Проверка сообщения о преступлении

Порядок проведения доследственной проверки

Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях

Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях определен уголовно-процессуальным законодательством, непосредственно статьей 144.

В целом органы расследования обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему законное и обоснованное решение.

Порядок приема, регистрации и проверки поступивших сообщений о преступлениях регламентируются внутриведомственными нормативно-правовыми актами.

Под сообщением о преступлении подразумеваются все предусмотренные в УПК РФ информационные сигналы (поводы): заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно.

Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки. При обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Способы проверки сообщения о преступлении

Информация о признаках преступления, содержащаяся в информационном сигнале, как правило нуждается в проверке. О возможности проведения проверочных действий указывается в УПК (ч. 1 ст. 144 и ч. 4 ст. 146).

Самым доступным и распространенным проверочным средством является получение объяснений от граждан. Содержание объяснения не является показаниями. Следующим проверочным действием является истребование необходимых письменных материалов от различных органов, учреждений и организаций.

Эффективным способом проверки поступившей информации о преступлении являются оперативно-розыскные мероприятия. Перечень проводимых мероприятий оперативного характера определен статьей 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности.

При проведении предварительной проверки органы дознания могут использовать полномочия, предоставленные им отраслевым законодательством, в частности Законом «О полиции».

При проверке сообщения о преступлении следственные действия не проводятся. Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Представляется, что под местом происшествия следует понимать место совершения преступления и место обнаружения следов совершения преступления.

Сроки проведения проверки

Проверка информации о преступлении производится сотрудником органа дознания по поручению начальника органа дознания. Проверка должна быть завершена в течение 3 суток. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

На практике десять суток как правило максимальный срок для проведения проверочных действий.

Если Вам потребуется консультация, помощь адвоката звоните по телефону: 8-928-471-39-91

Адвокат Виганд Александр Викторович

ПРОВЕРКА ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Дознаватель, орган дознания, следователь обяза–ны принять, проверить сообщение о любом совер–шенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступле–ния указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следо–ватель и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к уча–стию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку прово–дит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следствен–ного органа.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответствен–но следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при не–обходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообще–ния о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 144 УПК указывает на необходимость про–верки сообщения о преступлении, не определяя ме–тоды ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель–ности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

1) осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);

2) освидетельствование и назначение экспертизы – для закрепления следов преступления и установ–ления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);

3) иные процессуальные действия: направлять тре–бования, поручения, запросы в учреждения, пред–приятия, организации, должностным лицам и граж–данам (ст. 21 УПК);

4) требование производства документальных прове–рок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);

5) требование у редакции, главного редактора соответст–вующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, пре–доставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохране–нии в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);

6) оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской про–верки, применение которых не обусловлено нали–чием производства по уголовному делу.

По результатам рассмотрения сообщения о пре–ступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Порядок проверки сообщений о преступлении

Анализ ч. 1 ст. 144 УПК позволяет выделить три этапа производства по сообщению о преступлении, имеющих своей задачей разрешение вопроса о возможности начать производство по делу: прием сообщений, их проверка и принятие по ним соответствующего решения.

Часть 1 ст. 144 УПК устанавливает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Порядок приема сообщений о преступлении установлен соответствующими ведомственными актами. Так, в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации применяется Инструкция «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», утвержденная приказом Председателя Следственного комитета РФ от 25.02.2012 № 72.

В соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК заявителю должен выдаваться документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (таковым документом согласно ведомственным инструкциям является талон-уведомление). Не допускается возвращение сообщения по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений или приложенных к нему документов (либо отсутствия таковых документов). Единственным основанием для отказа в принятии сообщения является анонимность заявления о преступлении.

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 8 устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. В соответствии с данным международно-правовым положением в тех случаях, если заявителю будет отказано в принятии сообщения, он имеет право обжаловать отказ прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

С приемом сообщения тесно связана его регистрация — она заключается в присвоении с целью учета и контроля каждому сообщению о преступлении порядкового номера и в фиксировании в регистрационных документах необходимых данных о содержании сообщения, заявителе и т.д. Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается ведомственными нормативными актами.

В уголовно-процессуальной литературе используются различные наименования проверки сообщения о преступлении — доследственная, первичная, проверка первичных материалов, предварительная, специальная, проверочные действия.

Необходимость проверки сообщения о преступлении зависит от характера содержащихся в нем сведений.

Содержанием проверки являются действия дознавателя, органа дознания, следователя, направленные на: устранение сомнений в том, действительно ли заявление подписано тем лицом, от имени которого оно исходит; установление наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки определенного, предусмотренного статьей или частью статьи Особенной части УК, преступления; устранение сомнений в достоверности содержащихся в сообщении данных; установление наличия или отсутствия данных, являющихся обстоятельствами, исключающими возбуждение производства по делу.

При проведении проверки перед дознавателем, органом дознания, следователем не должна стоять цель собирания материалов, содержащих данные, изобличающие определенное лицо в совершении преступления. Собирание подобных материалов является задачей предварительного расследования.

Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» серьезно расширены полномочия лиц, осуществляющих проверку сообщения о преступлении. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе не только получать объяснения, истребовать документы и предметы, в установленном УПК порядке изымать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать орган)’ дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, но и производить такие следственные действия, как: 1) назначение судебной экспертизы с возможностью участия в се производстве и получения в разумный срок заключения эксперта; 2) осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; 3) освидетельствование; 4) получение образцов для сравнительного исследования. Тем самым законодателем сделан шаг в сторону упразднения специфики правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела и, возможно, ликвидации этой стадии.

Принятием Федерального закона от 04.03.2013 № 23-ФЗ законодатель сделал серьезный шаг в направлении защиты прав и законных интересов невластных участников стадии возбуждения уголовного дела. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечена возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. В УПК (ст. 49 и ч. 1.1 ст. 144) закреплены следующие права:

  • 1) право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК;
  • 2) право пользоваться услугами адвоката, в том числе право лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, пользоваться помощью защитника;
  • 3) право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК;
  • 4) право на применение мер безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в порядке ч. 9 ст. 166 УПК (не приведение в протоколе данных о личности).

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

Статья 144 УПК устанавливает, что по результатам проверки в срок не позднее 3 суток со дня получения сообщения должно быть принято соответствующее решение. Однако руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В соответствии со ст. 145 УПК по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа могут принять одно из трех решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд. В случае принятия последнего решения уголовно-процессуальный закон обязывает орган дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа принять меры по сохранению следов преступления.

О принятом по результатам проверки сообщения о преступлении решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела оформляются постановлением, которое должно быть одновременно законным и обоснованным. При принятии решения о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения -в суд постановление не выносится, но оформляется сопроводительное письмо.

Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления

Основные правила исчисления и продления процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве закреплены в ст. ст. 128, 129 УПК РФ. Общий срок производства должен быть разумным. Пределы продления срока, разумность срока производства является элементом справедливого разбирательства.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Таким образом, срок проверки сообщения о преступлении в уголовном процессе – это установленное законом время для совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений, предусмотренных УПК РФ, с целью проверки поступившего сообщения на наличие или отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Согласно ч. 1 ст. 128 УПК РФ сроки, предусмотренные УПК РФ, исчисляются часами, сутками, месяцами.

Согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, т.е. в полночь (24 часа 00 минут) последних суток.

При исчислении срока сутками учитывается та часть суток, которая следует за юридическим фактом, влекущим течение срока. Так, например, если сообщение о преступлении поступило и зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее — КУСП) 22 марта в 11 часов 15 минут, то предельным сроком рассмотрения такого сообщения будут являться 24 часа 00 минут 24 марта, то есть полночь с 24 на 25 марта.

Если сообщение о преступлении было передано с учетом территориальности в другой орган по подследственности, то срок проверки исчисляется не со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, а заново – со дня его поступления по подследственности.

В случае если по объективным причинам у сотрудника органов внутренних дел, принявшего заявление (сообщение) о преступлении, отсутствует возможность сообщить в дежурную часть информацию по существу принятого заявления и сообщения, соответствующие сообщение либо подлинник заявления передаются в дежурную часть по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России. В данном случае срок следует исчислять не с момента регистрации сообщения о преступлении, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа сообщения о преступлении.

Согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ в случае, если день, на который выпадает окончание срока рассмотрения сообщения о преступлении, является нерабочим, то окончание срока, т.е. последним днем срока, считается первый следующий за нерабочим рабочий день. В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ нерабочими днями в Российской Федерации являются праздничные дни (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня; 4 ноября), а общим выходным днем, согласно ст. 111, является воскресенье. В целях рационального использования нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, который подлежит официальному опубликованию. Так, например, если окончание срока рассмотрения сообщения о преступлении выпадает на 11 декабря, 12 декабря является праздничным днем, поэтому в трехсуточный срок проверки сообщения о преступлении одни сутки-12 декабря — могут не включаться (ст. 128 УПК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 129 УПК РФ срок может быть продлен лишь в случаях и порядке, которые установлены УПК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя трехсуточный срок рассмотрения сообщения о преступлении продлить до 10 суток. При принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания должны тщательным образом проанализировать доводы следователя, дознавателя, органа дознания о невозможности принять решение в более короткие сроки. Часто увеличение сроков проверки связано с необходимостью получения ответов на запросы, получения объяснений от лиц, располагающих важными сведениями, из-за их отсутствия по месту жительства (болезни, длительной командировки и т.д.), окончания исследования специалиста или эксперта, окончания ревизии (сроки проведения которой законом не определены) и т.д. При этом использованные 3 суток включаются в продленный срок.

Максимальный срок для проведения проверочных действий по сообщению о преступлении составляет 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Продление срока от 10 до 30 суток в настоящее время может иметь место как при необходимости производства документальных проверок и ревизий, так и при необходимости производства судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом использованные 10 суток включаются в продленный срок, который истекает в 24 часа последних суток. Продление до 30 суток производится по письменному ходатайству следователя руководителем следственного органа или по ходатайству дознавателя прокурором с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Не случайно Генеральный прокурор Российской Федерации требует продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, с обязательным выяснением конкретных, фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления сроков проверки (п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г. No 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»).

Не будет являться основанием для продления срока проведения проверки, например, получение объяснений от лиц, не являющихся свидетелями преступления (

Дальнейшее продление сроков, отведенных на проверку сообщения о преступлении, не допускается.

Незаконное и необоснованное продление срока проверки сообщения о преступлении вместе с очевидной волокитой затрудняет доступ к правосудию. Поэтому заявитель вправе обратиться в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ.

Пример удовлетворения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ:

-Постановление Заокского районного суда Тульской области от 13 апреля 2016 г. по делу № 3/10-21/2016 (постановление старшего следователя о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток признано незаконным и необоснованным).

* * *

Задать вопросы и получить консультацию Вы можете по телефону 8-952-52-33443 либо написав ekaterina_shakurova@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *