Следователь в прокуратуре

Почитала воспоминания pollitrovka и саму пробило.
Давно собиралась поделиться, и вот, видимо, время пришло.
Было это в начале нулевых.
Рассматривалось в нашем суде дело об убийстве молодой девушки. Злодей задушил ее в беседке детского сада. В принципе, рядовое дело, особо ничем не примечательное. Единственное, что, и у злодея было много сочувствующих, и на стороне потерпевших много переживающих. В провинциальных судах редко залы судебных заседаний привлекают народ, а здесь полный зал набился. Злодей вину не признает, всячески отказывается от содеянного. Процесс ведет судьиха старой советской закалки — все делается по кодексу: все, что положено оглашается, осматривается, ощупывается и предъявляется. Председательствующая в возрасте ухода на пенсию, то есть где-то между 60 и 64 годами. Государственный обвинитель лет на десять ее моложе, но тоже дяденька не молодой, а следователь был как раз молодым пацаном, с молодой женой. К чему это я? А к тому, что везде в протоколах у следователя было указано, что сначала с места происшествия были изъяты, а потом всячески отсмотрены и обследованы, «трусы-чайки». Кто не помнит-не знает, это в начале нулевых так назывались трусы, сегодня всем известные как «стринги». Тогда таких слов не знали, и название было свое, доморощенное.
Судья, оглашая первый из протоколов прочитала так, как посчитала правильно: трусы с чайкой, чем вызвала сдавленные смешки в зале, где, в основном молодежь была, которая понимала, что за предмет гардероба был на потерпевшей. А так как протоколов в деле было достаточно много, к концу оглашения материалов дела народ уже веселился вовсю. Но, апогеем стал осмотр вещественных доказательств. Судья лично извлекала из коробки друг за другом платье, лифчик, еще какую-то ерунду. Все это тщательно осматривалось со всех сторон. И вот, дошла очередь и до «трусов с чайкой». Прочитав на бирке именно это, судья вскрыла пакет и извлекла оттуда стринги. Осмотрев их со всех сторон, она с укоризной обратилась к гособвинителю с вопросом: И где же здесь чайка? Зал лег. Хорошо, хоть адвокат был в курсе того, что означал сей термин и разделял всеобщее веселье. Озадаченными остались только судья и прокурор.
В судебном заседании объявили перерыв. И гособинитель первым делом ринулся к молодым коллегам выяснять, почему так веселился народ в зале, и почему на трусах чайки не оказалось.
А судья так и не узнала, по-моему, этой сокровенной тайны молодежной моды того времени. Что, впрочем, не помешало ей назначить достаточно суровое наказание убийце.

Разница между прокурором и следователем

В уголовном судопроизводстве определенные функции выполняют прокурор и следователь. Эти участники процесса связаны между собой различными правоотношениями. От результатов взаимодействия названных должностных лиц во многом зависит соблюдение законности при раскрытии преступлений и установлении справедливости.

Отличие прокурора от следователя заключается в самой сущности их деятельности и в том, какими полномочиями наделен каждый из них. При этом важно отметить, что нормы, управляющие правовым положением упомянутых представителей, постоянно корректируются и совершенствуются. Так, законы, принятые в 2007 году и позднее, содержат существенные изменения относительно предыдущих правил, касающихся этих вопросов.

Новые положения предусматривают ограничение некоторых полномочий прокурора. Например, тех, что касаются возбуждения уголовных дел. Вместе с тем полномочия следователя в последних принятых законах были дополнены. К примеру, он приобрел возможность обжаловать те или иные решения руководителя следственного подразделения.

Несмотря на введенные ограничения, прокурор является важнейшей фигурой, участвующей в уголовно-процессуальной деятельности. На этапе предварительного следствия он обязан контролировать неукоснительное соблюдение соответствующих норм закона. Прокурор в обозначенных случаях утверждает решения следователя или отменяет выдвинутые последним необоснованные постановления.

Помимо выполнения надзорной функции, это ответственное лицо принимает участие в рассмотрении актуальных вопросов, связанных с санкционированием обыска, проведением судебно-медицинских экспертиз, отстранением подозреваемого от должности и прочих. Прокурор выступает гарантом сохранения прав у субъектов, пострадавших от преступления, и следит за обеспечением их законных интересов.

Реклама

На судебной стадии лицо с упомянутым юридическим статусом поддерживает обвинение в соответствии с предусмотренными требованиями. Прокурор (в противоположность адвокату, представляющему защиту) излагает обоснованные доводы, играющие не в пользу предполагаемого правонарушителя.

Что касается следователя, то он несет ответственность за раскрытие преступлений и поиск виновных в их совершении. Находящийся на этой должности уполномочен вызывать требуемых лиц для допроса, заниматься осмотрами и обысками, запрашивать необходимые документы у простых граждан и представителей учреждений и т. д. Следователь также дает поручения, связанные с оперативно-розыскными мероприятиями, органу дознания.

Указанное лицо наделено процессуальной независимостью, что является непременным условием выполнения его профессиональных обязанностей. Иными словами, следователь самостоятельно, по внутреннему убеждению принимает важные решения по делу, за исключением тех случаев, когда требуется получение согласия от прокурора или необходимо постановление суда.

Следователь

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Сле́дователь в уголовно-процессуальном праве — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

В СССР

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В СССР предварительное следствие осуществляли следователи МВД (НКВД), прокуратуры и КГБ (МГБ). Полномочия между ними были разделены. Следователи прокуратуры вели дела о тяжких преступлениях (убийствах, изнасилованиях и т. п.), обо всех преступлениях, совершенных несовершеннолетними или сотрудниками правоохранительных органов; кроме того, прокуратура могла принять на себя следствие по любому делу, если прокурор усматривал в этом необходимость. Органам госбезопасности были подследственны дела о государственных преступлениях. Всеми остальными делами занимались следователи органов внутренних дел.

В России

Уголовно-процессуальный кодекс России относит следователя к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

Российское законодательство предусматривает должности:

  • следователей Следственного комитета Российской Федерации (до 2011 — следователи Следственного комитета при прокуратуре, до 07.09.2007 — следователи прокуратуры),
  • следователей органов внутренних дел,
  • следователей Федеральной службы безопасности.
  • следователей Таможенных органов России (статья 354 «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»).

Полномочия следователя

Уголовно-процессуальный закон России предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:

  • возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке
  • принятие уголовного дела к своему производству или передача его руководителю следственного органа для направления по подследственности
  • направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа
  • дача органу дознания в установленных уголовно-процессуальным кодексом РФ случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении
  • обжаловать, с согласия руководителя следственного органа, в установленном законом порядке, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

Критика

Генпрокурор РФ Юрий Чайка является известным критиком следствия, так, в 2018 году он, высказав свою солидарность с Путиным в критике «следственных органов» в целом, сказал следующее и о следователях в частности:

«К сожалению, для многих наших следователей уголовно-процессуальное законодательство, нормы материального права — это космос. Если еще 20-25 лет назад следователь и преступник — это борьба интеллектов и кто кого переиграет, то сейчас все очень просто — СИЗО и особый порядок рассмотрения. Сегодня до 70 % дел рассматривается в особом порядке. И наступает деградация следователя, он считает, что может таким же образом реагировать на законные требования прокуроров, к сожалению», — сказал Чайка».

— Генпрокурор РФ Юрий Чайка, ТАСС от 21 февраля 2018 года.

Ранее, на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры, президент России Путин, обратив внимание на низкий профессиональный уровень российских следователей, сказал, что «следователи и дознаватели по делам, рассматриваемым в особом порядке, как известно, упрощают свою работу до предела».

На Украине

Уголовно-процессуальный кодекс Украины относит органы досудебного расследования к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

Украинское законодательство предусматривает должности следователей органов внутренних дел, следователей Службы безопасности Украины, следователей органов осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, следователей органов Государственного Бюро Расследований . Источник: Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 года.

> См. также

  • Оперуполномоченный
  • День работника следственных органов

Примечания

  1. ч.2 ст.38 УПК РФ
  2. «Чайка назвал причину деградации российских следователей» rbc.ru от 21 февраля 2018: «Чайка неоднократно критиковал работу следствия».
  3. «Чайка заявил о деградации в России следственных органов» interfax.ru от 21 февраля 2018.
  4. «Чайка раскритиковал работу следователей в РФ, заявив об их профессиональной деградации» ТАСС от 21 февраля 2018 года.
  5. «Путина в Генпрокуратуре слушали в гробовой тишине: чем недоволен президент» «Московский комсомолец» №27618 от 16 февраля 2018
  6. «Генпрокурор Юрий Чайка увидел «деградацию следователей» «Коммерсантъ» от 21.02.2018

статья 354 «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.
  • Добавить иллюстрации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Картинки по истории прокурорской формы СССР

Историю развития форменного обмундирования прокуратуры советского периода можно условно разделить на четыре этапа: бесформенный ( 1917 — 1943), коричнево-форменный погонный ( 1943-1954), сине-форменный петличный ( 1954- 1989) и сине-форменный погонный (1989- 1991).

Разумеется, после революции 1917 года форма и погоны прочно ассоциировались с «кровавым» царизмом. Да и слово «прокурор» было не в чести. Вместо него некоторые особо буйные предлагали даже ввести в оборот слово «укрепревзак», что расшифровывалось как «укрепитель революционной законности». Правда, еще не весь здравый смысл эмигрировал из страны, и в 1922 году была создана российская советская Государственная прокуратура в составе Наркомюста, которой в 1928 году было подчинено и следствие. В 1933 году была учреждена Прокуратура СССР. Никакой формы тогда не было, кроме как в военной прокуратуре ( там носили военную форму соответствующих видов и родов войск). На нижеследующих совместных фото работников НКВД и прокуратуры прокурорских можно угадать по отсутствию формы.

Реальные шаги по введению формы для всех прокурорских работников осуществил Прокурор Союза ССР В.М. Бочков. При нем в сентябре 1943 года были установлены классные чины и введена форменная одежда. Сталин одобрил!

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Каждому классному чину соответствовал знак различия — определенный погон с полем серебряного цвета. При этом прокурорские погоны были отнюдь не аналогичны погонам военного ведомства и имели иной принцип размещения звездочек: они следовали вдоль линии погона, поперечного расположения не было.

Форма подразделялась на повседневную, парадную, дорожную, летнюю, зимнюю. Средний состав носил однобортный пиджак, а старший и высший – двубортный. Повседневная форма была коричневой, парадная – синей. Прокуроры и следователи должны были носить помимо погон еще и петлицы на воротнике. В 1944 году при прокуроре СССР К.П. Горшенине форма была немного упрощена, и петлицы отменили. Работники, которые уже получили форму попросту отпороли петлицы с воротников.

Кстати, работники прокуратуры должны были приобретать форму или шить ее за свой собственный счет. Позже это стали частично компенсировать при предоставлении соответствующих чеков. Такое положение сохранялось до самого конца СССР.

Высшему составу полагалось даже форменное холодное оружие. В 1943 году предлагалась шпага. Говорят, что таковую можно было наблюдать в музее харьковской прокуратуры

Однако в 1944 году ее заменил кортик.

Хрущевские антисталинские реформы не могли не коснуться и органов прокуратуры. Это выразилось и в том, что прокурорские работники в 1954 году были распогонены и обезлампашены. Зато появились петлицы на воротниках, при этом поля петлиц стали черными.

Знаки различия работников прокуратуры приобрели такой вид:

1 — действительный государственный советник юстиции; 2 — государственный советник юстиции 1-го класса; 3 — государственный советник юстиции 2-го класса; 4 — государственный советник юстиции 3-го класса; 5 — старший советник юстиции; 6—советник юстиции; 7 — младший советник юстиции; 8 — юрист 1-го класса; 9 — юрист 2-го класса; 10 — юрист 3-го класса; 11 — младший юрист.

Как видим, цвет ткани повседневной формы стал синим, летний китель стал белым, а парадная форма отменялась вообще. Произошло это в бытность Генеральным прокурором СССР Руденко Р.А. Работники прокуратуры этому нововведению совсем не обрадовались, отчасти справедливо полагая, что такое обмундирование превратило их в «лесников». Новую форму стеснялись носить и даже практически бойкотировали ее, предпочитая ходить в «штатском». Благо, к этому тогда относились достаточно либерально. На нижеприведенном фото только один сотрудник прокуратуры облачен в форму.

Но по торжественным случаям и для пропаганды форму все-таки надевали. На нижеприведенном фото «на память» сам Генеральный Руденко — без формы, а сотрудники республиканской прокуратуры почти все — в форме.

Постановочное фото о буднях следователей-«важняков».

На фото, использованном в качестве заглавного, «пиарится» прокурор Фрунзенского района столицы Молдавской СССР — Кишинева. Как гласит подпись «В.М. Гуцу беседует с молодыми рабочими Кишиневского тракторного завода». Прокурор надел даже фуражку, что само по себе — редкий случай. Вообще, во времена развитого социализма допускались значительные вольности по части ношения прокурорского обмундирования. что зачастую провоцировалось дефицитом тех или иных составляющих. Некоторые предметы не выдавались вообще. А вместо синей ткани для пошива формы прокурорским работникам выдавали черную. Шили форму и из такой ткани! Разумеется, черная форма на прокуроре или следователе смотрелась более устрашающе, чем синяя. Хоть это и считалось отклонением, но никак и не наказывалось. А потом грянула перестройка! В 1989 году при Генеральном прокуроре СССР А.Я. Сухареве прокурорским вернули погоны. При чем галуны также, как и в 1943, были шиты серебряной нитью.

Цвет повседневной формы остался по-прежнему синим. Вместо петлиц на воротник полагался знак в виде щита с двумя мечами в обрамлении венка из дубовых листьев.

В такой форме прокуроры «щеголяли» не долго. После распада СССР в 1993 появилась форма прокуратуры РФ, которая в общих чертах не меняется и по сию пору. Цвет остался синий, однако, поля погон теперь тоже синие. Разумеется, с пуговиц и других элементов формы были изгнаны советские гербы и другие серпасто-молоткастые рабоче-крестьянские символы.

Но о форме прокуроров РФ подробнее поговорим в следующий раз.

PS. За редким исключением — в современном кино допускаются ляпы по части изображения прокурорско-следственных работников советской эпохи.

Вот, например, на этом кадре из сериала видим справа работника прокуратуры, который, судя по петлицам состоит в чине юриста 3 класса, что соответствует лейтенанту. При этом он облачен в двубортный пиджак. А ведь двубортные пиджаки полагались старшему и высшему составу!

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРОРА И СЛЕДОВАТЕЛЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Противодействие преступности представляет собой комплекс мероприятий, выполняемых различных компетентными органами государственной власти.

Основная задача по защите граждан, общества и государства возлагается на подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых отнесена оперативно-розыскная деятельность по раскрытию преступлений, обеспечение общественной безопасности и порядка, а также производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам.

Огромную роль в борьбе с преступностью играют органы предварительного следствия в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации. От них зависит законность привлечения лица к уголовной ответственности

Статья 151 УПК РФ относит к их компетенции самую широкую подследственность. Следователи органов внутренних дел расследуют уголовные дела о самых распространенных общественно опасных деяниях, таких как кража, мошенничество, грабеж, разбой, присвоение, растрата, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, дела о незаконном обороте оружия и наркотических средств и т.д.

Значительное количество уголовных дел требует повышенного контроля и надзора в целях недопущения привлечения невиновных к ответственности, принятия неадекватных мер процессуального принуждения, неверной квалификации содеянного, а также иных нарушений законодательства.

В структуре МВД РФ создана многоуровневая система ведомственного контроля за процессуальной деятельностью следователей .

Функции контроля за следствием осуществляют руководители следственных подразделений и их заместители, на уровне Главных управлений МВД России и непосредственно в структуре Следственного департамента созданы подразделения по ведомственному процессуальному контролю.

Наличие ведомственного контроля весьма важно и призвано обеспечить соблюдение законности при расследовании уголовных дел следователями.

Однако процессуальное законодательство РФ построено таким образом, что функцию уголовного преследования в уголовном процессе, помимо следователя, выполняет и прокурор .

Именно прокурор при направлении уголовного дела в суд полностью принимает на себя полномочия государственного обвинения, сочетая их с функцией уголовного преследования.

В связи с этим УПК РФ устанавливает широкую компетенцию прокурора по надзору за расследованием уголовных дел.

На протяжении всего расследования следователь активно взаимодействует с прокурором по различным вопросам.

Взаимодействие следователя и прокурора осуществляется в двух основных направлениях:

  1. в процессуальном;
  2. в оперативном.

Процессуальное взаимодействие осуществляется в рамках, установленных УПК РФ и Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Данное взаимодействие имеет место при реализации прокурором своих полномочий, закрепленных в самом законе, например, при отмене ряда постановлений следователя, рассмотрении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, участии в судебных заседаниях о производстве действий, допускаемых на основании судебного решения, изъятии уголовного дела у органа дознания и передаче его следователю, возврате дела для производства дополнительного расследования или для пересоставления обвинительного заключения и т.д.

Под оперативным следует понимать постоянное взаимодействие прокурора и следователя на протяжении всего хода расследования уголовного дела.

Как правило, на практике с прокурором согласуются следующие вопросы:

  1. о представляющей сложность уголовно-правовой квалификации содеянного;
  2. о направлении расследования наиболее сложных уголовных дел;
  3. о формулировке обвинения в случае сложной квалификации содеянного;
  4. о необходимости задержания лица в качестве обвиняемого и перспективе применения меры пресечения;
  5. о территориальной либо ведомственной подследственности дела.

Взаимодействие по данным вопросам может осуществляться как и на официально проводимых совместных совещаниях, так и в рабочем порядке.

Кроме того, совещания проводятся в случае необходимости возбуждения и расследования уголовных дел о преступлениях, представляющих повышенный общественный резонанс, а также по делам о преступлениях, по которым не существует наработанной методики расследования в данном регионе.

В результате таких совещаний принимаются совместные решения, составляются планы, даются советы и рекомендации.

На высшем государственном уровне проводятся совместные совещания по вопросам, актуальным на уровне всей страны, касающиеся возбуждения и расследования определенных категорий уголовных дел.

Так, например, 30 октября 2012 г. в Генеральной прокуратуре РФ состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов России «Об эффективности деятельности по расследованию преступлений, связанных с неправомерным использованием финансовых ресурсов», на котором обсуждались вопросы о борьбе с преступностью в сфере ЖКХ.

Специфика категорий преступлений, расследуемых следователями органами внутренних дел, предполагает специализацию прокурорских работников.

Надзорные функции за процессуальной деятельностью следователей органов внутренних дел осуществляют в структуре:

  • Генеральной прокуратуры РФ – Управление по надзору за следствием МВД России;
  • прокуратур субъектов РФ – отдел по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции;
  • районных прокуратур – помощники и заместители прокурора, специализирующиеся на надзоре за следствием органов внутренних дел.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, взаимодействие прокурора и следователя органа внутренних дел вытекает из специфической роли прокурора в уголовном судопроизводстве, выполняющего функции уголовного преследования и государственного обвинения.

Во-вторых, данное взаимодействие осуществляется по наиболее важным вопросам, касающимся перспективы расследования уголовного дела.

В-третьих, взаимодействие между прокурором и следователем носит постоянный характер и реализуется на процессуальном и оперативном уровнях.

В-четвертых, согласованность между следователем и прокурором принимаемых решений является важной гарантией соблюдения принципа законности при расследовании уголовных дел.

Список литературы:

  1. Воронин О.В. К вопросу о признании поддержания государственного обвинения в качестве отдельной функции современной российской прокуратуры // Вестник Томского государственного университета. Право – 2013. – № 2 (8) – С.35-42.
  2. Координационное совещание руководителей правоохранительных органов России «Об эффективности деятельности по расследованию преступлений, связанных с неправомерным использованием финансовых ресурсов». URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-78819/ (дата обращения: 26.03.18).
  3. Структура аппарата прокуратуры Саратовской области // URL: http://www.sarprok.ru/node/27 (дата обращения: 26.03.18).
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 26.03.18).
  5. УПК РФ. – М.: Проспект. 2018. – 352 с.
  6. Щеколдин П.А. О субъектах ведомственного контроля за деятельностью органов предварительного следствия территориальных органов Министерства внутренних дел России на районном уровне // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 3 (119) – С.336-343.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *