Розыск подозреваемого УПК РФ

Вопрос № 2. Этапы розыска подозреваемого (обвиняемого)

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Деятельность по розыску подозреваемых (обвиняемых) носит технологический характер и состоит из отдельных этапов. Между данными этапами существуют тесные связи, результаты одного этапа влияют на успешную организацию последующей фазы розыскной работы. Предлагаемый комплекс действий следователя будет способствовать успешному розыску подозреваемых (обвиняемых), а также правильному выбору мер по их обнаружению. В процессе осуществления розыска подозреваемого (обвиняемого) в зависимости от решаемых задач и круга средств можно выделить следующие этапы:

1 этап — начинается с момента неявки подозреваемого (обвиняемого) к следователю и продолжается до принятия решения об объявлении розыска.

2 этап — начинается с момента вынесения постановления об объявлении розыска и заканчивается вынесением постановления о приостановлении предварительного расследования.

3 этап — начинается с момента приостановления производства по делу, характеризуется сужением круга средств розыска, поскольку закон запрещает производство следственных действий по приостановленному делу (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

Раскроем содержание выделенных этапов.

Первый этап. Следователь проводит мероприятия, направленные на установление причин отсутствия подозреваемого (обвиняемого). С этой целью следователь:

1) Удостоверяется в том, что вызов обвиняемого был осуществлен в соответствии с УПК РФ (обвиняемый своевременно получил повестку, СМС-сообщение). На этом этапе необходимо обосноватьфакт вызова обвиняемого и его неявки по неуважительным причинам.

2) Направляет в орган дознания постановление о производстве принудительного доставления подозреваемого (обвиняемого) порядке, предусмотренном ст. 113 УПК РФ. Соответственно, к материалам уголовного дела следует приобщить корешки повесток, постановления о приводах, свидетельствующих об уклонении от явки обвиняемого в ОВД; рапорта сотрудников о невозможности реализовать постановление о приводе.

3) В порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ направляет поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения подозреваемого (обвиняемого). Справки и рапорта, сотрудников органа дознания о результатах проделанной работы приобщаются к материалам уголовного дела.

4) Проверяет место жительства (место регистрации и фактического проживания) и работы подозреваемого (обвиняемого). С этой целью допрашивает родственников, с которыми проживает подозреваемый (обвиняемый), при необходимости допрашивает и иных родственников. Востребованным является допрос соседей по месту проживания подозреваемого (обвиняемого) (не менее 2-х). Также уместно допросить знакомых подозреваемого (обвиняемого). Важную информацию, позволяющую установить причины отсутствия подозреваемого (обвиняемого), а также его местонахождения можно получить из показаний сослуживцев. Проведение этой работы можно поручить органу дознания. Однако целесообразнее, следователю, выехать на место и самому выполнить все необходимые процессуальные действия.

В необходимых случаях следователь производит и другие следственные действия:

· Обыск по месту жительства подозреваемого (обвиняемого). Обыск может быть произведен как следователем лично, так и поручен сотрудникам органа дознания. Данное следственное действие в зависимости от ситуации может быть произведено неоднократно. Считаем сомнительной складывающуюся практику, согласно которой следователь получает судебное решение на производство обыска, которое направляет органу, осуществляющему розыск, который в свою очередь проводит данное следствие лишь при получении сведений о нахождении обвиняемого по его месту жительства. Учитывая, что следователь обращается в суд с ходатайством о проведении обыска при существовании конкретных оснований (сведений, указывающих на необходимость данного следственного действия), то законность решения об отложении обыска на продолжительное время ставиться под сомнение. В том же случае, когда информация о нахождении разыскиваемого лица по месту его жительства поступает внезапно, возможно проведение обыска, на основании постановления следователя в случаях, не терпящих отлагательства;

· Контроль и запись переговоров;

· Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;

· Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

5) проверяет подозреваемого (обвиняемого) по имеющимся учетам:

— при наличии судимости у подозреваемого (обвиняемого) истребует дактокарты по месту отбывания наказания, фотографии и характеризующие материалы, приобщает справку о судимости;

— истребует копию формы № 1; копию удостоверения пенсионного страхования.

6) проверяет лечебные учреждения, морги, места содержания под стражей, изоляторы временного содержания, военные комиссариаты.

После проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий можно прогнозировать возникновение трех ситуаций, правильное разрешение которых позволяет установить местонахождение разыскиваемых лиц:

1. Подозреваемый (обвиняемый) скрывается;

2. Подозреваемый (обвиняемый) уклоняется. Он проживает по месту жительства, однако по вызовам следователя не является;

3. Местонахождение подозреваемого (обвиняемого) не установлено по иным причинам.

При возникновении второй ситуации следует принять меры к его принудительному доставлению (ст. 113 УПК РФ), с этой целью направляется поручение органу дознания. Первая и третья ситуации обязывает следователя объявить подозреваемого (обвиняемого) в розыск.

Второй этап. Оценив собранные по делу доказательства, при наличии фактических данных о том, что подозреваемый (обвиняемый) скрывается или его местонахождение не установлено по иным причинам, следователь принимает процессуальное решение об объявлении розыска подозреваемого (обвиняемого). Об объявлении розыска до приостановления производства по делу выносится отдельное постановление. Если вопрос об объявлении розыска решается одновременно с приостановлением производства по делу, это оформляется единым постановлением.

В правоприменительной практике бытует мнение о потребности вынесения отдельных постановлений (об объявлении розыска и приостановления предварительного расследования) во всех случаях. Данный подход аргументируется тем, что в случае возможной отмены (прокурором, руководителем следственного органа) решения о приостановлении предварительного расследования при признании его незаконным или необоснованным отменяется и розыск подозреваемого (обвиняемого). Однако, обоснованность данного подхода нами ставиться под сомнение. В резолютивной части постановления о приостановлении предварительного расследования и объявлении розыска обозначаются два решения: о приостановлении расследования и объявлении розыска, т.е. постановление одно, а решений в нем принято два. Соответственно в случае отмены решения о приостановлении предварительного расследовании, решение о производстве розыска не отменяется.

Один экземпляр постановления о розыске приобщается к материалам уголовного дела, а второй направляется в орган дознания. Это постановление является правовым основанием для организации и осуществления розыска обвиняемого.

В постановлении должны быть указаны: сущность подозрения (обвинения); свидетельства того, что подозреваемый, обвиняемый скрылся или что место его нахождения не установлено; мера пресечения (если она избрана), которая подлежит применению в отношении обвиняемого в случае его обнаружения.

Постановление о розыске вынесенное следователем, служит основанием для заведения розыскного дела органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. К постановлению о розыске следователь должен приобщить пакет документов, перечень которых содержится в ведомственном нормативном акте, а именно:

1) копия постановления о возбуждении уголовного дела;

2) копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

3) в случае если розыск объявлен в отношении подозреваемого, в орган дознания направляется документ, ставящий лицо в процессуальный статус подозреваемого (копия постановления о возбуждении уголовного дела, протокола задержания, постановления об избрании меры пресечения до предъявления обвинения).

4) копия постановления об избрании меры пресечения;

5) постановление о приостановлении расследования (в случае, если предварительное расследование приостановлено);

6) поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий;

7) справка о личности;

8) копия формы № 1 либо ксерокопия паспорта;

9) справка о проверке моргов, лечебных учреждений, ИВС, СИЗО;

10) справка о судимости;

11) справка адресного бюро;

12) справка следователя о проделанной работе.

Постановление об объявлении в розыск с приложением необходимых документов не позднее 3 дней следователь передает через канцелярию в розыскное подразделение. Данные материалы следует передавать с препроводительным письмом, копия которого приобщается к материалам уголовного дела.

Третий этап. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в случае, если подозреваемый (обвиняемый) скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам предварительное расследование приостанавливается. По сути, в данном пункте предусмотрены два самостоятельных основания приостановления предварительного расследования:

Первое – подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия;

Второе – местонахождение подозреваемого, обвиняемого не известно по иным причинам.

Эти основания следует отличать. Такое разграничение необходимо потому, что в зависимости от причин неизвестности местопребывания подозреваемого (обвиняемого) возникают те или иные юридические последствия:

— если (подозреваемый) обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования то, течение срока давности, согласно ч. 3 ст. 78 УК РФ, приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица;

— если же местонахождение подозреваемого (обвиняемого) неизвестно по иным причинам и не связано с его умышленным уклонением от следствия, то течение срока давности не приостанавливается и при его окончании уголовное дело подлежит прекращению.

Поэтому выяснение причины неизвестности местопребывания обвиняемого имеет большое значение. Обстоятельства, характеризующие причину неизвестности местопребывания, должны быть подтверждены доказательствами, особенно когда подозреваемый (обвиняемый) скрывается от следствия и суда.

Может возникнуть спорная ситуация связанная с разграничением данных оснований: скрывается или местонахождение не установлено по иным причинам. Под скрывающимся от следствия признается то лицо, которое, сознавая возможность привлечения к уголовной ответственности, умышленно принимает меры, затрудняющие обнаружение его местонахождения органами предварительного расследования (например, проживает под чужой фамилией; без регистрации по месту жительства или пребывания; переезжает с места на место). При этом в материалах уголовного дела должны быть доказательства, подтверждающие активные действия по уклонению. Сам по себе факт нахождения подозреваемого (обвиняемого) в розыске, без соответствующих сведений в материалах уголовного дела о том, что он скрывается от органов предварительного расследования, не является основанием приостановления истечения сроков давности. В судебной практике известны случаи, когда в отношении обвиняемого, находящегося в розыске в связи с его уклонением от органов расследования судьей принималось решение о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности, в связи с тем, что в материалах уголовного дела отсутствовали данные, указывающие на то, что обвиняемый скрывался.

Предварительное расследование приостанавливается ввиду неизвестности местонахождения подозреваемого (обвиняемого) в тех случаях, когда следствие не располагает данными о его месте жительства, либо его изменении, что не связано с его умышленными действиями по уклонению от следствия. К обстоятельствам, препятствующим установлению места нахождения подследственного и не связанного с его умышленным уклонением от уголовной ответственности, относятся: смерть вследствие старости, длительной болезни, скоропостижная смерть, самоубийство или несчастный случай со смертельным исходом, а также случаи, когда человек жив, но в силу болезненного состояния лишен возможности сообщить о себе какие-либо сведения, а документы, удостоверяющие личность отсутствуют.

В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие подозреваемого (обвиняемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается.

Важным является вопрос о законности и обоснованности приостановления предварительного расследования в связи с розыском подозреваемого (обвиняемого). Для принятия решения о приостановлении предварительного расследования кроме оснований требуются условия. К ним относятся:

1) Доказанность по делу события преступления. Если не доказано событие преступления, следует продлевать срок предварительного расследования, в случае отсутствия события дело подлежит прекращению.

2) Обязательность производства всех следственных действий по делу, производство которых возможно в отсутствии подозреваемого (обвиняемого), для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Это требование закона позволяет исключить случаи утраты доказательств, (в связи с отъездом или смертью свидетелей или потерпевших, уничтожением и порчей вещественных доказательств) другие невосполнимые пробелы в расследовании. Не всегда решения следователей о приостановлении уголовных дел в связи с розыском подозреваемых (обвиняемых) законны. В правоприменительной деятельности встречаются факты невыполнения требования ч. 5 ст. 208 УПК о производстве всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого (обвиняемого). К материалам дела в этих случаях не приобщаются ответы на запросы из медицинских учреждений, моргов, кредитных учреждений, компаний сотовой связи, не допрашиваются все установленные по делу свидетели, не проводятся экспертизы, поручения остаются без надлежащего исполнения. Поэтому во всех случаях до приостановления предварительного расследования должны быть допрошены свидетели, установлен характер и размер причиненного ущерба, произведены обыски, выемки, освидетельствования, экспертизы и другие процессуальные действия.

3) Вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого, либо постановка в статус подозреваемого. В розыск могут быть объявлены лица, наделенные соответствующим статусом подозреваемого или обвиняемого. Однако, в правоприменительной практике встречаются случаи необоснованного объявления в розыск лиц, не обладающих статусом подозреваемых (обвиняемых). В случае если лицо скрылось после совершения им преступления до постановки его в статус обвиняемого, следователь, получив достаточные доказательства, дающие основания для обвинения лица в совершении преступления, выносит постановление о его привлечении в качестве обвиняемого, и затем вправе объявить его розыск. Согласно ст. 47 УПК РФ, обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт. Соответственно, лицо приобретает статус обвиняемого не с момента предъявления обвинения, а именно вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

В тех случаях, когда следователь располагает данными, достаточными лишь для постановки в статус подозреваемого, ситуация складывается по иному. Подозреваемым, согласно ст. 46 УПК РФ является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК РФ. Анализ указанных положений закона свидетельствует о невозможности наделения статусом подозреваемого в отсутствии преследуемого лица (к примеру, по причине неустановления его местонахождения), а значит исключается возможность объявления его розыска. За исключением постановки в статус подозреваемого посредством возбуждения уголовного дела в отношении лица. В случае принятия данного решения лицо приобретает статус подозреваемого, а следователь право объявить его в розыск. В иных ситуациях следователь обязан продолжить собирать доказательства о виновности лица, и одновременно устанавливать местонахождение лица, не объявляя при этом его розыск. В частности, следует направить поручение органу дознания. При получении в процессе расследования достаточных доказательств, указывающих на виновность лица, следователь выносит постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, после чего вправе объявить обвиняемого в розыск.

В правоприменительной практике известны случаи постановки в статус обвиняемого в отсутствии на то достаточных доказательств, с тем чтобы объявить его в розыск. Мотивы таких незаконных решений могут быть обусловлены разными причинами. К примеру, следователь не смог сформировать должный объем доказательственной базы, и дальнейшее его восполнение возможно с непосредственным участием преследуемого лица. Вне рамок розыска установить местонахождение такого лица не всегда представляется возможным. Данное обстоятельство может с подвигнуть следователя на принятие неправомерного решения. Вместе с тем, каковы бы не были мотивы такого решения его следует признать незаконным и следует отменить.

Не основанной на законе следует признать практику составления после доставления к следователю разысканного обвиняемого нового постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Нет необходимости данное постановление выносить дважды: первое – на момент объявления в розыск, и второе — после доставления обвиняемого к следователю. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 172 УПК РФ в случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода. Вместе с тем в случае изменения обвинительного тезиса, следует выносить новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

4) Истечение сроков предварительного расследования. До истечения срока предварительное расследование его приостановление запрещено законом. При необходимости дальнейшего производства по уголовному делу (свыше предусмотренного законом срока), следует решить вопрос о продлении срока предварительного следствия. Соответственно после продления срока расследования его приостановление правомерно лишь по его истечению.

5) Принятие следователем всех мер по обнаружению местопребывания подозреваемого (обвиняемого). Здесь можно прогнозировать ситуации, когда следователь принимает решение о приостановлении предварительного расследования, считая, что им приняты все необходимые меры по обнаружению подозреваемого (обвиняемого), вместе с тем, руководитель следственного органа может с ним не согласиться и отменить это решение как незаконное, предоставив письменные указания о производстве дополнительных процессуальных действиях. В настоящее время и прокурор вправе отменить незаконное и необоснованное решение о приостановлении предварительного расследования. Предварительное расследование должно производиться до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности установления местонахождения подозреваемого (обвиняемого).

6) Объявление розыска подозреваемого (обвиняемого). Приостановление предварительного расследования без объявления розыска подозреваемого (обвиняемого) не допускается.

После приостановления расследования по уголовному делу и объявления в розыск, следователь направляет уголовное дело в вышестоящий следственный аппарат (организационно-зональный отдел следственного управления при УВД по субъекту РФ) одновременно с направлением в ИЦ учетного документа о принятом процессуальном решении. Поступившие уголовные дела, приостановленные в связи с розыском, изучаются следователями отдела зонального контроля, при этом обращается внимание на:

— своевременность, полноту принимаемых мер по сбору доказательств, своевременность и правильность избрания вида меры пресечения;

— принятие предупредительных мер следователем в отношении обвиняемых, к которым применена мера пресечения, не связанная с лишением свободы. В каждом случае приостановления предварительного расследования.

При согласии с принятым решением, уголовное дело возвращается в подразделение не позднее 10 суток с момента получения. В случае неполноты расследования, обнаружения нарушений закона в сопроводительном письме излагаются рекомендации о мерах по устранению недостатков.

Копия постановления о приостановлении предварительного расследования направляется к прокурору. При необходимости прокурор вправе истребовать материалы уголовного дела. При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ генеральный прокурор требует применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета. Он же требует не реже одного раза в полугодие проводить анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с изучением материалов всех уголовных дел данной категории, уделяя внимание наличию оснований для возобновления расследования.В ходе осуществления надзорной деятельности прокуроры выявляют и факты необоснованного объявления в розыск лиц, не обладающих статусом подозреваемых, либо обвиняемых в результате нарушений закона, допущенных органами предварительного расследования.

⇐ Предыдущая123456

3. Розыск подозреваемого (обвиняемого). Порядок объявления в розыск

При приостановлении производства по п. 1 ч. 1 ст. 208 в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, следователь должен принять меры к его обнаружению. До приостановления производства расследования следователь должен дать поручение органу дознания о производстве оперативно-разыскных действий для установления лица, совершившего преступление. В случае приостановления производства но и. 2 ч. 1 ст. 208 УПК следователь для обнаружения обвиняемого обязан объявить в отношении него розыск.

Под розыском обвиняемого понимается одна из процессуальных функций следователя, представляющая собой деятельность, направленную на обнаружение обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, и создание условий для разрешения дела по существу.

Для объявления розыска обвиняемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления; данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления лица в розыск; орган дознания, котором}’ поручается осуществление розыска; избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения. Данные о личности обвиняемого должны быть собраны в ходе расследования.

После приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только разыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого. Порядок организации розыска обвиняемого регулируется приказами МВД России.

Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае. Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого. Первоначально разыскные мероприятия проводятся на территории субъекта РФ, где было совершено преступление (местный розыск). Если же проведение локальных разыскных мероприятий не дало положительного результата, тогда объявляется федеральный розыск обвиняемого, а поисковые мероприятия проводятся на всей территории РФ. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием, объявляются в федеральный розыск немедленно после вынесения об этом постановления органа расследования.

При наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого в случае его обнаружения может быть избрана одна из мер пресечения. Мера пресечения, не связанная с лишением свободы, может быть избрана в отношении обвиняемого, местонахождение которого было неизвестно, и при наличии сведений, что это лицо не примет активных действий с целью скрыться от органов расследования. В тех случаях, когда в уголовном деле есть данные, позволяющие полагать, что разысканный обвиняемый может вновь скрыться от органов расследования, в отношении него должна быть избрана мера пресечения в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК.

Решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, скрывшегося от органов расследования, принимается при объявлении лица в розыск. Согласно ч. 5 ст. 108 УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого возможно только при объявлении его в международный розыск. В остальных случаях заочное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого не допускается законом.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в разыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения, не связанной с лишением свободы, если она была избрана.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, которому поручался розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

4. Приостановленное дознание возобновляется на основании постановления дознавателя после того, как отпали основания его приостановления, предусмотренные ст. 208 УПК, или возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого или обвиняемого (ч. 2 ст. 211 УПК).

Приостановленное дознание может быть возобновлено также на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в связи с отменой соответствующего постановления дознавателя (ч. 2 ст. 211 УПК). В этом случае дознаватель выносит постановление о принятии уголовного дела к своему производству и приступает к производству дознания.

При возобновлении уголовного дела, приостановленного в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, время возобновления определяется дознавателем и зависит от характера поступившей к нему информации о лице, совершившем преступление. Если эта информация носит официальный характер (например, заявление о явке с повинной и др.), то дознаватель обязан немедленно возобновить дознание по уголовному делу. Если информация носит неофициальный характер (анонимное заявление, оперативные данные), то дознаватель должен поручить проверку данной информации органу дознания. Только после этого с учетом результатов проверки дознаватель принимает решение о возобновлении производства по приостановленному уголовному делу.

Дознание по уголовным делам, приостановленным в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого, возобновляется в случае такого улучшения состояния его здоровья, которое позволит ему участвовать в производстве следственных действий.

Иногда подозреваемый или обвиняемый выписывается из больницы в связи с улучшением состояния здоровья, но имеет на руках листок о временной нетрудоспособности. В этой ситуации дознаватель должен запросить справку от лечащего врача о возможности участия подозреваемого или обвиняемого по состоянию здоровья в производстве следственных действий. В спорных случаях дознаватель после возобновления дознания имеет право назначить для решения этого вопроса судебно-медицинскую экспертизу.

Решение о возобновлении дознания дознаватель принимает самостоятельно и выносит об этом постановление. Постановление дознавателя о возобновлении приостановленного дознания состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть содержит: наименование документа, время и место его составления; наименование органа дознания; специальное звание дознавателя, его фамилию, имя и отчество; фамилию подозреваемого или обвиняемого, его имя и отчество; статью УК, по которой он обвиняется или подозревается; номер уголовного дела.

В описательно-мотивировочной части постановления кратко излагаются; сущность обвинения или подозрения; обстоятельства, повлекшие приостановление дознания; дата приостановления; основания возобновления дознания; ссылка на статью УПК, в соответствии с которой принимается решение.

В резолютивной части постановления дознаватель указывает принятые им по уголовному делу решения, в том числе: о возобновлении приостановленного дознания; о направлении копии постановления прокурору; о сообщении о принятом решении по делу подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу или их представителям (ч. 3 ст. 211 УПК).

Одновременно с возобновлением приостановленного дознания дознаватель должен решить вопрос о продлении срока дознания по делу в установленном законом порядке.

Если приостановление дознания по п. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК имело место до истечения первоначального срока, т.е. до истечения 30 суток, то при возобновлении продолжается та часть срока, которая осталась неиспользованной. При приостановлении дознания по истечении 30-суточного срока по вышеуказанным основаниям или по п. 1.2 ч. 1 ст. 208 УПК возобновление срока дознания продлевается у прокурора до 30 суток. Дальнейшее продление срока дознания производится по правилам, предусмотренным ст. 223 УПК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *