Принимающая сторона

Содержание

Принимающая сторона в России для иностранцев

После того как иностранцы пересекут границу РФ, они должны выполнять все государственные законы и правила, в том числе миграционные процессы, главная задача которых, в первую очередь, направлена на соблюдение конституционных гарантий и прав каждого человека, пребывающего в России (речь идет о законном пребывании). Чтобы успешно легализировать свое проживание в России, после пересечения границы иностранцу необходимо стать на миграционный учет. Но для правильного и законного выполнения процедуры должна быть принимающая сторона в России для иностранцев. Подробнее об этом и пойдет речь в данной статье.

Принимающая сторона в России для иностранцев

Для чего это нужно

Важность миграционного учета неоспорима, поскольку он требуется для таких целей:

  • обеспечение оптимальных условий для осуществления свободы иностранных граждан, прибывших в Россию, а также для выполнения возлагаемых на них обязанностей;

Миграционный учет имеет большое значение

  • соблюдение государственной политики в этой области;
  • ведение статического наблюдения за перемещением мигрантов по стране. В первую очередь, контроль необходим для прогнозирования возможных последствий таких перемещений по территории РФ;
  • получение возможности планировать дальнейшее развитие международной инфраструктуры;

Значение миграционного учета

  • управление страной в условиях кризисных ситуаций;
  • обеспечение национальной безопасности государства посредством пресечения незаконной миграции;
  • получение всех необходимых сведений об иностранцах, прибывающих в Россию (их действия в РФ и перемещения);
  • решение разного рода вопросов, которые могут возникнуть на фоне тех или иных ситуаций.

Миграционный учет

Важность миграционного учета очень высока, поэтому игнорировать правила и законы, касающиеся постановки на учет, нельзя. В противном случае это может грозить крупными штрафами.

Особенности процедуры

На протяжении 7 дней иностранец должен подать все необходимые документы, сообщив тем самым о своем приезде соответствующие органы (ГУВМ МВД). Данные временные рамки могут быть разными в зависимости от страны. Например, для жителей Украины – 90 дней, а Таджикистана – 15.

ФМС России

Обратите внимание! Если иностранец посетил Россию и остановился в квартире, доме или другом частном помещении, где пробыл в итоге менее недели, то в оповещении ФМС нет необходимости, поэтому он может не тратить свое время для подачи сведений. Стоит отметить, что 7-дневный период начинается с момента пересечения государственной границы РФ.

В противном случае необходимо подать сведения о своем пребывании на территории страны. Сделать это можно через МФЦ или специальные сайты в режиме онлайн. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Миграционный учет в РФ

Образец бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина. Файл для скачивания (нажмите на ссылку, чтобы открыть PDF-файл в новом окне).

В МФЦ

Перед тем как посетить Россию, многие мигранты знакомятся со способами постановки на миграционный учет. Посещение МФЦ – это один из самых распространенных из них. В данном случае вам не придется тратить много времени на очереди, к тому же до МФЦ можно достаточно быстро и легко добраться. Но в некоторых случаях представители власти временно приостанавливают действие МФЦ для постановки на учет, как это было во время проведения Чемпионата мира по футболу. Такие факторы нужно учитывать, если вы собираетесь посетить данную страну во время проведения масштабных мероприятий.

МФЦ

В режиме онлайн

Есть еще один эффективный способ оформления миграционного учета, который в последнее время стал очень популярным – использование портала Госуслуг в режиме онлайн. Разумеется, для этого нужен доступ к Интернету и регистрация на портале. Затем нужно следовать пошаговой инструкции, которая приведена ниже.

Портал Госуслуг

Таблица. Как поставить на миграционный учет в Интернете.

Шаги, фото Описание действий

Шаг первый

Зайдите со своего браузера на сайт Госуслуг, после чего нажмите на кнопку «Электронные услуги».

Шаг второй

После нажатия на экране появится небольшой перечень предлагаемых услуг, из которых выберите пункт об осуществлении учета для мигрантов.

Шаг третий

Как только перед вами появится новая страница, нажмите на появившийся пункт «Получить услугу онлайн». Перепутать пункты достаточно трудно, ведь они все разные и схожих с постановкой на миграционный учет на сайте нет.

Шаг четвертый

В нижней части страницы вы можете воспользоваться дополнительной услугой и скачать бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина. Все это совершенно бесплатно.

Шаг пятый

Заполните все необходимые поля на открывшейся странице. При необходимости воспользуйтесь подсказками, предлагаемыми сайтом. Затем на портале будет указан срок предоставления услуги.

Разобраться со всеми особенностями портала Госуслуг не так сложно, но если у вас все-таки возникли трудности, тогда посоветуйтесь с другими людьми. В противном случае можно выбрать другой метод постановления на учет.

Подробнее о принимающей стороне

Представителем принимающей стороны, который будет отвечать за иностранца, выполняющего при посещении РФ трудовую деятельность, может быть россиянин или лица других стран. К ним относятся:

  • иностранец или человек, не имеющий гражданства, который проживает в России на постоянной основе;

Требования к принимающей стороне

  • юридическое лицо, проживающее и работающее в России, или его официальный представитель;
  • федеральные организации государственной власти;
  • представитель структуры органов местного самоуправления;
  • консульство иностранного государства, расположенное на территории России, или дипломатическое правительство (диппредставительство);
  • члены правительства международной организации;
  • представители другой страны, работающие в компании на территории РФ;
  • квалифицированный специалист в какой-либо сфере, являющийся гражданином другого государства;
  • представитель другой страны, владеющий недвижимостью в РФ. Он также может выступать в качестве принимающей стороны по отношению к членам семьи, которые на данный момент находятся за пределами России.

Постановка на миграционный учет

Что нужно делать

После того как иностранец определится с точной датой прибытия, ему следует ознакомиться с инструкцией постановки на миграционный учет. Рассмотрим порядок действий со стороны заявителя и уполномоченных органов более подробно.

Регистрация иностранных граждан

Со стороны заявителя

Как должен вести себя заявитесь и что ему нужно делать для законного пребывания в России после прибытия:

  • обратиться в Многофункциональный центр;
  • подать заранее подготовленный пакет документов, включающий заполненное уведомление о прибытии;
  • получить обратно отрывную часть заполненного бланка.

Как встать на миграционный учет

В некоторых случаях заявителю могут отказать в приеме документов, нужных для получения соответствующих услуг. Поводом для отказа, как правило, служит отсутствие некоторых документов, наличие которых в данном конкретном случае является обязательным. Отказать иммигранту также могут и при неправильном заполнении документов. Чаще всего подобные ошибки допускаются при оформлении бланка миграционного уведомления. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется изучить соответствующие материалы, в которых содержится важная информация по поводу правильного оформления документов.

Заполнение бланка заявления о постановке иностранных граждан на миграционный учет

Со стороны уполномоченных органов

После того как иностранец выполнит все необходимое, дальнейшими действиями должны заниматься специалисты МФЦ. Происходит проверка информации, которую предоставил иностранец в документах. Если все сведения соответствуют действительности, то специалист ставит соответствующую отметку о приеме миграционного уведомления. В отметке проставляется дата и подпись сотрудника, который занимался приемом уведомления.

Сотрудники МФЦ

После успешной проверки заявитель получает отрывную часть бланка (при личном его посещении отделения или по почте). Затем документы передаются в ГУ МВД, а точнее — в их отделение, отвечающее за миграционные вопросы.

Подготовка документов

Стоит отметить, что требования к документам могут меняться в зависимости от принимающей стороны. Например, если данной процедурой занимается физическое лицо, то требуется один список документов, а если юридическое (частный предприниматель, компания и т. д.) – другой. Рассмотрим каждый из случаев отдельно.

Юрлицо

Как показывает статистика, принимающей стороной чаще всего является юридическое лицо. Легализация пребывания иностранцев в России требует предоставления следующих документов:

  • свежая выписка из ЕГРЮЛ (давностью не более 8 недель);

Выписки из ЕГРЮЛ

  • контактные данные организации;
  • документация, подтверждающая право собственности на территорию, где расположена компания. Может подойти копия арендного договора;
  • трудовой договор для иностранца (возможна копия);
  • копия документа, подтверждающего личность директора компании;
  • справка, подтверждающая внесение в ЕГРЮЛ;
  • копия уведомления с Росстат;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • документ, свидетельствующий о госрегистрации юридического лица.

Документы, необходимые для постановки на миграционный учет

Обратите внимание! Работодатель может выполнить регистрацию своего работника с другого государства только в случае оформления всех необходимых документов с ФМС. Как только фирма получит аккредитацию, позволяющую нанимать мигрантов на работу, она сможет быть принимающей стороной.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Если фирма не прошла соответствующую регистрацию в государственной структуре ФМС, то нанимать рабочих с других стран и, соответственно, ставить иностранца на миграционный учет она не может. В противном случае по отношению к компании, нарушившей закон, будут приняты соответствующие меры.

Физлицо

Физическим лицам, которые решили стать принимающей стороной, необходимо подготовить гораздо меньший перечень документов, а именно:

  • свидетельство, подтверждающее право собственности на жилье;
  • паспорт гражданина РФ или другой страны;
  • копия паспорта.

Подача документов

Когда все необходимое будет готово, можно приступать непосредственно к процессу постановления на миграционный учет. Стоит отметить, что некоторые документы нужны не только в оригинале, но и в виде копии.

Дополнительные рекомендации

Юридическим лицам, которые собираются выступить в качестве принимающей стороны, рекомендуется изначально запросить у своего будущего иностранного работника документы, которые подтверждают его регистрацию. В первую очередь, такая мера предосторожности необходима, чтобы исключить вероятность нарушения миграционного режима.

Советы по постановке на миграционный учет

Предварительная проверка документов позволит избежать серьезных штрафов или депортации, поэтому к таким вопросам следует относиться с ответственностью. Если в процессе постановки на миграционный учет у вас возникли какие-либо вопросы или трудности, обязательно проконсультируйтесь со специалистом в этой сфере. Это поможет избежать различных проблем.

Всем категориям иностранцев – собственникам жилых помещений в РФ могут предоставить право выступать принимающей стороной

Правительство РФ инициировало поправки в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Они направлены на совершенствование механизмов миграционного учета иностранных граждан.

Ключевой новеллой может стать предоставление всем категориям иностранных граждан, являющихся собственниками жилых помещений в России, права выступать принимающей стороной. Соответственно, они смогут ставить других иностранных граждан на учет по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. В настоящее время таким правом пользуются только высококвалифицированные специалисты в отношении себя и членов своей семьи, а также иностранные граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, в отношении только себя. В Правительстве РФ считают, что указанное правило ограничивает иностранцев в праве распоряжаться своим имуществом, поэтому его решено смягчить.

При этом уточняется, что граждане РФ, иностранные граждане, иностранные юрлица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории России и владеющие на праве собственности жилыми или иными помещениями на территории нашей страны, для выполнения обязанности принимающей стороны смогут пользоваться услугами представителя. Речь идет о представителе, указанном в договоре о предоставлении помещения либо имеющего нотариально удостоверенную доверенность. «В этом случае представитель от имени принимающей стороны, в ее интересах и по ее поручению осуществляет в рамках определенных принимающей стороной полномочий предоставление иностранному гражданину для проживания соответствующего помещения и исполняет предусмотренные федеральным законом обязанности принимающей стороны», – подчеркивается в пояснительной записке к документу.

Согласно поправкам1 представитель будет обязан своевременно представлять в орган миграционного учета достоверные сведения при осуществлении учета иностранного гражданина по месту пребывания. Дополнительно будут определены меры ответственности для него.

Кроме того, законопроектом предлагается уравнять в правах и обязанностях постоянно проживающих и временно проживающих иностранных граждан в части постановки на миграционный учет по месту пребывания. Исходя из того, что указанные правовые статусы схожи, по мнению законодателя, изменение будет способствовать повышению эффективности миграционного учета и контроля за пребыванием иностранных граждан.

Также в числе предлагаемых поправок:

  • согласование МИД России с МВД России порядка учета по месту пребывания некоторых категорий иностранных граждан (включая сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств, а также должностных лиц международных организаций и их представительств в РФ, въехавших с рабочим визитом);
  • возможность подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае одобрения поправок они вступят в силу через 90 дней после официального опубликования. Ожидается, что их реализация позволит усовершенствовать механизмы миграционного учета иностранных граждан и будет способствовать укреплению национальной безопасности России.

1 С текстом законопроекта № 818933-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Организация миграционного учета в гостинице

Джабазян Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Если гостиница принимает иностранных гостей, то на нее распространяется обязанность по постановке их на миграционный учет. В этих целях информацию об иностранце, реквизитах его документов, датах прибытия и убытия и др. направляют в миграционные службы с соблюдением определенного порядка. В течение какого времени гостиница должна направить в орган миграционного учета уведомление о прибытии временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина? В каких случаях и как долго необходимо хранить уведомление о прибытии иностранцев в гостиницу? Какие особые условия постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания установлены в период проведения в России ЧМ по футболу FIFA 2018 года? Какая административная ответственность предусмотрена за нарушение правил миграционного учета?

Общие правила организации миграционного учета в гостинице

Постановка иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания в гостиницах и организациях, оказывающих гостиничные услуги, регулируется Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». По отношению к постояльцам-иностранцам гостиницы подпадают под определение принимающей стороны. Это обусловлено нормой п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ: гостиницы являются юридическими лицами, у которых иностранные граждане фактически проживают.

Учет иностранных граждан по месту пребывания на территории РФ осуществляет МВД на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (пп. 49 п. 11 Положения, п. 21 Правил).

К сведению. С 1 января 2018 года вступил в силу Приказ МВД РФ от 23.11.2017 № 881, которым были утверждены:

  • Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

  • форма заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства;

  • формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания.

С памятками по осуществлению государственной услуги «миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства» можно ознакомиться в региональном УВМ ГУ МВД России.

Федеральным законом № 109-ФЗ установлены некоторые особенности миграционного учета иностранцев, проживающих в гостиницах:

  • если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе – на него не распространяются общие правила миграционного учета, согласно которым он должен быть поставлен на учет по месту пребывания в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания (пп. «б» п. 1, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 20). Это обусловлено тем, что в целях государственной безопасности администрация гостиниц обязана фиксировать сведения обо всех иностранных постояльцах и передавать их в органы власти в сфере миграции (п. 9, 10 ст. 22);

  • уведомление о прибытии иностранцев в гостиницу должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия (п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 20). Если иностранец заселяется в гостиницу в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней) – уведомление о его прибытии должно быть направлено в течение суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

По прибытии в гостиницу иностранец (или администрация гостиницы) заполняют бланк уведомления о прибытии. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения (п. 23, 24 Правил):

О лице, подлежащем постановке на учет

О принимающей стороне (гостинице) (оборотная сторона бланка)

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Гражданство (подданство).

3. Дата и место рождения.

4. Пол.

5. Вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

6. Вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

7. Цель въезда.

8. Профессия.

9. Дата въезда в Российскую Федерацию.

10. Серия и номер миграционной карты.

11. Заявленные сроки пребывания.

12. Адрес места пребывания

1. Фамилия, имя, отчество ответственного лица организации.

2. Вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации.

3. Адрес места жительства ответственного лица организации.

4. Наименование организации.

5. Фактический адрес организации.

6. Идентификационный налоговый номер организации

Подчеркнем: за предоставление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об адресе места пребывания иностранных граждан организацию и ее руководителей могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.27 КоАП РФ.

Бланк уведомления о прибытиизаполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке (п. 27 Правил). При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур, сокращения слов и пропуск реквизитов. Бланк оформляется:

  • в одном экземпляре, если передача сведений о прибытии иностранца в органы миграционного учета производится в электронном виде;

  • в двух экземплярах, если сотрудники гостиницы представляют в органы власти в сфере миграции уведомление на бумажных носителях. Один экземпляр уведомления хранится в гостинице в течение года (п. 27 Правил). К этому уведомлению необходимо приложить копии паспорта и миграционной карты иностранного гражданина.

Действия администрации гостиницы, принявшей от иностранного гражданина уведомление о прибытии, прописаны в п. 33 Правил.

Обратите внимание: принимающая сторона не вправе изымать у иностранца паспорт и миграционную карту (ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 109-ФЗ).

Итак, при заселении в гостиницу у постояльца – иностранного гражданина на руках оказывается «регистрация» – отрывная часть уведомления о прибытии. Если гостиница является юридическим лицом, в уведомлении проставляется печать организации (п. 25 Правил).

Скажем несколько слов о проставлении отметки о приеме в уведомлении. Пунктом 31 Правил предусмотрено проставление в отрывной части бланка уведомления о прибытии отметки о приеме уведомления МФЦ, организацией федеральной почтовой связи либо администрацией гостиницы наряду с территориальным органом МВД России.

Форма отметки, которая проставляется гостиницей, отличается от той, что проставляют органы миграционного учета и МФЦ, и утверждена Приказом Минспорттуризма РФ от 02.04.2009 № 144 «Об утверждении формы отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядка ее проставления».

В Письме от 03.04.2017 № ГД-4-14/6089@ ФНС обратила внимание на равнозначность в соответствии с действующим законодательством в сфере миграционного учета отметок о приеме уведомления о прибытии иностранного гражданина, проставляемых территориальным органом МВД, МФЦ, организацией федеральной почтовой связи либо администрацией гостиницы.

К сведению: если иностранный гражданин уже поставлен на учет по месту пребывания (например, по месту фактического проживания в Российской Федерации или месту нахождения организации-работодателя), в случае его прибытия в гостиницу он должен быть поставлен на учет по месту пребывания в гостинице.

Пунктом 32 Правил предусмотрено, что постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, определенный Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ). Гостиницы не имеют права продлевать иностранцам срок пребывания: таким правом в силу п. 4 ст. 5 названного закона наделены органы власти в сфере миграции. Новый порядок продления срока пребывания в России иностранных граждан утвержден Приказом МВД РФ от 18.12.2017 № 933, который вступил в силу с 03.02.3018.

К сведению: администрация гостиницы вправе поставить иностранного гражданина на учет (заселить) на срок действия имеющейся у него «регистрации». Для иностранцев, въехавших на территорию России по визе, – это срок действия визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации для иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ (абз. 2 ч. 1 ст. 5 этого закона). При этом непрерывный срок временного пребывания в нашей стране такого иностранца не может превышать 90 суток.

Об убытии иностранца администрация гостиницы должна уведомить миграционную службу не позднее 12.00 дня, следующего за днем убытия названного лица, путем направления отрывной части бланка уведомления о прибытии для снятия с учета по месту пребывания. Принимающая сторона должна заблаговременно приложить все возможные усилия, чтобы получить от иностранного гражданина отрывную часть бланка уведомления. Если гость убыл, не возвратив данный документ, то об этом необходимо проинформировать территориальный орган миграционного учета.

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

Если принимающая сторона – гостиница не выполнила свои обязанности по постановке на миграционный учет постояльца-иностранца, то ей грозит ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» в виде наложения административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 000 до 4 000 руб.;

  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;

  • на юридических лиц – от 400 000 до 500 000 руб.

Правомерность привлечения гостиницы к административной ответственности за неуведомление органа миграционного учета о прибытии (убытии) иностранного гражданина подтверждается судебной практикой (постановления ВС РФ от 05.04.2016 № 303-АД16-1973, АС ПО от 11.10.2016 № Ф06-14107/2016).

Следует помнить, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, является формальным, по­этому ответственность за его совершение наступает вне зависимости от наличия вредных последствий. Такой вывод содержится, в частности, в Постановлении АС ЦО от 16.03.2016 № Ф10-441/2016.

Вместе с этим при вынесении решений суды, учитывая финансовое положение организаций, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, зачастую значительно снижают размер штрафов. Так, ВС РФ в постановлениях от 11.02.2016 № 9-АД16-3, № 9-АД16-4, № 9-АД16-5 признал правомерным снижение штрафа с 400 до 200 тыс. руб.

Особые правила в период проведения ЧМ-2018

В период проведения в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года – с 25 мая по 25 июля – на территории городов, где будут проходить футбольные матчи, вводятся особые условия постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации их по месту жительства (регистрации по месту жительства подлежат иностранцы, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации).

К сведению: города, где будут проводиться футбольные матчи, – Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сочи.

Согласно ч. 9 ст. 20 Федерального закона № 109-ФЗ особенности миграционного учета иностранных граждан в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 108-ФЗ), устанавливаются указанным федеральным законом, а не Федеральным законом № 109-ФЗ.

В частности, в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 108-ФЗ иностранные граждане, являющиеся участниками чемпионата мира по футболу (члены команд, судьи, тренеры и пр.), а также представители FIFA, дочерних организаций FIFA, конфедераций и национальных футбольных ассоциаций, включенных в списки FIFA, не подлежат миграционному учету по месту пребывания.

К сведению: на основании ч. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 108-ФЗ в период проведения спортивного соревнования Президент РФ может ввести усиленные меры безопасности, включающие в себя в том числе ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан.

Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» установлены сокращенные сроки постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан в городах России, на территории которых будут проходить спортивные соревнования: постановка на учет по месту пребывания или регистрация по месту жительства иностранных граждан, прибывших для временного пребывания (временного или постоянного проживания), должна осуществляться в течение суток со дня их прибытия в место пребывания или место жительства при обращении в соответствующий территориальный орган МВД (пп. «д» п. 4).

Как видим, для гостиниц срок не изменился. При этом с 25 мая по 25 июля 2018 года в городах, принимающих ЧМ-2018 (в пределах границ административно-территориальных образований) иностранных граждан нельзя будет поставить на учет через организацию почтовой связи или многофункциональные центры, обязательным будет представление уведомления о прибытии, копии паспорта и миграционной карты иностранца в соответствующий орган МВД.

Обратите внимание. Указом Президента РФ от 12.05.2018 № 214 в текст п. 4 Указа № 202 был введен новый пп. «д.2», в котором уточнен порядок уведомления о прибытии иностранца. Согласно нововведениям уведомление о прибытии иностранного гражданина в гостиницу… осуществляется в течение одного дня, следующего за днем его прибытия в указанное место пребывания, в порядке, установленном законодательством РФ.

* * *

Итак, по прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган миграционного учета о прибытии иностранца в место пребывания. Если бланк уведомления представляется в органы власти в сфере миграции на бумажном носителе, то его следует оформлять в двух экземплярах, один из которых хранится в гостинице в течение года с приложением копий паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. В период проведения в России ЧМ по футболу особенности миграционного учета иностранных граждан устанавливаются Федеральным законом № 108-ФЗ, согласно которому такие граждане, являющиеся участниками чемпионата мира по футболу, не подлежат миграционному учету по месту пребывания.

При невыполнении обязанности по постановке на миграционный учет постояльца-иностранца, например, неуведомлении органа миграционного учета о прибытии или убытии иностранного гражданина, гостинице грозит ответственность в виде административных штрафов в размере до 50 000 руб. (для должностных лиц) и до 500 000 руб. (для юридических лиц).

>Новые формы уведомлений о постановке мигрантов на регистрационный учет

Уточненные правила уведомления об иностранцах

20 марта вступили в силу поправки в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9. Изменения подготовлены МВД после того, как были уточнены обязанности физических и юридических лиц, выступающих принимающей стороной для иностранных граждан.

Специалисты, ведущие учет иностранных граждан в организации, должны принимать во внимание следующие изменения:

  • появился перечень документов, которые иностранные граждане — выходцы из государств — членов Евразийского экономического союза (члены их семей) предъявляют принимающей стороне для постановки их на учет по месту пребывания. Среди документов:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • миграционная карта;
    • трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;
    • документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена ЕАЭС);
  • разрешено при заполнении бланка уведомления о прибытии использовать аббревиатуры и сокращения слов;
  • к уведомлению о прибытии прилагают копии всех вышеперечисленных документов, но удостоверение личности копировать полностью уже нужно, поскольку требуются сведения о самом иностранце и совершенных им ранее поездках;
  • если работодатель ставит на учет по месту пребывания иностранного гражданина в возрасте до 1 года, рожденного на территории РФ и не выезжавшего за пределы страны, миграционную карту не потребуют (ее нет). В то же время родители должны предоставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного ребенка и признаваемый Российской Федерацией в таком качестве. Его получают в дипломатическом представительстве или консульстве;
  • в самом уведомлении дополнительно указывают реквизиты документа, подтверждающего право пользования помещением, предоставляемым для проживания иностранцу;
  • для снятия с учета принимающая сторона должна уведомить об убытии иностранного гражданина. На это дается 7 рабочих дней. Способы передачи информации — стандартные: непосредственно в МВД, через МФЦ либо по почте.

Напомним, что 08.07.2018 вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который уточнил некоторые нормы закона о миграционном учете иностранных граждан. В частности, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ теперь считается:

«жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае осуществления в этой организации трудовой или иной не запрещенной деятельности».

В соответствии с действующей редакцией ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», временно пребывающих иностранцев ставит на учет принимающая сторона (у самого иностранца такой обязанности нет). Место временного пребывания будет:

  • по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает. В данном случае речь идет о ситуации, когда он проживает в чужой квартире. Даже если ее арендует работодатель, обязанность по постановке на учет возникает у собственника жилья;
  • по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает. Этот пункт разъясняет правила постановки на учет временно пребывающих иностранцев, которые находятся на территории РФ на отдыхе либо в командировке, то есть цель поездки — деловая или отдых, но не работа. Если иностранец приехал работать и проживает в гостинице, то администрация является принимающей стороной и обязана поставить его на учет;
  • по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия. Больницы ставят на учет временно пребывающих иностранцев, приехавших с целью получить медицинские услуги (лечиться);
  • по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
  • по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещенную законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания. То есть принимающей стороной считается работодатель, поэтому он и обязан уведомлять о прибытии иностранца.

На основании п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель, как принимающая сторона, обязан гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение приезжего на период его пребывания в РФ, то есть обеспечить работника заработной платой не ниже МРОТ, медицинским полисом и жильем, которое может располагаться на территории организации. Установлены конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое работодателем (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47): в частности, оно должно быть пригодно для постоянного проживания, соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям.

Таким образом, работодатель обязан уведомлять МВД о прибытии иностранного гражданина (ставить его на учет по месту пребывания по адресу организации) только в одном случае: если иностранец работает в компании и проживает по адресу организации либо в предоставленном ею помещении, имеющем единый с организацией адрес.

Такие изменения в законодательство были внесены по указанию Конституционного суда РФ. Постановлением от 19.07.2017 № 22-П существующие в законе о миграционном учете формулировки были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку содержали неопределенность по ряду вопросов. Так, не было ясно, в каком случае допустимо поставить на учет гражданина по месту пребывания по адресу организации как принимающей стороны. Также было непонятно, кто обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца — сам гражданин или принимающая сторона.

Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания

С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.

Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.

В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:

  • работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
  • физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
  • больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
  • дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
  • исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
  • дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.

Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.

Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.

Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.

Основания снятия с учета ИГ следующие:

  • постановка на учет в другом месте пребывания;
  • прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
  • расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
  • отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
  • признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
  • установление факта фиктивности регистрации;
  • смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.

Форма уведомления о выбытии

До августа 2018 г. гостиницы и прочие организации уведомляли о выбытии постояльца (пациента, осужденного) путем передачи в органы миграции отрывной части уведомления о прибытии, что неизменно вызывало немалые сложности, так как ИГ довольно часто оставляли их у себя. С введением обязательности снятия выбывших ИГ с учета была введена и временная форма уведомления о выбытии. Но 28.07.2019 в Минюсте зарегистрирован Приказ МВД от 18.03.2019 № 142, определивший новую форму уведомления и порядок ее заполнения.

Теперь она визуально похожа на бланк уведомления о прибытии в место пребывания и содержит необходимые данные.

На лицевой части:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения иностранного гражданина;
  • дата убытия;
  • адрес места пребывания;
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные лица — представителя принимающей стороны.

На оборотной части:

  • наименование, адрес ИНН принимающей стороны — организации;
  • реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя;
  • подпись представителя и печать организации;
  • должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

На отрывной части:

  • фамилия, имя, отчество убывшего гражданина;
  • дата рождения;
  • должность, фамилия, имя, отчество, подпись должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

Как и любые документы, подаваемые в отдел по вопросам миграции (ОВМ), форма заполняется черными или синими чернилами печатными буквами либо на компьютере. Подают ее лично в ОВМ, через МФЦ или по почте.

Правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Миграционным контролем больше 2 лет занимаются территориальные исполнительные органы в сфере миграции, организованные в МВД. На сайте ведомства к концу декабря всегда появляются списки юридических лиц, в отношении которых планируется проверка в следующем году. Однако до сих пор компании, которые нанимают иностранную рабочую силу, проверялись по внутренним регламентам, и в каждом регионе такие документы отличались. В 2018 году на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 МВД начало разработку единого списка контрольных вопросов, так называемых чек-листов.

Соответствующий Приказ МВД № 42 от 29.01.2019 вступил в силу 11 марта. С этой даты чек-листы обязательны для инспекторов.

Что касается самого проверочного листа, то у него следующая структура:

  • в начале содержится информация о государственном органе и ответственных лицах, проводящих проверку, и об организации, на территории которой эта проверка проходит;
  • затем идет сам список из 10 вопросов, которые изучают контролеры. Например, такие:
    • имеются ли у организации разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
    • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления.

Для организаций, которые не пользуются иностранной рабочей силой, но выступают в качестве принимающей или приглашающей стороны (гостиницы, вузы, иные организации), МВД разработало иную форму чек-листа. Она представлена в Приказе № 42, в приложении № 2.

В обоих случаях вопросы предполагают односложные ответы «да» или «нет». Если по итогам проверки выяснится, что организация нарушает хотя бы одну норму миграционного законодательства, контролеры составят акт, а затем нарушителя привлекут к ответственности.

Сейчас все инспекторы обязаны проводить проверки в соответствии с чек-листом. Поскольку все пункты контроля заранее известны, специалисту, отвечающему за оформление иностранных граждан в компании, подготовиться к проверке стало гораздо проще.

Ознакомиться с полным списком вопросов можно, скачав форму чек-листа ниже.

Форма проверочного листа

Штрафы за несоблюдение правил миграционного учета

С 23.11.2018 вступили в силу штрафы для организаций за фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранцев. Санкции предусмотрены Федеральным законом от 12.11.2018 № 420-ФЗ.

В нем, в частности, уточняется понятие фиктивной постановки на учет по месту пребывания иностранцев: в него включена постановка на учет мигранта по адресу организации, в которой он не работает. Если такое нарушение обнаружат, компанию привлекут к ответственности либо по ст. 19.15.1 КоАП РФ, либо по ст. 322.3 УК РФ.

Раньше санкции по этим статьям касались только фиктивной регистрации в жилом помещении, поэтому у депутатов созрела идея распространить статью 322.3 УК РФ и на владельцев «резиновых офисов». В случае выявления нарушения им грозит следующее наказание:

  • штраф до 500 тыс. рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового.

Обратите внимание и на Федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ, который внес поправки в ст. 18.9 КоАП РФ. Они необходимы, чтобы организации и ИП соблюдали статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регулярно сообщали о нарушениях правил пребывания иностранцев в России. В случае отказа граждан оштрафуют на 2000-4000 рублей, должностных лиц — на 45-50 тыс. рублей, а организациям придется платить от 400 тыс до 500 тыс. рублей. Аналогичные штрафы для должностных лиц и организаций введены за предоставление ложных документов для въезда иностранца, и за отказ поставить его на учет в порядке, предусмотренном законом или неуведомление о выбытии. Все эти штрафы вступили в силу с 16.01.2019.

Особое мнение

Алена Демьянчук, менеджер проекта ООО «РЦ Автодорстрой» Количество проверок работодателей на практике растет в центральных регионах страны. Размер штрафа за недобросовестно оформленного иностранного сотрудника приводит к нежеланию брать мигранта в бизнес мелкого и среднего размера. Обновления миграционного законодательства неравномерны, работодатель вынужден находиться в режиме контроля изменений, чтобы не прилетело «откуда не ждали». Есть и хорошая сторона таких перемен: избирательный подход к иностранным кандидатам, рост ответственных мигрантов с патентом на работу, появление новой ветки услуг по подбору и помощи в оформлении разрешительной документации для работодателя и его будущих сотрудников.

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо действующих формулировок в законодательстве о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появились у них с 16.01.2019. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую принимают работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. По закону, работодатель обязан сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, и сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не в состоянии проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.

Чтобы у работодателей не было вопросов, как именно следить за иностранцами, в МВД написали отдельное Постановление Правительства об обязанностях лиц, выступающих в качестве принимающей стороны. Сейчас на едином портале проектов нормативных актов опубликована окончательная версия этого документа. В нем сказано, что должны делать физические и юридические лица, чтобы не нарушить закон:

  • вручить иностранному гражданину после его прибытия в РФ под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания по форме, установленной МВД, и предупреждение об ответственности за ее несоблюдение;
  • обеспечить условия для соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранным гражданином, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) напомнить приглашенному иностранному гражданину о необходимости выезда из РФ по окончании срока действия визы: направить ему заказное письмо с уведомлением или вручить напоминание лично под подпись;
  • при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок) оказать содействие для их устранения;
  • в случае обнаружения несоблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда, сроков пребывания или потери связи с ним проинформировать об этом территориальный орган МВД в течение пяти рабочих дней со дня выявления соответствующих фактов.

Документ еще не утвержден, в нем возможны изменения.

Миграционные правила должны соблюдать все, кто будет находиться на территории России. Закон распространяется на все государства и на страны, входящие в союз независимых государств (СНГ). После пересечения границы и прохождения таможенного контроля иностранный гражданин СНГ получает миграционную карточку со специальной отметкой.

Образец заполнения миграционной карты

Порядок и правила пребывания

Закон предусматривает, что после истечения семи дней въезжающий обязан уведомить о своём местонахождении на территории РФ и получить соответствующие документы в местном миграционном отделении. Постановка на учет — неукоснительное правило для всех иностранных подданных и путешественников из СНГ.

Для граждан некоторых стран порядок устанавливает определённые сроки пребывания на территории РФ. Беларусь, Армения, Казахстан – 30 суток, для Таджикистана — 15 суток, а для Украины — 3 месяца.

Зарегистрировать своё пребывание и встать на учет должен каждый иностранный подданный, если он будет пребывать в РФ более чем 7 суток. Если он покидает страну раньше, то оформление регистрации в ФМС не представляет необходимости и закон не нарушается. Семидневный период включает в себя тот день, когда приезжий пересекает границу, независимо от того, сколько ему ещё добираться до пункта назначения.

Порядок регистрации

Закон гласит, что каждый приезжий из СНГ обязан поставить себя на учет в миграционном местном центре, если:

  • он работает на вахте;
  • лечится в специальных медицинских учреждениях или проходит реабилитацию;
  • не имеет точного места жительства;
  • временно проживает в гостиничном комплексе, санатории, профилактории, пансионате и прочих заведениях туризма и обслуживающего характера;
  • находится в исправительном учреждении.

В большинстве случаев иностранный подданный из СНГ может самостоятельно уведомить службу о своём прибытии и встать на учет. Если у заявителя есть собственное жильё на территории РФ, то он имеет право оформить постоянную прописку. Этот закон есть в отдельном пункте при покупке жилья иностранным подданным. Оформление происходит после подачи документов в паспортное отделение по месту проживания. Для этого понадобятся следующие документы:

  • паспорт с копией;
  • миграционный лист, копия;
  • сертификат с указанием права на собственное жильё.

Вышеперечисленные документы подаются в том случае, если у приезжего из СНГ есть жилая площадь в личной собственности. Также закон предусматривает, что в случае аренды, постановка на учет иностранца происходит через арендодателя.

Понятие принимающей и приглашающей стороны

Не стоит путать принимающую сторону с приглашающим человеком. Неосведомлённость многих иностранцев приводит к возникновению дальнейших проблем в регистрации на территории РФ. Нередко сложности возникают, если дело касается поездки по частной или визе туристического характера.

Порядок и закон такой, что приглашающая сторона выступает в качестве человека, ходатайствующего о получении приглашения на посещение РФ. Это лицо предоставляет гарантии того, что у него имеются все условия и средства для принятия иностранного подданного из СНГ.

При пересечении таможни гость указывает в миграционном листе данные о месте приезда – регион, город, улицу и фамилию приглашающей стороны. Остальная информация при становлении на учет не указывается. Остальные сведения – паспортные данные и прочее уже предоставляются в миграционный центр по факту прибытия и заселения в жилую площадь.

Приглашающая сторона остаётся таковой ещё до въезда подданного другой страны в РФ и может выступать только в одном лице. Принимающих людей за всё время пребывания иностранца из СНГ может быть сколько угодно. Всё зависит от того, сколько раз гость переезжал с одного места проживания на другое за время своего визита в Российской Федерации. Правила и закон требуют постановки на учет при каждой смене жилой площади.

Кто может стать принимающей стороной?

  • Физическое лицо, являющееся гражданином рф, иностранный подданный с видом на жительство, частный предприниматель;
  • Юридические лица – предпринимательские организации, имеющие регистрацию в Российской Федерации.

После прибытия к принимающей стороне иностранцем предъявляется удостоверение личности и миграционная карта. Если ранее приезжий из СНГ имел регистрационный временный лист, то сейчас его отрывная часть предоставляется в миграционный центр по месту нового проживания.

Принимающая сторона обязана подать документы для постановки на учёт и зарегистрировать гостя, иначе, на неё могут наложить штрафные санкции. Если принимающей стороной стала гостиничная база или санаторий, то уведомить миграционный центр необходимо на следующий день после прибытия иностранного подданного из снг. Администрация заполняет уведомление на бланке печатными буквами без ошибок, исправлений и сокращений. Форму для заявления можно найти на специальном сайте ФМС, там же просмотреть и образец заполнения.

Способы передачи информации о приезде

1. Самостоятельное посещение миграционного центра

Постановка на учёт в ФМС происходит в рабочее время. Уведомление о пребывании заполняется в единственном виде. Туда же присоединяются ксерокопии паспорта и миграционной карточки. Кроме этих документов других справок не требуется.

В паспортном столе не запрашивают права на владение имуществом или документов об аренде жилья. Принимающая сторона может направиться вместе с иностранцем в отделение миграции и предоставить удостоверение личности. Государственная пошлина при постановке на миграционный учет не потребуется.

2. Почтовое извещение

Уведомление, которое будет отослано через почту, составляется в двух экземплярах. Письменное заявление будет принято, если у отправителя имеется удостоверение личности. Все данные, указанные в письме должны совпадать с информацией о принимающей стороне.

В уведомление вкладываются паспортные ксерокопии мигрирующего лица, а также карточки, выданной на таможенном пункте. Стоимость отправки письма ценного значения — 118 рублей.

Информировать миграционную службу через почту можно один раз при первом становлении на учет. Сдача справок и документации во время продления срока пребывания осуществляется посредством личного прихода.

3. Уведомление через администрацию гостиниц и других социальных организаций

В этом случае принимающая сторона отправляет все сведения через электронную почту. Отрывной талон от регистрационной бумаги вручается на руки мигранту.

Особое положение для граждан с Украины

Приезжие с Украины могут не оформлять временный регистрационный лист и быть на учете в миграционном, если они въезжают на территорию РФ менее чем на 90 суток. Если проживание продляется, то в миграционную службу подаётся уведомление, и человека прописывают по адресу принимающей стороны. Это необходимо, если приезжий попадает под программу переселения, оформляет в дальнейшем РВП или вид на жительство с получением гражданства.

В связи с последними политическими событиями на Юго-Востоке Украины людям, покинувшим юго-восточную территорию, регистрация в миграционном центре продлевается на 6 месяцев. Принимающая сторона сдаёт ксерокопии документов – паспорта и миграционной карты и отрывную часть регистрационного листа, выданного ранее. Беженец с этого момента находится на учете. Далее он может оформлять РВП.

Нарушение закона

Любые нарушения, связанные с иностранцами могут повлечь за собой штрафные санкции. Они применяются и к мигранту, и к принимающей стороне. Помимо штрафа на приезжего действует закон о депортации, если он не стоял на учете.

Каждый приезжающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин должен пройти процедуру постановки на учет в органах УФМС. Уведомление, которое заполняет принимающая сторона, служит основанием для регистрации в миграционных органах.

Принимающая сторона так же должна предоставить иностранцу помещение для проживания. Уведомление о прибытии представляет собой бланк, состоящий из двух частей, одна остается на руках у иностранца, а вторая направляется в ФМС. Миграционные органы принимающая сторона обязана уведомить о прибытии иностранного гражданина в течение 7 дней.

Кто может быть принимающей стороной?

  1. организации, оказывающие гостиничные услуги или санаторно-курортное лечение: гостиницы, хостелы, отели, санатории. Администрация учреждения подает уведомление в течении суток в миграционные органы;
  2. физическое лицо, имеющее гражданство Российской Федерации. Если гражданство другой страны, то лицо должно проживать на территории РФ постоянно;
  3. юридическое лицо или его филиал;
  4. квалифицированный специалист, имеющий собственное жилье и только в том случае, если иностранец его родственник.

Уведомление о прибытии должно быть заполнено: на русском языке, разборчиво, без ошибок, сокращений и аббревиатур.
В случае, если физическое лицо является принимающей стороной, то на обратной стороне бланка должна стоять его подпись, обозначающая его согласие на использование его жилой площади. Если юридическое лицо, то на обратной стороне ставится еще и печать помимо подписи руководителя организации.

Документы, необходимые для постановки на учет

  1. копия документа, удостоверяющего личность гражданина, с отметкой о пересечении границы;
  2. уведомление о прибытии;
  3. ксерокопия визы, если гражданин въехал в визовом порядке;
  4. паспорт гражданина, выступающего принимающей стороной.

Если принимающая сторона не смогла в установленный срок отправить уведомление о прибытии в ФМС и на это имеются уважительные причины, их должен предоставить в миграционные органы сам иностранец.

Когда у иностранного гражданина есть собственное жилье, он может указать его в качестве места постоянного пребывания. Для этого вместе со всем комплектом документов нужно представить в миграционные органы:

  • документ о праве на собственность;
  • документы, которые подтверждают родство, в случае, если принимающей стороной является высококвалифицированный специалист.

Чтобы избежать последних, перед пересечением границы РФ нужно тщательно изучить законодательство в сфере миграций, узнать, как осуществляется миграционный учет иностранных граждан, какие документы при этом требуются.

Процесс постановки на миграционный учет иностранных граждан

Суть данного процесса состоит в том, чтобы предоставить временную регистрацию жителям других государств, приехавших в Россию. Это означает, что в обязанности каждого иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, входит процедура вставания на миграционный учет.

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации основывается на ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан, и лиц без гражданства в РФ». Настоящий закон о миграционном учете дополнен Постановлением Правительства РФ № 9 касательно «Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» и «Административным регламентом… по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного учета иностранных граждан….» (Приказ МВД № 881 от 23 ноября 2017 года).

Федеральный надзор за миграционными потоками подразумевает контроль за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранцев в РФ.

Цели постановки на миграционный учет иностранных граждан

  • Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
  • Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
  • Планирование демографического развития страны.
  • Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
  • Защита конституции и интересов граждан РФ.

В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:

  • После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Управление федеральной миграционной службы (далее – УФМС). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности УФМС опирается на Административный регламент по миграционному учету.
  • Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.

Отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов

  • В законах оговаривается время, которое должно пройти после приезда иностранца до момента его регистрации. Это время варьируется для разных стран, но является одинаковым для жителей ЕАЭС, поэтому миграционный учет граждан Армении и миграционный учет граждан Кыргызстана проводится по одинаковым правилам и принципам. Отличия могут заключаться только для людей, которые приезжают в Россию на более длительный период, чем предусмотрено соглашениями ЕврАзЭс.
  • Основной срок, в который иностранец должен стать на миграционный учет по месту пребывания – неделя. За это время гражданин, имеющий право на проживание в РФ, обязан предоставить в органы миграционного учета заявление о своем прибытии в страну. Это правило, действует, например, при миграционном учете граждан Узбекистана и Молдовы.

Сроки постановки на миграционный учет

  • Исключения делаются для граждан Таджикистана (15 дней на регистрацию) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (месяц на регистрацию). В его состав входят Беларусь, Армения, Кыргызстан, Казахстан. Поэтому правила миграционного учета граждан Беларуси будут такими же, как для граждан Казахстана.

Иностранец должен пройти регистрацию на следующий день после приезда в тех случаях, если он:

  • Не имеет места жительства.
  • Работает вахтовым методом.
  • Проходит лечение.
  • Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
  • Пребывает в местах заключения.

Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.

Приоритетные категории населения

  • Специалисты высокой квалификации и их семьи.
  • Экипажи военных кораблей, находящиеся на территории РФ с целью нанесения государственного визита.
  • Экипажи гражданских кораблей, которые выйдя на берег, остаются там меньше чем на сутки.
  • Иностранные граждане, пересекающие территорию России транзитом.
  • Экипажи транспортных средств, которые не выходят за границу вокзалов или аэропортов.
  • Иностранцы, находящиеся в России с целью путешествия меньше недели.

Первичный миграционный учет в ФМС дает иностранцу или человеку без гражданства право нахождения в стране максимум три месяца.

По истечении этого времени, если иностранец не покидает Россию, то возможно продление миграционного учета. В дальнейшем можно оформить разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ).

Миграционный учет граждан Беларуси

Информация о прибытии белоруса должна быть получена Федеральной миграционной службой (далее – ФМС) на протяжении месяца. Находиться на территории России гражданин Беларуси может три месяца. Миграционный учет по месту работы оформляется на срок до года.

На практике, по причине того, что белорусы имеют привилегию не заполнять карту миграционного учета, они часто живут на территории России без регистрации. Но, чтобы устроиться на работу, белорусам в любом случае необходима регистрация.

В Москве и других городах федерального значения во время проведения массовых культурных и спортивных мероприятий (например, чемпионата мира по футболу), время для постановки на учет резко сокращается.

  • Граждане тех государств, которые имеют с Россией безвизовый режим, имеют право находиться в Крыму до трех месяцев.
  • Принимающая сторона обязана уведомить ФМС о прибытии иностранца в течение недели.
  • Для постановки на учет нужно предъявить паспорт и миграционную карту со штампом.

Нарушение миграционного учета

  • Ответственность за несоблюдение или невыполнение принципов миграционного учета несут лица, нарушившие правила въезда или пребывания в стране. Нарушением этих правил является потеря подтверждения на право пребывания в РФ или проживание в стране дольше разрешенного срока.
  • Штраф за нарушение миграционного учета, за которым для нарушителя может последовать дальнейший запрет на пересечение границы РФ, может достигать 7 тыс. р. и зависит от региона страны.
  • За фиктивную регистрацию мигрантов могут оштрафовать на сумму до 500 тыс. р.
  • С 2017 года наказанием за фиктивную регистрацию в нежилом помещении является уголовная ответственность.
  • Для физических лиц – до 4 тыс. р.
  • Для юридических лиц – до 1 млн. р.

А также приостанавливается деятельность юридических лиц на срок до 3 месяцев. Несоблюдение правил миграционного учета в Санкт-Петербурге или Москве подразумевает наложения штрафа на должностное лицо на сумму до 50 тыс. р., для юридического лица – до 800 тыс. рублей.

Как иностранцу встать на учет в ФМС: основные действия

  • При въезде на территорию РФ иностранный гражданин получает бланк миграционной карты.
  • После въезда иностранца на территорию России процессом его регистрации должна заниматься принимающая сторона.
  • После истечения срока регистрации иностранец должен либо выехать за пределы страны, либо, при оформлении определенных документов, срок регистрации продлевается.

Для оформления миграционного учета понадобятся такие документы, как:

  • Оригинал и ксерокопия паспорта.
  • Ксерокопия и оригинал миграционной карты (исключением являются граждане Беларуси).
  • Ксерокопия визы (для граждан государств, с которыми у России установлен визовый режим).

Стоит отметить особенности постановка на учет иностранных студентов. После пересечения границы РФ иностранный студент должен на следующий день встать на учет в отделе по работе с иностранными студентами учебного заведения. Учащиеся должны представить такие документы:

  • Заявление.
  • Ксерокопию паспорта.
  • Ксерокопию визы (при необходимости).
  • Ксерокопию миграционной карты.
  • Два матовых фото 3х4.
  • Приказ о зачислении в университет.
  • Ксерокопию договора об оплате обучения (при необходимости).
  • Ксерокопию чеков по оплате обучения (при необходимости).

Чтобы пройти миграционный контроль, можно обращаться в следующие учреждения:

  • В территориальный отдел ФМС.
  • В многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МЦФ).
  • В отделения Почты России (услуга почтовой службы стоит около 180 рублей).
  • В администрацию гостиницы, в которой проживает иностранец.
  • За государственную услугу постановки на миграционный учет плата не берется.

Обязанности принимающей стороны

Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:

  • Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
  • Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.

Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:

  • Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
  • Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
  • Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
  • Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
  • Работодатель или другое юридическое лицо.
  • Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
  • Представители государственной власти РФ.

Принимающая сторона для того, чтобы правильно осуществить миграционный контроль, после прибытия иностранца должна:

    Заполнить законодательно утвержденную форму (бланк), в которой указываются данные о прибывшем человеке. Бланк принимающая сторона должна заполнять на русском языке без зачеркиваний, сокращений, пропусков. Если в документе слишком много орфографических ошибок, тогда специалист по миграционному учету может отклонить запрос.

Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место прибывания

На каждого приехавшего иностранца заполняется отдельный бланк уведомления. Особа, которая уведомляет о прибытии иностранца, должна предъявить:

  • Удостоверение личности.
  • Ксерокопию удостоверения личности иностранца или ксерокопию его карты миграционного учета.

Сотрудник, проверив документы для постановки на миграционный учет, и убедившись в их правильности, делает на бланке отметку о том, что уведомление принято. Принимающей стороне отдают отрывную часть уведомления с печатью о получении соответствующих бумаг. Этот документ принимающая сторона должна отдать прибывшему иностранцу.

Отметка от подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для постановки на учет по месту прибывания

Осуществление миграционного учета, в том случае, если принимающая сторона – юридическое лицо (миграционный учет по месту работы), происходит при наличии следующих документов:

  • Ксерокопии регистрации права деятельности юридического лица, принимающего на работу иностранца.
  • Ксерокопии Идентификационного номера налогоплательщика.
  • Ксерокопии уведомления из Федеральной службы статистики.
  • Ксерокопии свидетельства о записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • Ксерокопии приказа о назначении руководящего лица.
  • Ксерокопии паспорта руководящего лица.
  • Ксерокопии трудового договора с иностранным работником.
  • Сведения о предприятии или организации, которая желает поставить работника на миграционный учет.
  • Ксерокопии договора аренды о праве собственности на помещение, в котором происходит деятельность юридического лица.
  • Оригинал выписки из Единого государственно реестра юридических лиц, оформленный не раньше, чем за два месяца до постановки на учет иностранца.
  • Юридическое лицо должно состоять на учете в ФМС и иметь разрешение на то, чтобы брать на работу мигрантов.

Ещё одна обязанность для принимающей стороны, введённая в августе 2018 года, — уведомление сотрудников ФМС об убытии иностранного гражданина. С текстом поправок к закону о миграционном учёте иностранцев можно познакомиться здесь. Также смотрите видео на эту тему.

Бланки и специальные формы

Формы и образцы миграционных документов можно скачать с разных сайтов в интернете, взять в местах регистрации. Так же можно скачать на нашем сайте

Утвержденная форма временной регистрации иностранца называется «Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания». Эту анкету заполняет принимающая сторона. Она представляет собой отдельный лист, который заполняется с двух сторон. В 2019 году этот бланк был видоизменен, сейчас в него надо вносить информацию следующего характера:

  • Фамилия, имя, отчество.
  • Гражданство.
  • Серия и номер паспорта.
  • Информация о визе (при ее наличии).
  • Место проживания.
  • Данные о проживающей стороне (серия, номер паспорта, место жительства).
  • Сроки пребывания в стране.

Образец заполнения Уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания

Существует специальный Модуль миграционного учета для бухгалтерской системы 1С. С помощью этой программы миграционного учета можно рассчитать зарплату заграничных работников. Она предназначена для расчета заработной платы, отпусков и др. В ней присутствуют шаблоны следующих документов:

  • Трудовых договоров.
  • Уведомления о предоставлении отпуска для иностранных работников.
  • Уведомления для налоговых служб.
  • Разрешения на работу.
  • Заявление о выдаче патента на деятельность.
  • Уведомления об увольнении.
  • Листок статистического учета.

Эту программу можно скачать с интернета. Но для лицензионной установки требует ИНН какой-либо организации. В интернете есть также программы, представляющие собой калькуляторы для расчета максимального срока пребывания иностранца в России. Он очень полезен в тех случаях, когда нужно уточнить сроки туристических поездок без оформления документации, продлевающей максимальные сроки пребывания (РВН, статус беженца, продление сроков по причине болезни или учебы).

Снятие с миграционного учета

Эта процедура происходит автоматически. Во время выезда из страны, информация об этом попадает в базу ФМС и происходит снятие с учета. Если иностранный гражданин на территории России проживал в гостинице, на турбазе, в спортивном лагере или находился в больнице, то организация должна подать информацию о его отъезде в течение ближайших 12 часов.

В том случае, если иностранный гражданин отбывает на территории России наказание, то срок его пребывания в стране равен сроку исполнения наказания. Когда иностранец, совершивший правонарушение или преступление, попадает в подразделение полиции, необходимо уведомить об этом ФМС в течение суток.

Иностранец снимается с учета в случае смерти или объявления его пропавшим без вести. Снятие с миграционного учета происходит, когда истекает срок действия РВП.

  • Миграционный учет ребенка происходит таким же образом, как и взрослого. Дети иностранных граждан должны быть поставлены на учет в течение 7 дней после прибытия. Однако сроки постановки на учет имеют отличия, в зависимости от гражданства. Жители Украины должны регистрировать ребенка на протяжении 7 дней, подданные Таджикистана – 15 дней, граждане Казахстана, Армении, Беларуси, Киргизии, Кыргызстана – 30 дней. Продлить регистрацию ребенку иностранца можно в том случае, если его родители имеют на это основания – при наличии патента на работу или вида на жительство и др. При регистрации детей принимающей стороной не может быть юридическое лицо.
  • В случае миграционного учета беженцев принимающей стороной иностранных лиц, запрашивающих убежища, выступают органы местного самоуправления, которые решают вопросы их размещения.

Часто иностранцы не знают, как проверить свою регистрацию. Процесс проверки миграционного учета осуществляется так:

  • Отправляется официальное письмо в ФМС с просьбой осуществить проверку факта постановки на учет.
  • Можно лично обратиться в или его территориальное подразделение.
  • Проверка онлайн подобной информации на данный момент невозможна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *