Комиссия для логопедической группы

Содержание

Комиссия для логопедической группы: для чего нужна и как проходит?

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Заключение комиссии

По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.

Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую) группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.

Результаты ПМПК имеют рекомендательный характер. Родители сами решают придерживаться их или нет.

Сведения о наличии коррекционных (логопедических) групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.

Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы с целью подготовки рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания в образовательных организациях:

  • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для организации специальных условий образования, создания специальных условий для детей 8-ми лет на 1 сентября следующего учебного года, предоставляются:

  • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы перед государственной итоговой аттестацией (ГИА-9, ГИА-11):

  • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии об условиях обучения (при наличии) – копия;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации.

Для организации экзамена на дому необходимо дополнительно предоставить документы:

  • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году на дому – в случае необходимости сдачи ГИА на дому – оригинал;
  • медицинские заключения (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями об обучении на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке;
  • приказы о переводе на обучение на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для консультирования родителей (законных представителей) обучающихся специалистами ЦПМПК г. Москвы предоставляются:

  • подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) или медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья — оригинал;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для консультирования работников образовательных организаций специалистами ЦПМПК г. Москвы предоставление документов не требуется.

>
Как попадают в логопедический детский сад?

Опять вставать в очередь? Получить просто направление от логопеда, или пройти специальную комиссию?

Чем отличается логопедический детский сад от обычного?

Есть мнение, что логопедический сад — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).

Каждый год для разного возраста — это многоплановая работа. Есть детские сады, где все группы речевые. Есть — где только группы с ЗПР.

Есть сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы = сад комбинированного вида. Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На логопункт зачисляются дети только с нарушенным произношением.

Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Будет очень хорошо, если вы, уважаемые родители, уже посетите несколько образовательных учреждений. Побеседуете с заведующей (директором), о наличии свободных мест, посетите консультативный пункт на базе учреждения, где познакомитесь со специалистами.

Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

С 1 октября 2010 г. изменился порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Теперь порядок записи на очередь в дошкольное образовательное учреждение установлен приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы».

Итак, как устроить ребенка в специализированный детский сад.

Шаг 1. Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Шаг 3. Собрать для ПМПК несколько справок:

  • от ЛОР-врача,
  • окулиста,
  • педиатра,
  • невропатолога (для детей младше 3 лет),
  • психиатра.

Шаг 4. Найти адрес своей окружной ПМПК, позвонить и записаться на прием.

Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.

Какие нужны документы для логопедического сада?

Документы для прохождения ПМПК

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • четыре медицинских заключения:
    • детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет — невропатолога районной детской поликлиники),
    • логопеда районной детской поликлиники,
    • отоларинголога районной детской поликлиники,
    • окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.

Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

  • логопед,
  • психолог,
  • иногда психоневролог.

Задача комиссии — определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.

Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.

А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

  • заикания;
  • общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);
  • фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10-12 звуков);
  • нарушения произношения отдельных звуков (2-3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садиках.

Список врачей, которых нужно пройти для логопедического сада

  • Дата Январь 20, 2017
  • Автор Екатерина
  • Рубрика Детское здоровье

Многие родители мечтают устроить своих деток в логопедические группы, которые бывают в садиках комбинированного вида, или непосредственно в логопедический сад. Всем известно, что обучающие программы и подготовка к школе в логопедической группе в разы выше и лучше, чем в обычной группе. Да и численность детей там предусмотрена определенная, 10-14 человек, не больше. Благодаря этому на каждого ребенка будет уделяться больше индивидуального времени. Попасть в такую группу не так уж легко, если у ребенка нет никаких проблем с речью.

Обычно рекомендации к прохождению комиссии в логопедическую группу дает логопед вашего садика или приходящий из логосада, если нет своего. Детей, которые имеют речевые нарушения и нуждаются в коррекции записывают в список, который потом оглашают родителям. Те, кто согласен на перевод в логопедическую группу, являются на собеседование, где дают двусторонний бланк — направление на предварительный обход врачей перед комиссией. Родителей никто не будет заставлять обходить докторов, это добровольное решение.

Так, согласные на прохождение врачей родители малыша должны посетить следующих специалистов:

  1. Окулист
  2. Отоларинголог
  3. Невропатолог
  4. Стоматолог-ортодонт
  5. Психиатр
  6. Педиатр
  7. Для некоторых садиков просят дополнительно посетить хирурга

Следите за тем, чтобы в направлении врачи ставили свои подписи и печати, обязательно выполнение всех формальностей. Выдают направление заранее, чтобы успеть пройти всех докторов перед заседанием комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Кроме направления с отметками о прохождении всех врачей, понадобиться еще:

  1. Копия свидетельства о рождении ребенка
  2. Характеристика, написанная воспитателем и логопедом
  3. Заявление на перевод в логопедическую группу

О том, в какой день и где будет заседать комиссия, родителей предупредят заранее. Обычно это происходит в самом садике или в РОНО. Специалисты побеседуют с ребенком, проверят наличие бумаг и показаний. Состав комиссии в разных городах может быть различным, но, в большинстве случаев, она состоит из психолога, дефектолога, логопеда, представителей РОНО.

Обычно задают вопросы на сообразительность, логическое мышление. Просят повторить звуковые словосочетания, чтобы лучше выявить проблемы в произношении отдельных звуков. Судя по отзывам родителей, с малышом беседуют совсем недолго, около 10-15 минут, и результат сразу озвучивают.

Представители комиссии ПМПК могут попросить:

  • собрать пирамидку;
  • вложить круг в круг, квадрат в квадрат, треугольник в треугольник и т.д.;
  • назвать фигуры;
  • назвать цвета;
  • собрать части тела разрезанного из бумаги человечка;
  • назвать времена года, какое сейчас;
  • ответить, кем ребенок является маме, бабушке, дяде и т.п.;
  • найти лишний предмет;
  • ответить на пространственные вопросы: где сидит кот (на стуле, под стулом, за стулом и т.п.);
  • рассказать, что делают люди на картинке;
  • произнести слова, типа: расшевелить, антресоль и т.п. для проверки произношения звуков;
  • объединить предметы в группы по какому-то признаку;
  • нарисовать что-то;
  • рассказать стих или спеть куплет песенки

и прочие вопросы на произношение звуков, сообразительность и логическое мышление. Заранее ребенка лучше не обучать отвечать на эти вопросы, ведь чем яснее специалисты поставят диагноз, тем точнее определят меры по исправлению проблем.

Никаких страшных диагнозов бояться не нужно, по сути для логопедической группы уместны такие диагнозы:

  1. ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  2. ОНР — общее недоразвитие речи
  3. Логоневроз — заикание

Советуем не отказываться от перевода в логопедическую группу, особенно если у ребенка действительно есть проблемы с речью. Детки посещающие такие садики к школе уже обучены писать, читать, считать и правильно выговаривают все звуки. Ко всему прочему это просто выгодно, ведь одно занятие с частным логопедом стоит от 500 рублей и выше, а в саду с вашим ребенком будут постоянно бесплатно заниматься, на дом будут задавать домашнее задание, что еще больше подготовит ребенка к школе и научит дисциплине и ответственности.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка?

«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

Ирина Балаева, учитель начальных классов.

Что такое ПМПК?

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Злоупотребление ПМПК

К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

Фото: Екатерина Пашкова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *