Свидетельство об образовании

>В каких случаях вместо аттестата выдается справка об обучении в школе

Причины выдачи справки об обучении

Как правило, одной из основных причин невыдачи аттестата выпускнику является его неявка на единый государственный экзамен. Министерство образования Российской Федерации каждый год разрабатывает сроки проведения экзамена и задания для него. Если выпускники не являются на экзамен в положенный срок, то считается, что они его не сдали.
Бывают и такие случаи, когда выпускники общеобразовательной школы не справляются с экзаменационными заданиями. Чтобы экзамен считался засчитанным, необходимо набрать минимальный балл, так называемый порог.
Всего законом в официальной программе единого государственного экзамена предусмотрено два обязательных предмета: математика и русский язык. Если выпускник не смог набрать нужный балл по одному из основных предметов, ему дается еще один шанс, чтобы исправить свое положение. При повторившемся провале выпускнику выдается справка об обучении в общеобразовательной школе.
В случае когда выпускнику не удалось набрать нужный минимальный балл по двум основным предметам, он не получает второго шанса, а сразу лишается аттестата — и ему выдается справка об окончании школы. Кроме справки о прослушивании курса 10–11 класса, выпускнику отдают «на руки» аттестат об окончании девяти классов общеобразовательной школы.

Как выглядит справка об обучении?

Справка об окончании 11 классов выдается той общеобразовательной школой, в которой числится выпускник. В этом документе указываются его личные данные, полное название учреждения и три отметки: годовая, итоговая и отметка, полученная на государственной аттестации. Вместо третьей оценки иногда указывают количество баллов, заработанных на экзамене.

Правила поступления для несдавших ЕГЭ

Выпускники, которые не получают аттестат о среднем образовании, лишаются возможности продолжить обучение в высшем учебном заведении. С документами, которые выдаются на руки не сдавшим ЕГЭ, можно поступить только в техникумы и колледжи на базе 9 классов.
Однако шанс получить высшее образование у таких выпускников все же имеется. Для того чтобы по окончании техникума или колледжа поступить в ВУЗ по своему профилю, сдавать ЕГЭ им уже не придется. Но в случае когда выпускник принимает решение пойти по другому профилю, он обязуется пройти государственную аттестацию и только по ее результатам он сможет начать обучение в ВУЗе.>Бланки свидетельств об обучении коррекционных школ и классов

Бланки свидетельств об обучении
коррекционных школ и классов

Печать свидетельств об обучении на бланках всех типографий

Программа «Аттестаты-СП» позволяет заполнять свидетельства об обучении коррекционных школ и классов на бланках всех типографий, такие бланки выпускающих. По мере появления новых бланков я разрабатываю шаблоны для их заполнения.

Если Ваш компьютер подключен к Интернету, программа «Аттестаты-СП» автоматически загружает с сайта новые шаблоны бланков. Шаблоны можно загрузить с сайта и вручную.

Так что при работе с программой «Аттестаты-СП» у Вас не будет никаких проблем с бланками аттестатов и свидетельств.

Посмотрите бланки свидетельств об обучении коррекционных школ и классов,
заполненные программой «Аттестаты-СП»:

К сожалению, дизайнеры бланков почти всех типографий не очень вдумчиво отнеслись к их разработке, что создает проблемы при их заполнении:

  • почти нет бланков, в которых после надписи «Дата выдачи» было бы достаточно места для печати даты прописью. Поэтому приходится печатать дату над или под этой надписью, а иногда прямо по ней — иначе просто негде;
  • на некоторых бланках для наименования школы вместо обычных четырех строк выделено всего две строки, хотя места на бланке много — достаточно было бы просто сместить строки. Интересно, видел ли дизайнер такого бланка, как выглядит наименование коррекционной школы? Для такого патологического случая я сделал специальный шаблон с мелким шрифтом наименования и тремя строками — больше не получается никак.

Программа «Аттестаты-СП» позволяет настраивать размер шрифта заполнения бланка. Сделайте такую настройку, если тексты не умещаются в полях. На показанных ниже примерах использованы шрифты разного размера.

Наименование школы записывается в ПРЕДЛОЖНОМ падеже в двух, трех или четырех строках — сколько позволяет бланк. Если не помещается — используйте общеупотребительные сокращения и уменьшайте шрифт.

Щелкайте по рисункам, чтобы рассмотреть подробнее.

  • Выпускает ОАО «Киржачская типография». В программе есть два шаблона заполнения для 3 и 4 строк наименования школы с выбором размера шрифта, указанного в шаблоне.

  • Выпускает ПК «Неопринт» (ранее такой бланк выпускало ФГУП «Центринформ»).

  • Выпускает ООО «Спецбланк Москва».

  • Выпускает ФГУП «Гознак». К бланку претензий нет. Места для наименования достаточно, и «Дата выдачи» на нужном месте.

  • Выпускает ООО «Знак». К бланку претензий нет. Места для наименования достаточно, и «Дата выдачи» на нужном месте.

  • Выпускает АО «Кострома». Бланк просто ужасный. Причем в таком виде он выпускается уже несколько лет. Очень мало места для печати наименования школы — можно напечатать только три строки, причем уменьшенным шрифтом. Дату выдачи приходится печатать ниже — справа от надписи места просто нет. Очень узкая таблица оценок, расшифровки еле помещаются — и это тоже уменьшенным шрифтом
    Должен сказать, что я звонил в АО «Кострома» и пытался им объяснить, что бланк неудобный и надо его исправить.
    Но меня просто не захотели слушать! Говорят: «Заказчики не жалуются, значит, все нормально». То есть типографии наплевать на Вас, мол, мучайтесь, сколько угодно. А мне приходится отвечать на письма со слезными просьбами помочь хоть как-то напечатать на этом кошмарном бланке огромное наименование коррекционной школы… Что я мог — то сделал, но добавить места на бланке я ведь не могу!
    Так что если им так нужны жалобы для исправления собственных, мягко говоря, недоработок, давайте организуем «целительный пендель». По этой ссылке — телефоны контактов АО «Кострома». Позвоните им и расскажите, что Вы думаете об этом бланке и их наплевательском отношении к интересам заказчиков.

Если у Вас есть другие бланки типографий, выпускающих аттестаты, вышлите мне их сканы, чтобы я мог включить в программу и Ваши бланки. Как правильно сделать сканы, смотрите .

Заполните свидетельства
и аттестаты 2014-2019 года программой «Аттестаты-СП»!

Без проблем Вы сможете заполнить свидетельства и аттестаты 2014-2019 года программой «Аттестаты-СП». Подробнее — на главной странице сайта.

Посмотрите отзывы Ваших коллег, уже использующих программу «Аттестаты-СП» — отзывы и благодарности.

Скачайте и испытайте программу бесплатно:

Получите лицензию: обычную — 3800 руб. или льготную — 1900 руб.

Хотите узнать, как можно освоить программу всего за 14 минут и начать печатать аттестаты? Щелкайте по кнопке:

Сертификат об обучении. Особенности и отличие от других документов об образовании

После прохождения любого обучения – от вуза до краткосрочных курсов – студенту выдают документ, подтверждающий получение новых знаний. Это может быть аттестат, диплом, удостоверение, сертификат. Что из этого выдадут вам и от чего это зависит? Разбираемся.

Чем отличается диплом от сертификата?

Разный уровень обучения предполагает и различный статус документов об образовании. То, что высшие учебные заведения выдают диплом, а школы – аттестат об образовании, знают все. Но при получении дополнительного образования часто возникает путаница:

  • «Что я получу после прохождения курсов?»;

  • «Что лучше: удостоверение или свидетельство?»;

  • «Сертификат – это вообще документ или ничего не значащая бумажка?».

Ответы на эти вопросы очень важны, ведь разница здесь не только в названии, но и в статусе получаемого документа.

По итогам прохождения курсов переподготовки обычно выдают диплом. Это закономерно, ведь, по сути, здесь слушатели получают дополнительную специальность (как правило, на основе уже имеющейся).

Слушатели, успешно окончившие курс повышения квалификации, получают удостоверение либо свидетельство о повышении квалификации (это зависит от длительности курса). Принципиально новая профессия также не приобретается, но у учащегося появляется возможность освежить знания, получить представление о современных технологиях, усовершенствовать уже имеющиеся навыки.

Сертификат выдается в тех случаях, когда по программе обучения итоговая аттестация не проводится. Это касается семинаров, конференций, лекций, стажировок и других учебных мероприятий, длительность которых – не более 72 часов.

Нужно понимать: сертификат – не просто бумажка, как опасаются некоторые, он выдается на законных основаниях, но статуса документа об образовании, такого же как диплом или удостоверение, сертификат не имеет. Он констатирует только факт вашего участия в различных краткосрочных мероприятиях образовательного характера. Но он и небесполезен, поскольку демонстрирует интерес сотрудника к профессии, его стремление к самообразованию, профессиональную активность.

Образцы сертификатов

Согласно ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ, люди, прошедшие образовательную программу, по которым аттестация не проводится, получают документ установленного образца. То есть единой формы сертификата здесь не существует.

У медицинского сертификата смысл другой: этот документ как раз выдается по итогам аттестации и является обязательным для всех медработников, причем должен обновляться каждые 5 лет.

Примечательно, что даже те, кто не прошел итоговую аттестацию или получил неудовлетворительные результаты, прервал обучение или был отчислен, может получить справку (об обучении или о периоде обучения). Форму этого документа также устанавливает сама организация.

Оригинал документа о повышении квалификации должен хранится у работника, а копия – в личном деле.

Но повторимся: документы образовательного учреждения, не имеющего государственной лицензии на данный вид деятельности, не являются документами об образовании/повышении квалификации.

Единого образца сертификата о прохождении курсов не существует. Его, как правило, образовательная организация устанавливает самостоятельно. На бланке может располагаться надпись «Свидетельство» или «Сертификат» с наименованием курса, а также количеством часов и Ф.И.О. слушателя.

Сертификат об обучении и образовательный сертификат: в чем разница?

Несмотря на некоторую схожесть названий, это абсолютно разные вещи.

Сертификат об обучении показывает, что слушатель усвоил некую образовательную программу. Образовательный (или ученический) сертификат – это именной документ, который дает право получить материальную помощь на оплату обучения (или дополнительного профобразования).

Государственный именной образовательный сертификат – также именной документ, он подтверждает право на меры господдержки в части оплаты обучения (например, по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки).

Все условия прохождения обучения – сроки, продолжительность обучения, его стоимость и т. д. – определяют конкретная программа обучения и договор с организацией.

Не только государство и учреждение, но и человек, получивший образовательный сертификат, принимает на себя определенные обязательства. К примеру, часто в договоре работник, получающий образование с помощью ученического сертификата, обязуется отработать определенный срок на предприятии либо в учреждении. То есть он обязан отработать или возместить расходы на обучение.

Важно: независимо от названия документа, его должна выдавать организация, обладающая образовательной лицензией, то есть правом на ведение образовательной работы.

1 сентября 2013 г. в России вступает в силу новый закон «Об образовании». До этого момента мы ориентируемся на действующий сейчас Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Немного истории

За последние 20 лет законы об образовании неоднократно «перекраивали».

Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании», который был принят в июле 1992 г. Это был документом переходного периода и в нем продолжали действовать некоторые нормы советского времени.

Чуть позже, в 1996 г., вышел и другой закон — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для своего времени этот документ считался весьма прогрессивными: образовательные учреждения получили свободу, избавились от «штампованных» советских программ.

С 2002 г. было внесено более двухсот законодательных инициатив, направленных на изменение образования, и принято 45 законов. Кроме того, старый закон полон внутренних противоречий, в нем есть дублирующие нормы. Многое носит декларативный характер. По мнению экспертов, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в Болонский процесс.

Несколько лет назад было решено создать принципиально новый, интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся за последние годы.

В результате рабочая группа под руководством Минобрнауки подготовила первый вариант закона «Об образовании в Российской Федерации». Исходный текст был опубликован в мае 2010 г. Отредактированный вариант законопроекта решено было открыть для общественного обсуждения на сайте zakonoproekt2010.ru. В результате обсуждение документа растянулось на несколько лет.

31 декабря 2012 г., спустя почти три года, новый закон был официально опубликован. В силу он вступит, как уже говорилось выше, 1 сентября 2013 г.

Зачем нужен новый закон?

Сегодня в стране идет реформа системы образования, меняются подходы к обучению, возникают новые формы и технологии. Как и любой законопроект, он вводит новые понятия, меняет правовые статусы участников и заставляет нас жить по-новому. Отметим, что вступление нового закона, прежде всего, обусловлено новыми реалиями жизни россиян. Действующий в данный момент закон устарел и не отражает многих особенностей современного учебного процесса, старая трактовка понятия «образование» уже слишком узка для нашего общества. И новый закон должен обеспечить всем этим изменениям юридический фундамент.

Кого касается новый закон об образовании?

Новый закон касается всех организаций, в которых происходит передача знаний от преподавателя к ученикам (студентам, слушателям). А значит, он важен для учебных и тренинговых центров, а также школ и курсов всех направлений.

Основные изменения, которые привнесет новый закон в российское образование:

  1. Бесплатное образование, в том числе, высшее, теперь можно получить не только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях, если у них есть гос. аккредитация.
  2. Образование без дискриминации. Заявлена цель сделать качественное образование доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Результаты ЕГЭ действительны 4 года, следующие за годом получения свидетельства. Ранее эта цифра составляла только 18 месяцев. При этом, экзамен можно пересдавать ежегодно и выбирать для поступления в вузы наиболее высокие результаты.
  4. Старшеклассники могут самостоятельно выбирать учебные курсы, как в своей школе, так и вне её с использованием электронного обучения. Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций.
  5. Уходит в историю начальное профессиональное образование. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы.
  6. Проект закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

Новый закон и учебные центры

В момент принятия старого закона к образованию относились как к некому обязательному процессу, который необходимо пройти всем в принудительном порядке от детского сада до института, а затем временно забыть о нем до рождения детей, которые также должны будут пройти этот путь. Сегодня отношение к образованию значительно изменилось, изменилось и само устройство образовательной системы. Быстрый темп жизни и развития общества требуют от россиян постоянного пополнения своей базы знаний и развития приобретенных навыков. Во многих компаниях уже считается неприличным в течение длительного периода времени не посещать какие-либо тренинги. Да и сами сотрудники понимают, что останавливаться в профессиональном развитии опасно – так можно быстро потерять ценность на рынке труда. Спрос рождает предложение и вот уже на рынке множество тренинговых компаний разных форм собственности предлагают курсы и тренинги на любой вкус.

Самообразование уже давно стало модным, и многие расценивают получение новых знаний, как интересный способ проведения досуга. Курсы мыловарения, макраме и вязания, гончарные мастерские, уроки рисования и плетения кос, занятия по фэн-шую и женским практикам – за последние годы не просто вырос, а сформировался почти с нуля огромный рынок. Ведь раньше, в советское и постсоветское время, подобный сегмент образования был представлен лишь кружками для школьников по художественной гимнастике и шитью мягких игрушек. Теперь почти все взрослое население обязательно посещает какие-нибудь курсы.

Появился и новый сегмент «образование как развлечение», в котором представлены лекции, проводимые в кафе, мастер-классы как шоу или концерт и т. д. Рынок дополнительного краткосрочного образования для детей и взрослых растет с каждым днем, а значит, его надо как-то регулировать законодательно, что, собственно, и отражено в новом законе.

Сертификаты и дипломы

Многие после посещения курсов желают получить сертификаты и дипломы, подтверждающие их знания. В прошлом законе и постановлении №174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 г. о выдаче подобных бумаг было написано весьма туманно: «Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию». Так, не совсем понятно, может ли организация, не имеющая образовательной лицензии выдать сертификат о прохождении тренинга, если тренинг был меньше 72 часов и не был проведен экзамен. Это путанное положение рождало много споров.

В новом законе все расставлено по своим местам: организации, занимающиеся общим, профессиональным и дополнительным профессиональным образованием (курсы повышения квалификации) обязаны иметь лицензию, а некоторые должны пройти государственную аттестацию и аккредитацию. Соответственно, выдают сертификаты установленного государством образца. В этой части законодательство не изменилось. А вот касательно дополнительного образования возможности выдачи разных документов существенно расширены. Во-первых, разделены понятия «документ об образовании» (дипломы, аттестаты и прочие обязательные «корочки») и «документ об обучении». Посмотрим в закон, п. 1, ст. 60: «в Российской Федерации выдаются:

  1. документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
  2. документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.»

Фраза «иные документы» теперь дает нам огромный простор. Также п. 15 статьи 60 прямо говорит, что теперь мы имеем право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, хоть медали или шоколадки: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно».

Лицензирование

Что же касается лицензирования, теперь лицензированию образовательной деятельности подлежат все (п. 18-19): «Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Также расширен спектр видов образования, по которым проводится лицензирование: «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования».

Насколько применимо такое положение закона покажет лишь опыт и практика.

Организационно-правовые формы

В старой версии допускалось только две организационно-правовых формы собственности образовательных организаций: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация, теперь же этот список расширен. В новый закон введены понятия «образовательная организация» (которой, может являться только некоммерческая организация) и организация, осуществляющая образовательную деятельность. Об этих организация в п. 5 ст. 31 говориться следующее: «Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам».

Осуществлять образовательную деятельность может и индивидуальный предприниматель, при этом если процесс обучения осуществляется предпринимателем собственнолично – то лицензии не требуется. А вот если ИП нанимает педагогов – то его деятельность уже подлежит обязательному лицензированию, вне зависимости от вида образовательной деятельности.

При этом согласно п. ст. 108: «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников».

Электронные и дистанционные формы обучения

Не остался незамеченным в законе и технический прогресс. Отдельная статья посвящена электронным и дистанционным формам обучения п. 1, ст. 16: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Электронное и дистанционное обучение приравнено к традиционным очным формам.

РЕЗЮМЕ

  • С 1 сентября 2013 г. в силу вступает новый закон «Об образовании».
  • В основном он коснется сферы государственного образования: большое место в нем отводится ВУЗам, школам, ЕГЭ и т. п.
  • Однако само понятие «образование» существенно расширено, т. к. новые реалии требуют новой законодательной базы: в России появилось множество курсов и мастер-классов для самообразования взрослых и детей.
  • Также затронут вопрос о дистанционном и электронном обучении.
  • По новому закону организации, занимающиеся общим и профессиональным образованием, а также курсы повышения квалификации обязаны иметь лицензию и могут выдавать сертификаты государственного образца. А организации, занимающиеся дополнительным образованием, могут выдавать «документы об обучении»: грамоты, сертификаты, справки и др.
  • Один из важнейших пунктов нового закона – о лицензировании, которому теперь подлежат все курсы без исключения.
  • Расширен перечень форм собственности образовательных организаций. В старой версии допускалось только две формы: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация. Теперь образовательную деятельность могут осуществлять и другие организации, в том числе ИП.
  • Если ИП осуществляет образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, он обязан получить лицензию до 1 января 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *