Уголок уединения в саду

Содержание

Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка

Татьяна Владимировна Попова
Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Кроме того, современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.

Поэтому для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым. «Уголок уединения» в группе — это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Поэтому, нашей целью стало создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.

Основные задачи:

1. Создать уголок уединения в группе в соответствии с ФГОС

2. Создать психолого–педагогические условия для психологической стабильности ребёнка.

3. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.

4. Обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия го развития.

Уголок уединения совмещает в себеуголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций.

Уголок настроения необходим для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения. Тактильный центр нужен для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.

И зону обогащения новыми впечатлениями и знаниями.

Изготовить уголок уединения можно в виде шатра, ширмы, палатки и т. п.

В нашей группе уголок уединения изготовлен из пластикового каркаса. В нем находятся близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому шумовой водопад занял достойное место в нашем уголке. Для релаксации и снятия напряжения у детей мы используем массажные шарики. Обязательный атрибут — мягкие подушки, на которые ребёнок может прилечь и отдохнуть: например подушки-обнимушки. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением. При этом, ребёнок может послушать аудиозапись с релаксирующей расслабляющей музыкой, например шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра. (что для этого есть)

Для выплескивания негативных эмоций, дети могут использовать подушки — плакушки, а так же подушки для битья. Здесь же располагается коврик «злости», вытирая ноги, о который дети могут потоптаться и избавиться от плохого настроения. В коробочку гнева дети выбрасывают всю свою «злость и обиду», сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего». Так же используется стаканчики для крика. Шкатулка добрых дел (как она используется).

В уголке уединения имеется зеркало, мягкие игрушки, мешочек «Мечтайка» альбом и шар настроения, фотоальбомы с шуточными картинками, смайлики «индикаторы настроения», игрушечный телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе, чтобы поделиться чем-то сокровенным, а так же настенные картины с изображением пейзажей, домашних животных — любимцев детворы.

Для обогащения эмоциональной сферы, в уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Например, такие игры, как «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если мы видим, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаемся мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаем ребёнку поиграть в ту или иную игру.

Тактильный центр в нашем уголке уединения используется – для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций. Он включает в себя: пластилин, шнуровки, тактильные мешочки, шумовые коробочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток, сенсорную игрушку «Море в коробке», настольную песочницу, всевозможные мелкие игрушки.

В уголке уединения имеется зона обогащения новыми впечатлениями и знаниями, которая включает в себя различные дидактические игры, книги, поделки детей, так как создание детьми красивых вещей помогает ребёнку быть в гармонии с собой.

Уголок уединения ограничен шторками, дети используют его как игровую зону. Если кому-то из детей необходимо уединиться, он прикрепляет с внешней стороны изображение замка, что является сигналом для других детей и взрослых «Вход воспрещен».

Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы находятся в уголке постоянно. Это придает ребенку чувство уверенности, постоянства.

Таким образом, предметно-пространственная среда в группе обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и возможность для их уединения. Именно на это обращено особое внимание в требованиях ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде п. 3.3.1.

В завершении мне хотелось бы пожелать вам эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, и конечно же творческих успехов в нашем общем деле!

Спасибо за внимание!

Статья «УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» статья (средняя группа) по теме

Детско-взрослый проект «Любимый уголок». Создание центра уединения детей. Насыщение оборудованием (из опыта работы педагога).

Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды. Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения». Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.

Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:

организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;

создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.

А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность облегчить протекание адаптации.

«УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ» — ЭТО МЕСТО, ГДЕ РЕБЁНОК МОЖЕТ ОЩУТИТЬ СЕБЯ В ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, МОЖЕТ УСПОКОИТСЯ, РАССЛАБИТЬСЯ, ПОИГРАТЬ С ЛЮБИМОЙ ИГРУШКОЙ, РАССМОТРЕТЬ ФОТОГРАФИИ, КНИГИ, «ПОЗВОНИТЬ» МАМЕ, ИЛИ ПРОСТО ПОМЕЧТАТЬ.

Такое место в саду позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.

Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, чтобы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных светильников, шумовых водопадов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.

Большое значение имеет оснащение уголка уединения. Здесь могут быть фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон». Особую нишу занимают игрушки для снятия психического напряжения.

Это могут быть:

  • стаканчики для крика;
  • дартс, подушки для битья;
  • коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);
  • коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);
  • зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);
  • набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин);
  • коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу);
  • маски;
  • массажные мячики;
  • кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;
  • подушка-плакучка, подушка-думалка;
  • «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Также в уголке уединения могут находиться различные дидактические игры и игрушки:

  • театральная ширма с комплектом игрушек для театральной деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый);
  • тактильные, сенсорные коврики;
  • мозаика, пазлы;
  • игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);
  • шнуровка;
  • клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
  • лоскутное панно;
  • дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках»;
  • Куклы.

Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

Эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:

«Ходьба по комнате»

Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.

«Потянулись»

И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.

В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.

Что сделали мы в своей группе.

В своей группе для оформления уголка мы использовали спокойные, пастельные оттенки. Ребенок должен отдыхать, а не раздражаться яркими тонами. Так — же подушки-это обязательный атрибут уголка. Чтобы малыш мог прилечь и отдохнуть. Мягкие игрушки будут не лишними и являются хорошим дополнительным оснащением уголка. И еще мы предлагаем ребенку различные дидактические игры, различного вида шнуровки, пластилин, листы для рисования, цветные карандаши. Это хорошо отвлекает внимание ребенка на некоторое время. Содержимое уголка мы постоянно обновляем, но некоторые предметы находятся там постоянно. Это придает малышу чувство уверенности и спокойствия.

При правильной организации Уголка уединения, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Так — же правильно-организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Мастер-класс «Создание уголка уединения»

Людмила Фёдорова
Мастер-класс «Создание уголка уединения»

Мастер-класс «Создание уголка уединения»

Одной из важных задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребенка.

Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения.

Испытывая определенные чувства, ребенок познает себя, других людей, окружающий мир. Чтобы помочь ребенку разобраться в переживаемых им чувствах, надо понять причину их возникновения (детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление и др.)

Организация соответствующей среды в детском саду помогает детям научиться управлять своими эмоциями.

Одной из наиболее эффективных форм работы является «уголок уединения».

Он позволяет решать следующие задачи:

— организовать работу по развитию и обогащению эмоциональной сферы детей

— создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе

— предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущая к утомлению его нервной системы

— облегчить привыкание вновь поступивших в группу детей к новым условиям жизни

Как создать «уголок уединения»?

Берем ткань (органза) 2,5*2,5метра (используем не слишком яркие, спокойные тона, оверложиваем ее края, пришиваем капроновую ленту на расстоянии 40 см от верхнего края и вдеваем обруч (предварительно раскрыв его, соединяем края обруча, закрепляем их (скотчем). Верхний край органзы собираем в «пучок», связываем прочной тесьмой. Края тесьмы надеваем на металлический крючок, который прочно прикрепляем к потолку (или стене).

Украшаем: на обруч пришиваем (или приклеиваем) цветы (которые изготавливаем из капроновой ленты, на одну половину ткани – розовые, на вторую – синие (для девочек и мальчиков).

Дети вырезают бабочек из бумаги по трафарету. Их тоже прикрепляем по всей ткани.

В центре уголка помещаем диванчик (обшиваем поролоновые подушки чехлом из плотной ткани).

На пол стелим коврик спокойных тонов.

Оснащение «уголка уединения».

Фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями

Телефон

Куклы (мягкие, сшитые из ткани)

Клубочки разноцветных ниток

Игрушки для снятия психического напряжения изготавливаем сами.

У меня это:

— «коврик настроения» (с одной стороны «коврик злости» с шероховатой поверхностью – ребенок может, сняв обувь, вытирать об него ноги, пока у него не улучшится настроение; другая сторона его – мягкая – «коврик доброты»)

— «стаканчики для гнева» и коробочка «спрячь все плохое» (ребенок выговаривает в коробочку или стаканчик все свои обиды. Мы берем коробочку или стаканчик потом на улицу и «выбрасываем» их содержимое)

— «кубики настроения» (на гранях кубиков – разные эмоции. Ребенок рассматривает их, выбирает ту, где изображено то, что он чувствует, а потом ту, которую хотел бы почувствовать)

— «книга доброты» — альбом с размещенными в нем только добрыми героями из сказок и мультфильмов;

— «маски настроения»;

— «зеркало настроения» (если у ребенка плохое настроение, предлагаю ему сесть перед зеркалом, посмотреть на себя внимательно, найти свое настроение, улыбнуться – и настроение изменится, улучшится;

— «коробка примирения» (коробка с отверстиями с двух сторон. Дети вставляют туда руки, пожимают их, мирятся);

— «островок примирения» (при возникновении ссор, конфликтов, дети заходят на этот коврик и решают свой конфликт – мирятся;

— «массажные мячи»

— подушки разных цветов;

— игры на развитие мелкой моторики (шнуровка, бусы и др.)

— дидактические игры: «Домик гномов»,»Колобок и Гномик», «Угадай эмоцию».

Все игры, игрушки используются не сразу, а вносятся по мере необходимости. Атрибуты периодически меняются, обновляются. При внесении новых демонстрирую способы пользования ими.

Детям очень нравится «уголок уединении». Он учит их не только отслеживать свое настроение, но и управлять им.

Уголок уединения в детском саду. презентация на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»

Уголок уединения

в детском саду

Выполнили:

Суетина Е.М.

г. Канск, 2016г

1 слайд.

С введением Федеральных Государственных стандартов одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Кроме того, стандарт определил требования к развивающей предметно – пространственной среде, одним из которых является то, что развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной. Это требование возможно реализовать через создание эмоционального благополучия детей во взаимодействии предметно пространственным окружением. В группе мы создали уголок уединения – где дети могут посидеть, отдохнуть от детского коллектива, полистать любимую книжку. Таким образом достигается создание «своего» личного пространства, где у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, почувствовать себя защищённым, поскольку бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

2.слайд

Стоит в поле теремок под названьем «Колосок»

3. Слайд

А живут в нем ребятишки

— Озорные шалунишки!

4. слайд

Дружно. Весело живут

И играют, и поют!

5. Слайд.

Но бывает без сомненья

И плохое настроенье

6.Слайд

Для ребят в короткий срок

Смастерили уголок

Уголок уединенья всем поднимет настроенье

Уголок наш так хорош – лучше в мире не найдешь!

Тили – бом, тили – бом

Мы расскажем вам о нем.

  1. Слайд

Шторы с потолка свисают

Уголок наш украшают

  1. Слайд

А поляна без сомненья поднимает настроенье

Ребенок утром определяет свое настроение и выбирает себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

9. Слайд

На дверях висит замок

Не мешай ты мне, дружок!

Сигналом для детей и взрослых — «Я хочу побыть один» является — замок на шторах

  1. Слайд

Пультик в руки я возьму

Телевизор посмотрю!

Я на кнопку нажимаю

И каналы выбираю!

  1. Слайд

Номер мамин наберу и тихонечко скажу:

«Не волнуйся, мамочка, все у нас в порядке!»

  1. Слайд

Близких я не забываю – фотографии листаю!

  1. Слайд

Не хотим мы больше злиться

Лучше с другом помириться

  1. Слайд.

Поругалась я с подружкой обниму свою подушку.

  1. Слайд

Лучик солнца мы скрутили и друг друга похвалили

«Ласковое солнышко» приходит на помощь, когда дети расшалились или рассердились очень сильно. В таком случае мы предлагаем поиграть с ленточками – поочередно закручивая их и говорить друг другу ласковые, добрые слова. Эту игру можно использовать для примирения детей.

  1. Слайд

В группе я кричать не стану

Лучше баночку достану.

Сердитые слова скажу.

И закрою крышкой

И как Джина,

Не выпущу их из кувшина.

Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этой баночке. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а баночка затем плотно закрывается и прячется.

17.Слайд

Делай добрые дела и не злись ты никогда

В уголке уединения находится игрушка (обезьянка), в лапах которой – коробочка «Добрых дел». Каждый ребёнок может положить в неё фишку, если он считает, что совершил хороший поступок. Это пробуждает и стимулирует у детей желание «творить добро».

  1. Слайд

Вокруг себя повернись — в доброго волшебника превратись.

19.Слайд

В уголок уединения я иду

Без настроенья,

Но когда в него зашел

– Улыбнулся и пошел!

«Зеркало – улыбка», для того чтобы ребенок в него посмотрел и улыбнулся. Им всегда становиться весело после того, как они посмотрят в зеркало. У них такие радостные лица, стараются улыбнуться широко. Очень приятно на них смотреть

20 Слайд

В Золушку я поиграю

И фасоль перебираю

21 Слайд

Ну и бусы –загляденье всем друзьям на удивленье

Д / игра «собери бусы» берет на себя функцию умиротворения, создание красивых вещей, поможет ребенку быть в гармонии с собой

22 Слайд

Капитошка, капитошка поиграй со мной немножко

В руки я его возьму и тихонечко помну

«Капитошки» Эти пособия изготовлены из обычных воздушных шариков, внутрь засыпаем муку и крахмал.

Дети разминают в руках «Капитошки», меняя их форму. Такие игрушки очень нравятся детям.

23 Слайд

На бутылочки смотрю взгляд от них не отведу.

Одни бутылочки наполнили гелем для душа, другие водой с глицерином. В них насыпали бисер, дождик новогодний. Если бутылку перевернуть — бисер начнет медленно опускаться. Дети не могут оторвать свой взгляд от волшебной красоты.

24 Слайд

Наши маленькие руки никогда не знают скуки

Мы лепили рисовали и с подушками играли

Их в руках перебирали.

Тактильные мешочки в нашем уголке используем – для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.

25 Слайд

Мы коллекции магнитов, фантиков собрали

С удовольствием теперь с ними мы играем.

Разглядывая коллекции морских ракушек, фантиков, магнитов дети отвлекаются от своих проблем, успокаиваются, начинают думать о чем- то приятном.

26 слайд

Уважаемые коллеги!

Если вдруг без настроенья

Вы придете в детский сад

В уголок уединенья загляните в тот же час

И хорошее настроение не покинет больше вас

Свой рассказ мы завершаем

Творческих успехов вам желаем

Мы вас любим горячо

Приглашайте нас еще.

Уголок уединения в детском саду

Екатерина Харина
Уголок уединения в детском саду

«УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Являясь слушателем муниципальной опорной площадки на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 155» по теме: «Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования», я очень заинтересовалась проектом на тему: «Уголок уединения в детском саду».

Я пришла к решению, что данный проект должен появиться и в моей группе.

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Кроме того, современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.

Поэтому для формирования психологической стабильности ребенка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым.

Уголок уединения в группе — это место, где ребенок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Поэтому, нашей целью стало создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.

Основные задачи:

1. Создать уголок уединения в группе в соответствии с ФГОС

2. Создать психолого-педагогические условия для психологической стабильности ребенка.

3. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.

4. Обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия его развития.

Уголок уединения совмещает в себе уголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций.

Уголок настроения необходим для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения. Тактильный центр нужен для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.

И зону обогащения новыми впечатлениями и знаниями.

Конечно же, свою работу я начала с определения места для создания зоны уединения, а также с плана того, что именно должно получиться.

Для осуществления идеи мне понадобилось: ткань (органза) 4*3 метра, гнущийся карниз и ткань разных цветов для создания подушек. Ткани я подобрала спокойных тонов.

И вот, что из этого у нас получилось.

Оснащение «Уголка уединения»

1. Декоративный камин.

2. Картины.

3. Мягкие подушки.

4. Игрушки для снятия психического напряжения изготавливаем совместно с родителями группы.

Детям очень нравится «Уголок уединения». Он помогает им не только отслеживать свое настроение, но и управлять им.

Также, в дальнейшем, мы планируем создание «Уголка мирилок для ребят».

Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ

Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

Дошкольников следует учить выражать негативные эмоции в конструктивной форме

С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

  • В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
  • Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
  • Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
  • Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
  • Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). В среднем же и старшем звене ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.

Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя.

В уголке уединения должны находиться предметы, вызывающие у детей приятные переживания, например, воздушные шары

Как оформить центр уединения для дошкольников разного возраста

При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.

Для младшего дошкольного возраста актуален дизайн «Норка» — миниатюрный домик-палатка с маленьким входом

Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.

Из чего сделать каркас для уголка уединения

Варианты каркасов центра уединения могут быть различными:

  • Простой вариант — один угол групповой комнаты отгораживается с помощью портьеры, закреплённой на карнизе, или же обычной ширмы. Ткань следует украсить бумажными цветами, звёздочками, бабочками, смайликами и пр.
  • Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.
  • Роль ведущей конструкции может исполнить обычный большой зонт (идеальный вариант — пляжный), к которому крепится ткань или занавес из ленточек: это может смотреться весьма оригинально. Также можно использовать большой абажур.

Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.

С помощью ширмы можно создать уютное место для уединения, дополнив его необходимыми атрибутами

Фотогалерея: виды каркасов для уголка уединения

Уголок, отделённый портьерой — очень простая и компактная конструкцияИз пластиковых труб, обшитых тканью, получается устойчивая конструкцияЗонтик с пришитыми к нему длинными лентами просто крепится к потолку

Уголок из пляжного зонта с ленточками похож на карусельЕсли прикрепить к абажуру длинную полупрозрачную ткань, получится уютный уголок уединения

Фотогалерея: идеи для оформления уголков уединения

В таком домике дошкольники смогут почувствовать себя лесными жителями Внутри такого шатра ребёнок словно попадает в волшебный мир Ширма трансформируется в красивый сказочный терем, который можно переносить с места на место В таком теремке ребёнок сможет представить себя героем русской народной сказки Роль занавесок могут выполнять длинные разноцветные ленточки Для старших дошкольников можно полностью не отгораживать зону, а сделать купол, который символизирует уединение Роскошный шатёр принцессы можно сделать из обычной тюлевой ткани Красивый шатёр дополнен мягкой полянкой с заборчиком При организации уголка уединения можно использовать пространство между детской мебелью

Видео: как оформить уголок уединения в детском саду и дома

Видео: уголок уединения в русском стиле под названием «Горенка»

Правила оформления уголка уединения по ФГОС

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:

  • Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
  • Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
  • На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.

    Пушистый коврик, подушки, плюшевые игрушки создадут ощущение уюта и комфорта

  • Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
  • Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
  • При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
  • Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Заглянув в окошко, воспитатель может незаметно оценить состояние ребёнка

Паспорт уголка уединения

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:

  1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).
  2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.
  3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Наполнение уголка уединения в детском саду

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

  1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
  2. «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
  3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  4. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
  5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
  6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Фотогалерея: предметы для выплёскивания негативных эмоций

Глядя на своё отражение в забавном зеркале, малыш успокаивается Вместе с криком можно выплеснуть гнев и обиду Подушка или мягкий модуль, который можно поколотить, поможет ребёнку освободиться от гнева и агрессии В стаканчике гнева ребёнок оставляет свои плохие мысли и чувства Назначение такой мирилки — преобразовать детский конфликт в увлекательное действие

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

  • Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
  • Красивый настольный фонтан, водопад.
  • Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
  • Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
  • Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
  • Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
  • Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
  • Коллекции морских ракушек, магнитов.
  • Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
  • Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
  • Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Фотогалерея: предметы для расслабления и релаксации

Маленьким воспитанникам помогают успокоиться игрушки-пищалки Рассматривание фотоальбома помогает ребёнку успокоиться Настольный фонтан или водопад подействует на ребёнка завораживающе и успокоит его Картину можно оформить по своему желанию: элементы крепятся на липучки Привлекательная подвеска заинтересует ребёнка и отвлечёт его от переживаний

Пособия для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

  • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
  • Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
  • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
  • «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
  • «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Фотогалерея: пособия для обогащения эмоциональной сферы

Можно предложить ребёнку положить своё плохое настроение в один мешочек и взять хорошее из другого Подушке ребёнок может рассказать о своём настроении, поделиться переживаниями Ребёнок выбирает настроение, которое ему подходит, и помещает туда магнитик со своей фотографией Забавная шапочка поможет малышу лучше понять своё эмоциональное состояние или попробовать почувствовать какую-то эмоцию

Основные виды деятельности в уголке уединения

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

  • Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
  • Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
  • Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
  • Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
  • Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Фотогалерея: работа в уголке уединения

Чтобы дать выход негативным эмоциям, дошкольник может нарисовать свой страх или гнев Манипуляции с лучиками-ленточками помогут успокоить или помирить поссорившихся ребят Ребёнок рассказывает о своём хорошем поступке и кладёт фишку в специальную коробочку Игра поможет разобраться в положительных и отрицательных поступках и оценить своё собственное поведение

Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.

Оформление уголка уединения в средней группе по ФГОС

«Центр уединения» в группе. Оформление детского сада В этом году в нашем детском саду проходил фестиваль «Центров Уединения». Наша группа тоже принимала участие в этом мероприятии. У нас.

Оформление детского сада. Уголок уединения Для создания эмоционально комфортной обстановки в группе был создан «Уголок настроения». Мы его создали для сохранения и укрепления психическое.

Мастер-класс. Диванчик для уголка уединения из пластиковых бутылок Вам потребуется: 60 пустых пластиковых бутылок, одинаковой формы; поролон- 1,5 х 1,1 м. ; бязь- 1,5 х 1,1 м. ; ленты из ткани — шириной 7-8.

Оформление уголка по ПДД в средней группе детского сада Здравствуйте. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов оформления группового уголка по ПДД для средней группы детского сада. Моё небольшое.

Оформление уголка рисования и уединения в группе детского сада Работы выполнены совместно с родителями, они выпиливали матрешку а я раскрашивала. Матрешка выполнена в стиле гжель. Она используется не.

Оформление уголка толерантности и патриотического уголка во второй младшей группе У нас в детском саду проходил смотр «Патриотических уголков». Совпал он с неделей толерантности. Наша группа представляла Республику Казахстан.

Оформление уголка уединения «Наше настроение!» Сегодня мы все живем в неспокойное и динамичное время, когда мы, взрослые, пытаемся все и везде успеть, и нам, порой, бывает некогда остановиться.

Оформление экспериментального уголка в средней группе (первая часть) Оформление экспериментального уголка в средней группе. Дошкольный возраст самый интересный в жизни любого! Именно в этом возрасте открывается.

Оформление экспериментального уголка в средней группе (вторая часть) Оформление экспериментального уголка в средней группе. Очень важно развивать познавательную деятельность дошкольников. Столько много всего.

Центр уединения в детском саду как средство обеспечения психолого-педагогических условий при реализации ФГОС Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *