Допуск к ЕГЭ

Содержание

Итоговое сочинение (изложение)

2019-2020 учебный год

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

Письмо Рособрнадзора от 06.11.2019 г. № 10-977

ВИДЕОРОЛИКИ для подготовки к итоговому сочинению (изложению)

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018/19 года:

  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
  • Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы

Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.

Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Зимнее итоговое сочинение в 11-м классе

Первое серьезное испытание, которое предстоит ученикам в 11-м классе, – написание итогового сочинения. От него зависит, будет ли ученик допущен до сдачи ЕГЭ, поэтому вопрос подготовки к итоговому сочинению встает перед школьниками уже в 10-м классе. И хотя задача ясна, выбрать правильную траекторию подготовки не так-то просто.

Особая сложность скрывается и в том, что многие старшеклассники вполне готовы к профильным предметам, таким, как физика и химия, но вот писать сочинение придется всем, а значит, всем нужно готовиться. Наверное, скажете вы, приоритет есть у тех, кто много читает. И да, и нет: даже такие ребята должны помнить об основных стратегиях подготовки и подходах к написанию сочинения.

Каков бы ни был ваш уровень и багаж знаний, к сочинению придется подойти серьезно. И хотя впереди у выпускников много тревожных испытаний, облегчить этот период возможно. Главное – вовремя начать подготовку и изучить все нюансы итогового сочинения по русскому языку.

Что нужно знать об итоговом экзаменационном сочинении?

Итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ, то есть от результата зависит, будете ли вы вообще сдавать Единый государственный экзамен. Как правило, итоговое сочинение пишется в первую среду декабря, для ЕГЭ 2020 – это 04.12.2019. Если в декабре ученик получил «незачет», то он имеет право на пересдачу в феврале, а если «зачет» не удалось получить со второго раза, дается третья попытка в мае.

Экзамен длится 3 часа 55 минут. Важно понимать, что по факту вам придется писать два сочинения:

  • первое – декабрьское итоговое сочинение, о котором и идет речь в нашей статье;
  • второе – сочинение в формате ЕГЭ, которое является заданием №27 ЕГЭ по русскому языку (о нем можно прочесть в нашей статье).

Сочинение в формате ЕГЭ и итоговое декабрьское сочинение, по сути, никак не связаны между собой. У них разные критерии оценивания и структура, и важно разграничивать эти виды письменных экзаменационных работ.

Главные критерии оценивания

Итоговое сочинение пишут абсолютно все желающие сдавать ЕГЭ. Но для кого-то оно является лишь этапом на пути к сдаче Единого государственного экзамена, а для кого-то – становится первой частью вступительных испытаний в вуз. Дело в том, что некоторые вузы добавляют к баллам ЕГЭ 10 баллов за итоговое сочинение, а некоторые не рассматривают это сочинение.

Как правило, итоговое сочинение учитывается при поступлении на творческие и гуманитарные специальности, однако каждый вуз может выдвигать свои требования к поступающим. На сайте института или университета нужно уточнить, учитывает ли он итоговое сочинение при поступлении на выбранную вами специальность. При этом стоит понимать, что вузовские критерии оценивания итогового сочинения гораздо строже школьных – вузовские эксперты проверяют сочинения независимо от школьных, и у них может быть своя шкала оценивания, которую также можно узнать в приемной комиссии или на сайте.

В нашей же статье речь пойдет о школьных критериях оценивания итогового сочинения, которые касаются абсолютно всех выпускников. Итак, есть два первых и главных требования к итоговому сочинению. Это:

1. Объем

Рекомендуется писать сочинение объемом 350 слов. Больше тоже можно, но лучше не растягивать работу, иначе могут «полететь» логика и структура сочинения. А вот меньше 250 слов написать категорически нельзя – в этом случае работа сразу получает «незачет». Эксперты тщательно подсчитывают каждое слово, поэтому лучше перестраховаться и написать рекомендуемый объем в 350 слов. Имейте в виду, что подсчет количества слов учитывает как отдельные слова инициалы, союзы и предлоги.

2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Думаем, тут все понятно: если хотя бы маленький кусочек работы списан из какого-либо источника – к примеру, у соседа или из интернета, – то работа сразу же получает «незачет». Вы можете процитировать что-либо (например, если хотите привести в качестве аргумента чье-то стихотворение), но помните: нужно обязательно указать автора, а объем цитирования не должен превышать вашего собственного текста.

Итак, эти два требования проверяются в первую очередь. Дальше работа проверяется по пяти критериям, при этом для получения «зачета» надо пройти по первым двум критериям и по любому из трех оставшихся. То есть, например, если ваша работа проходит по критериям 1, 2 и 4 – вы получаете «зачет», если по критериям 1, 2 и 3 – вы тоже получаете «зачет». А вот если по критериям 1, 3, 4 и 5 или 2, 3 и 4 – вы получаете «незачет».

Критерии оценивания

1. «Соответствие теме»

Сочинение должно быть написано как ответ на вопрос, поставленный в теме, или как рассуждение о предложенной проблеме. То есть вы должны писать сочинение именно на сформулированную в задании тему. Многие выпускники допускают очень существенную ошибку – решают выбрать направление, например, «Отцы и дети», заучивают заранее написанный текст сочинения и на экзамене просто его воспроизводят. Но это категорически неправильно! Ведь тема направления звучит очень общо, а тема сочинения очень конкретна, например, «Нужно ли учитывать опыт старших поколений». Если же вы будете просто рассуждать на тему направления «Отцы и дети», то работа не будет соответствовать теме.

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Подтвердить свои рассуждения нужно примерами из литературы – из художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики. При этом можно обращаться не только к отечественной, но и к зарубежной литературе. Для получения «зачета» по этому критерию необходимо привести хотя бы один пример из литературы, но мы рекомендуем взять два примера, чтобы уложиться в требуемый объем. «Незачет» по этому критерию можно получить в том случае, если вы вообще не приведете никаких аргументов из литературы, либо если содержание литературного произведения будет искажено (не надо приводить в пример те книги, которые вы плохо знаете или с которыми знакомились только по краткому), либо если литературное произведение лишь упоминается, но не анализируется.

Далее следуют три критерия, минимум по одному из которых нужно пройти, чтобы получить «зачет».

3. «Композиция и логика рассуждения»

В сочинении должна четко прослеживаться связь между тезисом и доказательствами. Не должно быть грубых логических ошибок. Нужно выделить несколько абзацев, между которыми лексически и грамматически обозначить связь.

4. «Качество письменной речи»

В этом критерии проверяются речевые ошибки. В сочинении не должно быть однообразия грамматического строя речи. Термины должны быть употреблены уместно, а словарь должен быть разнообразен – желательно показать богатый словарный запас, но употреблять только те слова, в значении которых вы точно уверены.

5. «Грамотность»

Получить «зачет» по этому критерию можно, если на 100 слов в сочинении приходится менее 5 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. То есть, если в сочинении 350 слов, можно сделать 15 ошибок и при этом получить «зачет».

Структура сочинения

В каждом сочинении обязательно должны быть три композиционные части.

1. Вступление

В первом абзаце можно раскрыть свое понимание предложенной темы, порассуждать и поразмышлять на данную тему. Но помните о том, что ваши размышления не должны быть «водой», мысли должны четко соответствовать теме и быть логически связаны.

2. Основная часть

Основную часть можно поделить на несколько абзацев. Если вы приводите два аргумента из литературы, то в основной части должно быть как минимум два абзаца. Начать абзац можно с фразы «На тему … размышлял Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир»». Между литературными аргументами должна быть логическая связь, то есть третий абзац сочинения можно начать со слов «Также к теме … обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступления и наказание».

3. Вывод

В выводе важно сравнить два проанализированных литературных произведения и понять, как в них раскрыта тема вашего сочинения: по-разному или с одной стороны. Например, можно написать: «Толстой показывает, как доброта … . Достоевский также демонстрирует читателю, что именно с помощью доброты … «. Или же: «Толстой показывает, что … . Достоевский же, напротив, … «. Обязательно используйте в выводе такие фразы, как «таким образом», «хочу сделать вывод», «подводя итог», «итак» и т.п.

Темы 2020

В начале сентября на сайте ФИПИ объявляются пять тематических направлений, сформулированных на основе противопоставления. Например, в 2019 году это были темы «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Доброта и жестокость», «Искусство и ремесло». На самом экзамене в форме итогового сочинения ученикам будет на выбор предложено пять тем сочинения, по одной из каждого направления.

  1. «Война и мир»
  2. «Надежда и отчаяние»
  3. «Добро и зло»
  4. «Гордость и смирение»
  5. «Он и она»

Как правило, подготовка к итоговому сочинению заключается в чтении и анализе литературы, которую можно привести в качестве аргументов. Изучая русскую и зарубежную литературу, ученик накапливает богатый читательский опыт и затем может без труда вспомнить два произведения, подходящих к его теме.

Однако очень часто выпускники незаслуженно забывают о программе по литературе для 6–9-х классов, пытаясь освоить в первую очередь объемные «Войну и мир», «Тихий Дон», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Обломов». Безусловно, это прекрасные и очень глубокие книги, но не каждому удастся легко и верно интерпретировать эти произведения. Важно помнить, что при анализе литературных произведений нельзя искажать авторский замысел, то есть надо обладать еще и неплохими литературоведческими знаниями.

Что же делать? Можно вспомнить не очень большие по объему произведения, которые к тому же не составит большого труда проанализировать. Перечислим некоторые из них:

  • «Тарас Бульба». Н. Гоголь;
  • «Уроки французского». В. Распутин;
  • «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет». В. Астафьев;
  • «Тринадцатый подвиг Геракла». Ф. Искандер;
  • «Белые ночи». Ф. Достоевский;
  • «Капитанская дочка». А. Пушкин.

А еще можно посмотреть видео от эксперта ЕГЭ с детальным разбором обязательных письменных работ выпускника>>

Лучшие и худшие сочинения и их подробный разбор

Ниже приведем отрывок из сочинения. Попробуйте понять, получит ли эта работа «зачет», а затем сравните свое мнение с мнением эксперта ЕГЭ.

Сочинение на «отлично» и его разбор

Тема работы: «На какие жизненные вопросы тебе может помочь ответить литература?»

В разные времена были великие писатели, создававшие свои произведения. Каждый из них старался передать собственное мнение и идею. Человек, читающий книгу, учится у героев, сопереживает им и вместе с ними отвечает на важные вопросы, решает поставленные автором проблемы. Очень важно понимать, какую именно мысль хотел до нас писатель. Ведь в противном случае его цель считается недостигнутой.

В произведении французского писателя Гастона Леру «Призрак оперы» перед нами предстают герои с совершенно различными судьбами, историями и исключительными чертами: гений Эрик, по причине уродства отвергнутый обществом, талантливая Кристина, бесконечно добрая к людям, и смелый виконт де Шаньи, преданный своей любви. Нельзя не упомянуть и перса Надир-хана, который, несмотря ни на что, верил в своего друга.

Рассмотрим подробнее данных героев. Что же хотел сказать автор, наделяя Эрика таким характером, умом и внешностью? Прежде всего, нужно упомянуть, что призрак оперы обладал исключительным интеллектом и совершенно отталкивающей внешностью – облик скелета, обтянутого кожей. Люди боялись его, судили по внешнему виду. Можно ли сказать, что общество часто отворачивается от кого-либо, просто взглянув? Да, и история отвергнутого по этой причине человека и представлена в романе. Только Кристина Даэ, девушка, пострадавшая от озлобленного гения, в итоге простила и пожалела его. Лишь в самом конце своего существования Эрик почувствовал, что в какой-то момент он действительно жил. Книга помогла мне ответить на вопрос, почему никто не может жить вне общества. Потребность в людях так же естественна, как и необходимость дышать. <…>

С моей точки зрения, Гастон Леру в своем произведении поднимает вопрос отношений между людьми: то, чего не хватает в нас, и то, чего не хватает нам. Нам не хватает доброты и любви, терпения Кристины Даэ, истинной веры в друзей Надира-хана и храбрости, преданности Рауля де Шаньи. Книга помогла мне найти ответ на вопрос, какими качествами должны обладать люди.

Итак, сочинение написано самостоятельно, в нем 278 слова – значит, первым двум требованиям работа соответствует. Выпускник рассуждает по предложенной проблеме и не отклоняется от темы на протяжении всего сочинения – это «зачет» по критерию № 1. В работе есть опора на литературный материал, причем произведения проанализировано глубоко, нет фактических ошибок и искажения авторского замысла – это «зачет» по критерию № 2.

Сочинение выстроено в соответствии с композиционными требованиями, есть вступление, основная часть и заключение, обозначена логическая связь между абзацами – это «зачет» по критерию № 3. По критериям № 4 и № 5 работа также получает «зачет», так как нет орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок.

Неудачное сочинение и его разбор

Рассмотрим отрывок из сочинения на тему «Почему люди пишут стихи?».

Эта тема мне сразу показалась интересной, потому что я сам часто пишу стихи, поэтому не составит большого труда раскрыть главный вопрос сочинения.

Так почему же люди пишут стихи? Что бы ответить на этот вопрос, нам понадобится вспомнить выдающихся деятелей литературы и их произведения.

Я считаю, что нам нужно начать с Александра Сергеевича Пушкина и его романа «Евгений Онегин». Все мы помним, как Татьяна признается Онегину в любви, написав ему письмо в стихах:

«… Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!». Для девушки того времени, было неприемлемо признаваться в любви мужчине, но Татьяна, все же решается на это, под страхом позора. Зная по себе, я считаю, что выразить свои чувства в стихах на много проще, чем просто словами.

Обратимся к другому примеру, Михаил Васильевич Ломоносов, в своей оде выражает восхищение и восхваляет Императрицу Екатерину.

Существует еще масса примеров в литературе, но все они сходятся в одном: стихи помогают человеку выражать свои чувства, будь то страх, ненависть, любовь, восхищение, сострадание.

Стихи – это слова, а слово может ранить, слово может спасти, а правильно подобранное слово может творить чудеса. Это понимали все великие писатели.

К тому же, литература – вечна, ведь не даром говорят: «Что написано пером – не вырубишь топором.

Самая главная ошибка этого сочинения – несоответствие критерию №2. Литературные аргументы в этой работе крайне неудачны. Так, аргумент с одой Ломоносова лишь формально упомянут, но не раскрыт. В примере из «Евгения Онегина» присутствует грубая фактическая ошибка – письмо Татьяны Лариной выдается за ее стихи, а значит, ученик искажает авторский текст. Аргументация проблемы подменяется «водой» – общими словами и штампами. Кроме того, в работе присутствуют пунктуационные, орфографические и речевые ошибки.

Разбор основных ошибок и советы эксперта по написанию сочинения

Учиться на чужих ошибках – весьма полезное упражнение для тех, кто готовится к экзамену.

Речевые и стилистические ошибки

Одна из самых главных ошибок по критерию № 4 – скудный словарный запас. Так, если в работе, к примеру, ученик пишет «добрый человек» или «злой человек» вместо «великодушный, милосердный человек» или «жестокосердный, равнодушный человек», то однозначно можно говорить о бедности его словаря. Подбирайте синонимы, ищите слова, которые точно выразят вашу мысль, но при этом избегайте использовать слова, в значении которых не уверены, – например, можно допустить ошибку, спутав паронимы «благодарный» и «благодарственный».

Не стремитесь использовать «красивые», высокопарные слова. Во-первых, вы можете не знать их точного значения, во-вторых, может получиться стилистическая «разноголосица». Неудачное словоупотребление и избыточное усложнение фразы может не соответствовать стилю остальной работы.

Кроме того, избегайте в своем сочинении канцеляризмов, например, «таких как», «в связи с», «наличествовать», «изложенное», «с целью», «осуществлять», «проживать» вместо «жить» и т.д.

Также не стоит использовать литературные штампы, хоть порой и кажется, что они звучат «красиво». К штампам относятся такие фразы, как «тяготы и лишения», «тронуть до глубины души», «чистая и светлая мечта», «натруженные мозолистые руки», «скупая мужская слеза», «загадочная русская душа», «воцарилась тишина», «усталые, но довольные» и т.п.

Фактические ошибки

Этот вид ошибок включает фактические ошибки в фоновом материале. К таким ошибкам относятся ошибки в исторических датах, фактах, географических названиях, именах писателей, названиях и жанрах произведений, именах литературных героев.

Как проверить свой уровень готовности?

Экзаменационное сочинение – не рассуждение на вольную тему, здесь необходимо иметь четкое понимание структуры работы и знать критерии оценивания. Проверим, насколько вы уяснили предыдущий материал и готовы ли к написанию итогового сочинения.

Можно ли подготовиться к написанию сочинения самостоятельно?

Пожалуй, это вполне возможно. Если вы уверены в себе – дерзайте, ваш труд будет вознагражден достойной оценкой. Однако заметим, что экзаменационное сочинение – не тот случай, где можно слепо рисковать (а риск в самостоятельной подготовке присутствует!).

Во-первых, экзамен усложняется из года в год, и созданные материалы не всегда покрывают экзаменационный объем на 100%.

Во-вторых, готовясь к нескольким экзаменам, вы можете не уследить за последними уточнениями по формату экзаменационного сочинения и не понять нюансов формулировок тематических направлений.

В-третьих (и самое главное!), сомнения могут перерасти в панику, особенно если у вас нет учителя, который сможет помочь. Ведь именно от того, насколько понятно и доступно педагог умеет подготовить ученика к экзамену, создать нужный психологический настрой и вовремя объяснить все нюансы работы, и зависит успех и спокойствие ученика на экзамене.

Как выбрать преподавателя?

Многие преподаватели имеют блестящую квалификацию и много лет готовят выпускников к финальным испытаниям. Однако важно, чтобы преподаватель и ученик подходили друг другу и на эмоциональном уровне, поскольку именно это делает занятия желанными и приносит лучший результат. В конце концов, учение – не мучение.

У нас есть свое решение, верность которого доказана эмпирически. В школе «Тетрика» первый урок с учеником проводит опытный методист, который выявляет потребности ученика и его уровень, проводит тестирование и составляет общее впечатление. Затем, учитывая все факторы, методист предлагает преподавателя, который сможет помочь ученику максимально эффективно.

Итоговое сочинение по литературе обязательно для всех одиннадцатиклассников, поскольку оно является допуском к ЕГЭ. Его придется писать даже тем, кто совсем не интересуется литературой и не разбирается в ней. Сегодня, когда до начала экзамена остается совсем чуть-чуть, мы расскажем, стоит ли бояться декабрьского сочинения и как подготовиться к нему, если в вашем распоряжении очень мало времени.

Когда состоится?

Основной день назначен на 6 декабря 2017 года, но есть и дополнительные сроки: 7 февраля 2018 года и 16 мая 2018 года. Так называемые резервные дни предназначены для тех старшеклассников, которые:

  • плохо написали сочинение в декабре;
  • были удалены из аудитории за нарушения;
  • не смогли прийти на экзамен по уважительной причине (необходимо предъявить объяснительный документ);
  • не успели закончить сочинение по уважительной причине (это также необходимо подтвердить документально).

Иными словами, со стороны Минобрнауки сделано все, что вы благополучно написали сочинение и получили допуск к ЕГЭ. У вас целых три попытки!

Как проходит экзамен?

Экзамен проходит в школе, он начинается в 10 часов утра по местному времени и длится 3 часа 55 минут. Ученики с ОВЗ пишут не сочинение, а изложение, и им дается на 1,5 часа больше. Время окончания будет написано на доске. Вам не потребуется ничего, кроме пары авторучек и паспорта. Черновики и бланки раздаст учитель, наблюдающий за экзаменом. Время, затраченное на инструктаж и заполнение регистрационного бланка, не учитывается.

Какие темы вас ждут?

Как и в предыдущие годы, темы формулируются на основе противопоставленных морально-этических и философских понятий. Вот какие направления будут в 2017/2018 учебном году.

  • Смелость и трусость.
  • Равнодушие и отзывчивость.
  • Верность и измена.
  • Человек и общество.
  • Цели и средства.

Конечно, темы вы получите только после начала экзамена, но из года в год все они составляются по одному и тому принципу. Поэтому можно просмотреть прошлогодние темы, чтобы примерно представить, что вас ожидает.

Для удобства поиска аргументов мы составили ориентировочные списки произведений, которые помогут вам раскрыть ту или иную тему:

1. Равнодушие и отзывчивость

  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»;
  • И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
  • К. Г. Паустовский «Телеграмма».

2. Смелость и трусость

  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
  • Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»;
  • М. А. Шолохов «Судьба человека».

3. Человек и общество

  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • А. П. Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

4. Верность и измена

  • А. Н. Островский «Гроза»;
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И. А. Бунин «Тёмные аллеи».

5. Цели и средства

  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
  • А. С. Грибоедов «Горе от ума»;
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Естественно, вы не успеете их все прочитать за пару дней. Но тут на помощь вам придут сборники кратких пересказов произведений, желательно, чтобы там имелись хотя бы небольшие комментарии и анализы. На их чтение у вас уйдет не более 4-5 часов.

Как написать хорошее сочинение?

Требования к итоговому сочинению следующие:

  • Минимальный объем – 250 слов, идеально – 350 слов.
  • Композиционно текст должен состоять из четырех абзацев – вступления, два аргумента из произведений художественной литературы, заключение.
  • Первый абзац должен состоять из 75 слов, второй и третий – по 100 слов каждая часть, и последний – тоже 75 слов.
  • Это что касается технической стороны вопроса, теперь перейдем к содержанию сочинения.

Первый совет – выберите тему, наиболее близкую и понятную вам, к которой вы сможете правильно подобрать примеры из литературы. Например, «Всегда ли можно оправдать измену?».

Далее выделите вопрос в данной формулировке. Например, вы утверждаете, что можно, и тогда вопрос может звучать так: «В каких случаях измена оправдана?»

Следующий шаг – ответьте на данный вопрос. К примеру, измена оправдана, если человеком движет светлое чувство любви.

Теперь к этому ответу необходимо подобрать аргумент из художественной литературы. Возьмем роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Анна Каренина приносит в жертву своей любви к Вронскому абсолютно все: брак, общение с сыном, репутацию, и в ее случае измену можно оправдать светлым чувством любви, которое ею движет.

Затем сформулируйте противоположный тезис, когда измену нельзя ничем оправдать. Здесь можно привести пример из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Измену Родине, предательство нельзя оправдать любовью, какой бы светлой и чистой она ни была, и Андрей несет справедливое наказание, он расплачивается своей жизнью.

В заключение напишите вывод. Укажите, что существуют разные точки зрения, разные жизненные ситуации, когда измену можно оправдать и когда измена является серьезным преступлением.

Теперь вам нужно написать черновик. Пристально следите за тем, чтобы не «растечься мыслью по древу», не уйти от темы. Поэтому постоянно сравнивайте ваш тезис и аргументы. Избегайте цитат: во-первых, неверно приведенную цитату (а это обязательно проверят) засчитают за фактическую ошибку, во-вторых, их от вас никто не требует. Не выдумывайте «книг», подходящих по содержанию. Это тоже проверят. Нужно не знать досконально текст, а хорошо понимать произведение.

Речевые ошибки – еще одна беда старшеклассников. Как их избежать? Старайтесь представлять то, о чем пишите, задавайте к словам вопросы, избегайте повторов, используйте стилистически нейтральные синонимы и местоимения и не употребляйте слова, в значении которых не уверены до конца. И, конечно, особое внимание уделите грамотности.

Когда вы перепишите сочинение на чистовик, внимательно проверьте его на ошибки. Читайте его про себя, начиная с конца, чтобы ничто вас не отвлекло. Черновик проверяющими не учитывается, поэтому проверяйте все тщательно.

Как оценивается итоговое сочинение?

За сочинение ставят либо «зачет», либо «незачет». Технарям хватит «зачета», а вот гуманитариям стоит постараться, чтобы набрать как можно больше баллов, ведь эти результаты засчитываются при поступлении в вуз.

Итак, как получить «зачет»?

  1. Текст должен соответствовать выбранной теме. Поэтому так важно проверять, не ушли ли вы случайно совсем в другую сторону.
  2. Аргументы должны быть взяты только из литературных произведений. Вы можете обращаться как к отечественным, так и к зарубежным авторам.
  3. Работа должна иметь четкую композицию (соблюдайте абзацы!) и не иметь грубых логических ошибок. Излагайте свою мысль предельно ясно, чтобы не возникало разночтений.
  4. Не допускайте речевых ошибок. Как с ними бороться, мы уже рассказали выше.
  5. Грамотность. Допустимое количество ошибок (орфография и пунктуация, согласование разных частей речи) не более 5 на 100 слов. Если знаете свои слабые места, не поленитесь повторить эти правила накануне экзамена. Пишите, по возможности, небольшими предложениями, чтобы не запутаться в запятых.

Конечно, начинать готовиться к экзамену за пару дней – рискованно, но обстоятельства у всех складываются по-разному. Надеемся, что наши советы помогут вам благополучно написать итоговое сочинение, получить высокие баллы и допуск к ЕГЭ.

«Мерлин» желает вам успехов!

>Итоговое сочинение: 25 важных вопросов и ответов

ТОП 25 вопросов и ответов в итоговом сочинении

С чего начать подготовку к итоговому сочинению, которое пройдет в декабре 2018 года?

  • Прежде всего с главных вопросов, которые волнуют всех учащихся.
  • Все о 5 направлениях итогового сочинения 2019-2020 от ФИПИ

1. Итоговое сочинение что это?

  • это классическое школьное сочинение по литературе, которое ученики учатся писать на протяжении всего обучения.

2. Когда пишут итоговое сочинение?

  • 19 декабря 2018 года (основная дата).
  • 6 февраля и 8 мая 2019 года (дополнительные сроки).

3. Сколько времени дается на итоговое сочинение?

  • Итоговое сочинение пишут 3 часа 55 минут (235 минут).
  • Одиннадцатиклассники, которые имеют ограничения в силу физических и психологических возможностей, пишут сочинение(либо изложение) на 90 минут дольше.

4. Как заполнять бланк итогового сочинения?

5. Во сколько проводится экзамен?

  • Сама процедура начинается в 10:00 (время одинаково для всех российских регионов).

6. Что можно взять с собой на экзамен?

  • нельзя приносить с собой смартфоны, телефоны, другие средства связи, аппаратуру, которая может воспроизводить фотоизображения и видеофайлы, личные записи, заметки и т.п. Так как аудитории могут быть оборудованы металлоискателями, камерами и стройствами, подавляющими сигнал.
  • можно взять — 1. ручка с черной пастой (гелевая или с капиллярным сержнем); 2. документ, удостоверяющий личность выпускника; 3. при необходимости – еда и лекарства.
  • будет право пользоваться толковыми и орфографическими словарями.

7. Из чего состоит итоговое сочинение?

  • Итоговое сочинение состоит из 3 частей:

    I. Вступление – формулировка темы. (Вступление занимает первый абзац, который должно быть чётким и лаконичным.

    II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. (4 абзаца, с примерами из литературных произведений. Схема второй части: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.

    III. Заключение – обобщение ваших мыслей. (Последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению)

8. Сколько слов должно быть в итоговом сочинении?

  • Рекомендуется – 350 слов; Минимум – 250 слов.

9. Сколько абзацев должно быть в итоговом сочинении?

  • 4 абзаца: вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

10. Как оформлять цитаты и какой должен быть их объем?

  • После каждой цитаты обязательно указывайте в скобочках автора и произведение, на которое ссылаетесь. Прямые цитаты заключаются в кавычки. Прямые и косвенные цитаты не должны превышать 50% вашего текста.

11. Сколько в итоговом сочинении должно быть аргументов?

  • привести хотя бы один литературный аргумент. Можно брать книги российских и зарубежных авторов.

12. Что нужно сделать, чтобы поставили зачет?

  • сочинение должно удовлетворять первому и второму критериям (они обязательные) и дополнительно удовлетворять одному из оставшихся критериев. Критерии оценивания итогового сочинения.

13. Что делать если получаете за итоговое сочинение «незачет», или по тем или иным причинам бывает вынужден пропустить аттестацию?

  • Выпускник может пересдать аттестацию — 6 февраля и 8 мая 2019 года (дополнительные сроки).

14. Кто может пересдать итоговое сочинение?

  • Ученики, не справившихся с аттестацией с первого раза, т.е. получивших «незачет».
  • Выпускники, которые были уличены на списывании или удаленных с аттестации за наличие запрещенных предметов.
  • Ученики, которые не смогли закончить работу из-за плохого самочувствия и других причин, которые были подтверждены документально.
  • Ребята, пропустивших день аттестации из-за уважительных причин.

15. Что будет если опоздаешь на экзамен?

  • Вы имеете право пройти в аудиторию, однако инструкции озвучиваться не будут и время не будет продлеваться.

16. Для кого предусмотрена замена сочинения на изложение?

  • дети с инвалидностью;
  • учащиеся с ограниченными физическими и психическими возможностями;
  • учащиеся старшей школы, освоившие образовательную программу в закрытых учебных заведениях с исправительным уклоном, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • выпускники, обучавшиеся дома или на базах санаторных заведений одновременно проходящие лечение, реабилитацию и оздоровление.Необходимо наличие справки.

17. Какой срок действия результатов итогового сочинения?

  • Как допуск к ЕГЭ результаты итогового сочинения будут актуальны бессрочно, то есть при любом желании сдавать ЕГЭ повторно тебе не нужно писать работу заново.

18. Где можно прочитать (посмотреть) свое итоговое сочинение?

  • На официальном информационном портале ЕГЭ доступен сервис просмотра образов бланков итогового сочинения (изложения). Для просмотра изображения необходимо на официальном портале единого государственного экзамена во вкладке «Выпускникам 11 классов», зайти в раздел «Проверить результаты ЕГЭ» и перейти по ссылке «ознакомиться со своими индивидуальными результатами на специальном сервисе» или перейти по ссылке http://check.ege.edu.ru/.

19. Сколько баллов можно получить за итоговое сочинение?

  • Всего можешь заработать 20 баллов.

20. Дополнительные баллы за итоговое сочинение при поступлении?

С порядком начисления дополнительных баллов вы можете ознакомиться на официальных сайтах вузов или в приемной комиссии. Максимальный балл, который может назначить вуз за сочинение – 10 баллов.

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

21. Где узнавать результаты итогового сочинения?

  • В своей школе.
  • На официальном сайте ЕГЭ запущен раздел с результатами ЕГЭ — check.ege.edu.ru. ​
  • Регионы могут публиковать результаты ЕГЭ на своих сайтах. Список сайтов

22. Сколько хранится итоговое сочинение?

  • результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе.

23. Где учитывается итоговое сочинение

  • Не во всех вузах учитываются результаты итогового сочинения. Ряд ведущих технических вузов страны, пользуется правом не начислять дополнительные баллы за итоговое сочинение.
  • Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов.

24. Можно ли подать на апелляцию?

  • На апелляцию подать не сможете. Участник имеет право подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

25. Как писать итоговое сочинение?

Итоговое сочинение: вопросы и ответы от ФИПИ

Важно знать!

  • Результаты итогового сочинения бессрочны. Их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2019-2020 от ФИПИ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ

В поселке Пышма 11-классник Максим Городчиков с двух лет рос без отца. Мальчик стремился во всем помогать оставшейся без мужа матери, следил за непоседой-сестрой. Парень даже своими руками достроил дом. Конечно, времени на учебу оставалось не очень много. Макс планировал поступить в институт, выучиться на строителя и помогать своим родственникам деньгами. Для этого ему оставалось лишь закончить школу.

— Он хотел мне деньгами помогать, — вспоминает мама Максима Евгения Викторовна. — В день смерти мы сидели с ним, он говорил, что хочет купить «Волгу». Он стал уже мужчиной. Всегда мне во всем помогал, даже физическую работу не давал никакую делать. Столько планов у нас было на будущее. Но эта двойка по математике все испортила.

В день смерти Городчиков пришел домой мрачнее тучи. Последнюю четверть он усердно взялся за учебу, изо всех сил старался вникнуть в пропущенные знания. Максим зубрил экзаменационные билеты и пытался исправить двойку по математике, чтобы его допустили к ЕГЭ.

Максим состоял в кадетах оренбургского казачества. Рядом с ним его мать Евгения Викторовна и семилетняя сестра Вика

— У сына было две тетрадки конспектов по математике, весь ноутбук в уравнениях, — продолжает мама Максима. — Он просил учительницу дать ему дополнительные задания, но она отказалась. Я хотела пойти разбираться, но Максим сказал, что тогда она не даст сдать ЕГЭ. В итоге на собрании я все-таки не выдержала и рассказала, что педагог не дает домашнее задание, чтобы исправить оценки. Другие родители меня поддержали. А после этого собрания она устроила скандал ему при всем классе.

Учитель математики Елена Адольфовна Удачина высказала свои претензии Городчикову, но задание все-таки дала. Максим ночи напролет решал задачи и уравнения. Но в итоге его усилия ни к чему не привели.

В последнее время Максим был зациклен на своем выпуске из 11 класса

— В день смерти Максим пришел из школы веселым, сказал, что его допустили, — вздыхает Евгения Викторовна. – Он поехал на репетицию выпускного вальса, но вернулся буквально через полчаса. Сынок зашел домой весь заплаканный и попросил ничего не спрашивать. Я его первый раз таким видела. Его всего трясло. Я попыталась разговорить сына, и он признался, что его не допустили. Максим, плача, сказал: «Мам, понимаешь, меня не допустили к экзаменам. Все. Жизнь кончена». Я попыталась его отвлечь, занять чем-нибудь. Но он в сердцах бросил, что больше ничего никогда не будет делать. Хотя всегда был трудолюбивым парнем.

Для близких друзей известие о самоубийстве Максима стало шоком

Евгения Викторовна уверена, что это именно школа довела ее сына до самоубийства. Впрочем, педагоги и директор школы в один голос утверждают, что не видят в суициде своей вины.В итоге мать оставила Максима одного, подумала, что тот успокоится. А сама пошла в магазин. Но когда вернулась домой, Максим уже был мертв – повесился в собственной комнате.

— Моя точка зрения является глубоко субъективной, я не следственный орган, — заявил «Комсомольской правде» директор Пышминской средней школы Дмитрий Исаев. – Скоро следователи огласят причину его самоубийства. Я вас заверяю, что учитель будет совершенно ни при чем. Я располагаю информацией, согласно которой педагог к этому не имеет никакого отношения. Это семейные проблемы, кроме которых у него еще были другие проблемы. Это не учеба. У него был недопуск по экзамену, как у любого двоечника. У Максима с первого класса были проблемы с математикой!

Но друзья и родственники погибшего парня настаивают, что учителя хотят всего лишь отвести от себя вину.

— Причин кроме недопуска у брата не было, — объясняет двоюродная сестра Максима Алена. – Учителя его морально уничтожили, поэтому Максим и пошел на такой поступок. Педагоги сейчас себя выгораживают. Он не был двоечником. Учительница математики была принципиальная, он сдал ей все задания, но она не проверила. Мы последнее время с Максимом очень часто общались. Он говорил, не знает, что делать, если не сдаст экзамены. Очень переживал.

Максим упорно стремился получить после школы профессию и помогать своей маме и сестре деньгами

Версию родственников погибшего школьника подтверждают и близкие друзья Максима. Ребята рассказывают, что в последнее время он весь погрузился в учебу и не думал ни о чем кроме экзаменов.

— Максим больше не гонял с ребятами мяч, не играл в волейбол, зациклился на экзаменах, — рассказывает двоюродный брат школьника Виктор Загудаев. — Уроки каждый день делал, весь ноутбук у него был в рефератах. Поэтому я не вижу других причин.

Мало того, по некоторой информации, учителя не допустили Максима до экзамена, чтобы… подстраховаться!

— Мой отец рассказал мне, что на педсовете поднимался вопрос о допуске Максима, — призналась «КП» одноклассница юноши. — И заместитель директора сказала, что если Городчиков не сможет сдать ЕГЭ и выяснится, что у него раньше выходила двойка, то кто возьмет на себя такую ответственность? Все промолчали, поэтому и было принято решение о недопуске.

Самоубийство Максима наделало много шума в поселке. В школах спешно решают вопросы с недопуском к ЕГЭ других проблемных выпускников. А в причинах самоубийства Городчикова начали разбираться следователи и региональное Министерство образования.

Максим был всегда душой компании

Звонок в Министерство образования Свердловской области

«Нельзя нагнетать детей»

— Нам уже доложили о самоубийстве, — подтвердил министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов. — Здесь, конечно, будем разбираться: по какой причине это произошло. Если действительно школьник пошел на такой шаг из-за недопуска, то будем выяснять, как педагоги и родители, зная особенности ребенка, это допустили. Это крайне негативно оценивается министерством образования. Подготовка к ЕГЭ должна происходить в течение всего процесса обучения. Тем более, особое внимание нужно обращать к детям, которые могут пойти на подобный радикальный шаг. Мы говорили, говорим и будем говорить, что должны быть созданы комфортные условия для организации проведения ЕГЭ. Ни в коем случае нельзя нагнетать детей при подготовке к экзаменам… Если ученика все-таки не допустили к ЕГЭ, у него есть масса возможностей продолжить обучение. Мы готовы принять его в наши средне-специальные заведения для получения специальности даже с предоставлением общежития. По каждому такому обращению наше ведомство готово оказать психологическую и иную поддержку.

Звонок психологу

«Школьные психологи должны следить за выпускниками»

— Здесь в первую очередь ответственность лежит на родителях, — объясняет психолог «Центра кризисных состояний детей и подростков» Светлана Петрухина. — Нужно воспитывать ребенка более стрессоустойчивым. Причиной суицида может послужить все, что является для ребенка важным. Думаю, что винить одного человека в том, что ребенок таким образом отреагировал, не надо. Если учитель пошел на такой шаг, то у него должны быть основания. В любом случае здесь ответственность и родителей, и учителей. Но эмоциональное состояние ученика должны отслеживать в первую очередь родители, а потом уже педагоги. Было бы замечательно, если бы психологическое состояние детей отслеживали и школьные психологи. Особенно в выпускных классах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *