Камера в школе

Содержание

Видеонаблюдение в школах и детсадах. Законно ли это?

В последнее время установка камер видеонаблюдения в школах и детсадах становится обычным явлением. Объясняется это участившимися случаями совершения преступлений против детей, а также фактами хулиганства, совершаемыми теми же детьми. Всё, вроде бы, понятно: для повышения безопасности камеры нужны. Однако не всё так просто.

Для начала о юридическом аспекте. С одной стороны, речь идёт о публичном месте – школе или детском садике, поэтому директор может самостоятельно принять решение об установке видеокамер на территории, без согласия родителей и сотрудников.

С другой стороны, в статье 152.1 Гражданского кодекса РФ есть информация о том, что: «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина…». При этом «обнародование» — это не только выкладывание изображения в сеть, но и просто просмотр видеозаписи даже ограниченным кругом лиц. А значит, любой человек, попавший в зону наблюдения, может потребовать удалить запись и возместить моральный ущерб. Но так ли это?

Мнение эксперта.

Мы спросили об этом адвоката Васильева Дмитрия (г. Красноярск). Вот что он ответил:

«Во-первых, нужно понимать, что если установка осуществляется в самой школе, то это значит, что при этом используется имущество школы. То есть это возможно только при согласии директора, если согласия нет, то как-то «обязать» школу установить камеры в принципе невозможно…

Что касается нарушения изображения гражданина — тут не все так просто, если снимается весь класс сразу, а не только учитель, то такая съемка может быть осуществлена и без согласия учителя согласно п.2 ч.1 ст. 152.1 ГК РФ. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016)ГК РФ Статья 152.1. Охрана изображения гражданина.

  1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
    1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах.
    2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования…»

Итак, с камерами на основной территории школы или сада всё понятно: закон разрешает их устанавливать. Теперь о камерах, устанавливаемых в классах и группах. Здесь всё сложнее. Прежде всего потому, что такие камеры устанавливаются не столько из-за соображений безопасности, сколько ради контроля за учебным процессом. Поэтому, чтобы поставить камеру в классе, необходимо письменное согласие всех родителей и педагогического состава. Закон не запрещает установку видеокамер в классе или группе, если согласны все участники событий.

Мнение эксперта.

Вот, что говорит об этом юрист Наумова Анастасия (г. Томск):

«В части камер в классе — нужно определиться, является ли класс местом свободного посещения. Представляется, что не является — это помещение предназначено для посещения только определенной группой учеников и одним учителем, а также иными педагогическими работниками. Каждый желающий, в соответствии с Уставом образовательного учреждения и иными локальными актами, не может попасть не то что в класс — в саму школу. Поэтому в данном случае мнение, что установка камеры непосредственно в классе допускается с согласия всех родителей и учителя, имеет право на существование.

Если допустить, что в этом случае от каждого надо получать согласие, данное положение практически нереализуемо на практике — если еще с родителей собрать согласия можно, то что делать с охраной изображения случайно зашедшего в класс гражданина, скажем, одного из родителей детей? Не брать же каждый раз отдельное согласие на входе на съемку и обнародование.

Но не стоит забывать и про первый пункт части первой ст. 152.1 ГК РФ — согласие гражданина не требуется, когда обработка производится в общественных или иных публичных интересах.

Определения «общественным и публичным интересам» закон не дает, но исходя из общих принципов законности и правоприменения, к таким интересам относится, среди прочего, воспитание детей, обеспечение безопасности несовершеннолетних и недопущение совершения в отношении них преступлений.

Если принять видеосъемку в классах как мероприятие, направленное на достижение общественного интереса в виде обеспечения безопасности детей, то в этом случае и в классах видеокамеры допускается размещать и транслировать видео без согласия учителя.»

Значит, с юридической точки зрения, установка камер видеонаблюдения в школах и детсадах вполне правомерна, причём установить их можно как на общей территории, так и в классах или группах. В первом случае необходимо только согласие директора, во втором – родителей тех детей, которые попадают под съёмку.

Теперь затронем моральную сторону вопроса.

Обычно родители ничего не имеют против установки видеокамер в школе (детсаду) на территории школы, в коридорах и в «предбанниках» туалетов. Так появляется возможность хоть как-то отслеживать подозрительных личностей, передвижения своего ребёнка, если вдруг появится необходимость, а также факты хулиганства и краж. Кроме того, видеокамеры могут помочь разрешить конфликты между учениками или учеником и учителем, и даже предотвратить их. Но это мнение родителя, заботящегося о безопасности своего ребёнка.

А как же быть с теми, кому каждый день приходится находиться «под наблюдением» — детьми и педагогическим составом? Детей это чаще всего дисциплинирует: дети не будут излишне хулиганить, зная, что за это может попасть. А вот учитель будет испытывать сильное эмоциональное напряжение, которое, разумеется, может отразиться на качестве учебного процесса.

Мнение эксперта.

Юрист Кураев Геннадий (г. Барнаул) считает: «Несмотря на то, что к частной жизни рабочее время отнести напрямую нельзя, но права работника, по моему мнению, будут ущемлены, так как он при поступлении на работу не соглашался на позирование на видеокамеру и на тотальный по сути контроль со стороны работодателя и родителей, если у них будет доступ к видео.

Практика Российских судов в этих вопросов отрицательная — суд не удовлетворяет жалобы истцов на видеосъемки рабочего процесса.

Однако на уровне, например, Европейского Суда по правам человека можно говорить о вмешательстве в частную жизнь. Вот реальная ситуация: В Великобритании заявитель обратился в суд по правам человека даже в связи с тем, что он попал под съёмку уличной камеры, когда собирался покончить жизнь самоубийством. Прибывшая полиция спасла его, но он этого не хотел. Поэтому и обратился в суд. Суд постановил, что были нарушены статьи Европейской конвенции о защите прав и свобод человека, и присудил выплатить заявителю суммы за моральный ущерб.

Итак, делаем выводы: камеры в школах и детсадах могут быть установлены, однако с соблюдением некоторых правил:

1. Камеры не могут быть установлены в местах, где может быть нарушено право на частную жизнь: в раздевалках, медпунктах, кабинете психолога, кабинках туалета.

2. На видном месте обязательно должна быть размещена табличка с информацией о ведении видеонаблюдения.

3. Доступ к мониторам и записям должен быть ограничен определённым кругом сотрудников.

4. Необходимо обеспечить строгую конфиденциальность данных с записей.

5.Установить определённые сроки хранения как обычных записей, так и тех, где запечатлены нестандартные ситуации, конфликты, правонарушения.

6. Если есть необходимость установить камеры в классах или группах детсада, необходимо письменное согласие абсолютно всех родителей.

Елена Кунарова

При каких условиях возможно вести видеонаблюдение в школе?

Как должно быть организовано видеонаблюдение, чтобы не допустить нарушения законодательства?

Установка камер для внутреннего наблюдения в учреждениях образования становится обыденным явлением. Для администраций школы – это доступная мера, которая в случае необходимости позволяет установить достоверность различных фактов, связанных с причинением травм и насилия, а также предотвратить мелкое хулиганство и кражи. Очень часто именно родители выступают с инициативой установки видеонаблюдения, так как рассматривают эту меру как эффективное средство обеспечить безопасность своих детей.

При установке видеонаблюдения есть одно «но»! Использование видеокамер в общественных местах, в том числе в школе, должно проводиться с соблюдением требований законодательства об информации, о персональных данных и об охране изображения гражданина.

Поскольку речь идет о видеонаблюдении в публичном месте – директор школы вправе единолично принять решение об установке видеокамеры, без согласования этого вопроса с родителями и сотрудниками. Однако, самый важный вопрос в этой ситуации – как хранятся и используются видеозаписи, кто имеет к ним доступ.

Дело в том, что изображение гражданина, в том числе видеоизображение находится под особой охраной государства. У любого гражданина есть право требовать прекратить распространение своего изображения требовать компенсации причиненного морального ущерба, если кто-либо допустил распространение видеозаписей, которые позволяют его идентифицировать. Распространением является не только размещение в интернете или по ТВ, но и просто просмотр записи посторонними. Исключение составляют случаи, когда запись используется в общественных интересах.

Например, на территории школы произошел инцидент – взрослый ударил школьника, дети разрисовали стены и т.п. Очевидно, что администрация школы может организовать просмотр соответствующей записи педагогами, членами управляющего совета или специальной комиссией созданной для урегулирования конфликта, в том числе это может происходить с участием и без участия участников инцидента и их законных представителей. Согласие фигурантов записи не требуется, поскольку имеет место общественный интерес.

Предположим, по недосмотру видеозапись о поведении школьника на перемене (или о поведении и манерах конкретного учителя) – выкладывается в интернет, либо «гуляет» среди учителей/школьников – очевидно, что нет никакого общественного интереса для использования записи для досужего просмотра и обсуждения.

Гражданин, изображенный на записи, имеет право требовать возмещения морального вреда. Кстати, надо понимать, что это же относится и к ситуации, когда дети снимают на видео своих одноклассников и используют записи для травли. В таких случаях, можно официально уведомлять родителей о том, что они как законные представители, могут быть привлечены к материальной ответственности за правонарушения своих детей в рамках гражданского законодательства.

Кроме того, видеозаписи – это биометрические персональные данные и на их обработку распространяются требования закона о персональных данных.

! Недопустимо устанавливать камеры в местах, где они заведомо нарушают право граждан на защиту частной жизни, например, в туалетах, раздевалках, комнатах отдыха, медицинском кабинете, кабинете психолога и т.п.

Что должна сделать администрация школы:

Вывесить предупреждение о том, что ведется видеонаблюдения. Скрытое (негласное) видеонаблюдение допустимо только по отношению к конкретному лицу, в рамках оперативно-розыскных мероприятий или в интересах расследования конкретных правонарушений уполномоченными органами.

Обеспечить конфиденциальность данных видеонаблюдения. Принять локальный акт о порядке использования видеонаблюдения, в котором определить круг лиц, имеющих доступ к записям и меры защиты от несанкционированного доступа. В документе рекомендуется установить сроки хранения записей, а также специальные сроки для хранения записей конфликтных (нестандартных) ситуаций. Если камеры зафиксировали правонарушение, то уничтожать такие записи не стоит, как минимум, в течение срока исковой давности.

Право:

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. <…> Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату (Статья 152.1. Охрана изображения гражданина, Гражданский кодекс РФ).

Биометрические персональные данные, которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных (п.1. ст.11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, каждый раз, когда данные видеонаблюдения используются для установления личности, для сбора информации о конкретном лице — согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 152-ФЗ необходимо получать согласие этого лица в письменной форме.

Можно вести видеонаблюдение в публичном месте для фиксации общей обстановки. Но не допускается устанавливать видеокамеры в местах, где человек находится один. В этих случаях, обязательно письменное согласие лица, который будет находиться под видеонаблюдением. Также попытка идентифицировать конкретное лицо на видеозаписи и хранить базу данных видеозаписей о поведении конкретного лица – также предполагает необходимость получить предварительно его согласие в письменном виде. Без согласия субъекта его биометрические персональные данные (данные видеозаписи) могут обрабатываться в рамках оперативно-розыскной деятельности в связи с расследованием преступлений.

Постановление Правительства РФ от 06.07.2008 № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»

Разъяснения Роскомнадзора об отнесении фото и видеоизображений, а также данных отпечатков пальцев к биометрическим персональным данным

Разъяснения Рособразования от 29.07.2009 N 17-110 «Об обеспечении защиты персональных данных»

Вопросы

Если при видеонаблюдении был запечатлен момент совершения преступления, что должна предпринять администрация?

Администрация школы имеет право ничего не предпринимать (поскольку в российском законодательстве нет ответственности за недонесение о преступлении), либо, напротив, обратиться в полицию или прокуратуру с заявлением о факте совершения преступления ссылаясь на материалы записи (в данном случае уведомление или разрешение изображенных на записи лиц не требуется).

В школе учитель ведет видеозапись уроков, никого об этом не уведомил. Есть нарушение в данном случае?

Законодательство не регулирует конкретную ситуацию о проведении видеозаписи во время уроков в школе. Однако формально к лицу, осуществляющему видеозапись без согласования с администрацией ОУ или с родителями (законными представителями) учащихся, могут быть предъявлены претензии на основании Федерального закона «О персональных данных». Данные действия могут быть расценены как обработка персональных данных, что в случае возникновения конфликта может привести к привлечению к гражданской или административной ответственности.

Кроме этого, изображение гражданина находится под особой защитой. Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ устанавливает правовую охрану изображения гражданина как нематериального блага. Соответственно, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или записи видео с его изображением.

Кроме того, если образовательное учреждение допускает осуществление видеозаписи на территории школы — оно обязано уведомить об этом Роскомнадзор — уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, указав с какой целью собираются данные и какие локальные акты школы гарантируют защиту данных.

По закону учитель должен получить письменное согласие родителей обучающихся на ведение видеозаписи урока, обозначив цели использования записей, порядок хранения, доступа к ним посторонних лиц и уничтожения записей, в случае, если эти данные планируется использовать для идентификации конкретных учащихся и сборе данных о них.

Родители, в соответствии с законом «О защите персональных данных» имеют право получать информацию о целях видеозаписи, о лицах которым они передавались, имеют право знакомиться с записями, требовать уничтожения записей, требовать прекращения практики видеозаписи.

Насколько просто взломать веб-камеру и как от этого защититься

Даже Марк Цукерберг и бывший глава ФБР Джеймс Коми заклеивают вебки изолентой, и это неспроста — в современном мире новостями об очередном взломе камер уже мало кого можно удивить. Mы провели эксперимент и попробовали взломать камеру на ноутбуке, чтобы понять, насколько это реально.
Неужели взломать камеру на вашем ноутбуке так просто? Автор Medialeaks, начитавшись последних новостей о взломах миллионов видеокамер, приложениях для взлома и сайтах, на которых стрим со взломанных камер со всего мира стал аналогом реалити-шоу, решил изучить программы для взлома вебок, а также попытался найти способы, которыми вы можете защитить себя от подглядываний анонимов и других онлайн-вуайеристов.
Тролль. Джеймс Тролль. Кто подглядывает за владельцами вебок
Разговоры о взломе видеокамер в наше время перестали быть чем-то удивительным. Это стало настолько распространённым явлением, что одни взломщики (крэкеры) содержат сайт, на котором показывают трансляции с незапароленных камер наблюдения и вебок со всего мира, а другие стали продавать в китайских соцсетях программу, которая позволяет получить удалённый доступ к различным видеокамерам, подключённым к интернету.
В большинстве случаев взлом устройств происходит из-за того, что их владельцы не меняют заводской пароль камер, подключив их к общественной сети, но обычные вебки на ноутбуках в эту категорию не попадают. Чтобы получить к ним доступ, взломщикам нужно что-то посерьёзнее пароля «admin admin», да и вбивать его некуда.
Вопреки распространённому мнению о том, что вебки взламывают спецслужбы, гораздо чаще можно наткнуться на истории о взломах, совершённых не людьми в униформе, а простыми смертными. Причём в комментариях на тематических сайтах чаще сидят даже не излишне любопытные личности, пытающиеся подсмотреть за своими близкими, а хакеры-тролли. Для них нет особой разницы, за кем наблюдать, но они могут принести гораздо больше вреда своим жертвам, потому что наблюдением могут не ограничиться. Иногда они берут чужой компьютер под свой контроль, уничтожая или изменяя данные пользователей ради шутки.
Взломать камеру на ноутбуке может даже школьник, не достигший пубертата: на YouTube есть масса роликов о взломах, авторы которых троллят ничего не подозревающих юзеров, подключаясь к их вебкам. Авторов таких видео много, но суть в роликах одна: получить доступ к веб-камере, а затем стримить выражение лица жертвы, пока она пытается разобраться, почему на десктопе вдруг поменялись обои или включилось порно со звуком. Чаще всего подобные ролики снимают подростки, а в названии встречаются слова «прикол», «троллим», «угораем» и т. п.
Школьники настолько освоились в программах взлома, что дают полноценные уроки о том, как настраивать программы взлома на своих каналах, где между роликами о взломе чужих компьютеров рассказывают о своих детских увлечениях а-ля «выращиваем кактус» и «вот моя любимая кукла».
https://www.youtube.com/watch?v=b8Dqje9fN_A

Тренд на взломы вебок обрёл большую популярность. Взломщики (крэкеры) создали несколько специализированных сайтов, на которых рассказывают о различных методах взлома компьютеров, делятся своими открытиями и успехами на поле троллинга в соответствующих ветках на форумах и создают собственные сборки взломщиков, которые позволят желающим начать глумиться над неизвестными в сети без лишних заморочек с установкой программ.

Глаза повсюду. Бизнес для вуайеристов

Кроме троллей к камерам подключаются и те, кто пытается делать на подглядывании за посторонними реальные деньги. Во «ВКонтакте» есть сообщества, в которых продают доступ к различным камерам. Чаще всего это камеры наблюдения, установленные в съёмных квартирах и общественных местах. Подключиться к ним легко: владельцы часто не изменяют заводские пароли, включая камеру в сеть, и единственной проблемой для крэкера становится поиск устройства в нужной локации — а если он работает установщиком или настройщиком подобных камер, задача становится ещё проще.

К примеру, администрация сообщества «IVMS раздаём продаём меняем / IP Camera» продаёт во встроенном магазине группы во «ВКонтакте» трансляции с камер из квартир, ранжируя их по стоимости. Чем симпатичнее жертва трансляции (в подавляющем большинстве случаев это женщины), тем дороже стоит подглядывание за ней. Потолок цены не превышает 400 рублей — за эти деньги админ предлагает любому желающему подключиться к камере в комнате молодой девушки.

Для затравки админы предлагают подписчикам бесплатно понаблюдать за жизнью в некоторых домах, где системы наблюдения установлены почти в каждой комнате. Трансляции ведутся круглосуточно, в отдельных случаях админы подписывают их комментариями в стиле «тут кое-что годненькое». Также в группах предлагают установку заранее настроенных камер наблюдения и даже услуги сервиса, замены и гарантию на продукцию.

Почти легально. Как взламывают веб-камеры

Чаще всего компьютеры взламывают с помощью совершенно легальных утилит, которые обычно используются как средство оптимизации работы сисадминов и прочих сотрудников IT-отделов в различных крупных организациях — TeamViewer, RMS, LuminosityLink, Radmin и подобные. Принцип их работы предполагает, что один из компьютеров сети может управляться другим удалённо и внутри корпоративных сетей это вряд ли может стать проблемой: каждый компьютер в сети связан с «ведущим» общими настройками, их соединение часто запаролено.

Такими программами могут пользоваться и обычные пользователи сети. Нужно всего лишь установить на два или более компьютера оборудование, связанное между собой одинаковыми заранее обозначенными настройками — утилиты «клиентов» на компьютеры, находящиеся в управлении, и утилиту-сервер на устройство, которое будет ведущим.

Вряд ли многие жертвы взломов сознательно устанавливают себе клиенты программ, которые позволят наблюдать за ними. В большинстве случаев клиент устанавливается на компьютер как сопутствующая утилита во время установки какой-либо заранее модифицированной программы (чаще всего это что-то бесплатное и скачанное с непонятного ресурса). С помощью такого трояна, установленного в торрент-поисковик MediaGet, в апреле 2016 года один из пользователей «Двача» несколько дней подряд вёл стрим с веб-камер с различных компьютеров.

Кроме официальных программ, призванных облегчить жизнь сисадминам, существуют и утилиты, заточенные именно на тайное наблюдение за компьютерами. К ним относятся, к примеру, RemCam и DarkComet. Последний внезапно оказался связан с сирийским конфликтом: как пишет Wired, правительство использовало DarkComet для шпионажа за оппозиционными активистами, присылая им скрытую ссылку на его установку, замаскированную под всплывающее окошко с сообщением. После того как информация о действиях сирийского правительства появилась в СМИ, разработчик приложения официально прекратил его поддержку, заявив, что никогда не хотел, чтобы этим пользовались власти.

Крэкеры считают, что во взломе компьютеров виноваты только их владельцы: никто не заставляет их ставить нелегальный и не проверенный софт на свои устройства. При этом они рады поделиться своим собственным нелегальным и непроверенным софтом с окружающими, чтобы облегчить им жизнь. Однако в этом и кроется ловушка для многих будущих жертв: так как они скачивают заранее настроенный кем-то клиент, то априори становятся потенциальной целью для атаки. Получается своего рода сетевой маркетинг, только вместо товара участники передают друг другу трояны.

Иронично, что создатели приложений для взломов, рассказывающие на своём сайте о том, как взламывать чужие компьютеры, одновременно с этим связаны с сообществами во «ВКонтакте», в которых сообщают об информационной безопасности и защите компьютера от различных методов взлома.

По тому же принципу работают приложения для Android, но пользователей мобильников в какой-то мере защищает лицензия. К примеру, приложение GPP Remote Viewer позволяет получать данные с компьютера так же, как и TeamViewer, но пока вы качаете его из Play Market, можете чуть больше верить, что с ним не установятся трояны.

С продукцией от Apple ситуация обстоит проще в управлении и сложнее в моменте взлома: современные утилиты удалённого доступа на iOS часто требуют синхронизации через Apple ID, и это оставляет ещё меньше возможностей для быстрого взлома компьютеров или установки на них вредной утилиты, которая передаст управление третьему лицу.

Medialeaks следит за тобой. Пробуем взломать вебки друг друга

Редакция Medialeaks потестила две распространённые программы для наблюдения через вебку и удалённое управление данными — легальный RMS и «серенький» RemCam2. Столик попытался взломать компьютер Татьяны, закидывая её личку в пока ещё не заблокированном Telegram всякими непонятными файликами, которые должны были установить на её компьютер соответствующий софт. Всё на Windows, для наблюдения использовался софт без модификаций пользователей.

RMS при запуске попросил много всяких-разных разрешений, которые должны игнорироваться, если вы запускаете преднастроенную кем-то (или вами, если вы Хакермэн) версию. Кроме того, для соединения с компьютером жертвы программа запросила пароль, который Таня вбила при установке. Тихий взлом не удался, к тому же когда мы подключили удалённое управление камерой, на экране жертвы высветилось соответствующее уведомление. Мамкин вуайерист потерпел поражение, но лишь потому что использовал легально скачанную и не изменённую утилиту.

RemCam2 оказался в этом плане гораздо полезнее — это полноценный троянчик, об установке которого не догадается даже сам пользователь: никаких экранов, приложение незаметно установилось, когда Таня щёлкнула по иконке файла с глупым названием в чатике. Узнав её IP, коварный Столик начал наблюдать за работавшим в это время редактором, вместо того чтобы работать самому.

Удалить программы полностью удалось только после чистки реестра. Не повторяйте это в домашних условиях.

Тонкая и липкая защита. Как пытаются огородиться от вуайеристов

К сожалению, если вы активно пользуетесь интернетом, то стопроцентно защитить себя от подглядываний через вебку и удалённого доступа к данным сегодня попросту невозможно. Это не значит, что у вас на компьютере прямо сейчас установлена вредоносная программа, но чем больше вы качаете непонятных приложений из разных сомнительных источников (или переходите по ссылкам в письмах от незнакомцев), тем больше вероятность, что вы наткнётесь на один из таких троянов.

Одним из самых логичных методов защиты от взлома камеры кажется её полное отключение — это можно сделать через диспетчер устройств Windows. Камера будет находиться в разделе «Устройства обработки изображений». Двойной клик на камере, раздел «Драйвер», кнопка «Отключить». Включить назад можно так же.

Но даже если камера отключена, некоторые трояны могут попытаться включить её обратно, поэтому тем, кто переживает из-за возможных шпионов, стоит проверять компьютер банальной утилитой Program Manager — она показывает, какие процессы запущены в данный момент, и это позволит заметить, используется ли кем-то видеокамера. Про антивирусы даже писать не стоит.

Именно из-за невозможности добиться стопроцентной безопасности среди многих пользователей ПК распространена традиция заклеивать веб-камеры — как ни странно, на сегодняшний момент это самый действенный способ борьбы с подглядываниями. О пользе заклеивания видеокамер высказывались основатель Facebook Марк Цукерберг и бывший директор ФБР Джеймс Коми, а по данным производителей антивирусов ESET, видеокамеры заклеивают около 17 % пользователей ПК.

Использование изоленты как средства защиты от вуайеристов в последние годы вышло на новый уровень: энтузиасты заменяют её специальными устройствами-шторками для камер, а некоторые производители ноутбуков добавляют заслонки для камер ещё на стадии их производства. Однако даже в этом случае взломщики могут следить за жертвами — если не подглядывая, то хотя бы подслушивая с помощью встроенного микрофона. Так что заклеивая камеру, подумайте и об этом.

На самом деле незаклеенная видеокамера тоже имеет свои плюсы: она может помочь потенциальной жертве обнаружить взлом, так как индикатор её работы на корпусе ноутбука обозначит, что к компьютеру подключился посторонний. В этом случае единственно верное решение — выключить интернет сразу же, как только вы увидели хотя бы на секунду мелькнувший по неизвестной причине огонёк видеокамеры: это почти никогда не происходит случайно.
отсюда

Видеонаблюдение в школе: допускается ли по закону размещение видеокамер в учреждениях образовательного профиля?

В наши дни требуется не только гарантировать безопасность, но и сохранить информацию, которая может понадобиться следствию при возбуждении уголовного дела по факту преступления или несчастного случая, данные, которые помогут продемонстрировать, что присутствующие были невиновны.

Видеонаблюдение в школе — это вариант решения данной проблемы который окажется наиболее удачным, если надлежащим образом обустроить соответствующую систему в учебном заведении. Также необходимо позаботиться, чтобы все стороны, включая учащихся и их родственников, а также школьное руководство, имели надлежащую правовую защиту.

С какой целью ставят систему видеонаблюдения внутри школы?

Появление систему видеонаблюдения в таком учреждении существенно улучшает положение с безопасностью. В процессе наблюдения как непосредственно в помещениях, так и по периметру школьной территории появляется возможность оперативно обнаруживать попытки захода на территорию злоумышленников с преступными планами.

Помимо этого, в положении о школьных системах видеонаблюдения абсолютно верно указывается несколько дополнительных задач, которые такая система позволит решить:

  1. Улучшение положения с дисциплиной в часы уроков. Учащиеся, которым известно, что за ними наблюдают видеокамеры, прекратят делать вещи, не имеющие отношения к занятиям, они станут посвящать больше внимания собственно учебе.
  2. Улучшение качества работы преподавателя. Если этот сотрудник осознает, что учащийся, который будет на него жаловаться, сможет подтвердить свои высказывания видеозаписью, то он станет подходить к своим рабочим функциям с большей ответственностью.
  3. Повышение безопасности, немедленное отслеживание несчастных случаев, воспламенения предметов, иных ситуаций, которые могут перерасти в чрезвычайные.
  4. Немедленное определение причин ссор, драк и конфликтных ситуаций, установление виновных.
  5. Предоставление родственникам учащихся возможности в необходимых случаях изучать видеозаписи с целью анализа спорных ситуаций либо контроля за успеваемостью.
  6. Обеспечение безопасности зоны, отведенной для школы.
  7. Убыстрение реакции на ситуации с учениками, которые требуют подобного реагирования.
  8. Охрана собственности учащихся, имущества учебного заведения.

Благодаря такой системе можно оперативно выяснить, к примеру, кто был виновен в краже личных вещей, таким образом звать сотрудников правоохранительных органов для разбирательства не потребуется.

Устройство системы видеонаблюдения в учебном заведении подразумевает издание приказа соответствующего содержания. При этом по данному профилю назначают ответственное лицо. Этот сотрудник может позволять знакомиться с архивом записей в порядке ограниченном доступа, предполагающего, что их смотрят лишь родственники пострадавших либо администрация школы.

Какие нормативно-правовые акты регламентируют создание видеонаблюдения в школе?

В российском праве еще некоторое время назад данная процедура интерпретировалась неоднозначно. Один подход гласил, что данное действие представляет собой вторжение в персональное пространство и получение информации личного характера. Также был подход, в соответствии с которым аппаратура размещается в общественных местах, поэтому нет необходимости обращаться к снимаемым за разрешением на это действие.

В настоящее время имеется перечень нормативно-правовых актов, в которых регламентируется монтаж устройств видеозаписи, использование полученной с них информации, возможность доступа к архивам, продолжительность их сохранения.

Российская Федерация

В России существует целый ряд нормативно-правовых актов, включающих нормы, регулирующие данный предмет. Это:

  • федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • также №273-ФЗ «Об образовании»;
  • постановление российского правительства № 781;
  • также постановление №152;
  • письмо, направленное Федеральным агентством по образованию за номером 17-110.

Во всех этих актах описывается как процедура ознакомления с видеозаписями, так и порядок осуществления видеонаблюдения в течение определенного периода времени.

Закон о видеонаблюдении в школах содержит следующие положения:

  1. У главы школьной администрации (директора) имеется право самостоятельно утвердить монтаж данной системы, одобрения как прочих сотрудников заведения, так и родителей ему не требуется.
  2. Сведения, снятые с камер, не могут поступать широкой публике.
  3. Продолжительность сохранения видео не бесконечная, существуют соответствующие сроки.
  4. Запрещено размещение устройств в зонах, где наблюдение явно нарушает право на частную жизнь. В частности, не допускается их монтаж в медицинских кабинетах или кабинетах психолога, комнатах отдыха, раздевалках.

Все нюансы обустройства системы видеонаблюдения в определенном учебном заведении, должны быть оговорены в особом документе — положении, который принимается и действует в данной школе.

В этом локальном нормативном акте нужно указать:

  • продолжительность хранения полученной информации;
  • ответственный сотрудник, которому вручается уникальный ключ, дающий доступ к устройству обработки информации с камер (видеорегистратору или иному);
  • точки, в которых находятся мониторы, с которых можно увидеть происходящее в онлайн-режиме и, кроме того, точки, с которых на эти системы отображения осуществляется трансляция (в частности, учительская, пост охраны);
  • круг лиц из числа работников школы, которые могут знакомиться с информацией, полученной путем видеонаблюдения, под надзором ответственного лица;
  • схема получения родственниками учеников или иными заинтересованными лицами доступа к данным видеонаблюдения в ходе расследования происшествий, сопряженных с телесными повреждениями или моральным либо материальным ущербом, либо носивших спорных характер.

Четко выверенный и сформулированный документ прояснит любые вопросы как относительно допустимости системы видеонаблюдения, так и о порядке действия в конкретных ситуациях. В результате как сами родители, так и сотрудники учебного заведения будут без проблем взаимодействовать с системой видеонаблюдения.

Украина

В Украине система нормативно-правовых актов по данному вопросу отсутствует. Там нет документов, где бы описывалось, в каком порядке можно знакомиться с информацией, полученной путем видеонаблюдения, и в течение какого периода нужно хранить записи. Формального запрета на монтаж видеонаблюдения в учебных заведениях здесь не существует.

По закону необходимо, чтобы камеры были заметны находящимся в помещении. Также необходимо установить таблички, которые бы извещали о том, что происходящее здесь снимается.

Решение о том, что видеонаблюдение в школе будет производиться, может быть принято как родственниками учащихся, так и педагогами.

Особенности установки устройств видеонаблюдения в школах

Видеонаблюдение в учебном заведении представляет собой систему многофакторного надзора за происходящим. В каждой конкретной организации проект этой системы создают самостоятельно, ориентируясь на собственные нужды.

В то же время существуют типовые точки, где камеры в общем случае ставятся. К ним относятся:

  1. Центральный вход с целью надзора за попадающими в школу, а также предметами, которые вносятся в здание и выносятся из него.
  2. Гардероб с целью поддержания порядка, отслеживания попыток краж и намеренной порчи собственности.
  3. Кухня и столовая — для поддержания порядка и наблюдения за персоналом.
  4. Кабинет директора, учительская комната — для обеспечения безопасности директора и учителей.
  5. Периметр — для контроля за вторжением злоумышленников.
  6. Классные комнаты, спортивный зал — для отслеживания занятий и при необходимости скорого реагирования, изучения спорных ситуаций. Наблюдения за организацией специальных мероприятий.
  7. Коридоры и лестницы — с целью поддержания порядка.

Специальный случай представляют собой помещения, в которых камеры могут вторгнуться в частную жизнь учащихся либо сотрудников.

Так, внутри комнаты бухгалтерии установка подобной камеры не допускается. Она может находиться исключительно снаружи.

Система видеонаблюдения будет безусловно эффективной, если она отвечает требованиям законов и если ее проект составлен надлежащим образом. Этот механизм дает возможность сделать более эффективным пребывание в школе как учащихся, так и сотрудников. Дополнительно повышаются шансы на профилактику чрезвычайных ситуаций, а также быстрой реакции на такие происшествия со стороны ответственных сотрудников.

На видео: Польза установки камер видеонаблюдения в школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *