Решение об отставке правительства

У Путина такие же никчемные полномочия, как и у президентов Германии, Израиля?

Денис Иванов 7256 3 года назад кандидат географических наук (экономическая география)

Нет, конечно, полномочия Президента России намного шире, чем у его коллег из парламентских республик, таких, как Германия, Израиль или Индия. Хотя на бумаге у президентов этих стран могут быть очень широкие полномочия, фактически все ключевые решения принимают премьер-министры, которые несут ответственность не перед президентом, а перед парламентом. Это является основным признаком, отличающим президентскую республику от парламентской. С учётом того, что именно правительство возглавляет исполнительную ветвь власти и формирует бюджет страны, этот вопрос действительно имеет решающее значение.

Сам президент в парламентских республиках часто, хотя и далеко не всегда, избирается парламентом или коллегией выборщиков, в которую входят депутаты национального и региональных парламентов (сходство с коллегией выборщиков в США тут сугубо внешнее, т.к. в американской системе функция выборщиков чисто техническая, а выступать в их качестве членам Конгресса запрещено).

В конституциях парламентских республик обычно также присутствует положение, что президент действует «по совету правительства» или что премьер-министр визирует указы президента, тем самым фактически превращая главу государства в церемониальную фигуру (тут более чем уместна аналогия с королевой Великобритании). Президент России такими ограничениями не связан.

Одним из важнейших полномочий Президента России является право вето на законопроекты, принятые Государственной Думой и Советом Федерации. В России (как и, например, в США) президентское вето преодолеть сложно: необходимо второй раз принять законопроект уже не простым большинством, а двумя третями голосов каждой палаты парламента. В парламентских республиках право вето обычно преодолевается простым большинством в парламенте (или в каждой из палат, если парламент двухпалатный), то есть по той же процедуре, что и принятие закона в первый раз. Даже у президента Франции, который считается одним из самых сильных в Евросоюзе, право вето только такое; к тому же, он может употребить его только с согласия премьер-министра.

Россия не относится к классическим президентским республикам, как США и почти все латиноамериканские страны, где президент по должности является главой правительства (отдельного премьера-министра там нет). В то же время, на практике правительство в России несет ответственность именно перед президентом. Скажем, в 90-е Дума у нас была находилась в острой оппозиции Ельцину, но премьерами всё равно становились его креатуры, а Дума их покорно утверждала, т.к. не желала досрочного роспуска, который может объявить Президент в случае, если предложенная им кандидатура премьера отклонена Думой три раза. Также Президент может уволить председателя правительства в любой момент по своему усмотрению, а Думе для этого необходимо провести сложную и долгую процедуру вотума недоверия, которая тоже может завершиться досрочным роспуском.

Для сравнения, во Франции, форму правления которой часто сравнивают с российской, нормальной является ситуация, когда пост президента занимает, например, правый политик, а большинство в нижней палате парламента и пост премьер-министра контролируют левые (сейчас эта ситуация стала менее вероятной, т.к. срок полномочий президента в 2002 году был сокращен с семи до пяти лет, и президентские выборы проходят в один год с парламентскими).

На практике выбор формы правления в немалой степени определяется историческими и географическими факторами: например, страны под сильным влиянием США (Латинская Америка, Филиппины, отчасти Южная Корея) приняли за основу американскую модель президентской республики, а Ирландия, Индия, Пакистан, Сингапур явно ориентировались на британский образец (т.н. Вестминстерскую систему), только наследственного монарха, который «царствует, но не правит», заменили на президента. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы после крушения коммунизма выбрали модель парламентской республики, как в Германии, часто с элементами смешанной республики по французскому образцу.

Если говорить о том, какая модель лучше, то, насколько я понимаю, большинство политологов склоняется к парламентской системе, но вряд ли эта разница так уж существенна. Во всяком случае, и среди президентских, и среди парламентских республик можно найти примеры как процветающих и стабильных демократий, так и несостоявшихся государств или диктатур с демократическим фасадом (хотя диктаторы обычно переписывают конституцию с целью усиления роли президента).

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Статья 149
1. В соответствии со статьей 117 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

2. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации вносится в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проекта постановления Государственной Думы и списка депутатов Государственной Думы — инициаторов выражения недоверия Правительству Российской Федерации. В списке указываются наименования фракций и (или) номера одномандатных избирательных округов, проставляются дата и личные подписи депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792).

4. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего предложения (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

Статья 150
1. Председатель Правительства Российской Федерации, а в его отсутствие один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, исполняющий его обязанности, вправе выступить на заседании Государственной Думы с заявлением в связи с внесенным предложением о выражении недоверия Правительству Российской Федерации.

2. В ходе обсуждения предложения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации депутаты Государственной Думы задают вопросы Председателю Правительства Российской Федерации и другим членам Правительства Российской Федерации, высказываются за выражение недоверия Правительству Российской Федерации или против этого; преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. Председатель Правительства Российской Федерации или заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, исполняющий его обязанности, получает слово последним.

4. В ходе обсуждения Председатель Правительства Российской Федерации и другие члены Правительства Российской Федерации могут получать слово для справки, но не более трех минут.

5. Обсуждение прекращается по предложению об этом, одобренному большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании.

6. Если в ходе обсуждения указанного вопроса депутаты Государственной Думы — инициаторы выражения недоверия Правительству Российской Федерации отзывают свои подписи и при этом численность депутатов Государственной Думы, внесших предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации, становится менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы, то вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации исключается из порядка работы палаты без дополнительного голосования.

Статья 151
1. Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается открытым или тайным (по решению Государственной Думы) голосованием.

3. Предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов, предусмотренного частью первой настоящей статьи.

Статья 152
В случае, если Президент Российской Федерации не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству Российской Федерации и Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, наступают последствия, предусмотренные статьей 117 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Статья 153
1. В соответствии со статьей 117 (часть 4) Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Такое представление Председателя Правительства Российской Федерации должно быть мотивировано, а текст представления подлежит немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы.

2. Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации во внеочередном порядке. Совет Государственной Думы вправе определить срок, необходимый для проведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. В случае, если Председатель Правительства Российской Федерации поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в период внесения либо рассмотрения депутатами Государственной Думы предложения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации, первым рассматривается предложение депутатов Государственной Думы о выражении недоверия Правительству Российской Федерации. В случае принятия Государственной Думой постановления о недоверии Правительству Российской Федерации и объявления Президентом Российской Федерации о несогласии с решением Государственной Думы представление Председателя Правительства Российской Федерации рассматривается по истечении трех месяцев со дня его внесения.

Статья 154
1. Обсуждение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, поставленного Председателем Правительства Российской Федерации, проводится в порядке, установленном настоящей главой Регламента. Решение о доверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, результаты голосования оформляются постановлением.

2. Если решение, упомянутое в части первой настоящей статьи, не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству Российской Федерации.

3. Если ни одно из решений, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, не принято, рассмотрение вопроса прекращается.

Статья 117 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 117 Конституции РФ гласит:

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 117 КРФ

1. Изложенное в комментируемой части право Правительства РФ может осуществляться им в любое время. Никаких специальных оснований для этого не требуется.

Систематический анализ конституционных положений приводит к заключению, что решение об отставке Правительства может принять единолично его Председатель. Поскольку остальные члены Правительства назначаются и освобождаются от должности по предложению его Председателя, назначение или отставка любого из них не означает и не влечет отставки Правительства. Даже если в отставку подадут все они, Председатель может предложить Президенту РФ новые кандидатуры на соответствующие должности, и Правительство будет продолжать считаться существующим. Напротив, если Председатель выбудет по какой бы то ни было причине, Правительство подлежит сформированию заново. Это положение содержится в ч. 4 ст. 7 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; с изм. и доп.).

Если Президент примет отставку Правительства, то тогда он должен определить и представить Государственной Думе нового его главу в соответствии со ст. 111 Конституции (см. комм. к ней). Если же отклонит отставку, то возникнет ситуация, в которой надо разобраться. Трудно себе представить, чтобы не желающий оставаться на своей должности Председатель Правительства работал плодотворно. И вообще никого нельзя заставлять занимать должность против его воли.

Правительство, скорее всего, может подать в отставку по своей инициативе (вероятнее, по инициативе Председателя) в случае какого-то расхождения между ним и Президентом, а также между Председателем Правительства и руководителями федеральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с ч. 1 ст. 32 ФКЗ о Правительстве РФ назначаются непосредственно Президентом (это руководители органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и их заместители). Если Президент отставку принимает, то, следовательно, он имеет намерение назначить нового Председателя, с которым, предположительно, расхождений не предвидится. Напротив, если отставка отклоняется, это может лишь значить, что Президент желает сохранить данного Председателя Правительства и найден какой-то компромисс, позволяющий Правительству под руководством Президента работать дальше. В противном случае отклонение отставки Правительства выглядело бы бессмысленным.

Конечно, нельзя исключать и такие мотивы для отставки, как усталость и просто нежелание в дальнейшем заниматься данной деятельностью.

Впрочем, на практике в период действия Конституции РФ таких отставок Правительства не было.

2. Комментируемая часть регулирует другую ситуацию, чем предыдущая, в чем-то даже противоположную ей, а именно устанавливает право Президента РФ по своему усмотрению в любое время отправить Правительство в отставку. Здесь также не требуется никаких специальных оснований. И никакому обжалованию и оспариванию такое решение Президента не подлежит, вопреки тому что сказано в ч. 2 действующей редакции ст. 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (см. комм. к ч. 1 ст. 111).

Согласно ч. 3 этой статьи, Президент уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения.

Б.Н. Ельцин в бытность свою Президентом РФ неоднократно пользовался данным правом и отправлял Правительство в отставку. Это имело место в последний период перед собственной отставкой, когда он подбирал кандидатов на свое место и испытывал их на должности Председателя Правительства. Президент В.В. Путин прибегнул к этой мере в марте 2004 г. перед окончанием своего первого срока пребывания в должности, но это вряд ли был поиск кандидата в преемники, поскольку очевидно было, что предстоит второй срок собственного президентства. Здесь, видимо, сказались политические расхождения с тогдашним Председателем Правительства М.М. Касьяновым.

3. В комментируемой части регулируется институт, именуемый обычно парламентским вотумом недоверия правительству. Это одна из парламентарных черт той формы правления — смешанной республики, которая установлена действующей Конституцией. Правда, у нас, в отличие от зарубежных государств с парламентарными и смешанными формами правления, реализация последствий вотума недоверия усложнена.

3.1. Выражение недоверия Правительству РФ, о котором говорится в первом предложении комментируемой части, означает принципиальное несогласие Государственной Думы с правительственной политикой вообще или по какому-то весьма важному вопросу и невозможность дальнейшего ее взаимодействия с Правительством.

Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) урегулировал процедуру выражения недоверия Правительству РФ в гл. 18 (см. комм. к п. «б» ч. 1 ст. 103).

3.2. Второе предложение комментируемой части посвящено принятию Государственной Думой решения по вопросу о недоверии Правительству. Голосование может быть по решению Государственной Думы открытым или тайным. Если «за» предложение о выражении недоверия Правительству подано менее 226 голосов, оно считается отклоненным.

3.3. Третье предложение комментируемой части обязывает Президента сделать выбор между двумя альтернативными решениями:

— согласиться с Думой и отправить Правительство в отставку;

— не согласиться с Думой и сохранить существующее Правительство.

Этот выбор Президент делает исключительно по собственному усмотрению. Разумеется, при этом он должен просчитать политические последствия того или иного решения, особенно с учетом положения, которое содержится в четвертом предложении комментируемой части.

3.4. Предусмотренный четвертым предложением комментируемой части трехмесячный срок начинает течь со дня, следующего за днем, когда Государственная Дума проголосовала «за» недоверие Правительству. Если повторное выражение Думой недоверия Правительству будет иметь место в рамках этого срока (оно может состояться и на следующий день после первого вотума недоверия), наступают последствия, предусмотренные данной нормой, — Президент принимает одно из следующих решений:

— отправляет Правительство в отставку;

— распускает Государственную Думу. Хотя о новых выборах в данной норме не сказано, они должны быть назначены в соответствии с ч. 2 ст. 109 Конституции (см. комм. к ней).

На практике вотума недоверия Правительству РФ не было.

4. В комментируемой части урегулирован похожий, но все же иной институт, чем в ч. 3. Если там речь шла о вотуме недоверия по инициативе самой Государственной Думы, то здесь речь идет об отказе в доверии в ответ на требование Правительства выразить его. Этот институт представляет собой инструмент Правительства для давления на Государственную Думу в случаях, когда Правительство добивается, чтобы Государственная Дума приняла определенный федеральный закон или иное государственное решение.

4.1. Первое предложение уполномочивает Председателя Правительства РФ на постановку перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству. На практике вопрос о доверии ставится в тех случаях, когда выраженный или молчаливый отказ палаты принять закон или иное решение препятствует Правительству проводить ту политику, которую оно считает необходимой. Если вопрос о доверии увязан с находящимся на рассмотрении в палате конкретным проектом, то принятие проекта означает выражение доверия, и, наоборот, отклонение проекта означает отказ в доверии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Равным образом голосование «за» доверие означает вместе с тем принятие правительственного проекта, в связи с которым был поставлен вопрос о доверии, а недобор голосов за доверие равносилен отклонению этого проекта (см. комм. к п. «б» ч. 1 ст. 103).

4.2. Отказ в доверии Правительству, о котором говорится во втором предложении комментируемой части, имеет место в случае, если при голосовании по вопросу Правительства о доверии «за» доверие не получено большинства голосов общего числа депутатов, т.е. хотя бы 226 голосов. То же самое имеет место, как упомянуто выше, если такое большинство голосов не было подано «за» проект, с которым Правительство связало вопрос о доверии. Такова мировая практика, и такая идея закладывалась в конституционный текст. Она содержалась и в первоначальной редакции первого Регламента Государственной Думы, согласно которой непринятие установленным абсолютным большинством голосов решения о доверии Правительству означало, что Государственная Дума отказывает в доверии Правительству. Она была позднее изменена и по сути воспроизведена в действующем Регламенте. Смысл регулирования данного института действующим Регламентом Государственной Думы заключается в том, чтобы освободить Государственную Думу от угрозы ее досрочного роспуска в случае ее отказа в доверии Правительству (см. комм. к п. «б» ч. 1 ст. 103). Но такое регулирование противоречит смыслу конституционного института вопроса о доверии.

Предусмотренный комментируемой частью 7-дневный срок должен бы отсчитываться со дня, следующего за днем, когда при голосовании в Государственной Думе вопроса о доверии Правительству (или о принятии проекта, с которым Правительство связало вопрос о доверии) в пользу доверия (или проекта) не было получено хотя бы 226 голосов. По истечении этих 7 дней Президент обязан принять одно из следующих решений:

— отправить в отставку Правительство;

— распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

В принципе вопрос о доверии Правительство может поставить и в связи с проектом, для принятия которого требуется квалифицированное большинство голосов в Государственной Думе, например в связи с проектом федерального конституционного закона. В этом случае отказ в доверии будет фактически иметь место, если проект получит менее 300 голосов депутатов.

5. Комментируемая часть имеет задачей не допустить ситуации, когда исполнительная власть хотя бы на какой-то период времени оставалась без руководства со стороны Правительства. Здесь, правда, следует иметь в виду, что Правительство в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства по поручению Президента. В случае сложения полномочий поручение должно исходить уже от новоизбранного Президента, который вообще-то может и не воспользоваться услугами прежнего Правительства, а сразу назначить новое, получив согласие Государственной Думы на кандидатуру нового Председателя Правительства. Согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ о Правительстве РФ, в случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.

Остается неясным вопрос, с какого момента Правительство считается сформированным. В некоторых зарубежных странах это момент, когда Правительство принесло присягу. У нас присяга Правительства пока что не предусмотрена, и никакой другой момент ни конституционно, ни законодательно не определен. Здесь, следовательно, возможны разные варианты: назначение последнего федерального министра, назначение большинства федеральных министров и даже назначение только Председателя Правительства.

Отставка Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Правительства в результате его отставки

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Правительства в результате его отставки. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ:

1) Правительство может по собственному решению, принятому коллегиально, подать в отставку. Отставка Правительства принимается или отклоняется Президентом;

2) Президент может по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы.

В случае отставки Правительства, при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом Правительство продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового состава Правительства.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства вправе подавать заявления об отставке. По предложению Председателя Правительства Президент вправе освободить от должности любого члена Правительства. Президент может освободить от должности Председателя Правительства. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *