Справка вместо военного билета

Содержание

Что делать, если вместо военного билета дают справку?

Законодательством Российской Федерации установлен призывной возраст с 18 до 27 лет. При достижении гражданином возраста 27 лет военнообязанный, который не проходил службу в армии, все равно получает соответствующий документ, однако есть случаи, когда вместо военного билета военкомат выдает справку.

В каком случае и что выдадут?

Раньше независимо от того, проходил ли гражданин службу в армии, имел отсрочку от военкомата или вовсе уклонялся от призыва, при достижении возраста 27 лет он получал военный билет. Но несколько лет назад законодательство, регулирующее военный учет, изменилось.

По состоянию на 2019 год граждане, которые не проходили службу в Вооруженных Силах без законных на то оснований, военник не получают.

Такое решение приняло Министерство обороны России, издав соответствующий приказ, утверждающий новые правила документооборота.

Различия в возможностях для владельцев разных документов

В каких случаях выдают справку взамен военного билета и чем она отличается от других документов по воинскому учету? Это документ, который удостоверяет факт уклонения призывника от прохождения срочной службы в армии и является документом воинского учета. При этом не имеет значения, намеренно молодой человек уклонялся от армии или просто не получал повесток от военкомата и по этой причине не являлся на призывные мероприятия.

Какие последствия могут быть, если гражданин получит справку вместо военного билета?

Возникнут ли проблемы в дальнейшем, если молодому человеку выдали справку взамен военного билета, зависит от того, какие планы у него на будущее.

При устройстве на работу в организацию частной формы собственности все будет зависеть от отношения собственников и руководства компании к данной ситуации. Как правило, при устройстве на работу коммерческие организации не требуют документов о воинском учете.

Но даже если в перечне документов для приема на работу в конкретной компании предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете, то, согласно трудовому законодательству, предоставление справки из военкомата не является законным препятствием при трудоустройстве.

Совершенно другая ситуация возникнет, если мужчина решил связать свою жизнь с работой в органах государственной власти и силовых структурах:

1. Отсутствие военника станет серьезным препятствием при устройстве на работу в полицию или в организации, подчиненные МЧС или ФСБ.

2. Кроме того, молодому человеку будет закрыт путь в городскую или Государственную Думу, поскольку в государственные органы можно баллотироваться только при наличии военного билета.

3. Даже если уклонист был принят на работу в эти структуры, то при обнаружении факта уклонения от военной службы, несмотря на имеющиеся заслуги, руководство обязано будет уволить сотрудника.

Справка военкомата вместо военного билета больше ни на что не влияет. Нет ограничений прав гражданина на управление транспортным средством или выезд за границу.

Как избежать получения справки?

Позаботиться о том, чтобы военкомат вместо справки выдал военный билет, следует заблаговременно.

Факт! При исполнении призывнику 27 лет достаточно проблематично доказать, что непосещение военкомата не имело умысла, даже если по каким-то причинам повестки из комиссариата не приходили.

Однако если уж так случилось, то в военкомат следует идти с неоспоримыми аргументами, препятствовавшими явке на призывную компанию. Это может быть тяжелое заболевание близких или родных, наличие которого подтверждено документально. Также уважительной причиной является рождение второго ребенка или наличие законной отсрочки, предоставленной военкоматом.

Важно! Сам факт обучения в высшем учебном заведении не является отсрочкой от прохождения службы в армии, поскольку вузы не наделены полномочиями предоставлять ее.

Поэтому для получения законной отсрочки по такому основанию поход в военкомат со всеми документами неизбежен.

Призывнику необходимо составить объяснительную с указанием причин неявки. Образец объяснительной можно получить, обратившись в нашу компанию. Любое обстоятельство, указанное в объяснительной, должно быть не голословным, а обязательно подтверждено соответствующими документами.

В случае когда юноше еще не исполнилось 27 лет, избежать получения справки уклониста вместо военного билет намного проще. Для этого в первую очередь необходимо явиться в венный комиссариат по месту регистрации и получить направление на прохождение медкомиссии, если других причин для получения отсрочки нет. Перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в армии, достаточно большой, поэтому шанс, что призывник имеет диагноз, внесенный в этот перечень, достаточно высок.

Если же, несмотря на объективные обстоятельства, военкомат выдал справку вместо военного билета, принятое решение можно оспорить в Конституционном суде и восстановить свое право на получение военника. Судебная практика обжалования свидетельствует, что отмена решений военкоматов – не редкость. Закон встанет на сторону заявителя, если будут предоставлены доказательства, что уклонение от службы в армии носило вынужденный, а не умышленный характер.

Справка из военкомата вместо военного билета

Военный билет является документом важного значения в жизни каждого мужчины. Предъявление его требуется при трудоустройстве, взаимодействии с банковскими учреждениями, получении загранпаспорта и водительских прав. Оформлением и выдачей документа занимается военный комиссариат по месту прописки получателя военного билета.

Молодые люди, не получившие военный билет до 27 лет, могут рассчитывать на выдачу им справки взамен военного билета. Это также официальный документ, но её обладатель ограничен в некоторых своих действиях.

Законодательное регулирование

Справка вместо военного билета – это бланк, который учрежден в 2014 году ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На основании закона, выдается гражданину после наступления 27 лет, который не служил в армии, и при этом уважительных причин таких действий не имеет.

На основании приложения N 1 к приказу №495 МО Российской Федерации, справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

До 2014 года всем гражданам, прошедшим военную службу, выдавался военник. Также оформлялся военный билет и лицам, которые имеют ограниченную категорию годности или не пригодны к армии вообще. При этом делалась соответствующая пометка в бланке. Этот пункт закона остался неизменным.

Уклонистам тоже выдавали военник, но уже после достижения ими 27 лет. С 2014 года ситуация изменилась, и лицам, не прошедшим срочную службу, выдаётся правовой документ в виде справки. Она имеет небольшую оговорку: речь идет о фразе «без уважительных причин».

И хотя изменения, произошедшие в законодательстве, обеспечили лицам, уклонившимся от армии, оформление легального документа, такие нововведения имеют определённое число нюансов. Считается, что данный бланк является подтверждением не несения армейской повинности и может быть расценен, как недостаток в личностной характеристике гражданина.

Также одним из значимых изменений в законодательстве является определение временного уклониста. Получить такой статус можно, если не исполнить норму закона и не явиться в военкомат в период старта призывной кампании, которая проходит дважды в год – с 1 октября и 1 апреля. Отсутствие повестки не является уважительной причиной неявки. Важно понимать нормативы закона в этих случаях.

Обязанностью считается:

  • Явиться на проведение мероприятий, связанных с призывом в армию по повестке военкомата согласно ч. 1 ст. 31 53-ФЗ.
  • При отсутствии приглашения у мужчины есть обязанность получить повестку. Об этом гласит ч. 2 ст. 31 53-ФЗ.

Не выполнение обязанностей влечёт за собой админотвественность и получение статуса «уклониста».

Кто может получить справку вместо военного билета

Получение документа уклониста грозит тем гражданам, которые:

  • На протяжении всего призывного возраста не являлись в военкомат без веских оснований.
  • Не имеют никаких заболеваний, позволяющих избежать военной службы.
  • Не имеют причин, указанных в законе, для отсрочки.

Выдать мужчине справку вместо военника могут независимо от того, сколько призывов было им пропущено без уважительной на то причины, 1 или 10

Порядок признания гражданина уклонистом

Для получения справки уклониста, гражданин должен быть признан им официально. Для этого происходят следующие мероприятия:

  • при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу призывная комиссия изучает материалы личного дела призывника;
  • при отсутствии законных оснований не прохождения призывником службы, члены комиссии дают соответствующее заключение.

Для справки! Заключение может быть вынесено, если гражданин не был, начиная с 1 января 2014 в армии, не имея на то законных оснований. Но при этом состоял на военучете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание комиссии по рассмотрению вопроса незаконного избегания службы в армии проводится не менее раза в месяц. Согласно регламенту считается правомочным, если на нем присутствует 50% и более членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов. В день заседания выполняется запись в протоколе комиссии и учетно-алфавитной книге призывников.

Протокол подписывается председателем комиссии, а также присутствовавшими на голосовании членами. В обязанности председателя входит объявить заключение гражданину. И по заявлению от него, в течение 5 дней, вручить копию заключения. Другим правомочным способом оповещения молодого человека о решении комиссии является:

Направление копии документа заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в заявлении гражданина.

Направление по адресу известного военкомату места жительства либо пребывания гражданина.

Как оспорить решение о выдаче

Полученное решение о выдаче гражданину справки вместо военника оспаривается, как и все решения госогранов, через суд административных правонарушений. Из судебной практики видно, что в большинстве случае суды рассматриваемых исков не удовлетворяет, поддерживая решение военкомата. Но каждый случай индивидуален. Существуют такие прецеденты, в которых есть шанс оспорить решение комиссариата.

Больше всего шансов на положительное решение у тех призывников, которые были признаны ограниченно непригодными к армии комиссией военкомата. Поскольку закон еще максимально не усовершенствован, при наличии грамотного специалиста и веских доводов, решение комиссии можно аннулировать.

Какие данные содержит справка

Поскольку документ имеет официальную форму, то соответственно все данные, которые прописываются в ней, имеют утверждённый характер.

К ним относятся:

  • личные данные гражданина (ФИО, дата рождения);
  • сведения о военкомате, в котором мужчина состоял на учёте;
  • категория годности;
  • официальная дата прохождения призывной комиссии;
  • данные начштаба;
  • особые отметки.

Справка подписывается председателем призывной комиссии, который ее выдал. Его подпись скрепляется печатью учреждения.

Согласно приказу № 495 МО РФ Приложение к форме 1 У характерно такими признаками:

  • Бланк справки внешне выглядит защищённой полиграфической продукцией уровня «В».
  • Справка выдаётся только гражданам Российской Федерации.
  • При призыве на военную службу по мобилизации человека, имеющего справку взамен военника, оформляют и выдают в установленном порядке полноправный билет.

Образец справки

Какие ограничения накладывает

Возникновение возможных проблем при получении справки вместо военного билета во многом зависит от личных планов гражданина. Рассмотрим, какие ограничения могут ожидать мужчину в жизни.

Поскольку законодательством наложены определённые обязанности на предприятия, касающиеся воинского учета, то при трудоустройстве в обязательном порядке будет требоваться предъявление военника или выданной взамен его справки.

Возможно в некоторых организациях наличие справки устроит работодателя, но точно устроиться на работу без военника невозможно в такие учреждения:

  • В силовые и правоохранительные подразделения подчиняющиеся МЧС и ФСБ.
  • Под запретом баллотирование в городские органы власти или Госдуму.
  • Согласно ФЗ № 192 от 14 июля 2017, лица со справкой не могут выполнять работы на госслужбе в течение десяти лет.

Это важно! Выявления факта трудоустройства гражданина со справкой в перечисленные организации имеет последствия для обеих сторон и послужит поводом для наказания лица, принявшего его на службу и к незамедлительному увольнению данного сотрудника.

Что же касается получения удостоверения водителя или же лицензии на оружие — наличие справки вместо военного билета, не является препятствием к данным процессам.

Влияние справки на получение загранпаспорта

При оформлении заграничного паспорта в перечне документов есть пункт – «справка ф32». Предоставление этого бланка является обязательством исключительно для мужчин, в возрасте до 27 лет.

Используется документ в качестве доказательства того, что государство не имеет каких-либо претензий к гражданину в вопросе исполнения гражданского долга перед родиной.

То есть предоставление справки является обязательным для тех мужчин призывного возраста, которые по тем или иным причинам не получили военного билета.

Если гражданин не предъявит военный билет или справку Ф32 то, рассчитывать на оформление загранпаспорта им не приходится. Более того, мужчину, при наличии соответствующих обстоятельств, могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Справка из военкомата для загранпаспорта Ф32

Как предотвратить получение

Если молодой человек не намерен иметь какие-то либо ограничения в своей жизни из-за наличия справки вместо военника, ему необходимо:

  • своевременно посетить райвоенкомата до наступления 27 лет. При этом иметь документальное подтверждение уважительной причины, освобождающей от службы;
  • составить объяснительную записку с изложением сути возникшей ситуации с обязательным приложением доказательств.

В целом «справка уклониста» может никак не повлиять на жизнь человека. Но эта уверенность касается только настоящего времени, так как неизвестно какие изменения в законодательство будут приняты в дальнейшем или же как может измениться жизненный путь в любое время.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) признал незаконным решение призывной комиссии о выдаче так называемой справки-«уклониста» вместо военного билета молодому человеку, который не получал повесток для явки в военный комиссариат, и отменил решение районного суда о признании истца не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований. Данное определение ВС может изменить в сторону правового русла сложившуюся абсурдную судебную практику по делам о выдаче справок не служившим в армии молодым людям.

26 апреля Судебная коллегия ВС РФ признала незаконным бездействие начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова, который не уведомил надлежащим образом призывника Николая Б. о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы и отменила решение Ленинского районного суда г. Саратова о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Суд установил, что Николаю Б. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31 октября 2015 года, так как он являлся аспирантом очной формы обучения «Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова».

29 января 2016 года Николаю назначали защиту диссертации, по итогам которой ему присудили ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук.

В 27 лет Николай обратился в отдел военного комиссариата для получения военного билета. Однако призывная комиссия решением от 17 мая 2016 года признала его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Николай оспорил данное решение в районный суд. В обоснование требований истец сослался на то, что от службы в армии он не уклонялся и подлежит зачислению в запас в связи с освобождением от призыва на военную службу ввиду наличия ученой степени. Истец отметил, что решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нарушает его трудовые права, наносит вред его научной и деловой репутации.

Но в удовлетворении искового требования суд первой инстанции (а затем и апелляционный) ему отказал, исходя из того, что на момент окончания действия отсрочки от призыва на военную службу призывник не достиг 27-летнего возраста, кандидатом наук не являлся и подлежал призыву на военную службу в период с 1 ноября 2015 года до 31 декабря 2015 года, то есть в течение двух месяцев.

Также суды пришли к выводу о том, что незаконного бездействия, выразившегося в неуведомлении призывника о необходимости явиться в военный комиссариат, должностным лицом военного комиссариата не допущено, поскольку материалы личного дела призывника содержат сведения о направлении в его адрес повестки 18 ноября 2015 года, однако от явки в военный комиссариат тот уклонился.

Судебная коллегия ВС РФ с такими выводами нижестоящих инстанций не согласилась, признав их основанными на неправильном применении норм права.

Судебная коллегия указала на то, что вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

Гражданин считается уклоняющимся от военной службы только в случае неявки без уважительных причин по повестке врученной ему лично под роспись, и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Таким образом, именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Суд установил, что хотя в материалы личного дела призывника внесены сведения о направлении ему повестки, в то же время они не содержат данных о получении этой повестки лично призывником под расписку. Такие доказательства отсутствуют и в материалах дела. При подобных обстоятельствах отказ суда в удовлетворении требований Николая о признании незаконным бездействия начальника отдела военного комиссариата, выразившегося в неуведомлении призывника надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат, нельзя признать правильным.

«Выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности обжалуемого решения призывной комиссии от 17 мая 2016 года являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права» — отмечено в определении судебной коллегии ВС РФ.

В последние годы в правозащитные организации поступает большое количество обращений от граждан, которых подвергли дискриминации за то, что военкомат не выполнил надлежащим образом свои обязанности по вызову их на призывные мероприятия. Особенно болезненно эта абсурдная ситуация, когда наказывают граждан, а не самих недобросовестных чиновников, отразилась на молодых госслужащих, которых стали увольнять с работы из-за выдачи им справки. Дело дошло до того, что в уклонистах оказались и сотрудники МВД, не получившие повесток из-за бездействия сотрудников военкоматов, хотя сделать это было совсем несложно, так как данная категория граждан состоит на спецучете.

Комментарий председателя постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Сергея Кривенко:

Определение Верховного Суда по указанному делу подтверждает то, о чем постоянно говорят правозащитники: так как призыв на военную службу организует и осуществляет государство, недопустимо перекладывать ответственность за невручение повесток на призывников.

Обратимся к тому, как сформулирована норма закона по выдаче справки, принятая в 2014 году.

При зачислении в запас гражданина по достижению им возраста 27 лет, если он

— не прошел военную службу;

— не прошел альтернативную гражданскую службу;

— не был освобожден от военной службы в силу здоровья и по другим основаниям;

— не пользовался весь срок от 18 до 27 лет отсрочками от военной службы,

призывная комиссия выносит решение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

И тогда гражданину вместо военного билета выдается просто справка, и он не может 10 лет работать на государственной и муниципальной службе.

Вроде бы логично, что на госслужбу не берут тех, кто не исполняет государственные обязанности.

Однако депутаты, принимая данные поправки, сознательно или по неведению проигнорировали тот факт, что с 1994 года в России не КАЖДЫЙ призывник ОБЯЗАН проходить военную службу.

Каждый совершеннолетний молодой человек в России обязан стоять на учете в военном комиссариате и являться на призывные мероприятия по повесткам, врученным ему под расписку. Обязанность проходить военную службу наступает лишь для тех годных к военной службе по состоянию здоровья, не имеющих отсрочек или освобождений от военной службы и убеждений, противоречащих несению военной службы, граждан, кого государство на основе указов Президента России призывает в армию через военные комиссариаты.

Призыв на военную службу по указам Президента России осуществляется с 1994 года. Им определяется, сколько человек должны быть отправлены на военную службу в каждую призывную кампанию. Просуммировав количество призванных с 1994 по 2017 год граждан, и разделив на общее количество призывников за данный период (эти данные есть на сайте Росстата), увидим, что за 24 года только треть граждан из общего количества молодых людей призывного возраста прошла военную службу по призыву. Остальные просто получали военный билет по достижению 27-летия и направлялись в запас.

Так было до 2014 года. Сейчас тем гражданам, у кого есть малейший «зазор» между отсрочками, хоть в один день, по достижении 27-ми лет выдают вместо военного билета дискриминирующую их справку, и точно также направляют в запас.

Необходимо подчеркнуть, что все это касается тех молодых людей, кому не были вручены повестки о явке в военкомат.

Граждане, которые получили от военкомата повестки под личную роспись и не явились по ним без уважительной причины, могут быть справедливо причислены к уклонистам. В отношении них сотрудники военкомата могут возбудить административное дело или передать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Но депутаты Государственной Думы, приняв данную норму, фактически приравняли к уклонистам и дискредитировали ту группу призывников, которые добросовестно выполняли свои обязанности, но не получали повесток о явке в военный комиссариат.

Депутаты, принимая поправку по выдаче справки, обосновали ее необходимость тем, что это снизит число уклонистов. На самом деле, эта бездарная инициатива лишь создала дополнительные возможности для коррупции со стороны недобросовестных работников военкомата. Например, 24 мая сотрудниками УФСБ России по Астраханской области прямо в салоне своего Lexus с поличным при получении взятки в сумме 50 тысяч рублей был задержан военком г. Астрахани полковник Фатых Утебалиев. Отмечается, что это была лишь первая часть взятки, общая сумма которой должна была быть больше. Таким образом, благодаря депутатскому усердию, коррумпированные военкомы получили «девиденты» в виде возможности вымогать взятки с тех добросовестных призывников, которые попадают под категорию непрошедших военную службу без законных на то оснований.

Но теперь есть надежда, что определение ВС РФ остановит этот абсурд.

Комментарий юриста правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александра Передрука

Решение Верховного Суда РФ обосновано, вносит ясность и, надеюсь, скорректирует судебную практику, переориентируя ее в пользу граждан. В таких делах всегда был ключевым вопрос: допустимо ли признавать гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если призывник надлежащим образом исполнял свои обязанности, однако военный комиссариат не вызывал его по повесткам.

Сейчас эта тема очень актуальная среди сотрудников правоохранительных органов, которых лишают возможности продолжить службу в ведомстве. Так, к примеру, Чертановский районный суд Москвы отказался признать незаконным выдачу справки вместо военного билета действующему сотруднику полиции, который служит в органах внутренних дел с ноября 2009 года, несмотря на то, что он не получал никаких повесток и, безусловно, не уклонялся – вообще сложно представить, как это можно сделать, служа в МВД. Решение было обжаловано в Московский городской суд и сейчас ожидает своего рассмотрения.

У граждан с ученой степенью дела немного лучше: ранее удавалось убедить суды общей юрисдикции в том, что ее наличие достаточно для выдачи именно военного билета. В прошлом году нам удалось в Москве выиграть подобное дело в первой же инстанции.

В рассматриваемом же деле камнем преткновения стал тот факт, что призывник получил степень уже после достижения 27-ми лет.

Замечу, что Верховный Суд развивает логику Конституционного Суда РФ, четко следуя его правовой позиции, изложенной в Постановлении от 30 октября 2014 г. № 26-П, согласно которой:

— во-первых, предполагается, что члены призывной комиссии выносят свое заключение, в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву,

— во-вторых, суды при рассмотрении вопроса законности вынесения заключения в отношение гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказывалось бы существенно ущемленным.

Я бы рекомендовал призывникам, учитывая позицию ВС РФ, идти в суд сразу с двумя требованиями: 1) признать незаконным решение о признании «уклонистом» и выдаче справки вместо военного билета, а также 2) обязать признать незаконным бездействие военного комиссариата, выразившегося в неуведомлении надлежащим образом о необходимости явиться в военный комиссариат.

Позиция ВС РФ по указанному делу подразумевает, что призывная комиссия должна доказать, что военный комиссариат вручал повестки призывнику, но он по ним не являлся. Иное означает, что именно военные не исполнили свои обязанности, что не должно повлечь для призывника негативных последствий в виде выдачи справки и ограничения доступа к государственной и муниципальной службе в течение 10 лет.

Однако в принципе доказывать правоту нужно добросовестным своим поведением: гражданин должен стоять на воинском учете, сообщать об изменениях места жительства и пр. Если же призывная комиссия не докажет обратного, то, на мой взгляд, исходя из презумпции добропорядочности гражданина, ему должны выдавать именно военный билет – нельзя наказывать призывника за то, что военкомат был не способен вручить ему повестку.

Судя по количеству дел на релевантную тему в производстве, Верховный Суд намерен корректировать судебную практику по делам о выдаче справки вместо военного билета. 8 июня в ВС РФ будет слушаться дело о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата Сунженского района Республики Ингушетия. Далее идет похожее дело из Тюмени (89-КГ18-3)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Ревошина К.П. на решение Свердловского районного суда города Красноярска Красноярского края от 1 сентября 2016 года в редакции определения того же суда от 2 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 января 2017 года по административному делу по его административному иску об оспаривании решения начальника отдела военного комиссариата Красноярского края по Свердловскому району города Красноярска и городу Дивногорску о выдаче справки взамен военного билета.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Ревошин К.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения начальника отдела военного комиссариата Красноярского края по Свердловскому району города Красноярска и городу Дивногорску о выдаче справки взамен военного билета как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву не имея на то законных оснований, и возложении обязанности принять решение по его обращению в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований Ревошин К.П. сослался на положения пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, которые не были учтены.

Решением Свердловского районного суда города Красноярска от 1 сентября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 января 2017 года, в удовлетворении требований Ревошина К.П. отказано.

В кассационной жалобе Ревошин К.П. просит отменить состоявшиеся в отношении него судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебные инстанции исходили из того, что Ревошин К.П., состоящий на воинском учете и подлежащий призыву до достижения возраста 27 лет, которому в 2004 году была предоставлена в связи с получением высшего образования отсрочка от призыва до апреля 2011 года, от военной службы уклонился, в военный комиссариат не являлся, что свидетельствует о том, что он не проходил военную службу без законных оснований. При этом суды также исходили из того, что самостоятельного решения отделом военного комиссариата Красноярского края по Свердловскому району города Красноярска и городу Дивногорску о признании Ревошина К.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не выносилось; решение о выдаче справки взамен военного билета было принято на основании заключения призывной комиссии Советского района города Красноярска от 25 апреля 2014 года.

Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела были допущены нарушения норм материального права.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 названного федерального закона).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.

В соответствии с пунктом 34 вышеуказанного Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 1 января 2014 года.

Из материалов дела следует, что Ревошин К.П., достигший 27-летнего возраста 28 января 2014 года, не мог быть призван на военную службу после января 2014 года, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 189 «О призыве в апреле-июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» весенний призыв установлен с 1 апреля по 15 июля 2014 года, то есть после достижения административным истцом предельного призывного возраста.

При таком положении у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия названного заключения, поскольку на момент вступления в силу положений закона, которым введена норма о возможности принятия такого заключения призывной комиссией, Ревошин К.П. уже не подлежал призыву на военную службу.

Непрохождение Ревошиным К.П. военной службы в период, предшествовавший 1 января 2014 года, по вышеизложенным основаниям не может повлечь признание его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.

Поскольку в отношении Ревошина К.П. не могли быть применены положения пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то в соответствии с предписаниями абзаца 6 пункта 1 статьи 52 указанного закона, согласно которым запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не подлежащих призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет, в установленном порядке должно было быть принято решение о зачислении Ревошина К.П. в запас.

Таким образом, выводы суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, о законности оспариваемого решения являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Ревошина К.П., считает необходимым отменить обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение и, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принять по настоящему делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления Ревошина К.П.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Свердловского районного суда города Красноярска Красноярского края от 1 сентября 2016 года в редакции определения того же суда от 2 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 января 2017 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым административный иск Ревошина К.П. удовлетворить.

Решение начальника отдела военного комиссариата Красноярского края по Свердловскому району города Красноярска и городу Дивногорску от 3 февраля 2016 года о выдаче Ревошину К.П. справки взамен военного билета признать незаконным и отменить.

Обязать отдел военного комиссариата Красноярского края по Свердловскому району города Красноярска и городу Дивногорску выдать Ревошину Константину Петровичу, … года рождения, военный билет.

Председательствующий Хаменков В.Б.
Судьи Горчакова Е.В.
Зинченко И.Н.

Справка уклониста вместо военного билета 2019 последствия и образец

Справка уклониста вместо военного билета выдается с 2014 года по указу Минобороны мужчинам, которые до 27 лет не отслужили в армии без уважительной на то причины. Однако из-за спорного нововведения страдают добросовестные граждане – ученые, полицейские, не получавшие повесток от военкомата. Справка уклониста вносит некоторые ограничения в жизнь мужчины, поэтому очень часто решение военной комиссии оспаривается в судовом порядке.

Кто такие уклонисты

Согласно действующему законодательству, уклонистом называют мужчин, которые до 27 лет:

  • не служили в армии;
  • не прошли альтернативную службу;
  • не имеют оснований для освобождения от службы по состоянию здоровья, другим причинам, предусмотренным действующим законодательством;
  • не пользовался отсрочками до 27 лет.

При зачислении мужчины в запас военная комиссия изучает дело, выдает справку уклониста, если не находит законных оснований для освобождения от службы.

Уклонист – гражданин, который добровольно отказался от исполнения конституционных обязанностей, связанных с прохождением военной, альтернативной службы. Данное поведение является уголовно наказуемым, грозит штрафными санкциями. Но, чтобы возбудить уголовное дело, требуются доказательства уклонения.

Действия, дающие основания для привлечения призывника к ответственности:

  • самовольное оставление сборного пункта для отправки в армию либо неявка без уважительной причины;
  • получение освобождения от службы путем предоставления ложных сведений, том числе, через симуляцию заболевания;
  • отказ от получения повестки, прохождения медкомиссии, других мероприятий, необходимых для отправки призывника в армию, присвоения категории годности;
  • смена места жительства без снятия с учета в военкомате, отказ от постановки на учет в новом населенном пункте.

Распространенные причины уклонения:

  • страх дедовщины;
  • внутренние убеждения, отсутствие желания;
  • семейные обстоятельства;
  • хорошо оплачиваемая работа, которую можно потерять в случае призыва;
  • стремление к получению нескольких высших образований.

Признать мужчину уклонистом, выдать справку вместо военного билета может военный комиссариат, суд. Решение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции, прокуратуре, суде.

Что такое справка уклониста (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»)

До 2014 года мужчины, которым исполнилось 27 лет, могли спокойно прийти в военкомат, получить военный билет. После внесения поправок в законопроект, гражданам, умышленно скрывавшимся от службы в армии, начали выдавать справку уклониста, которая предусматривает некоторые ограничения.

Справка уклониста – документ, что выдается взамен военному билету всем мужчинам, которые без уважительной причины не отслужили в армии до 27 лет. Выдается военным комиссариатом всем мужчинам, не оформившим отсрочку, не имеющим законного основания для освобождения от армии. Исключением являются граждане, которым до 2014 года исполнилось 27 лет, в независимости от того, сколько времени они скрывались от военкомата.

Видео: Справка уклониста вместо военного билета. Или военник после 27 лет

Чем отличается справка от военного билета

Для повышения престижности, привлекательности военной службы была придумана справка уклониста. Многие считали несправедливым тот факт, что одинаковый военный билет выдавался отслужившим и тем, кто 9 лет бегал от военкомата. Документ определенного образца отделил служивших граждан, от тех, кто не был в армии без уважительных на то причин, не имея законных оснований.

Справка вместо военного билета – документ персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе. Характеризует отношение мужчины к исполнению воинской обязанности, несению службы. Защищенная полиграфическая продукция уровня «В». В случае призыва на военную службу по мобилизации оформляется в установленном порядке, выдается военный билет.

Как выглядит справка уклониста

Бланк определенного образца содержит общие сведения о гражданине, отношение к службе и прохождение военных сборов, категорию запаса, группу учета, особые отметки.

В верхней части заполняется информация общего плана – ФИО, дата, место рождения, образование, специальность, семейное положение, спортивный разряд. Далее описывается решение призывной комиссии выдать справку взамен военному билету, подпись начальника. Обязательно указывается категория годности, отметки о прохождении военных сборов, др.

Для оформления, выдачи справки уклониста потребуются оригиналы, ксерокопии следующих документов:

  1. паспорт;
  2. аттестат, диплом об образовании;
  3. водительское удостоверение, если имеется;
  4. свидетельство о браке.

Приносится 3 фотографии размером 3*4 см.

Согласно российскому законодательству, справку вместо военного билета могут получить граждане, которые не служили в армии до 27лет без оформления отсрочки, не имея официального освобождения. К уклонистам относят граждан, что были признаны таковыми судом, осуждены за неисполнение воинской обязанности по ст. 328 УК РФ. По данной статье привлекаются к ответственности молодые люди, получившие, подписавшие повестку лично, не явившиеся в военкомат в указанное время без уважительной причины.

Таким образом, получить справку вместо военного билета могут граждане, которые просто не хотели идти в армию, бегали от военкомата, и молодые люди, которые не прошли службу по другим причинам. Нередко справка вручается из-за халатного отношения военного комиссариата к выполнению своих прямых обязанностей. Повестки не вручаются должным образом, теряются личные дела призывников, присутствует взяточничество.

Выдачу справки члены комиссии аргументируют тем, что гражданин призывного возраста должен сам прийти в военкомат за повесткой, если она не была вручена. Однако, согласно действующему законодательству, призывники не обязаны идти в военкомат сами и не считаются уклонистами, если не получили лично в руки документ. О том, что нужно самим добиваться повесток, идет речь в новом законе, который пока еще находится на рассмотрении.

Последствия и ограничения при получении справки уклониста

Основное ограничение – отказ при трудоустройстве в государственные, муниципальные, силовые структуры. Изначально справка уклониста не давала права устраиваться только на госслужбу, впоследствии закон ужесточили. После вступления в силу ограничений мужчин, не прошедших службу, начали увольнять с занимаемой должности.

Если говорить простыми словами, справка уклониста не должна мешать жить, если нет желания быть госслужащим, силовиком. Однако коммерческие организации, индивидуальные предприниматели часто отказывают в трудоустройстве, увидев справку уклониста, но аргументируют свое решение иными причинами. В целом же, справка вместо военного билета является таким же документом воинского учета. Не должна препятствовать при трудоустройстве.

В период с 2014 по 2019 год вносились предложения ужесточить последствия для уклонистов. Запретить водить транспортное средство, обладать оружием, выезжать за границу, присутствовать на военных сборах. Пока таких ограничений нет, в ближайшее время не предвидится.

Что делать при получении справки вместо военного билета

Молодым людям, которые бегали от военкомата, не хотели идти в армию, военный билет особо не нужен. Они согласны получить справку уклониста в 27 лет, жить обычной жизнью. Как правило, такие граждане не изъявляют желания работать в госслужбе, поэтому ограничения особо их не коснутся. После получения документа молодые люди вздыхают с облегчением, продолжают жить своей жизнью. Кроме этого, по факту и уклонистом назвать гражданина нельзя, если не было возбуждено уголовное дело.

В ситуациях, когда молодые люди не против были служить, но в приоритетах находилась учеба, получение хорошего образования, решение комиссии при выдаче справки вместо военного билета можно оспорить. Учебные заведения не освобождают призывников от армии полностью. Временное освобождение предоставляется лишь при определенных обстоятельствах. К примеру, не дают освобождение после получения диплома бакалавра для продолжения учебы на специалиста. Рассчитывать на освобождение могут студенты, поступившие в магистратуру. Не освободят от армии для получения второго высшего образования и после завершения учебы в колледже. Именно в таких ситуациях возникают спорные вопросы и проблемы с получением военного билета.

Признать молодого человека уклонистом могут только в том случае, когда в деле имеется информация о вручении повесток лично в руки. При первой неявке в указанное время налагается штраф, повторной – дело передается в Следственный комитет, Прокуратуру, Суд.

Уважительные причины для неявки в военкомат:

  1. тяжелая болезнь призывника либо родных;
  2. смерть близких родственников;
  3. форс-мажор;
  4. чрезвычайные ситуации;
  5. временная потеря двигательной способности.

Все случаи неявки должны быть документально подтверждены. Уклонением от службы является специальное нанесение увечья, травм самому себе.

При посещении военкомата нужно в объяснительной запаске изложить причину неявки в военкомат, приложить документы, дающие возможность получить официальное освобождение. Если призывник не согласен с решением военной комиссии о выдаче справки вместо военного билета, он может оспорить его в суде. Времени на это дается 3 месяца.

>Видео: Справка уклониста (справка вместо военного билета)

Как можно оспорить выдачу справки уклониста

Оспаривание действий, решений военного комиссариата осуществляется в суде общей юрисдикции. Порядок регламентируется Кодексом административного судопроизводства. Иск можно подать в течение 3 месяцев с момента получения справки вместо военного билета. В удовлетворении иска будет отказано, если отсутствуют основания, предусмотренные законом, для освобождения от службы, а также имеются факты, подтверждающие получение повестки под личную подпись. На сегодняшний день статистика по искам такова – в 95% случаев отказывают в удовлетворении требований. Однако 5% граждан РФ добиваются истины, получают военный билет.

В судебной практике имеется множество ситуаций, когда действия военкомата идут в разрез с законодательством.

  • Гражданину вручили справку вместо военного билета по решению комиссии, аргументировав свое решение неявкой призывника в военкомат после окончания срока временного освобождения. Суд признал действия военкомата неправомерным, поскольку, согласно действующему законодательству, призывники не обязаны приходить сами в военкомат за повестками. Но иск могли и не удовлетворить, поскольку должны сообщать военному комиссариату об изменениях в своей жизни относительно семейного положения, здоровья, профессии, смены места жительства.
  • Молодой человек призывного возраста учился с 18 до 27 лет, повышал квалификацию, получал научные степени. Повесток из военкомата не получал. Когда пришел за военным билетом, ему отказали, выдали справку уклониста. В суде его иск удовлетворили, признали решение комиссии неправомерным. Основным доводом было то, что гражданин не получал лично в руки повестку. В деле информация об отправке документа призывнику имелась, но личной подписи не было. Следовательно, повестка либо вручалась с нарушениями, а при этом считается недействительной, либо никаких действий в этом направлении со стороны военкомата не осуществлялось.

Перед тем, как идти в суд с иском, рекомендуется посетить юриста. Специалисты помогут составить обращение в суд правильно, расскажут о перспективах.

Чтобы не получить справку вместо военного билета, необходимо выделить 1 год в своей жизни возрасте с 18 до 27 лет, отслужить в армии либо получить официальное освобождение при наличии законных оснований. Отсрочку дают только по решению военного комиссариата, поэтому нужно обращаться туда, представив доказательства, основания для освобождения. Наиболее частые причины – болезнь, учеба, семейное положение.

>Отзывы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *