Таможенный контроль ТК ЕАЭС

Что такое таможенный контроль после выпуска товаров? Что проверять, если товар быстро реализуется?

В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС.

После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 — 15 статьи 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.

В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Таким образом, в соответствии со статьей 311 ТК ЕАЭС объектом таможенного контроля после выпуска могут являться товары, находящиеся на таможенной территории Союза, — при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Каковы критерии оценки результативности проверок после выпуска товаров?

Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р, установлен Целевой индикатор развития таможенной службы Российской Федерации: результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (с 72 процентов в 2012 году до 85 процентов к 2020 году). Основными критериями результативности таможенных проверок по их результатам являются: принятие решений в сфере таможенного дела, доначисление и (или) довзыскание таможенных и иных платежей, возбуждение дел об административных правонарушениях, возбуждение уголовных дел, изъятие товаров.

Есть ли возможность понизить категорию риска для добросовестного участника ВЭД?

Для участников ВЭД, осуществляющих определенный вид деятельности, имеется возможность отнесения к категории низкого уровня риска в заявительном порядке. Решение ФТС России об отнесении Лица к категории низкого уровня риска формализуется в форме Распоряжения ФТС России в отношении каждого конкретного участника ВЭД.

Требования к участнику ВЭД, а также документов и сведений, перечень необходимых для проведения проверки и принятия решения об отнесении заявителя к низкому уровню риска, определены следующими нормативными документами:

  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731 – для участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732 – для участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз мясной продукции (товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств;
  • Приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. № 1740 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз рыбной продукции (товаров группы 03, товарных позиций 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС).

Участники ВЭД, занимающиеся иными видами экономической деятельности могут быть отнесены к категории низкого уровня риска только на основе автоматического рисккатегорирования. В данном случае определение категории риска участника ВЭД происходит в соответствии с перечнем критериев для автоматического категорирования (приказ ФТС России №2256 от 1 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности»). Данный процесс происходит автоматически, и влияние человека на процесс и его результаты полностью исключено.

Каковы критерии и механизмы при отнесении участников ВЭД к категориям риска? Есть ли возможность у участника ВЭД узнать, к какой категории риска относится его предприятие?

Исчерпывающий перечень критериев и механизмов отнесения участников ВЭД к низкому уровню риска содержатся в приказах ФТС России:

  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731 – для участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732 – для участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз мясной продукции (товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706 –для участников ВЭД, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств;
  • Приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. №1740 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз рыбной продукции (товаров группы 03, товарных позиций 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России №2256 от 1 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности».

В Личном кабинете функционирует сервис информирования компаний о категории уровня риска. Воспользоваться сервисом могут организации, присоединившиеся к Хартии добросовестных участников ВЭД.

Сервис обеспечивает информирование об актуальной на текущий момент категории уровня риска организации. Также дополнительно содержатся сведения о результатах деятельности организации по наиболее значимым критериям. Кроме того, в сервисе реализована функция предупреждения о возможном повышении уровня риска – если итоговое значение оценки деятельности участника ВЭД менее чем на 10% отличается от порогового значения, предусматривающего переход в более высокую категорию риска.

Таможенный контроль после выпуска товаров в Таможенном Союзе Евразийского Экономического Союза и основания для его проведения

Таможенным контролем после выпуска товаров называют комплекс мероприятий, проводимых после выпуска товаров для контроля факта выпуска, а также подлинности сведений, упомянутых в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном оформлении .

Целью этого вида контроля является содействие эффективному развитию внешнеэкономической деятельности путем проведения контроля участников ВЭД после выпуска товаров на предмет следования таможенному законодательству ТС ЕАЭС.

Субъектами таможенного контроля после выпуска товаров выступают таможенные органы ТС ЕАЭС с одной стороны и участники внешнеторговой деятельности с другой стороны.

Для реализации таможенного контроля после выпуска тoваров созданы специальные отделы на базе таможенных инспекций, деятельность которых координируется спецподразделением — Службой таможенного контроля после выпуска тoваров. Данная служба является подразделением РТУ.

Объектом таможенного контроля после выпуска тoваров являются взаимоотношения, которые возникают между таможенными органами и участниками ВЭД в сфере контроля после выпуска в ходе осуществления проверки товаров, товаросопроводительных документов, бухгалтерской отчетности.

Данный вид таможенного контроля осуществляется таможенными органами в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, но может быть определен более длительный срок, не превышающий 5 лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров базируется на принципах независимости, законности, объективности и выборочности. То есть должностные лица таможенных органов обязаны, во-первых, осуществлять таможенный контроль с непредвзятостью; во-вторых, осуществлять контроль в строгом соответствии с законодательством ТС ЕАЭС; в-третьих, в ходе проверки не допускать умышленного искажения фактов и, в-четвертых, осуществлять таможенный контроль в установленной ТК ТС форме. При производстве таможенного контроля после выпуска должностные лица таможенных органов вправе применять только те формы таможенного контроля, которые введены таможенным кодексом.

Все формы таможенного контроля изложены в главе 16 ТК ТС. Таможенный контроль после выпуска, как правило, осуществляется в следующих формах:

• Проверка документов и сведений. Проверка осуществляется в отношении документов, предъявленных при осуществлении таможенных операций, с целью доказательства достоверности сведений, неподдельности документов, а также грамотности их заполнения.

Осуществление проверки достоверности реализуется путем сравнения сведений, предъявленных таможенным органам при таможенном оформлении, с информацией, приобретенной из иных источников, анализа сведений таможенной статистики и т. д. В ходе проведения проверки должностные лица могут затребовать в письменной форме дополнительные документы.

Документы, имеющие информацию, необходимую для осуществления таможенного контроля после выпуска, должны храниться таможенными органами в течение 5 лет со дня завершения пребывания товаров под таможенным контролем. Лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, обязаны хранить необходимые для таможенного контроля документы в течение 5 лет после года, в течение которого осуществлялись таможенные операции.

По результатам проверки составляется заключение, в котором отражаются, систематизировано изложенные, документально подтвержденные результаты проверки. Если в результате проверки документов и сведений были обнаружены нарушения таможенного законодательства, то в заключении указываются:

  • · нормативные документы, требования которых были нарушены;
  • · суммы предварительно рассчитанных неуплаченных таможенных платежей;
  • · индикаторы риска и их значение, которые могут быть использованы при создании проекта профиля риска.
  • • Устный опрос участников ВЭД. Данная форма используется с целью получения сведений о характере и особенностях внешнеторговой сделки. Отличительной особенностью устного опроса как формы таможенного контроля является отсутствие необходимости оформления полученных пояснений в письменной форме.

Получение объяснений — получение должностными лицами необходимой информации, имеющей важность для таможенного контроля, от декларантов и иных лиц, которые этими сведениями располагают.

Перед проведением получения объяснений должностное лицо таможенного органа должно заранее составить перечень вопросов, которые помогут установить несоблюдение таможенного законодательства. Полученные объяснения оформляются в специально установленную письменную форму.

• Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях установления факта нахождения подконтрольных товаров на складе, а также проверка соответствия помещений и территорий нормам таможенного законодательства.

Осмотр помещений и территорий осуществляется только при предъявлении приказа, подписанного начальником таможенного органа, и служебного удостоверения. При отказе допустить должностных лиц на проверяемую территорию, сотрудники имеют право проникнуть на территорию и в помещения с прекращением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых.

Таможенный осмотр помещений и территорий не может длиться больше одного рабочего дня. По результатам составляется акт по специально установленной форме в двух экземплярах.

Таможенный осмотр жилых помещений не дозволяется.

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков — это форма таможенного контроля, при которой должностные лица осуществляют контроль наличия на товарах или на их упаковках специальных марок, знаков с целью подтверждения законности ввоза груза на таможенную территорию.

Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков может рассматриваться как факт ввоза товаров без надлежащего таможенного оформления. В таком случае таможенный орган вправе наложить арест и (или) изъять товары.

Не допускается самостоятельной замены или уничтожения идентификационных знаков участниками ВЭД. Средства идентификации могут заменяться или уничтожаться только должностными лицами или с их разрешения.

• Таможенная проверка — это основная форма таможенного контроля после выпуска товаров, в ходе которой проводится проверка следования нормам таможенного законодательства.

Таможенная проверка может осуществляться в двух формах — выездная и камеральная таможенные проверки.

Под проверяемыми лицами могут выступать:

  • • декларант;
  • • таможенный представитель;
  • • перевозчик;
  • • лицо, владеющее правом собственности в отношении товаров после их выпуска;
  • • лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
  • • владельцы магазинов беспошлинной торговли, владельцы складoв;
  • • уполномоченный экономический оператор;
  • • другие лица, косвенно или напрямую участвующие в сделках с товарами.

Таможенная проверка проводится в три этапа — подготовительный, рабочий и заключительный.

В ходе подготовительного этапа проходит отбор проверяемых лиц с использованием информации, полученной из официальных источников, проводится категорирование участников ВЭД с учетом уровня риска.

Категорирование участников ВЭД осуществляется на основе критериев, рассчитанных за отчетный период. Всего существует четыре категории: категория низкого уровня риска, категория умеренного уровня риска, категория высокого уровня риска и категория очень высокого уровня риска. Для присвоения той или иной категории участнику внешнеэкономической деятельности у каждого уровня риска есть свои условия. Например, чтобы присвоить участнику ВЭД категорию низкого уровня риска, необходимы такие условия: количество выпущенных декларация должно быть в количестве не меньше 100 штук, а продолжительность ведения внешнеэкономической деятельности более одного года. При этом негативные критерии должны лишь незначительно преобладать над позитивными.

На этом этапе в результате аналитической работы выносится решение о целесообразности или нецелесообразности проведения таможенной проверки. В случае принятия решения об уместности проведения проверки на докладной записке уполномоченного подразделения накладывается резолюция. Составляется программа проведения таможенной проверки, и о ее проведении должным образом уведомляется проверяемое лицо.

В ходе рабочего этапа проводится непосредственно исследование товаров и документов.

На заключительном этапе осуществляется оформлениерезультатов таможенной проверки в специально установленный акт.

Проведению таможенной проверки предшествует подготовительная работа, в ходе которой составляется перечень вопросов, подлежащих проверке. При необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Именно на этом этапе проводится аналитическая работа, по результатам которой выявляются объекты таможенной проверки, а также принимается решение о целесообразности ее проведения (на основании технологии СУР). СУР является одной из основных базовых технологий таможенного контроля и определяет, какую именно форму таможенного контроля необходимо применить, а также является мощным ведомственным информационным ресурсом.

Информационная база СУР структурирована по:

  • • субъектам и объектам таможенных правоотношений;
  • • фактам и предметам правонарушений;
  • • виду и частоте совершения таможенных операций и правонарушений;
  • • таможенным органам;
  • • таможенным процедурам;
  • • товарам.

Для реализации таможенного контроля в форме таможенной проверки создается специальная комиссия. Из должностных лиц уполномоченного подразделения таможенного органа назначается председатель комиссии. Все члены комиссии на время проверки подчиняются непосредственно председателю. Председатель, в свою очередь, организует и координирует работу всей комиссии по проведению проверки, подписывает требования, направляемые комиссией проверяемому лицу, организует подготовку вынесенных решений, а также устанавливает сроки по подготовке заключений таможенной проверки.

В ходе проведения проверки, в случае обнаружения признаков, указывающих на недостоверность информации, должностные лица назначить таможенную экспертизу.

Таможенная экспертиза проводится в отношении товаров, транспортных средств, товаросопроводительных документов и средств идентификации.

Срок проведения таможенной экспертизы не должен превышать двадцати рабочих с дней с момента получения экспертом материалов проверки.

Методологически таможенную проверку можно представить в виде схемы:

Рисунок 1 — Таможенная проверка

Основанием для проведения таможенного контроля после выпуска товаров может служить информация, свидетельствующая о возможном нарушении таможенного законодательства.

Источниками таких данных могут служить результаты оперативно- розыскной деятельности, статистическая информация, информация, полученная из данных учета участников ВЭД. Также эти данные могут содержаться в сообщениях российских и иностранных лиц, средствах массовой информации.

Далее, основаниями для исполнения таможенного контроля является:

  • • получение лицом статуса уполномоченного экономического оператора;
  • • запрос органа иностранного государства провести проверку в отношении лица, проводившего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

Таким образом, суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что таможенный контроль после выпуска в ТС ЕАЭС, имея все многообразие форм, направлен на упрощение таможенных процедур, контроль за своевременностью зачисления таможенных платежей в федеральный бюджет, пресечение правонарушений в таможенной сфере, а также на расширение применения новых информационных технологий и развитие взаимодействия между странами-участницами ТС ЕАЭС.

В своем совершенствовании и развитии таможенный контроль после выпуска должен стремиться к созданию таких условий, когда незаконное перемещение товаров через таможенную границу, их реализация на территории нашего государства станет экономически неоправданной для недобросовестных участников ВЭД.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза ЕАЭС

Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, и их применение

Статья 338. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с настоящим Кодексом применять следующие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля:

1) проводить устный опрос;
2) запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля;
3) назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров;
4) осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест;
5) использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов;
6) применять таможенное сопровождение;
7) устанавливать маршрут перевозки товаров;
8) вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций;
9) привлекать специалиста;
10) привлекать специалистов и экспертов других государственных органов государств-членов;
11) требовать совершение грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств;
12) осуществлять таможенное наблюдение;
13) проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров;
14) иные меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

2. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля.
3. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, применяются в соответствии с настоящей главой, а назначение проведения таможенной экспертизы — в соответствии с главой 53 настоящего Кодекса.

Статья 339. Устный опрос

Должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, в целях получения сведений, имеющих значение для проведения таможенного контроля, без оформления результатов опроса.

Статья 340. Запрос, требование и получение таможенными органами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, — требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
2. Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
3. Установленный таможенным органом в запросе (требовании) о представлении документов и (или) сведений срок представления таких документов и (или) сведений может быть продлен на основании мотивированного обращения лица, которому направлен запрос (требование), в том числе для восстановления утраченных документов. Срок, на который продлевается представление документов и (или) сведений, определяется исходя из обращения лица, которому направлен запрос, но не должен превышать 2 месяца со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений.
4. При проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган запрашивает документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных статьей 326 настоящего Кодекса случаев, когда документы и (или) сведения запрашиваются в соответствии с настоящей статьей.
5. Запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов.
Представленные копии документов должны быть заверены лицом, их представившим.
Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам.
В случае если представленные документы составлены на ином языке, чем государственный язык государства-члена, таможенным органом которого запрошены документы, лица, их представившие, обязаны по требованию должностного лица таможенного органа обеспечить перевод указанных документов.
6. Декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
7. Таможенные органы вправе запрашивать и получать от государственных органов государств-членов, а также от иных организаций государств-членов документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии с законодательством государств-членов.
8. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств-членов от банков и небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и (или) сведения о денежных операциях по осуществляемым сделкам.

Статья 341. Идентификация товаров, документов, транспортных средств, а также помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, и документы на них, грузовые помещения (отсеки) транспортных средств, помещения, емкости и иные места, в которых находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем применения средств идентификации, а также путем отбора проб и (или) образцов товаров, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.
2. К средствам идентификации относятся пломбы, печати, цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, штампы, сейф-пакеты и иные средства, обеспечивающие идентификацию товаров.
Порядок применения средств идентификации, используемых таможенными органами, и предъявляемые к ним требования устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
3. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок применения способов идентификации, используемых таможенными органами, в том числе порядок применения способов идентификации, предусмотренных статьями 167, 180, 192, 206 и 214 настоящего Кодекса.
4. В качестве средств идентификации таможенными органами могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, применяемые таможенными органами государств, не являющихся членами Союза, а также отправителями товаров или перевозчиками.
5. Средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться или заменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. В указанных случаях таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
Изменение, удаление, уничтожение или замена средств идентификации таможенным органом оформляется путем составления акта об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации, форма которого определяется Комиссией, либо проставлением отметок об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах.

Статья 342. Использование технических средств таможенного контроля, иных технических средств, водных и воздушных судов таможенных органов

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля (оборудование, приборы, средства измерений, устройства и инструменты) и иные технические средства.
Перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
2. Технические средства таможенного контроля должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.
3. Комиссия вправе принимать рекомендации по типовым техническим требованиям к отдельным техническим средствам таможенного контроля, используемым таможенными органами.
4. Технические средства таможенного контроля могут использоваться таможенными органами при проведении иных видов государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами, в соответствии с законодательством государств-членов.
5. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.
Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов в целях проведения таможенного контроля устанавливается законодательством государств-членов.

Статья 343. Таможенное сопровождение

1. Таможенные органы применяют таможенное сопровождение в целях обеспечения перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
2. Таможенное сопровождение заключается в сопровождении транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, или транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
3. Таможенное сопровождение осуществляется должностными лицами таможенных органов либо организациями, определенными в соответствии с законодательством государств-членов.
4. Таможенные органы вправе применять таможенное сопровождение:

1) при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в следующих случаях:
непредоставление в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо предоставление обеспечения исполнения такой обязанности в размере меньшем, чем размер, определенный в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;
неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
неисполнение перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса;
иные случаи при выявлении признаков несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право Союза, и (или) законодательства государств-членов;
2) при перевозке иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие товары могут перевозиться по таможенной территории Союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

5. Положения абзаца пятого подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи не применяются, если декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выступает уполномоченный экономический оператор, имеющий свидетельство первого или третьего типа.
6. В случае принятия таможенным органом решения о применении таможенного сопровождения таможенный орган информирует перевозчика о принятии такого решения и организует таможенное сопровождение не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.
7. При таможенном сопровождении транспортных средств по территории только одного государства-члена порядок организации таможенного сопровождения устанавливается законодательством этого государства-члена.
8. При таможенном сопровождении транспортных средств по территориям двух и более государств-членов порядок организации таможенного сопровождения определяется международным договором в рамках Союза.
9. Для целей применения абзаца третьего подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи обмен информацией о вступивших в законную силу постановлениях о привлечении перевозчика к административной ответственности за невыполнение им обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и их исполнении осуществляется в соответствии с международным договором в рамках Союза.

Статья 344. Маршрут перевозки товаров

1. Маршрут перевозки товаров устанавливается таможенными органами в целях обеспечения контроля за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
2. Маршрут перевозки товаров устанавливается в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, либо в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие товары могут перевозиться по таможенной территории Союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.
3. Маршрут перевозки товаров устанавливается при перевозке товаров автомобильным и водным транспортом, за исключением перевозки иностранных товаров водными судами, в том числе судами смешанного (река — море) плавания, между морскими портами государства-члена и (или) государств-членов без захода во внутренние водные пути государства-члена и (или) государств-членов.
4. Маршрут перевозки товаров, установленный в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, устанавливается таможенным органом отправления исходя из сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
5. Изменение маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, перевозчиком допускается с разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования, которое доводится до сведения перевозчика в электронной или письменной форме.
6. В случае установления маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых по территории только одного государства-члена, таможенными органами могут использоваться информационные системы и технические средства таможенного контроля, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута перевозки товаров.
7. Порядок совершения таможенных операций, связанных с установлением, изменением и соблюдением маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, определяется Комиссией, а в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие товары могут перевозиться по таможенной территории Союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, — законодательством государств-членов.

Статья 345. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций

1. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций.
2. Порядок и формы ведения учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
3. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенные органы ведут учет декларантов, а также случаи и порядок ведения такого учета.

Статья 346. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы в случае необходимости могут привлекать для совершения отдельных действий незаинтересованного в результатах таких действий специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств таможенного контроля.
Законодательством государств-членов может устанавливаться, что такие специалисты привлекаются по решению таможенного органа, оформляемому в соответствии с таким законодательством.
2. Привлечение лица в качестве специалиста при проведении таможенного контроля осуществляется на договорной основе.
3. Специалист имеет право:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением действий, в которых он принимает участие;
2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершать такие действия, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
2) удостоверить своей подписью факт совершения действий, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, их содержание и результаты.

5. Специалист не должен разглашать, использовать в иных целях, передавать третьим лицам полученную им информацию, составляющую коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, а также иную конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов.
6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении деятельности и (или) товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании. В иных случаях оплата таких услуг осуществляется за счет средств бюджета государства-члена, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Статья 347. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
Законодательством государств-членов может устанавливаться, что такие специалисты или эксперты привлекаются по решению таможенного органа, оформляемому в соответствии с таким законодательством.
2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов государств-членов, не должны разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов, если выполненная ими по поручению таможенных органов работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 346 настоящего Кодекса.

Статья 348. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный представитель и (или) иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары.
2. Перевозчик обязан способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка) таких товаров.
3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Статья 349. Таможенное наблюдение

Должностные лица таможенных органов вправе осуществлять непосредственное или опосредованное наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за товарами, в том числе транспортными средствами, являющимися объектами таможенного контроля, и за совершением в отношении их грузовых и иных операций, а также за физическими лицами, следующими через таможенную границу Союза и находящимися в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта.

Статья 350. Проверка наличия системы учета товаров и ведения учета товаров

1. В целях обеспечения соблюдения требований, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов, таможенные органы проводят проверку:

1) наличия системы учета товаров, соответствующей установленным требованиям, у лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и у лиц, включенных в такие реестры;
2) ведения учета товаров лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами и лицами, владеющими и (или) пользующимися товарами, помещенными под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета товаров.

2. Порядок проведения проверки наличия системы учета товаров, соответствующей установленным требованиям, и ведения учета товаров устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.

Таможенный контроль ТК ЕАЭС: формы, меры и особенности

Таможенный контроль ТК ЕАЭС — совокупность мер, позволяющая отслеживать соблюдение правил ввоза и вывоза товаров (а также других объектов) через границы стран-участниц союза. С января 2018 года все процедуры и условия регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Благодаря созданию общего экономического пространства оформление и перемещение товаров значительно упростилось. Немаловажную роль сыграли современные технологии — теперь подача необходимых документов может осуществляться посредством электронных систем.

Виды таможенного контроля ТК ЕАЭС

Согласно действующему кодексу, который действителен во всех государствах союза, предусмотрено несколько форм контрольных мер. Выбор одной из них зависит от условий процедур, типа товара и других особенностей. Предусмотрены следующие формы таможенного контроля по ТК ЕАЭС:

  • осмотр, досмотр, в том числе личный, а также помещений, территорий;
  • проверка, в том числе различных документов;
  • получение объяснений.

Все эти формы актуальны в момент нахождения объектов под таможенным контролем.

Однако есть процедуры, которые могут проводиться в течение 3 лет после окончания основного оформления.

Таким образом осуществляется контроль после выпуска по ТК ЕАЭС. Он предполагает подтверждение фактов легального ввоза товаров на территории союза, а назначается при возникновении информации о нарушении действующих норм и правил.

Официальное определение таможенного контроля дано в ТК ЕАЭС, как и условия его проведения, прохождения для потенциальных декларантов. Помимо данного документа, необходимо обращаться еще к законодательству той страны, где осуществляется оформление товаров. Оптимальный выход — заключить договор со специалистами в этой сфере. Ошибки при оформлении, например, неполные данные, отсутствие сопроводительной документации, приводят к потере времени и задержкам поставок по договорам.

Особенности таможенного контроля ТК ЕАЭС

Новый кодекс принес приятные изменения и упростил регламенты процессов. Теперь можно оформить товар без личной подачи документации в оригинале, а сделать это через заполнение форм в электронном виде. Также таможенный контроль ТК ЕАЭС проходит намного быстрее — до 4 часов при отсутствии ошибок и подаче полных данных об объекте. В оформлении и некоторых видах проверки должностные лица органов практически не принимают участие. Их функции возложены на автоматические системы.

Однако неизменными остались распространенные проблемы, с которыми сталкиваются заинтересованные лица. Во-первых, законодательство не стало проще для людей без опыта в этой сфере или профильного образования. Иногда приходят запросы с неточными, неполными формулировками от должностных лиц контролирующих (надзорных) органов или не хватает документов об успешной сертификации продукции. А контроль после выпуска товаров по ТК ЕАЭС сопровождается большим количеством вопросов. Быстро разобраться в этом самостоятельно получается не всегда.

Помощь специалистов

Специалисты отслеживают изменения в законодательстве, кодексах и других взаимосвязанных нормативно-правовых актах. Они знают, какие документы подаются на оформление и как без лишних затрат пройти все официальные процедуры. «Ростестстандарт» ответит на вопросы о ТК ЕАЭС, таможенном контроле после выпуска товаров. Поможем оформить недостающие документы. Узнайте о стоимости сертификата соответствия Таможенного союзаи особенности процедурпо телефонам 8 (495) 40-90-165 (Москва) или 8 (800) 100-90-15 (Федеральный).

Таможенные операции и таможенный контроль в ЕАЭС

На всей территории ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, нормативно-правовой базой которого является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и международные договора и акты. Необходимо отметить, что 11 апреля 2017 г. подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур. Он заменит собой устаревшие нормативноправовые документы.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС включает в себя новые подходы, позволяющие поднять таможенный контроль в ЕАЭС на новый уровень. В частности, произведена кодификация всей информации, используемой в таможенных целях, детализирован порядок расчета и заявления статистической стоимости декларируемых товаров, систематизирован порядок заявления сведений о местонахождении товаров, закреплен приоритет электронного декларирования и др. Вводимые новшества позволят ускорить и облегчить движение товаров и транспортных средств по территории ЕАЭС.

Пункт 2 ст. 127 ТК ЕАЭС устанавливает 17 видов таможенных процедур используемых в целях таможенного регулирования:

  • 1. выпуск для внутреннего потребления;
  • 2. экспорт;
  • 3. таможенный транзит;
  • 4. таможенный склад;
  • 5. переработка на таможенной территории;
  • 6. переработка вне таможенной территории;
  • 7. переработка для внутреннего потребления;
  • 8. свободная таможенная зона;
  • 9. свободный склад;
  • 10. временный ввоз (допуск);
  • 11. временный вывоз;
  • 12. реимпорт;
  • 13. реэкспорт;
  • 14. беспошлинная торговля;
  • 15. уничтожение;
  • 16. отказ в пользу государства;
  • 17. специальная таможенная процедура.

Отдельные таможенные операции регламентируются специальными статьями ТК ЕАЭС. Например, перемещение припасов регламентирует глава 39, временное хранение товаров — глава 37 , а ввоз (вывоз) транспортных средств международной перевозки глава 38 ТК ЕАЭС.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств регламентируется главами 44—46 ТК ЕАЭС. Таможенный контроль на всей территории ЕАЭС осуществляется на основе выборочное™, с применением системы управления рисками (СУР) и ограничивается применением лишь необходимых для обеспечения соблюдения законодательства форм.

Главы государств, правительств, члены правительств и их семьи, а также иные лица, определенные специальными правовыми актами, в соответствии с действующим законодательством освобождаются от таможенного досмотра личного багажа. От таможенного досмотра освобождается военное имущество, согласно специальным заявлениям, а также военные корабли, военная техника и воздушные суда, передвигающиеся самостоятельно.

В арсенале сотрудников таможенных органов находится следующий набор форм таможенного контроля:

  • • получение объяснений;
  • • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • • таможенный осмотр;
  • • таможенный досмотр;
  • • личный таможенный досмотр;
  • • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • • таможенная проверка.

В соответствии с главой 46 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Важную роль в осуществлении таможенного контроля играет СУР (система управления рисками). Алгоритм применения СУР, стратегия и тактика ее реализации, механизмы обмена информацией определяются законодательством государств — членов ТС. В рамках СУР таможенные органы совместно формируют информационную базу СУР, осуществляют анализ и оценку рисков, разрабатывают индикаторы рисков и меры по их минимизации или предотвращению.

Таможенная проверка может осуществляться двумя методами: камеральная таможенная проверка и выездная таможенная проверка. В случае проведения камеральной проверки проводится изучение, анализ и оценка достоверности предоставленных документов. Такая проверка не предполагает выезда к проверяемому лицу и может проводиться без ограничения периодичности. Выездная таможенная проверка может быть плановой, внеплановой и встречной внеплановой выездной и осуществляется с выездом непосредственно:

  • • к юридическому лицу;
  • • месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя (ИП);
  • • месту осуществления фактической деятельности юридического лица или ИП.

Законодательство ЕАЭС четко определяет форму решения (предписания, акта о назначении проверки).

К числу оснований для принятия решения о проведении внеплановой выездной таможенной проверки относятся:

  • • информация, основанная на анализе и оценке данных, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  • • информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  • • получение таможенными органами заявления на получение статуса уполномоченного экономического оператора от лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
  • • потребность в осуществлении встречной внеплановой выездной таможенной проверки;
  • • запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении проверки деятельности участника ВЭД, реализующего сотрудничество во внешнеэкономической сфере с иностранной организацией и др.

Выездная таможенная проверка по определению является внеплановой и может быть назначена по результатам осуществления других форм таможенного контроля.

Плановые таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся один раз в три года.

Выбор лиц, проверку которых предполагается осуществлять по плану, производится с использованием следующих критериев:

  • • проверяемое лицо находится в информационной базе таможенных органов;
  • • на основе данных предыдущих выездных и камеральных проверок;
  • • на основании информации, полученной от государственных органов;
  • • на основании информации организаций осуществляющих банковские операции;
  • • на основании информации, полученной от государственных контролирующих органов стран — членов ЕАЭС;
  • • на основании информации, полученной из средств массовой информации;
  • • на основании информации, полученной официальным путем от других источников.

Плановая таможенная проверка начинается не ранее, чем через 15 календарных дней с момента:

  • • получения проверяемым лицом уведомления о предполагаемой проверке;
  • • получения таможенным органом почтового отправления с информацией о предполагаемой проверке с отметкой о невручении адресату.

Возврат почтового отправления с отметкой о невручении не является основанием для отмены проверки. Датой начала таможенной проверки является день вручения или отказа от получения документов о назначении проверки: копии решения, предписания или акта о назначении проверки. В момент вручения документа руководитель проверяемого юридического лица или ИП либо его представитель должен сделать отметку о дате и времени получения копии решения на оригинале документа. В случае отказа сотрудник таможенного органа должен сделать отметку об отказе в получении документа. Таможенная проверка не должна превышать два месяца, в случае необходимости этот срок может быть увеличен на один месяц решением таможенного органа, проводящего проверку. В случае необходимости проверка может быть приостановлена для проведения необходимых экспертиз или получения документов. Сроки и порядок приостановки регламентируются законодательством государств — членов ТС. (ИСКЛЮЧИТЬ) Завершение таможенной проверки оформляется документально в двух экземплярах и подписывается сотрудниками таможни, участвовавшими в проверке. Один экземпляр остается в материалах проверки, а второй в течение пяти дней вручается проверяемому лицу или отправляется ему почтой с уведомлением о вручении.

Проверяемое лицо имеет право отказать в доступе на проверяемый объект в случаях, когда:

  • • ему не предъявлен документ о назначении проверки или служебные удостоверения сотрудников таможенного органа;
  • • проверяющие не указаны в документе о назначении проверки;
  • • сотрудники таможенного органа не обладают специальным разрешением для доступа на объект, если такое разрешение предусмотрено законодательством стран — членов ТС.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется соответствующий акт (протокол) в соответствии с законодательством государства-члена. Они также вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и (или) со вскрытием запертых помещений в соответствии с законодательством государств-членов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *