Пятидневка в школе закон

Из года в год ученики и родители в разных регионах России задают один и тот же вопрос – будет ли введена пятидневка в школах страны, и, судя по всему, в 2019-2020 году данная проблема будет стоять также остро, а дебаты между сторонниками и противниками учебы по субботам, не утихнут.

Предлагаем разобраться, почему на сегодняшний день во многих школах России не введена такая желанная для многих пятидневка, а также узнать, какой прогноз для решения данного вопроса в 2019-2020 году.

Растят рабов, а не ученых

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных школ, например, православных гимназий, где у детей вообще нет выходных. В субботу они учатся, а в воскресение их заставляют идти на воскресную службу в храм. Многие дети вместо радости это воспринимают как наказание.

Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы — дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки пятидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, знания иностранных языков и основного кругозора у выпускников.

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек получает высшее профильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.

В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству — налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят — стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность — сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю. Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решит эту проблему.

Так что о пятидневке в школах России в 2019 году закон пока не был принят, а Путин, похоже, не собирается реформировать систему образования. Его правительству необходимы квалифицированные военные, тупые спортсмены и простые рабы, которых с детства приучают жить от звонка до звонка без права на отдых. А полноценные образованные люди, способные поднять страну и оторвать ее от нефтяной трубы, творческие личности, изобретатели, музыканты, поэты и художники стране не нужны.

Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.

Он объяснил такую необходимость тем, что дети перегружены занятиями и проводят мало времени с семьей. В одну из свободных суббот было предложено проводить общешкольные праздники. На поверку оказалось, переход на пятидневную учебную неделю – процесс довольно сложный, который требует изменений во всей структуре образовательного процесса. При смене режима обучения школы весьма ограничены санитарными нормами и государственными стандартами обучения. Как решается вопрос перехода на пятидневку в Нефтекамске, мы поинтересовались у главного специалиста управления образования г. Нефтекамска Лилии Ивановны Костенко.

— Министерством образования Республики Башкортостан разработаны рекомендации для руководства и использования в работе при переходе школ Республики Башкортостан на так называемую пятитидневку, — начала с главного Л.И.Костенко. — Согласно им предлагается с 1 апреля перейти на пятидневную учебную неделю всем начальным классам, а с будущего учебного года планомерно перевести обучающихся других классов. В любом случае, сначала изучаются возможности перехода каждой школы на пятидневную учебную неделю, и только затем принимается обоснованное решение об организации обучения в новом учебном режиме.

Самих школьников перспектива отдыхать два дня в неделю радует, даже несмотря на возрастающую нагрузку. ФОТО: Руслан Никонов, «КЗ».

Сегодня в Нефтекамске в режиме пятидневной учебной недели обучаются ученики начальных классов школ №2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 14, 15, гимназии №1, башкирской гимназии, а также учащиеся 5-х классов школы №3, школы с. Амзя и учащиеся 5-6 классов школы №14. С 1 апреля 2019 года на пятидневную учебную неделю перейдут остальные ученики начальных классов, это школы №11, 12, 13. Планируется безболезненно перевести на новый режим работы и те школы, которые, взвесив возможности и интересы всех участников образовательного процесса, приняли меры по сохранению объема изучаемых предметов и учебной нагрузки педагогов в текущем учебном году. Это пятые классы школы №7, а также учащиеся 6-х классов школы с.Амзя и 5-6 классов Ташкиновской школы. Конечно, вопрос перехода на пятидневку в особенности в третьем семестре учебного года, имеет множество нюансов, которые следует учитывать в обязательном порядке. Так, необходимо соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, недопустимо нарушение требований федеральных государственных образовательных стандартов. При решении вопроса также необходимо соблюдение закона в части установления трудовых отношений. Учебная нагрузка, оговариваемая в трудовых договорах учителей на весь учебный год, не должна меняться. И самое главное – это выполнение учебного плана, который не позволяет уменьшить количество предметов, запланированных в основных образовательных программах.

В настоящее время все школы действуют в соответствии с установленным алгоритмом: с 4 марта приказами утверждены графики перехода на пятидневную учебную неделю. Созданы рабочие группы, активно проводятся родительские собрания, рассматриваются проекты учебных планов. При положительном решении вопроса поэтапно будут вноситься изменения в локальные акты и нормативные документы. И с нового учебного года, с 1 сентября 2019 года, планируется, что все ученики Нефтекамска с 1 по 11 класс смогут обучаться в пятидневном учебном режиме. Однако остро стоит вопрос в школах, где сохраняется двусменное обучение.

— Означает ли это, что субботние уроки раскидают на пять дней и в расписании старших классов появятся 7-8 уроков?

— Во всех классах объем учебной нагрузки уменьшится на три часа. Так диктует нам пятидневный учебный план. При этом будет увеличен объем занятий в рамках внеурочной деятельности. Что касается количества уроков, то объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не более 7 уроков установлен для обучающихся 7-11 классов. При этом каждая школа формирует расписание в соответствии со своим учебным планом. Так что санитарно-эпидемиологические требования позволяют иметь в расписании 7 уроков. Кроме этого, планируется 8-9 тематических суббот в год, в рамках которых будут проводиться спортивные, культурные мероприятия.

Реакцию учителей и родителей на нововведение нельзя назвать однозначной, хотя большинство считает, что два выходных дня пойдут школьникам только на пользу. Вот что думают по этому поводу сами участники образовательного процесса: школьники, учителя, родители.

Опрос в тему

— С моей точки зрения, переход на пятидневку пойдет нам, школьникам, на пользу, так как у нас появится ещё один свободный день для восстановления сил. Но, с другой стороны, нагрузка в будние дни возрастет, домашняя работа станет объемнее, а времени на кружки, дополнительные занятия в обычные дни останется меньше. И всё же идея об еще одном выходном дне перечеркивает все отрицательные стороны.

Галина, практикующий учитель:

-Теоретически нововведение о дополнительном выходном дне ученикам и учителям — очень заманчивая идея. Не надо делать уроки на субботу, можно планировать поездки и другие дела всей семьей, при этом нагрузка увеличивается несильно, на один урок в день. На практике же может оказаться, что при возросшей ежедневной нагрузке придется все равно выходить на работу или на учебу и в субботу (это подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах, спортивные мероприятия, НПК и множество других дел, на которые в будни уже не будет времени). Мы, учителя, также опасаемся сокращения учебного плана, пока неизвестно каких предметов (а значит, и предметников) это коснется. Мое мнение, пятидневка – это хорошо, но это должно быть продуманное решение, чтобы суббота стала по-настоящему выходным днем.

— Я, конечно, обеими руками «за» пятидневку. Дети сейчас очень перегружены в школе, не высыпаются. Поэтому речь идет даже не столько об общении с родителями, а просто о возможности выспаться ребенку, набраться сил на предстоящую неделю. Нагрузка в школе на сегодня и так высокая, а с переходом на пятидневку она, как я понимаю, возрастет. Хотя ряд предметов вполне можно было бы убрать из учебной программы и таким образом снизить нагрузку на школьников. К ним, например, относятся «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозных культур и светской этики», второй иностранный язык. Дети один-то иностранный язык освоить не могут, куда им второй? Это в гимназиях, где учатся сильные дети, он, может, оправдан, но зачем вводить его в обычных классах? Хотелось бы верить, что при переходе на пятидневку учтут все эти моменты…

Письмо из министерства образования РФ об обучении по субботам


Уважаемые братья и сестры!
Сообщаем Вам, что на наш запрос в министерство образования РФ по проблеме связанной с соблюдением субботнего дня для детей из адвентистских семей мы получили ответ за подписью заместителя министра образования. Вы можете использовать этот документ для решения соответствующих проблем. Просим вас известить об этом всех служителей вашей церковной организации.
С уважением, Столяр В.Д., Гончаров О.Ю.
Уважаемый Василий Дмитриевич!
В связи с Вашим обращением в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу об обучении школьников, чьи родители (законные представители) являются верующими христианами-адвентистами, в рамках шестидневной учебной недели и невозможности перехода на иные учебные планы Минобрнауки России сообщает.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
При этом нормы международного права устанавливают, что государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей по обеспечению условий на образование и обучение, которые соответствуют их собственным религиозным и философским убеждениям (ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 г.); ст. 5 Конвенции ООН о борьбе с дискриминацией в области образования (принята в 1960 г., вступила в силу в 1962 г.).
Положения Конституции Российской Федерации и норм международного права в области образования и реализации прав на свободу совести и вероисповедания получили развитие в Законе Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон).
Законом установлено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений (пункт 4 статьи 50).
В соответствии с Законом родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении (статья 52).

Кроме того, граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа (пункт 3 статьи 50).
Законом закреплено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подбора и расстановке кадров, ведении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, текущего контроля успеваемости обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона (ст. 32).
При этом вопросы, связанные с выбором системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, в том числе основаниями для отчисления обучающихся, воспитанников должны быть отражены в уставе образовательного учреждения и правилах внутреннего распорядка (статья 13).
Исключение из образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, допускается по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения, только с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 7 статьи 19).
Вместе с тем, «Гигиеническим требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» (далее -требования СанПиН), утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 ноября 2002 г. № 44, установлено, что образовательный процесс для обучающихся 2-11 классов может быть организован как в режиме 5-ти дневной, так и в режиме 6-дневной учебных недель, в зависимости от уровня образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями.
В соответствии с пунктом 2.9.17 требований СанПиН расписание уроков строится с учётом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся, приведенной в прилагаемых к СанПиН гигиенических требованиях к расписанию уроков. Указанными гигиеническими требованиями определено, что распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Требованиями СанПиН установлено, что расписание считается составленным неправильно, в случае если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
При этом образовательные учреждения обязаны, соблюдая требования СанПиН, а также учитывая права родителей (законных представителей) и их приоритет в воспитании своих детей (статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации), принимать во внимание пожелания родителей (законных представителей), в том числе при составлении расписания уроков в крайние дни недели (в том числе, в субботу).
В случае невозможности удовлетворения пожеланий родителей (законных представителей) образовательным учреждением, последние могут обратиться в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, к полномочиям которых Законом отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в целях обеспечения права на получение образования детьми в иных образовательных учреждениях, образовательный процесс которых организован в режиме 5-ти дневной учебной недели.
Учитывая право каждого на свободу совести и вероисповедания, «соблюдение субботы» не может трактоваться в качестве грубого нарушения устава образовательного учреждения, в том случае, если родители (законные представители) предприняли все необходимые и своевременные меры для согласования с образовательным учреждением индивидуального плана обучения ребёнка.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области образования и иными нормативными актами Российской Федерации предусмотрена возможность для родителей (законных представителей) обеспечить право на образование несовершеннолетних детей, независимо вероисповедания, национальной или расовой принадлежности.
Заместитель министра образования и науки Российской Федерации М.В.Дулинов
Скачать письмо на официальном бланке:

С 1 сентября 2019 года все школы Башкирии перешли на пятидневный режим обучения. По словам Радия Хабирова, являющегося инициатором нововведения, из-за того, что дети учились шесть дней в неделю, они были «измотанными» и «издерганными». Теперь же они могут отсыпаться по субботам и больше времени проводить с родителями. Действительно ли пятидневка оказалась настолько радужна, как казалась ранее, оправдались ли радостные ожидания школьников и их родителей, выяснила редакция UfacityNews.ru.

Количество уроков

Практически во всех школах увеличилась учебная нагрузка. По словам родителей, теперь каждый день у школьников по семь-восемь уроков, что раньше было редкостью, однако их длительность сократилась с 45 до 40 минут.

В некоторых учебных заведениях есть так называемая «внеурочка». После учебы детям дают 40 минут на отдых – сходить домой, поесть. А потом они приходят на дополнительные занятия по информатике, биологии, физкультуре, геометрии, алгебре – какие будут предметы, решает сама школа. Если родители против, то они могут написать заявление с просьбой разрешить изучать этот предмет на дому, и тогда учитель дает школьнику больше заданий на дом.

Кроме того, учебную программу сократили, убрав «лишние» уроки, такие как музыка, рисование, физкультура, русский язык. Из-за введения пятидневки школы перешли на другие планы и программы, где меньше уроков. Есть, например, программа, где три урока русского, а есть, где два. В результате выбирают ту, где два, потому что третий урок уже «не лезет».

Домашнее задание

Теперь на дом детям задают намного больше заданий – в школе они просто не успевают всё пройти. Поэтому, придя домой после 7-8 уроков и немного отдохнув, они снова учатся – теперь до позднего вечера. Можно сказать, полный рабочий день.

Тематические субботы

Согласно распоряжению Радия Хабирова, одна суббота должна быть тематической: школьников необходимо занять спортивными, общественными, культурными или патриотическими мероприятиями. Казалось бы, всем хорошо: родители рады, что дети хоть на несколько часов пристроены и можно заняться своими делами, а школьники – что это всего лишь раз в месяц и к тому же это не уроки, можно и потерпеть.

Но за всем этим мы забыли про тех, кто организует мероприятия и старательно готовится к ним. Если вы думали, что этим занимается только школа, то ошибаетесь. К развлечению детей привлекают и педагогов дополнительного образования – руководителей различных кружков, секций. Пока одну субботу с детьми занимается школа, остальные три школьники приходят на мероприятия в другие организации. А это значит, что учителям и педагогам нужно заполнять больше документов – инструктажей, отчетов и прочих бумажек.

Вопрос о длительности рабочей недели как был актуален много лет назад, так и остается актуальным по сей день, и споры на эту тему не стихнут до тех пор, пока не будет поставлена окончательная точка. Над этим вопросом работают и ученые, и психологи, и педагоги, но самым животрепещущим он остается именно для детей, которые будут только рады свободному дню, а также для родителей.

Закон РФ «Об образовании» гласит, что рабочий график для каждого конкретного учебного заведения утверждается решением администрации и педагогического коллектива. Принимая подобное решение, ответственные лица опираются на специфику учебного процесса в учреждении. При этом учитывается:

  • нагрузка детей при разных графиках обучения;
  • общее количество предметов для каждого возраста;
  • заполненность школьных кабинетов;
  • штат учителей по предметам и степень их загруженности;
  • деление классов на группы на предметных уроках.

Придут ли в обсуждении данного вопроса к чему-то конкретному в 2020 году? Будут ли российские общеобразовательные и частные учреждения в обязательном порядке переводиться на пятидневку, или решение так и останется за школьными коллективами? Могут ли родители поспособствовать внедрению пятидневки или, напротив, отказаться от него? Давайте вместе в этом разберемся!

Что лучше, пятидневка или шестидневка?

Преимущества пятидневной недели неоспоримы: у ребенка появляется второй выходной, который совпадает с графиком родителей, что позволяет семье больше времени проводить вместе. А у родителей, в свою очередь, исчезает необходимость подстраивать свои выходные под учебные часы ребенка. Кроме того, дополнительный ежедневный урок не принесет вреда здоровью ученика, зато лишний выходной поможет восстановить силы и подготовиться к новой неделе. Есть у пятидневки и другие плюсы, которые также следует упомянуть:

  • Отмечено, что дети, которые учатся по системе с двумя выходными, более здоровы, им проще подготовиться к новой неделе и нагнать упущенное, а родители при этом экономят на питании ребенка и транспорте для него.
  • Учителя – тоже люди, и им требуются полноценные выходные! А ведь педагогам еще нужно проверять тетради и готовиться к урокам…
  • Большинство родителей могут посвятить себя детям только в выходные. При шестидневной школьной неделе у них остается для этого только воскресенье.
  • Пятидневка – единственная подходящая система обучения для детей младших классов. Малыши не способны справиться с большой нагрузкой – они попросту не усвоят учебный материал, если их будут нагружать шесть дней подряд.

В то же время нельзя не отметить некоторые плюсы шестидневки:

  • Количество уроков в день сокращается. Следовательно, нагрузка на ребенка распределяется более равномерно.
  • Укороченный учебный день позволит освободить время для уроков или секций.
  • Объем домашних заданий уменьшается.
  • В субботу школьников обычно ждет сокращенный день и свободная форма одежды.
  • Субботний день предоставляет региональным школам возможность преподавать дополнительные предметы.
  • В школах с определенным уклоном появляется возможность давать детям больше профильного материала.
  • При пятидневке могут быть сокращены учебные часы. В итоге большую часть материала ученику придется осваивать дома самостоятельно, в качестве домашней работы, что неизбежно скажется на уровне его образования.

Помимо прочего, пятидневка в школах уравняет всех по единому стандарту, а это едва ли возможно в такой огромной стране. Многие считают, что субботу дети будут попросту проводить в соцсетях и за компьютерными играми, а не в семье. Некоторые родители аргументируют этим свое согласие на шестидневку.

Как бы там ни было, каждое учебное заведение все равно принимает решение, исходя из собственных реалий и полагаясь на опыт своего педагогического коллектива. Кроме того, пятидневка никак не затрагивает учеников выпускных классов, которые должны усиленно готовиться к экзаменам и поступлению в ВУЗ.

Количество учебных дней в 2019/2020 году

Голосование, проведенное на специализированных сайтах, показало, что почти 70% родителей за сокращенную неделю, и только 30% – против. Сегодня решение о выборе того или другого графика лежит на администрациях школ. Хотя предложения о сокращении учебной недели на всей территории РФ неоднократно вносились в Государственную думу, соответствующий закон так и не был принят. Следовательно, в 2020 году “обязаловки” ждать не стоит.

Региональные власти не поддержали инициативу, мотивируя отказ тем, что при пятидневной учебной неделе ученики просто не успеют пройти запланированный курс уроков, который определен стандартами российского образования (особенно в тех школах, где есть углубленные курсы изучения предметов). Кроме того, в регионах элементарно не хватает места в школах, из-за чего придется вводить и вторую, и третью смены. Справиться с проблемой можно было бы, сокращая количество «ненужных» предметов и увеличивая часы тех, к которым у ребенка выявлен талант, но это возможно разве что в частных гимназиях.

Интересный факт: в Москве большинство школ перешли на пятидневный режим, пользуясь правом самостоятельного выбора, но в Подмосковье это вряд ли возможно, поскольку из-за массовой застройки в школах не хватает мест, и они вынуждены вводить вторую смену.

Пятидневка в школах Башкирии

Тем не менее, в РФ есть административные единицы, где пятидневку в школах будут вводить повсеместно. Одним из таких регионов стала Башкирия – там переход на новый режим начнут 1 апреля 2019 года, с 4 четверти после каникул. В тех школах, где не успеют поменять программу и перекроить расписание под пять учебных дней, новую систему введут со следующего (2019-2020) учебного года.

Решение будет принимать каждая конкретная школа с учетом точки зрения педагогического совета, родителей и учеников. Субботние уроки перенесут на будние дни, а программа в общем будет немного сокращена (без уменьшения общего числа уроков). Одна суббота из месяца может быть занята общественными мероприятиями. Вопрос о пятидневной рабочей неделе для старшеклассников, которым нужно готовиться к ЕГЭ, пока что окончательно не решен.

Выводы

Бесспорно, вопрос о сокращении учебной недели непрост и потребует пересмотра стандартов обучения, однако решить его нужно, опираясь на аргументы всех заинтересованных лиц. Хочется надеяться, что в 2020 году все школы станут работать в пятидневном режиме, поскольку факт остается фактом: ни одна школа, сократившая неделю, не вернулась к шестидневке. А это говорит о многом!

Российские школы будут постепенно отказываться от уроков в субботу, но переход на пятидневку не коснется десятых и одиннадцатых классов. Это лишь одна из новостей, которые касаются миллионов учеников и их родителей, и которые приходили сегодня во время и после Всероссийского родительского собрания. Его в преддверии Дня знаний провела министр образования и науки Ольга Васильева. Вопросы ей поступали в том числе по видеосвязи из регионов; кто-то ради общения приехал в Москву сам.

У Александры Усенко восемь детей — двое собственных и шестеро приемных. Ее дети учатся в начальной, средней школах, а кто-то уже и в старших классах. Одновременно. На Общероссийское родительское собрание приехала из Краснодара специально — услышать из первых уст о грядущих изменениях. Модератор встречи Яна Чурикова сама озвучила вопрос, находящийся в родительском топе: как изменится Единый госэкзамен?

«Какие планируются изменения в процедуре проведения ЕГЭ в ближайшие три года?» — задала вопрос модератор Общероссийского родительского собрания Яна Чурикова.

«Сразу хочу сказать, что будет в этом году: физика, химия, биология — тестовые задания с готовыми ответами будут сняты, то есть это совсем другой подход. Первый раз в этом году будет устная часть — русский язык и литература», — пояснила министр образования.

Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных классах. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, не тестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю.

Следующий вопрос из зала о наболевшем перед 1 сентября.

Вопрос: «Сейчас разработано очень много действительно хороших рабочих тетрадей, но приходится же покупать родителям за свои деньги, и это стоит недешево. Есть ли возможность все-таки у школы обеспечивать рабочими тетрадями, а не только учебниками?»

«Если сама школа включает тетрадь в образовательный перечень, то она должна его обеспечить, то есть в этом случае волюнтаризма не допускается», — пояснила Ольга Васильева.

В собрании участвовали и регионы. Родители и учителя из Якутии, Иркутска, Астрахани задавали свои вопросы при помощи видеотрансляции. Всего 10 субъектов. Беспокойство высказали представители Северной Осетии: в их школах сокращаются ставки логопедов. А речевых проблем у нынешних детей много.

«Школа сама принимает решение по штатному расписанию, будет ли у нее логопед в штатном расписании. Чаще всего не бывает. Что на сегодняшний день есть и что может нам в решении этой проблемы помочь: на сегодняшний день в стране есть девять с половиной тысяч консультационных центров, в которых такая помощь оказывается», — сообщила министр.

Говорили и о контроле качества образования — его будут проверять в четвертых и девятых классах по всей стране. И о том, что надо минимизировать различия в программах: при переезде из одного региона в другой школьники часто сталкиваются с совершенно новыми учебными планами.

А во время видеомоста с Иркутской областью прозвучало пожелание помочь со школьным питанием для социально незащищенных семей.

Вопрос: «Может ли государство хотя бы софинансирвать завтраки и обеды в школьной столовой?»

«Питание для детишек из многодетных семей, детишек-сирот, детишек из неполных семей, попавших в трудные условия, от понедельника по пятницу в нашей Московской области есть. Здесь, чтобы вы правильно меня поняли, большая тяжесть ложится на регионы. Каждый регион, включая Ваш, Иркутский регион, должен принимать эти решения самостоятельно», — пояснила Ольга Васильева.

К министру образования, вступившей в должность 19 августа, сейчас внимание повышенное. Всем — учителям, родителям, даже самим ученикам — важно понять: что за преобразования впереди? Так, родители несколько раз поднимали тему трудового воспитания в школах. Сейчас школьники больше ведут конспекты, а раньше сами и готовили, и стругали, и шили, и сверлили.

Вопрос: «В моем советском школьном прошлом были такие вещи, как, во-первых, урок труда, который плавно перетекал в учебно-производственный комбинат для старшеклассников. Те навыки, которые я получила в свое время, например, у меня квалификация швеи-мотористки, у супруга — электромонтажника, почему дети не работают руками?»

«Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли «труд», и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это «технологии». В 2017 году он будет запущен. Все, что касается «делать руками» и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии — будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему», — ответила министр.

Общероссийское родительское собрание шло около двух часов. Примерно столько же, сколько длятся обычные классные собрания в школах. Знакомство с министром образования состоялось, впереди новый учебный год, который, к слову, наступит уже послезавтра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *