Ст 89 ФЗ

Содержание

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция)

24 июня 1998 года N 89-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 19.07.2019 N 30-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
    • Статья 4. Отходы как объект права собственности
    • Статья 4.1. Классы опасности отходов
  • Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 7. Утратила силу
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 8.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава III. Общие требования к обращению с отходами
    • Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов
    • Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
    • Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
    • Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
    • Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
    • Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами
    • Статья 13.4. Требования к местам (площадкам) накопления отходов
    • Статья 13.5. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
    • Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности
    • Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.2. Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.3. Государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.4. Особенности обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 16. Требования к транспортированию отходов
    • Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
  • Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
    • Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 20. Государственный кадастр отходов
  • Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
    • Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
    • Статья 24.1. Утилизационный сбор
    • Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
    • Статья 24.3. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.5. Экологический сбор
  • Глава V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
    • Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    • Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.12. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.14. Российский экологический оператор
  • Глава VI. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
    • Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
  • Глава VIII. Заключительные и переходные положения
    • Статья 29.1. Переходные положения
    • Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

89 — ФЗ «Об отходах производства и потребления» с последними изменениями

Из статьи вы узнаете:

  • что устанавливает закон об отходах производства и потребления;
  • какие изменения ФЗ-89 вступили в силу 1 января 2019 года.

Что устанавливает закон об отходах 89 — ФЗ

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ устанавливает правила обращения, транспортировки, хранения и утилизации отходов потребления и производства.

Положения, рассматриваемого ФЗ не распространяются на:

  • радиоактивные отходы;
  • медицинские;
  • биологические;
  • составы, разрушающие озоновый слой;
  • вещества, загрязняющие воздух и воду;
  • загрязнения, образованные в результате разработки недр.

Обращение с данными видами загрязняющих веществ регулируется иными законодательными актами РФ.

Положения № 89-ФЗ призваны:

  • сохранять биологическую среду и видовое разнообразие;
  • заботиться о здоровье населения;
  • определять наиболее экологичные методы оборота мусора с наименьшими экономическими затратами;
  • применять лучшие доступные технологии;
  • обеспечить максимальную переработку мусора для уменьшения объема складирования;
  • обеспечить экономическое регулирование;
  • обеспечить доступ к информации об отходах;
  • поддерживать международное сотрудничество в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Государственная политика в сфере обращения с ТКО направлена, прежде всего, на минимизацию объемов мусора. Это возможно достичь путем максимального использования первичного сырья. Также требования данного закона направлены на снижение класса опасности отходов.

Что нужно сделать по экологии на предприятии

За нарушение правил экологической безопасности Росприроднадзор привлечет ответственных должностных лиц и организацию к административной ответственности. Эксперты справочной Системы «Охрана труда» подготовили для вас рекомендации, что нужно сделать, чтобы не платить штрафы.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения выделяют 5 классов опасности:

    • I — чрезвычайно опасные;
    • II — высокоопасные;
    • III — умеренно опасные;
    • IV — малоопасные;
    • V — практически неопасные.

Обратите внимание, что деятельность, связанная с обращением с ТКО требует лицензирования (ст. 5, 9 № 89-ФЗ).

Анастасия Бакулина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Перечень последних изменений ФЗ об отходах производства и потребления, вступивших в силу с 1 января 2019 года

Переход на новую систему обращения с ТКО с 1 января 2019 года вызывает множество вопросов. Изменения в закон № 89-ФЗ предполагают переход на новую систему обращения с отходами производства и потребления. Теперь все операции с мусором должны быть сосредоточены в руках одного или нескольких региональных операторов.

Выбранный оператор обязан заключить договора с собственниками, которые могут быть представлены как организациями, так и частными лицами. Заключение договоров началось с 1 января 2019 года, что неминуемо привело к огромным очередям в офисах операторов.

Пункт п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ закрепляет единый тариф за вывоз мусора на территории субъекта федерации. Тарифы от области к области могут кардинально отличаться.

Изменения в понятийном аппарате

Изменены понятия «сбор» и «накопление». Ранее под сбором понималось принятие мусора для дальнейшего обращения. Теперь же оно привязывается к оператору, который занимается непосредственно обработкой, утилизацией, размещением и обезвреживанием. Для ряда компаний, чья лицензия была получена только на сбор и перевозку ТКО, деятельность оказывается незаконной. Им необходимо обновить разрешительную документацию.

Устранена привязка накопления к определенным площадкам для хранения. С 2019 года складирование может осуществляться не более 11 месяцев с последующей утилизацией. Жестких требований к площадкам складирования не предъявляется. Теперь для признания предмета «отходом от использования товара» достаточно лишь потери его потребительских свойств. Такая потеря может быть как полной, так и частичной.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Раздельное хранение

Ст. 6 № 89-ФЗ определяет необходимость раздельного хранения мусора. Данная обязанность возложена на региональные структуры в сфере обращения с отходами. Разделение мусора по видам должно происходить еще на стадии накопления. Предполагается, что для жителей многоквартирных домов такая мера позволит значительно экономить на оплате услуг по сбору и утилизации.

Новые требования к площадкам

Теперь органы местного самоуправления обязаны создавать, обслуживать, вести реестр площадок по складированию ТКО.

Пункты 4 и 5 ст. 13.4 закона № 89-ФЗ устанавливают обязанность для органов местного самоуправления опираться на Правила, утвержденные Правительством РФ при выборе места хранения и ведении их реестра. При размещении площадок на территории муниципалитетов требуется соблюдение установленных технических регламентов. При создании площадки ТКО на территории многоквартирного дома требуется согласие большинства жильцов. Голосование проводится на общем собрании собственников в очной или заочной форме.

При создании площадки ТКО требуется внесение в реестр следующих данных:

  • местонахождения;
  • технические характеристики;
  • данные собственника территории;
  • источники пополнения отходами.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Пройдите обучение в Высшей школе охраны труда.Получите официальный диплом или удостоверение Получить диплом

Новый критерий разработки ПНООЛР

ПНООЛР – проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. До текущего года его разработкой должны были заниматься только крупные предприниматели, и только при условии образования отходов от их деятельности. С 2019 года такая обязанность более не зависит от размера бизнеса, а напрямую коррелирует со степенью негативного воздействия на окружающую среду.

Выделяют 4 степени воздействия:

  • Для 1 и 2 категории обязательна разработка проекта. Причем предприятия первой обязаны разрабатывать ПНООЛР на основании комплексного экологического разрешения. Вторая же предоставляет лишь сведения об объеме отходов. Обязанность по заполнению декларации определена ст. 31.2 закона № 7-ФЗ.
  • Собственники объектов 3 категории предоставляют лишь справочную информацию об образовании, обезвреживании, применении и размещении отходов.
  • 4-я категория освобождается от заполнения отчетности. При отнесении предприятия к нескольким категория одновременно отчетность составляется отдельно для каждого объекта в соответствии с нормативными требованиями.

БЕЗОПАСНОСТЬ 360°
Автоматизированное рабочее место поможет организовать охрану труда

  • Информационная поддержка, актуализация и анализ данных
  • Оптимизация документооборота по охране труда
  • Организация проведения инструктажей, медосмотров и обучения
  • Составление норм выдачи средств индивидуальной защиты

О региональных операторах

В ст. 24.6 № 89-ФЗ введены новые пункты 7-10, определяющие новые правила работы операторов.

П. 7 – зона деятельности оператора может охватывать весь регион в целом или только его часть на основании подписанного соглашения с исполнительной властью. На основании новой редакции п. 1 ст. 24.6 89-ФЗ на территории региона может функционировать более одного оператора. Таким образом создается конкурентная среда.

П. 8 – зона деятельности определяется на территориальной схеме.

П. 9 – зоны деятельности операторов должны охватывать всю территорию субъекта и при этом не пересекаться.

П. 10 – операторы должны соблюдать схему потоков отходов на территории субъекта. С января 2019 года обязательно заключение договора с региональным оператором (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ). При этом оператору придется не реже 1 раза в 10 лет подтверждать свой статус (п. 5 ст. 24.6 № 89-ФЗ), а при неудовлетворительной работе его могут лишить данного статуса и раньше.

►Узнайте, кто освобожден от разработки ПНООЛР в 2019 году>>>

Закон об отходах производства и потребления (ФЗ 89): понятия, правила обработки и вывоза мусора, изменения

Деятельность по вывозу и переработке мусора, а также порядок ее осуществления указан в федеральном законе № 89. Разберемся подробнее с основными положениями этого нормативного правового акта. Ниже мы приведем и его краткое содержание с определением важнейших понятий и познакомим вас с самыми популярными его статьями.

Закон 89 «Об отходах производства и потребления»: основные положения, структура

Федеральный закон об отходах производства и потребления с изменениями в последней действующей редакции закрепляет порядок реализации отходов, основные нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, классы опасности отходов и иные наиважнейшие положения. Закон имеет следующую структуру:

  1. Преамбула.
  2. Главы.
  3. Статьи.

Этим нормативным правовым актом закреплено важнейшее положение о том, что отходы не являются бесхозяйственными. На них распространяется право собственности в соответствие с нормами гражданского кодекса российской федерации. Именно поэтому собственник отходов несет бремя содержания и должен заботиться о том, чтобы отходы не нарушали прав, свобод и законных интересов других лиц.

Что такое отходы производства и потребления: определение

Для того чтобы установить определение данных понятий, необходимо обратиться к нормам вышеуказанного нормативного правового акта.

Отдельными положениями там предусмотрено, что отходы производства и потребления – это различного рода вещества, которые могут образоваться в результате обработки или переработки, оказания различного рода услуг и др.

Важно помнить, что отходами можно считать только те вещества, которые в дальнейшем не планируются для использования в производстве и подлежат полному удалению.

Это понятие является общепризнанным и действует на всей территории Российской Федерации.


Обработка отходов: определение

Отходы с различными классами опасности необходимо утилизировать и вывозить по разным правилам. Весь этот процесс входит в определение обработки отходов. Обработка включает в себя последовательное выполнение следующих действий:

  • сортировка;
  • разборка;
  • очистка.

Под сортировкой понимается распределение разных видов веществ по категориям и подвидам. Разборка предполагает разделение сложных вещей на составные части, а очистка – удаление опасных элементов и ядовитых материалов.

Обезвреживание отходов: определение

Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.

На территории российской федерации предусмотрена и специальная инфраструктура, предназначенная для обезвреживания. Это сооружения, возведённые по правилам, предусмотренным санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.

Размещение отходов: определение

Под размещением понимается сбор и последующее хранения мусора, либо его полное захоронение.

Размещаются отходы, как правило, на полигонах, в амбарах и др. Важнейшим условием, которому должно соответствовать данное место — возможность изолирования опасных отходов от внешнего мира, чтобы они не наносили вреда ни населению, ни окружающей среде.

Накопление отходов 11 месяцев по закону

Федеральным законодательством в сфере охраны окружающей среды предусмотрено, что складирование на своей территории отходов в срок, не превышающий одиннадцать месяцев, именуется накоплением. После 11 месяцев должна происходить их последующая переработка.
Этим правилом пользуются практически все крупные предприятия.

Однако прямого указания в законе на то, что после 11 месяцев хранения отходы нужно уничтожать, нет.

Порядок и правила вывоза мусора

Накопление мусорных контейнеров на местности и несвоевременная уборка мусора может повлечь за собой возникновение массы негативных последствий, сюда относится и наличие различного рода вредителей (тараканов, мышей, крыс), распространение инфекций и др.

Для того чтобы разобраться в порядке вывоза мусора, необходимо обратиться к Постановлению Правительства №155. Там указано, что все бытовые отходы можно подразделить на две категории: твердые и жидкие.

Коммунальные отходы должны вывозиться путем заключения договора с подрядчиком. В этом договоре и содержатся положения о том, в какой срок должен производиться вывоз, каким именно образом должны обслуживаться контейнеры и др.

Время вывоза мусора по закону

Мусор может вывозиться в любое время суток. Как правило, это происходит в дневное время. Нужно отметить, что время указывается в договоре с управляющей организацией. В той ситуации, если вывоз мусора в то или иное время нарушает права и законные интересы жильцов близлежащих домов, то они могут обратиться с жалобой к подрядчику и потребовать изменение времени вывоза на более благоприятное.

Правила утилизации строительного мусора

Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.

Как правило, в регионах принимаются регламенты, регулирующие порядок утилизации строительного мусора и правила его вывоза.

Что относится к твердым коммунальным отходам по закону

Под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы жизнедеятельности жилых домов, а точнее — их жителей.

ТКО является подвидом твердых бытовых отходов, под которыми понимаются такого рода отходы, которые получаются не только вследствие жизнедеятельности жилых домов, но и заводов, предприятий и др.

Правила вывоза твердых бытовых отходов

За вывоз такого рода отходов отвечает региональный оператор. Правовое регулирование вывоза осуществляется вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

Вывоз отходов осуществляется в определенное время, предусмотренным региональным законодательством. Оператор должен вывезти мусор в ближайший к месту расположения контейнера полигон. В том случае, если вывоз в ранее время суток нарушает покой жильцов близлежащих к контейнеру домов, они могут также обратиться к оператору для изменения времени вывоза.

Какими федеральными законами регулируется деятельность по обращению с опасными отходами

Сюда входят следующие нормативные правовые акты:

  1. ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  3. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  4. Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» и другие.

Каждый из этих законодательных актов регулирует отдельные вопросы отнесения отходов к опасным, порядок их переработки и вывоза и иные существенные положения.

Правила утилизации опасных отходов

Опасные отходы могут быть утилизированы двумя видами: с помощью термической и плазменной переработки. На опасные отходы оформляются соответствующие паспорта. Уничтожение отходов без предварительного уведомления Роспотребнадзора невозможно. Переработка такого рода отходов осуществляется только специально уполномоченными организациями, имеющими на такую переработку лицензию.

Утилизация отходов 4 класса опасности

Переработка отходов такого класса предполагает совершение следующих действий:

  1. Выявление сроков природного разложения (в данном случае должно быть не более трех лет).
  2. Выявление возможности направления отхода на вторичное производство.
  3. Разработка мер по утилизации с наименьшими затратами и наименьшим негативным воздействием на окружающую среду.

Только после соблюдения всех этих условий и происходит утилизация.

Закон о продаже мусора

Государственная дума хочет принять закон по продаже домашнего мусора переработчикам (в июне 2019 года). Для этого предполагается первичная разборка мусора на стеклянные отходы, бумажные и др. После этого происходит его продажа специализированным предприятиям для переработки.
Причем, такие предприятия могут и не иметь лицензии на переработку, что в корне упростит процесс.

В следствие этого значительно уменьшится сумма в коммунальных платежках, так как туда не будет вноситься плата за вывоз мусора.

О вывозе мусора в сельской местности

Вывоз мусора в сельской местности осуществляется также на основании договора. Причем, в этом случае договор заключается непосредственно с администрацией сельского поселения, у которой уже в свою очередь заключены договоры на вывоз со сторонними организациями.

Договором предусматривается срок и порядок вывоз отходов производства и потребления (и прочего мусора), а также определяется плата, взимаемая за данное действие.

О мусорных контейнерах

Мусорные контейнеры должны быть расположены не ближе 100 метров от жилых домов. На одной площадке допускается одновременное размещение не более чем пяти контейнеров. Они могут быть как открытого, так и закрытого типа. В последнее время распространены именно закрытые контейнеры, код для открытия которых выдается жильцам дома, к которым и прикреплены мусорные контейнеры.

Статья 4 ФЗ 89

Данной статьей закрепляется важнейшее положение, которым регулируется правило переработки отходов. Отмечается, что отходы являются собственностью лиц, их фактически создавших.

Статья 11

Тут установлены правила, с помощью которых защищается экология в рамках переработки отходов от материалов, сырья, полуфабрикатов. Здесь в основу ложатся требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям, занимающимся переработкой.

Так, они должны отвечать требованиям федерального законодательства и постановлениям правительства, принимаемым в данной сфере.

Статья 12

В данной статье описываются требования, которые предъявляются к специальным местам складирования отходов. Сюда относятся различного рода полигоны, амбары и другие объекты. Они должны располагаться вдали от населенных пунктов. Складирование отходов должны происходить в порядке и по правилам, предусмотренным федеральным законодательством.

Статья 14

Здесь рассматривается порядок обращения с различными категориями отходов. В частности, речь ведется об материалах, относящихся к первой и последующей категориям опасности.

Как правило, отдельная переработка каждого класса регулируется отдельным постановлением правительства РФ.

Статья 15

Эта часть посвящена непосредственно лицам, имеющим доступ к переработке и транспортировке отходов различных классов опасности. Речь в данном случае идет о физических и юридических лицах. Установлены правила привлечения к ответственности конкретных должностных лиц в сфере нарушений по переработке отходов.

Статья 18

Эта статья носит абстрактный характер и закрепляет порядок правового регулирования в сфере обращения отходов.
Так, например, указывается закон об охране окружающей среды и иные правовые акты, являющиеся важнейшими в данной сфере.

Статья 24

Данная статья является очень важной. Она предусматривает порядок экономического стимулирования деятельности организаций, которые занимаются переработкой и утилизацией.

В качестве наиболее распространенных мер применяются налоговые льготы, предоставление бюджетных средств на развитие отрасли и др.

Статья 26

В этой статье закреплен порядок осуществления контроля в утилизационной сфере. Речь идет о производственном контроле, осуществляемом в рамках конкретной лицензированной организации.

Изменения в федеральном законе 89

Последние изменения в документе коснулись полномочий ОМС в сфере реализации отходов. Так, теперь им переданы полномочия по организации экологического воспитания населения.

Так же было изменено понятие сбора отходов, в частности, было убрано слово «поступление» отходов.

Скачать закон 89 ФЗ об отходах производства и потребления: последняя редакция

Скачать новый федеральный закон 2018 года можно здесь. ⇐

Последние изменения можно отследит на ресурсе Консультант Плюс.

Таким образом, законом определено, что относится к отходам, каким статусом они обладают и др. Информационный контроль в данной сфере осуществляется органами местного самоуправления и региональными властями.


Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ) был внесен ряд существенных изменений в области правового регулирования.
В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров». Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.
Пересматриваются полномочия федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами.
В соответствии с внесенными изменениями в статью 5 к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 8 данного закона наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов».
В соответствии с положениями данной статьи накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
«Органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации».
С 01.01.2019 вступают в силу положения данного закона, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. В реестры мест (площадок) накопления ТКО будут включены данные о месте нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО. (Части 4, 5статьи 13.4 вступает в силу с 01.01.2019)
Поправки также касаются деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. Так статья 24.6 Закона № 89-ФЗ дополнена пунктами 7, 8, 9, 10. В соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО.
Статья 24.7 Закона № 89-ФЗ дополнена частью 6, которая закрепила право юридических лиц в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО.
Изменениями, внесенными в статьи 24.8, 24.9 уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установления льгот при их уплате. Данным законом также конкретизируется обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В случае неисполнения нормативов утилизации выпущенных товаров и упаковки, производители должны уплатить экологический сбор, который должен расходоваться на создание мощностей по утилизации.
Федеральным законом № 503-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые жителям многоквартирных домов.
Федеральным законом № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» согласно которым статья 23 дополнена частью 8.1 предусматривающей, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, исключение платы по обращению с твердыми коммунальными отходами из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Материал подготовила Фирдаус Кадикова

Раздельный сбор мусора и отходов по закону: поправки ФЗ-503 с 1 января

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал новый законодательный акт, в котором обозначены правила обращения с отходами, а также закреплен раздельный сбор мусора в России. Итак, рассмотрим этот вопрос более детально.

Законодательная база: поправки к закону

На законодательном уровне установлено, что региональное правительство должно согласовывать с гражданами расположение сортировочных станций, мусоросжигательных предприятий, а также полигонов. Каждый субъект установит самостоятельно, какой объем отходов требуется собирать раздельно.

Согласно изменениям, внесенным в закон, каждый магазин и домохозяйство вправе, не имея лицензии заниматься накоплением отходов. Домохозяйства наделены правом реализации вторсырья напрямую, а владельцы производства получают возможность наладить систему специализированного сбора.

Сумма собранного экологического сбора полностью будет направляться на усиление утилизации. Законодательный акт принят Госдумой 22.12.2018 года, а Совет Федерации одобрил его 26.12.2018 года.

Согласно документу, с 1 января 2019 года вступит в силу статья закона, которая определяет участие организаций в различного рода мероприятиях по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

Новые понятия: Сбор отходов, Твердые бытовые отходы и Твердые коммунальные отходы

К твердым бытовым отходам (ТБО) относится весь мусор, который накапливается в любой квартире на ежедневной основе. К этому виду отходов относятся пищевые и синтетические остатки. Отходы бывают биологическими и небиологическими (бытовой мусор).

К твердым коммунальным отходам (ТКО) относится весь мусор, который накапливается на жилых объектах в результате деятельности людей, включая товары потребления, которые потеряли со временем свои свойства (ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года).

К ТКО относят бытовые отходы ИП и юридических лиц.

Что представляет собой мусорная реформа в РФ

С наступлением 2019 года в каждом городе и регионе нашей страны приступят к работе операторы, которые возьмут на себя все задачи, связанные с переработкой мусора. Операторы будут производить сбор, организовывать вывоз и утилизировать ТБО.

Каждый оператор будет нести ответственность за отведенную ему территорию согласно законодательству РФ. Отбор операторов будет проводиться на конкурсной основе. В конкурсе будут принимать участие многие предприятия (об этом мы писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/operatory/).

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! С 1 января 2019 года переработка ТБО будет являться коммунальной услугой, поэтому тарифы будут регулироваться государством. Позиция за мусор будет выделена отдельной строкой в платежных документах.

Отказаться от вывоза и утилизации мусора невозможно. Услуга является обязательной. Все предприятия, в том числе ИП и юридические лица, а также собственники жилых помещений обязаны заключить договор с местным оператором, который осуществляет вывоз ТБО (статья 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вывоз мусора в частном хозяйстве

Если ТБО уходят в строящийся фундамент, то каждый владелец загородного дома, дачи коттеджа обязан вносить плату по соответствующим тарифам.

Даже если дом находится за пределами города в деревне или отрезан от мира и построен на берегу реки, в любом случае собственник обязан платить за вывоз и переработку мусора.

Тариф за переработку ТБО будет рассчитан исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении. Для домов, которые находятся за городом, будет установлен один коэффициент, для городских квартир другой, а для коттеджей и дач – третий.

Более того, льготы на оплату мусора будут действовать только для тех лиц, которые получают льготы на оплату других ЖКУ.

Садоводческие общества должны заключить также соглашение с региональным оператором. Плата будет рассчитана исходя из количества членов объединения. Если дачный домик имеет статус жилого строения, то ее владелец вправе самостоятельно решить, заключать ему договор с оператором или договориться с самим садоводческим обществом.

Стоит отметить, что тарифы за вывоз ТБО могут повыситься для граждан в несколько раз (о тарифах мы уже писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/tarify/).

В среднем граждане, проживающие одни, будут платить от 200 до 400 рублей, а семьи, состоящие из нескольких человек, отдадут от 600 до 1400 рублей в месяц.

Возраст, с которого граждане обязаны платить за услугу утилизации мусора, пока на законодательном уровне не определен.

Какие бюджетные учреждения переходят на раздельный сбор мусора

До конца 2019 года многим бюджетным организациям поручено перейти на так называемый раздельный сбор отходов. В частности, все бюджетные организации Архангельской области полностью перейдут на систему раздельного сбора мусора в рамках национального проекта «Экология». Министерству природных ресурсов поручено разработать специальную дорожную карту по внедрению системы раздельного сбора мусора. Распоряжение дал губернатор области.

В первую очередь, как сообщил глава региона, на систему раздельного сбора отходов перейдут все предприятия бюджета (школы, детские сады и прочие).

Более того, организации, которые будут работать в системе раздельного сбора, будут получать поддержку от государства. Индивидуальные предприятия получат льготный налог на прибыль. Также глава отметил, что все предложения, которые связаны со льготами налога на прибыль, будут отработаны совместно с другими депутатами, чтобы все изменения соответствовали требованиям и нормам действующего законодательства РФ.

Новая система

В дополнении стоит отметить, что с 1 января в стране начался переход на новую систему обращения с ТКО. Теперь всеми делами, связанными с ТКО, занимаются крупные региональные операторы, которые были отобраны органами власти на конкурсной основе. На выполнение новой реформы и проект «Экология» выделено более четырех триллионов рублей.

Подводя итоги, отметим, что нововведения могут пагубно сказаться на тарифах для граждан. Как было сказано выше, тарифы могут значительно увеличиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *