частности, неоднозначно решается в УПК вопрос отнесения прокурора субъекта Федерации к вышестоящему по отношению к своему заместителю. Вместе с тем если за основу брать объем полномочий, то этот вопрос не вызывает каких-либо сомнений. Уголовно-процессуальный кодекс РФ в нескольких местах упоминает прокурора субъекта как лицо, наделенное исключительными процессуальными полномочиями по отношению к нижестоящим прокурорам. Прежде всего речь идет о даче согласия прокурором субъекта РФ дознавателю на возбуждение ходатайств перед судом о продлении срока содержания под стражей до 12 месяцев (ч. 2 ст. 109 УПК) и продлении срока дознания до 12 месяцев (ч. 5 ст. 223 УПК). Ни в одной из этих норм заместитель прокурора субъекта не указан как лицо, имеющее те же полномочия. Что же касается полномочий прокурора в судебном производстве, то они изложены в иных статьях УПК (ст. ст. 246, 389.1 и др.) и осуществляются также и иными должностными лицами органов прокуратуры, в том числе старшими помощниками и помощниками прокуроров, старшими прокурорами и прокурорами отделов и управлений.

В практике применения ч. 2 ст. 37 УПК сложилось правило, согласно которому указанными в ней властно-распорядительными полномочиями как вышестоящие пользуются любые прокуроры, занимающие более высокую должность, чем прокуроры районов, городов и их заместители. Например, постановление заместителя прокурора района вправе отменить прокурор района, а его постановление — прокурор или заместитель прокурора субъекта Федерации. Но если заместитель прокурора района исполнял обязанности прокурора и выносил постановление в этом качестве, то его постановление прокурор района отменить не вправе. Такое решение вправе принять только прокурор субъекта Федерации или его заместитель.

Не разграничены полномочия прокуроров и вышестоящих прокуроров и в ч. 6 ст. 37 УПК, регламентирующей действия прокурора в случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. В ч. 6 ст. 37 УПК сказано, что в этом случае прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. Из этого положения можно было бы сделать вывод, что к вышестоящему руководителю следственного органа вправе обратиться тот же прокурор (в том числе прокурор района, города или его заместитель), чье требование отклонено. Однако п. 1.8 Приказа Генерального прокурора от 2 июня 2011 г. N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» указывает, что прокурор при наличии оснований проект требования руководителю вышестоящего следственного органа с приложением подтверждающих его обоснованность материалов представляет вышестоящему прокурору. И в этом случае вышестоящим прокурором по отношению к заместителю прокурора района будет не прокурор района, а прокурор субъекта Федерации или его заместитель, которые вправе внести требование руководителю следственного органа по субъекту Федерации. Это обусловлено трехзвенным построением как системы органов прокуратуры, так и следственных органов. Требование Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти будет внесено, соответственно, заместителем Генерального прокурора РФ.

Некоторые вопросы о понятиях «прокурор» и «вышестоящий прокурор» возникают при применении норм, содержащихся в ст. 221 УПК. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК закреплено полномочие прокурора направить уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. Понятно, что и в этом случае вышестоящим будет прокурор субъекта Федерации, так как именно он (или его заместитель) вправе направить дело в верховный суд республики, краевой, областной или равный ему суд. При этом произвольно толкуется практиками ч. 1.1 ст. 221 УПК, которая гласит, что в случае сложности или большого объема уголовного дела десятидневный срок, установленный для рассмотрения уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток. Представляется неверным мнение о том, что это полномочие может быть во всех случаях реализовано прокурором района (города) по мотивированному постановлению его заместителя. Если уголовное дело подсудно верховному суду республики, краевому, областному или равному ему суду, то вышестоящим будет являться прокурор субъекта Федерации и его заместитель.

Такие же вопросы возникают при применении ч. 2.1 ст. 221 УПК, в соответствии с которой прокурор возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей. Этих вопросов нет, если речь идет о деле районной подсудности и срок домашнего ареста или срок содержания под стражей вправе продлить в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК судья районного суда. Но может возникнуть ситуация, когда по уголовному делу районной подсудности, поступившему к прокурору района для утверждения обвинительного заключения, срок домашнего ареста или срок содержания обвиняемых под стражей необходимо продлить свыше 12 месяцев, что в соответствии с ч. 3 ст. 109 УПК относится к компетенции верховного суда республики, краевого, областного или равного ему суда. Такие случаи в практике встречаются еще чаще после введения в действие с 1 августа 2013 г. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 217-ФЗ, которым в подсудность районных судов переданы некоторые уголовные дела об особо тяжких преступлениях. Так как ч. 2.1 ст. 221 УПК указывает, что с ходатайством обращается прокурор, и не уточняет, прокурор какого уровня обладает таким правом, есть все основания считать правильным обращение в верховный суд республики, краевой, областной или равный ему суд прокурора района или его заместителя. Так, Иркутский областной суд при поступлении ходатайства посчитал обращение прокурора района правомерным, поскольку закон не требует в этом случае обращения с ходатайством прокурора субъекта Федерации или иного вышестоящего прокурора.

Несколько иначе, на наш взгляд, обстоит дело в тех случаях, когда к прокурору района поступает уголовное дело республиканской, краевой, областной подсудности. В этой ситуации прокурор района не вправе направить такое дело в суд, он вправе лишь направить его вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения. Часть 2.1 ст. 221 говорит о том, что прокурор возбуждает ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания обвиняемого под стражей, установив, что к моменту направления уголовного дела в суд этот срок окажется недостаточным для выполнения требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК. Таким образом, недостаточность этого срока определяется на момент направления уголовного дела в суд, и возбудить перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей вправе тот прокурор, который направляет уголовное дело в суд. Поэтому по уголовным делам, подсудным верховному суду республики, краевому, областному или равному ему суду, с ходатайством о продлении срока домашнего ареста или срока содержания обвиняемого под стражей вправе обратиться соответственно прокурор субъекта Федерации или его заместитель. Вместе с тем, чтобы таких исключительных ситуаций не возникало, должен быть обеспечен эффективный прокурорский надзор за соблюдением требований закона о сроках домашнего ареста и содержания под стражей в ходе предварительного следствия, на что ориентирует и упомянутый Приказ Генерального прокурора от 2 июня 2011 г. N 162.

Подобные вопросы возникали и в практике применения ч. 4 ст. 221 УПК. Здесь указано, что постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору РФ. Кому в таком случае следователь с согласия руководителя следственного органа обжалует постановление заместителя прокурора района о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия — прокурору района или прокурору субъекта Федерации? Казалось бы, прокурор района является вышестоящим прокурором по отношению к своему заместителю и он вправе отменить любое его постановление, являющееся постановлением нижестоящего прокурора. В то же время необходимо учитывать, как сконструирована ч. 4 ст. 221 УПК. В ней говорится об обращении к Генеральному прокурору РФ в случае несогласия следователя с решением вышестоящего прокурора. В силу опять же трехзвенного построения системы органов прокуратуры Генеральному прокурору РФ обжалуются решения прокуроров субъектов Федерации, а не решения прокуроров городов и районов. Поэтому решение прокурора района, города или его заместителя о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия обжалуется следователем с согласия руководителя следственного органа прокурору субъекта Федерации, а его решение — Генеральному прокурору РФ. По поручению Генерального прокурора РФ и в соответствии с распределением обязанностей решения по таким обращениям вправе принимать заместитель Генерального прокурора РФ.

Указанные спорные вопросы и пути их разрешения были изложены в информационных письмах Генеральной прокуратуры РФ, в направленных в прокуратуры ответах на вопросы. Вместе с тем с целью достижения правовой определенности считаем необходимым более четко закрепить полномочия прокуроров различных уровней непосредственно в уголовно-процессуальном законодательстве.

Очень часто прокуратура является последней инстанцией, в которую можно обратиться с жалобой на нарушение действующих федеральных законов или личных прав и свобод граждан. Она является надзорным органом, который отслеживает нарушения закона, контролирует деятельность не только государственных и прочих организаций, но и местных административных учреждений.

Существует порядок обращения граждан с жалобами и заявлениями. Согласно требованию ФЗ 59 статьи 8 обращение направляется органу, в компетенцию которого входит рассмотрение данного сообщения по существу.
Если вы считаете себя потерпевшим, то писать заявление нужно надзорной организации, под чей контроль подпадают неправомерные действия вашего обидчика.

Так, например, при обманах, обвесах в магазинах, продаже неисправной техники или некондиционного товара жаловаться нужно в Роспотребнадзор. Это будет первая инстанция, которая должна вам дать ответ по вашей жалобе. Такая же ситуация с защитой прав по сохранности персональных данных, надзором за банковской деятельностью, работой приставов, трудовой инспекцией и так далее. У каждой структуры существует свой контролирующий орган.

Если ответственные лица не исполняют возложенные на них полномочия, или граждане не соглашаются с резолюциями, принятыми исполнительными органами в ответ по их заявлению, потерпевшие могут обжаловать данное решение.

Куда жаловаться если прокуратура бездействует

А как быть, если работники надзора игнорируют обращения граждан о нарушении их прав? Куда жаловаться на бездействие прокуратуры города? Бывают случаи, когда госорганы, назначенные отслеживать соблюдение закона, сами его нарушают. Существует 2 варианта подачи жалобы:

  • Вышестоящему сотруднику.
  • Составление судебного заявления.

Для составления жалобы нужны доказательства неправомерных действий прокурора (копия ответа на ваше обращение, показания свидетелей).
В случае составления искового заявления для обжалования действия правоохранительных органов в судебном порядке, нужно написать, каким образом были ущемлены ваши права сотрудниками надзорных органов.

Суд, рассмотрев вашу жалобу, может вынести резолюцию об отмене решения, принятого ранее прокуратурой и наказании чиновника, виновного в нарушении закона. Если суд не найдёт доказательств ущемления ваших прав работниками правоохранительных органов, он может отказать вам в удовлетворении ваших требований. У вас будет 10 дней, чтобы подать кассационную жалобу в вышестоящую инстанцию.

Куда жаловаться на прокуратуру района

Чтобы понимать, где произошло нарушение ваших прав работниками прокуратуры, нужно представлять себе работу аппарата государственного надзора.

В каждом структурном подразделении организована горячая линия для обращения граждан. Заявления регистрируют и рассматривают. Ответ отправляют почтой или вручают при личной встрече. Чтобы обратиться за защитой своих нарушенных прав, человек может направить обращение в письменном виде или воспользоваться электронной почтой и связаться через интернет-приёмную.

В органах прокуратуры установлены ящики для приёма обращений граждан, почта из них вынимается регулярно, на корреспонденции ставится специальный штамп, указывается дата. После чего её регистрируют и передают на рассмотрение. Ежедневно ведётся приём граждан дежурным прокурором. Отследить судьбу своего обращения можно, позвонив по телефону приёмной, либо в канцелярию. Вам должны ответить, какое структурное подразделение рассматривает ваше обращение.

Если по заявлению не было заключения уполномоченного контролирующего органа, аппарат прокуратуры города принимает решение о направлении данного обращения соответствующему надзорному органу для рассмотрения вашей жалобы. На это выделяется 7 дней. Закон предусматривает направление запроса как с контролем, так и без него, в зависимости от ситуации или остроты проблемы. Существуют сроки рассмотрения заявления. Если сроки или права гражданина нарушены работниками главного надзорного органа, установлены правила обжалования действий прокуратуры.

Куда жаловаться на прокуратуру города

Если вы не знаете, куда жаловаться на прокуратуру города, нужно воспользоваться статьёй № 10 федерального закона 171 от 17 июля 2009 года. Там прямо указано, что решение и постановление судебной власти, ответ надзорного органа на обращение или заявление должно быть обжаловано у вышестоящего чиновника.

Этой же статьёй ФЗ возбраняется переадресование заявления ответственному лицу или исполнительному органу, чьи действия обжалуются заявителем. Статья предопределяет мотивированный ответ на обращение или жалобу граждан.
Если органами государственного надзора принимается вердикт отказать заявителю в удовлетворении жалобы, то прокурор обязан объяснить гражданину его права и порядок обжалования принятого им решения вышестоящими инстанциями.
Решение, вынесенное прокурором, не лишает заявителя возможности защищать свои права через суд. Рассмотрение случаев несоблюдения законодательства, нарушения прав может быть инициировано не только органами надзора, но и личными заявлениями граждан.

Беспредел прокуратуры — куда жаловаться

Чтобы оспорить решение прокуратуры, необходимо написать заявление вышестоящему подразделению государственного надзорного органа (городскому, областному, краевому). Перечень требований к письменным заявлениям граждан регламентирован федеральным законом. Сообщение должно содержать:

  • Наименование госоргана, ФИО ответственного лица, к которому оно обращено.
  • ФИО самого гражданина (отчество – если имеется).
  • Почтовый адрес заявителя.
  • Телефон заявителя (желательно).
  • Существо обращения (где, когда, кем были допущены нарушение прав заявителя, либо требования ФЗ).
  • Копии документов, подтверждающие его доводы.
  • Требования по восстановлению прав.
  • Личную подпись и дату составления.

При личном обращении нужно иметь при себе 2 копии вашего заявления. Одно вы сдаёте в приёмную или канцелярию, на второй экземпляр ответственный секретарь ставит печать о регистрации данного заявления и дату. В статье 12 ФЗ 59 написано, что время рассмотрения жалобы не должно превышать 30 календарных дней, если это не касается фактов нарушения сферы миграции. Тогда срок составляет 20 дней.

Когда вынесено неправомерное решение

А что делать, если государственным надзорным органом вынесено неправомерное решение по вашему заявлению или вас не устроило разъяснение прокуратуры, куда жаловаться при таких обстоятельствах?
Должностные работники надзирающего органа, нарушившие положения федерального закона No 59 несут ответственность, предусмотренную законодательно. Это прописано статьёй 15 соответствующего ФЗ. Наказанием являются административные штрафы, налагаемых на виновников нарушения установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращения граждан.

При недостаточности наказания, или не урегулировании административными штрафами проблемы, вытекающей из вашего обращения, можно перенести решение по вердикту в судебные органы. Именно там вы сможете стать активным участником процесса и влиять на ход судебного процесса.
Для правильного оформления документов лучше воспользоваться услугами наших юрисконсультантов.

Куда жаловаться на областную прокуратуру

Порядок обжалования действий работников областной прокуратуры такой же, как и во всех предыдущих органах государственного надзора. На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации указана структурная вертикаль прокуратур субъектов РФ. Там же находится информация о вышестоящем надзорном органе, на адрес которого можно отправить жалобу о ненадлежащем исполнении областного органа своих прямых обязанностей.

Обращение должно быть подкреплено доказательствами нарушения законности, составлено по правилам, которые регламентирует соответствующий федеральный закон. Бесплатный юрисконсультант может оказать вам помощь при составлении заявления на имя
главного прокурора той организации, куда вы направляете свою жалобу.

Обращение, составленное не по правилам, неразборчивым почерком, с невнятно выраженной претензией, прокуратура отправляет заявителю обратно на доработку.

Поэтому, размышляя о том, куда можно жаловаться на прокуратуру и как правильно оформить заявление, не лишним будет прибегнуть к грамотным юристам, которые составят для вас исковое заявление органам надзора и суду.

Статья Конституции РФ No 52 гарантирует гражданину защиту его прав от злоупотребления органов власти, справедливое правосудие и выплату компенсации из-за причинённого ущерба.

Решения органов государственного надзора может быть оспорено в суде. По статистике, районные суды неохотно отменяют постановления прокуратуры. Иногда процесс восстановления справедливости затягивается. Сотрудничество с юрисконсультантом нужно для того, чтобы не пропустить сроки оформления кассационных жалоб и разобрать законодательные нюансы, которые выявляются во время судебных процессов.

Куда жаловаться на коррупцию в прокуратуре

Если вами отмечены случаи вымогательства работниками надзорных органов денег за прекращение расследования фактов нарушения федеральных законов, фальсификации итогов, полученных при проверках подобных случаев, нужно обращаться в специализированное подразделение Генеральной прокуратуры РФ, занимающейся надзором за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Такие же структурные подразделения созданы при каждом субъекте РФ. В их задачу входит противостояние коррупции в сфере государственной и муниципальной службы. Сотрудники подразделения расследуют факты взяточничества среди руководителей регионов и муниципальных образований, работников государственного надзора, судебных и надзорных властей, депутатов и т.п.

Главными векторами деятельности специализированного подразделения по противодействию коррупции являются:

  1. Обнаружение случаев коррупции, проверка фактов по выявленным делам.
  2. Государственный надзор за соблюдением законодательства при ведении оперативно-розыскной деятельности в результате рассмотрения уголовных дел, открытых для выявления случаев коррупции.
  3. Поддержание гособвинения в суде.
  4. Сбор данных, исследование и анализ исполнения закона о борьбе с коррупцией. Подбор рекомендаций по улучшению работы, основанный на обработке имеющихся данных.

Куда жаловаться на прокуратуру России

Что делать, если вами пройдены несколько вышестоящих инстанций, но решение, вынесенное по вашей жалобе, вас не удовлетворило? Заявление о фактах обнаружения коррупции, случаях ненадлежащей работы по обращению граждан можно подать общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» при президенте РФ.

Обязанности прокурора

Прокуратура занимается охраной прав и интересов граждан в соответствии с Законом о прокуратуре.

Законом о прокуратуре установлены основные обязанности сотрудников органов прокуратуры, напрямую связанные с надлежащим исполнением возложенных на них полномочий:

  • осуществление надзора за соблюдением и исполнением требований законов органами исполнительной власти, правоохранительными органами и юридическими лицами (ст. 21, 29);
  • осуществление надзора за соблюдением прав и свобод гражданина, в том числе право на защиту законных интересов при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 27);
  • рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан по нарушению их прав и законных интересов, в том числе при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 10).

Рисунок 2. Прокуратура – надзорный орган. Источник: сайт «АСТВ.ру»

Статьёй 40.2 Закона о прокуратуре установлено, что на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции, а также обязанности, установленные статьями 17, 18, 20, 20.1 Закона о государственной гражданской службе.

Прокурорским работникам запрещается:

  • давать и получать взятки, денежное вознаграждение от граждан и юридических лиц;
  • злоупотреблять служебным положением и полномочиями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • представительствовать от имени третьих лиц в госоргане, в котором замещают должность;
  • разглашать конфиденциальные сведения или служебную информацию;
  • открывать счета и вклады в банках за пределами РФ;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без разрешения руководителя (в том числе научной и преподавательской).

Как государственные служащие, прокурорские сотрудники обязаны:

  • добросовестно исполнять служебные обязанности;
  • не совершать порочащие честь и достоинство поступки;
  • проявлять уважение и корректность ко всем гражданам;
  • не допускать конфликта интересов.

За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре.

Полномочия прокурора

В рамках возложенных полномочий прокурор осуществляет надзор:

  1. За исполнением законодательства (осуществляет проверку исполнения законодательства на основании поступившей информации, возбуждает дело об административном правонарушении и освобождает от ответственности, обжалует правовые акты, противоречащие закону).
  2. За соблюдением прав и свобод человека и гражданина (рассматривает заявления о нарушениях, разъясняет порядок защиты пострадавшим, возбуждает дела об административном правонарушении или уголовном преступлении, представляет интересы гражданина в суде).
  3. За исполнением законов правоохранительными органами (рассматривает заявления и жалобы граждан на действия (бездействия) правоохранительных органов, осуществляет проверку таких действий на соответствие требованиям уголовно-процессуального законодательства).
  4. За исполнением законов в сфере исполнения наказаний.

Также в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона о прокуратуре и УПК РФ прокурор:

  • участвует в судебных заседаниях в качестве обвинителя (в уголовных делах) и представителя граждан, чьи права были нарушены;
  • может ходатайствовать об изменении меры пресечения или сроке ареста;
  • отменяет постановления органов полиции и иных правоохранительных структур в случае выявления нарушений и противоречий головному законодательству;
  • отстраняет должностных лиц от исполнения обязанностей в области расследования;
  • истребует материалы уголовного или административного дела для проведения проверки.

Куда жаловаться

Прокуратура является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан, а также за исполнением российских законов правоохранительными органами, исполнительной властью, юридическими лицами.

Важно! Обжалование бездействия и незаконных действий работников прокуратуры возможно только вышестоящему органу на подчиненного работника (прокурора) и в судебном порядке.

Прокурор

Районный (городской) прокурор рассматривает жалобы на своих сотрудников.

В жалобе необходимо указать ФИО должностного лица, сообщить, какие неправомерные (незаконные) действия или бездействие проводились, в чем выражено нарушение прав и законных интересов граждан, указать просьбу (провести проверку или устранить нарушения прав гражданина).

Подать жалобу можно лично руководителю, записавшись на приём, направив почтой или электронной почтой.

Прокуратура субъекта РФ

В случае отказа прокурором района или города в удовлетворении жалобы либо в случае несогласия с результатом рассмотрения своего обращения, гражданин вправе обжаловать результат рассмотрения вышестоящему прокурору.

Скачать образец жалобы на прокурора вышестоящему прокурору

Для удобства граждан на сайте Генеральной прокуратуры РФ http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/ при обращении в интернет-приёмную можно попасть на сайт прокуратуры субъекта РФ, выбрав её в соответствующем окошке.

На сайте предусмотрены обращения:

  • по общим вопросам;
  • по вопросам борьбы с коррупцией;
  • по вопросам борьбы с экстремизмом.

При переходе на любую из ссылок указывается порядок рассмотрения и можно выбрать, в какой форме получить ответ (по электронной почте в форме электронного документа или письменной форме).

При заполнении электронной формы предусмотрено прикрепление файлов (копий, отсканированных страниц или фото документов).

Направить жалобу также можно по электронной почте или заказным письмом с уведомлением, либо обратившись лично в приёмное время.

Генеральная прокуратура

Жалобу на бездействие прокурора можно подать лично, отправить заказным письмо по почте, либо заполнив электронную форму обращения на сайте Генпрокуратуры РФ.

При заполнении электронной формы заявления через интернет-приёмную можно выбрать вид обращения и приложить отсканированные документы.

Обращаться в Генпрокуратуру следует после рассмотрения обращения всеми нижестоящими прокуратурами, о чём необходимо уведомить с приложением копий ответов.

Следственный комитет

Следственный комитет РФ рассматривает заявления о совершении преступлений прокурорскими работниками.

В компетенцию Следственного комитета входит:

  • проверка информации, изложенной в жалобе;
  • в случае выявления признаков преступления − возбуждение уголовного дела;
  • проведение предварительного расследования и передача дела в суд.

Подать жалобу в СК РФ можно:

  • лично, записавшись на приём;
  • по телефону доверия;
  • через интернет-приёмную (заполнив форму электронного обращения);
  • по телефону прямой линии председателя СК РФ.

Президент РФ

Президент РФ рассматривает жалобы на неправомерные действия или бездействие Генерального прокурора. Жалобу можно направить по почте либо в виде электронного обращения.

Обратите внимание! Все письма, поступающие Президенту РФ, принимаются и рассматриваются Управлением по работе с обращениями граждан.

Суд

Незаконные действия (бездействие) прокурора в рамках уголовного судопроизводства, в том числе постановления прокурора об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, уголовного преследования могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии со статьями 125–125.1 УПК РФ.

Суд не позднее, чем через 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит постановление:

  • об отказе в удовлетворении заявления;
  • о признании постановлений прокурора незаконными и нарушающими права и интересы граждан.

Бездействие прокурора также может быть рассмотрено судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства в срок не позднее одного месяца с момента поступления иска в суд.

Скачать образец иска на бездействие должностного лица.

Как правильно написать заявление в прокуратуру

В некоторых случаях обращение в прокуратуру происходит с целью реализации прав или свобод гражданина. В такой ситуации речь идёт именно о заявлении.

Если же предметом обращения является нарушение прав (например, о невыплате декретных), которое произошло по вине государственных органов или должностных лиц, то в таком случае необходимо подать жалобу. Конечно, в некоторых ситуациях можно направить исковое заявление в суд.

Строго определённой формы или специального бланка для подачи такого документа не предусмотрено.

Однако, при этом существуют довольно строгие правила, которые должны быть выполнены при составлении жалобы:

  1. Разрешено не только напечатать на печатной машинке или распечатать с помощью компьютера, но и написать такой документ от руки. В последнем случае почерк должен быть чётким и разборчивым.
  2. Анонимку отправлять в прокуратуру не рекомендуется. В этом случае рассмотрения не будет. Нужно указать фамилию, имя, отчество и почтовый адрес. Ответ будет отправлен в соответствии с указанными данными.
  3. В жалобе требуется указать фамилию, имя и отчество прокурора, к которому направляется обращение или название прокуратуры.
  4. Стиль написания такого документа должен быть деловым. Это не значит, что должен использоваться только строгий юридический язык. При этом её податель должен получить соответствующее уведомление. Однако излишних эмоций и жаргонных выражений необходимо избегать. Из поданной бумаги должна быть понятна юридическая суть вопроса и имеющиеся аргументы для его решения.
  5. Если прокуратуре не хватает информации для рассмотрения вопроса, жалобу могут вернуть с целью получения от подателя требуемой информации и повторной подачи. Возврат может произойти в течение семи дней. Прокурор может подсказать, как именно можно получить нужные данные.

Примите во внимание: если написанный от руки документ разобрать сложно или вообще невозможно, прокуратура имеет право оставить жалобу без рассмотрения.

Жалобы по одному конкретному вопросу нельзя подавать несколько раз. Если заваливать прокуратуру многократными жалобами по одному вопросу, рассмотрена по существу будет только первая из них, остальные будут оставлены без рассмотрения.

Если требуется, чтобы ситуация была рассмотрена определённым государственным органом, просьба об этом должна присутствовать в тексте жалобы.

Образец жалобы в прокуратуру на администрацию города

Подача документа возможна в одном из следующих случаев:

  1. Не следит за выполнением обязанностей городскими службами (например, ЖКХ).
  2. Сотрудники пренебрегают выполнением своих обязанностей.
  3. Используют служебное положение в личных интересах.
  4. Проявляет бездействие в таких ситуациях, когда это угрожает здоровью и жизни горожан.
  5. Происходит игнорирование ранее поданных жалоб в администрацию.
  6. Уполномоченные лица осуществляют нарушение гражданских прав населения.
  7. Местные органы власти принимают решения, противоречащие действующему законодательству РФ (например, в сфере природоохранной деятельности).

При составлении документа недопустимо проявление эмоций. Жалоба должна быть составлена так, чтобы суть обращения была понятна. Необходимо привести аргументацию своей претензии и приложить список документов, которые помогут рассмотрению вопроса.

Составляется документ следующим образом. В заголовке необходимо указать данные о себе и о прокуратуре, куда происходит обращение.

Также необходимо указать основные сведения о городской администрации, о тех органах и должностных лицах, к которым относится жалоба:

  1. В основной части приводятся все значимые данные, которые связаны с рассматриваемой ситуацией.
  2. Сначала стоит рассказать о причинах конфликта, затем перейти к сути жалобы.
  3. Нужно описать сделанные ранее попытки мирного урегулирования и их результаты.
  4. Приводится просьба от заявителя.

В заключительной части ставятся дата документа и подпись заявителя.

образец жалобы в прокуратуру на администрацию города.

Образец жалобы в прокуратуру на застройщика

В рассматриваемом случае документ может быть подан в различные инстанции. Обращение в прокуратуру — это наиболее серьёзный вариант.

Это возможно в одном из следующих случаев:

  1. Застройщик нарушил какие-либо гражданские права заявителя.
  2. Он совершил преступление другого рода. Один из примеров — мошенничество.
  3. Застройщик отказался выполнять или просто проигнорировал указание курирующей службы.

Вот, что должна содержать жалоба. Рассмотрим вступительную часть. Здесь надо вписать данные прокурора и заявителя, наименование прокуратуры, куда выполняется обращение.

Основная часть формируется таким образом:

  1. Данные о самом застройщике и об его деятельности;
  2. Информация об имеющейся проблеме;
  3. Какова была реакция застройщика на предъявленные претензии;
  4. Информация о других вариантах урегулирования, если они были;
  5. Просьба, с которой обращаются в прокуратуру;
  6. Аргументация заявителя.

В конце документа указывается список прилагаемых документов, дата заполнения и подпись заявителя.

образец жалобы в прокуратуру на застройщика.

Порядок подачи обращения в прокуратуру

Подготовленную жалобу (она может быть от конкретного лица или коллективной) нужно подать в прокуратуру по месту жительства заявителя.

Если в ней отказано, ответ, который присылается её подателю, должен быть аргументированным. Кроме того, в нём обязательно должен быть подробно разъяснён порядок обжалования действий прокурора.

Если на основании рассмотрения жалобы прокурор считает, что должно быть возбуждено дело, он сам имеет право это сделать. Такие действия прокурора не отменяют права подателя документа самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав.

Обращение возможно сделать, лично придя в прокуратуру и устно изложив суть своей жалобы. Также разрешается отправить её по почте или обратиться через интернет.

Официальный сайт прокуратуры Москвы позволит подать жалобу жителям столичного города. Это можно сделать через специальную форму на сайте, отправив документ по почте или сделав визит в прокуратуру лично. Необходимые контактные данные для обращения можно увидеть на самом сайте.

Обжалование действий прокуратуры


ГлавнаяЖалобы и обжалования Обжалование действий прокуратуры

Независимо от того, что основная функция прокуратуры заключается в осуществлении надзора за соблюдением законодательства, на территории Российской Федерации, сотрудниками данной службы, достаточно часто, допускаются различные противозаконные действия и бездействие, а также принятие противозаконных решений.

Обжалование решений прокуратуры

Чаще всего, обжалование действий прокурора, регулируемое статьей 123 УПК Российской Федерации, вызвано неправомерным возбуждением уголовного дела либо, наоборот, немотивированным отказом в его возбуждении, отказом признания гражданина потерпевшим, бездействием сотрудников прокуратуры во время рассмотрения судебного процесса и немотивированным прекращением расследования уголовного дела.

Обжалование постановления прокуратуры, может происходить, как в судебном, так и досудебном порядке, который четко определен в Главе 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Так, досудебное обжалование действий прокурора следователем, регулируемое статьей 46 Конституции РФ, должно осуществляться с помощью направления жалобы вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящую инстанцию: городскую или областную прокуратуру. Порядок рассмотрения прокурором либо руководителем следственного органа, данной жалобы, четко определен статьей 124 УПК Российской Федерации. В соответствии с этой статьей, прокурор либо руководитель следственного органа, должен рассмотреть жалобу не позднее 3-х суток, начиная с момента ее получения. Если для проверки жалобы нужно истребование дополнительных материалов, законодательством допускается ее рассмотрение в срок не более десяти суток. Обжалование решения прокурора, в судебном порядке, предполагает подачу в суд иска, по месту жительства заявителя, при этом срок исковой давности равен трем месяцам.

Обжалование постановления прокурора — порядок составления жалобы.

Жалоба, которая подается в вышестоящую инстанцию, должна быть оформлена и составлена должным образом, что со знанием дела сделает адвокат, являющийся сотрудником компании «Тектория». В жалобе в обязательном порядке указывается наименование того государственного органа, в который она подается, или же точные сведения о том должностном лице (занимаемая должность, имя, фамилия и отчество), непосредственно которому она и была направлена на рассмотрение. Кроме того, в жалобе, составленной ведущим сотрудником юридической компании «Тектория», будет профессионально изложена суть претензии, с обязательным указанием точного времени обращения и сведения (должность, место работы, имя, фамилия, отчество), о том сотруднике прокуратуры, которым было вынесено неправомерное решение либо нарушены, его действиями или бездействием, права заявителя. После этого, адвокат изложит в жалобе требования заявителя, например, восстановление его законных прав, отмену неправомерного решения и так далее. Благодаря правильному составлению жалобы адвокатом ускорится рассмотрение дела и ощутимо повысится вероятность его благоприятного исхода.

Остались вопросы?
Звоните сейчас: +7 495 798-19-07

Образец заявления в прокуратуру и все тонкости правильного заполнения

Заявление составляется в двух экземплярах.

Подача иска в суд производится заявлением, аналогичным стандартной жалобе, поэтому сильно менять изначальное обращение Вам не придётся. Вы так же можете миновать обращение в Генеральную прокуратуру, сразу же обратившись в суд. Одна из наболее распространённых жалоб — на работодателя. Это связано с тем, что сегодня всё больше возникает частных предприятий. Работники таких структур социально не защищены. Зачастую заявление на работодателя связано с невыплатой или задержкой заработной платы, а также с опасными для жизни условиями труда или невыполнением техники безопасности. Жалобу нужно подавать по месту регистрации организации, сотрудником которой вы являетесь. Документ составляется в 2 экземплярах – один образец заявления в прокуратуру на работодателя остаётся у потерпевшего.

Жалуясь на «своего начальника», кроме доказательств, необходимо запастись свидетелями, которые подтвердят слова заявителя. Следует также обратить внимание, что любое ложное обращение – наказуемое дело.

Жалоба на бездействие прокуратуры

При наличии претензий к деятельности прокурорских работников оформляется жалоба на бездействие прокуратуры.

не обязательна до подготовки и подачи административного иска. Алгоритм самостоятельной подготовки жалобы зависит от причины, побудившей заявителя обратиться с таким документом. (17,5 KiB, 12 987 hits) Поводом подготовки настоящего обращения стало бездействие подчиненных Вам сотрудников прокуратуры г. Ульяновск по непринятию мер по надлежащему рассмотрению жалобы на действия сотрудников Комитета молодежной политики Администрации г.

Ульяновска. Поскольку не допускается направление жалобы в тот орган, на который поступила жалоба, действия сотрудников прокуратуры являются незаконными и противоречат Законам Российской Федерации. 15.02.2018 г. Евстигнеева М.А.

Обязательно указываются сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, адрес регистрации или почтовый адрес.

Кратко изложить суть дела, сообщить данные о бездействовавшем сотруднике прокуратуры (должность, ф.и.о., или наименование отдела). Жалобу на бездействие прокуратуры быстрее всего подать через сайт.

Можно направить ее заказным письмом, можно посетить здание прокуратуры и сдать жалобу через канцелярию или воспользоваться специальным ящиком «Для заявлений (обращений) граждан». Отказ в рассмотрении жалобы на бездействие прокуратуры, непринятие мер реагирования на жалобу обжалуется в суд путем подачи административного иска на действия должностного лица.

Образец жалобы вышестоящему прокурору

по уголовному делу N 123456 Жалобав порядке ст.

124 упк рф на затрагивающее мои интересы незаконное и необоснованное постановление прокурора Центрального района г. Энска 15.01.2014 г. прокурор Центрального района г.

Энска Самсонюк С.М. вынес незаконное и необоснованное постановление об отмене постановления нижестоящего прокурора. 29.11.2013 г. я обратилась к прокурору Центрального района г. Энска Самсонюку С.М. (а не к его заместителю) с жалобой, в которой просила отменить незаконное и необоснованное «Постановление Драпикова И.А.». 1) «возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 303 УК РФ»; 2) «возбудить уголовное дело в отношении Руденко Елены Борисовны, в деяниях которой» (а не в одном деянии, которое упомянуто в описательно-мотивировочной части постановления) «усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.

1 ст. 303 УК РФ». И в тексте принятых следователем решений нет никаких опечаток. Не соответствует действительности и утверждение прокурора Самсонюка С.М. о том, что по фактам фальсификации Крименко А.К.

доказательств по гражданскому делу, о которых я сообщила в своем заявлении от 19 июня 2007 г., уголовное дело не возбуждалось. При таких обстоятельствах, постановление прокурора района от 15.01.2014 г. является незаконным, необоснованным и немотивированным, т.е.

вынесено с нарушением требований ч. Энска СУ СК РФ по ТО.

Образец жалобы на решение прокурора вышестоящему прокурору

Из полученных устных сведений следовало, что жалоба от 30 сентября 2014 передана помощнику прокурора Простакову К.В., что ответ мне не направлялся, что жалоба от 10 ноября 2014 года получена, но сведений о том, кому передана у канцелярии не имеется.

4 ст. 7 УПК РФ. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 7, 123, 124 УПК РФ, 2. Изъять уголовное дело N 123456 из отдела по расследованию преступлений на ОТ ОП Центрального района СУ УВД по г. Энску и передать для дальнейшего и окончательного расследования в СО по Центральному району г.

9.2. После общения сотрудника канцелярии с Простаковым мне были в устной форме представлены иные сведения: что ответ мне направлен. Сведения о дате приятия решения и его высылке сотрудник канцелярии предоставить отказался по прямому указанию Простакова. ЕСПЧ, Постановление от 02 ноября 2006, дело «Никитин против Российской Федерации», жалоба N 15969/02 На основании изложенного прошу: Постановление прокурора Останкинской межрайонной прокуратуры отменить.

Разрешить спор о подследственности жалобы.

Приложение: копии на __ листах ____ декабря 2014 _________________ /Васильева/ Статья 165.1.

ЖАЛОБА (ЗАЯВЛЕНИЕ) НА ПРОКУРОРА (ДРУГОГО РАБОТНИКА ПРОКУРАТУРЫ)

Жалобы и заявления на прокурора (или другого работника прокуратуры) подразделяются на следующие виды:

  • жалобы на действия прокурора (работника прокуратуры)
  • жалобы на ненадлежащее рассмотрение жалобы (заявления) поданной в прокуратуру (отказ в удовлетворении жалобы, непринятие мер по жалобе, неполучение ответа на нее).

жалобы на прокурора необходимо подавать с учетом особенностей, для каждого из названных выше видов. Нами разработаны рекомендации и образцы таких жалоб ссылки на которые представлены ниже.

Жалобы (заявления) на действия прокурора (работника прокуратуры)

Такие жалобы (заявления) подаются в случае нарушения прав прокурорскими работниками при проведении проверок, необоснованном проведении проверок, необоснованном принятии мер прокурорского реагирования.

Основания, порядок проведения проверок, основания внесения актов прокурорского реагирования, обозначены в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Просто так, по желанию работника прокуратуры проверки проводиться не могут, основаниями их проведения служит поступление информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Это могут быть заявления граждан, сведения, поступившие из других органов о нарушении законодательства. Кроме того, проверки проводятся по многочисленным поручениям и заданиям вышестоящих органов прокуратуры (для прокуратур районного звена – поручения прокуратуры субъекта РФ, для последней Генеральной прокуратуры).

Надо отметить, что основания для проведения проверки, практически всегда у работников прокуратуры найдутся, поскольку действует множество указаний Генеральной прокуратуры РФ о проверках на постоянной основе правоотношений в различных областях жизни.

О проведении прокурором проверки принимается решение, которое должно вручаться проверяемому не позднее дня начала проверки. В нем, должны содержаться сведения об основаниях проверки, предмете проверки, сроке, должности и Ф.И.О. работника прокуратуры, которому поручено ее проведение.

Несоблюдение указанных требований является основанием для обжалования действий прокурорского работника по проведению проверки, признания ее результатов и принятых актов незаконными.

Необходимо отметить, что на прокуратуру не распространяются требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме самих действий, могут быть обжалованы акты прокурорского реагирования, которыми являются представления прокурора, предостережения, протесты, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Жалобы на действия прокурора и акты прокурорского реагирования могут быть поданы вышестоящему прокурору:

— на работников прокуратуры (помощников, старших помощников), заместителей прокурора районного (городского) звена — прокурору района (города),

— на прокурора района — прокурору субъекта РФ

— на работников областного (республиканского) звена и заместителей прокурора субъекта — прокурору субъекта,

— на прокурора субъекта РФ — Генеральному прокурору РФ

— на работников Генеральной прокуратуры РФ — Генеральному прокурору РФ

При обжаловании действий прокурора можете воспользоваться:

Образецом жалобы на прокурора (работника прокуратуры)СКАЧАТЬ

Жалобы на ненадлежащее рассмотрение заявления (жалобы), поданного в прокуратуру (отказ в удовлетворении жалобы, непринятие мер по жалобе, неполучение ответа на нее)

С такими жалобами (заявлениями) следует обращаться, когда Вас не устраивают результаты рассмотрения ранее поданного в прокуратуру заявления (жалобы), либо поданная Вами жалоба рассмотрена с нарушением срока, а также при неполучении ответа на нее.

Обращаться следует всегда к вышестоящему прокурору. Так, если Вам дан ответ заместителем прокурора (на уровне районного или городского звена), его следует обжаловать прокурору района (города). Ответ прокурора района обжалуется в прокуратуру субъекта РФ. Ответ руководителя структурного подразделения в прокуратуре субъекта РФ обжалуются заместителю прокурора субъекта, ответ заместителя прокурора субъекта РФ прокурору субъекта РФ. Ответ последнего в Генеральную прокуратуру, при этом ответ на нее из Генеральной прокуратуры будет даваться также сначала начальником соответствующего подразделения, затем заместителем Генерального прокурора, затем первым заместителем, затем Генеральным прокурором.

То есть, на жалобу может быть получен ответ Генерального прокурора РФ только после прохождения всех ступенек по иерархии органа.

При обжаловании ответов следует иметь в виду, что доводы новой жалобы должны совпадать с первоначальной, иначе такая жалоба вновь будет направлена нижестоящему прокурору (как содержащая иные доводы).

Например, если Вы обратились с жалобой в районную прокуратуру о неисполнении администрацией города обязанностей по ремонту дороги, прокурор района не принял меры и дал ответ, что Ваша жалоба не обоснованна, то в прокуратуру субъекта следует обращаться с жалобой на ответ прокурора только касаемо ремонта дороги. Если Вы укажете, что еще улицы в городе ненадлежащим образом освещаются, она будет перенаправлена в прокуратуру района для рассмотрения новых доводов.

Необходимо иметь в виду, что работники прокуратуры не могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, так как не являются субъектами данного административного правонарушения, и при нарушении законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан подлежат дисциплинарной ответственности в соответствии с приказами Генеральной прокуратуры РФ. Правда нужно отметить, что дисциплинарная ответственность по своим последствиям для работника бывает, как правило, даже посерьезнее административного штрафа.

При обжаловании ответов прокурора на заявления можете воспользоваться:

Образецом жалобы на прокурора (работника прокуратуры) в связи с ненадлежащим рассмотрением обращенияСКАЧАТЬ

Обжалование действий или бездействий прокурора

Эффективность деятельности государства напрямую зависит от правовой грамотности граждан. Органы прокуратуры в числе многих обязанностей отвечают за разъяснения аспектов правовой деятельности путем осуществления надзорных функций.

Просвещение в области права выполняется путем устранения и предупреждения правонарушений. Согласно закону №182 органы прокуратуры обязаны заниматься разъяснением законодательства при обращении общественности. Обжалование отказа или игнорирование требования предоставления объяснений, именуемое как бездействие прокуратуры, подлежит обязательному рассмотрению согласно действующему законодательству.

Право обжалования действий прокурора имеют лица, чьи законные интересы нарушены или затронуты в ходе делопроизводства независимо от того, уголовное это судопроизводство или процессуальные действия.

Целью оспаривания действий или бездействий прокурора является:

  • обеспечение соблюдения прав лиц, задействованных в процессе;
  • выявление нарушения законных прав физических и юридических лиц;
  • обнаружение допущенных ошибок со стороны прокурора;
  • устранение допущенных прокурором нарушений.

Порядок работы с обращениями и жалобами регулируется законодательно – Рисунок 1.

Рисунок 1. Положения по процессу обработки жалоб и прочих обращений граждан

Правила оформления документов по обжалованию

Опротестование принятого прокурорского решения производится путем изначального обращения в прокуратуру. Процесс апеллирования необходимо запускать согласно структуре органа. Обжалование решения районного прокурора невозможно путем подачи документов в генеральную прокуратуру. Такое обращение без рассмотрения будет перенаправлено в соответствующий нижестоящий орган.

Обращение составляется в письменной форме и содержит:

  • точное полное наименования органа обращения;
  • ФИО того, кто подает обращение, актуальный адрес (подтвержденный документами личности);
  • детальное описание ситуации, в которой возникло нарушение;
  • суть обращения (чего добиваемся жалобой);
  • прошение о выполнении необходимого для выявления нарушения ряда действий;
  • доказательства нарушения;
  • дата отправки заявления, ФИО и подпись лица, являющегося заявителем.

Единого образца нет, в каждом случае задействованы разные аргументы, рассматривается тематический вопрос. Можно проанализировать общую стилистику оформления и вид документа на примере образца из рис. 2.

Рисунок 2. Образец жалобы на бездействие судебного пристава

Порядок процесса обжалования решения прокурора

Первая инстанция для подачи обращения – вышестоящий орган относительно того, где было принято решение. Жалобы рассматриваются только в иерархическом порядке.

Обжалование сформированного постановления прокурора путем подачи заявления может производиться как лично через приемную прокуратуры, так и в электронном виде или письмом по почте. Также могут быть обращения от одного лица или коллективные. Рассмотрение поданного обращения обязательно и бесплатно. Уполномоченное лицо (или группа) проводит рассмотрение, ряд действий по проверке отдельных аспектов на протяжении семи рабочих дней с момента получения такого обращения (отмечается в специальном журнале регистрации поступивших обращений). В случае перенаправления жалобы в другое структурное подразделение обязательно уведомляется инициатор обращения. При проверке могут быть задействованы все правовые институты.

Рисунок 3. Структура органов прокуратуры

Срок обжалования полученного ответа прокуратуры на жалобу

Сроки рассмотрения обращений регламентированы законом №59-ФЗ. Поданное обжалование действий прокуратуры рассматривается на протяжении 30 дней с момента регистрации. Этот период не увеличивается при перенаправлении. По итогам рассмотрения может быть принято решение о полном, частичном удовлетворении запросов обращения или об отказе в выполнении изложенных требований. Обязательно прилагается пояснение принятого решения.

Если заявление рассматривает судья, то срок его обработки составляет 5 календарных дней, после чего назначается судебное заседание, и обязательно личное участие всех лиц, чьи интересы затронуты данным обращением.

При обращении в наивысшую инстанцию без рассмотрения согласно иерархии обращение без рассмотрения отправляется в соответствующее нижестоящее структурное подразделение, а срок рассмотрения увеличивается на 7 рабочих дней.

Рисунок 4. Нормативные акты по регулированию рассмотрения обращений

При наличии претензий к деятельности прокурорских работников оформляется жалоба на бездействие прокуратуры.

Жалоба на бездействие прокуратуры не обязательна до подготовки и подачи административного иска. Алгоритм самостоятельной подготовки жалобы зависит от причины, побудившей заявителя обратиться с таким документом.

Жалоба на бездействие прокуратуры

Пример жалобы на бездействие прокуратуры

Поводом подготовки настоящего обращения стало бездействие подчиненных Вам сотрудников прокуратуры г. Ульяновск по непринятию мер по надлежащему рассмотрению жалобы на действия сотрудников Комитета молодежной политики Администрации г. Ульяновска.

16.11.2016 г. в прокуратуру г. Ульяновска мной направлена жалоба на отказ Комитета молодежной политики в ознакомлении с материалами об исключении из программы «Молодая семья» моей семьи в составе 3-х человек: Евстигнеева Максима Анатольевича, 1987 г.р., Евстигнеевой Марины Вячеславовны, 1989 г.р., и Евстигнеевой Анны Максимовны, 2010 г.р. Мы обратились в Комитет, подготовив письменное заявление об ознакомлении с указанными материалами на основании ст. 24 Конституции Российской Федерации, однако, нам было необоснованно отказано со ссылкой на внутреннюю переписку и конфиденциальность сведений.

10.01.2017 г. после получения отказа Комитета в письменной форме нами направлена жалоба в прокуратуру г. Ульяновска о привлечении к административной ответственности должностных лиц Комитета за необоснованный отказ в предоставлении возможности ознакомиться с материалами в отношении нашей семьи (по ст. 5.39 КоАП) или вынесению представления на имя председателя Комитета. Однако, как последовало из ответа за подписью помощника прокурора Г.В. Андреевой № 1-556436 от 20.01.2017 г., указанным должностным лицом в нарушение Закона № 59-ФЗ и приказа Генеральной прокуратуры 30.01.2013 г. № 45 наша жалоба направлена для рассмотрения в Комитет молодежной политики.

Поскольку не допускается направление жалобы в тот орган, на который поступила жалоба, действия сотрудников прокуратуры являются незаконными и противоречат Законам Российской Федерации.

Руководствуясь вышеизложенным, прошу провести проверку бездействия сотрудников прокуратуры г. Ульяновска по не принятию мер по фактам, изложенным в жалобе Евстигнеевых на Комитет молодежной политики, привлечь виновных сотрудников к дисциплинарной или административной ответственности за нарушение норм Федерального закона № 59-ФЗ. О принятых мерах сообщить заявителю.

15.02.2017 г. Евстигнеева М.А.

Жалоба на бездействие прокуратуры – основания

Прокуратура – это специальный орган надзора, в чьи обязанности входит осуществлять контроль за применением государственными органами законодательства. И если работники прокуратуры сами нарушают закон, без подачи жалобы на бездействие прокуратуры вероятность разрешения спорной ситуации не велика. Жалоба на бездействие прокуратуры может быть подана вышестоящему прокурору или в суд.

Такая необходимость возникает обычно в двух случаях: непринятие мер по поступившей жалобе в прокуратуру (формальная отписка, нарушение закона, затягивание процедуры рассмотрения изложенных фактов), невыполнение возложенных на прокуратуру задач по надзору в сфере производства по уголовным делам. Как жалобу на бездействие прокуратуры можно рассматривать и жалобу на действия конкретного должностного лица прокуратуры, когда указанный орган в силу закона обязан предпринять определенные действия, однако, от исполнения их неправомерно уклоняется (например, когда требуется подача искового заявления в защиту прав неопределенного круга лиц).

Разумеется, каждая жалоба на бездействие прокуратуры является индивидуальной. Содержание ее составят действия должностных лиц прокуратуры по непринятию мер: в рамках уголовных дел, по рассмотрению жалоб, предоставлению информации и др. Жалоба на бездействие прокуратуры должна быть обоснованной и включать в себя ссылки на нормативно-правовые акты. При затруднениях в правовом обосновании жалобы или др. сложностях на сайте можно получить консультацию юриста.

Составление и подача жалобы на бездействие прокуратуры

Жалоба составляется и подается в вышестоящую инстанцию. То есть или в прокуратуру, которая является вышестоящей по отношению к сотруднику прокуратуры, допустившим нарушение закона, либо его начальнику. Кстати, если жалоба на бездействие прокуратуры связана с ранее рассмотренной жалобой в этот орган, в тексте ответа на жалобу порядок обжалования решения должен быть обязательно указан. В любом случае, на сайте прокурорского органа можно найти информацию – куда жаловаться, как подать жалобу (в том числе, через интернет).

Обязательно указываются сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, адрес регистрации или почтовый адрес. Кратко изложить суть дела, сообщить данные о бездействовавшем сотруднике прокуратуры (должность, ф.и.о., или наименование отдела).

Жалоба должна оканчиваться на требовании признать действия (бездействие) сотрудников прокуратуры незаконным, обязать совершить определенные действия для восстановления нарушенных прав (правопорядка). Можно просить привлечь таких работников к ответственности.

Жалобу на бездействие прокуратуры быстрее всего подать через сайт. Можно направить ее заказным письмом, можно посетить здание прокуратуры и сдать жалобу через канцелярию или воспользоваться специальным ящиком «Для заявлений (обращений) граждан».

Отказ в рассмотрении жалобы на бездействие прокуратуры, непринятие мер реагирования на жалобу обжалуется в суд путем подачи административного иска на действия должностного лица.

Если возникает такая необходимость, должна быть отправлена жалоба в прокуратуру. Образец и правила заполнения для этого необходимо внимательно изучить.

Если всё было сделано юридически правильно, шансы на успешный результат обработки обращения существенно вырастают.

Образец заявления в прокуратуру о проведении проверки

В этом случае образец заявления нужно оформить обычным образом.

В основной информационной части документа пишут о сложившейся ситуации, где говорят о возможном нарушении закона. Далее выражается просьба заявителя о проведении проверки.

Образец заявления в прокуратуру по факту мошенничества

Шаблон заявления состоит из трёх частей: шапки заявления, информационной и заключительной.

В вводной части пишется информация о прокуратуре, в которую происходит обращение. Далее указываются фамилия, имя и отчество прокурора, к которому написано заявление.

В информационной части излагается суть обращения, а в заключительной ставятся дата заполнения и подпись заявителя.

В основной части образца необходимо указать, о каком именно мошенничестве идёт речь. Далее нужно сформулировать то, какая у заявителя просьба в связи с расследованием. Тут возможны несколько вариантов:

  1. Жалоба может быть на полицию. Обязать её принять заявление о факте совершённого преступления.
  2. Провести проверку структуры, юридического лица, которая применяет мошенничество. Заявление может быть на работодателя.
  3. Призвать преступника к ответственности.

Как написать анонимное письмо в прокуратуру

Иногда возникает желание обратиться анонимно с жалобой: на соседей, на начальника, на участкового или в других случаях.

Хотя анонимные обращения в прокуратуре обычно не рассматриваются, существует одно исключение: сообщение о преступлении, которое готовится.

Обычно нет способа для полной анонимности, но есть обходные варианты:

  1. Можно обратиться через другого человека. Он будет знать заявителя, примет на себя ответственность за жалобу, если она будет. Этот способ может применяться, если заявитель боится увольнения за то, что пожаловался.
  2. Можно обратиться с письмом, раскрыв свои данные, но попросить, чтобы при рассмотрении личные данные не разглашались.

Образец жалобы в военную прокуратуру

Она может быть подана в одной из следующих ситуаций:

  1. Нарушение закона имело место со стороны военного.
  2. Произошло нарушение устава или правил внутреннего распорядка.
  3. Преступление было сделано на территории воинской части.

Если писать жалобу, нужно учесть, что она должна быть предельно аргументированной и обоснованной. Жалоба может содержать прямое обвинение в совершении преступления. Реакция будет более быстрая, но необходимо помнить, что за ложное обвинение предусмотрена ответственность.

Другой вид жалоб — это обращение в порядке прокурорского надзора. В этом случае оно будет рассматриваться дольше, поскольку будут производиться дополнительные проверки, запросы.

Срок подачи жалоб ограничен тем временем, когда законом предусмотрена ответственность за рассматриваемое преступление.

Образец жалобы на бездействие прокурора вышестоящему прокурору

В этом документе в начальной части необходимо зафиксировать данные заявителя и прокурора, к которому направлен документ.

В основной части излагается информация о том прокуроре, со стороны которого имело место бездействие. Далее описывается ситуация, которая имела место, и указывается просьба заявителя.

Внизу документа ставятся дата и подпись.

Образец обжалования решения прокурора вышестоящему прокурору

Документ составляется без излишних эмоций.

Суть проблемы нужно сформулировать кратко и ясно:

  1. В начале документа указывается информация о заявителе и прокуроре, к которому направляется жалоба.
  2. Указывают, на какого именно прокурора жалуются и в чём именно были нарушены права заявителя.
  3. В конце ставятся дата и подпись.

Документ может быть отправлен в вышестоящую инстанцию вплоть до генпрокуратуры.

Как подать жалобу в генеральную прокуратуру через интернет

Подача через интернет возможна. Для того, чтобы её осуществить, нужно сначала разыскать сайт прокуратуры, которая находится по месту проживания заявителя. Затем через него можно подать жалобу, заполнив необходимые поля электронного документа.

Например, в Москве, пожаловаться можно через интернет на сайте Московской прокуратуры: http://www.mosproc.ru/ipriem/.

После окончания ввода, документ нужно отправить, нажав на соответствующую кнопку на странице. Отправляемый через интернет документ должен соответствовать всем тем правилам, которым подчиняется подача жалобы в электронном виде.

Ответ может быть отправлен в электронном или бумажном виде в зависимости от выбора заявителя.

Сроки прокурорской проверки

После того, как жалоба подана, срок проверки составляет не более тридцати календарных дней.

В течение первых семи дней должны быть представлены предварительные результаты рассмотрения.

Здесь речь идёт о принятии или отклонении полученного документа или передаче его в другие инстанции.

Если обращения относительно простые, считается, что потребуется не более пятнадцати дней для принятия решения.

Бывает так, что нужно провести дополнительные проверки. В этих случаях рассмотрение может затянуться до тридцатидневного срока.

В жизни можно столкнуться с преступлением или несправедливостью. Возможно для того, чтобы добиться правды, нужно будет пожаловаться в прокуратуру. В этом случае знание особенностей такого обращения повысит шансы на успешный исход дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *