ФСС больничные листы

В чем состоит проблема: Фонд социального страхования (далее – Фонд) задерживает выплату больничных и других пособий, вследствие чего работодатели выплачивают больничные работникам с опозданием.

Чем поможет статья: расскажем, как бухгалтеру правильно поступить на практике, чтобы не нарушить действующее законодательство.

На сегодня сложилась неприятная ситуация: ФСС финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности с опозданием. Чем же вызвано такое поведение Фонда? В первую очередь недополучением ЕСВ, суммы которого составляют более 90 % средств Фонда, и косвенно – ростом средней зарплаты в Украине. То есть на сегодня имеется задолженность Фонда перед страхователями. Из-за этого и работодатели выплачивают своим работникам больничные с опозданием. Вот и возникает у бухгалтера вопрос: чем такое опоздание грозит предприятию? И что может сделать бухгалтер в такой ситуации?

Сроки получения финансирования от Фонда

Когда страхователь подает Заявление-расчет в Фонд на выплату больничных, то у Фонда есть 10 дней для того, чтобы проверить поданное заявление и определить, выдавать финансирование или нет. Если причины для отказа отсутствуют, Фонд обязан в течение этих же 10 дней перечислить страхователю (работодателю) финансирование (п. 8 Порядка, утвержденного постановлением правления ФСС от 19.07.18 г. № 12, далее – Порядок № 12).

После поступления денег на спецсчет работодатель обязан выплатить больничные работнику в ближайший срок, установленный для выплаты зарплаты (п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV, далее – Закон № 1105).

Когда выплачивать пособие работнику и уплачивать налоги

К сожалению, сейчас страхователи получают финансирование с задержкой более чем на месяц – о положенных 10 днях все забыли. Поэтому мы сталкиваемся с двумя проблемами:

  • невыплата денег застрахованным лицам (работникам). Когда работник болеет, он не получает зарплату, а ждет получения больничных. Однако в том, что работник остался без денег, нет вины работодателя. Наша единственная задача – разъяснить работнику, что он получит эти деньги, только с опозданием. Ведь работодатель за счет своих средств обязан выплатить работнику больничные только за первые пять дней нетрудоспособности, остальные дни болезни финансируются за счет Фонда;
  • налоги. Есть два нормативных документа, которые регулируют уплату налогов с больничных: Налоговый кодекс (далее – НК) – по уплате НДФЛ и военного сбора (далее – ВС) и Закон от 08.07.10 г. № 2464-VI (далее – Закон № 2464) – по уплате ЕСВ.

ЕСВ. Начислив работнику доход, в том числе больничные, в общем случае мы имеем 20 дней на то, чтобы уплатить ЕСВ после месяца их начисления (п. 8 ст. 9 Закона № 2464). Например, если мы начисляем больничные за март 2019 года и отразили эту сумму в таблице 6 Отчета по ЕСВ за март, то у нас есть 20 дней апреля (до 22 апреля в 2019 году). Причем надо уплатить ЕСВ с этой суммы независимо от того, выплатили мы больничные работнику или нет.

НДФЛ (и ВС). Если налогооблагаемый доход начисляется, но не выплачивается, то НДФЛ следует перечислить в бюджет в течение 30 календарных дней (далее – к. д.) после окончания месяца, в котором доход был начислен (пп. 168.1.5 НК). Надо учесть также и тот момент, что в периоде перехода с апреля на май 2019 года было несколько праздничных дней. Отсюда последний день уплаты НДФЛ за март – 26 апреля. Если налог был уплачен позже, то можно схлопотать штрафные санкции. А в такой же ситуации в апреле срок уплаты ЕСВ наступает 30 мая. Обратите внимание: налоги и сборы придется уплатить с текущего счета предприятия (а не со спецсчета, как было бы при своевременном получении финансирования от Фонда).

А что делать, когда деньги от Фонда все-таки поступят на спецсчет?

Тогда при выплате пособия надо повторно перечислить НДФЛ и ВС со спецсчета, а ранее перечисленные суммы будут считаться переплатой и их можно учесть при расчетах с бюджетом.

Отражение в отчетности

ЕСВ. Отчет по ЕСВ не содержит информацию о выплате дохода – только о начислении. То есть мы начислили больничные, ЕСВ на эту сумму, отразили в таблице 6 Отчета по ЕСВ и независимо от выплаты/невыплаты мы далее никаких отчетных данных контролирующим органам не подаем. В Отчете нет информации о задолженности по выплаченным доходам, в том числе больничным.

НДФЛ. С отчетом по НДФЛ (налоговый расчет формы № 1ДФ, Порядок составления которого утвержден приказом Минфина от 13.01.15 г. № 4, далее – Порядок № 4) – другая картина. В нем отражаются начисленные, выплаченные и невыплаченные доходы и удержанные и уплаченные НДФЛ и ВС.

Форма № 1ДФ содержит колонки 3а и 3 (начисленный и выплаченный доход), 4а и 4 (начисленный и выплаченный НДФЛ).

Согласно разъяснениям контролирующих органов (ОИР, категория 103.25) и Порядку № 4, если доход не выплачивается в установленные сроки, то мы должны показать задолженность по выплате доходов.

Например, больничные начислены в I квартале 2019 года и не выплачены до конца апреля. Значит, у нас есть задолженность и надо показать в форме № 1ДФ:

  • в колонке 3а – доход вместе с больничными;
  • колонке 3 – доход за минусом больничных.

А в следующем квартале, когда больничные будут выплачены, в форме № 1ДФ будет обратная ситуация:

  • в колонке 3а мы покажем начисленный доход за II квартал без учета сумм больничных I квартала;
  • колонке 3 – начисленный и выплаченный доход за II квартал и плюс выплаченные больничные за I квартал.

Что касается суммы НДФЛ, тут такая же ситуация. Даже если мы уплатили НДФЛ и ВС в течение 30 к. д. после окончания месяца начисления пособия, то в форме № 1ДФ мы все равно показываем задолженность по уплате НДФЛ и ВС, так как это прямо предусмотрено п. 3.3 разд. III Порядка № 4.

В I квартале больничные начислены, но не выплачены:

  • в колонке 4а – с учетом НДФЛ, удержанного из суммы больничных;
  • колонке 4 – без учета суммы НДФЛ, удержанной из суммы больничных.

А в следующем квартале, когда мы получим финансирование, мы должны будем показать в форме № 1ДФ:

  • в колонке 4а – НФДЛ за II квартал, удержанный из дохода за II квартал;
  • колонке 4 – удержанный и перечисленный НДФЛ из суммы дохода за II квартал и плюс ту задолженность по НДФЛ, которая перешла из суммы больничных за I квартал.

ВС. Такой же подход применяется к отражению в форме № 1ДФ сумм ВС: мы заполняем колонки, отвечающие за начисленный и выплаченный доход, начисленный и выплаченный ВС. В I квартале мы не показываем невыплаченные больничные и ВС с этой суммы, а во II квартале – мы показываем сумму выплаченной задолженности по больничным (доход) и ВС, уплаченный с этой суммы.

Обратите внимание! В случае задержки финансирования от Фонда новый отчет в Фонд (утвержден постановлением правления ФСС от 12.12.18 г. № 28) не подается. Ведь новый отчет нужно подавать только при наличии задолженности страхователя (т. е. предприятия) перед ФСС, а не наоборот.

Ответственность работодателя

Итак, главный вопрос:

Будет ли ответственность у работодателя за несвоевременную выплату больничных работникам (т. е. за нарушение трудового законодательства) в ситуации, когда Фонд задерживает финансирование?

Нет, так как страхователь несет ответственность за свои нарушения, а не за нарушения Фонда. Поэтому, если вы задолжали работнику больничные не по своей вине, то к вам штрафные санкции применяться не будут.

Еще раз подчеркнем: работодатель не может выплачивать пособия от Фонда за счет средств предприятия, так как это целевое финансирование. То есть нельзя сначала выплатить работнику больничные за счет предприятия, а потом возместить эти затраты, перечислив поступившее от Фонда с опозданием финансирование на текущий счет предприятия. Дело в том, что страховые средства, поступившие на спецсчет страхователя, могут использоваться только на предоставление материального обеспечения застрахованным лицам (п. 2 ст. 34 Закона № 1105).

Если мы со спецсчета будем перечислять деньги на свой счет, то это будет нарушением законодательства. Значит, мы должны ждать поступления сумм больничных от Фонда.

Но как быть с уволенными работниками, ведь с ними надо рассчитаться в день увольнения?

Здесь можно не бояться нарушения трудового законодательства, а именно ст. 116 КЗоТ. Если у нас недополучено финансирование от Фонда по работнику, то надо ждать, пока деньги поступят, и только затем выплатить физлицу запоздавшие суммы больничных. То есть по факту – уже после его увольнения.

Выводы

Если Фонд задерживает финансирование пособий по временной нетрудоспособности, работодатель и работник должны просто ждать: выплата состоится после получения финансирования. Налоги и сборы с начисленных сумм пособия следует уплатить своевременно, чтобы не нарушить действующее законодательство.

При увольнении работника у предприятия может остаться задолженность по выплате больничных от Фонда. И в этом случае фактическая выплата больничных состоится только после получения финансирования, то есть уже после увольнения работника. Это не является нарушением трудового законодательства.

Источник: «Баланс» № 36-37, который выходит из печати 13.05.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

— В бухгалтерии организации, где я работаю, мне сказали, что им некогда подавать мой больничный: у них, дескать, отчеты, — всхлипывая, сообщила нам девушка. — Я сдала больничный в начале июля, но мне заявили, что передадут его в Фонд социального страхования только в середине сентября. Я мать-одиночка, и поддержки ждать неоткуда. Что мне делать?

Мы как могли успокоили расстроенную женщину и тут же обратились к нашему постоянному эксперту — начальнику отдела назначения и осуществления страховых выплат застрахованным гражданам Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Леониду Подленко.

— Увы, мы иногда сталкиваемся с таким отношением работодателя к своим сотрудникам. Чего греха таить, далеко не все руководители наших компаний в полной мере соблюдают законодательство…

Между тем в законе черным по белому четко прописано: работодатель обязан, подчеркиваю, обязан в течение пяти дней передать в наш фонд все сведения для выплаты пособия. Если ваше начальство не торопится это делать, то оно не просто поступает не по-человечески, но и нарушает ваше право, прописанное в ТК РФ, на получение пособия. То есть нарушает закон!

Начальник отдела назначения и осуществления страховых выплат застрахованным гражданам Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Леонид Подленко.

Специалисты Фонда социального страхования наказать такого нерадивого работодателя не могут. Но пусть читательница не беспокоится: управа на него все равно есть. За соблюдением всех положений и норм трудового законодательства страны тщательнейшим образом следит Государственная инспекция труда. Читательнице следует обратиться туда с заявлением. Уверяю вас: сотрудники этой организации тут же откликнутся.

Вашему работодателю полезно будет узнать, что если он так вольно трактует законы, то к нему в гости придут инспекторы. И не на чашку чая, а с проверкой! Если эта проверка подтвердит нарушения, то наказание для вашего руководства наступит неотвратимо. Причем вплоть до уголовной ответственности!

Я же напомню читателям «Комсомолки», что наши специалисты всегда готовы ответить на вопросы граждан и дать самую полную консультацию по каждому конкретному случаю.

Телефоны горячей линии — на сайте r54.fss.ru

На правах рекламы

При проверке правильности начисления пособий по больничным листам в первом полугодии 2017 года ФСС не принял к зачету несколько выплат. Нужно ли включить эти суммы в налоговую базу по страховым взносам и, соответственно, начислить взносы? Как правильно следовало отразить в бухучете и расчете по страховым взносам за девять месяцев 2017 года данные действия?

Официальная позиция: нужно доначислить взносы

Согласно официальной позиции Минфина (которая доведена до сведения территориальных органов ФНС Письмом от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093) суммы начисленных работнику выплат, которые не являются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию (по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки), подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с гл. 34 НК РФ в общеустановленном порядке (Письмо от 01.09.2017 № 03‑15‑07/56382).

В обосновании данного вывода чиновники сослались на содержание ч. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Из этой нормы следует, что территориальный орган ФСС принимает решение о непринятии расходов к зачету в случае, если таковые произведены с нарушением законодательства РФ, не подтверждены документами, осуществлены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Это означает, что выплаченные пособия не имеют статуса страхового обеспечения (в данном случае – статуса пособий по временной нетрудоспособности, не подлежащих обложению взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ), что и обуславливает необходимость обложения таких сумм страховыми взносами на общих основаниях.

Если следовать данной логике, в расчете по страховым взносам за девять месяцев 2017 года база для исчисления страховых взносов и сумма исчисленных страховых взносов по каждому виду страхования должны быть увеличены на суммы не принятых к зачету пособий и начисленных на них взносов. Что касается не принятых к зачету выплат, согласно п. 8 ст. 431 НК РФ органы ФСС направляют информацию о них в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения (Письмо Минфина РФ от 12.07.2017 № 03‑15‑06/44403). Таким образом, сведения об отказе органом ФСС в зачете выплаченных пособий поступают в налоговый орган независимо от волеизъявления плательщика взносов.

В бухгалтерском учете не возмещаемая ФСС сумма должна быть сторнирована путем формирования проводки Дебет 69 Кредит 70 методом «красное сторно». Затем следует сделать новую запись Дебет 91‑2 Кредит 70 на ту же сумму.

Судьям важны причины отказа в зачете

Когда ФСС отказывает в зачете расходов на выплату пособий, не опровергая факт наступления страхового случая, арбитры считают, что увеличивать базу по страховым взносам не следует.

Так, в Определении ВС РФ от 04.08.2017 № 308‑КГ17-680 была удовлетворена жалоба предприятия на действия ФСС по увеличению базы по страховым взносам на выплату пособий по беременности и родам внешним совместителям лишь потому, что они работали на предприятии меньше двух лет и оно не представило справки с основного места работы этих сотрудников о том, что им не выплачивалось такое пособие. Применительно к данной ситуации отказ фонда в принятии к зачету расходов на выплату спорных пособий не меняет их статуса – выплат, обусловленных наступлением страхового случая, то есть статуса страхового обеспечения. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. На эти выводы опирался ВС РФ и в другом судебном акте (см. Определение от 11.08.2017 № 310‑КГ17-10343), затем ссылки на августовский документ появились и в постановлениях окружных судов.

В постановлениях АС ЗСО от 28.09.2017 № Ф04-3452/2017, от 11.09.2017 № Ф04-3182/2017 прозвучал еще один важный довод против включения не принятых ФСС сумм в базу по страховым взносам: в отсутствие опровержения факта наступления страхового случая отказ в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов. Социальная природа указанных выплат сохраняется, а факт непринятия к зачету расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции.

* * *

По мнению Минфина (которое учитывается налоговыми органами), если ФСС отказал организации в зачете расходов, соответствующие суммы пособий перестают быть таковыми и должны облагаться страховыми взносами на общих основаниях в качестве заработка сотрудников.

При этом чиновники не поясняют, почему спорные выплаты следует считать именно оплатой труда, а не выплатой, к примеру, материальной выгоды работникам (которая в пределах 4 000 руб. не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами). У несогласных с такой постановкой вопроса есть шанс отстоять в суде необложение спорных сумм страховыми взносами.

Важно, чтобы страховой случай действительно имел место. С августа 2017 года уже несколько подобных дел разрешено в пользу предприятий. До этого момента вопрос решался по‑разному, были и отказные постановления. Если, например, ФСС не принял к зачету суммы выплаченных пособий по причине погрешности в расчетах, задвоения выплат и иных ошибок, приведших к неправильному определению величины пособия, судьи поддерживали чиновников и признавали правомерным исчисление страховых взносов с данных выплат (Постановление АС ДВО от 21.04.2017 № Ф03-495/2017 по делу № А51-13753/2016).

Источник: журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

Консультация «Вопрос-ответ»

Консультация

1. Ошибки в оформлении больничного листа

Ситуация.

При оформлении листка нетрудоспособности врач допустил ошибки.

Вопросы.

Принимать ли больничный лист с ошибками? Можно ли оплачивать больничный лист, если в нем ошибки?

Исправления вносит медработник.

Исправить ошибки в листке нетрудоспособности может медицинский работник, который его выдавал. Он зачеркивает неверный текст, делает запись «Исправленному верить». Исправления заверяются подписью лечащего врача и печатью медицинской организации (п. 58 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514, далее – Порядок выдачи больничных листов).

Не больше двух исправлений.

Внесение более двух исправлений в листок нетрудоспособности не допускается. При наличии более двух исправлений он считается испорченным и взамен него выдается новый больничный лист.

2. Незакрытый больничный лист

Ситуация.

Работник отсутствовал на работе две недели с 24 мая 2010 года. Выйдя на работу 7 июня, он предъявил листок временной нетрудоспособности. Последняя запись врача в документе датирована 27 мая 2010 года. В строке «Приступить к работе» указано «Продолжает болеть». Отметки о нарушении режима нет. Другого листка нетрудоспособности также нет.

Вопросы.

Можно ли оплатить незакрытый больничный лист? Примет ли ФСС РФ расходы по оплате незакрытого больничного листа?

ФСС РФ к зачету не примет.

До тех пор пока листок временной нетрудоспособности не будет полностью оформлен, ФСС РФ не примет к зачету расходы организации на выплату пособия по этому документу. В строке «Приступить к работе» должна быть указана дата восстановления трудоспособности либо сделана запись «Продолжает u1073 болеть» и указан номер выданного нового листка нетрудоспособности. Об этом говорится в пункте 60 Порядка выдачи больничных листов.

Действия работодателя.

Работника следует направить обратно в медицинское учреждение дооформить больничный лист.

Действия врача.

В строке «Приступить к работе» врач сделает запись «Явился трудоспособным», укажет дату явки, прочеркнет знаком Z свободные строки «С какого числа» и «По какое число включительно» таблицы «Освобождение от работы», зафиксирует нарушение режима (п. 61 Порядка выдачи больничных листов).

Снижение размера пособия.

Неявка на врачебный осмотр – достаточное основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, который не может превышать МРОТ за полный календарный месяц, с даты, когда было допущено нарушение (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее – Закон № 255-ФЗ).

3. Фальшивый больничный лист

Ситуация.

Работник принес листок временной нетрудоспособности, но у бухгалтера возникли сомнения в его подлинности, поскольку:

– печать размыта;

– стало известно, что врача с такой фамилией в районной поликлинике нет;

– по сведениям коллег работника, он вовсе не болел.

Вопросы.

Как проверить подлинность больничного листа? Оплачивать «подозрительный» документ или подождать?

Есть сомнения – организуйте проверку!

Работодателю дается 10 календарных дней со дня обращения работника за пособием (ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Потратьте это время на проверку. Обратитесь в компетентную организацию:

– Фонд социального страхования по территориальной принадлежности;

– в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) – при подозрении в необоснованности выдачи больничного листа;

– Департамент здравоохранения по субъекту РФ с просьбой провести проверку при наличии дефектов оформления листка нетрудоспособности. До окончания проверки больничный лист не оплачивайте.

4. Болезнь длилась два дня

Ситуация.

Работник болел два календарных дня.

Вопрос.

За чей счет отнести затраты на оплату двухдневного

больничного листа – работодателя или ФСС РФ?

Два дня за счет работодателя.

Пособие за первые два дня временной нетрудоспособности работодатель выплачивает за счет собственных средств. Об этом сказано в части 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ.

5. Выплаты внутреннему совместителю и пособие

Ситуация.

Работник является внутренним совместителем.

Вопрос.

Учитывать ли при расчете суммы пособия по временной нетрудоспособности суммы заработной платы, начисленные за работу на условиях внутреннего совместительства?

Взносы начисляются – выплата учитывается.

При расчете среднего заработка, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитываются все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ. Об этом говорится в части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ.

На выплаты за работу на условиях внутреннего совместительства начисляются страховые взносы (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Следовательно, эти выплаты необходимо учитывать в общей сумме выплат при исчислении среднего заработка для пособий.

6. Если нет средств оплатить больничный лист

Ситуация.

Беременная работница уходит в декрет. Она принесла больничный лист. Сумма пособия по беременности и родам оказалась больше суммы начисленных страховых взносов. К тому же на момент выплаты пособия ни в кассе, ни на расчетном счете предприятия не оказалось достаточной суммы денег.

Вопросы.

Как быть работодателю? Можно ли попросить работницу подождать?

Работница имеет право получить пособие.

На основании личного заявления и листка нетрудоспособности работница вправе получить отпуск и пособие по беременности и родам.

Средства на выплату пособия выделит ФСС РФ.

Если сумма пособия превысила сумму начисленных страховых взносов, работодатель обязан обратиться в территориальный орган ФСС РФ с заявлением о выделении недостающей суммы (ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ). К заявлению следует приложить форму 4-ФСС РФ, в некоторых случаях и ряд других документов. После их проверки Фонд перечислит на расчетный счет работодателя необходимые средства.

Нет денег. На расчетном счете картотека.

Если у предприятия нет средств для выдачи пособия и на расчетном счете картотека, Фонд может выплатить пособие непосредственно работнице (ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Для этого также понадобится заявление от работодателя, форма 4-ФСС РФ, а также заявление работницы, листок временной нетрудоспособности, справка о ее среднем заработке за расчетный период и страховом стаже, а также справка, подтверждающая состояние расчетного счета страхователя.

Выплата пособий гарантирована не только беременным работницам.

Аналогичный порядок обеспечения пособиями действует в отношении всех работников, имеющих право на другие виды пособий по социальному страхованию.

Ограничиваются ли пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материн­ством в 2012 году максимальным разме­ром?

Ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Феде­рального закона № 255-ФЗ в средний зарабо­ток, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды вы­плат и иных вознаграждений в пользу застра­хованного лица, на которые начислены страхо­вые взносы в ФСС РФ в соответствии с Феде­ральным законом «О страховых взносах в Пен­сионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Феде­рации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхо­вания».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 г. № 974 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная ч. 4 ст. 8 Фе­дерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательно­го медицинского страхования», подлежит ин­дексации с 1 января 2012 года в 1,1048 раза с учетом роста средней заработной платы в Рос­сийской Федерации.

Таким образом, для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фон­ды, предусмотренных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федераль­ного закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в со­ответствии с указанным Постановлением со­ставляет в отношении каждого физического ли­ца сумму, не превышающую 512 000 рублей на­растающим итогом с 1 января 2012 года.

Исходя из изложенного, пособие по времен­ной нетрудоспособности, по беременности и родам за полный календарный месяц в 2012 го­ду не может превышать 42666 руб.

Сохраняется ли право сотрудницы на по­собие по уходу за ребенком до 1,5 лет, если она вышла на работу (ребенку 9 мес.) на не­полный рабочий день на 39 часов в неделю (при норме 40 часов), Т.е. каждый день со­кращен на 12 минут? На какое минимальное количество времени должен быть сокращен рабочий день для сохранения права на по­собие до 1,5 лет?

Ответ:

В соответствии со ст. 256 ТК РФ по за­явлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возрас­та трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхова­нию в период указанного отпуска определяются федеральными законами (ч. 2 ст. 11.1 Феде­рального закона № 255-ФЗ).

Отпуска по уходу за ребенком могут быть ис­пользованы полностью или по частям также от­цом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осу­ществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время на­хождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному соци­альному страхованию.

Согласно ст. 93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребен­ка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установлен­ном федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами Российской Федерации. Однако в ТК РФ не указано, что именно считать неполным рабочим временем, то есть на сколько часов или минут должен быть сокращен рабочий день, чтобы он являлся неполным.

В настоящее время в части, не противореча­щей ТК РФ, действует Постановление Госком­труда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 г. № 111/8-51 «Об утверждении По­ложения о порядке и условиях применения тру­да женщин, имеющих детей и работающих не­полное рабочее время». Согласно п. 8 данного Постановления режимы труда, устанавливае­мые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:

— сокращение продолжительности ежеднев­ной работы (смены) на определенное количест­во рабочих часов во все дни рабочей недели;

— сокращение количества рабочих дней в не­делю при сохранении нормальной продолжи­тельности ежедневной работы (смены);

— сокращение продолжительности ежеднев­ной работы (смены) на определенное количест­во рабочих часов при одновременном сокраще­нии количества рабочих дней в неделю.

При этом указано, что продолжительность ра­бочего дня (смены), как правило, не должна быть менее 4 часов и рабочей недели — менее 20-24 часов соответственно при пяти- и шес­тидневной неделе. Правда, сделана оговорка, что в зависимости от конкретных производст­венных условий может быть установлена иная’ продолжительность рабочего времени.

Поскольку действующим законодательством не определено, что именно считать неполным рабочим временем, то есть на сколько часов или минут должен быть сокращен рабочий день, чтобы он являлся неполным, то в данной ситуации женщина имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и при та­ком графике работы.

Сотрудница про работала в организации 1,5 года и ушла в отпуск по уходу за ребен­ком до 3-х лет, Не проработав ни одного дня после отпуска, сотрудница вышла на больничный вначале по уходу за заболев­шим ребенком, а затем в связи с собствен­ным заболеванием, Каков порядок оплаты этих двух листков нетрудоспособности?

Ответ:

В данном случае сотрудница находит­ся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, то есть не работает, поэтому в период времен­ной нетрудоспособности не нуждается в осво­бождении от работы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначает­ся застрахованному лицу за период освобож­дения работника от работы с полным или час­тичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением слу­чаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

Кроме того, листок нетрудоспособности со­гласно п. 41 Порядка выдачи листков нетрудо­способности при заболевании ребенка в пери­од, когда мать не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, от­пуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, отпуск без сохранения заработной платы), выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребен­ком) должна приступить к работе. То есть в дан­ном случае листок нетрудоспособности по ухо­ду за больным ребенком выдан необоснованно.

Включаются ли в средний заработок для исчисления пособий по временной нетру­доспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребен­ком единовременные поощрения за произ­водственные результаты?

Ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального зако­на от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», п. 2 Положения об особенностях порядка исчис­ления пособий по временной нетрудоспособнос­ти, по беременности и родам, ежемесячного по­собия по уходу за ребенком гражданам, подле­жащим обязательному социальному страхова­нию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Поста­новлением Правительства Российской Федера­ции от 15.06.2007 г. № 375, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по вре­менной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребен­ком, включаются все виды выплат и иных возна­граждений в пользу застрахованного лица, на ко­торые начислены страховые взносы в Фее в со­ответствии с Федеральным законом «О страхо­вых взносах в Пенсионный фонд Российской Фе­дерации, Фонд социального страхования Рос­сийской Федерации, Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (да­лее — Закон № 212-ФЗ).

Ч.1 ст. 2 Федеральногозаконаот08.12.2010г.

N2 ,343-ФЗ «О внесении изменений в Феде­ральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспо­собности и в связи с материнством» преду­сматривается, что для лиц, работающих по тру­довым договорам в организациях, применяю­щих специальные налоговые режимы, за пери­од до 01.01.2011 г. в средний заработок для ис­числения пособий по временной нетрудоспо­собности, по беременности и родам, ежеме­сячного пособия по уходу за ребенком включа­ются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включа­лись в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Законом N2 212-фЗ в 201 О году.

Одновременно обращаем внимание, что единовременные поощрения, выплачиваемые работникам за производственные результаты, подлежат обложению страховыми взносами на основании ч. 1 СТ. 7 Закона N2 212-ФЗ (Письма Министерства здравоохранения и социально­го развития Российской Федерации от 10.03.2010 г. N210-4/308103-19, от 11.03.2010 Г. N2526-19).

Таким образом, учитывая, что единовремен­ные поощрения за производственные результа­ты включались в 2010 году в базу для начисле­ния страховых взносов в ФСС в соответствии с Законом N2 212-ФЗ (вне зависимости от факта перечисления страховых взносов в Фонд), то указанные выплаты включаются в средний зара­боток для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и ро­дам, ежемесячного пособия по уходу за ребен­ком.

Вопрос: Каков порядок определения мо­мента возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов по обязательному социальному страхованию на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством организацией, имею­
щей работников-инвалидов?

Ответ:

В соответствии с нормами статей 57,58 Закона № 212-фЗ для организаций, которые производят выплаты и вознаграждения инвали­дам I, II или III группы, установлен пониженный та­риф страховых взносов.

Страхователь применяет пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа того месяца, в ко­тором работником получена инвалидность.

Если работник в результате освидетельствова­ния (переосвидетельствования) теряет право на
получение инвалидности в течение месяца, то с 1-го числа этого же месяца плательщик страхо­вых взносов не имеет права использовать пони­женные тарифы страховых взносов.

Вопрос. При выполнении каких условий
организации, осуществляющие деятель­ность в области информационных техноло­гий, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

Ответ:

Согласно пункту 6 части 1 статьи 58 За­кона № 212-ФЗ организации, осуществляющие
деятельность в области информационных техно­логий (за исключением организаций, имеющих
статус резидента технико-внедренческой осо­бой экономической зоны), которыми признают­ся российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ,
баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо
от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адапта­ции, модификации программ для ЭВМ, баз дан­ных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для
ЭВМ, баз данных, применяют пониженные тари­фы страховых взносов .Указанные в пункте 6 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов при­меняют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими условий, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 57 данного Закона .В соответствии с частью 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ указанные организации применяют пониженные тарифы страховых взносов при вы­полнении ими следующих условий:

— организацией получен документ о госу­дарственной аккредитации организации, осущест­вляющей деятельность в области информацион­ных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи иму­щественных прав на программы для ЭВМ, базы данных от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации прог­рамм для ЭВМ, баз данных (программных
средств и информационных продуктов вычисли­тельной техники), а также услуг (работ) по уста­новке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам
девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых
взносов по тарифам страховых взносов, преду­смотренным пунктом 4 части 2 статьи 57 Закона
№ 212-ФЗ, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный
период;

— средняя численность работников, опреде­ляемая в порядке, устанавливаемом федераль­ным органом исполнительной власти, уполномо­ченным в области статистики, за девять месяцев
года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам
страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 указанной статьи, составляет не менее
50 человек.

В целях реализации части 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соот­ветствии со статьей 248 Налогового кодекса
Российской Федерации (часть 2.3 статьи 57 За­кона № 212-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая категория организаций вправе применять пониженные тарифы при одновременном выполне­нии трех перечисленных выше условий.

Применение пониженных тарифов носит за­явительный характер. Их применение подтверж­дается плательщиками в расчете в Таблице 4.1 «Расчет соответствия условий на право приме­
нения пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 3 статьи 58 Закона
№ 212-ФЗ для плательщиков страховых взно­сов — организаций, осуществляющих деятель­ность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус
резидента технико-внедренческой особой эко­номической зоны)>> формы 4-ФСС, утвержден­
ной Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 г. № 156н, а также иными документа­
ми, в том числе расчетом, производимым орга­низацией в произвольной форме, доли дохода
от непосредственной деятельности в области информационных технологий.

Ответственность за достоверность представ­ленной информации несет плательщик.

Положениями статьи 33 Закона № 212-фЗ установлено, что в целях контроля за обоснованностью применения пониженных тарифов стра­ховых взносов плательщиками страховых взно­сов, указанными в пункте 4 части 2 статьи 57 и пунктах 4 и 6 части 1 статьи 58 данного Закона, налоговые органы по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов:

1 ) предоставляют органам контроля за уплатой страховых взносов информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установ­ленных пунктом 2 части 2.1, пунктом 2 части 2.2 статьи 57 и пунктом 2 части 4 статьи 58 данного Закона;

2) участвуют вместе с органами контроля за уплатой страховых взносов в проводимых орга­нами контроля за уплатой страховых взносов вы­ездных проверках в части контроля за соблюде­нием требований, установленных пунктом 2 час­ти 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 указанного Закона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *