Ставка психолога в школе

В кадровом штате каждой школы есть психолог. Ведь при нынешней загруженности учебного процесса многие дети нуждаются порой в психологической поддержке специалиста. Молодые специалисты не хотят осуществлять свою трудовую деятельность в школьном учреждении. Школа в силах предложить только минимальный заработный оклад. На такие условия никто не желает соглашаться. Вопрос о повышении оплаты труда школьным психологам один из самых актуальных на данный момент.

Чтобы работать в России, каждый психолог должен обязательно иметь диплом и практический опыт. Работа психологов осуществляется со здоровыми людьми, которые имеют некие сложности в жизни: в личных делах, отношениях, браке и так далее. Психолог выступает в роли своеобразной поддержки, поскольку в любой, даже самой сложной ситуации сможет дать дельный совет.У каждого сотрудника со временем появится своя клиентская база, с которой он и будет постоянно работать. Современная профессия психолога разделилась на разные специализации.

Программа повышения зарплаты школьным психологам

Школьный психолог — более формальное значение. На самом деле в общеобразовательных учреждениях очень много различной работы, которая должна выполняться независимо от специальности. Но возможности на это практически нет. Оклад психолога также не вызывает радости. Обычная работа школьного психолога — это документы и различные «бумажки». Основные обязанности заключаются в заполнении различных отчетов и писанина. В этом году заработная плата школьного психолога повысилась на 8%. Но на федеральном уровне никаких изменений не последует. Повышение окладов в полной мере произойдет тогда, когда произойдут изменения в бюджетной политике страны. Индексация оклада будет осуществляться на величину инфляции. Исходя из этого, размер индексации будет равен 5-7%. Повышение будет проходить до 2018 года включительно.

Как менялась зарплата в последние годы

В 2015 году расходы из бюджета были значительно меньше по сравнению с 2014 годом, практически на 23%. Повышение заработной платы школьных психологов было на 18%. Другими словами, на увеличение оплаты труда было выделено в 2015 году 95 миллиардов рублей, а на модернизацию материальной базы дополнительно 455 миллиардов рублей. На данный момент школьные психологи также остаются недовольными своей оплатой труда, хотя власти говорят, что оклады стали значительно больше. По опросу населения из разных регионов стало известно, что зарплата в 2016-2017 годах стала даже меньше прежней.

Реальные цифры и расчет зарплаты

Если рассматривать заработные платы по регионам, то на первом месте стоит Казань, где оклад составляет 25 000 рублей. В Омске значительной разницы нет — 18 000 рублей. Волгоград солидарен с Казанью и Новосибирском, так как оплата труда такая же. В Перми и Уфе заработная плата равна от 3 000 до 15 000 рублей. На уровне дохода предыдущих психологов, зарплата работников МВД и юридических психологов, около 20 000 рублей. Это происходит по одной причине: работа осуществляется с пациентами специфической направленности: подозреваемые и заключенные. МЧС и военное направление требует особого внимания. Заработная плата военного психолога составляет 22 000 рублей. Аналогичная ситуация и с психологом МЧС. Для того, чтобы работать на таких должностях, необходимо иметь большой трудовой стаж.

Заработная плата сотрудника данной сферы деятельности зависит от места работы. школьный психолог получает самую низкую оплату труда, от 7 000 до 9 000 рублей. Детский психолог получает практически такую же зарплату. Человек, который работает по специальности клинический психолог, имеет оклад значительно выше ранее сказанных. Она варьируется от 12 000 до 19 000 рублей. Аналогичная ситуация и у психолога криминалиста.

Самая высокая заработная плата считается у медицинского психолога. Именно в данной сфере осуществляется частная практика, где размер зарплаты не ограничивается. Средний уровень оплаты труда составил от 30 000 до 60 000 рублей. Повышение зависит напрямую от навыков и социального уровня пациента. Расчет заработной платы по фиксированному окладу предусматривается такой метод, как «Все включено». Основа — должностной оклад из расчета 36 часов работы психолога и стимулирующих выплат. Способ осуществляется с учетом новых решений и подходов в области образования, а также выполнение особо важных задач руководства. Стаж работы также имеет огромное значение.

Что ожидать школьным психологам в 2019 году?

Благодаря указам президента, которые вступили в силу в мае 2012 года, заработная плата повысится на 200% сотрудникам бюджетных организаций. На первом месте на повышение оклада стоят работники в общеобразовательных организациях. Но по причине кризиса очень многие регионы не смогли пока справиться с установленной задачей. В самом разгаре сложной экономической ситуации о повышении не могло быть и речи. На данный момент программа продолжает действовать. Но повышение заработной платы психологам будет незначительным, так как в государственном бюджете по-прежнему не хватает денежных средств. Пока кризис продолжается увеличение дохода психологов на 20 000 рублей просто невозможно.

В настоящее время все большим спросом пользуется профессия психолога. Это связано с увеличением количества стрессовых ситуаций в динамичном современном мире, а также с тенденцией роста информированности людей о пользе психологических услуг. Визит к специалисту уже не считается чем-то осуждаемым или зазорным, как это было 10 – 20 лет назад. Таким образом, сейчас продолжает наблюдаться положительная тенденция, как в увеличении спроса на услуги психолога, так и в росте стоимости этих услуг.

Особенности профессии психолог

Специальность интересная, перспективная. Среди молодежи набирает большой спрос. Многих волнует не заработная плата, а то, насколько можно помочь тому, кто нуждается в психологической поддержке.

Психолог — молодая профессия. Но первое упоминание о ней было еще в трудах Платона, Аристотеля. В XIX веке технический прогресс послужил толчком к развитию гуманитарных наук.

В конце позапрошлого века была открыта первая психологическая лаборатория, работающая по направлению психологической помощи больным, всем нуждающимся.

Направления работы включают:

  • оценка жизни конкретного человека;
  • тестирование, знакомство с взглядом человека на его эмоции;
  • изучение психического состояния;
  • выделяет психические черты клиента, слабую и сильную сторону.

Из чего складывается зарплата специалиста

Зарплата у российских психологов колеблется в широких пределах – от 12 до 65 тыс. руб.

Что же влияет на конечный размер оклада, на который могут рассчитывать специалисты:

Стаж работы. Вчерашние выпускники вузов без опыта работы могут рассчитывать на заработок в 12-20 тыс. руб.

Место выполнения обязанностей. В государственных учреждениях оплата труда психологов составляет 12-30 тыс. руб. В частных – 25-65 тыс. руб.

Сложность деятельности. Самые низкие зарплаты в России в 2017-2018 гг. были у педагогов-психологов (детские сады, школы, интернаты). На втором месте многопрофильные специалисты частных клиник и сотрудники МЧС. На самые высокие заработки могут рассчитывать криминалисты, которые помогают в расследовании преступлений, работают с обвиняемыми, пострадавшими, подозреваемыми в СИЗО и судах, прокуратуре (их заработки приближаются к зарплатам прокуроров, судей, следователей, адвокатов и др.).

Сколько получают психологи в Москве

Психологи в Москве и в московской области в среднем зарабатывают 30000 рублей. Если практика будет проходить в частной клинике, то за 1 час работы можно получить от 500 рублей.

Опытные врачи с хорошей репутацией могут зарабатывать в столице более 100000 рублей в месяц, но только в частных клиниках. В государственных учреждениях эта сумма в несколько раз меньше. В среднем в госклинике оклад составляет не более 40000 рублей.

Однако, решив стать отличным специалистом, для начала необходимо набраться опыта работы в государственном лечебном учреждении. В это время можно найти постоянных клиентов, сделать себе хорошую репутацию.

В дальнейшем, при частной практике, это будет полезно. Во-первых, будет опыт, а, во-вторых, хорошая репутация поможет быстро найти первых клиентов. С получением опыта, можно подумать и о практике за границей. Зарубежные зарплаты отличаются от московских в десятки раз.

Доходы провинциальных специалистов

Средняя зарплата психолога в России зависит от уровня жизни в конкретном регионе.

Например, в небольших городах средний показатель равен 22 000 руб. в месяц.

Список по городам выглядит следующим образом:

  • в Казани – 25 000 руб.;
  • в Омске – 18 000 руб.;
  • в Волгограде – 25 000 руб.;
  • в Перми – 13 000 руб.;
  • в Уфе – 15 000 руб.;
  • в Новосибирске – 25 000 руб.

Зарплата психолога и его специализация

Специалистами широкого профиля являются клинические психологи.

Они могут работать в различных сферах:

  • образование;
  • медицина;
  • политика.

При этом клинические психолог может работать как с психически здоровыми людьми, итак и с клиентами, имеющими отклонения. Такие специалисты востребованы в компаниях, в которых важно сохранение микроклимата внутри коллектива.

Доход клинического психолога может составлять около 40 тысяч рублей.

Заработок семейного психолога зависит от востребованности определенного специалиста. Такие психологи помогают решить проблемы, связанные с созданием семьи, разводом, адаптацией после смерти родственников и отношениями родителей с детьми.

Такие специалисты обычно ведут прием семейных пар, работая на себя. В среднем за час люди отдают от 1 до 3 тысяч рублей.

Психологи, которые работают в частых медицинских центрах, получают от 50 до 140 тысяч рублей.

Психологи, специализирующиеся на подборе кадров для различных организаций, в среднем имеют доход около 20 000 рублей.

Варианты повышения прибыли

Психолог может увеличить свой заработок несколькими способами:

  • Консультирование клиентов через социальные сети или специальные сайты. У многих людей нет возможности пойти на личную встречу из-за места проживания или желания сохранить анонимность. Доход составляет от 700 до 15 000 в час.
  • Проведение семинаров или тренингов. Это могут быть как мотивационные, так и учебные курсы для молодых сотрудников.
  • Ведение блогов или форумов на разных платформах.
  • Создание статей для тематических веб-сайтов.
  • Открытие частного бизнеса. Такое решение влечет за собой не только приличную прибыль, но и большие организационные моменты: аренда помещения, поиск и расширение клиентской базы.

Частный психолог

Безусловно, каждый специалист может самостоятельно оказывать помощь своим пациентам, при этом получая не фиксированный оклад, а почасовую оплату. В этом случае невозможно предсказать, сколько вы будете получать.

Тем не менее мы дадим вам несколько советов, которые помогут психологу не только увеличить заработок, но и делать это законно.

  1. Для того чтобы наработать «клиентскую базу», вам вначале будет полезно потрудиться в каких-нибудь муниципальных организациях. Старайтесь привлекать пациентов высоким качеством услуг, комфортностью общения. Пациенты, которые хорошо вас знают, охотнее придут к вам на прием, когда вы будете практиковаться как частный психолог.
  2. Чтобы не иметь проблем с законом, вам необходимо оформить организацию. Только вам решать в какой форме вы начнете вести бизнес, однако наиболее предпочтительно регистрировать ИП – эта форме ведения дел наиболее подходит для частных специалистов.

Сколько получают психологи в других странах

Для сравнения уровня заработных плат психологов в других странах мира рассмотрим приведенные ниже цифры в пересчете на российские рубли:

  • в США средний доход составляет 170 тыс. рублей. Специалисты, занимающиеся корпоративной деятельностью, получают повышенный доход в размере 250 тыс. рублей. Стоимость одной частной консультации составляет от 1,5 до 10 тыс. рублей;
  • в Европе средняя стоимость одного часа консультации составляет около 6 тыс. рублей;
  • в Таиланде цены практически не отличаются от заработка в Москве – за один сеанс придется отдать около 2 тыс. рублей;
  • в Турции сеанс немного дороже – около 3 тыс. рублей.

Как поступить на факультет психологии в вуз

В первую очередь для поступления на факультет психологии требуется предоставить аттестат о среднем общем или среднем профессиональном образовании.

Каждый вуз определяет вступительные испытания ЕГЭ для поступления на факультет психологии, но, как правило, для зачисления нужны результаты по биологии, русскому языку, иногда — иностранному языку, математике, истории. Могут потребоваться и результаты дополнительных экзаменов, проводимых самим университетом.

Вузы, имеющие отношение к армии, МВД или МЧС, также нередко проводят экзамен по физической подготовке.

Сложно ли поступить на факультет психологии? Это зависит от престижности вуза — иногда в самых престижных учебных заведениях конкурс может доходить до 100 человек на место. При этом на целевое направление поступить бывает проще.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • интересная творческая работа
  • возможность принимать участие в решении реальных проблем людей
  • необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим — возможность личностного роста
  • возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни
  • познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Минусы профессии:

  • душевная усталость, эмоциональное выгорание
  • сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет
  • переживание проблем клиента как своих собственных

В профессии психолога есть свои подводные камни. Но если человеку действительно нравится общение с людьми и помощь им, если он обладает высокой стрессоустойчивостью, самоконтролем и тягой к изучению новых материалов, то у него есть все шансы добиться хорошего уровня и стать востребованным специалистом с достойным заработком.

Рабочее время педагога-психолога

В статье нашей коллеги из Ульяновска рассматриваются проблемы деятельности педагога-психолога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида. Какие-то из этих проблем актуальны и для специалистов из обычных средних школ, какие-то — нет. С некоторыми суждениями хочется поспорить, с некоторыми — трудно не согласиться. Тем не менее позиция обозначена. Возможно, руководители образовательных учреждений и чиновники обратят внимание на мнение педагога-психолога при разработке нормативных документов и организации образовательного процесса.

Редакция

В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ рабочее время психолога (по согласованию с директором) делится на присутственные часы и часы, не требующие присутствия в школе, в общей сложности составляя 36-часовую рабочую неделю. Педагогу-психологу рекомендовано присутствовать в образовательном учреждении не менее 18 часов.

В присутственные часы выполняются следующие виды работ: индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников.

Виды деятельности, не требующие присутствия педагога-психолога на рабочем месте, — подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации, повышение профессиональной компетенции педагога-психолога.

Данное разделение видов деятельности требует уточнения. Здесь не учтены следующие виды работы.

Во-первых, присутствие на общешкольных мероприятиях, производственных совещаниях, линейках, участие в работе психолого-педагогического консилиума, совета профилактики, педсоветов, методических объединений учителей-предметников.

Во-вторых, диспетчерская, организационная деятельность (согласование вопросов, составление графиков, контакты с родителями учащихся и согласование с ними времени встречи, раздача документов и их сбор у членов педколлектива, решение организационных вопросов с внешкольными учреждениями, подписание соответствующих договоров и др.). В СОШ объем трудозатрат, может быть, чуть меньше, но для коррекционной школы это острая проблема.

В-третьих, разработка, ремонт, изготовление, подготовка, упаковка стимульного материала, ведь у нас весь стимульный материал приобретается или изготавливается самим психологом, в коррекционном учреждении VIII вида нет компьютерной техники, так как нет информатики в учебном плане.

В-четвертых, заведование кабинетом, содержание кабинета (ремонт помещения, оформление, приобретение канцтоваров), канцелярская работа (приведение документов в порядок, структуризация материалов, обслуживание и ремонт оборудования и мебели). Кабинет психолога должен быть интерактивным пространством (развивающим поисковую активность), развивающим пространством (представлять «сенсорный стимульный материал»: кубики, пирамидки, разрезные картинки и прочее), комнатой релаксации, «канцелярией» психолога и мастерской одновременно. Поэтому психологу приходится свой кабинет превращать то в одно, то в другое пространство, что влечет за собой большие трудозатраты и затраты времени.

А теперь несколько слов о том виде деятельности, который включен в официальный перечень. По моему мнению, термин «консультация педагогов» неточно отражает суть работы в школе. «Консультация» школьного психолога вплетается в процесс взаимодействия, общения с педагогом, может быть растянута во времени, когда информация предоставляется педагогу дозированно. Поэтому классическая продолжительная консультация проводится в исключительных случаях, не считая «первичного интервью», которое тоже, по сути, не совсем консультация. При определении видов деятельности школьного психолога более правильно выделить «взаимодействие с педагогами».

Мои предложения по оптимизации работы педагога-психолога:

1. Предоставить психологу право выбора: отрабатывать 18 часов присутствия или 36 часов в неделю. При этом необязательно вырабатывать «часы присутствия», так как на обработку и анализ результатов, оформление документов времени уходит больше, чем на диагностику, в среднем в 1,4 раза (почти все делается вручную). Кстати, ориентировочные нормы «Продолжительность различных видов работ практического психолога образования», рекомендованные коллегией Министерства образования РФ (от 29.03.1995 г.), не разделяют время проведения работы и время на ее подготовку.

2. Ввести почасовую систему, как в вузе, то есть если ты отработал в первом полугодии больше (по необходимости), то во втором полугодии это компенсируется меньшим количеством рабочих часов.

3. Уточнить перечень видов работы с учетом особенностей деятельности школьного психолога в отличие от психологов, работающих в центрах.

4. Предоставить психологу право составлять перечень документации, разбивать ее на формы. В рекомендациях просто указать перечень необходимой информации. В нынешней ситуации информация дублируется в разных документах. Ведь в школе есть личные дела, классные журналы, медицинские карты, поэтому переписывать всю эту информацию по многу раз не имеет смысла.

5. Учитывать важность свободного взаимодействия психолога во время перемены с учащимися и учителями. Для того чтобы педагог-психолог мог реализовывать в это время свои профессиональные функции, администрация не должна заставлять его дежурить на перемене.

6. Обозначить перечень видов коррекционно-развивающих занятий, не требующих разработки программы, например: самостоятельные занятия учащихся со стимульным материалом и оборудованием кабинета психолога по собственному желанию. Кроме того, наступает момент, когда специалист настолько хорошо владеет материалом, что может очень эффективно применять его отдельные части в другой проблемной ситуации и вообще работать по ситуации. В данном случае, например, специалистов высшей категории можно освободить от написания подробного плана КРЗ.

7. Официально указать право и возможность проводить диагностику когнитивных психических процессов в первой половине дня в рамках официального расписания.

Сейчас многие школьные психологи перешли из своих образовательных учреждений в центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Центр, на мой взгляд, должен не просто объединять психологов, а обеспечить выполнение функций, которые психологи будут эффективнее выполнять, не являясь подчиненными директора школы.

«Глыба (камень) более устойчиво стоит, утопая в песке», — говорят японцы о крупной корпорации, которая сотрудничает с мелким бизнесом. В нашей стране — это центр с психологами на местах. До сих пор психологи, находящиеся в штате школы, и центр — это скорее «песок, окруженный барьерчиком». Хорошо, конечно, что этот «барьерчик» есть, куда хуже, когда работаешь в одиночку. Может быть, усиление значимости и веса центра должно реализовываться не только через согласование планов, но и в установлении квоты времени (30 или 50%), которое школьный психолог отрабатывает по плану центра.

В центре должны быть специалисты, работающие там постоянно, и психологи могут пользоваться программами и стимульным материалом, которые им в одиночку приобрести трудно, а составить и сделать — слишком трудоемко. В центре могут разрабатываться коррекционно-развивающие программы, которые можно проводить не в одном учреждении. У городского центра больше возможностей сотрудничать с организациями.

Выведение психологов из подчинения директоров школ имеет свои плюсы и свои минусы.

1. Директора, не обладающие достаточными знаниями для руководства психологами и осознающие это, будут довольны, так как им не нужно разбираться в их планах работы или полностью полагаться на профессионализм психолога.

2. Психологу проще выполнять правила профессиональной этики, в частности правило конфиденциальности, когда часть информации он имеет право не сообщать директору. Однако директор, в свою очередь, стремится владеть всей информацией, таким образом возникает противоречие или потенциальная конфликтная ситуация.

3. Психолог может, не опасаясь, говорить о недостатках руководства. Но большинство директоров, так же как и большинство людей, с трудом воспринимают критику или даже советы. Ситуация, в которой психолог советует директору, а тот прислушивается, может привести к недовольству коллектива, что директор не руководит, а подчиняется.

4. Мнение человека со стороны многими членами педколлектива воспринимается как более авторитетное, чем своего коллеги по школе.

5. Более адекватно будет оцениваться уровень профессионализма психолога, так как, с учетом особенностей его функционала, количественная оценка не может солидно подтвердить это. Достойная оплата труда — самая эффективная и надежная основа роста профессионализма в любой области.

6. В данный момент у педагогов-психологов слишком широкое поле деятельности, одному человеку охватить все это весьма трудно, а в условиях, когда администрация не понимает всю сложность его работы,— особенно тяжело. В новых обстоятельствах появляется возможность сузить круг решаемых вопросов и передать часть задач психологу, закрепленному за центром.

В 2008/2009 учебном году мной был проведен «хронометраж рабочего времени» — заполнение ежедневника. Часть информации зафиксирована приблизительно, так как не всегда было удобно во время общения поглядывать на часы или не было возможности сразу записать, сколько времени затрачено на то или иное дело. Отклонение в несколько минут для понимания общей картины существенного значения не имеет. Результаты анализа этих материалов представлены ниже в таблице.

В ней не указано время, затраченное на сканирование различных методических материалов (для создания в электронной форме «АРМ школьного психолога» или учебно-методического комплекса), так как это делалось в домашних условиях и не фиксировалось.

Галина ЛЕОНОВА,
педагог-психолог высшей категории
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 18 VIII вида,
г. Ульяновск

Какое количество детей на ставку педагога-психолога в школе?

Мария здравствуйте! Конкретной законодательной нормы по нагрузке на педагога психолога по количеству детей нет, есть только рекомендательные.

Есть письмо Министерства образования РФ (по решению коллегии) от 29 марта 1995 года N 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации», в котором разработано

ПОЛОЖЕНИЕ о службе практической психологии образования в Российской Федерации, в частности в нем сказано

Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении — не менее одного психолога на учреждение, — а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации.В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.

Вместе с тем, согласно Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Нормативы профессиональной нагрузки психолога.

Объем профессиональной нагрузки психолога не всегда может быть измерен в количественном отношении. Однако для организации и регулирования его деятельности, оплаты труда такое измерение необходимо, и в основном оно осуществляется в виде регламентации продолжительности рабочего времени в течение дня и недели. Нормативы рабочего времени для психолога устанавливаются в большинстве случаев наравне с нормативами служащих той организации, в которой он трудится.

В пределах 40 часов рабочего времени в неделю психолог самостоятельно планирует свою работу для выполнения должностных инструкций, утверждаемых руководителем УО на основании квалификационных характеристик педагога-психолога.

Распорядок рабочего дня психолога должен соответствовать распорядку учреждения и утверждаться руководством этого учреждения.

Вследствие сложности психологической деятельности нормативы профессиональной нагрузки психолога могут пересматриваться в зависимости от типа УО, особенностей контингента, с которым работает психолог, и других факторов.

Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога

(Рабочая неделя равна 40 часам)

1. Психологическое просвещение — 4—6 часов.

2. Психодиагностическое обследование и обработка материалов — 6—8 часов.

3. Психокоррекционные и тренинговые занятия и подготовка к ним — 4—6 часов.

4. Психологическое консультирование и профконсультирование — 4—6 часов.

5. Консультации в научных, психологических центрах, работа с научно-методической литературой, участие в семинарах и методических объединениях и другие формы профессионального совершенствования — 8 часов.

6. Другие виды работ, предусмотренные тарифно-квалификационной характеристикой, – 4-6 часов.

Должность психолога водится в начальных, базовых и общеобразовательных школах при наличии следующего количества классов-комплектов:

− до 11 – 0,5 ставки (при наличии не менее 50 учащихся),

− 12–33 – 1 ставка,

− 34–44 – 1,5 ставки,

− 45–55 – 2 ставки.

В профессионально-технических учебных заведениях:

− до 400 учащихся – 0,5 ставки,

− свыше 400 – 1 ставка.

В средних специальных учебных заведениях:

− до 500 учащихся – 0,5 ставки,

− свыше 500 – 1 ставка.

В отделы воспитательной работы с молодежью ВУЗов из расчета 1 ставки на каждые 1500 студентов дневной формы обучения, но не менее 1 ставки на вуз.

Во всех типах дошкольных учреждений из расчета 0,5 ставки при наличии 4 – 7 групп детей и 1 ставки – свыше 7 групп.

Комплект документации психолога.

Важным компонентом профессиональной деятельности пси­холога в условиях УО является оформ­ление разного рода документации. Она сопровождает каждое на­правление работы психолога — от коррекционно-диагностическои до просветительской и профилактической деятельности.

Комплект (пакет) документации практического психолога об­разовательного учреждения подразделяется на несколько видов: нормативную, специальную и организационно-методическую.

Нормативная документация представляет собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессио­нальной деятельности психолога в системе образования.

В этот перечень входят:

— Закон РБ «Об образовании»;

— Конвенция ООН о правах ребенка;

— Закон РБ О правах ребенка;

— Приказы и постановления Министерства образования РБ О введении должностей психолога или педагога-психолога в УО;

— Постановление Министерства образования РБ «Об утверждении положения о СППС УО» (от 27.04.2006 № 42);

— Тарифно-квалификационная характеристика педагога-психолога УО;

— Приказ Министерства образования РБ «Об утверждении положения о кабинете психологической службы УО» от 13.08.1998 № 496;

— Приказ Министерства образования РБ «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования» от 13.08.1998 № 497;

— инструктивные письма и приказы Министерства образования РБ.

Это нормативная база профессиональной деятельности психо­лога, она подлежит своевременной замене при обновлении со­держания и норм психологической работы в сфере образования РБ.

При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация образовательного учреждения оговаривают вопросы должностных обязанностей, временного графика и зара­ботной платы отдельными пунктами. В этом случае договор вклю­чается в перечень нормативной документации.

Специальная документация – особый вид документации, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности.

В комплект специальной документации входят:

—индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения образования;

—отчеты и аналитические материалы о результатах психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям.

Другими словами это (курсивом обозначена закрытая информация)

— психологические заключения;

— коррекционные карты;

— протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.

— карты (истории) психического развития;

— психологические характеристики;

— выписки из психологических заключений и карт развития.

Организационно-методическая документация. Цель ведения данной документации – организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога.

В организационно-методическую документацию входят:

­ график работы психолога, утвержденный руководителем УО;

­ график проведения индивидуальных консультаций для детей, родителей и педагогов;

­ план работы на год, месяц, неделю (ежедневный);

­ аналитический отчет о работе за предыдущий год;

­ отчеты и информации о выполнении других планов работы;

­ журнал учета индивидуальных консультаций для детей, родителей, педагогов;

­ журнал учета работы;

­ паспорт кабинета с перечислением оборудования, игр, диагностических методик, литературы, учебных и наглядных пособий и т.д.

Задания по теме 3.

Задание 1.Проанализировать комплект документации психолога. В рабочих тетрадях зафиксировать форму ведения журналов, основные направления работы психолога (на основе анализа графика работы), структуру отчетов.

Тема 4. Квалификационные требования и критерии оценки деятельности психологов.

Квалификационные требования в деятельности психолога.

Выполнение психологом профессиональных обязанностей требует адекватного уровня компетентности, которая основывается на сформированности профессионально необходимых знаний и умений, опирается на наличие опыта успешного применения этих знаний и умений в различных проблемных ситуациях профессиональной психологической работы.

Профессионально необходимые для психолога знания и умения включают не только широкий круг теоретических концепций и подходов, профессиональных диагностических средств, психологических техник и методов работы с людьми, но и ориентировку психолога в нормах и предписаниях своей профессиональной деятельности, функциональных обязанностях и правах на рабочем месте.

Квалификационные требования в сфере психологических профес­сий разрабатываются на основе научного изучения профессий, системных представлений о профессиональной деятельности человека в целом. Требования к личности психолога отражены в профессиограмме этой профессии. А. К. Маркова определяет профессиограмму как научно обо­снованные нормы и требования профессии к различным видам профес­сиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему соответствовать требованиям профессии, получать не­обходимые для общества результаты и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста.

Среди множества фак­торов, определяющих успешность деятельности психолога, одно из главных мест занимает субъективный образ различных этапов и элементов профес­сионального труда, который должен обладать свойствами адекватнос­ти, полноты, определенной степени сформированности. Профессиограмма позволяет не только выделить профессионально важ­ные качества специалиста той или иной сферы, но и выступает как мо­дель психологической структуры деятельности профессионала, обеспе­чивающая исследование уровня сформированности профессионала, его готовности к конкретной деятельности.

Помимо профессиограммы требования к уровню подготовки выпускника-психолога отражены в Образовательном стандарте (см. Образовательный стандарт. Высшее образование. Вторая ступень. Специальность 1-23 01 04. Психология. Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». ОСРБ 1-23 01 04-2008).

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *