Классное руководство

Педагогика

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • социальная защита
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
  • личностно-ориентированного подхода педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником социализации ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
  • участия в научных обществах, клубах, проектах
  • ведения научной и экспериментальной работы
  • изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
  • посещения библиотек
  • поездок на экскурсии
  • профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
  • посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

  • Юлия

Классный руководитель в воспитательной системе школы. Обязанности классного руководителя

Тема: Классный руководитель в воспитательной системе школы. Обязанности классного руководителя.

План:

  1. Задачи классного руководителя.

  2. Функции классного руководителя.

  3. Обязанности классного руководителя.

  4. Формы работы классного руководителя.

  5. Работа классного руководителя по изучению учащихся.

  6. Работа классного руководителя с учителями- предметниками.

  7. Работа классного руководителя с родителями учащихся.

1.Задачи классного руководителя.

Классный руководитель – это основной и непосредственный организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Институт классного руководителя сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934г.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  1. Формирование и развитие коллектива класса.

  2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

  3. Защита прав и интересов обучающихся.

  4. Организация системной работы с обучающимися в классе.

  5. Организация системы отношений через разнообразные формы деятельности коллектива класса.

  6. Организация социально-значимой деятельности обучающихся.

  7. Формирование здорового образа жизни.

  8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

2.Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующая предполагает:

  • Установление контактов с родителями ученика, оказание им помощи в воспитании (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

  • Проведение консультаций, бесед с родителями.

  • Организация внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий).

  • Работа с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, с воспитателем ГПД.

  • Ведение документации (классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного руководителя).

  • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение малых педсоветов, тематических и других мероприятий.

  • Индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.

2. Коммуникативная функция заключается:

  • В формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе.

  • В обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.

  • В содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса.

  • В оказании помощи ученикам в формировании коммуникативных качеств.

3. Контрольная функция заключается:

  • Контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий обучающимися.

4. Аналитико-прогностическая функция:

  • Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.

  • Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

3. Обязанности классного руководителя:

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно условно разделить на 5 групп:

  1. организация деятельности классного коллектива;

  2. организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся;

  3. организация жизни класса во внеурочное время;

  1. изучение личности и коррекция воспитания;

  2. работа с родителями;

В первую группу «Организация деятельности классного коллектива» входят следующие обязанности:

1. изучение дел учащихся и ведение классного журнала;

  1. организация деятельности класса: распределение поручений в классе, работа с активом класса, делегирование учащихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий;

  2. организация дежурства по школе и столовой;

  3. соблюдение санитарных норм прикреплённого класса;

  4. забота о внешнем виде учащихся;Ш-126

  5. организация питания учащихся;

  6. организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.

Во вторую группу «Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся» включены следующие его обязанности:

1. систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;

  1. организация помощи в учёбе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашнего задания;

  2. воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках;ш-23

  3. создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебных материалов;

  4. координация сотрудничества педагогов, работающих в классе;

  5. работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;

  6. создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы, экскурсии, выставки);

  7. развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря;

Третья группа «Организация жизни класса во внеурочное время» включает в себя следующие обязанности:

1.создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция;

  1. развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением;

  2. организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса или отдельных учащихся;

  3. вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия;

  4. организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек;

  5. охрана здоровья учащихся класса с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья каждого ученика на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, секций внутри школы и вне её;

  6. помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях;

  7. организация и проведение часов общения, тематических классных часов.

Четвёртая группа «Изучение личности и коррекция воспитания» включает в себя следующие обязанности:

1. привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к своему здоровью;

  1. привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности;

  2. воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся;

  3. воспитание гражданственности.

  4. работа с характеристикой класса и отдельных учащихся

Пятая группа «Работа с родителями» выглядит так:

  1. изучение семейной ситуации и условий воспитания ребёнка в семье;

  2. индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;

  3. проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);

  4. привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;

5.проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель;

6. влияние на общение родителей с детьми;

7.защита интересов и прав ребёнка в общественных организациях и государственных судебных органах.

4.Формы работы классного руководителя:

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

5. Работа классного руководителя по изучению учащихся:

Проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьёзных просчётов и педагогических ошибок.

Изучение школьников классными руководителями проводится с помощью различных методов. Важнейшими их них являются: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент.

Как же использовать их в процессе воспитания школьников?

Повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведёт себя не спокойно, на переменах с криком бегает по коридору, логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней работы.

Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится той или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учёбе, характере отношений с одноклассниками.

Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Некоторые из них любят рисовать, другие занимаются коллекционированием и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.

Посещение учащихся на дому позволяет накапливать представления о том, как живёт и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдается режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свободное время. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы. Всё это даёт материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.

Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Например, классу поручается закончить начатую раньше уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, то классный руководитель предлагает принять в ней участие тем, кто пожелает сам. И вдруг оказывается, что те, кого часто хвалят за успеваемость и общественную активность, не изъявляют желание принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что нужно с этими учащимися усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.

Изучение школьников — процесс непрерывный. Классный руководитель обращает внимание не только на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Всё это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вёл дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.

6. Работа классного руководителя с учителями-предметниками.

Проводя воспитательную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышение качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.

Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может подсказать причины снижения качества знаний того или иного ученика и попросить учителя учесть их в своей работе.

Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помогает ему повышать содержательность и действенность внеклассной воспитательной работы.

7.Работа классного руководителя с родителями учащихся.

Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.

Большое место в работе классного руководителя с семьёй занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводится родительское собрание, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда срочно требуется вмешательство семьи в решении той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает их на дому или приглашает в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учёбы или поведения учащихся.

Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошёл в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а так же за поведением вне школы.

Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться и д.р.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в тоже время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий могут проводить с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимать участие в организации экскурсий.

Должностная инструкция классного руководителя

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция классного руководителя

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Классный руководитель должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

— педагогику, психологию, возрастную физиологию;

— школьную гигиену;

— методику преподавания предмета;

— программы и учебники по преподаваемому предмету;

— методику воспитательной работы;

— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

— средства обучения и их дидактические возможности;

— основы научной организации труда;

— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— трудовое законодательство;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

— методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;

— особенности воспитательной системы.

1.5. Классному руководителю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом .

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. .

4. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. .

5. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Круг обязанностей классного руководителя достаточно широкий. Классный руководитель осуществляет функции организатора школьной жизни класса, посредника в различных конфликтных ситуациях, куратора, который осуществляет посредничество между школьниками и педагогами, помощника в организации учебной деятельности, защитника прав и свобод своих обучающихся. Классный руководитель помогает адаптироваться детям своего класса в коллективе, занять свой статус среди сверстников. Классный руководитель организует питание, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям о всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

Присутствие на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе, привлечение к ответственности (не с юридической точки зрения) обучающихся за проступки также входит в круг обязанностей классного руководителя. Неотъемлемой частью работы классного руководителя является сотрудничество со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

Педагогический работник выполняет функционал классного руководителя на основании личного согласия (заявление) и приказа директора образовательной организации. Классный руководитель — это не должность. Поэтому классное руководство не входит в круг основных обязанностей педагогических работников, определенных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н и не является самостоятельным видом деятельности.

Круг полномочий, прав, обязанностей определяется следующими нормативными актами:

  • «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки от 3 февраля 2006 года N 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  • ПИСЬМО Министерства образования и науки от 25 апреля 2006 года N АФ-100/03 «О Рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации»
  • Должностная инструкция классного руководителя.

Существуют ограничения, которые не позволяют выполнять функционал классного руководителя в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ это лицо, которому вменяются данные обязанности:

  • не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
  • не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Классному руководителю запрещается:

  • оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;
  • использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя

1. Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
  • установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
  • проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Доплата за выполнение функций классного руководства

В ряде субъектов Российской Федерации перечень таких образовательных учреждений, в которых устанавливается дополнительное вознаграждение за осуществление функций классного руководителя за счет средств бюджета субъекта РФ, уже расширен. Следует отметить, что для педагогических работников, на которых возложены функции классного руководителя с соответствующей доплатой, в том числе до принятия решения об установлении за эту работу дополнительного вознаграждения, выплата доплаты и вознаграждения является существенным условием трудового договора, изменение которого при надлежащем исполнении этих обязанностей без согласия работника не допускается.

В целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе. Кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции. Выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов. При возложении на педагогических работников функций классных руководителей на новый учебный год должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и выплаты доплаты и вознаграждения. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного педагогического работника с его согласия в двух классах. Исходя из того, что вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы, то и размер членского профсоюзного взноса педагогических работников, являющихся членами Профсоюза, на которых возложены функции классного руководителя, определяется с учетом вознаграждения за классное руководство. Следует также еще раз отметить, что выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя связана с возложением на педагогического работника с его согласия функций по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе как дополнительных обязанностей, т. е. не входящих в обязанности по основной должности, поэтому вряд ли обоснованно и правомерно выплачивать указанное вознаграждение работникам, осуществляющим такую работу на условиях занятия штатной должности.

При регулировании порядка установления вознаграждения за классное руководство необходимо иметь в виду также, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагогического работника в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой.

Размер доплаты за выполнение функций классного руководителя устанавливается на основании коллективного договора, положения о системе оплаты труда, других локальных нормативных актов, действующих в образовательном учреждении.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.06.2018
  • Все консультации автора

>Дополнительная нагрузка педагога: обязанности классного руководителя

Скачать образец положения о классном руководителе

Кто такой классный руководитель

Это учитель, преподающий любой из школьных предметов, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) прикрепленного к нему класса и общается с родителями учащихся. Основные права и обязанности классного руководителя в школе определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012. Среди них:

  • получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • контролировать учебные успехи каждого ученика;
  • координировать работу учителей-предметников;
  • приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;
  • участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;
  • выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;
  • определять индивидуальный режим работы с учащимися;
  • применять новые методы, формы и приемы воспитания;
  • выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;
  • защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.

Обязанности

В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.

Периодичность Функциональные обязанности классного руководителя
Ежедневно Контроль за посещаемостью, за соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращение конфликтов между учащимися, решение спорных вопросов, возникающих между учащимися и преподавателями.
Еженедельно Еженедельный классный час, включенный в расписание и с записью в журнале.
Ежемесячно Проведение не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное.
Каждую четверть Проведение не менее одного родительского собрания в четверть.

Кроме того, классный руководитель:

  • ведет журналы;
  • разрабатывает планы воспитательной работы с классом;
  • работает с личными делами учеников;
  • ведет протоколы родительских собраний;
  • контролирует ведение дневников воспитанниками и т. д.

Должностные обязанности классного руководителя в школе определяют, что педагогу необходимо знать:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики и социальной психологии;
  • школьную гигиену;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы;
  • основы трудового законодательства РФ.

Объем необходимых знаний и обязанностей предполагает наличие у педагога следующих умений:

  • общаться с детьми, поощряя детскую любознательность, ответственность, подавая собственный пример творческого и ответственного отношения к делу;
  • видеть и формулировать воспитательные цели;
  • составлять план воспитательной работы в классе;
  • организовывать внеклассную деятельность, проводить внешкольные мероприятия с учетом возраста детей;
  • организовывать и проводить родительские собрания, поддерживать плодотворные взаимоотношения с родителями учеников;
  • пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Кроме запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, педагогу запрещается:

  1. Унижать личное достоинство ученика.
  2. Использовать систему школьных отметок (школьный балл) для наказания ребенка.
  3. Злоупотреблять доверием учеников.
  4. Нарушать авторитет семьи и других учителей в глазах учащихся.

Должностная инструкция

Основные обязанности классного руководителя определены должностной инструкцией, но поскольку этот документ не является обязательным ЛНА, то необходимые сведения вносят в трудовой договор или, как сейчас принято говорить, в эффективный контракт педагога. Разработку должностной инструкции, в которой зафиксировано все, что входит в ежедневные обязанности классного руководителя, целесообразно начать с изучения профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

Скачать образец должностной инструкции педагога с функциями классного руководителя

Должностные обязанности классного руководителя. методическая разработка по теме

Должностные обязанности классного руководителя.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель есть педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора. межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни, демонстрирующего воспитанникам пример достойной жизни.

1.2. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.

1.3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы.

2. Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя

2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:

2.1.1. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, отражая все данные в психолого-педагогической карте.

2.1.2. Изучает склонности, интересы, сферу его дарований.

2.1.3. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.

2.1.4. В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.

2.1.5. Развивает классное самоуправление, приучая к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.

2.1.6. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с педагогами, товарищами, родителями. Помогает каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

2.1.7. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.

2.2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.

2.2.1. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.

2.2.2. Содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

2.2.3. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.

2.3. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.

2.4 Дает консультации родителям. Проводит родительски* собрания, привлекает родителей к помощи школе.

2.5 Классный руководитель организует питание, дежурство,, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям о всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

2.6 Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

3. Режим работы классного руководителя

3.1. Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), которые должен исполнять любой работник.

3.2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, — 6 часов (30% от ставки учителя).

3.3. Час классного руководителя (кл. час) — один раз в неделю по расписанию.

3.4. Количество воспитательных мероприятий — не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным).

3.5. Количество родительских собраний — не менее одного собрания в четверть.

3.6. Отчеты о проделанной работе представляются администрации.

3.7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

4. Права классного руководителя

4.1. Классный руководитель имеет право:

4.1.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.

4.1.2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

4.1.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».

4.1.4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности — в государственных органах власти и суда.

4.2. Классный руководитель не имеет права:

4.2.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.

4.2.2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.

4.2.3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).

4.2.4. Использовать семью, родителей или родственников для наказания ребенка.

4.2.5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

5. Классный руководитель должен знать:

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Конвенцию о правах ребенка.

Педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию.

Школьную гигиену.

Педагогическую этику.

Теорию и методику воспитательной работы.

Основы трудового законодательства.

6. Классный руководитель должен уметь:

Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.

Видеть и формулировать свои воспитательные цели.

Составить план воспитательной работы в собственном классе.

Организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.

Организовать и провести родительское собрание.

Пользоваться психо-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

7. Документация и отчетность

Классный руководитель имеет и ведет (заполняет) следующую документацию.

Классный журнал.

План воспитательной работы с классным коллективом.

Личные дела учащихся.

Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.

Протоколы родительских собраний.

Дневники учащихся.

Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных социально-психологических исследований, которые в дальнейшем могут иметь важное значение при прохождении аттестации.

8. Оценка работы классного руководителя. Оплата и стимулирование труда

Оценка работы классного руководителя, как известно, имеет свои особенности и сложности. Решением педколлектива школы устанавливается следующий порядок:

1. Выполнение настоящих обязанностей в полной мере (заключение делает администрация) влечет за собой оплату классного руководства в полной мере: 30% от учительской ставки педагога; кроме того, дает право руководителю использовать поощрения и доплаты.

2. Неполное выполнение обязанностей предусматривает право администрации снизить оплату на одну треть.

3. Выполнение обязанностей наполовину и менее оплачивается в размере 10-15% от ставки, при этом руководитель имеет право поставить вопрос о наказании вплоть до отстранения воспитателя от классного руководства, если это произошло по нерадивости и лени.

Основные обязанности классного руководителя
Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТа) РФ (ст. 130), Закона РФ «Об образовании», а также Устава и концепции деятельности школы настоящего Положения о классном руководителе.
1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели — 6 часов (30 процентов от ставки учителя).
2. Час классного руководителя («классный час») проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.
3. Количество воспитательных мероприятий — не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным.
4. Количество родительских собраний — не менее одного в четверть.
5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т.д.) по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.
Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы.
3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления.
5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.
Классный руководитель не имеет право:
1.Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
2.Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика.
3.Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово.
4.Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5.Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете.
Классный руководитель должен знать
— Закон РФ «Об образовании» (1992 г.).
— Конвенцию о правах ребенка (1993 г.).
— Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
— Школьную гигиену.
— Педагогическую этику.
— Теорию и методику воспитательной работы.
— Основы трудового законодательства.
Классный руководитель должен уметь
— Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
— Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
— Составить план воспитательной работы в классе.
— Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер
и т. д.
— Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
— Организовать и провести родительское собрание.
— Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах МО классных руководителей школы.
Документация и отчетность
Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
1. Классный журнал.
2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.
3. Личные дела учащихся.
4. Карты развития личности воспитанника.
5. Протоколы родительских собраний.
6. Дневники учащихся.
7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *