Региональный оператор

Содержание

Закон о региональном операторе по обращению с отходами

В результате своего существования в местах где проживает или трудится, человек порождает огромное количество мусора, создающего многочисленные и серьезные проблемы.

В наше время это потребовало дополнительного законотворчества Российской Федерации в части:

  • Выделения наиболее объемной группы отходов, образующейся в местах проживания людей и приравненных к ним зонах, они теперь называются твердые коммунальные отходы (ТКО).
  • Внести в перечень коммунальных услуг сбор, складирование, переработку, которые оказывает региональный оператор твердых отходов коммунально-бытового типа (мусорный утилизатор).

Что такое регионный мусорный оператор

В соответствии с законом Федеративной России «Об отходах потребления и производства» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (в редакции от 25.12.2018 г.) любое юридическое лицо может стать, регионным утилизатором в части деятельности, включающей полный оборот мусора при выполнении следующих условий:

  • Это лицо осуществляет свою деятельность в РФ и зарегистрировано не её территории.
  • Имеет опыт, оборудование, подготовленный персонал для работы с твердыми отходами коммунально-бытового типа.
  • Располагает государственной лицензией, разрешающей сбор, перевозку, сортировку, подготовку, очистку, обезвреживание, размещение, складирование отходов и мусора.

На площади субъекта-региона Федерации в зависимости от местных условий может действовать один или несколько операторов-утилизаторов по сбору мусора.

Реестр регионных операторов-сборщиков отходов

Под реестром подразумевается государственная Единая система информации и учета отходов от использования товаров — ЕГИС УОИТ.

Она создана для:

  • Информационного обслуживания утилизационно-отходной деятельности отходов, контроля исполнения и экономического поощрения.
  • Информационного обеспечения органов власти Федерального уровня, местного самоуправления, заинтересованных предпринимателей, экологических организаций и обычных граждан, озабоченных данной проблемой.

Функции и обязанности регионного мусоросборщика-оператора

Вот что гласит закон о регионном операторе по обращению с отходами в статье 24.6. Региональный оператор осуществляет весь комплекс сбора, перевозки, сортировки, подготовки, очистки, обезвреживания, размещения и складирования твердых бытовых отходов (ТБО) и ТКО. В процессе непосредственного осуществления своей лицензионной миссии он подбирает (назначает) местных мусоросборщиков коммунально-бытовых отходов твердого типа и делегирует им часть своих обязанностей. На него возлагается осуществление задач, изложенных в Федеральном законе «Об отходах потребления и производства» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (в редакции 25.12.2018 г.).

Нужно обратить внимание, что ответственность за принятый мусор наступает с момента его погрузки в мусоровоз. До этого момента отходы принадлежит его собственнику или владельцу контейнерной площадки, фактически принявшему его на хранение до момента вывоза.

Кроме вывоза и правильного складирования и вывоза мусора, в обязанности местного мусорособирателя входит выявление и создание условий для ликвидации незаконных свалок. Для этого определяется собственник такого участка и ему выдается предписание об уничтожении свалки на его территории.

Важно! При отказе неучтенный незаконный мусор убирает сам регионный мусоросборщик, а средства за его утилизацию требуются в суде с владельца участка, допустившего у себя незаконную свалку.

В настоящее время осуществляется переход на собирание мусора по раздельности. Организацией занятий по этой деятельности также должен заниматься единый оператор по обращению с отходами твердого коммунально-бытового типа.

Виды отходов мусора, с которыми работает Регионный оператор-утилизатор

К коммунальным твердо-бытовым отходам относят:

  • Мусор, накапливающийся в жилье от деятельности физических лиц, а еще товары и предметы, выработавшие свой ресурс или пришедшие в негодность после домашнего использования.
  • К ним же относятся и рабочие отходы юридических лиц и предпринимателей-индивидуалов, когда они по свойствам и составу похожи на ТКО в жилых помещениях.

Исчерпывающий список (перечень бытовых твердо-коммунальных отходов) разработан и утвержден соответствующими имеющими юридическую силу приказами и письмами Росприроднадзора РФ.

Должны ли частные домовладельцы (жители частного сектора) заключать договор с регионным мусоросборщиком-оператором

В соответствии с ныне действующим законодательством РФ, вывоз коммунальных твердо-бытовых отходов – это услуга, которая является обязательной для жилых домовладений без учета зависимости от формы их собственности. Такой договор должен заключаться или напрямую, или через посредника, например, управляющую компанию. При отсутствии в шаговой близлежащей доступности контейнерной площадки, собственники жилья в домах должны обратиться к регоператору с требованием о ее создании и обустройстве.

Что должны делать собственники коммунальных твердо-бытовых отходов после выбора регионного оператора-утилизатора и с кем нужно заключать договор по мусороообращению

Собственно, Федеральное законодательство РФ налагает на первоначальных собственников, породившие своей деятельностью коммунальные твердо-бытовые отходы, такие обязанности:

  • Заключение с утилизатором договора на мусоровывоз.
  • Оплата этой услуги по установленным единым тарифам.

Основание для осуществления регионным мусоросборщиком-утилизатором своей деятельности

На положениях закона Федеральной России «Об отходах производства и потребления» 458-ФЗ от 29.12.2014 года орган областного самоуправления вырабатывает правила для регионного оператора-мусоросборщика, которыми тот должен руководствоваться и осуществлять свою деятельность при заключении требуемого договора на сбор, обслуживание мусора и его утилизацию. Обычно в договоре подробно расписываются работы, порученные исполнителю, сроки, стоимость, ответственность и обязательства сторон. Правила сбора отходов включаются в такой договор, как неотъемлемая его часть.

Автоматизация системы контроля и учёта коммунальных твердых отходов

После начала деятельности, региональному оператору для повышения эффективности и безопасности рекомендуется автоматизировать контроль и учёт сбора и обработки отходов. Систему приводят в полностью совместимый вид с государственной Единой системой информации и учета отходов от использования товаров — ЕГИС УОИТ. Для организации этой работы применены как собственные разработки, так и готовые решения, имеющиеся на рынке.

Кто должен содержать контейнерные площадки и проводить на них уборку

Закон на этот счет утверждает, что площадку с контейнерами для мусора содержит владелец участка. Это может быть ТСЖ, управляющая компания или подразделение местного органа самоуправления.

К деятельности по содержанию мусороконтейнерных площадок относятся:

  • Изготовление твёрдого покрытия из бетона или асфальта, обеспечивающее эффективную уборку, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, дезинфекцию, дератизацию и т.д..
  • Содержание в исправном состоянии пластиковых и металлических контейнеров для мусорного сбора.
  • Организация ограждений, препятствующих растаскиванию мусора по прилегающей территории бродячими животными.

Если собственник земельного участка не установлен — обязанности по содержанию перекладывается на оператора отходов коммунального типа вплоть до его установления или назначения.

Оператор по вывозу мусора и обращению с ТКО: кто ОН и что должен делать

Ключевое изменения 2019 года: стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключили из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Сама услуга «обращение с ТКО» перешла из разряда жилищных в коммунальные. Теперь за неё отвечает не ЖКХ, а региональный оператор по вывозу мусора и обращению с ТКО/ТБО.

В его ответственность входят все виды работ в субъекте, которые происходят с отходами — начиная от сбора до их переработки.

Кто такой региональный оператор

Статус регионального оператора может получить юридическое лицо — организация, которая победила в конкурсном отборе.

Правила конкурса содержатся в постановлении Правительства РФ от 5 сентября 2016 г.

Там сказано, что оператора выбирает специальная комиссия (в неё не должны входить родственники и партнёры организации-конкурсанта). Как правило, за 20 дней до проведения отбора, необходимую документацию размещают на сайте torgi.gov.ru и указывают нюансы участия в конкурсе.

Чтобы стать региональным оператором, участник конкурса должен соблюдать следующие требования:

  • иметь госрегистрацию в России и лицензию для работы с отходами 1-4 классов опасности;
  • не быть банкротом;
  • не нарушать административный кодекс;
  • не иметь задолженностей по налогам и штрафам за предыдущий календарный год;
  • руководство и бухгалтеры не должны быть судимы.

Заявки на конкурс подают в закрытом конверте. Победителя определяют голосованием, комиссия учитывает стоимость и качество услуг, которые готова предоставить компания-оператор.

В каждом субъекте свои региональные операторы, в больших городах их несколько. Компании выбирают на 10 лет. Их работу контролируют местные власти, если оператор плохо выполняет свои обязанности, компанию могут оштрафовать или отозвать статус.

Функции и услуги регионального оператора

Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:

  • Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
  • Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
  • Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
  • Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
  • Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
  • Обеспечить раздельный сбор мусора
  • Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
  • Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
  • Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
  • Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.

Как заключить договор с оператором

О том, что в доме появился региональный оператор, жильцы узнаю, получив уведомление. Компания должна разослать оповещения жителям в течение месяца после того, как получила статус оператора. В документе сказано о необходимости заключения договора.

Далее, жилец должен направить компании заявление и документацию. В пакет документов входят свидетельство права собственности и бумаги, в которых указана площадь жилья и количество прописанных человек. Если понадобятся дополнительные документы — жильца оповестят.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! В течение двух недель компания-оператор должна рассмотреть документы, после чего заключить договор.

Правила заключения договора между жильцами и оператором закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

ВАЖНО! Если у потребителя ранее был заключен договор на сбор и вывоз мусора с другой компанией (не оператором), ему нужно заключить новый договор с компанией оператором. Старый договор, согласно п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ считается недействительным.

Если жилец отказывается заключать соглашение с компанией, он все равно будет платить, поскольку договор и без него всё равно заключат в типовой форме и установят цену за «мусорные услуги» на своё усмотрение.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая компания или ТСЖ, договор с региональным оператором заключают они.

Как формируются тарифы

Тарифы на вывоз мусора устанавливает компания-оператор, но регулируют стоимость региональные власти.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! Тарифы сильно «скачут» по регионам, так жители Воронежа платят 165 рублей за человека, в Карелии — 93 рубля, в Волгограде — 114 рублей, а в Дагестане — 29 рублей.

Цена складывается из расходов на заключение договоров, транспортировки, сбытовых расходов, обработки, обезвреживания и захоронения. Этап транспортировки самый дорогостоящий.

Актуальные тарифы для своего региона лучше проверить на сайте местных администраций.

Чтобы проверить, нет ли ошибок при расчёте, можно пользоваться той же формулой, которой пользуется счётный отдел регионального оператора.

E * (F/G)*A, где

  • E — число человек, которые постоянно или временно живут в квартире либо площадь помещения;
  • F — норма накопления ТКО за год;
  • G — 12 месяцев;
  • A — стоимость услуги.

Сумма оплаты за услугу по сбору и вывоза мусора зависит от того, по каким критериям в регионе рассчитывается тариф: по числу проживающих в квартире или по площади жилья.

ВАЖНО! Поскольку услуга «обращение с ТКО» теперь коммунальная, тарифы будут индексироваться (то есть повышаться) 1 января и 1 июля каждого года.

Можно ли оспорить повышение тарифов и кому жаловаться

Если потребитель считает, что ему неверно посчитали стоимость услуги по вывозу мусора, он может пожаловаться в Управляющую компанию.

ВАЖНО! Перерасчета также можно требовать если жильцы отсутствовали в квартире более 5 дней.

Установленной формы для претензии нет, в документе нужно указать свои данные, данные регионального оператора, суть жалобы.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! Для перерасчёта могут понадобиться дополнительные документы. Например, если насчитали больше из-за количества прописанных: в квартире прописан один, а посчитали за троих. Соответствующую подтверждающую справку нужно взять в МФЦ.

В управляющей компании её должны рассматривать в течение трёх дней (Постановлением Правительства №416).Если претензию проигнорировали, следует идти с жалобой в региональную Госжилинспекцию.

Также потребитель имеет право проверить справедливо ли определили норматив накопления. Это можно сделать в местной администрации, запросив данные о результатах замеров и экономическом обосновании норматива. Если выяснятся нарушения, норматив можно оспорить в прокуратуре или ФАС.

Если потребитель в принципе считает, что тариф в регионе завышен, нужно обращаться в Федеральную антимонопольную службу, прокуратуру или суд. Но для этого нужно быть подготовленным и приводить юридически обоснованные факты, чтобы зря не тратить время на разбирательства.

20 основных вопросов и ответов о реформе по обращению с твердыми коммунальными отходами

В 2017 году Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента в сфере регулирования обращения с отходами. Основной пункт документа, появившегося в завершении Года экологии, – создание отрасли замкнутого цикла по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

1. Что такое ТКО?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твердых коммунальных отходов.

2. Кто такие региональные операторы?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но еще обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить.

3. Зачем эта реформа обращения с ТКО?

Главная цель — стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Ни для кого не секрет, что во многих деревнях мусор зачастую даже не вывозили. Либо выгружали его в ближайшем лесу или овраге. Это привело к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми было практически невозможно. Уберешь, а через год она опять на том же месте! Теперь же такого быть не должно. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень.

Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился еще и такой пункт, как обработка ТКО. Захоранивать вторичное сырье – а это лом и отходы металлов, бумага и картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые, по сути, не являются коммунальными, но все равно попадают в обычные контейнеры. Речь идет, к примеру, о батарейках, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.

Стоит отметить, что при расчете тарифов регоператора учли и то, что в результате сортировки получается продукт: вторичное сырье, которое можно реализовать. Поэтому тариф регоператора уменьшен на всю прибыль, которую он может получить от продажи отобранного пластика, картона, металла и пр.

Национальный проект «Экология», который реализуется в рамках майских указов Президента России Владимира Путина, предполагает, что к 2024 году на переработку должно направляться не менее 60% ТКО.

4. На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?

Региональные операторы осуществляют свою деятельность на основании Соглашений об организации обращения с ТКО на территории Ульяновской области, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области.

Необходимо отметить, что региональные операторы в Ульяновской области предоставляют банковскую гарантию своей деятельности. В случае невозможности качественно оказать услугу, они рискуют потерять десятки миллионов рублей.

5. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

6. Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?

Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию. Цена на услугу регионального оператора определяется Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

Тариф на услугу по обращению с ТКО формируется из целого перечня: это сбор, транспортирование, захоронение отходов, к которым с 2019 года также добавляются сортировка, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), 20% налог на добавленную стоимость (НДС), а также сбытовые расходы оператора, то есть расходы на заключение договоров, работу с клиентами и т.д. Прибыль регоператора, обслуживание банковской гарантии, а также затраты на выставление контейнерного парка в Ульяновской области в тариф не включены.

При этом НВОС и НДС – это новые для мусорной отрасли платежи, которые перечисляются в бюджет РФ через регионального оператора. Таким образом, они не идут непосредственно на организацию сбора и вывоза ТКО. Если раньше население плату за НВОС не вносило, то теперь такие требования – платить за каждую тонну коммунальных отходов не зависимо от того, кто их образовал, – появились в федеральном законодательстве.

7. Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

8. На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).

Соответственно, в квитанции на оплату эта услуга будет вынесена отдельной строкой.

9. Будет ли вычеркнута «плата за вывоз и утилизацию ТБО» из строки «ремонт и содержание жилья»?

Да, несомненно. С 01.01.2019г., когда начнет работать Региональный оператор, нагрузка по расходам на вывоз и утилизацию бытовых отходов снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно на эту сумму должно произойти снижение платы по строке «ремонт и содержание жилья». Население не должно платить за одну и ту же услугу дважды!

10. Существуют ли льготы на услуги, предоставляемые региональным оператором?

Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Компенсационные выплаты предусмотрены для порядка 303 тысяч жителей Ульяновской области.

Компенсации от 50 до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан. Если раньше многодетные семьи платили по метражу в квартирах и по количеству проживающих в частных домах, то теперь они могут получить компенсацию на данный платеж до 100% суммы.

11. Когда региональный оператор начнет оказывать услугу?

Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа, утверждаемого Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, но не позднее 01.01.2019г.

12. В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.

13. Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа.

Кроме того, по ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок, запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.

14. Если у физического либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).

15. Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.

Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

16. Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

17. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

Контейнерную площадку для сбора ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

18. Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки. В Ульяновской области эта работа уже ведется.

19. Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.

20. Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?

В соответствии с Соглашением, в обязанности Регионального оператора вменено уведомление органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области и органа, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, осуществление действий по установлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, обеспечение сбора и транспортирования таких отходов в порядке определённом Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением № 1156. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты Регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото- и видеофиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно в течение тридцати дней, ее убирает Региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесенные расходы.

Блог

«Мусорная» реформа идет своим чередом уже не один год. С 01 января 2019 года полностью все регионы страны начали работать по-новому. Везде теперь есть новые ресурсоснабжающие организации (РСО) — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (РО по ТКО), а обращение с ТКО стало коммунальной услугой.

Спорным до начала этого года оставался вопрос о том, кто должен устанавливать, ремонтировать и производить замену контейнеров для ТКО на площадках, а также кто их должен оборудовать. Недавно в нашем блоге была опубликована статья об этом. Как видно из приведенной в ней судебной практики, суды ответственность за оборудование контейнерных площадок с контейнерами на них возлагали в большинстве случаев на органы местного самоуправления (ОМСУ). То есть, этот вопрос, не урегулированный до этого на законодательном уровне, уже требовал разрешения его в соответствующих нормативно-правовых актах (НПА).

Тот случай, когда придомовая территория оформлена надлежащим образом, а контейнерная площадка с контейнерами на ней является общим имуществом многоквартирного дома (МКД), мы рассматривать не будем. Нормативное урегулирование его содержится в Жилищном кодексе РФ (далее — ЖК РФ), Правилах содержания общего имущества и других НПА.

И вот с этого года, вернее, с 27 декабря 2018 года в НПА по обращению с отходами и жилищное законодательство внесены изменения, которые возложили напрямую обязанность приобретения, содержания, ремонта и замены контейнеров для ТКО на регионального оператора.

С 27 декабря 2018 года вступило в силу (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2019 г.) Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление 1572), согласно которому внесены изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся коммунальной услуги по обращению с ТКО и содержанию контейнерных площадок.

Указанным Постановлением 1572 внесены изменения в Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., № 491 от 13.08.2006 г., № 290 от 03.04.2013 г., № 484 от 30.05.2016 г.

С 01 января 2019 года Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Пунктом 1 ст. 8 Закона 89 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления (далее — ОМСУ) городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе и:

  • создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

  • определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Закона 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами (далее — Правила 1156), установлены следующие понятия:

  • «контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

  • «контейнерная площадка» — место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Также введены новые понятия Постановлением 1572:

  • «погрузка твердых коммунальных отходов» — перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;

  • «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

Пунктом 13(1) Правил 1156 установлено (норма вступает в силу с 01.01.2019 г.), что региональный оператор (РО) ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления (ОМСУ), уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее — Правила 1039).

Пунктом 3 Правил 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В жилищное законодательство в части обязанностей управляющей организации (УО) содержать контейнерные площадки и контейнеры для ТКО также внесены изменения.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491):

Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и:

  • д-1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;

  • д-2) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В настоящих Правилах понятие «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Ранее в Правилах 491 была установлена только обязанность «содержания мест накопления ТКО». В связи с внесенными изменениями теперь управляющие организации также должны содержать места накопления ТКО, однако просыпавшийся при погрузке мусор должен теперь убираться сотрудниками регионального оператора. Появилось понятие «место погрузки ТКО», которое УО убирать не обязана.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (далее – Перечень 290 / Правила 290).

В указанный НПА также внесены изменения в части работ, касающихся обращения с ТКО. Из пунктов 24 и 25 исключены обязательные работы по «уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома», изменен пункт 26(1), введен пункт 26(2).

Пункт 26 (1) Перечня 290: Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В настоящем перечне понятие «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Постановлением 1572 введен пункт 26(2), положения которого ранее содержались в пункте 26(1): организация накопления отходов I — IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

В законе так и не раскрыто понятие «организация мест накопления ТКО», а также неясно, почему организацией места накопления ТКО должна заниматься УО, когда в вышеприведенных нормах закона эта обязанность прямо возложена на ОМСУ. Наверное, правильнее было бы совсем исключить слово «организация» из приведенного пункта Перечня 290, оставив в ней только работы по «санитарному содержанию и уборке (или очистке) мест (площадок) для накопления ТКО».

Постановлением 1572 внесены также изменения в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее — Правила 484), в части включения в расходы РО по ТКО — затрат на приобретение, ремонт и содержание контейнеров для ТКО, а также на уборку мест погрузки ТКО.

Согласно п. 90 Правил 484, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов.

Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства, обязательства по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления ТКО, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов возложены на регионального оператора. Это является его прямой обязанностью в силу закона, которая должна осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа РО.

То есть, теперь возложение обязанности приобретения (ремонта, замены и т.д.) контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления, управляющие компании, ТСЖ и граждан является незаконным в связи с вышеуказанными изменениями в законодательстве по обращению с ТКО.

Резюмируя вышеизложенное, можно однозначно утверждать, что с 27 декабря 2018 года обязанности управляющей организации приобретать контейнеры для контейнерной площадки для сбора ТКО и организовать (оборудовать) контейнерную площадку действующее законодательство не содержит.

Хотя оно и раньше не содержало, но некоторые чиновники и судьи иногда превратно истолковывали законы. Управляющая организация обязана выполнять только работы по санитарному содержанию и уборке контейнерных площадок в соответствии с Перечнем 290, Правилами 491 и нормами иных НПА, а также договором управления.

Теперь у управляющих организаций на одну головную боль меньше, то есть, меньше судебных разбирательств, когда власть, ресурсники, надзорные органы и суды в очередной раз пытаются решить проблемы и пробелы в законе за счет них и при этом совершенно бесплатно, а названные наибеднейшие органы и организации опять (снова?) пытаются возложить на УО дополнительные обязательства без соответствующего финансового подкрепления.

Но для нового вида РСО — Регионального оператора по ТКО — мигом приняли изменения в закон, на основании которых в его тариф эти затраты заложили императивными (обязательными) нормами. И почему это уже не удивляет?

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» предоставляет юридические услуги. Штат профессиональных юристов помогут разрешить любой вопрос. Более подробная информация о сервисе по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

>Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО

С 2016 года в России проводится федеральная мусорная реформа. Главное изменение в сфере обращения с отходами – вывоз мусора стал считаться отдельной коммунальной услугой. В связи с этим управляющая организация, ТСЖ, либо собственники должны заключить договоры с региональными операторами.

Региональный оператор по обращению с ТКО – это организация, которая выполняет вывоз и утилизацию всех бытовых коммунальных отходов. Чтобы стать регоператорами, юридические лица должны получить соответствующую лицензию.

Организацию выбирает субъект путём конкурсного отбора. На территории региона может действовать один или несколько региональных мусорных операторов.

По данным инвестинфры в сентябре 2019 года на новую территориальную систему обращения с ТБО перешло 66 регионов РФ, ещё 7 субъектов перешли частично, в 12 субъектах переход отложен до 2020 года, в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе – до 2022 года

Статус регионального оператора организация может получить максимум на 10 лет. Лицензия на право деятельности у неё может быть отозвана в любое время, если на то есть основания.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКОтиповая формаОбразец заявки на заключение договора с регоператоромэксперты заполнили шаблон

Чем занимается региональный оператор

Российский региональный оператор имеет ряд функций, которые определены Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», а также Федеральным законом от 24.06.1988 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  1. Сбор, транспортирование, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов. У единого регионального оператора в подчинении имеются операторы по обращению с бытовыми отходами, именно они занимаются вывозом отходов с контейнерных площадок многоквартирных домов. Зона деятельности регоператора, места накопления и захоронения ТКО отражены в территориальной схеме обращения с ТКО. На схеме отмечена каждая контейнерная площадка, а также периодичность вывоза мусора, в зависимости от скорости наполнения контейнеров.
  2. Уборка мест погрузки мусора. Ответственность за мусор начинается у оператора с того момента, как он начал погружать его в мусоровоз. Всё, что выпало из контейнера в период погрузки, является упущением регоператора.

За состояние контейнерных площадок до момента погрузки ответственен собственник земли, на которой расположены контейнеры. Собственником может быть управляющая организация, ТСЖ, ТСН, либо орган местного самоуправления, если мусорная площадка или многоквартирный дом расположены на муниципальной территории.

  1. Устранение незаконных свалок. Федеральному региональному оператору поступает информация о наличии незаконного скопления отходоы. Специалисты выезжают на место нахождения свалки, фотографируют местность, замеряют объёмы, координаты, составляют акт и высылают предупреждение собственнику земли. Собственник обязан в течение 30 дней убрать мусор. Если этого не происходит, отходы убирает регоператор, а собственник в судебном порядке возмещает все затраты.
  2. Переработка отходов. К полномочиям регоператора относится обработка отходов на мусороперерабатывающих предприятиях. Также оператор должен отслеживать, чтобы мусор направлялся на переработку только на законные заводы или организации, если он сам не владеет такими.
  3. Обеспечение раздельного сбора мусора. В настоящее время происходит постепенный переход на систему сортировки бытовых отходов. Когда переходный этап завершится, организация деятельности по раздельному сбор мусора полностью перейдёт к региональному оператору.

Как заключить договор с регоператором по обращению с ТКО, узнайте из рекомендации экспертов справочной системы «Управление МКД»

Как выбрать регионального оператора по обращению с ТКО

Выбирают регоператора уполномоченные органы исполнительной власти на 10 лет. Открытый конкурс может быть проведён двумя способами:

  1. Двухэтапный механизм. Комиссия оценивает и сопоставляет заявки участников, выявляет лучшие предложения по стоимости и качеству услуг. Во втором этапе принимают участие лишь те организации, которые имеют объекты по обработке или обезвреживанию ТКО, либо владеют такими объектами на этапе строительства.
  2. Одноэтапная оценка заявок. Проводится, если второй этап не состоялся ввиду того, что ни одна из заявленных организаций не имеет объектов по обработке или обезвреживание ТКО.

После завершения отбора определяется, с какого числа регоператор может приступить к началу деятельности. До этой даты собственники жилых помещений, нежилых помещений в МКД обязаны заключить с региональным оператором по вывозу мусора соответствующий договор.

О том, как заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, а также как и когда исключить из состава платы за содержание общего имущества плату за вывоз ТБО, читайте в нашей рекомендации.

Цена за услуги оператора определяется, согласно утверждённому в регионе единому тарифу.

Какую информацию региональный оператор раскрывает в ГИС ЖКХ

Региональные операторы, как и другие коммунальные предприятия, обязаны опубликовывать информацию о своей деятельности в государственной информационной системе ЖКХ. Информация, обязательная для размещения, перечислена в 11 разделе Приказа Минкомсвязи России, Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр:

  1. Общие сведения: ОГРН, информация о руководителе, юридический и почтовый адрес, режим работы, контактный телефон, факс, электронная почта и т.д.
  2. Сведения о расчётах управляющих организаций и ТСЖ с регоператором, заключенные договоры;
  3. Информация о расчётах других потребителей с регоператором, заключенные договоры;
  4. Сведения о лицевых счетах по каждому помещению в многоквартирном доме;
  5. Сведения о качестве оказываемых услуг;
  6. Сведения о заключенных договорах между регоператором и операторами, осуществляющими вывоз ТКО;
  7. Информация о местах сбора коммунальных отходов;
  8. Сведения об ответах на поступившие обращения через ГИС ЖКХ;
  9. Информация о нормативах сбора ТКО и единых тарифах.

Кроме этого, региональный оператор несёт ответственность за обработку персональных данных, и обязан размещать их в закрытой части системы. Управляющие организации ответственны за обмен информацией с региональным оператором о собственниках и помещениях в МКД.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *