Решение вопроса гражданства РФ

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) решение вопросов гражданства — Президент РФ.

Б) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

B) утверждение изменения границ между субъектами РФ — Совет Федерации.

Г) осуществление помилования — Президент РФ.

Д) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета — Правительство РФ.

Содержание

Кто принимает решения по вопросам гражданства РФ: сфера полномочий государственных органов

Получение гражданства Российской Федерации – процесс длительный и хлопотный. Государственные органы проверяют кандидатов на соответствие требованиям российского законодательства. Не все иностранцы знают, кто осуществляет решение вопросов гражданства РФ в каждом конкретном случае. Президент или миграционные органы – откуда ждать ответа соискателю? И какую помощь в решении вопроса может оказать Министерство иностранных дел? На эти вопросы отвечаем в нашем материале.

Гражданство России: как его можно получить

Стать россиянином можно несколькими способами.

Мы перечислим лишь некоторые из них:

  • ;
  • ;
  • .

Для сегодняшних иностранцев, пожалуй, самый распространенный способ – натурализация. Процесс может проходить по общему и упрощенному алгоритму.

По первому пути – оформить гражданство на общих основаниях – может пройти любой желающий, нужно лишь выполнить предписанные законом условия:

  • квалификационный период (5 лет по ВНЖ);
  • знания языка и законов РФ;
  • ;
  • наличие легального дохода в РФ.

Второй вариант подходит для этнических русских, которые, например, имеют в России родственников или эмигрировали когда-то и теперь желают вернуться на родину. Это далеко не полный перечень категорий граждан, которые имеют право на упрощенную процедуру.

Как решаются вопросы гражданства РФ

Когда иностранный гражданин выполнил все установленные законодательством требования, он может обращаться в государственные органы с и комплектом документов.

Иностранцам следует знать, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища относится к компетенции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГУВМ – МВД РФ).

Подача ходатайства и пакета бумаг – первый этап на пути к . Далее дело передается в соответствующие органы в зависимости от процедуры приобретения – общей или упрощенной. В первом варианте решение принимает Президент РФ, во втором – территориальные органы ГУВМ МВД.

Законодательное регулирование полномочий органов, решающих вопросы гражданства РФ

Основной нормативный акт, которым устанавливаются виды и компетенция государственных органов РФ в отношении изменений гражданского статуса, – это Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «». В нем четко прописано, как может помочь Министерство иностранных дел, когда к решению вопроса привлекается Президент РФ, а когда иностранцы имеют дело только с территориальными органами ГУВМ МВД. Статья 28 данного закона определяет, как регулируются вопросы гражданства в РФ и кто выносит решение в каждом конкретном случае.

Функции ответственных государственных институтов рассматриваются также в ст. IV Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325).

Кроме того, отдельными распоряжениями вопросы гражданства в России регулирует Правительство РФ, например, именно главным органом исполнительной власти устанавливаются (как первого «шага» к статусу россиянина) и распределение их по регионам.

Полномочные органы власти и их роль в решении вопросов российского гражданства

Детальный анализ законодательной базы позволяет сделать вывод, что к полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, относятся:

  • Президент Российской Федерации и созданная при нем Комиссия;
  • Министерство внутренних дел РФ в лице Главного управления по вопросам миграции (включая все территориальные отделения);
  • Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатические представительства РФ за рубежом;
  • Федеральная служба безопасности.

Что касается последнего ведомства: оно не относится к тем, кто решает вопросы о приеме в гражданство РФ непосредственно. Однако в разъяснительных документах указывается, что ФСБ осуществляет проверку всех поданных документов и дает заключение по каждому иностранцу, который желает стать россиянином на общих основаниях или в упрощенном порядке.

Далее рассмотрим конкретные полномочия каждого государственного института в процессе решения вопросов приобретения статуса.

Президент Российской Федерации

Описанные в Законе о гражданстве и Положении полномочия Президента РФ в этой сфере реализуются лишь в случае прохождения по общей процедуре, или его . Его подпись нужна также в случаях, когда необходимо отменить принятое решение о предоставлении статуса россиянина.

Глава государства, в силу своих функций, согласовывает деятельность всех иных органов, которые занимаются вопросами предоставления или .

Для обеспечения качественной работы в данном направлении создается специальная Комиссия при Президенте РФ, которая осуществляет предварительное рассмотрение дел и готовит для него соответствующие предложения главе государства.

ГУВМ МВД РФ и его территориальные подразделения

Главное управление по вопросам миграции МВД – один из уполномоченных органов по вопросам гражданства, который непосредственно занимается вопросами предоставления статуса россиянина. Иностранцы, направляющие ходатайство на территории России, подают пакет документов именно в эти ведомства, причем независимо от конкретных оснований (общих или «льготных»). При общей процедуре дело человека передается в высшие инстанции вплоть до Президента РФ.

При наличии оснований для упрощенной схемы должностное лицо, принимающее решения по вопросам гражданства РФ, находится «на месте». Окончательное заключение выдается в таком случае именно региональными органами ГУВМ.

Итак, в сферу ответственности данного государственного органа входит:

  • прием заявлений у лиц, проживающих в РФ ();
  • проверка документов на соответствие требованиям;
  • составление заключений на дела по общему процедуре и направление их в вышестоящие инстанции;
  • ведение базы данных обо всех иностранцах, которые подавали ходатайство об изменении гражданства (предоставления или лишения), и о принятых по каждому вопросу решениях;
  • сотрудничество с ФСБ и другими ответственными органами;
  • принятие решений относительно приема в гражданство по упрощенной схеме;
  • исполнение решений в отношении изменения гражданского статуса;
  • оформление отмены принятых решений при выяснении фактов нарушений.

МИД и дипломатические представительства РФ: для претендентов, проживающих за рубежом

Гражданам, которые ходатайствуют об изменении гражданского статуса из-за рубежа, все вопросы миграции и гражданства следует решать в дипломатических представительствах Российской Федерации в стране своего проживания: консульствах или соответствующих отделах посольств.

Именно на них, согласно российскому законодательству возложены такие функции:

  • прием и проверка заявлений и пакета документов от лиц, которые хотят получить российское гражданство или отказаться от него;
  • выдача заключений на ходатайство и отправка в МИД России для дальнейшего рассмотрения;
  • исполнение решений в отношении изменения статуса;
  • определение и засвидетельствование российского гражданства;
  • отмена своих решений, если всплывают дополнительные факты, подтверждающие неправомерность вынесенных вердиктов.

Что касается Министерства иностранных дел РФ, оно выполняет промежуточную функцию между теми, кто занимается вопросами российского гражданства непосредственно: передает дела от диппредставительств в Комиссию при Президенте РФ, а также ведет учет всех обратившихся лиц.

Юридические фирмы

Изменение гражданского статуса – процесс хлопотный и отнимающий немало времени. Поэтому у граждан возникает соблазн обратиться в частные юридические фирмы, которые обещают помочь с решением этого вопроса. Реклама таких организаций, как правило, пестрит словами «быстро», «недорого», «гарантированно».

В таких случаях важно помнить, что дела о гражданстве Российской Федерации уполномочены рассматривать только государственные органы, описанные нами выше в данной статье и только – в оговоренные законом сроки. И никакая частная организация не может повлиять на решение чиновников или на скорость прохождения конкретного пакета документов по всем инстанциям.

Единственный плюс – работники этих фирм берут на себя организационные хлопоты по оформлению документов и посещению государственных ведомств. Таким способом экономится время иностранного гражданина, но не деньги, ведь услуги таких «помощников» стоят очень даже недешево.

Краткие итоги

Знание описанных нами полномочий государственных органов, принимающих участие в решении вопросов гражданства, поможет иностранцу сориентироваться в основном алгоритме прохождения его заявления.

Заявления и документы соискателей рассматривают Министерство внутренних дел РФ (в лице Главного управления по вопросам миграции) и Министерство иностранных дел РФ (через дипломатические представительства). Решения о приеме в российское гражданство принимают территориальные органы ГУВМ и Президент РФ.

Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 19.09.2019) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2019)

Положение, утв. данным документом, применяется с учетом Указов Президента РФ от 24.04.2019 N 183 и от 29.04.2019 N 187.

  • Указ
  • Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации
    • I. Порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
    • II. Прием в гражданство Российской Федерации и восстановление в гражданстве Российской Федерации
      • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
      • Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
      • Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Выдача уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации
      • Прием в гражданство Российской Федерации детей и недееспособных лиц
      • Восстановление в гражданстве Российской Федерации
      • Приобретение гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации
    • II.1. Признание гражданами Российской Федерации и прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации
    • III. Прекращение гражданства Российской Федерации
      • Выход из гражданства Российской Федерации
    • IV. Задачи и функции полномочных органов
    • V. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • VI. Удостоверение, оформление и определение наличия гражданства Российской Федерации
      • Документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации
      • Оформление наличия гражданства Российской Федерации
      • Определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации
    • VII. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • VIII. Заключительные и переходные положения
    • Приложение N 1. Заявление
      • Сведения о заявителе
      • Выезд за пределы Российской Федерации в период постоянного проживания
    • Приложение N 2. Заявление
      • Сведения о заявителе
    • Приложение N 3. Заявление
      • Сведения о ребенке (недееспособном лице)
      • Сведения о заявителе
      • Сведения о другом родителе (усыновителе) ребенка
    • Приложение N 4. Заявление
      • Сведения о заявителе
    • Приложение N 5. Заявление
      • Сведения о заявителе
    • Приложение N 6. Заявление
      • Сведения о ребенке
      • Сведения о заявителе
      • Сведения о другом родителе (усыновителе) ребенка
    • Приложение N 7. Заявление
      • Сведения о ребенке
      • Сведения о другом родителе (усыновителе) ребенка
    • Приложение N 8. Заявление
      • Сведения о заявителе
    • Приложение N 9. Заявление
      • Сведения о заявителе
      • Выезд за пределы Российской Федерации в период постоянного проживания
    • Приложение N 10. Уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации

Открыть полный текст документа

Сколько составляет срок получения гражданства РФ в упрощенном порядке и для каких случаев он сокращен?

При наличии родственников При заключении брака Для носителей русского языка Для высококвалифицированных специалистов По программе переселения соотечественников Остальные случаи

Длительность при разных основаниях подачи заявления

Важно! Что касается того, в какой срок принимается решение при упрощенном порядке процедуры, то в общих случаях он составляет до 6 месяцев, однако для двух категорий заявителей, которые мы рассмотрим далее, этот срок сокращен до 3-х месяцев.

Упрощенный порядок, помимо сокращения срока, освобождает от необходимости предшествующего 5-летнего срока проживания на территории России, а в конкретных случаях еще и от необходимости получения ВНЖ, прохождения тестирования по русскому языку и/или подтверждения наличия законного источника дохода.

При наличии родственников

При наличии родственных связей срок принятия решения составит 6 месяцев, при этом Закон «О Гражданстве» признает такое право только в перечисленных ниже случаях.

Заявление будет рассматриваться не дольше 6 месяцев, если заявитель имеет:

  1. Хотя бы одного родителя-гражданина РФ (ст. 14, ч.1, п. «а»), проживающего на территории России, в таком случае, помимо сокращения срока рассмотрения заявления, он освобождается от необходимости получения ВНЖ.

  2. Совершеннолетнего сына или дочь, являющегося(уюся) гражданином/гражданкой РФ, однако только после утраты трудоспособности (ст. 14, ч.2., п. «в»).

  3. Ребенка, являющегося гражданином, то в случае смерти, признания пропавшим без вести, недееспособным или лишения родительских прав второго родителя, являющегося гражданином России (ст. 14, ч.2., п. «г»).

  4. Совершеннолетнего(юю) сына или дочь, являющегося(уюся) гражданином/гражданкой РФ и признанного(ую) недееспособной, а другой родитель-гражданин РФ умер, лишен родительских прав или недееспособен (ст. 14, ч.2., п. «д»).

Подробнее о том, как происходит заполнение заявления на гражданство РФ, читайте .

В отношении детей применяется упрощенная процедура в перечисленных случаях (ч.6 ст. 14):

  • Если ребенок имеет одного родителя-гражданина РФ, не проживает в РФ и при наличии согласия второго родителя. В случае если ребенок имеет единственного родителя – то по заявлению от этого родителя, если он является гражданином.
  • Если ребенок имеет опекунов или попечителей, являющихся гражданами России.
  • Если ребенок помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При заключении брака

Если лицо состоит в браке с гражданином России не менее 3 лет, то рассмотрение займет так же, до 6 месяцев.

Для носителей русского языка

Срок принятия решения сокращен до 3 месяцев для лиц, являющихся носителями русского языка (ч. 2.1. статьи 14), однако уровень языка придется подтвердить на собеседовании, проведенном в соответствии с Приказом «Об организации государственного тестирования по русскому языку».

Для высококвалифицированных специалистов

Упрощенная процедура, длящаяся до 6 месяцев, также предусмотрена для представителей профессий (в основном медицинских и технических), включенных в специальный Перечень, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты.

По программе переселения соотечественников

Гражданство в срок до 3 месяцев можно получить по Программе содействия переселению соотечественников.

В соответствии с Федеральным Законом «О Государственной Политике», соотечественники – это не только проживающие за рубежом граждане России.

К их числу также относятся проживающие за рубежом лица, относящиеся к народам, которые исторически проживали на территории РФ, их потомки, а также лица, сделавшие выбор в пользу культурной, духовной и правовой связи с Россией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ.

Остальные случаи

Во всех остальных случаях срок по упрощенной процедуре составит до 6 месяцев (о том, какой перечень документов нужен для получения гражданства РФ в упрощенном порядке, читайте ).

Внимание! Кроме вышеперечисленных случаев, льготные условия закреплены для лиц, получивших образование в РФ после 1 июля 2002 и официально трудоустроенных в России в течение 3 лет.

Процедура упрощается также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории России не менее 3 лет, если при этом сумма уплаченных сборов и составила не менее 1 млн. рублей, а кроме того, для инвесторов, чья доля в уставном капитале крупного российского юридического лица составила не менее 10 процентов непрерывно в течение 3 лет.

Ветераны ВОВ, имеющие в прошлом гражданство СССР, в соответствии с ч.5 ст. 14 Закона о Гражданстве, освобождаются от необходимости получения ВНЖ, подтверждения средств к существованию, отказа от имеющегося гражданства и проверки уровня русского языка.

Для недееспособных лиц ч. 6 статьи 14 устанавливает упрощенную процедуру, если над ними установлена опека или попечительство гражданина РФ, либо же лицо помещенное под надзор в специальную организацию на территории России.

Итак, в соответствии с конкретным случаем, срок принятия решения по заявлению сократится до 3 или 6 месяцев. А с процедурой получения гражданства может ознакомить Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *