Самозахват муниципальной земли

Ответственность за самовольное занятие земельного участка – это принятие на себя вины за использование чужой земли без каких-либо прав на неё. Поставили вы забор на земле, которая вам не принадлежит, или построили сарай, засадили участок картошкой – не важно, это вы посягнули на установленный порядок. А значит, наносите вред не только реальным владельцам, но и экономике в целом. А вред в России принято компенсировать.

Содержание

Самовольное занятие земельного участка

По норме Земельного кодекса участком земли на законных основаниях можно пользоваться, если:

  • он принадлежит на праве собственности;
  • арендован по договору;
  • предоставлен в бессрочное пользование;
  • на землю установлен сервитут.

Если у человека нет прав на землю, то есть, нет ни договора аренды, ни свидетельства на собственность, ни распоряжений или постановлений муниципалитетов на предоставление земли, но он пользуется этой землёй, имеет место самозахват. А это не что иное, как физическое воздействие на чужой участок, например:

  • возделывание в сельхозцелях;
  • строительство;
  • добыча ископаемых или снятие грунта;
  • складирование стройматериалов.

Перенос забора на соседскую землю – это тоже самозахват!

Большинство конфликтов, связанных с земельными спорами, которые нередко выливаются в судебные тяжбы, основаны на неправильном понятии – раз территория пустует, значит, участок ничейный.

Разъяснение.
По смыслу статьи 16 Земельного кодекса земля не может быть ничьей априори. Считается, что если право собственности на землю не зарегистрировано, то она принадлежит государству.

К чему может привести самозахват земли

На сегодня за самозахват установлена ответственность:

  • административная;
  • гражданско-правовая.

По статье 7.1 КоАП за самозахват земли положен штраф:

  • от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости захваченного участка, но не меньше 5 тысяч рублей – гражданину;
  • от 1,5 до 2 процентов, но не меньше 20 тысяч рублей – должностному лицу (руководители фирм, например);
  • от 2 до 3 процентов, но не меньше 100 тысяч – предпринимателю и организации.

Если кадастровая стоимость участка, который фактически занял виновный, не определена, то устанавливаются денежные штрафы:

  • на виновных граждан – от 5 до 10 тысяч руб.;
  • на должностных лиц – от 20 до 50 тысяч;
  • на организации и предпринимателей – от 100 до 200 тысяч.

Уточнение.
Кадастровая стоимость в случае самовольного захвата рассчитывается не со всей площади участка, а с фактически захваченной.

Установлена ответственность и по 76 статье Земельного кодекса:

  • если владельцу участка причинён вред (например, нарушением плодородного слоя), виновник обязан этот вред возместить полностью;
  • захваченный участок возвращается законному владельцу без каких-либо компенсаций за потраченные на обслуживание участка средства;
  • восстановление межевых знаков, снос построек, восстановление плодородного слоя или рельефа участка владельцу оплачивает виновник.

Важно:
Административный штраф не освобождает виновника от гражданской ответственности. Постановление об административном наказании может послужить основанием для взыскания убытков владельцем участка с захватчика.

Земельный контроль

Пользование земельными участками контролируется, то есть, проверяется:

  • не используется ли земля не по назначению (например, не строятся ли здания на сельхозземлях);
  • нет ли самозахвата земли;
  • не нарушаются ли другие нормы земельного законодательства.

При этом контроль может быть:

  • муниципальный;
  • общественный.

Муниципальный контроль заключается в проверке использования земли уполномоченными органами – земельными комитетами при администрациях. Если при проверке выявятся нарушения, инспектор земкома имеет право сообщить об этом в земельный надзор. А этот орган уже возбуждает административное производство в отношении виновных и выдаёт предписания, либо накладывает штрафы.

Общественный же земельный контроль – это не проверка гражданами законности использования земли, а контроль за земкомами. То есть, если кто-то из граждан усмотрит в действиях работников земельного комитета явное нарушение чьих-то прав, он может пожаловаться в земельный надзор.

Внимание!
Если ваш участок или его часть кем-то незаконно захвачена, сообщите об этом в земельный комитет. Не будет реакции со стороны земкома – жалуйтесь в земельный надзор.

К сведению: местный орган земельного надзора располагается в местном отделении Росреестра, потому как деятельность по надзору за использованием недвижимости лежит именно на этой государственной организации.

Не лишним будет упомянуть и о том, что местные земкомы проводят проверки законности использования в основном зарезервированных участков, так как именно эти земли представляют особый интерес для государства.

Резервирование земель

Если на какой-то территории запланировано строительство стратегических объектов, такие территории резервируются. В данном случае речь не идет о частном резервировании. Такая процедура проводится в интересах общественно значимых объектов. То есть, на некоторые земельные участки может быть наложено ограничение в их использовании, если муниципалитет решит, что в конкретном месте в будущем нужно будет построить:

  • объект социальной инфраструктуры (больницу, школу, интернат и т.п.);
  • федеральную трассу;
  • шахту;
  • оборонный объект;
  • ЛЭП и т.п.

Ограничение использования – это, например, запрет на продажу, на изменение вида использования земли, на строительство. Резервирование всегда регистрируется в Росреестре, как обременение, на такие сроки:

  • не дольше, чем на 3 года, если земля частная;
  • до двух лет, если участок муниципальный.

Обременение зарезервированного участка снимается, если:

  • закончился срок резервирования;
  • отменено решение о резервировании;
  • участок изъят (выкуплен) для нужд государства или муниципалитета для целей, по которым он и был зарезервирован.

Разъяснение.
Если зарезервированный участок подвергся самозахвату, ответственность за самовольное занятие земельного участка виновник будет нести и перед владельцем, если земля в частной собственности, и перед государством.>Самозахват земли преследуется по закону

Что понимается под незаконным захватом земли?

Самозахват земли – это присвоение определённого участка территории лицом, не имеющим на то законных оснований. В современном российском законодательстве подобные действия квалифицируются как достаточно серьёзное нарушение, влекущее за собой комплекс правовых последствий.

Незаконное использование чужого участка без оформленных соответствующим образом документов с его владельцем недопустимо. Нарушитель подлежит привлечению к ответственности. Однако в отдельных ситуациях захваченная земля может быть переоформлена в частную собственность.

Принято выделять четыре разновидности нелегального захвата:

использование земли, принадлежащей гражданину, фирмой или предприятием;

самозахват участка, находящегося в собственности физического лица, другим гражданином;

самовольное использование частным лицом территории, принадлежащей компании;

самозахват участка, не имеющего владельца в видефизического или юридического лица (такие земли находятся в распоряжении государства).

Актуальные санкции за самозахват

Взыскания по данному блоку нарушений регламентируются статьёй 7.1 КоАП. Если доказано, что присвоение и использование участка было связано с другими правонарушениями, например, мошенничеством, инцидент может попасть и под статью из УК. Стандартный штраф за самозахват земли в 2018 году зависит от комплекса факторов: прежде всего, это оценочная стоимость участка, а также наличие факта постановки земли на кадастровый учёт.

Физические лица – не менее 5 000 рублей, 1-1,5% стоимости.

Должностные лица – не менее 20 000 рублей, 1,5-2% стоимости.

Юридические лица – не менее 100 000 рублей, 2-3% стоимости.

Нарушителя может ожидать привлечение к уголовной, административной и гражданской ответственности (решение судьи зависит от обстоятельств конкретного дела).

Кроме этого, суд может признать нарушителя виновным по статье 330 УК РФ за самоуправство и привлечь его к уголовной ответственности (в этом случае гражданина ожидает наказание от штрафного взыскания до заключения под стражу до 5 лет).

В случае если на захваченной земле были возведены постройки? Нарушитель обязуется их снести по требованию фактического хозяина недвижимости и привести территорию в первоначальное состояние за свой счёт.

Как налагается административная ответственность

Механизм правоприменения в отношении захвата земли типичный.

Обнаруживается факт нарушения. Обычно это происходит в результате проверок или по заявлению от реального собственника. По факту выявления нарушения (самозахвата) составляется протокол, а в дальнейшем Выносится постановление о назначении наказания.

Выставляется срок на устранения нарушений: участок должен быть освобождён от заграждений и сооружений.

При нарушении сроков действий по предписанию назначается штраф.

Интересно, что помимо административного штрафа можно получить ещё и штраф по взысканию ущерба, который собственник имеет право потребовать в арбитражном или гражданском суде.

Можно ли узаконить самозахват

Если участок был занят самовольно без согласования с органами власти, узаконить собственность можно, но с некоторыми ограничениями. Правила выкупа участка оговариваются в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.

Захваченную землю можно оформить на себя либо взять в аренду у собственника. Некоторые участки при этом не подлежат легализации вовсе.

Выходы прирезки за «красные линии», отгораживающие коммуникационные элементы: газопровод или линии электропередачи.

Территория, выходящая в лесную зону.

Земли общего пользования: незаконный захват

Из всех вопросов, затрагивающих тему правовых отношений в земельной сфере, именно режим общего использования земли отличается наибольшей сложностью.

ГК РФ говорит нам о том, что статусом земель общего пользования располагают участки, имеющие общий доступ, пребывающие во владении муниципалитета или государства, на территории которых каждый гражданин имеет законное право находиться, без необходимости оформления разрешений, а также эксплуатировать расположенные на подобных землях объекты природного значения в допустимых законами и другими НПА рамках, или же наличия разрешения от владельцев определенных участков.

В список земель общего использования отнесены переулки, дороги, водоемы, проходы, в пределах территорий садоводческих товариществ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Незаконный захват земли общего пользования: статья

Самозахваты земельных участков расследуют государственные инспекторы каждого из субъектов РФ, специализирующиеся на использовании и охране земельных участков, входящих в список Росреестра.

В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отображено следующее:

  • Статья 7.1. седьмой главы КоАП РФ «Самовольное занятие земли»

Самовольные действия по занятию участка земли или его эксплуатации без предусмотренных законодательством документов, а в некоторых случаях, без документации, разрешающей выполнение хозяйственной деятельности, – может повлечь административную ответственность в виде штрафа в объеме от 500 до 1 000 рублей для граждан; от 1 000 до 2 000 рублей – для должностных лиц; от 2 000 до 20 000 для юридических лиц.

Вместе с этим:

  • Статья 23.21 двадцать третьей главы КоАП «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков»

Указанные органы, могут рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений, которые предусмотрены ст. ст. 7.10, 7.2 (ч.1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также ст. ст. 8.8, 7.34 упомянутого кодекса.

Право рассмотрения дел в структуре административных правонарушений по поручению органов, перечисленных в ч. 1 статьи есть у:

  • Главного госинспектора РФ по охране и эксплуатации земли, и его заместителей;
  • Главных госинспекторов определенного субъекта РФ по охране и эксплуатации земли, и их заместителей;
  • Главных городских и районных госинспекторов по охране и эксплуатации земли, и их заместителей.

Незаконный захват земли общего пользования: куда жаловаться

Земельный кодекс РФ говорит о том, что контролируют ситуацию с использованием земельных участков, уполномоченные на то государственные органы (Госземконтроль), ОМС или уполномоченные последними органы (Земельный контроль муниципалитета), органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, иные организации общественного характера (объединения), а также отдельные лица из числа граждан (Земельный контроль общественного направления), и другие субъекты землепользования: владельцы и собственники, пользователи и арендаторы, при выполнении ими хозяйственной деятельности (Земельный контроль производственного направления).

Основываясь на правительственном постановлении под № 689 от 15 ноября 2006 года «О земельном государственном контроле», Росреестр, в лице территориальных органов, производит контроль, включая соблюдение исполнения требований, продиктованных земельных законодательством о недопустимости самовольного занятия отдельных участков земли, выполнения земельного обмена и эксплуатации земли без наличия оформленных в соответствии с законом правоустанавливающей документации и без разрешительных в проведении хозяйственной деятельности документов.

В качестве оснований для выполнения проверочных действий по отношению к определенному участку, служат отдельные обращения и жалобы, поступающие от юр. и физ. лиц, так или иначе, касающиеся вопросов нарушения законодательства в земельной сфере. Каждый имеет законное право на обращение в Управление Росреестра.

Незаконный захват земли общего пользования: судебная практика

В ходе эксплуатации земли могут появляться ситуации, при которых как активные действия, так и бездействие сторон отношений в хозяйственной сфере, могут быть причиной нарушения чьих-либо интересов и законных прав.

Как оформить земельный участок в собственность?

Как оформить земельный участок в собственность, если нет документов,

Про резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/kadastr-zemlya/rezervirovanie-zemelnyx-uchastkov-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd.html

К примеру, наблюдается самовольный захват участка земли, нарушаются арендные условия, участок не приводится в надлежащий вид.

Отличительная особенность споров в земельной сфере – содержание, заключающееся в предмете и основании спорного момента, который тесно связан с характерными чертами общественных отношений, и которые регулируются законодательством в земельной сфере.

Сторонами в спорах с землей выступают:

  • Землевладельцы, собственники участков и пользователи земли;
  • Юридические и физические лица, при нарушении ими законных интересов землевладельцев, собственников участков и пользователей земли;
  • Органы власти и управления, утвердившие конкретное решение в земельном вопросе, которое впоследствии привело к несогласию со стороны истца.

С учетом процедуры рассмотрения, споры земельного направления делятся на:

  • Те, которые рассматриваются с обязательностью соблюдения предварительной процедуры (вне судебного процесса);
  • Те, которые рассматриваются в судах;
  • Те, которые передаются сторонами для принятия решения в третейский суд.

С учетом характера разногласий в вопросе обеспечения субъективных прав и (либо) выполнения участниками обязанностей, споры в земельной сфере классифицируют следующим образом:

  • О признании прав на участки земли;
  • О выполнении конкретных действий в пользу участника земельных правоотношений, заинтересованного в них, или о воздержании от проведения таких;
  • Об изменении характера и прекращении правоотношений в земельной сфере.

Согласно же предмета, фигурирующего в спорах, последние могут возникать по поводу:

  • Конкретных земельных прав, к примеру, права владения земельным участком, права, которое является преимущественным перед остальными в вопросе арендных правоотношений, права, затрагивающего наследственные вопросы по земельным участкам и т. п.;
  • Признания законным определенного вида земельного права, к примеру, права на недвижимость, тесно переплетаемого с правом на участок земли (право владения жилым домом и участком, на котором он размещен); права на сохранность участия в товариществе садоводов и на садовый домик с прилегающим к нему участком сада; права на постройку гаража и участок его размещения, и, кроме того, права на эксплуатацию земель общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т. п.

Процедура и нюансы рассмотрения споров в земельной сфере

По статье 64 ЗК РФ, споры, связанные с землей, подлежат рассмотрению в судебном порядке. До того, как дело будет принято к производству, спор можно передать для его решения в третейский суд.

Процессуальное законодательство предусматривает, что с подачей иска в судебный орган должны быть предъявлены доказательства, в подтверждение проведения урегулирования спорного момента в досудебном порядке, при условии, что последний продиктован федеральными законами либо условиями соглашения.

В отношении земельных споров досудебный порядок может предусматриваться при таких обстоятельствах:

  • При рассмотрении требований встречного характера к установленным границам, подлежащих приватизации участкам земли (дачным, приусадебным, садовым) отдельно созданной комиссией, отвечающей за подготовку приватизационной документации, включительно с формированием предложений о возможности урегулирования спорного момента (Обозначено пунктом 2 статьи 28 ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
  • При рассмотрении споров между отдельными субъектами РФ и образованиями муниципалитетов о выполнении разграничения государственной собственности на земельные участки (Обусловлено статьей 7 ФЗ от 17 июля 2002 года «О разграничении государственной собственности на землю»);
  • При рассмотрении споров о месте расположения участка, который выделяется как земельная доля в компенсационном объеме последним участникам долевой собственности, с применением согласительной процедуры и в порядке, установленном Правительством.

Если указанная досудебная процедура не соблюдена, то это может служить основанием для возврата иска судебным органом, с обоснованием причин, послуживших поводом для возврата.

Подобное обстоятельство не может быть препятствием для повторного обращения истца в судебный орган с тем же исковым заявлением и с претензиями к тому же лицу, по тому же предмету и на тех же основаниях, при условии устранения истцом, перед повторной подачей документа, допущенного процессуального нарушения.

Иски в спорах, возникающих в земельной сфере, в которых участвуют граждане, организации, органы государственной власти и ОМС, подлежат рассмотрению и разрешению в федеральных судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Наряду с этим, подведомственность указанных судов исключает возможность рассмотрения ими экономических споров и иных дел, законодательно отнесенных к полномочиям арбитражных судов.

Преимущественные виды и признаки правонарушений в земельной сфере, влекущие возникновение юридической ответственности

Следует привести перечень и сжатую характеристику правонарушений в земельной сфере, за выполнение которых привлекают к юридической ответственности:

  • Захват участка земли при самовольных действиях. Самовольным может считаться захват, если владение им происходит без наличия на то законного основания, т. е. если отсутствует правоустанавливающая документация. К подобной категории можно отнести и обстоятельства, когда до момента отвода участка в натуре и получения на него документа, устанавливающего право, происходит его эксплуатация; использование участка по разрешению органа, у которого нет полномочий решать вопросы предоставления участка, либо решение которого было вынесено при незаконном воздействии заинтересованных граждан;
  • Самовольные действия по возведению сооружений, строений и других объектов. Под самовольными подразумевают действия, не основанные на оформлении разрешений. Такие действия могут предполагать строительство и на отведенном для этой цели участке, и на участке, который был самовольно захвачен;
  • Действия, приведшие к захламлению земли. Здесь подразумевается использование территории или отдельного участка в качестве свалки различных предметов, вещей, деталей и их частей, и прочего;
  • Действия, приведшие к загрязнению участка земли веществами химического или радиоактивного типа, отходами производственного характера, стоками, вредоносными организмами бактериально-паразитического или карантинного характера;
  • Действия, приведшие к порче и уничтожению почвенного плодородного слоя. Подобная разновидность правонарушений является результатом бесхозяйственной эксплуатации участка, после которого почва становится истощенной, порастает кустарниковой растительностью, становится переувлажненной, переуплотненной, заболоченной, и в итоге теряет свои главные естественные качества – плодородность.

Незаконный захват земли общего пользования под парковку

Вспомните, насколько часто при подъезде к дому или же к офису на автомобиле, вы выискивали хотя бы одно свободное место в окрестных дворах для парковки? И большей частью свободные места были. Однако подъезд к ним был прегражден разными воротцами, тросиками, лентами, но чаще всего изрядно проржавевшими столбиками.

Масштабность этой картины имеет глобальный характер. В таких условиях действия, связанные с самозахватом «карманов для парковки», становятся обыденной реальностью, а уж никак не прихотью автомобилистов. В особенности остро подобная обстановка проявляется в дворовых территориях жилых домов.

В таких местах автомобили размещены очень плотно, буквально один на другом. Местные, в исполнении своего «долга», размещают различные цепочки, выстраивают металлические столбики и конусы, а также иные приспособления для ограждения.

Подобным нехитрым и совсем незаконным методом пользуются жители домов в борьбе за облюбованные ими места. По какой-то причине использовать эти места совместно с соседями никто не желает, и действует на свое усмотрение.

Таким образом, острая ситуация в вопросе дворовых парковок разделила всех автомобилистов на два враждующих лагеря: тех, кто своевременно «застолбил» для себя облюбованный уголок городской земли и не желает ни при каких обстоятельствах уступать его, и тех, кто своевременно не среагировал, а теперь прикладывает все усилия, чтобы вынудить представителей из противоположного лагеря разделить «добычу».

Хорошо еще, что есть вполне законные методы. Первое что нужно сделать – разузнать, у кого есть права владения или использования участка, занимаемого для парковки: конкретного жителя близлежащего дома согласно арендному соглашению, ТСЖ как составляющей территории дома или же государства.

Даже если участок находится во владении ТСЖ, выделить долю из общей площади для отдельного использования сможет только общее собрание владельцев при наличии соответствующего (3/4) кворума (просмотрите ЖК РФ и устав ТСЖ). Если же всего этого нет, то действия подпадают под квалификацию «самоуправства» или же «самовольного захвата участка земли». И одно, и второе – незаконно.

Когда территория относится к ТСЖ, то, как и другая, она находится в долевом владении всех жильцов, проживающих в доме, поэтому проведение ее отчуждения может быть возможным, лишь если за это проголосуют сами жильцы.

Если же участок отнесен к государственному, то следует пойти в муниципалитет для оформления арендного соглашения. При таких обстоятельствах указанные ограждающие препятствия различной конфигурации будут вполне уместными и законными.

В таких случаях любые повреждения этих ограждений (демонтаж столбика, нарушение целостности цепочки) будут считаться правонарушением. Проводить демонтаж нет права ни у кого, кроме органов власти, поскольку любое такое ограждение (даже установленное незаконным способом) – это личная собственность.

Любой из жильцов, попытавшийся провести демонтаж, может понести за эти действия уголовную ответственность, не учитывая тот факт, было ли ограждение установлено законно или же нет.

Решение по поводу законности может быть вынесено в нашем государстве лишь уполномоченными на то государственными органами, но никак не частными лицами.

Незаконный захват земли общего пользования железным гаражом

Вопросы, связанные с использованием общей собственности, возникают чаще всего. В особенности в пределах поселков и городов, в чьем жилфонде преобладают многоквартирные дома.

Допустим, вы приняли решение с пользой использовать пустырь около дома, расположив там металлическую конструкцию гаража.

В этой ситуации недостаточно будет просто договориться с соседями. Это связано с тем, что территория вокруг многоквартирного дома относится к общей долевой собственности всех жильцов (правовая позиция отображена в пункте 1 статьи 36 ЖК РФ).

Подобная позиция относится и к общим помещениям, не являющимся частью квартир, иным объектам, расположенным на придомовой территории, включительно с объектами благоустройства и озеленения. Вся территория, считающаяся придомовой, вместе с размещенными на ней объектами, согласно закону относится к общему имуществу всего дома.

Пределы и параметры участка, где размещен многоквартирный дом, должны определяться согласно требованиям законодательства в земельной сфере и законодательства о градостроительной деятельности.

Имущество, отнесенное к перечню общего, можно условно распределить на всех владельцев, узнав, таким образом, величину одной доли. В ходе приватизационных действий нет необходимости в специальной регистрации доли на землю.

Однако у владельца нет права выделения и отчуждения личной доли от общего, и, кроме того, совершения других действий, влекущих передачу подобной доли, раздельно от права владения указанной территории (ст.37 ЖК РФ). Это означает одно – самовольно установить гараж или разместить на общем участке личное имущество возможности нет.

Когда гараж был установлен без соответствующего согласия, подобные действия уверенно можно оценить как незаконный захват участка земли общего пользования.

Согласно решению владельцев территории, такой гараж может подлежать сносу.

Незаконный захват земли общего пользования: СНТ

К участкам земли общего пользования в садоводческом товариществе можно отнести пути для подъезда транспорта, улицы, проходы, водные объекты и другие территории, кроме непосредственных наделов, которые закреплены за каждым из членов товарищества.

Подобные земли относятся к владению всех садоводов (коллективное совместное право), из-за чего распоряжаться ими на свое усмотрение не получится.

Незаконным захватом земель общего пользования называют эксплуатацию участка по личному усмотрению без присутствия на то оснований. К подобным правонарушениям можно отнести незаконную застройку участка, складирование (временного или постоянного характера), перенос межевых ограждений земли вне пределов межевого плана границы и прочее.

Когда выявлен незаконный захват участка, руководством СНТ выносится отдельное предупреждение (в письменной форме) на имя нарушителя, с целью принятия им мер по устранению нарушений в обусловленный срок. Такому лицу, выполнившему захват участка, финансовые потери, связанные с приведением участка в изначальный вид, не возмещаются, весь перечень работ выполняется за его счет.

Если же все нарушения в упомянутый в предупреждении период не были исправлены, у руководства СНТ есть полные основания для направления иска в судебный орган с целью прекращения незаконной эксплуатации земли общего пользования и устранения препятствий в использовании указанных территорий. За подобные правонарушения предусмотрена ответственность имущественного и административного характера.

Согласно судебному решению, участок, который был незаконно захвачен, подлежит возврату для дальнейшего его пользования участниками товарищества, с возмещением «захватчиком» всех судебных расходов и ущерба, причиненного подобными действиями членам такого товарищества.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? 144 из 170 читателей считают Запись полезной.

Захват части улицы-территории общего пользования

Здравствуйте, Валерий!

Согласно КоАП РФ

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

при этом

Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель

1. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка), статьями 7.34, 8.8 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Т.е. самозахватами земель занимается государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, которые входят в структуру Росреестра. Поэтому Вам необходимо обращаться в Росреестр и там узнавать данные инспектора и подавать жалобу.

>Земельныйэксперт>Порядок использования земли без предоставления участков и установления сервитута 9082

Основания для использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Законодательно установлен ряд случаев, когда допускается использование земельных участков, состоящих в собственности государственных органов или муниципалитета без передачи их в собственность и без установки сервитута. Такая процедура проводится на основании ст. 39.33 ЗК РФ в следующих случаях:

  • при проведении инженерных изысканий;
  • при необходимости проведения ремонта линейного объекта;
  • при возведении временных или вспомогательных построек, складировании стройматериалов, техники для выполнения необходимых работ, при реконструкции линейных объектов различного назначения и принадлежности;
  • для проведения геологических исследований недр;
  • когда выполняются действия, направленные на развитие и сохранность традиций и промыслов коренных малочисленных народов государства по месту их жительства, кроме зон лесного фонда;
  • при размещении торговых точек нестационарного типа, рекламных конструкций, других построек, разновидности которых определяет Правительство РФ.

Разрешение на использование земель

Эксплуатация территорий, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, производится согласно целям, обозначенным в разрешении, которое выдается полномочным ведомствам.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Разрешение на использование земельного участка без передачи в собственность представляет собой документ стандартного образца, составленный в письменном виде и подписанный должностным лицом полномочного ведомства.

В разрешении обязательно должны быть указаны такие данные, как:

  • кадастровый номер участка, если рассматривается эксплуатация всего надела или его части;
  • обязанности лиц, получивших разрешение;
  • указание возможности досрочного прекращения действия разрешения.

Документ предоставляет право гражданам на распоряжение территориями без передачи их в эксплуатацию, однако, вынесенный акт не является разрешительным документом для возведения на площади построек или выполнения реконструкции объекта.

Порядок получения разрешения на использование земель

Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, о чем было сказано выше. Описание процесса получения такого документа отражено в ст. 39.34 ЗК РФ и предполагает совершение следующих действий:

  1. Заинтересованное лицо обращается в распорядительное ведомство с заявлением о выдаче разрешения на пользование наделом без его предоставления (посмотреть и скачать можно здесь: ).
  2. Распорядитель участка проверяет поступившую заявку и пакет документов на предмет правильности заполнения и наличие законных оснований для оформления разрешения.
  3. Не позже месяца с момента поступления заявки выносится решение о предоставлении права использования земли или отказ в этом, с указанием причин.
  4. Акт выдается заявителю, а исполнительное ведомство обязано не позже 10 дней с момента выдачи разрешения, передать копию акта в федеральный исполнительный орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Такие функции сейчас выполняет Росреестр.

Разрешение может иметь различный срок действия, который напрямую зависят от вида разрешенного использования:

  1. Для выполнения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов — до года.
  2. Под возведение зданий определенного типа, хранение материалов и техники, а также реконструкцию линейных строений — на период выполнения указанных мероприятий.
  3. В целях геологического исследования недр — на период действия лицензионного соглашения.
  4. Для сохранения традиций и промыслов коренных народов — бессрочно.

Действие разрешения заканчивается в тот момент, когда участок будет передан в пользование гражданину или организации.

Список документов

Чтобы разрешение на пользование территориями, являющимися муниципальной или государственной собственностью было выдано, потребуется следующий пакет документов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • реквизиты заявителя;
  • техническая информация об участке, в отношении которого требуется разрешительный акт, включая кадастровый номер и межевую схему;
  • заявление на выдачу разрешения;
  • бумаги, подтверждающие наличие оснований для выдачи документа, в частности: лицензия на недропользование, разрешение на инженерные изыскания, постановление о проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту линейных объектов, документы на нестационарную торговую точку и ряд других, в зависимости от обстоятельств.

Бумаги предоставляются в виде копий и удостоверяются оригинальными экземплярами.

Обязанности лиц, использующих земли на основании разрешения

Иногда может возникнуть ситуация, при которой земли, разрешенные к эксплуатации, были испорчены или лишены плодородного слоя почвы. В этом случае, лица, которые получили разрешение на пользование земельными участками имеют перед собственником территорий некоторые обязанности:

  1. Привести землю в пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние в соответствии с целевым назначением.
  2. Выполнить все необходимые действия по рекультивации наделов, включая обязательные агротехнические и оросительные процедуры.

Пример по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Руководитель общины северного малочисленного народа обратился в администрацию своего поселения и подал заявку на пользование территорией, принадлежащей в прошлом его предкам. В заявке, мужчина указал, что данная площадь необходима членам их общины, чтобы заниматься охотничьим промыслом, развивать свои коренные традиции и заниматься хозяйствованием.

По его заявке был вынесен отказ, поскольку часть указанной территории была включена в категорию земель лесного фонда. Руководитель посчитал действия сотрудника администрации незаконными, и обратился к руководителю органа с жалобой, на что также получил официальный отказ.

Мужчина не остановился на этом и нанял юриста, с помощью которого было подготовлено и передано исковое заявление в суд. Через несколько недель судья вынес отрицательное решение по иску, сославшись на положения земельного кодекса об особо охраняемых территориях.

Заявитель был вынужден исключить из заявления земли лесного фонда, после чего оформил новое заявление. На этот раз администрация выдала разрешение на предоставление земель.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Законодательством предусмотрено, что государственные и муниципальные земли могут использоваться гражданами и организациями без передачи их в собственность и без установки сервитута.
  2. Для такого действия потребуется наличие законных оснований и выполнение определенных требований, предъявляемых к процедуре оформления соответствующей документации.
  3. Официальным документом, дающим право пользования такими землями, является разрешение, которое выдается уполномоченным ведомством, в распоряжении которого состоит данный участок.
  4. Порядок выдачи разрешения предусматривает ряд этапов, в рамках которых выполняется обращение граждан в уполномоченный орган с заявлением и приложенными документами к нему.
  5. В том случае, когда участку нанесен ущерб или был уничтожен почвенный слой по вине пользователя, виновное лицо обязано выполнить необходимые восстановительные процедуры, включая рекультивацию, орошение и другие действия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я являюсь инженером, и наша бригада получила задание произвести работы по изысканию на некоторых земельных площадях.

Чтобы все было оформлено законным образом я, как руководитель, обратился в местную администрацию с заявкой о предоставлении соответствующего разрешения, однако, через некоторое время получил отказ.

Причиной вынесения отрицательно решения стал якобы запрет, наложенный на данные участки местным органом самоуправления. Представить мне соответствующий документ сотрудник администрации отказался, зато предложил оформить участки во временное пользование или аренду.

Подскажите, правомерен ли данный отказ, и каким образом я могу получить разрешение, чтобы наконец-то заняться своими непосредственными обязанностями?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.33 ЗК РФ описаны основания для выдачи разрешения на пользование площадью без предоставления ее в распоряжение заинтересованному лицу. Одним из таких оснований является передача наделов для проведения инженерных изысканий, то есть именно та процедура, которой намерены заняться вы.

Согласно этому положению, действия сотрудника муниципалитета абсолютно не правомерны. При том что вы совместно с заявлением подали все необходимые документы, подтверждающие ваше право на получение разрешения.

Сейчас от вас потребуется повторно обратиться в администрацию, предварительно собрав полный пакет документов и попытаться получить разрешение. Если ничего не получится, то вы имеете полное право обратиться в суд и оспорить вынесенное решение.

Список законов

Как оформить самозахват земли в собственность в 2019 году

Все земельные участки должны использоваться по назначению. Это предписано Земельным кодексом и законами о землеустройстве. А как быть с самозахватом земель? Порой самовольный захват земли идет на пользу – «ничейные» земли облагораживают. Но иногда, граждане сталкиваются с беззаконием в отношении своего собственного участка со стороны соседей – куда тогда жаловаться при самозахвате? В статье разберем что называют самозахватом земли с точки зрения закона и как оформить самозахват земли (излишки земли) в собственность по новым правилам 2019 года. Выясним куда обращаться при самозахвате вашего земельного участка соседями или третьими лицами, и какая ответственность предусмотрена за самозахват в 2019 году.

Что называют самозахватом земли

Земли ничейными не бывают. Они всегда кому-то принадлежат по праву. Самозахват земли – это использование ее без соответствующих на это прав. Согласно статьям 60, 76 Земельного кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Ограничение доступа к землям и возведение построек без разрешающих на то документов, карается законом. На практике сплошь и рядом случается такое, что граждане долгие годы пользуются землей без правоустанавливающих документов, и многие из них даже не задумываются, что эту землю могут изъять из оборота объявив самозахватом. Чтобы не случилось неприятностей, право на земельный участок стоит узаконить. Как оформить самозахват земли по закону 2019 года и куда для этого следует обратиться?

Куда обращаться для оформления самозахвата земли

— В органы местной власти:

Если на земельный участок не оформлена частная собственность, значит он принадлежит государству. В любом случае, местные органы власти – вот первая инстанция, куда надо обратиться, чтобы выяснить как оформить самозахват земли. Администрация поможет выяснить кому по праву и на каких основаниях принадлежит земля.
Для того, чтобы оформить самозахват муниципальной земли в собственность следует обратиться в органы местной власти с заявлением. Госорганы рассматривают заявление и сообщают, какие действия необходимо предпринять для оформления права собственности и какие документы для этого предоставить.
Есть общий порядок обращения, установленный Земельным кодексом (ст. 39), но также существуют различные подзаконные акты местной власти, которые в каждом регионе могут выдвигать свои дополнительные требования. Здесь положительным результатом будет то, что вам предложат выкупить земельный участок у государства за символическую плату (как правило, это 15% от кадастровой стоимости), или же предоставить участок бесплатно. Правда для этого, следует немало побегать по инстанциям и собрать нужную документацию, но результат того стоит.

— К собственнику земли:

Если земли, которые используются незаконно принадлежат юридическому или физическому лицу, которому нет до земельного участка никакого дела – то здесь можно договориться с собственником, чтобы пользоваться землей на законных основаниях – купить землю или взять в аренду. В противном случае, если не узаконить самозахват земли, собственник может обратиться в суд и тогда штрафов не избежать.

— К кадастровому инженеру:

Когда выяснится, что органы власти дают добро на оформление самозахвата еще одной необходимостью станет поставить землю на кадастровый учет. Для этого нужен межевой план новообразованного земельного участка. Его подготавливает кадастровый инженер. Узнать цены на межевой план и другие кадастровые работы в вашем регионе возможно при помощи онлайн калькулятора-расчета стоимости работ.

— В судебные инстанции:

Споры между соседями дачных участков в СНТ за свои кровные 6 соток при установке забора тоже случаются. Такие споры о самозахвате чаще всего решаются в суде. Но лучше всего договариваться на месте в досудебном порядке. Для этого надо провести межевание и узаконить свои границы, подписав акт согласования с соседями.

Сколько можно оформить земли при самозахвате по закону – прирезка к основному участку

Чаще всего встречается самозахват излишек земли в СНТ на дачных участках. При этом, мало кто знает, что прирезка земельного участка до 10% за счет прилегающей территории – это вполне законная процедура. Но не во всех случаях. Когда можно узаконить землю и оформить излишки земли по новому закону № 150-ФЗ от 17.06.2019 читайте в статье: «Прирезка земельного участка в 2019 году»

Самозахват земли – где взять образец заявления

Образец заявления о самозахвате земельных участков, точнее примерную форму заявления о перераспределении земельного участка можно найти в интернете. Однако лучше получить бланк заявления в местном муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте. Вместе с заявлением об оформлении излишек используемой земли в собственность, подаются выписка из ЕГРН, копии документов о собственности, проект межевания территории, схема расположения земельного участка и др. И это не исчерпывающий список документов.

Куда жаловаться при самозахвате соседями вашей земли

Есть еще и другая форма заявления при самозахвате – заявление от пострадавшей стороны. Куда тогда обращаться для восстановления своих законных прав на землю?
В первую очередь следует обратиться к соседу. Если вы считаете, что земля, которую он захватил по праву принадлежит вам, тогда надо обосновать это и подтвердить документально. К сожалению, полюбовно договориться с соседями не всегда возможно и тогда приходится жаловаться. Для начала можно написать заявление в местную администрацию, но это не всегда приносит результаты. В любом случае попытки досудебного урегулирования земельных споров будут только плюсом для обратившейся стороны.
Остается судебное регулирование. Суд решает все земельные споры с учетом закона, сложившейся практики и основываясь на документальном обосновании.

Ответственность и штраф за самозахват земли в 2019 году

Статей 7.1 КоАПа предусмотрена ответственность за самохахват земли в виде штрафных санкций. В 2019 году предусмотрен административный штраф за самовольное занятие земельного участка. Размер штрафа зависит от того, на кого он будет наложен:

  • Физическое лицо – от 5 тыс. руб.
  • Должностное лицо – от 20 тыс. руб.
  • Юридическое лицо – от 100 тыс. руб.

Максимальный размер штрафа зависти от кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах.

Вместо вывода

Для того, чтобы пользоваться землей полным правом, следует вовремя ее поставить на кадастровый учет. Не важно на какой стороне вы оказались – на стороне пострадавшего или, наоборот прихватили излишки земли – регистрируйте то, что вам положено по закону! И чем раньше, тем лучше. Предлагаем к прочтению интересную статью, который прислал нам наш подписчик, пострадавший от самозахвата: «Как вернуть свою землю».

Что такое самовольный захват земельного участка и чем это грозит

Военный картограф И. А. Стрельбицкий был первым, кто подсчитал, какую часть занимает Россия относительно всей суши. Произошло это в конце XIX века. По его мнению, она составила 21 млн кв. км и равна 1/6 суши. Новые способы счисления в XXI веке определяют размер России как 1/9 часть.

Просторы полей, заброшенные земли вводят в заблуждение обывателей. Кажется, займи любой пустующий участок и пользуйся им, как своим. Но вся земля в России находится в собственности, и за самозахват земельного участка предусмотрена ответственность.

Определение самозахвата

Основы земельных правоотношений определены в Земельном кодексе РФ (далее ЗК). В нем установлено, что земля может принадлежать гражданину, организации, муниципалитету и государству. Каждый кусочек земли — чей-то, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

Право собственности гарантируется и защищается государством. Нарушенное право подлежит восстановлению. Незаконно захваченный земельный участок придется вернуть собственнику. В судебном порядке нарушителя обяжут возместить ущерб, в том числе восстановить плодородные почвы, снесенные постройки, уничтоженные насаждения и т. д.

Определения самозахвата в ЗК нет, но есть варианты, данные в других источниках. Например, в приложении №1 к Приказу Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N160 самозахват определен, как использование земли без документов, подтверждающих право владеть.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда 17 от 17.02.2017 самозахватом признается любое пользование землей без документально оформленного разрешения – свидетельства о праве, договора аренды, пожизненного владения и т. д.

Таким образом, под определение самозахвата подпадают следующие ситуации:

  • использование заброшенного участка, внешне бесхозного, самовольный захват земли общего пользования;
  • использование чужой собственности умышленно (перенос забора между соседями-дачниками);
  • использование участков, занятых в советское или перестроечное время и надлежаще не оформленных – по праву приобретательской давности;
  • использование участка, прилегающего к оформленному участку.

Справка. Первые два варианта – явные нарушения, захватчику придется вернуть землю собственнику. В последних двух ситуациях возможно ее оформление.

Право приобретательской давности

Чаще право приобретательской давности возникает на земли, которые занимали в советское и перестроечное время. Закон того периода не предусматривал обязательное оформление участка в собственность. Люди и организации пользуются ими открыто, не подозревая, что и этот вариант считается самозахватом. Но в этом случае самовольный захват земли оформляется по ст. 234 ГК (Гражданского кодекса РФ).

Справка. Несмотря на то, что право собственности у захватчика земли отсутствует, тот, кто пользуется землей давно, вправе использовать законные способы ее защиты, как своей.

Он вправе обращаться в суд, если кто-то попытается занять ее. Для этого потребуется сначала доказать, что у пользователя возникло право собственности в результате приобретательской давности, а затем требовать вернуть землю. Такой пользователь вправе обратиться к сотрудникам полиции, если его участок или постройки на нем подвергались нападению и т. д.

Давностью для приобретения земли признаются 15 лет. Но к этому сроку прибавляется еще срок исковой давности – 3 года, в течение которого другой собственник, если такой бы имелся, мог бы истребовать свою землю. Если заявитель занял чью-то землю, то сначала он выжидает срок 3 года, чтобы обнаружился ее собственник, а затем еще 15 лет приобретательской давности; итого 18 лет.

Оформление

Регистрация права возможна только после того, как суд примет решение о признании права, поэтому сначала обращаются в суд.

В судебном заседании придется доказать, что истец пользуется участком:

  • открыто;
  • добросовестно;
  • непрерывно.

Эти три позиции доказывать обязательно. В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 добросовестность объясняется тем, что в момент, когда истец занимал участок, он не знал и не мог предположить, что последний принадлежит кому-то другому.

Открытость определяется с помощью фактов, доказывающих, что пользователь не прятался, не скрывал ее использование: установил забор, повесил табличку с наименованием организации и т. д. Если оформляется в собственность дачный участок, то доказательствами служат выписка из реестра членов дачного товарищества, чеки по оплате членских взносов, квитанции по оплате воды, газа, света и т. д.

Непрерывность подтверждается фактом использования земли на протяжении всего 18-летнего срока. При этом не обязательно, что это один и тот же человек, это могут быть его правопреемники или наследники. У организации правопреемниками признаются покупатели или новая фирма, которая возникла в результате реорганизации.

С решением суда, заявлением и квитанцией на оплату государственной пошлины обращаются в управление Росреестра для регистрации права.

Справка. Право собственности возникнет только со дня, когда регистрирующий орган фиксирует в списках нового собственника и выдает заявителю на руки выписку из Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН).

Возможно оформить незаконный захват земли общего пользования, если присвоены «прирезки». Ими признаются участки земли, прилегающие к территории, которая в частную собственность уже оформлена. Это стало возможно после принятия Федерального закона №171 от 23.06.2014 года. Он внес поправки в Земельный кодекс и позволил собственникам земли купить участки, которые ими уже освоены у своего забора.

Но таким образом оформляется не любой участок. Важно, чтобы по этой территории не проходили «красные линии»: водопроводные трубы, линии электропередач, дороги общего пользования и т. д. “Прирезка” имеет максимальные размеры, установленные правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны, определенные местными властями.

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушение права собственности на землю оговорена в ст. 74 ЗК. Она делится на две части: гражданскую и административную. По Гражданскому кодексу виновника обязывают устранить нарушение – вернуть землю, возместить убытки.

В части 1 вышеназванной статьи говорится, что земельные правонарушения наказывают как по административному, так и по уголовному кодексу. Но на практике за самозахват выписывают только штраф.

Административная ответственность за самовольный захват земельного участка определена в ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Размер санкции зависит от кадастровой стоимости конкретного участка земли и статуса нарушителя:

  • физические лица платят 1-1,5%, но не менее 10 тыс. руб.;
  • должностные лица – 1,5-2%, но не менее 20 тыс. руб.;
  • юридические лица – 2-2,5%, но не менее 100 тыс руб..

Важно! Если нарушитель – индивидуальный предприниматель, он платит штраф как юридически лицо.

Для участков, стоимость которых не определена, предусмотрены фиксированные размеры штрафа:

  • физическим лицам – 5-10 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • юридическим лицам – 100-200 тыс. руб.

Обратиться за привлечением нарушителя к ответственности может сам собственник участка. Если действия захватчика общественно опасны, тогда любой вправе заявить на него в полицию. Куда жаловаться на самозахват земли, зависит от личности заявителя.

Собственник обращается в полицию или в суд за возмещением убытков. Посторонний жалуется в полицию или обращается к собственнику. Например, если на общественных землях, принадлежащих муниципалитету, кто-то организовал свалку, то о нарушении сообщают в администрацию.

Уголовную ответственность за самозахват не применяют. Но это нарушение порождает опасные последствия, за которые возможно уголовное преследование. Например, складирование мусора на чужой земле приводит к нарушению почвы, за что предусмотрена ответственность в ст. 254 Уголовного кодекса РФ (далее УК).

А присвоение земли руководством администрации города Липец привело к одному из самых громких уголовных дел 2018 года в отношении этих лиц по ст. 173.1 УК и ст. 289 УК.

За незаконный захват земельного участка грозит административная ответственность (штраф) и гражданская (обязанность вернуть землю и возместить убытки). Оформление в собственность земли возможно по праву приобретательский давности – если ею пользовались более 18 лет.

Оформляются и прирезки – прилегающие к собственному участку муниципальные или государственные земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *