Защита материнства и детства

1 Вопрос. Как на законодательном уровне обеспечивается защита материнства и детства в Российской Федерации?

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…».

Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч. 4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах.

Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Семейный кодекс РФ;

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и иные законодательные акты.

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций.

Общие вопросы защиты материнства и детства

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования.

Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины.

«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

На этом фоне возникает логичный вопрос – равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории. Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет — возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».

Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.

В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать – «семья».

Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.

В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства.

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер.

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

2 Вопрос. Какие права имеют мать и ребенок в РФ, каков механизм их защиты?

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование.

Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

— получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

— произвести искусственное прерывание беременности;

— добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий — по медицинским показаниям);

— произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

— воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;

— получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком. Отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86, а при рождении двух и более детей — 110), с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 300 рублей. В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» при рождении ребенка женщина имеет право на получение единовременного пособия в размере 8 000 рублей без учета индексации. С 1 февраля 2017 года единовременное пособие при рождении ребенка, выплачивается в размере 16 350 рублей 33 копеек согласно Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26.01.2017 № 88.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Они включают следующее:

— при приеме на работу не устанавливается испытание для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

— работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

— беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет не допускаются к работе в ночное время. Работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

— не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

— женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев должен быть предоставлен оплачиваемый отпуск по заявлению работника до истечения шести месяцев непрерывной работы.

— не допускается отзыв из отпуска беременных женщин.

— не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам;

— беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

— при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

— женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

— работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

— запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

— направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

— перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

— расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

— в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

— допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

— расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается

— одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

— женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

— одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

— работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

— беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет влечет уголовную ответственность (ст. 145 УК РФ).

Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка.

Кроме того, следует отметить, что Россия широко участвует в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории. Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи, материнства и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989г, в соответствие с которой действует СК РФ.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч.2 ст.38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст.19 Конституции).

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Его нормы устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления.

Совершеннолетние трудоспособные дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своих родителям.

Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются — содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст.157 УК). Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

Защита материнства, детства и семьи

Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Всеобщая декларация прав человека констатирует: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч. 3 ст. 16). Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего определенные права матери и ребенка.

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе РФ. Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье, оказывая поддержку гражданам, имеющим детей, и др. Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86 дней, а при рождении двух или более детей — 110). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов, а при рождении второго ребенка — в размере 250 тыс. рублей (так называемый материнский капитал). Существуют и другие отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами.

Закон обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям: повышенные гарантии при приеме и увольнении с работы, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, ограничение труда беременных женщин в ночное время, перевод их на более легкие работы и др. Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством. Трудовое законодательство в этой области весьма обширно и всесторонне охватывает интересы работающих женщин.

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Так, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 29 декабря 2006 г.) предусматривают необходимость повышения заботы о здоровье женщин во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей.

Таких примеров можно привести много.

Государство всемерно содействует укреплению: семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией «равным правом и обязанностью родителей» (ч. 2 ст. 38). Следовательно, родители не вправе перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Все вопросы воспитания ребенка как в браке, так и при его расторжении решаются родителями совместно. Закон предусматривает возможность лишения родителей или одного из них родительских прав. Однако решение об этом может вынести только суд. Комплекс прав детей закреплен в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 21 декабря 2004 г.).

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей.

Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников. Отношение государства к семье, к решению проблем развития семьи и детства сформулировано в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ (в редакции от 5 октября 2002 г.). Основными принципами этой политики, направленной на обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи, признаны самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития, равенство семей в праве на поддержку, приоритет интересов ребенка, равноправие между мужчинами и женщинами в справедливом распределении семейных обязанностей, единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях, партнерство семьи и государства. Государственная семейная политика должна предусматривать меры по усилению социальной защиты семей в связи с безработицей, поддержку семейного предпринимательства, обеспечение условий для получения образования молодежью, развитие семейных пособий и др. Указывается также на необходимость создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики.

Коллизии права по вопросам защиты материнства и детства в Российской Федерации



Данная статья отражает государственную поддержку по защите материнства и детства в РФ. Выделены основные проблемы и противоречия в законодательных актах.

Ключевые слова: семья, защита материнства и детства, права, государство.

В современном мире образовалась достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы защиты материнства и детства. Правительство нашей страны заинтересовано в данной сфере, поэтому ежегодно принимается ряд важнейших законодательных актов, затрагивающих этот вопрос. Однако тема о защите материнства и детства продолжает оставаться актуальной до настоящего времени и волнует каждого из нас.

Мать и ребенок — это единая ячейка большого современного общества, а именно семья. Защита и поддержание их интересов государством предусматривает повышение рождаемости, дает уверенности в качественном образовании, улучшение жилищных условий, а также обеспечение семьи юридическими и нравственными ценностями. Институт семьи находится на стадии разрушения по нескольким причинам: заключение однополых браков, нежелание вступать в брак, воспитание детей в неполном союзе и т. д. Немаловажным фактором является присутствие демографической проблемы в стране. Она обусловлена рядом причин: низкая рождаемость, миграция, смертность населения. Главной причиной является низкая рождаемость населения. Многие девушки и женщины отказываются рожать из-за тяжелой экономической ситуации в стране, а также из-за отсутствия защиты их прав в современности. Тем самым они доводят себя до выкидышей, абортов, незапланированной беременности, нежеланием иметь многодетную семью и т. д.

Безусловным приоритетом для государства является защита прав детей и матери. Залог активной полноценной работы в стремлении поддержать институт семьи позволит достичь успехов в данном направлении. Эти аспекты регулируют нормы семейного, административного, трудового, уголовного законодательства. Так, в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» . Можно отметить, что Конституция РФ сама себе противоречит. В статьях указано, что под защитой государства находятся только материнство и детство, а институт отцовства был исключен. Тем самым определили особую значимость материнству.

С начала XX в. права материнства и детства были отражены в основных декларациях, актах, пактах и др. Тема, связанная с защитой прав детей и матери, ассоциируется с Семейным кодексом РФ. Понятия «семья» и «члены семьи» юридически нигде не закреплены. Поэтому у людей понятия эти размыты, а в отношении семьи знания о своих правах и интересах не сформированы. В главе 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой своего государства. Однако, во многих субъектах РФ (Ивановской, Волгоградской, Архангельской областях и т. д.) отсутствуют акты, закрепляющие правовые нормы материнства и детства. Например, в Вологодской области существует коллизии в законопроектах, посвященных охране семьи, материнства и отцовства. Молодая семья участвует в программе «Жилище» на получение субсидии для приобретения жилья, улучшение жилищных условий. Субсидия предоставляется молодой семье, вставшей на учет до 1 июня 2008 г., в которой возраст каждого из супругов, состоящих в браке, зарегистрированном в органах ЗАГС, либо одного родителя в неполной семье, не превышает 35 лет на момент обращения о включении в состав получателей безвозмездной субсидии. В законе «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» понятие молодой семьи характеризуется как «семья, возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, а так же неполная семья…» . В нормативно-правовых актах данные понятия должны быть идентичны, а в законе понятию «молодая семья» не отводят должного внимания.

Российская Федерация объявила в 2008 году — Годом семьи. Государство усилило внимание к проблемам положения семьи. Создаются законопроекты для многодетных семей, идет работа для поддержания материнства и детства, выплачивают региональный материнский капитал и пособия, проводятся мероприятия, направленные на предотвращение абортов.

В некоторых субъектах РФ основные законопроекты по защите материнства и детства предусматривают работу через права, гарантии и свободы человека. Правительству нашего государства не хватает развития направлений о поддержке института семьи, материнства, детства и отцовства. Таким образом, охрана совместных интересов матери и ребенка не имеет надлежащей правовой защиты. Стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран. Например, в Конституции Португалии закреплено прав матери, детей и в целом семьи. Государство гарантирует выполнить целый ряд поставленных перед ними задач, которые направлены на защиту института семьи.

Ст. 46 Конституции РФ гласит, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», так же согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах», «каждый имеет право… при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». . Противоречия Международного пакта и ст. 46 Конституции РФ в том, что Конституция не удовлетворяет полную свободу по защите граждан. Изучая данные статьи можно сделать вывод, что государство заинтересовано в проблемах общества, тем самым, защищая их права в суде.

Конвенция о правах ребенка диктует нам, что «… ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Ни в одном законодательном акте РФ с юридической точки зрения не закреплена эта норма.

Исходя из законопроектов, следует отметить, что возникают случаи неточного правоприменения в законах, направленных на поддержку и защиту прав детей. Например, в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не закреплена жесткая ответственность родителей за воспитание детей, а их прямая обязанность обеспечивать реализацию прав ребенка подменяется понятием «содействие ребенку» .

Данные коллизии наблюдаются и в нормативных правовых документах. Например, Уголовный кодекс РФ рассматривает нормы для применения условно-досрочного освобождения для взрослых осужденных, но не регламентирует применительно к несовершеннолетним.

Отсутствие, неприменение на практике главной федеральной программы, которая предусматривала процесс защиты материнства и детства, а также их интересы. Появление системной программы позволит приблизить государство к уровню целостного и стройного механизма по защите материнства и детства. Соответствующая программа приведет к тому, что мы избавимся от барьеров и противоречий в законодательстве. Например, ежедневно сталкиваются с тем, что не принимают молодых девушек на работу (работодатели заранее предусматривают, что молодые специалисты уйдут в декретный отпуск), используется детский труд, увольняются молодые мамы, или же, наоборот, привлекаются к работе. Со стороны государства нет защиты и поддержки, не хватает юридической правовой помощи.

В октябре 2000 г. Государственной Думой РФ был принят к рассмотрению проект федерального закона № 2622–3 «О защите интересов детей». Целью данного закона провозглашалось создание в России условий, при которых ни один ребенок не оказался бы без жилья, одежды, питания и других средств, необходимых для достойной жизни, имел бы возможность получить высоконравственное воспитание, правильное физическое развитие и гарантированное законом образование, а в случае необходимости — соответствующую помощь. Законопроект был отклонен в 2001 г. из-за несоответствия текста его названию. Многие положения законопроекта повторяли содержание и декларации Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», защита прав и законных интересов несовершеннолетних сводилась лишь к социальной защите.

Однако непринятие данного проекта закона, по мнению автора, отнюдь не означает его ненужности. Речь идет о комплексном нормативном правовом акте, разъясняющем специфические особенности защиты конституционно установленных прав ребенка, закрепляющем разработанный механизм реализации этих прав, основанный на гарантиях социально-экономического и юридического характера, на взаимодействии и координации всех заинтересованных в этом процессе государственных и общественных организаций, уполномоченных должностных лиц различных структур и ведомств .

Разделение властей и специализация судебных органов позволили усилить судебную защиту прав. Конституционные суды создают дополнительные конституционные гарантии против принятия (применения) правовых актов, нарушающих права граждан .

В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обуславливает необходимость создания, федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.

Под охраной материнства и детства понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей. В настоящее время государство осуществляет деятельность по ряду направлений: разработка гарантий по защите института материнства и детства, а так же совершенствование законодательной базы; создание механизмов, направленных на реализацию этих гарантий и норм; создание благоприятных условий для укрепления института семьи в соответствии с изменением социальных, экономических и иных обязательств в государстве.

Таким образом, институт материнства и детства предполагает характерную цепочку социальных факторов, которые затрагивают все проблемы общества и развитие его в целом, союз и передача от поколения к поколению, признание государством выполнение своих обязанностей по правам каждого гражданина. Сказанное объясняет, почему Конституция РФ объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 31. — Ст. 4398.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), ст. 14 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 № 17(1831). Ст.291
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  4. Борисова Н. Е. Конституционные основы правового Положения несовершеннолетних в Российской Федерации (проблемы теории и практики): Дисс. …докт. юрид. наук. М., 2016 379 с.
  5. Капицын В. М. Права человека и механизмы их защиты. М.: ИКФ «Экмос», 2016. 288 с.
  6. Закон Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области».

Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России

Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, принято множество нормативных правовых актов и действует целая сеть учреждений социальной защиты населения.

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования социально-правовой защиты семьи является четкое определение ее объекта (-ов), т. е. тех, на кого направлена защита .Наиболее важным объектом социальной защиты семьи является детство, поскольку именно в этот период формируются нравственные качества личности и идет подготовка кполноценной жизни в обществе.Также в качестве объекта социально-правовой защиты необходимо рассматривать и материнство, так как часто интересы матери и ребенка совпадают, и защищая мать, предоставляя ей социальную помощь, поддержка оказывается и ее детям. В связи с этим большинство мер социальной защиты семьи направлены на детей и их матерей.

Социально-правовая защита семьи предполагает обеспечение материальных и нематериальных базовых потребностей семей Российской Федерации, например, право на социальное обеспечение, бесплатное образование, охрану здоровья, обеспечение безопасности, то есть предоставление различных социальных гарантий, позволяющих решить целый ряд социальных проблем семьи и детей.

Суть предоставляемых мер социальной поддержки семьи можно рассматривать двояко: как создание условий для развития семьи и детей, а также как охрану прав и законных интересов семьи и детей в случае их нарушения.

При анализе социально-правовой защиты семьи важно также уяснить соотношение понятий «социальная защита» и «правовая защита». По мнению исследователя Коротун А.В., «социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», так как последнее входит в категорию первого. Таким образом, очевидно, что эти понятия взаимообусловливают друг друга, и социальная защита, по сути, – это цель, а правовая защита – средство».

Социально-правовая защита включается в себя 2 компонента:

  1. Принятие нормативных правовых актов, содержащие описание вида, объема и порядка предоставления мер социальной защиты семьи и детей.
  2. Реализация принятых нормативных правовых актов в деятельности учреждений системы социальной защиты семьи.

Социально-правовая защита материнства и детства реализуется/должна реализовываться при помощи различных механизмов. Механизм реализации социально-правовой защиты материнства и детства – система социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия реализации, охраны и защиты всех прав и свобод матери, отца и ребенка.Под способами защиты прав членов семьи понимаются закрепленные материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Механизмы социально-правовой защиты можно разделить на 2 вида:

1. Обеспечение закрепленного права семьи на меры социальной защиты, к которым относятся следующее:

  • пенсионные выплаты (пенсия по потере кормильца и др.),
  • социальные пособия (единовременные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на ребенка, не достигшего возраста 16 лет, на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву),
  • субсидии на оплату жилья,
  • льготы при получении мест детских дошкольных учреждениях, на приобретение лекарств и др.,
  • компенсация части родительской платы за нахождение ребенка в детском дошкольном учреждении,
  • система социальных услуг (стационарных, полустационарных, надомных),
  • срочная социальная помощь (натуральная и денежная),
  • семейный (материнский) капитал.

Данный механизм реализуется в ходе деятельности специалистов социальных и иных учреждений и служб.

2. Восстановление нарушенных прав членов семьи при получении мер социальной защиты, которые в свою очередь подразделяются на:

  • Юрисдикционный механизм, который представляет собой деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (органы актов гражданского состояния, суд, прокуратура, органы опеки и попечительства). Юрисдикционный механизм составляют гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой механизмы (с соответствии с отраслями права). Данный (юрисдикционный) механизм предусматривает судебный и административный порядок защиты нарушенных прав ребенка, членов семьи .
  • Неюрисдикционный механизм, который представляет собой совокупность действий граждан, членов семей и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав .

Таком образом, социально-правовая защита является сложным нормативным процессом, не только в плане принятия нормативно-правовых актов, но и реализации данных актов на территории Российской Федерации.

Краткий анализ некоторых положений, касающихся социально-правовой поддержки семей с детьми в Российской Федерации, позволяет сделать выделить следующие особенности:

  • даже если меры социальной защиты и должны быть направлены на потребности и проблемы семьи и детей, но в реальности перечень закрепленных в законодательстве мер определяется во многом экономическими и материальными возможностями государства и отдельно взятого региона в нем.
  • меры социально-правовой защиты семьи практически полностью утверждаются, финансируются и предоставляются государством и учреждениями государственной системы социальной защиты населения и лишь в незначительной мере общественными организациями и частными предприятиями; данное положение требует включению в практику социальной защиты семьи и детей принципов социального партнерства и участия в социально-правовой защите представителей всех трех секторов: государственного, общественного и частного.
  • во многих случаях реальный уровень предоставляемых мер социальной защиты, в первую очередь социальных выплат, недостаточно высокий и не отвечает реальным потребностям семей с детьми. «Сопоставление ежемесячных выплат на содержание детей, оставшихся без попечения родителей и пребывающих в замещающих семьях, с величиной прожиточного минимума, показало, что в регионах возможны ситуации, когда размер выплат меньше величины прожиточного минимума» . Результаты обследования некоторых регионов показал, что данные выплаты «не достигали социально обоснованного уровня, составляющего, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, от 2-х до 3-х прожиточных минимумов» .Данная неблагоприятная ситуация с социальными выплатами отмечалась не однократно и теоретиками, и практиками социальной работы, однако их призывы к увеличению размеров социальных выплат, усилению их адресности не всегда находят ответ у законодателей и органов управления в сфере социальной защиты населения.
  • в системе мер социальной защиты семьи и детей важным должно быть не столько предоставление денежных выплат, сколько организация и проведение раннего выявления неблагополучных семей с детьми, их социальное сопровождение и поддержка, что будет способствовать предупреждению социального неблагополучия среди семей и соответственно снижению расходов на те же денежные выплаты неблагополучным семьям. Осуществление социального сопровождения в большей мере востребовано и самими семьями, для которых важны ежедневная помощь, внимание и непосредственная поддержка в виде предоставления различного рода услуг.

Таким образом, социально-правовая защита материнства и детства – это система гарантий и действий, направленных на обеспечение прав семьи на меры социальной защиты, а также на восстановление нарушенных прав членов семьи. Данная социально-правовая защита может осуществляться как государственными структурами и органами власти, так и самими семьями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *