ЖК РФ управляющая организация

> Понятие управляющей организации в сфере ЖКХ: что это такое? Все о компании, без которой жить в МКД невозможно

Управляющая компания в сфере ЖКХ — что это такое? Понятие и определение

Управляющая компания в сфере ЖКХ — это некоммерческая организация, основанная для выполнения хозяйственно-эксплуатационных функций, связанных с санитарно-техническим содержанием многоквартирных домов (МКД).

Следует отметить, что термин «управляющая компания ЖКХ» — это бытовое название, в жилищном законодательстве употребляется обозначение «управляющая организация».

Эта путаница часто вызывает неправильное понимание сути УК и создаёт разночтения в ссылках на законодательные акты. Тем не менее, будем впредь использовать термин УК как более привычный.

По определению Жилищного кодекса, управляющая организация — это одна из форм управления жилым многоквартирным домом, такая же, как и ТСЖ или непосредственное управление.

УК выполняет несколько функций — посредничество в поставках ресурсов, таких, как электроэнергия и водоснабжение, осуществляет обслуживание, ремонт и содержание дома с технической точки зрения.

Узнайте, имеет ли право управляющая компания отключать электричество. А о дополнительных правах, которыми обладают УК, можно прочитать в специальной статье.

Управляющая компания управляет многоквартирным домом, выступая как единый заказчик перед ресурсоснабжающими организациями от лица всех собственников жилья подведомственного дома и как единый исполнитель коммунальных услуг — перед жителями.

Фактически, УК выполняет все знакомые издавна функции участков ЖКО, с небольшими поправками на изменившиеся условия, вызванные временем и на большую, чем раньше, хозяйственную независимость. Ни один жилой дом не сможет существовать без организованного обслуживания и постоянного контроля состояния коммуникаций, систем энергоснабжения и придомовой территории, и появление УК как подрядчиков для этих нужд вполне естественно.

Что такое региональная УК?

Одна УК обычно обслуживает несколько домов, расположенных в одном районе. Возможности такой УК ограничены в силу малочисленности коллектива, ограниченности поступления средств на развитие. Региональная УК создаётся как организация с широким территориальным охватом обслуживания.

Смысл такого подхода в том, что крупные УК имеют больше возможностей для ведения работы, у них есть ресурсы, позволяющие обучать персонал, нанимать на работу квалифицированных специалистов, в сложных случаях организовать выезд работников для усиления местных отделений.

Они имеют свой штат и разработанную структуру, которая позволяет работать достаточно оперативно.

Функционирование УК в региональных масштабах расширяет понимание её руководством состояния объектов ЖКХ, нужд и первоочередных задач, возникающих перед коммунальщиками. Крупная организация имеет крупные доходы, позволяющие решать проблемы снабжения оборудованием, инструментами и материалами.

Являясь такой же УК, как и другие, региональная УК в силу своей мощности намного эффективнее и качественнее решает возникающие проблемы.

Наши эксперты также рассказывают о лицензировании УК и ее лишение. Если же вас интересует отчетность, тогда у вас есть возможность ознакомиться со счетами, доходами и расходами, задолженностями, а также о том, что делать, если УК сменилась, а вас долг.

Является ли коммерческой организацией и юридическим лицом?

Управляющая жилищная компания — это юридическое лицо, поскольку иначе её деятельность невозможна с организационной точки зрения. При этом, часто организационно УК представляет индивидуальный предприниматель, который, не является юридическим лицом, но имеет все признаки такового.

Считается, что ИП — это промежуточный вариант между физ. и юридическим лицами, что наиболее корректно отображает реальное состояние.

Сложность ситуации объясняется тем, что УК — это обозначение рода деятельности, которая может осуществляться организациями разных типов — ООО, ОАО, ЗАО, ИП и т.д.

Также любая УК является коммерческой организацией, поскольку осуществляет свою деятельность на платной основе, являясь посредником между жителями и поставщиками ресурсов. Фактически, УК получает от жителей деньги за обслуживание дома, как наёмная организация, и принимает коммунальные платежи как посредник.

Обратите внимание! Действует ряд ограничений, направленных на сдерживание бесконтрольного роста тарифов и расценок, который неминуемо возник бы заботами нечистоплотных предпринимателей. Законодательно это регулируется ст.157.1 ЖК РФ.

Суть, цель и назначение

Вся деятельность УК подчинена одной цели — освободить жильцов многоквартирных домов от забот по обслуживанию, ремонту и содержанию дома, по уборке территории, вывозу ТБО и прочим необходимым постоянным действиям, выполняя все эти обязанности за определённую плату.

Без такой организации дом просто рискует остаться без обслуживания и понемногу будет разрушен, поскольку самоорганизоваться и обеспечить должный уход за жильём смогут далеко не все жильцы.

Тем более, что обеспечить законность в этом вопросе будет практически невозможно. Поэтому создание УК ( ТСЖ, прочих видов управления) как ответственных исполнителей жизненно необходимо и установлено законодательно. Жильцы многоквартирного дома общим собранием выбирают УК и заключают с ней договор управления, на основании которого УК осуществляет свою деятельность.

Работа управляющей компании по управлению многоквартирным домом обычно складывается из двух дополняющих друг друга направлений:

  1. Обслуживание жилого фонда, т.е. вывоз мусора, уборка придомовой территории, подъездов и лестничных клеток.

    Особый контроль требуется за состоянием подвалов, где расположены трубы коммуникаций, за чердачными помещениями и т.д.

    Своевременный ремонт и замена стояков горячего и холодного водоснабжения и центрального отопления, контроль освещения в подъездах — всё это далеко не полный перечень забот и обязанностей УК.

  2. Сбор платы за пользование коммунальными услугами, выявление и работа с должниками. Выступая как посредник, УК занимается контактами с поставщиками электроэнергии, горячей и холодной воды, теплосетями.

Узнайте из нашей отдельной публикации о том, как писать заявление на ремонт. наши эксперты также подскажут, как заставить УК сделать ремонт в подъезде или же починить крышу.

Все эти работы требуют постоянной занятости и контроля, о любых планирующихся перебоях с поставками услуг УК обязана предупредить жильцов за 10 дней до прекращения подачи услуг. Такие условия заставляют постоянно быть в курсе планирующихся работ, встраиваясь в график поставщиков услуг и ведя свою работу параллельно им.

Такие условия работы требуют постоянного внимания и контроля за всем подведомственным хозяйством, любой просчёт сразу вызовет многочисленные жалобы и нарекания со стороны жильцов.

УК должна также сдавать ежегодный отчет, потому что она несет ответственность перед собственниками. Ее обязанности регламентированы некоторыми акты и договорами.

Читайте более подробную информацию о:

  • плюсах и минусах организации;
  • договоре с управляющей компанией;
  • видах договоров;
  • предписании собственнику квартиры;
  • банкротстве.

Видео о том, что такое УК, как правильно ее выбрать и каковы ее основные цели:

Какие типы УК бывают?

По форме управления УК бывают:

  • Жилищные объединения.
  • Частные управляющие компании.
  • Государственные Унитарные Предприятия (ГУП), Дирекция Единого Заказчика (ДЕЗ).
  • Непосредственное управление собственниками.

При этом, УК могут иметь разную специализацию — только обслуживание, только управление, обе функции сразу либо какие-то другие варианты. Но чаще всего УК занимаются выполнением всех обязанностей, так как для заказчика услуг — в нашем случае, для жильцов — гораздо удобнее, когда все функции сосредоточены в едином центре.

Не знаете, какая именно УК обслуживает ваш дом? Читайте о том, как уточнить информацию в специальной публикации. А если хотите отказаться от своей управляющей компании, читайте статью о том, как это правильно сделать.

Виды деятельности

Принцип деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ основан на управлении многоквартирным домом и включает следующие этапы:

  • Сбор информации об объекте управления;
  • Исследование полученных данных;
  • Деятельность, направленная на улучшение качества проживания собственников квартир.

Жильцам домов, использующих право на участие в управлении многоквартирным домом, необходимо владеть полной информацией о видах управления.

Вид Особенности На какое жилье рассчитан
Непосредственное Исключительная задача — сотрудничество с подрядчиком для выполнения текущих и срочно ремонтных работ. Решением административных вопросов занимается представитель, каждый собственник помещения заключает индивидуальный договор с ресурсоснабжающей организацией — исполнителем. Небольшие дома (до 40 квартир)
Гибридное Самостоятельность жильцов в решении вопросов эксплуатации и содержания дома без участия компании. Дом, количество квартир в котором не ограничено.
Эксплуатационное Жильцы создают товарищество собственников жилья, которое, опираясь на договор, выбирает управляющую компанию. Любой многоквартирный дом или несколько домов, соединенных одной коммуникационной системой.

Общие правила работы

В апреле 2018 года правительство Российской Федерации внесло изменения в проведение осмотров общедомового имущества, мелкого текущего и капитального ремонтов и отчетности перед собственниками жилых помещений. Рассмотрим подробнее.

Осмотр общего имущества должен осуществляться на предмет протечки, поломки два раза в год: весной и осенью.

  • Текущий осмотр выполняется в соответствии с технической документацией. Для каждого элемента свой срок и периодичность;
  • Сезонный осмотр осуществляется 1 раз в полгода. Весной проводят после отключения отопления, осенью — перед началом отопительного сезона. Собственники жилых помещений при желании могут принять участие в обходе общего имущества и составить список работ для текущего ремонта.
  • Внеочередной осмотр УК обязана провести в течение суток после чрезвычайного происшествия: урагана, аварии и др. Результаты всех осмотров хранятся с документами на дом, при желании можно с ними познакомиться, а предложения по текущему и сезонному осмотрам должны быть доведены до всех жильцов.
  • О тарифах на услуги. Сколько платить, решают собственники жилья на общем собрании (действительно в течение 1 года). УК предлагает тарифы на услуги. жильцы — принимают или отклоняют предложение. Изменения коснулись порядка уведомления новых предложений УК. Справка! Собственники многоквартирного дома получают информацию о смене тарифов за 30 дней с помощью специального сервиса на Госуслугах и оповещений на досках объявлений.
  • Контроль за УК стал проще. Информацию о себе (контактные данные, тарифы, нормативы, памятки и др.) компания должна разместить в доступном для жильцов месте.

Каким законами регулируется деятельность?

К законодательству, регулирующему деятельность управляющих организаций и их стандарты, относятся следующие акты:

  • Жилищный кодекс РФ.

  • Градостроительный кодекс.

  • Федеральный закон от 30.12.2004 №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг».

  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества».

  • Постановление правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 «Об осуществлении деятельности по управлению МКД».

Кроме этих основных документов в рабочем процессе могут быть использованы различные нормативные акты, положения и решения местных административных органов.

Первенство принадлежит Жилищному кодексу как основополагающему документу, и любые несоответствия толкуются с его позиций. Все распоряжения или иные действия, противоречащие нормам законодательства могут быть обжалованы в надзорных органах или оспорены в суде.

Много полезной информации об УК есть в других статьях: отказ УК от дома, смена компании, регистрация в ГИС, договор с застройщиком, а также раскрытие информации.

Устав

Устав является основным документом, определяющим цели, правила работы и условия деятельности УК, его правовой статус, распределение обязанностей. Документ подробно охватывает все направления работы, регулирует отношения между работниками, жильцами подведомственных домов и прочими лицами.

Также устав решает вопросы финансового плана, регулируя заработную плату наёмных рабочих, денежное вознаграждение ИТР и т.д. Все положения устава должны строго соответствовать действующему законодательству и нормативным актам.
Любое противоречие пунктов устава законным требованиям недопустимо и отменяет действие этих пунктов и разделов.

Скачать образец устава управляющей многоквартирным домом компании в сфере ЖКХ

Кому подчиняются управляющие многоквартирными домами организации?

Кто же управляет управляющими компаниями ЖКХ? В УК есть свой управляющий, назначенный руководством. О его обязанностях мы рассказывали .

Однако в любом случае деятельность УК подотчётна общему собранию собственников жилья многоквартирного дома. При этом, административного подчинения у УК нет. Собрание собственников может предъявить претензии, внести предложения и т.д.

Деятельность коммунальщиков часто вызывает нарекания и жалобы, иногда обоснованные, иногда — нет.

При появлении серьёзных нарушений со стороны УК жильцам правильнее обратиться непосредственно в УК, чтобы решить вопрос на месте. Согласно ЖК РФ, жалоба в УК должна быть рассмотрена в 3-х дневный срок.

Если решение не принимается или необоснованно затягивается, то жильцам следует обратиться в Жилинспекцию при городской администрации, которая является самой надёжной и эффективной инстанцией, существующей для решения подобных вопросов.

Есть и другие инстанции, обращение в которые помогает решить вопросы, например, прокуратура или городская администрация, но Жилинспекция среди них — самая надёжная.

Если не помогает ни один способ, остаётся только отстаивать свою точку зрения в суде. Это вариант, затратный по времени, нервам и требующий помощи юриста, но в случае успеха решение вопроса гарантировано. Надо иметь в виду, что УК после двух проигранных судов лишается права управления домом.

Жилищное законодательство позволяет успешно решать проблемы с жилым фондом. Управление ЖКХ с помощью управляющих компаний — наиболее грамотный и профессиональный тип содержания и обслуживания жилья. Добиться успеха в этом направлении могут только люди, имеющие для этого занятия всё время, а не пару часов после работы.

Большое количество организационных, технических и правовых вопросов требуют работы целого коллектива специалистов, и УК — самый правильный выбор для этого.

Блог

До сих пор вызывает споры введенная Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015 года норма статьи 200 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), а именно ее пункт 3, который возлагает на управляющую организацию (УО) обязанности по управлению многоквартирным домом (МКД) до посинения момента выбора новой УО, либо организации ТСЖ в МКД, либо до проведения открытого конкурса по отбору УО, либо до перехода МКД на непосредственное управление и заключения собственниками договора с обслуживающей организацией.

Принцип свободы договора, установленная статьей 421 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), как оказалось, не действует на договор управления многоквартирным домом. И если органы местного самоуправления (ОМСУ) не проведут конкурс или собственники не проведут собрания о переходе в новую УО, прежняя управляющая организация так и будет обязана управлять таким домом до Ишачьей Пасхи.

А органы государственного жилищного надзора (ГЖН) могут штрафовать управляющие компании при нарушениях правил содержания МКД и иных правил, что они с успехом и делают во многих регионах.

В некоторых регионах, где органы ГЖН понятливые в этом плане, такие дома просто бросаются после исключения сведений о них из реестра лицензий управляющей организации. И даже, несмотря на то, что в ЖК даже прописаны обязанности ОМСУ по проведению общего собрания собственников (ОСС) на таких домах или конкурса по отбору УО, не везде они спешат это делать. Да и на конкурс может никто не заявиться, а собрание пройти безрезультатно.

А без управления многоквартирные дома оставлять — ни-ни… Хотя все долевые собственники в абсолютном большинстве своем — взрослые дееспособные граждане (а не младенцы вовсе), которые обязаны сами озаботиться и нести ответственность за содержание своего имущества, коим и является многоквартирный дом.

Еще в конце 2017 года Федеральным законом № 485-ФЗ от 31.12.2017 г. (пп. «в» п. 10 ст. 1) внесены изменения в ст. 161 ЖК РФ, которые вступили в силу 12.01.2019 года, устанавливающие следующее:

Статью 161 ЖК РФ дополнить частью 17 следующего содержания:

«Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года».

И только в декабре 2018 года Постановлением Правительства № 1616 от 21.12.2018 года (далее — Постановление 1616) утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, а также внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты (НПА) Правительства РФ.

Постановление вступило в силу 12 января 2019 года, как и пункт 17 ст. 161 ЖК, введенный законом 485-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 Постановления 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов РФ — г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено иное (далее соответственно — уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации), содержащим в том числе:

  • перечень работ и услуг по содержанию МКД в соответствии с Минимальным перечнем (Постановление Правительства № 290 от 03.04.2013 г.);

  • размер платы за содержание общего имущества (СОИ) равный размеру платы, установленному ОМСУ или субъектом РФ, в соответствии с п. 4 ст. 158 ЖК РФ.

Пунктом 3 Постановления 1616 установлено, что предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) в соответствии с пп. «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее — Правила 354).

Таким образом, при управлении МКД управляющей организацией, определенной решением ОМСУ, предоставление коммунальных услуг производится сразу на основании прямых договоров собственников с РСО, а у УО не возникает обязанность предоставления коммунальных услуг, кроме коммунального ресурса на содержание общего имущества (КРСОИ), конечно, который входит в плату за СОИ.

Однако, как указано в пункте 4 Постановления 1616, принятое ОМСУ решение об определении управляющей организации не может являться основанием для непроведения открытого конкурса по отбору УО.

В пункте 5 рассматриваемого Постановления указано на формирование ОМСУ перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее — Перечень ОМСУ).

Из числа этих организаций и происходит определение УО для «бесхозных» домов. Соответственно, для принятия решения об определении управляющей организации у нее должна быть действующая лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД и она должна быть включена в указанный Перечень ОМСУ.

В Перечень ОМСУ включаются управляющие организации, которые подали заявление о включении в него, и (или) организации, которые подали заявку и признаны участниками конкурса по отбору УО. Но для включения последних в Перечень ОМСУ необходимо, чтобы участие в конкурсе обуславливалось документальным согласием претендентов на включение в Перечень ОМСУ при участии в таком конкурсе.

Датой включения в Перечень ОМСУ будет считаться дата подачи заявления о включении в перечень УО или дата составления протокола открытого конкурса о рассмотрении заявок (п. 6 Постановления 1616).

В пункте 7 Постановления говорится об актуализации Перечня ОМСУ, которая производится не реже, чем 1 раз 5 лет, а также в 3-дневный срок с момента: аннулирования лицензии УО, истечения срока лицензии УО, поступления заявления от включении или исключения от УО из данного перечня, составления протокола о рассмотрении заявок конкурса по отбору УО.

В пункте 8 Постановления установлены критерии по выбору управляющей организации при принятии решения ОМСУ об определении управляющей организации — наименьшее количество домов в лицензии УО. А если управляющие организации управляют одинаковым количеством домов, то решение будет принято в пользу той организации, которая включена в Перечень ОМСУ раньше.

Также в пункте 9 Постановления указано, что решение не может быть принято в отношении той организации, с которой собственники ранее уже расторгли договор управления. Если сведения о таком доме были ранее исключены из реестр лицензий данной УО, она также не может быть назначена управлять таким МКД.

В пункте 10 Постановления указаны обязанности уполномоченного органа после принятия решения об определении управляющей организации:

  • в течение 1 рабочего дня направляет решение в орган ГЖИ и этой управляющей организации, размещает его в ГИС ЖКХ и на своем официальном сайте в сети «Интернет»;

  • в течение 5 рабочих дней направляет его собственникам или (при отсутствии заключенного договора управления между Застройщиком и управляющей организацией в силу п.14 ст.162 ЖК РФ) — лицам, принявшим помещения в МКД от Застройщика, после ввода дома в эксплуатацию, по акту или иному документу.

Последний момент вызывает вопрос, каким образом должно быть направлено решение об определении УО собственникам и «дольщикам»? В Постановлении этот момент не конкретизирован.

Постановлением 1616 также внесены изменения в Постановление Правительства № 75 от 06.06.2006 г. «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Правила 75) и в Правила 354.

В правилах 75:

Пункт 52 дополнен условием о том, что при подаче заявления об участии в конкурсе по отбору управляющей организации претендент дает согласие о включении в перечень организацийдля управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Пунктом 52 обязательный перечень документов для участия в конкурсе дополнен документом о согласии о включении в Перечень ОМСУ, а в Приложении 4 — установлена форма согласия о включении в Перечень ОМСУ.

Также внесены изменения в подпункт «б» пункта 17 Правил 354, согласно которым РСО приступает к предоставлению коммунальных услуг собственникам МКД на основании п. 17 ст. 161 ЖК РФ с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

Постановление нужное и логичное в свете вышеуказанных норм ЖК и сложившейся судебной практики, делающих невозможным для управляющей организации отказаться от многоквартирного дома и расторгнуть договор управления по инициативе управляющей организации, если ее не устраивает что-то.

Однако, как всегда, пробелы в законе никто не отменял, а решаться они будут только посредством судебной практики, которая разнополярна из-за «внутреннего убеждения» различных представителей судебной власти. И узнаем мы о них по мере наработки судебной практики по принятым НПА, то есть, через пару-тройку лет, когда какое-либо решение достигнет Верховного суда РФ. Так что — работаем!

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Статья 161 ЖК РФ. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Раздел I. Общие положения
      • Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
        • Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
        • Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
        • Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
        • Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
        • Статья 5. Жилищное законодательство
        • Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
        • Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
        • Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
        • Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права
        • Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
        • Статья 11. Защита жилищных прав
        • Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
        • Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
        • Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
      • Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
        • Статья 15. Объекты жилищных прав
        • Статья 16. Виды жилых помещений
        • Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
        • Статья 18. Государственная регистрация прав на жилые помещения
        • Статья 19. Жилищный фонд
        • Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
        • Статья 21. Страхование жилых помещений
      • Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
      • Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме
        • Статья 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме
    • Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
      • Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
        • Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения
        • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
        • Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
        • Статья 33. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
        • Статья 34. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
        • Статья 35. Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением
      • Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников
        • Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 36.1. Общие денежные средства, находящиеся на специальном счете
        • Статья 37. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
        • Статья 38. Приобретение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме при приобретении помещения в таком доме
        • Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 40. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
        • Статья 41. Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире
        • Статья 42. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире
        • Статья 43. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
        • Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 44.1. Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 47. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосования
        • Статья 47.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы
        • Статья 48. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
    • Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
      • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
        • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
        • Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
        • Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
        • Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
      • Глава 8. Социальный наем жилого помещения
        • Статья 60. Договор социального найма жилого помещения
        • Статья 61. Пользование жилым помещением по договору социального найма
        • Статья 62. Предмет договора социального найма жилого помещения
        • Статья 63. Форма договора социального найма жилого помещения
        • Статья 64. Сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением
        • Статья 65. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 66. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 67. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 68. Ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 70. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
        • Статья 71. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
        • Статья 72. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма
        • Статья 73. Условия, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается
        • Статья 74. Оформление обмена жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма
        • Статья 75. Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным
        • Статья 76. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 77. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 78. Плата за поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 79. Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 80. Временные жильцы
        • Статья 81. Право нанимателя жилого помещения по договору социального найма на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения
        • Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения
        • Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
        • Статья 84. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
        • Статья 85. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма
        • Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома
        • Статья 87. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания
        • Статья 87.1. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с передачей жилого помещения религиозной организации
        • Статья 87.2. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд
        • Статья 88. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома
        • Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
        • Статья 90. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 91. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
    • Раздел III.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
      • Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.2. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.3. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.4. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.5. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.6. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.7. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.8. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.9. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
        • Статья 91.10. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.12. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
      • Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.13. Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.14. Учет наймодателем заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.15. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Раздел III.2. Наемные дома
      • Статья 91.16. Наемный дом
      • Статья 91.17. Установление и изменение цели использования здания в качестве наемного дома, прекращение использования здания в качестве наемного дома
      • Статья 91.18. Учет наемных домов социального использования
      • Статья 91.19. Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка для создания, эксплуатации наемного дома социального использования
      • Статья 91.20. Управление наемным домом
    • Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
      • Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
        • Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
        • Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
        • Статья 94. Назначение жилых помещений в общежитиях
        • Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда
        • Статья 96. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
        • Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
        • Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
        • Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
      • Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
        • Статья 99. Основания предоставления специализированных жилых помещений
        • Статья 100. Договор найма специализированного жилого помещения
        • Статья 101. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения
        • Статья 102. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
        • Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
        • Статья 104. Предоставление служебных жилых помещений
        • Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях
        • Статья 106. Предоставление жилых помещений маневренного фонда
        • Статья 107. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
        • Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
        • Статья 109. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
        • Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
      • Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
        • Статья 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
        • Статья 111. Право на вступление в жилищные кооперативы
        • Статья 112. Организация жилищного кооператива
        • Статья 113. Устав жилищного кооператива
        • Статья 114. Государственная регистрация жилищного кооператива
        • Статья 115. Органы управления жилищного кооператива
        • Статья 116. Управление в жилищном кооперативе
        • Статья 116.1. Требования к должностным лицам жилищного кооператива
        • Статья 117. Общее собрание членов жилищного кооператива
        • Статья 118. Правление жилищного кооператива
        • Статья 119. Председатель правления жилищного кооператива
        • Статья 120. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива
        • Статья 121. Прием в члены жилищного кооператива
        • Статья 122. Реорганизация жилищного кооператива
        • Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива
        • Статья 123.1. Особенности организации и деятельности жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома
        • Статья 123.2. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива
      • Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
        • Статья 124. Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
        • Статья 125. Право на пай члена жилищного кооператива
        • Статья 126. Временные жильцы в жилом помещении в доме жилищного кооператива
        • Статья 127. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
        • Статья 128. Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
        • Статья 129. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме члена жилищного кооператива
        • Статья 130. Прекращение членства в жилищном кооперативе
        • Статья 131. Преимущественное право вступления в члены жилищного кооператива в случае наследования пая
        • Статья 132. Возврат паевого взноса члену жилищного кооператива, исключенному из жилищного кооператива
        • Статья 133. Выселение бывшего члена жилищного кооператива
        • Статья 134. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома
    • Раздел VI. Товарищество собственников жилья
      • Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
        • Статья 135. Товарищество собственников жилья
        • Статья 136. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
        • Статья 137. Права товарищества собственников жилья
        • Статья 138. Обязанности товарищества собственников жилья
        • Статья 139. Утратила силу
        • Статья 140. Реорганизация товарищества собственников жилья
        • Статья 141. Ликвидация товарищества собственников жилья
        • Статья 142. Объединение товариществ собственников жилья
      • Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
        • Статья 143. Членство в товариществе собственников жилья
        • Статья 143.1. Права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 144. Органы управления товарищества собственников жилья
        • Статья 145. Общее собрание членов товарищества собственников жилья
        • Статья 146. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья
        • Статья 147. Правление товарищества собственников жилья
        • Статья 148. Обязанности правления товарищества собственников жилья
        • Статья 149. Председатель правления товарищества собственников жилья
        • Статья 150. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
        • Статья 151. Средства и имущество товарищества собственников жилья
        • Статья 152. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
    • Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 156. Размер платы за жилое помещение
      • Статья 156.1. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
      • Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги
      • Статья 157.1. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
      • Статья 157.2. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
      • Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
      • Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
      • Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
    • Раздел VIII. Управление многоквартирными домами
      • Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
      • Статья 161.1. Совет многоквартирного дома
      • Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
      • Статья 163. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
      • Статья 165. Создание условий для управления многоквартирными домами
    • Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
      • Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования
        • Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 167. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 169. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда
        • Статья 171. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт
        • Статья 172. Контроль за формированием фонда капитального ремонта
        • Статья 173. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта
        • Статья 174. Использование средств фонда капитального ремонта
      • Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
        • Статья 175. Специальный счет
        • Статья 175.1. Специальный депозит
        • Статья 176. Особенности открытия и закрытия специального счета
        • Статья 177. Совершение операций по специальному счету
      • Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 178. Правовое положение регионального оператора
        • Статья 178.1. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора
        • Статья 179. Имущество регионального оператора
        • Статья 180. Функции регионального оператора
        • Статья 181. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
        • Статья 182. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 183. Учет фондов капитального ремонта региональным оператором
        • Статья 184. Возврат средств фонда капитального ремонта
        • Статья 185. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора
        • Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора
        • Статья 187. Отчетность и аудит регионального оператора
        • Статья 188. Ответственность регионального оператора
      • Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 189. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 190.1. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения
        • Статья 191. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта
    • Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
      • Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 193. Лицензионные требования
        • Статья 194. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
        • Статья 195. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
        • Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
        • Статья 198. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра
        • Статья 199. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
        • Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
        • Статья 201. Лицензионная комиссия
        • Статья 202. Квалификационный аттестат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *