289 ФЗ о таможенном

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О таможенном регулировании в Российской Федерациии о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

(В редакции федеральных законов от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ)

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Таможенное регулирование и таможенное дело вРоссийской Федерации

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации и иных актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее — Союз);

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;

4) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры.

2. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

2) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

3) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы);

4) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;

5) регулирование отношений, связанных с введением запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров.

Статья 2. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

1. Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — Кодекс Союза), и актами, составляющими право Союза (далее — международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации.

2. Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

3. В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

4. В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения.

6. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах — членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.

Статья 3. Руководство таможенным делом в Российской Федерации

1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации Договора о Союзе, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации.

Статья 4. Правовое регулирование отношений в области таможенного дела

1. Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

2. К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

3. Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

4. Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования.

6. Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования настоящего Федерального закона только в случаях, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, дает письменные разъяснения таможенным органам, декларантам и иным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

Статья 5. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе, имеют следующие значения:

1) ввоз товаров в Российскую Федерацию — фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств — членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (далее — таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом;

2) внутренние налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров в Российской Федерации;

3) вывоз товаров из Российской Федерации — фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства — члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

4) денежный залог — денежные средства (деньги), вносимые для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;

5) задолженность — сумма денежных средств, включающая в себя таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, пени, проценты и не уплаченная в сроки, установленные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации;

6) лицевой счет — совокупность сведений, содержащихся в информационно-программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, отражающих движение денежных средств, внесенных лицами и поступивших на счет Федерального казначейства, а также сумм возвращенных (зачтенных) таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе сумм возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных платежей, позволяющая вести учет движения денежных средств. Ведение лицевых счетов плательщиков производится таможенными органами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела;

7) оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров — перевозка (транспортировка) отдельных категорий товаров по территории Российской Федерации, их хранение, разгрузка, перегрузка (перевалка), упаковка, переупаковка, маркировка, дробление партий, сортировка, переработка (обработка), использование для собственных производственных и (или) технологических нужд юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретение таких товаров физическими лицами для личного пользования, а также совершение сделок с такими товарами, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;

8) операторы таможенных платежей — юридические лица, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, являющиеся операторами платежной системы, зарегистрированными Центральным банком Российской Федерации, обеспечивающие информационный обмен между участниками расчетов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств путем получения и предоставления в таможенные органы банковских гарантий и (или) поручительства;

9) счет Федерального казначейства — отдельный счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации, предназначенный для учета поступлений таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

10) товары, приобретенные физическими лицами в рамках международной электронной торговли, — товары, ввозимые на таможенную территорию Союза на основании внешнеторговой сделки купли-продажи, заключенной посредством автоматизированной процедуры обмена электронными сообщениями между физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации, и иностранными юридическими лицами на торговой площадке (сайте), функционирующей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), на которой была размещена информация о продаже таких товаров, а также на основании внешнеторговой сделки купли-продажи, заключенной с использованием иных способов дистанционной продажи между физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации, и иностранными физическими или юридическими лицами.

2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, определенных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также настоящим Федеральным законом.

3. Все иные термины используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Действие актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования во времени

1. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования), применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.

3. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования. Иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, за исключением следующих случаев:

1) если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или настоящим Федеральным законом установлен специальный порядок вступления их в силу;

2) если в иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, предусматривающих более льготный порядок, чем действующий порядок, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений, установлен иной срок вступления их в силу.

Статья 7. Действие актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования в пространстве

1. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования действуют на всей территории Российской Федерации, а также на искусственных островах, установках и сооружениях, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования может быть предусмотрено применение актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования на территории государства — члена Союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, или продуктов их переработки с территории этого государства — члена Союза за пределы таможенной территории Союза.

3. Международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено применение актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования на территории иностранного государства или применение нормативных правовых актов иностранного государства на территории Российской Федерации при осуществлении таможенными органами совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства.

Таможенное регулирование после 4 сентября 2018 года. Новые возможности и риски.

Изучением проекта ФЗ о таможенном регулировании наша юридическая компания начала заниматься еще в 2017 году, тогда же нашими юристами был подготовлен подробный анализ проекта.

Планировалось, что новый Федеральный закон придет на смену старому одновременно со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, однако этого не произошло. После вступления ТК ЕАЭС в силу началась активная работа над новым законом на площадках Министерства финансов и Комитета государственной думы по бюджету и налогам. Согласование ряда положений нового закона между представителями ФТС и представителями бизнеса шло очень непросто. Но, тем не менее, нам удалось найти компромисс по ряду значимых моментов. Отметим, что в основу заключения по проекту ФЗ комитета по бюджету и налогам ГД был положен анализ проекта, подготовленный нашими юристами еще в 2017 году.

Итак, представляем обзор ключевых нововведений Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

  • Статья 15 ФЗ. Введена обязанность таможенных органов обосновывать принимаемые решения по классификации товаров с указанием конкретных причин.
  • Статья 16 ФЗ. Порядок принятия решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени не изменен в сравнении с прошлым регулированием. Срок принятия такого решения о классификаций остался 90 дней, хотя бизнес настаивал на сокращении этого срока.
  • Статья 103 ФЗ. Введено ограничение о том, что компоненты товара должны ввозиться на территорию Российской Федерации в рамках одной внешнеэкономической сделки. Компоненты товара могут ввозиться на территорию Российской Федерации в рамках нескольких внешнеэкономических сделок в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
  • Статья 18 ФЗ. На два года увеличен срок действия предварительного решения о классификации было 3 года, стало 5 дет. На 30 дней уменьшен срок принятия предварительного решения о классификации, было 90 дней, стало 60 дней.

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ

  • Статья 23 ФЗ. Отменена отдельная форма решения о корректировке таможенной стоимости. Теперь такое решение принимается в виде решения о внесении изменений в ДТ.

  • Статья 25 ФЗ. Установлена возможность принятия предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров. Минфин должен установить порядок принятия и выдачи предварительного решения, включающий в себя условия и случаи выдачи предварительного решения, сроки его действия.

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ, АНТИДЕМПИНГОВЫЕ, КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ

  • Статья 30 ФЗ. Теперь на стадии взыскания таможенных платежей любое третье лицо может заплатить платежи. При этом такое лицо не может требовать возврата уплаченных платежей. Ранее заплатить такие платежи могли только лица, у которых эти товары находятся в законном владении или которые участвовали в незаконном перемещении товаров.
  • Статья 35 ФЗ. Введен конкретный (ограниченный) перечень действий, которые рассматриваются в качестве распоряжения авансовыми платежами. Например, такими действиями могут быть: подача ДТ и КДТ, заявление на возврат и т.п. Определено конкретное время, в течение которого поступившие авансовые платежи должны отражаться на лицевом счете плательщика (не позднее четырех часов с момента поступления главному администратору доходов федерального бюджета банковской выписки). Сокращен срок представления таможенными органами отчета о расходовании денежных средств (двадцать календарных дней со дня, следующего за днем получения).
  • Статья 36 ФЗ. Установлен прямой запрет уступки права требования к таможенным органам о возврате авансовых платежей. Срок возврата авансовых платежей сокращен до 10 рабочих дней с 30 календарных.
  • Статья 67 ФЗ. Установлены документы, которыми должен быть зафиксирован факт излишней уплаты и излишнего взыскания сумму таможенных платежей (КДТ, корректировка ТПО, иные документы). Днем обнаружения излишней уплаты является день регистрации таможенным органом соответствующих документов. Возврат излишней уплаченных или излишне взысканных платежей осуществляется без подачи отдельного заявления и только в форме зачета в счет авансовых платежей (не позднее 3 дней со дня, следующего за днем обнаружения). Соответственно сначала нужно внести изменения в ДТ или иные таможенные документы.

Отметим, что положения статей 30, 35, 36, 67 пока не применяются, применение отложено до вступления в силу международного договора.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ

  • Статья 55 ФЗ Установлено, что если выпуск товаров осуществлен до завершения проверки и (или) при назначении экспертизы, то обеспечение не представляется в случае подачи декларации таможенным представителем при соблюдении некоторых условий.
  • Статья 60 ФЗ Денежный залог теперь можно будет вернуть только в виде зачета в счет авансовых платежей. Возврат на банковские счета не предусмотрен.

ВЗЫСКАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ВЗИМАНИЕ КОТОРЫХ ВОЗЛОЖЕНО НА ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

  • Статья 72 ФЗ. Размер пени увеличивается в 3 раза с 1/300 ставки до 1/100 в отношении задолженности, не погашенной в сроки исполнения уведомления. Пеня начисляется за период с истечения срока исполнения уведомления до момента фактического взыскания (банковская гарантия, договор поручительства, гарантирующая организация и т.п.)

Теперь пени не начисляются:

  • за период, который начинается со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению), по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей сроки, указанные в уведомлении;
  • если обязанность по уплате таможенных платежей обеспечена денежным залогом;
  • если после выпуска таможенными органами принято решение по классификации и отсутствует состав ч. 2. ст. 16.2. КоАП РФ и ст. 226.1 УК РФ и т.п.
  • Статья 73 ФЗ. Требование об уплате таможенных платежей теперь называется уведомлением о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Срок исполнения уведомления составляет не более 15 рабочих дней со дня получения, вместо ранее установленных 20 календарных.
  • Статья 75 ФЗ. Ранее решение о бесспорном взыскании могло быть принято в течение 60 дней с момента истечения срока уплаты платежей по требованию об уплате. Теперь решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней после истечения срока исполнения уведомления о не уплаченных платежах. При этом нарушение срока влечет признание такого решения о бесспорном взыскании недействительным. В этом случае таможенный орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании не позднее 6 месяцев со дня истечения срока исполнения уведомления.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

  • Статья 228 ФЗ. Ограничили скок камеральной проверки до 90 дней.
  • Статья 235 ФЗ. Появилась возможность направлять возражения на выводы таможенного органа по результатам таможенной проверки и эти возражения должны быть учтены при вынесении итогового решения.
  • Статья 226 ФЗ. Копия решения по результатам таможенной проверки направляются таможенному представителю.
  • Статья 237 ФЗ. Выписка из акта таможенной проверки (камеральной, выездной) направляется таможенному представителю.

ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ. ПРОЦЕДУРЫ. ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ

  • Статья 85 ФЗ. Детально расписаны действия перевозчика при прибытии товаров в Российскую Федерацию. Установлен срок фиксации таможенным органом уведомления о прибытии товаров (10, 20 мин.) Зафиксировано, что необходимые действия при прибытии товаров может совершать таможенный представитель от имени перевозчика.
  • Статья 86 ФЗ. Таможенные органы в процессе совершения таможенных операций могут запрашивать необходимые сведения у других государственных органов.
  • Статья 87 ФЗ. Выделены категории товаров, в отношении которых совершение таможенных операций производится в первоочередном порядке (скоропортящиеся товары).
  • Статья 130 ФЗ. В течение срока действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории лицо, получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, может передать его с разрешения таможенного органа иному российскому лицу при соблюдении определенных условий.
  • Статья 90 ФЗ. Установлены новые места временного хранения товаров: свободный склад; участок акватории морского (речного) порта; место постоянного или временного проживания иностранных лиц, переселяющихся на ПМЖ; склад магазина беспошлинной торговли.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

  • Статья 290 ФЗ. Предусмотрена возможность подачи жалобы в электронном виде (с 01.01.2022).
  • Статья 292 ФЗ. Приостановить действие обжалуемого решения теперь можно только в случае представления обеспечения. Таможенный представитель и УЭО могут использовать свое реестровое обеспечение. Срок принятия обеспечения таможенным органом – 7 рабочих дней с момента получения заявления о приостановлении. Упразднен упрощенный порядок обжалования.
  • Статья 335 ФЗ. Установлен пресекательный срок проведения экспертизы – не более 4 месяцев с момента принятия решения о продлении.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

  • Статья 328 ФЗ. Страховая сумма по договору страхования риска гражданской ответственности правообладателя для включения в ТРОИС увеличена с 300 000 до 500 000 рублей.
  • Статья 329 ФЗ. Устанавливается максимальный срок защиты таможенными органами прав правообладателя на объект интеллектуальной собственности – 3 года.
  • Статья 330 ФЗ. Предусматривается возможность получить предварительное решение о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр (до заключения договора страхования ответственности).
  • Статья 333 ФЗ. Добавлены два основания для исключения из ТРОИС: отчуждение объекта интеллектуальной собственности и несоблюдение сроков сообщения измененных сведений (5 рабочих дней).

ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

  • Статья 342 ФЗ. Отсутствует условие включение в реестр таможенных представителей (наличие в штате специалистов по совершению таможенных операций). Ранее в ТК ТС статья 13 и в ФЗ 311 была зафиксирована обязанность иметь в штате таможенного представителя не менее двух специалистов по совершению таможенных операций и в штате структурного подразделение не менее одного такого специалиста. Статья 402 ТК ЕАЭС относит решение вопроса о таком условие включения в реестр таможенных представителей как наличие в штате специалистов на национальное законодательство. При этом в ФЗ 289 такого условия не предусмотрено.
  • Статья 342 ФЗ. Во включении в реестр таможенных представителей будет отказано, если заявитель аффилирован с лицами имеющими неисполненную обязанность по уплате таможенных платежей и налогов.
  • Статья 346 ФЗ. Предусмотрена возможность упрощенного обратного включения в реестр таможенных представителей. В случае если исключен за неисполнение (ненадлежащие) исполнение обязанности по уплате таможенных платежей и обязанность все таки исполнена до принятия мер принудительного взыскания. Минфин сейчас разрабатывает такой порядок упрощенного включения в реестр (предварительно 5 дней для электронного заявления и 10 для бумажного, 45 дней – запас срока действия банковской гарантии).
  • Статья 344 ФЗ Исключение из реестра осуществляется по основаниям, указанным в 403 статье ТК ЕАЭС. Появилось два новых основания для исключения: неисполнение обязанности по сдаче отчётности и неисполнение (ненадлежащее) исполнение обязанности по уплате таможенных платежей и налогов вне зависимости от сумы такой задолженности, ранее было 500 000 р. Решение об исключении подлежит отмене при устранении причин, послуживших основанием для исключения в течении 7 рабочих дней с момента исключения за нарушения, связанные с отчетностью и страхованием и в течении 1 рабочего дня за нарушения связанные с банковской гарантией.
  • Статья 346 ФЗ. Договор на оказание услуг таможенного представителя теперь может быть заключен не только с декларантом, но и с экспедитором, которому поручено осуществление таможенных формальностей декларантом.
  • Статья 346 Таможенный представитель не может оплачивать таможенные платежи в в отношении транспортных средств, ввозимых гражданами для личного пользования.
  • Статья 346 ФЗ. Появилась возможность не исполнять солидарную обязанность если решением суда или таможенного органа установлено, что таможенный представитель не знал и не должен был знать о незаконности ввоза и при декларировании использовались поддельные документы, документы, полученные незаконным путем и не имеющие юридической силы.
  • Статья 348 ФЗ. Таможенный представитель обязан публиковать на своем сайте тарифы и отчитываться об этом в ФТС.

1. При вывозе с таможенной территории Союза товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).

2. В отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, временное периодическое таможенное декларирование применяется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 204 настоящего Федерального закона.

3. Положения настоящей статьи также применяются при таможенном декларировании товаров Союза в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

4. Применение временного периодического таможенного декларирования товаров не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также в части соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.

5. При временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Союза запреты и ограничения применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).

6. Временное периодическое таможенное декларирование товаров не применяется:

1) в случае, если на дату подачи временной декларации на товары в отношении декларанта имеются вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

2) в случае, если на дату подачи временной декларации на товары декларант осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года, в период которой ввоз товаров в Российскую Федерацию (вывоз товаров из Российской Федерации) осуществлен декларантом менее двенадцати раз;

3) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

7. Положения части 6 настоящей статьи не применяются в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, а также в отношении товаров, декларантами которых выступают лица, уплатившие за год, предшествующий дате подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации), таможенные пошлины, налоги в размере более ста миллионов рублей.

8. Допускается подача одной временной декларации на товары (временной таможенной декларации) на товары Союза, вывозимые одним и тем же лицом, перемещающим товары Союза в соответствии с условиями одной таможенной процедуры в рамках исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе в соответствии с разными условиями поставки, ценообразования и оплаты).

9. Положения части 8 настоящей статьи применяются в случае, если установленный Комиссией порядок заполнения формы таможенной декларации на товары допускает указание в таможенной декларации нескольких внешнеторговых договоров, на основании которых осуществляется перемещение товаров.

10. Во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой в соответствии с планируемым к перемещению через таможенную границу Союза количеством товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).

11. При подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации) применяются ставки вывозных таможенных пошлин и официальный курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации, действующие на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).

12. Вывоз товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) общее количество товаров, не допускается, за исключением случая наличия несливаемых остатков в транспортном средстве, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 94 Кодекса Союза.

13. Во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) по желанию декларанта допускается декларирование товаров, в том числе классифицируемых различными кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, с указанием одного классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в случае помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. В случае, если в отношении таких товаров установлены разные ставки вывозных таможенных пошлин, товары могут декларироваться с указанием одного классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка вывозной таможенной пошлины наиболее высокого уровня.

14. При декларировании товаров в соответствии с частью 13 настоящей статьи сведения о наименованиях, классификационном коде в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом путем представления списка товаров. В качестве такого списка могут использоваться отгрузочные спецификации, упаковочные листы, описи или другие подобные документы. Список товаров для таможенных целей рассматривается в качестве неотъемлемой части временной декларации на товары (полной таможенной декларации). При этом превышение количества товаров с соответствующим классификационным кодом в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности по одному из заявленных в списке наименований в пределах общего количества товаров, заявленного во временной декларации на товары (временной таможенной декларации), не может служить препятствием к убытию данного товара с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации.

15. После фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций), вывезенные за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации.

16. Полные декларации на товары (полные таможенные декларации) должны содержать точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости вывезенных товаров, а также о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

17. Уточнение в полной декларации на товары (полной таможенной декларации) сведений, изменяющих коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, заявленные во временной декларации на товары (временной таможенной декларации), допускается:

1) при декларировании товаров в порядке, установленном частями 13 и 14 настоящей статьи, в части заявленных в полной декларации на товары (полной таможенной декларации) кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, указанных в списке товаров;

2) в случаях, предусмотренных частью 28 настоящей статьи;

3) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

18. При подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации), заявленные во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) в соответствии с частью 13 настоящей статьи, количество наименований товаров в подаваемых полных декларациях на товары (полных таможенных декларациях) должно соответствовать количеству наименований товаров, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации.

19. Подача одной или нескольких полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций) осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом на основании письменного заявления декларанта.

20. При установлении срока, предусмотренного частью 19 настоящей статьи, учитывается срок, необходимый для фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации и получения сведений, достаточных для подачи полной декларации на товары (полной таможенной декларации). По письменному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи полной декларации на товары (полной таможенной декларации). Предельный срок подачи полной декларации на товары (полной таможенной декларации), которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения, не может превышать восемь месяцев со дня регистрации временной декларации на товары (временной таможенной декларации), а на товары, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, указанный срок не может превышать шесть месяцев.

21. Ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.

22. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, декларируемых в соответствии с настоящей статьей, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации) и с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары (полной таможенной декларации).

23. В случае нарушения сроков подачи полной декларации на товары (полной таможенной декларации) либо ее неподачи применяется официальный курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации на день окончания предельного срока, установленного частью 20 настоящей статьи.

24. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, декларируемых в соответствии с настоящей статьей, прекращается у декларанта в случаях, установленных статьей 54 Кодекса Союза.

25. Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате:

1) при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации) — до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в сумме, рассчитанной исходя из заявленных во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) количества и (или) условной таможенной стоимости вывозимых товаров на момент подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации);

2) при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) — одновременно с подачей полной декларации на товары (полной таможенной декларации) в сумме, рассчитанной исходя из фактически вывезенного количества товаров и (или) таможенной стоимости фактически вывезенных товаров, с учетом сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации).

26. Доплата сумм вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) осуществляется, если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, предусмотренных настоящей статьей, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с частью 21 настоящей статьи, либо изменения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации на день регистрации полной декларации на товары (полной таможенной декларации). Пени не начисляются в случае, если полная декларация на товары (полная таможенная декларация) подана в сроки, установленные частью 20 настоящей статьи.

27. В случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин, в том числе в результате уточнения сведений в полной декларации на товары (полной таможенной декларации), предусмотренных настоящей статьей, и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с частью 21 настоящей статьи, либо изменения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации на день регистрации полной декларации на товары (полной таможенной декларации), возврат вывозных таможенных пошлин в части превышения суммы по временной декларации на товары (временной таможенной декларации) над суммами, исчисленными по полным декларациям на товары (полным таможенным декларации), осуществляется в соответствии с главой 11 настоящего Федерального закона.

28. Если при применении временного периодического таможенного декларирования товаров изменяются сведения о получателях товаров и (или) договорах, а также иные сведения, в том числе о классификационном коде Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, заявленные во временной декларации на товары (временной таможенной декларации), которые не влекут изменения ставки вывозной таможенной пошлины и последствий по применению запретов и ограничений в отношении вывезенных товаров, то подача декларантом полной декларации на товары (полной таможенной декларации) осуществляется в соответствии с такими изменениями.

29. В случаях, установленных частью 28 настоящей статьи, количество представляемых полных деклараций на товары (полных таможенный деклараций) должно быть не менее количества внешнеторговых договоров, по которым фактически была осуществлена поставка.

30. Если в ходе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, сведения о которых заявлены во временной декларации на товары, таможенный орган принял решение о проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, заявленных во временной декларации на товары (временной таможенной декларации), и (или) назначил проведение таможенной экспертизы, то таможенный осмотр, таможенный досмотр и (или) отбор проб и (или) образцов для проведения таможенной экспертизы проводятся после выпуска товаров в соответствии с временной декларацией на товары (временной таможенной декларацией) при совершении действий с товарами, непосредственно направленных на осуществление их вывоза.

31. Если до завершения предельного срока подачи полной декларации на товары (полной таможенной декларации), установленного частью 20 настоящей статьи, товар фактически не вывезен с территории Российской Федерации, временная декларация на товары (временная таможенная декларация) должна быть отозвана декларантом по его обращению, поданному в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, в порядке, установленном статьей 106 настоящего Федерального закона. В случае неосуществления декларантом в течение указанного срока действий по отзыву временной декларации на товары (временной таможенной декларации) таможенный орган аннулирует выпуск товара в порядке, установленном статьей 106 настоящего Федерального закона.

32. Положения настоящей статьи, за исключением частей 13 и 14, применяются в случае вывоза продуктов переработки иностранных товаров, в отношении которых могут быть представлены предварительные или неполные сведения о количестве, получателе товаров и (или) стране назначения, которые заявляются во временной декларации на товары (временной таможенной декларации), при условии соблюдения специальных экономических мер и (или) принудительных мер, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах». Полные декларации на товары должны содержать точные сведения о количестве, получателе товаров и (или) стране назначения. Вывоз продуктов переработки иностранных товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) общее количество таких продуктов переработки, не допускается, за исключением случая наличия несливаемых остатков в транспортном средстве, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 94 Кодекса Союза.

  • Статья 101. Предварительное таможенное декларирование товаров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *