Время совершения административного правонарушения

Содержание

Комментарий к статье 4.5

1. День совершения административного правонарушения должен быть подтвержден протоколом, или, в тех случаях, когда наказание назначается без составления такового (ст. 28.6 КоАП), он устанавливается на основе других предусмотренных КоАП обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (см. ст. 26.2 КоАП). Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом.
2. К длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени. Например, к ним относятся противоправные действия (бездействие), нарушающие Правила дорожного движения, определенные гл. 12 КоАП. Нарушение указанных правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности.
День обнаружения длящегося проступка должен быть подтвержден доказательствами по делу, установленными протоколом и иными способами, определенными ч. 2 ст. 26.2 КоАП.
В соответствии с письмом ГТК России от 27 мая 2002 г. N 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» деление правонарушений на длящиеся и недлящиеся обусловлено продолжительностью совершаемого противоправного деяния во времени. Отнесение правонарушения к длящимся либо недлящимся должно производиться с обязательным учетом его характера и обстоятельств совершения.
Длящимся правонарушением следует признавать то, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени. Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным невыполнением лицом возложенной на него обязанности и прекращается вследствие:
— действий самого лица, направленных на прекращение правонарушения (исполнение возложенной на него обязанности, явка в таможенный орган с заявлением о совершенном правонарушении);
— вмешательства таможенных органов (выявление не оформленного в таможенном отношении товара или транспортного средства, его изъятие или арест и т.п.);
— наступления событий, однозначно препятствующих совершению правонарушения (например, утрата лицом противоправно хранимого товара либо хищение у него такого товара).
В последнем случае прекращение правонарушения связано с тем, что лицо уже объективно не может влиять на обстоятельства и принимать волевое решение относительно своего противоправного деяния, т.е. противоправное поведение (состояние) уже реально не имеет места.
Таким образом, длящееся правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения и связано с тем, что возложенная на лицо обязанность в течение определенного (зачастую достаточно длительного) периода не исполняется.

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.
Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е. до момента завершения противоправного поведения (состояния).
Недлящееся правонарушение носит одномоментный характер. После того как правонарушение окончено (т.е. в деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения), никакой противоправной деятельности уже не осуществляется, т.е. отсутствует противоправное поведение (состояние).
Согласно п. 4 письма ЦБ России от 2 июля 2002 г. N 84-Т «О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» административные правонарушения, совершенные кредитной организацией либо ее должностным лицом, следует рассматривать как длящиеся, если иное не будет вытекать из смысла правоотношений. Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности следует производить в соответствии с п. 2 ст. 4.5 КоАП. При длящемся административном правонарушении сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинают исчисляться с момента обнаружения административного правонарушения, т.е. с момента представления должностному лицу Банка России, правомочному либо применять меры административной ответственности, либо в соответствии со ст. 28.3 составлять протокол об административном правонарушении.
3. От сроков давности привлечения к административной ответственности следует отличать сроки применения административных наказаний в виде лишения специального права, административного ареста и дисквалификации, определяемые в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы.
При установлении сроков данных административных наказаний соответствующий орган административной юрисдикции (должностное лицо) не только принимает во внимание объективные критерии (например, факт совершения правонарушения и наличие состава административного проступка), но и руководствуется субъективными факторами, что неизбежно происходит при оценке некоторых из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (см. ст. 4.2, 4.3 КоАП), учитываемых при вынесении постановления о назначении административного наказания. Административное наказание, предусматривающее ограничение конституционных прав и свобод, должно быть соразмерно причиненному имущественному ущербу, физическому (телесному), моральному вреду (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким образом, срок применения указанных видов административных наказаний должен соответствовать общественно опасным последствиям противоправного деяния.
Об административных правонарушениях, влекущих применение дисквалификации, см. п. 1 комментария к ст. 32.11.
4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела определены ч. 1 ст. 24 УПК.
Правовые предпосылки прекращения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в связи с примирением сторон либо в связи с изменением обстановки предусмотрены соответственно ст. 25, 26 УПК.
>Дата и время совершения нарушения об административном правонарушении

Коап дата совершения правонарушения

От сроков давности привлечения к административной ответственности следует отличать сроки применения административных наказаний в виде лишения специального права, административного ареста и дисквалификации, определяемые в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы.При установлении сроков данных административных наказаний соответствующий орган административной юрисдикции (должностное лицо) не только принимает во внимание объективные критерии (например, факт совершения правонарушения и наличие состава административного проступка), но и руководствуется субъективными факторами, что неизбежно происходит при оценке некоторых из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (см. ст. 4. 2, 4. 3 КоАП), учитываемых при вынесении постановления о назначении административного наказания.

Юридическая консультация

Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, постольку инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях — представитель общественного объединения).

Возбуждение дела об административном правонарушении 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; Федеральным законом от 6 декабря 2011 г.

N 404-ФЗ в часть 1.2 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральным законом от 13 июля 2015 г.

Дата совершения административного правонарушения

Важно

  • Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
  • Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Время совершения правонарушения
  • Дата совершения административного правонарушения
  • Длящееся административное правонарушение
  • Длящиеся административные правонарушения

Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование Возбуждение дела об правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление.

Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении.

Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т. е. до момента завершения противоправного поведения (состояния).Недлящееся правонарушение носит одномоментный характер. После того как правонарушение окончено (т. е.

КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, в том числе, указываются место, время совершения административного правонарушения и событие административного правонарушения. Из протокола об административном правонарушении N 78 АД N 286456 от 20 мая 2010 года следует, что К.

19 мая 2010 года в 23 час. 20 мин. у дома 59 по Заневскому проспекту в Санкт-Петербурге управлял транспортным средством, находясь в состоянии опьянения, не выполнил законные требования сотрудников милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем нарушил п. 2.3.

2 ПДД РФ. В протоколе действия К. квалифицированы по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.

При рассмотрении дела по существу мировым судьей установлено, что событие административного правонарушения имело место 19 мая 2010 года в 23 часа 20 минут у дома 59 по Заневскому проспекту, что не соответствует действительности.

Кодекс российской федерации об административных правонарушениях

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.

5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.

Время совершения правонарушения

В последнем случае прекращение правонарушения связано с тем, что лицо уже объективно не может влиять на обстоятельства и принимать волевое решение относительно своего противоправного деяния, т. е. противоправное поведение (состояние) уже реально не имеет места.

Таким образом, длящееся правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения и связано с тем, что возложенная на лицо обязанность в течение определенного (зачастую достаточно длительного) периода не исполняется.При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния).

An error occurred

Внимание

N 01−06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» деление правонарушений на длящиеся и недлящиеся обусловлено продолжительностью совершаемого противоправного деяния во времени.

Отнесение правонарушения к длящимся либо недлящимся должно производиться с обязательным учетом его характера и обстоятельств совершения.

Длящимся правонарушением следует признавать то, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени.

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Длящееся административное правонарушение

Срок исковой давности по административным нарушениям

Понятие административного нарушения и какие бывают сроки исковой давности по административным правонарушениям, а также ознакомитесь с регламентом Административного кодекса (КоАП РФ) и узнаете какая ответственность ждет гражданина, нарушающего законы данного кодекса. Ответы на эти вопросы мы подготовили в нашей статье.

Самый распространенный случай в юридической практике связанный с истечением срока давности, возникает, когда рассмотрение дела об административном нарушении затягивают и в итоге по нему выносят постановление о прекращении судопроизводства по делу ссылаясь на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Исковая давность и КоАП РФ: общее понятие

Срок давности по административным правонарушениям – это время, по истечении которого нарушителя нельзя привлечь за совершённые им противозаконные действия.

Административным нарушением гражданина считаются действия, совершенные с умыслом, который подразумевает нарушение правовых законодательных норм в области трудового, налогового, семейного, авторского и других законодательств.

Если смотреть на отличие административного правонарушения от преступления, то оно будет заключаться в размере нанесенного ущерба.

Хотя в судебной практике бывают случаи, когда действия нарушающие закон (зависит от степени тяжести) могут быть как административное нарушение, так и преступление.

Наказания предусмотренные за административные правонарушения следующие:

  • предупреждение (например, управление автомобилем с грязными(нечитаемыми) гос.знаками;
  • штраф (например, управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке при первичном нарушении обязательно штраф);
  • арест (например, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции срок до 30 суток);
  • дисквалификация (например, за невыплату зарплаты работникам предприятия дисквалифицируют учредителя юридического лица);
  • приостановление деятельности (например, при массовом отравлении людей предприятием общепита(кафе) приостанавливают его деятельность до устранения нарушений);
  • обязательные работы (например, за неуплату штрафов ПДД);
  • некоторые другие.

Стоить заметить, что административному аресту и обязательным исправительным работам не подлежат:

  • беременные женщины;
  • женщины, у которых есть дети до 14 лет;
  • несовершеннолетние (лица до 18 лет);
  • инвалиды I и II групп;
  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • сотрудники со спец. званиями органов МВД, Прокуратуры и других лиц указанных в части 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Все сказанное выше, а также наш основной вопрос по срокам привлечения к административной ответственности регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ).

У правонарушителя при установлении факта нарушения закона, есть шанс уйти от наказания в случае если выйдут сроки давности привлечения к административному наказанию (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Говоря простым языком, судья не сможет вынести постановления о привлечении к ответственности и привлечь виновного к ответственности нельзя, если упомянутые в начале абзаца сроки превышены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ, условный срок давности за административное правонарушение равен 2 месяцам, а по делам, разбираемыми судьёй (в суде) 3 месяца.

Административные нарушения со сроком давности в 1,2,3 года и 6 лет

Срок давности в один год распространяется на большую группу деяний. Это обосновано тем что последствия правонарушения (противозаконного действия) может не совпадать с временем при котором проявились вредные последствия. Например, предприятие загрязняло окружающую среду токсичными отходами 1 месяц, а последствия в виде вреда экологии наступили через 6 месяцев.

Список сфер законодательства РФ, в которых срок исковой давности равен 1 год за административное нарушение:

  • экспортного контроля;
  • внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, в исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезия и картография, в сфере наименований географических объектов;
  • патентного законодательства (авторских и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров);
  • антимонопольных законов;
  • сфера охраны окружающей среды;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • охраны здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • в сфере защиты детей от информации причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • правил ПДД (статьи 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ);
  • использования атомной энергии;
  • налогов и сборов;
  • в защите прав потребителей;
  • в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • в сфере государственного регулирования цен (тарифов);
  • в сфере естественных монополий;
  • основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • в сферах рекламы, энергетики, тепло и водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и лотереях;
  • в физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • в государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • на выборах и референдумах;
  • в участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и о проведении азартных игр;
  • в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации;
  • И многие другие сферы, с которыми вы можете ознакомиться по ссылке.

Административные нарушения со сроком исковой давности в 2 года:

  • за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
  • за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • за нарушение законодательства о бухгалтерском учете;
  • за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ.

Административные нарушения со сроком давности в 3 года:

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Административные правонарушения со сроком давности в 6 лет:

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Что должен знать гражданин про административные правонарушения

Самой распространённой сферой административного нарушения является Правила дорожного движения (ПДД), срок исковой давности в этой сфере составляет 12 месяцев с момента установления факта нарушения.

Выписанное постановления о штрафе инспектором ГИБДД, автовладелец вправе обжаловать в течении 10 дней, иначе штраф подлежит обязательной уплате с уведомлением в виде копии квитанции в органы которые указаны в постановлении.

Отказ от исполнения этого законного требования, сулит передачу этого дела в суд либо судебным приставам, что в дальнейшем грозит увеличением суммы штрафа, либо наказания в виде обязательных работ до 50 часов, и в худшем варианте это административный арест сроком до 15 суток.

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД: привлечение к ответственности по КоАП РФ, штрафы

Едва ли не каждый автолюбитель хоть раз за свою практику вождения получал письма от ГИБДД и попадал в число нарушителей.

В этой статье речь пойдет о сроках давности по административным правонарушениям, а именно в течение какого срока привлечение к ответственности вообще возможно.

Правонарушение рассматривается как противоправное виновное действие (бездействие), за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) либо соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Ответственность и наказание в административном праве

Ответственность подразумевает под собой обязанность поступать, как предписано, либо воздержаться от определенных действий. Ответственность же в административном праве рассматривается как регламентируемый КоАП РФ вид юридической ответственности, которую понесет нарушитель в соответствии с законом.

За совершение правонарушения в соответствии с его тяжестью, характером, последствиями, а также иными обстоятельствами государство устанавливает меру ответственности для виновного лица — административное наказание.

Оно применяется в целях восстановления справедливости и правового баланса в обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.В соответствии с презумпцией невиновности лицо подлежит ответственности только за те нарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Ответственность по всей строгости закона лицо понесет в случае, если на момент совершения нарушения оно достигло возраста 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).Назначение наказания за неисполнение определенной обязанности не освобождает лицо от ее исполнения. Повторное совершение одного и того же нарушения является отягчающим обстоятельством при рассмотрении дела.

Если лицо уже подверглось наказанию, то дважды за это же нарушение его наказать нельзя.Административные наказания бывают следующих видов (ст. 3.

2 КоАП РФ):

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • арест;
  • выдворение за пределы РФ гражданина другой страны или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Когда не наступает ответственность

Правонарушением нельзя считать причинение вреда интересам, охраняемым законом, если лицо действовало в состоянии крайней необходимости.

Под крайней необходимостью понимается действие в целях устранения опасности, которая угрожает личности и правам лиц, интересам общества или государства в случае, если эту опасность невозможно было устранить другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Следовательно, раз нет правонарушения, то и к ответственности лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, привлечено быть не может.Также отвечать за содеянное не придется физическому лицу, находившемуся в состоянии невменяемости во время совершения противоправных действий (бездействия).

Однако, чтобы это доказать, потребуется ряд специальных экспертиз.

Если судья, орган, иное должностное лицо, уполномоченное разрешить дело, сочтет проступок малозначительным, ответственность также не наступит, в итоге рассмотрение дела может ограничиться лишь устным замечанием.

Владелец транспортного средства освобождается от ответственности, если будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Срок давности

Срок давности по административному нарушению — это тот период времени, в течение которого возможно привлечение к ответственности по закону.

Рассмотреть дело и вынести соответствующее решение (наказывать либо принять решение о прекращении дела) можно только в течение двух месяцев со дня совершения нарушения (исключение составляют длящиеся нарушения, о них чуть ниже).
В случае, если дело рассматривается в суде, постановление по делу должно быть вынесено в течение трех месяцев.

КоАП РФ

По отдельным статьям КоАП РФ, перечень которых приведен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности может варьироваться от одного года до шести лет.

Категории дел, связанных с нарушениями в области безопасности дорожного движения, на рассмотрение которых дается один год:

  • управление транспортным средством (ТС) находящимся в состоянии опьянения водителем или передача управления находящемуся в состоянии опьянения иному лицу;
  • нарушение правил дорожного движения (ПДД) или правил эксплуатации ТС, которое повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
  • невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении мед. освидетельствования на состояние опьянения;
  • невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотики или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как ТС было остановлено по требованию полицейского, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником дорожного движения (за исключением водителя ТС), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Определение и исчисление сроков

Сроки давности по административным правонарушениям ГИБДД определяются в соответствии с требованиями КоАП РФ и начинают исчисляться на следующий день после совершения противоправного деяния (при длящемся нарушении — после обнаружения).

Приостановка срока давности

На практике часто встречаются случаи, когда нарушение совершается на местности, находящейся далеко за пределами места проживания лица, совершившего нарушение. К примеру, человек живет в Волгограде и поехал по делам в Москву. Там то и был остановлен за непристегнутый ремень московским сотрудником ГИБДД.

Конечно, протокол составляется тотчас же, на месте совершения нарушения и направляется в московский суд на рассмотрение.Однако водитель вправе направить в московский суд ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства.

В этом случае давностный срок приостановится со дня удовлетворения ходатайства и возобновится с момента поступления всех материалов дела в другой суд, расположенный по месту жительства правонарушителя.В случае истечения сроков привлечения к административной ответственности дело не может быть открыто, а начатое дело подлежит прекращению.

Любые попытки привлечь лицо, совершившее правонарушение, к ответственности по истечении сроков исковой давности по административным правонарушениям незаконны.

В основном правонарушения в области дорожного движения не являются длящимися. Сюда можно отнести превышение скорости, наезд на пешехода и ряд других нарушений, в которых четко прослеживается сам момент совершения нарушения.

Исчисление сроков привлечения к ответственности в этом случае начинает исчисляться как раз с этого момента.

Другое дело обстоит с длящимся нарушением (действием или бездействием).

О нем можно говорить в том случае, если имеет место длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, предусмотренных законом либо иным нормативным правовым актом.

В качестве примера в области дорожного движения можно привести управление транспортным средством при наличии неисправностей или управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента. Таким образом, в этих правонарушениях прослеживается длительное неисполнение определенных обязанностей, связанных с необеспечением надлежащего состояния транспортного средства перед началом движения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся правонарушении период времени, необходимый для вынесения решения, начинает исчисляться с момента обнаружения нарушения уполномоченным на то должностным лицом. Обнаружение нарушения подтверждается фактом составления протокола.

Исключительные случаи

На практике встречаются исключительные случаи, когда цели наказания могут быть достигнуты лишь при назначении административного ареста.

  • грубые нарушения общественного порядка;
  • злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления.

Данный вид наказания не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, которым еще нет 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, призывникам, имеющим специальные звания сотрудников Следственного комитета РФ, органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, войск нацгвардии РФ, противопожарной службы и таможенных органов.

Как восстановить сроки обжалования постановления

В случае, если суд принял решение о наложении штрафа, а 10-дневный срок обжалования пропущен, можно направить ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного постановления.

Как правило, этот срок восстанавливается, если суд сочтет причины, по которым не произошла своевременная подача жалобы на постановление, уважительными.

Сама жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента ее подачи (если рассматривает должностное лицо) либо в течение 2-х месяцев (если рассматривает суд).

Каким образом используется

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п.19 Постановления от 27.01.2003 N 2 разъяснил, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Согласно п.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в частности, дата составления.
Исходя из изложенного, дата составления, указываемая в протоколе, должна либо совпадать с днем обнаружения административного правонарушения, либо не должна быть более двух суток со дня обнаружения административного правонарушения.
С.В.Гладилин
Советник налоговой службы РФ
III ранга
16.04.2003

Таким образом, длящееся правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения и связано с тем, что возложенная на лицо обязанность в течение определенного (зачастую достаточно длительного) периода не исполняется.При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). An error occurred. Внимание N 01−06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» деление правонарушений на длящиеся и недлящиеся обусловлено продолжительностью совершаемого противоправного деяния во времени.

Плавающий — срок давности привлечения к административной ответственности Однако в КоАП РФ имеется институт альтернативной подведомственности. Категории дел, подпадающих под такую подведомственность, определены частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ. Этот процессуальный институт означает, что дело об административном правонарушении рассматривается судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
При этом, если дело рассматривается административным органом, срок для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ считается равным 2 месяцам. Статья 113 НК РФ Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса. 1.1.

Время совершения административного правонарушения как определить

От сроков давности привлечения к административной ответственности следует отличать сроки применения административных наказаний в виде лишения специального права, административного ареста и дисквалификации, определяемые в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы.При установлении сроков данных административных наказаний соответствующий орган административной юрисдикции (должностное лицо) не только принимает во внимание объективные критерии (например, факт совершения правонарушения и наличие состава административного проступка), но и руководствуется субъективными факторами, что неизбежно происходит при оценке некоторых из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (см. ст. 4. 2, 4. 3 КоАП), учитываемых при вынесении постановления о назначении административного наказания. Содержание:

Возбуждение дела об административном правонарушении 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. Дата совершения административного правонарушения Важно Оглавление:

  • Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
  • Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Время совершения правонарушения
  • Дата совершения административного правонарушения
  • Длящееся административное правонарушение
  • Длящиеся административные правонарушения

Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование Возбуждение дела об правонарушении — начальная стадия производства.

Время совершения адм. правонарушения и момент окончания процессуального сро

  • Дата совершения административного правонарушения
  • Юридическая консультация
  • Время совершения правонарушения
  • Комментарий к статье 4.5

Время совершения адм. правонарушения и момент окончания процессуального сро Возбуждение дела об административном правонарушении 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; Федеральным законом от 6 декабря 2011 г.N 404-ФЗ в часть 1.2 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральным законом от 13 июля 2015 г.

Длящееся административное правонарушение

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Длящееся административное правонарушение

Подборка наиболее важных документов по запросу Длящееся административное правонарушение (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Длящееся административное правонарушение «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 29.07.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018) 2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5(ред.

Момент совершения административного правонарушения

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Длящееся административное правонарушение Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информации V.
ВС РФ дает весьма размытое определение такого правонарушения, суды толкуют термин «длящееся правонарушение» весьма разнообразно, что приводит к появлению большого количества судебных постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, призванных исправлять ошибки в толковании норм закона нижестоящими судами.Правовая конструкция длящегося и недлящегося административного правонарушения: проблемы правоприменительной практики (Гуменюк Т Бахрах выразил несогласие с позицией Верховного Суда РФ, квалифицировавшего данное правонарушение как недлящееся, и указал, что если требования уполномоченного субъекта административной власти не исполнены полностью или частично, то истечение срока его исполнения является началом длящегося; до истечения этого срока деяние не является административным правонарушением и оснований для его квалификации в соответствии с указанной статьей не имеется .

День совершения административного правонарушения считается

Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности Комментарий к статье 4.5 КоАП РФ: 1. Давностный срок привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания. 2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.
3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч.

Адвокат, к. ю. н. Виталий Шакин, специально для Клерк.Ру

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует самые различные сферы общественных отношений, поэтому можно уверенно предположить, что не найдется такой коммерческой организации, которая ни разу не совершила бы административное правонарушение.

В связи с этим весьма актуальным для юридических лиц (как впрочем и для других субъектов, которые могут быть привлечены за административное правонарушение) является вопрос о сроках давности привлечения к административной ответственности.

Как установлено в ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Это так называемый общий срок давности. За нарушения ряда иных отношений (за нарушение законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства и др.) предусмотрен более длительный специальный срок, который равен одному году со дня совершения административного правонарушения.

Если было совершено простое правонарушение, то вопросов по применению приведенных сроков давности, как правило, не возникает. Например, если 1 апреля 2005 года был выявлен факт продажи товаров без применения контрольно-кассовой машины (ст. 14.5 КоАП РФ), то привлечь организацию к ответственности возможно только до 2 июня 2005 года.

Ситуация меняется, если правонарушение является длящимся.

Как указано в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные в ч. 1 статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом закон не раскрывает понятия длящегося правонарушения, что приводит к возникновению споров относительно применения сроков давности при совершении отдельных правонарушений.

Следует отметить, что при анализе поставленной проблемы не будет рассматриваться вопрос о том, насколько целесообразно и правомерно по длящимся правонарушениям устанавливать срок исчисления давности с момента их обнаружения. Поставленная задача заключается в другом: найти те критерии, которые помогут отличить длящееся административное правонарушение.

Так, предположим, что организация, суммарная стоимость активов по последнему балансу которой превышает 100 тыс. (на настоящий момент 2 млн.) установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, приобрела 15 февраля 2004 года определенную долю в другом обществе (в соответствии с надлежащим договором). Согласно ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» организация в течение 45 дней с момента совершения данной сделки должна уведомить об этом антимонопольный орган.

Допустим, что юридическое лицо не выполнило данной обязанности (не направило уведомление в государственный орган до 1 апреля 2004 года). Это означает, что было совершено правонарушение в области антимонопольного законодательства – не предоставление соответствующего уведомления в антимонопольный орган (ст. 19.8 КоАП РФ).

Срок давности по таким правонарушениям равен одному году. Но с какого момента следует его исчислять?

Например, антимонопольный орган обнаружил факт совершения правонарушения 4 апреля 2005 года и 8 апреля 2005 года принял решение о привлечении организации к ответственности. Следует ли признать решение государственного органа незаконным, поскольку с момента окончания срока уведомления о сделке (с 1 апреля 2004 года) прошло более года? Или же данное решение обоснованно, поскольку с момента обнаружения правонарушения (4 апреля 2005 года) прошло менее года?

Если признать правонарушение простым, то после 1 апреля 2005 года организацию нельзя привлечь к ответственности, так как прошел год с момента его совершения. Соответственно, решение государственного органа незаконно.

Если же признать правонарушение длящимся то, срок в один год будет исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 4 апреля 2005 года. Соответственно, решение государственного органа будет вполне правомерным.

Тем самым ответ на вопрос о том, можно ли в приведенном примере привлечь организацию к административной ответственности, зависит от того, будет ли признано правонарушение, предусмотренное ст. 19.8 КоАП РФ, длящимся или не будет признано таковым.

Следует отметить, что по своей сути рассматриваемое в примере правонарушение представляет собой нарушение субъектом предусмотренной законом обязанности, при том, что обязанность должна была быть исполнена к установленному в законе сроку. Именно по подобным правонарушениям возникает проблема отнесения их к простым или к длящимся.

Ни в теории, ни в практике не дается окончательного ответа на вопрос о том, признавать ли неисполненную к установленному законом сроку обязанность длящимся административным правонарушением или нет. Одни авторы считают, что это длящиеся правонарушения, другие – придерживаются иной позиции, при том каждая из сторон приводит свои аргументы.

Государственные органы в своей практике в большинстве случаев исходят из того, что подобные правонарушения являются длящимися, что вполне естественно, так как в таком случае контролирующие органы получают дополнительные возможности по воздействию на организации. Фактически в таком случае государственные органы продляют срок давности на неизвестное время, так как обнаружено правонарушение может быть не скоро.

Так, в Письме ГТК РФ от 27 мая 2002 г. N 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» указано: «… в случае, когда в соответствии с нормативными правовыми актами по таможенному делу обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, с момента истечения такого срока правонарушение является оконченным, однако противоправное деяние, заключающееся в невыполнении указанной обязанности, продолжает длиться до его прекращения» 1.

В обоснование того, что подобные правонарушения являются длящимися, специалисты обычно ссылаются на то, что обязанность по уведомлению антимонопольного органа никуда не исчезает и после того, как прошел срок, установленный законом: установленная законодательством обязанность не прекращается в момент наступления установленного для ее исполнения срока. Лицо продолжает быть обязанным исполнить действия, предписанные законом.

Исходя из изложенного, делается вывод, что правонарушение «протекает» во времени (обязанность продолжает не исполняться), что характерно для длящихся правонарушений.

Опровергая данную позицию, авторы, не относящие подобные правонарушения к длящимся, указывают, что не совершение лицом определенной обязанности означает не только само действие (бездействие), но и его результат. Следовательно, делается вывод, что основу противоправных деяний, заключающихся в неисполнении обязанности к определенному сроку, составляет именно фактическое неисполнение (неуведомление – в приведенном примере). Соответственно окончено такое деяние тогда, когда истек срок исполнения обязанности (истек срок подачи заявления в антимонопольный орган). С данного момента и следует исчислять срок давности привлечения к ответственности.

Представляется, что расхождение позиций и дискуссия по рассматриваемому вопросу являются следствием несовершенства административного законодательства. Для сравнения, например, в уголовном праве таких проблем нет.

В УК РФ установлено, что сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до момента вступления приговора в законную силу. В связи с особенностью уголовно-правовых отношений в срок давности привлечения к уголовной ответственности включается все время, прошедшее до обнаружения преступления и после этого – до приговора суда. При этом ч. 2 ст. 9 УК РФ определяет время совершения преступления – это время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Поэтому срок давности по всем уголовным преступлениям начинает исчисляться с одной даты – с момента совершения деяния, независимо от того, является ли данное преступление длящимся или нет, обнаружено оно или нет.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, как уже указывалось, не содержит понятия длящегося правонарушения, и кроме того, устанавливает различный момент начала исчисления срока давности по простым и по длящимся правонарушениям, не определяя при этом, что является днем совершения правонарушения.

Данные недостатки, должны быть устранены только законодательным путем. Например, представляется вполне приемлемым, установление в законе единого начала исчисления срока давности – с момента совершения противоправного деяния. Однако, до внесения изменений необходимо обозначить более четкие критерии, которые позволили бы на практике разграничивать простые и длящиеся административные правонарушения.

В общем смысле длящееся правонарушение – это действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного наказания, оканчивающееся вследствие действия самого лица, направленного к прекращению правонарушения, либо наступления событий, препятствующих его совершению, либо, когда отпадает сама обязанность, невыполнение которой составляло содержание правонарушения.

Тем самым для длящегося правонарушения характерно начало его осуществления – с момента, когда лицо нарушило закон, и фактическое окончание его совершения – когда лицо само перестало его совершать или правонарушение было пресечено. При этом на всем протяжении (от начала до окончания) длящееся правонарушение является юридически оконченным, что определяет возможность привлечения лица к ответственности. То есть с момента начала совершения противоправного деяния длящееся правонарушение является юридически оконченным, но деяние продолжает осуществляться дальше, до его фактического прекращения.

У недлящихся правонарушений момент начала совершения противоправного деяния совпадает с моментом юридического окончания правонарушения и моментом фактического окончания осуществления правонарушения.

Таким образом, можно условно обозначить, что если при совершении правонарушения имеется возможность его пресечения со стороны государственных органов или же сохраняется возможность прекращения его совершения самим лицом, то это длящееся правонарушение. Именно это и является характерным признаком длящихся правонарушений. Если же таких возможностей нет (поскольку правонарушение фактически окончено когда и начато) – то это обычное правонарушение.

В качестве примера первого правонарушения можно привести ст. 5.32 КоАП РФ, в которой предусмотрена ответственность за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах. Правонарушение будет окончено фактически лишь тогда, когда либо сам руководитель устранит свое нарушение или на это укажут ему уполномоченные органы.

В случае с неуведомлением антимонопольного органа возможности пресечения или прекращения правонарушения нет. Лицо не может вернуть время назад и отправить уведомление в срок. Даже, если лицо направит уведомление, то оно все равно может быть привлечено к ответственности за нарушение сроков. Пресечь правонарушение государственные органы также не могут, так как оно уже совершено, уже нарушены сроки. Можно только потребовать представить уведомление, но это не устранит факта совершения правонарушения.

Таким образом, представляется более обоснованной, логичной и последовательной позиция, в соответствии с которой противоправные деяния, заключающиеся в неисполнении обязанности к определенному сроку, не являются длящимися. Соответственно исчисление сроков давности по таким правонарушениям следует осуществлять с момента их совершения, когда обязанность не была исполнена к установленному сроку.

Для того, чтобы определить длящееся правонарушение или простое, необходимо проанализировать признаки его состава и определить имеется ли возможность пресечения или прекращения деяния. В длящихся правонарушениях противоправное деяние совершается до момента его пресечения или самостоятельного прекращения. В рассматриваемом примере о неуведомлении антимонопольного органа противоправное деяние уже совершено. При этом сохраняется обязанность совершить определенные действия, что не означает того, что само противоправное деяние продолжает совершаться. В связи с этим, решение антимонопольного органа о привлечении организации к ответственности должно быть признано незаконным.

Следует отметить, что разрешение вопроса об ответственности за административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанности в срок, будет зависеть в первую очередь от того, как положения кодекса будут трактоваться и применяться на практике.

И тут имеются как положительные, так и отрицательные моменты.

Так, например, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года, № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» 1 неоднократно указывается, что:

— невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

— срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 1 сентября 2003 г. N Ф08-3268/03 указывает: «Обязанность по получению согласия ограничена во времени, согласие антимонопольного органа необходимо получать до совершения сделки. Следовательно, нарушение статьи 18 названного закона считается законченным в момент совершения сделки и с этого момента следует исчислять срок привлечения к административной ответственности» 3. Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 1 июня 2005 года по делу N А42-4765/03-12 4 также соглашается с тем, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением и что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Сараев Д.В., анализируя рассматриваемую проблему, приводит в пример решение апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы.

Арбитражный суд г. Москвы сделал выводы, что длящимся является такое правонарушение, которое носит непрерывный характер и совершается ежедневно, вплоть до его пресечения (обнаружения). Длящееся правонарушение в любой момент может быть пресечено и устранено непосредственно самим правонарушителем 5.

Приведенные из практики примеры решений указывают на то, что суды склонны разрешать дела исходя из позиции, в соответствии с которой невыполнение обязанности к установленному законом сроку не является длящимся правонарушением. В тоже время необходимо заметить, что в практике по схожим ситуациям существуют и иные, противоположные судебные решения.

Так, тот же Федеральный Арбитражный Суд Северо-Западного округа в Постановлении от 14 марта 2005 года (по делу N А56-28535/04) признал ошибочными выводы суда первой инстанции 6.

Суд первой инстанции признал незаконным решение о привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 16.17 КоАП РФ в связи с пропуском срока давности. Однако суд кассационной инстанции указал, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 и ч. 2 ст. 16.17 КоАП РФ, является длящимся, в связи с чем таможенные органы не пропустили срока давности привлечения общества к ответственности.

Таким образом, судебная практика по рассматриваемой проблеме неоднозначна. Вследствие этого остается только ждать выводов Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу, так как до законодательных изменений в связи со спорностью позиции практика пойдет по тому пути, который будет установлен высшей судебной инстанцией. На данный момент Высший Арбитражный Суд РФ ограничился только разъяснением относительно того, что является днем обнаружения административного правонарушения 7.

1 См.: Таможенные ведомости. 2002. N 9.

2 См.: Российская газета. 2005. 19 апреля.

3 См.: Справочно-правовая система «Гарант».

5 См.: Сараев Д.В. Реализация норм о сроках привлечения к административной ответственности и практика их применения арбитражными судами // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2003. N 1-2.

6 См.: Справочно-правовая система «Гарант».

7 См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. N 3 .

>Место совершения административного правонарушения

Понятие места совершения правонарушения

Определение 1

Место совершения административного правонарушения – часть пространства с которым связано протекание опасного для социума деяния, определяемого административным законодательством как правонарушение.

В зависимости от характера и вида правонарушения местом его совершения может быть:

  • географическая точка, где было совершен деликт, характеризуемые КоАП РФ или региональным законодательством как административное правонарушение;
  • в случае длящегося административного деликта – место пресечения правонарушения;
  • если способ совершения правонарушения – бездействие, — часть пространства, где должны быть выполнены определенные обязанности или совершены предписываемые действия.

Значение правильного определения места правонарушения

Выделяют теоретическое и практическое значение выделения места правонарушения и его характеристики в процессуальных документах.

Точное установление места совершения административного деликта позволяет:

  • разграничить и обосновать применение к административному деликту федерального, либо регионального законодательства;
  • правильно обосновать применение норм административной ответственности в том случае, если законодатель предъявляет особые требования к квалификации правонарушения в зависимости от места его совершения;
  • определить территориальную подсудность.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

В случае, когда место совершения административного правонарушения является обязательной характеристикой объективной стороны административного деликта, его неправильное определение может привести к неверному применению норм материального права, квалификации деликта.

Правила определения места совершения правонарушения

По общему правилу местом совершения административного деликта считается территория, на которой противоправное деяние было окончено.

Если объективная сторона административного деликта выражена в виде неисполнения законной обязанности место совершения преступления определяется:

  • для физического лица и индивидуального предпринимателя – местом жительства;
  • должностное лицо – место исполнения своих обязанностей;
  • юридическое лицо – место нахождения юридического лица.
  • для филиала и представительства юридического лица — местом их нахождения.

Замечание 2

Часть пространства, характеризуемая как место совершения правонарушения, должна быть описана в процессуальных документах, прежде всего, протоколе.

Характер и состав совершенного административного деликта непосредственно влияет на степень детализации определения места совершения правонарушения. Как правило, в протоколе для определения и описания места совершения административного деликта указывается название населенного пункта, адрес и, если речь идет о юридическом лице, название организации, занимающей помещение.

Административное правонарушение может быть совершено вне границ населенного пункта. В этом случае точное определение места деликта о осуществляется путем привязки к наименованию местности или конкретным ориентирам, например, обозначение трассы, расстояние.

В отдельных случаях место совершения административного деликта является обязательным признаком объективной стороны состава правонарушения. В протоколе он описывается детально с привязкой не только к зданию, но и помещению, в котором произошло деяние, или точному расстоянию.

В некоторых случаях место совершения административного деликта охватывает значительную территорию (лес, водный объект и тому подобное). Правильно определение места совершения административного деликта определяется путем указания площади участка, его границ, кадастрового номера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *