Разъехались после ДТП

Можно ли оформить ДТП через несколько дней

Большинство автомобилистов уверены в том, что оформление дорожно-транспортного происшествия занимает много времени. Кто-то знает это, потому что уже сталкивался на практике, а кто-то просто получил эту информацию в интернете.

Именно по этой причине у многих водителей возникает вопрос, можно ли оформить ДТП через несколько дней после аварии, когда на это появится свободное время?

Общие правила

После внесения изменений в правила дорожного движения, у всех автомобилистов есть возможность оформить дорожно-транспортное происшествие двумя способами: вызвать на место столкновения сотрудников ГИБДД или заполнить все необходимые документы самостоятельно.

Соответственно, теперь процедура фиксации факта автомобильной аварии в корне изменилась, в том числе, это касается и времени, затрачиваемого участниками ДТП на оформление происшествия.

Каждый автомобилист, который изучал правила дорожного движения, прекрасно знает о том, как правильно действовать после дорожно-транспортного происшествия. В частности, ему известно, что первое, что должен сделать водитель – оставить свое транспортное средство и ни в коем случае не трогаться с места.

Мнение эксперта Задать вопрос эксперту

Ограничение по времени фиксации нарушения придумано не случайно. Так, мгновенная фиксация позволяет:

  • сделать фото и видео места происшествия;
  • правильно зафиксировать детали и обстоятельства путем оформления письменных пояснений;
  • подтверждение причиненного вреда (нет риска, что через несколько дней сумма ущерба резко вырастет).

И, при правильном подходе участников, оформление ДТП занимает до 40 минут – 1 часа. Это не так и много, если проводимые действия помогут возместить ущерб.

Ответственность за оставление места ДТП

Если же автолюбитель не выполняет данное требование ПДД, сотрудник ГИБДД вправе привлечь его к ответственности исходя из норм Кодекса об административных правонарушениях. В частности, к такому водителю могут быть применены следующие виды санкций:

  1. Лишение водительского удостоверения на срок до полутора лет.
  2. Административный арест на срок до 15 суток.

Соответственно, водитель, который решил покинуть место дорожно-транспортного происшествия, не желая заниматься ее оформлением, может быть привлечен к достаточно серьезным мерам ответственности.

Приняв такое решение, автомобилист может или отправиться под арест, или стать пешеходом минимум на один год.

Так допускается ли оформление ДТП спустя несколько дней после аварии?

Случаи, когда вызов ГИБДД на место аварии обязателен

Если в результате дорожно-транспортного средства был причинен ущерб жизни или здоровью людей, то вызов сотрудников дорожной инспекции для оформления происшествия обязателен.

Поэтому водитель, оказавшийся участником такого столкновения, сразу же после остановки своего транспортного средства должен вызвать на место происшествия ГИБДД, скорую помощь, после чего дожидаться приезда экстренных служб.

Обстоятельства, когда необходимо уведомить полицию об аварии

В соответствии с требованиями правил дорожного движения, если в результате ДТП имел место только имущественный ущерб, то автомобилисты могут оформить документы о дорожно-транспортном происшествии самостоятельно.

По этой причине у каждого водителя должен быть с собой бланк Извещения о ДТП, который выдается каждому автовладельцу в страховой компании вместе с полисом ОСАГО.

Если у участников столкновения есть какие-либо разногласия относительно обстоятельств случившегося, виновника ДТП, перечня полученных повреждений, то им необходимо незамедлительно уведомить о дорожно-транспортном происшествии сотрудников полиции.

Дежурный уведомит о том, какие действия необходимо совершить, куда подъехать для оформления столкновения сотрудников ГИБДД (это может быть ближайшее отделение дорожно-постовой службы или отделение полиции).

Однако прежде чем водители покинут место ДТП, им необходимо сфотографировать его. Для этого достаточно сделать несколько снимков или фото-видеозаписей на мобильный телефон или любой другой гаджет, чтобы на них было видно:

  1. Положение транспортных средств относительно друг друга и крупных стационарных объектов.
  2. Разметку, дорожные знаки и светофор, расположенные по месту столкновения.
  3. Все повреждения транспортных средств, полученные ими в результате данного дорожно-транспортного происшествия (отвалившиеся части авто, следы от шин).

Помимо этого, документально должны быть зафиксированы личные и контактные данные автомобилистов и пешеходов, которые стали свидетелями этого ДТП.

Оформление европротокола

В соответствии с нормами правил дорожного движения, участники дорожно-транспортного происшествия могут оформить аварию и без привлечения сотрудников ГИБДД и полиции. Для этого водителям достаточно оформить Европротокол.

По Федеральному закону «Об ОСАГО», оформление данного документа допускается только в тех случаях, когда имеет место наступление сразу всех следующих условий:

  1. В дорожно-транспортном происшествии приняло участие только два транспортных средства. При этом стоит помнить о том, что авто (грузовое или легковое) с прицепом считается за два отдельных транспорта. Поэтому в случае оформления аварии, в которой приняло участие авто и машина с прицепом, европротокол будет считаться недействительным и пострадавший не сможет получить компенсацию за причиненный ущерб.
  2. Если у обоих водителей есть на руках действующие полиса обязательного страхования ОСАГО.
  3. Если в результате дорожно-транспортного происшествия никто из людей не получил повреждений.
  4. Если между участниками ДТП отсутствуют разногласия относительно того, кто является виновником автомобильной аварии, а также относительно повреждений, полученных транспортными средствами после столкновения.
  5. Если общая сумма ущерба в результате ДТП не превышает 50 тысяч рублей.

Правила оформления европротокола

Если все условия для оформления европротокола были соблюдены, а участники ДТП согласны оформить ДТП именно этим способом, они вместе заполняют бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Предварительно автомобилисты должны сфотографировать место автомобильной аварии со всех четырех сторон, чтобы в кадр попали номера обоих автомобилей, общая панорама дорожной инфраструктуры на месте столкновения.

Помимо этого, участники ДТП должны сделать фото всех повреждений на транспортных средствах, которые были получены в этом происшествии, отвалившихся деталей авто, осколков от зеркал или стекол.

После того, как водители нарисуют схемы ДТП, они могут убрать свои машины с дороги на обочину, чтобы не мешать движению прочих участников. Именно на этом этапе необходимо приступить к заполнению европротокола.

Еще один важный шаг – поиск свидетелей случившегося, запись из личных и контактных данных. Желательно взять с каждого письменные показания, чтобы на случай судебного разбирательства иметь доказательственную базу. Эти документы также потребуется и для предоставления страховщику, чтобы он убедился в том, что столкновение имело место.

Каждый водитель должен отвести свою часто страхового извещения в офис компании в течение 5 дней с момента происшествия, а также предоставить свое авто на осмотр в установленный страховщиком день и время.

Что делать, если страховые выплаты не нужны

В соответствии с требованиями пункта 2.6.1 правил дорожного движения, если участникам дорожно-транспортного происшествия не требуется получения страховой выплаты, они могут не оформлять ДТП.

При этом применение такого правила возможно только в тех случаях, когда в результате аварии пострадало только транспортное средство или иное имущество.

В таком случае виновнику ДТП необходимо взять с пострадавшего расписку, подтверждающую, что у него нет никаких претензий. В противном случае, позднее второй автомобилист может вызвать на место столкновения сотрудников ГИБДД, сообщить об аварии, и уведомить сотрудников правопорядка о том, что второй участник столкновения покинул место ДТП.

Оформление аварии должно производиться в день ДТП, или не производиться вообще. Если страховщик увидит, что документы о столкновении были оформлены не в день аварии, он может отказать в выплате страховки.

В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть осуществлено по Европротоколу. Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к аварийному комиссару. Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Если у участников аварии присутствуют разногласия, в происшествии пострадали люди, стороны не могут разобраться, кто является виновником случившегося, или в результате ДТП нанесли ущерб госимуществу, без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Водитель должен связаться с представителями уполномоченного органа, не покидая места аварии.

Порядок оформления ДТП по новым правилам в 2019 году

23 августа 2017 года МВД РФ утвердило новый Административный регламент. Он зафиксировал обязанности сотрудников ГАИ при оформлении аварии. Принятие нового регламента изменило порядок действий, который должны соблюдать представители ГИБДД, получив сообщение о ДТП. В частности, исчезла потребность в составлении справки о дорожно-транспортном происшествии.

Теперь документ отдельно не предоставляется. А правильное оформление ДТП сотрудниками ГИБДД по новому регламенту происходит по следующей схеме:

  1. Участник происшествия вызывает ГИБДД – для этого необходимо позвонить по телефону в отделение службы. В зависимости от мобильного оператора номер может меняться. Если водитель является клиентом Билайн, нужно позвонить по номеру 002; МТС, U-tel, ТЕЛЕ2 и Мегафон – 020; Skylink и Мотив – 902. Существует и общий номер, позволяющий вызвать полицию, скорую помощь, пожарных или спасателей. Для этого необходимо позвонить по номеру 112 (911 для абонентов Билайн). Плата за звонок не взимается. Вызвать вышеуказанные службы можно даже при отрицательном балансе.
  2. Прибыв на место происшествия, инспекторы ГИБДД обязаны осмотреть его, попытавшись учесть все детали аварии. Если требуется, площадка, на которой произошло ДТП, ограждается.
  3. Представители уполномоченного органа определяют количество пострадавших, оказывают им первую помощь, если требуется, и организовывают доставку раненых в медицинские учреждения. Инспектор имеет право остановить проезжающий мимо автомобиль и потребовать отвезти пострадавшего в больницу.
  4. Представитель ГИБДД определяет, кто является участниками аварии, и записывает личные данные водителей. Дополнительно выявляется наличие свидетелей. Если они присутствуют, осуществляется опрос. Показания и личные данные свидетелей записываются.
  5. Проводится фото- и видеосъемка места аварии и автомобилей.
  6. Если один из участников аварии скрылся, устанавливается вероятное направление движения, а также информация об автомобиле. Сведения незамедлительно передаются в дежурную часть.
  7. Производятся необходимые замеры. На их основании составляется схема ДТП.
  8. Осуществляется заполнение протокола. Документ предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с указанными сведениями, они проставляют подписи.
  9. Каждый из водителей сообщает свою версию произошедшего. Информация фиксируется в письменном виде.

Если в результате аварии никто не пострадал, один из водителей не отрицает своей вины, и госимущество не повреждено, сотрудник ГИБДД может зафиксировать только факт возникновения аварии. В этом случае документы не оформляются, однако участники ДТП должны будут посетить отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения для того, чтобы оформление аварии осуществила группа разбора. Такой порядок нередко применяется для того, чтобы пострадавшие в аварии автомобили не мешали движению других транспортных средств.

Если человек стал участником ДТП, ему предстоит пройти процедуру освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. В п.2 Постановления Правительства РФ №475 от 26.06.2008 говорится:

Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура может быть выполнена непосредственно на месте аварии. Для этого сотрудники ГИБДД предложат участникам аварии «подышать в трубку». Если требуется более серьезная проверка, водителей направляют в медицинское учреждение. Если по каким-либо причинам проверка на наличие опьянения не была осуществлена сразу, ее проведут позднее.

Документы для оформления ДТП

Факт происшествия должен быть зафиксирован документально. Если оформлением ДТП занимаются представители ГИБДД, они подготовят большую часть бумаг самостоятельно. Все действия будут осуществляться в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем же отражен перечень документов, которые должны быть заполнены. Документация оформляется в присутствии водителя и при его непосредственном участии.

Участники происшествия также обязаны подготовить ряд бумаг. На их плечи ложится заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии. Такое правило закреплено в статье 7 ФЗ №40 от 25.04.2002 – этот нормативно-правовой акт фиксирует порядок действий при оформлении аварии по ОСАГО.

Схема ДТП

Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны составить схему ДТП. Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:

  • место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
  • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
  • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.

Протокол осмотра места происшествия

Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.

Осмотр места происшествия осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:

  • действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
  • состояние дороги;
  • наличие дорожной разметки;
  • освещенность участка, на котором произошла авария;
  • тип перекрестка;
  • наличие светофора и его исправность;
  • наличие знаков;
  • иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.

Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.

Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.

Документы, предоставляемые участникам аварии

Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.

Представитель ГИБДД действует в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем отражен перечень документов, обязательных к заполнению, однако не указывается, какие бумаги инспектор обязан предоставить участникам аварии. Если выявлен факт наличия административного правонарушения, составляется протокол. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ. А вот о том, когда выдается протокол о ДТП, конкретно говорится п.6 ст. 28.2 КоАП РФ:

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.

Как быть со страховой

До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.

Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
  2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
  3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.

Сроки оформления ДТП в ГИБДД

На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

Отказ в оформлении

Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.

Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.

Задайте свой вопрос бесплатно

Получите ответ в течение 5 минут!

Спасибо, что задали вопрос!

Ваша заявка была принята и в ближайшее время с Вами свяжется наш юрист.

ДТП. Сами разъехались без ГАИ и без расписки.

В общем ситуация такая – ДТП с моим участием. Не рассчитал дистанцию и при торможении въехал в очень крутой джип Toyota, который стоял в конце пробки. Точной марки не помню. Из видимых повреждений: у меня – треснул передний бампер, у него – пару неглубоких царапин на бампере (у Toyota бампер не крашен).
Из Toyota вышел мужчина и спросил, почему я зазевался и что будем делать? Я сказал вызывать ГАИ – у меня мол ГО и даже доброволка… Он осмотрел свою машину и спросил надо ли мне ГАИ. Я ответил, что в принципе нет. Он предложил просто разъехаться, так как не может ждать часами ГАИ. Оценив ущерб и поняв, что у меня 99% что заберут права, я понял что проще разъехаться. У меня ремонта на 200-300 баксов, права потом дороже восстанавливать.
Далее – он попросил меня написать расписку, что я к нему претензий не имею. Я на листочке из блокнота написал — буквально: «Претензий за ДТП не имею. Дата. Фамилия. Мой госномер. Моя подпись». Он взял расписку и уехал. Я поехал за ним, так как была дорога одна, и видел что он не останавливался несколько км. Свидетелей нет, фотографий не делали.
Только потом понял, что лоханулся и не взял расписку с него – я в ДТП первый раз, опыта мало. Да еще и растерялся, что он с меня взял расписку, хотя должен был бы и я требовать расписку с него. Но после драки кулаками не машут. Позвонил в страховую и сказал, что так мол и так, было ДТП, но обращаться не буду так как дешевле ремонт сделать самому (из-за франшизы и угрозы лишения прав). Они записали ситуацию и сказали, что в принципе человек потом может подать на меня в розыск и в суд за сокрытие с места ДТП. Сказали обязательно вызвать ГАИ даже если я в другом месте, но опять для меня это значило бы остаться без прав. В общем, поехал я домой.

Вот теперь сижу и думаю, что может быть два варианта. Человек действительно забъёт на меня, так как у него повреждений меньше чем потенциальных хлопот, хотя это только видимые повреждения.А вот что делать, если он решит потом написать заяву, что я уехал с места ДТП, тем более что я написал ему расписку (доказательство, хоть и натянутое, моего присутствия на месте ДТП)?
С одной стороны, я могу сказать, что там не был и сказать что расписка не моя или моя но не для него, так как на расписке нету его госномера и марки машины. То есть сказать, что расписку я потерял, а он ее нашел, и могу даже взять расписку с коллеги с парковки под офисом, что ДТП было между нами. Правда, если начнут глубоко копать, могут выйти на страховую, и найти мой звонок, но я не думаю обращаться за выплатами.
С другой стороны, может лучше тогда уже не влазить во вранье, честно рассказать что и как было и ждать решения суда. Единственное для чего это нужно, чтобы страховая по ГО оплатила ему ущерб и не платить самому. Правда в таком случае мне еще придется отдаваться и за ДТП, и за уезд с места ДТП.
В общем, вопрос следующий: если вдруг дойдет дело до вызова в ГАИ, что делать – говорить что да ДТП было но сами добровольно разъехались, он мне расписку тоже дал что он претензий не имеет но я ее посеял? Или прикидываться дурачком и говорить, что да было ДТП но не с этой машиной и вообще, я потом потерял расписку, а он ее нашел.
Аргументированные советы приветствуются.
П.С. А может я пока слишком заморачиваюсь? Хотя лучше подготовиться заранее.

Скрытие покажет

Уезжать с места аварии даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия чревато лишением прав. Как ни странно, даже если у другой стороны нет к вам претензий, они остаются у государства.

Вот конкретный пример. Некто Дмитрий Олейник выезжал из двора на своей «Тойота Аурис». С ним случилась неприятность: он задел «Субару Форестер». Касание было незначительно: буквально уголок бампера чиркнул по уголку другого бампера. Дмитрий вместе с хозяином «Субару» осмотрел повреждения, которые даже обнаружить невооруженным глазом было сложно. Убедившись, что ничего страшного нет, они решили разъехаться. Дмитрий свою вину не отрицал, но очень спешил — у его ребенка был день рождения, нужно было успеть купить подарки. Оба водителя решили, что из-за таких мелочей беспокоить ГИБДД не стоит. А страховых бланков извещений о ДТП под рукой не оказалось. Поэтому они составили на бумажке схему ДТП, Дмитрий написал расписку, что претензий к водителю «Субару» не имеет, оставил свои координаты и паспортные данные и поехал по своим делам.

Однако водитель «Субару», у которого машина была застрахована по КАСКО, решил на всякий случай обратиться к своему страховщику. Тот настоял на вызове ГИБДД, а иначе претендовать на оплату ремонта этого повреждения по КАСКО даже не стоит. Через три часа на место происшествия приехали представители автоинспекции. Не обнаружив виновника, они завели на него административное дело как на оставившего место ДТП. А за это в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность: лишение прав на год-полтора или административный арест. И это решение выносит суд.

Дмитрий объяснял, что, если бы он хотел скрыться, не оставлял бы координат, данных паспорта и страхового полиса. Кроме того, второй участник аварии заявлял, что не имеет никаких претензий, но… претензии остались у государства.

Как пояснили «РГ» в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в правилах предусмотрено три сценария действия для аварии без пострадавших. Вызвать на место происшествия сотрудников ДПС, которые оформят ДТП. Самим зафиксировать на схеме положение транспортных средств и подъехать на ближайший пост для оформления происшествия. Третий вариант — это действовать в соответствии с законом и правилами ОСАГО. А они разрешают обойтись без ГАИ только при соблюдении довольно большого количества условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, если оба они застрахованы по ОСАГО, если при этом не пострадали люди, если у обоих участников ДТП нет разногласий в обстоятельствах происшествия, если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. А теперь самый важный момент: при этом оба участника должны заполнить извещение о ДТП и подписаться под ним. Только после этого участники аварии каждый со своим экземпляром могут разъехаться и никто к ним не сможет предъявить претензий, что они оставили место ДТП.

Это тот случай, которые в страховании называется упрощенная система выплат (Европротокол). К сожалению, ею не часто пользуются. Во-первых, согласие у водителей — довольно редкий случай, во-вторых, не всегда есть уверенность, что ремонт обойдется дешевле, чем в 25 тысяч рублей. А в КАСКО такой системы вообще не предусмотрено, поэтому у таких застрахованных вообще нет альтернативы, кроме оформления ДТП автоинспектором.

Надо сказать, что, несмотря на существование ОСАГО, при незначительных повреждениях многие водители стремятся разобраться, что называется, на месте. То есть заплатить, чтобы, с одной стороны, не терять времени, а с другой — при оформлении нового полиса обязательного страхования платить придется больше в полтора раза, с учетом коэффициента 1,5.

Однако такой расчет на месте может грозить тем, что вашу машину объявят в розыск, и, даже если у вас будет на руках расписка второго участника, что он к вам претензий не имеет, закончиться эта история может для вас однозначно — лишением прав.

Именно так она закончилась и для Дмитрия. Суд второй инстанции подтвердил решение мирового судьи, и Дмитрий лишился прав на один год.

Правозащитники считают, что это довольно суровое наказание за, казалось бы, нарушение, которое и нарушением сложно назвать. Это тот самый случай, когда дух закона подменяется его буквой. Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков предлагает переписать нормативные акты таким образом, чтобы предоставить право страховым компаниям решать, кого считать оставившим место ДТП.

Впрочем, вряд ли это решение удовлетворит всех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *