Председатель инвентаризационной комиссии

Содержание

Состав инвентаризационной комиссии

Обновление: 12 декабря 2016 г.

Проверка состава имущества и обязательств является обязательной для любой организации, это указано в ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Проводится проверка специальной комиссией, которая назначается приказом руководителя с указанием поименно, кто входит в состав инвентаризационной комиссии.

Обязанность проведения инвентаризации

При инвентаризации руководствоваться необходимо Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). В них установлено, в каких случаях инвентаризация обязательна (п. п. 1.5, 1.6 Приказа № 49). К примеру, это следующие ситуации:

  • для годовой бухгалтерской отчетности;
  • если обнаружены хищение, порча имущества;
  • если меняется материально ответственное лицо;
  • в других случаях.

Для проверки создаются постоянно действующие и рабочие комиссии. Персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель.

Инвентаризация у ИП

В Приказе № 49 прямо указано о проведении инвентаризации только в организациях, но из Письма Минфина от 31.12.2009 N 03-11-09/422 следует, что в случае хищения имущества этот документ вправе применять также индивидуальные предприниматели.

Судебная практика ещё категоричнее относится к инвентаризации, считая эти документы одним из основных доказательств. Так, в апелляционном определении Курганского областного суда от 24.05.2016 по делу N 33-1716/2016 суд пришел к выводу о том, что инвентаризация была проведена с нарушением установленного порядка. В результате нарушения были признаны существенными и во взыскании ущерба с работника ИП было отказано.

Таким образом, во многих случаях необходимость создания и правила формирования инвентаризационной комиссии относятся не только к организациям, но и к предпринимателям.

Кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии

Законодательство не содержит четкого перечня должностей лиц, которые проводят инвентаризацию имущества в организации. Поэтому решение о включении в комиссию конкретных сотрудников принимается руководителем. В пункте 2.3 Приказа № 49 указано, что в состав комиссии должны включаться:

  • работники администрации;
  • бухгалтеры;
  • другие специалисты (инженеры, экономисты и т.д.).

Из этого положения можно сделать вывод, что бухгалтер и представитель администрации обязательно включаются в состав инвентаризационной комиссии. В отношении участия остальных специалистов принимается решение в зависимости от целей, сроков инвентаризации и иных факторов. При этом из п. 2.3 следует, что членами инвентаризационной комиссии могут быть не только работники организации, но и привлеченные специалисты. Это актуально, если запланирован большой объем инвентаризируемого имущества в короткий срок или необходимо провести инвентаризацию в другом регионе и выгоднее привлечь специализированную организацию, чем оплачивать командировочные расходы своих работников.

Руководитель предприятия принимает решение, кто может быть председателем инвентаризационной комиссии. Этот вопрос также не регламентирован и оставлен на усмотрение руководителя. На практике председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя, руководителей подразделения и т.п.

Материально ответственное лицо не может быть назначено председателем комиссии и входить в ее состав, так как выполняет другие функции во время инвентаризации – не проверяющего лица, а лица, чью деятельность проверяют, к примеру, сохранность и ведение учета ТМЦ. Таким образом, если резюмировать, кто может входить в состав инвентаризационной комиссии, то можно сделать вывод, что любой работник организации и даже привлечённые специалисты, не являющиеся работниками организации, могут быть включены в состав комиссии, которая проводит проверку фактического соответствия данных бухгалтерского учета. Обязательно только участие работников бухгалтерии, которые ведут учет, и администрации. В остальном состав комиссии зависит исключительно от объема, сроков инвентаризации и других факторов.

Сколько человек должно быть в инвентаризационной комиссии

В организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Приказа № 49). Но в нормативных актах нет указаний о количественных ограничениях – ни минимальных, ни максимальных. Поэтому руководитель вправе определить количественный состав комиссии самостоятельно.

Например, в случае внеплановой проверки склада и необходимости пересчета большого количества ТМЦ за один день целесообразно назначить для инвентаризации достаточное количество членов инвентаризационной комиссии, чтобы обеспечить точную и полную проверку.

Необходимо учитывать, что отсутствие даже одного члена комиссии во время инвентаризации позволяет признать результаты проверки недействительными.

Почти все работники учреждения являются материально ответственными лицами, соответственно, сформировать инвентаризационную комиссию без включения в нее кого-нибудь из таких лиц не получается. Можно ли включать материально ответственных лиц в инвентаризационную комиссию? Обязательно ли делать нечетным количество ее членов?

10 октября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на участие материально ответственных лиц в составе инвентаризационной комиссии. Однако подобное решение может быть оправдано в том случае, если такое лицо не может повлиять на достоверность результатов инвентаризации.
2. Нечетное количество членов комиссии позволяет избежать ситуации, когда при голосовании количество голосов за противоположные решения будет равным.

Обоснование вывода:
Основные требования к инвентаризации активов и обязательств в учреждениях установлены в разделе 8 федерального стандарта «Концептуальные основы…». Данные требования не определяют количество членов инвентаризационной комиссии учреждения.
Порядок инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Это требование установлено в ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ), п. 80 федерального стандарта «Концептуальные основы…», п. 9 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544).
При разработке порядка проведения инвентаризации можно использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ, федеральных стандартов и Инструкции N 157н (смотрите также письма Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).
Согласно п. 2.3 Методических указаний N 49 в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний N 49).
Действующее законодательство не содержит прямого запрета на участие материально ответственных лиц организации непосредственно в составе инвентаризационной комиссии.
Однако включение в состав инвентаризационной комиссии материально ответственного лица, у которого находится имущество, непосредственно подлежащее инвентаризации, не рекомендуется, так как одной из основных целей инвентаризации является сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (п. 1.4 Методических указаний N 49). Осуществление такой проверки лицом, которым и ведется проверяемая деятельность, может снизить эффективность инвентаризации как одной из процедур внутреннего контроля.
Учитывая, что постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий может быть несколько, в данном случае можно рекомендовать создать как минимум две комиссии для перекрестной инвентаризации материально ответственными лицами друг друга. В таком случае материально ответственное лицо вполне может быть председателем или членом инвентаризационной комиссии, проводящей инвентаризацию имущества другого материально ответственного лица.
Нормативные акты по организации бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы не регулируют порядок определения количества членов инвентаризационной комиссии. Целесообразно, чтобы оно было нечетным. Это поможет избежать при голосовании равного количества голосов за противоположные решения. По нашему мнению, инвентаризационная комиссия учреждения должна состоять не менее чем из трех человек (председателя и двух членов комиссии). Аналогичное мнение приведено в статье «Инвентаризация, ее документальное оформление и отражение в бухучете», журнала «Российский бухгалтер», N 6, июнь 2015 г.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Задачи инвентаризационной комиссии

Обновление: 12 декабря 2016 г.

Проведение инвентаризации – обязанность любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где определено, что при инвентаризации фактическое наличие объектов должно сопоставляться с данными бухгалтерского учета. Провести такую проверку является задачей инвентаризационной комиссии.

Необходимость проведения инвентаризации

Проверка имущества и обязательств регламентирована Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). Минфин также неоднократно указывал на обязанность всех организаций для подтверждения данных бухгалтерского учета проводить инвентаризацию (например, Письмо Минфина от 03.06.2010 N 07-02-12/13).

Определены ситуации, в которых инвентаризация обязательна (пункты 1.5, 1.6 Приказа № 49), в частности:

  • перед составлением годовой отчетности;
  • при передаче в аренду, выкупе, продаже имущества;
  • если произошло хищение, злоупотребление;
  • при ликвидации, реорганизации;
  • в других случаях, определённых законодательством.

В остальных случаях организация сама вправе определить, когда и как проводить инвентаризацию. Определить это необходимо в учетной политике или иных локальных актах. В организации может быть разработано Положение по инвентаризации с указанием функций инвентаризационной комиссии, перечня объектов, подлежащих инвентаризации, порядка оформления документов. При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы.

Надо учитывать, что любая ошибка может привести к тому, что результаты инвентаризации будут признаны недействительными. К примеру, если работодатель намерен взыскать ущерб с работника, то результат инвентаризации – это одно из основных доказательств, и в результате неправильного оформления результатов инвентаризации суд откажет в иске организации (например, апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 06.09.2016 по делу N 33-3303/2016).

Задачи и состав инвентаризационной комиссии

Проводится инвентаризация специально созданной комиссией, утверждаемой руководителем. По общему правилу назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, но при большом объеме работ может создаваться рабочая инвентаризационная комиссия.

Очень важный момент: все члены назначенной инвентаризационной комиссии должны участвовать в инвентаризации. Основанием для признания результатов инвентаризации недействительным может служить отсутствие даже одного члена комиссии (абз. 4 п. 2.3 Приказа № 49). При этом даже при наличии подписи, но фактическом отсутствии члена комиссии может быть доказано, что комиссия была не в полном составе. Например, подтверждением неучастия в инвентаризации может быть протокол допроса (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.06.2013 по делу N А82-495/2012).

Процедура инвентаризации подробно описана в Приказе № 49. Работа инвентаризационной комиссии начинается до проверки с получения документов, отчетов об имуществе. Прямо отмечено в п. 2.8 Приказа № 49, что работники, с которыми подписан договор о полной материальной ответственности, обязаны присутствовать, если проверяется переданное им имущество. Это указано также в Письме Минфина РФ от 15.07.2008 № 07-05-12/16.

В обязанности председателя инвентаризационной комиссии входит визирование всех документов и указание определенной Приказом № 49 записи «до инвентаризации на ___ (дата)».

В процессе инвентаризации проводится проверка документов и фактического наличия имущества путем его пересчета, обмера, взвешивания. Данные о результатах этой проверки заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Обязанностями инвентаризационной комиссии являются полное и точное внесение данных о фактическом наличии имущества и обязательств на дату инвентаризации, а также надлежащее оформление документов. Предусмотрен порядок оспаривания результатов, а также проведение контрольных проверок для правильности проведения инвентаризации (п. 2.15 Приказа № 49).

Может ли руководитель предприятия быть председателем инвентаризационной комиссии?

  • Новые запреты по ЕНВД и ПСН с 2020 года: читаем поправки в Налоговый кодекс
  • Нужно ли для списания ГСМ заполнять путевые листы, если ООО не является транспортной организацией?
  • Форма 57‑Т: в ноябре нужно сдать в Росстат сведения о заработной плате работников
  • Поправки по НДФЛ и страховым взносам: как в 2020 году изменятся правила уплаты и сдача отчетности
  • Поправки по УСН: как теперь учитывать некоторые виды доходов и расходов
  • Нужны ли оригиналы документов от контрагентов?
  • Освобождение ИП от онлайн‑касс, выдача чека при удержании из зарплаты, снятие кассы с учета: читаем ответы ФНС на вопросы о ККТ
  • Электронные трудовые книжки и новый ежемесячный отчет с 2020 года: читаем ликбез от ПФР
  • Как составить пояснения в налоговую по договорам займа?
  • Правительство утвердило показатели для начисления страховых взносов в 2020 году
  • Как составить график отпусков, если работники не уходили в отпуск за прошлый год?
  • Как часто можно выплачивать дивиденды?
  • Как будут формироваться проводки по списанию ГСМ в 1С 3.0 после появления счетов 10.03.1 и 10.03.2?
  • Табель учета рабочего времени на 2019 год
  • Каким числом нужно уволить работника, если заявление на увольнение написано 30 ноября?
  • Какие расходы нужно учитывать при УСН (15%)?
  • Что грозит при частой выплате дивидендов?
  • ЕНВД отменят через год
  • СОУТ (специальная оценка условий труда)
  • Можно ли использовать маршрутный лист вместо путевого листа?

5. Инвентаризационная комиссия, ее права и обязанности

5.1. В зависимости от масштабов деятельности организация может либо создавать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, либо создавать рабочие комиссии по мере необходимости проведения инвентаризации.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, могут создаваться несколько рабочих инвентаризационных комиссий. При необходимости учета специального характера работ по инвентаризации (например, при инвентаризации специнструмента и спецоснастки, при инвентаризации финансовых вложений) могут создаваться специализированные рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

5.2. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

5.3. Инвентаризационная комиссия обязана:

соблюдать организационные правила проведения инвентаризации (последовательность проведения инвентаризационных процедур, обеспечение кворума при проведении инвентаризации, обеспечение обязательного участия материально-ответственных лиц в инвентаризационных процедурах, обеспечение надлежащего режима доступа в помещения, где проводится инвентаризация, обеспечение надлежащего порядка хранения инвентаризационных документов в процессе проведения инвентаризации);

соблюдать установленные способы проведения инвентаризации (соблюдать способы, приемы, методы выявления, подтверждения, оценки, которые установлены в отношении отдельных видов имущества и обязательств, как нормативно установленные, так и разработанные организацией), а в случае отсутствия установленных регламентов требовать их разработки;

обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств,

обеспечить правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации;

обеспечить рассмотрение любых претензий к инвентаризационной комиссии или к отдельным ее членам;

обеспечить расследование причин обнаружения на складах некондиционных сырья, материалов, запчастей, покупных и собственных полуфабрикатов, готовой продукции, тары, по которым невозможно предъявить претензии поставщикам указанных материальных ресурсов, и подготовку и оформление документов об уценке, дальнейшем использовании или списании и утилизации этих ценностей;

при обнаружении недостачи или порчи имущества комиссия должна определить круг виновных лиц, допустивших ущерб организации;

определить виновников и причины возникновения излишков, взять с них письменные объяснения и подготовить материалы для определения руководителем предприятия организационных мер по налаживанию учета и принятию к виновным дисциплинарных мер воздействия.

5.4. Инвентаризационная комиссия имеет право:

требовать от руководителя организации создания условий, обеспечивающих своевременное и качественное проведение инвентаризации: обеспечение рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т.п.;

требовать от руководителя организации содействия в получении информации от других лиц;

требовать от материально-ответственных лиц и работников бухгалтерской службы необходимые разъяснения в отношении инвентаризируемого имущества;

требовать от соответствующих служб организации необходимые документы и разъяснения в целях получения сведений для формирования решений в отношении инвентаризуемого имущества и обязательств (например, информацию о финансовом положении дочерних и зависимых организаций, информацию об использовании результатов НИОКР).

Состав инвентаризационных комиссий и их ответственность за качественное проведение инвентаризации

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 11

Инвентаризация

Инвентаризацией называется фактическая проверка наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств путем перемеривания, перевешивания, пересчета.

Основными задачами инвентаризации, как средства контроля за сохранностью кооперативной собственности, являются:

• сопоставление фактического наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств с данными учета;

• выявление товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, не пользующихся спросом у населения, а так же неиспользуемых материалов и установленного оборудования;

• проверка соблюдения правил хранения ценностей;

• приведение учетных данных в соответствие с фактическим наличием всех видов ценностей;

• проверка достоверности состояния расчетов и всех других статей баланса.

Плановые инвентаризации проводятся не реже двух раз в год, а в книжных магазинах — один раз в год.

Внеплановые инвентаризации проводятся при смене материально ответственных лиц, при стихийных бедствиях, при кражах и хищениях, по требованию судебно-следственных органов по распоряжению руководителя организации и в некоторых других случаях.

Инвентаризацию проводят в нерабочее время, а если в рабочее, то в минимально сжатые сроки.

Состав инвентаризационных комиссий и их ответственность за качественное проведение инвентаризации

Общее руководство и контроль за качеством проведения инвентаризации возлагается на руководителя организации и главного бухгалтера.

Для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия в составе представителя организации (он является председателем инвентаризационной комиссии), представителя общественной организации и материально ответственного лица, т.е. в состав комиссии включаются работники, хорошо знающие порядок проведения инвентаризации. Этомогут быть бухгалтеры, инвентаризаторы, экономисты, товароведы .

Категорически запрещается назначать председателем комиссии одно и то же лицо два раза подряд для проведения инвентаризации на одном торговом предприятии.

При бригадной ответственности для проведения плановой инвентаризации разрешается назначать инвентаризационную комиссию в большем составе с тем, чтобы инвентаризацию провести во всех отделах и секциях одновременно.

При кражах, хищениях в состав инвентаризационной комиссии включается работник милиции, а при стихийных бедствиях — представитель страховой компании.

Инвентаризационная комиссия назначается письменным распоряжением руководителя и главного бухгалтера. Распоряжение выдается председателю комиссии за 2-3 ч до начала инвентаризации.

Категорически запрещается предупреждать материально ответственных лиц о сроках проведения инвентаризации. Инвентаризационная комиссия несет ответственность за: своевременное проведение инвентаризации; полноту и точность внесения в опись ценностей; правильность цен, указанных в инвен­таризационной описи, на товары и тару; точность подсчета сумм в описях; правильность оформления материалов инвентаризации; внесение в опись данных со слов материально ответственных лиц без фактической их проверки.

За нарушение порядка проведения инвентаризации комиссия привлекается к ответственности, в том числе и к уголовной.

После проверки операционных касс осуществляется перевод на нули (гашение) накапливающих счетчиков. Перевод накапливающих счетчиков на нули оформляется актом установленной формы в двух экземплярах, один из которых передается в налоговую инспекцию, а второй остается у владельца кассового аппарата. одновременно, двери закрывают и пломбируют. Пломбир или ключ от контрольного замка забирает председатель комиссии, а все ключи от замков остаются у материально ответственного лица.

⇐ Предыдущая234567891011

Date: 2015-09-02; view: 454; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

3. общий порядок проведения инвентаризации

Руководитель предприятия принимает решение, кто может быть председателем инвентаризационной комиссии. Этот вопрос также не регламентирован и оставлен на усмотрение руководителя.

ИнфоНа практике председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя, руководителей подразделения и т.п. Материально ответственное лицо не может быть назначено председателем комиссии и входить в ее состав, так как выполняет другие функции во время инвентаризации – не проверяющего лица, а лица, чью деятельность проверяют, к примеру, сохранность и ведение учета ТМЦ.
Таким образом, если резюмировать, кто может входить в состав инвентаризационной комиссии, то можно сделать вывод, что любой работник организации и даже привлечённые специалисты, не являющиеся работниками организации, могут быть включены в состав комиссии, которая проводит проверку фактического соответствия данных бухгалтерского учета.

Ответить с цитированием Вверх ▲

  • 13.12.2015, 07:22 #5 Трудно, конечно представить себе главбуха не знающего специфику своей организации, к стати, у нас инвентаризируют наркотики, сильнодействующие и подлежащие предметно-колич. учету ежемесячно. Но дело в другом, председателем комиссии по поступлению и выбытию нфа медицинского назначения был начмед, но он вдруг резко испугался подписывать акты на списание таких медикаментов, и руководитель решил назначить главбуха, который по его мнению, не должен бояться и знать правомерность назначения и применения лекарственных препаратов лучше медиков.

Где-нибудь есть оговоренный процесс выбора и назначения?читать ответы (1) Тема: Инвентаризационная комиссияМеня в третий раз подряд приказам по предприятию назначают председателем инвентаризационной комиссии на складе. Правомочны ли действия моей администрации?читать ответы (1) Тема: Главный бухгалтерМожет ли главный бухгалтер в единственном лице быть председателем инвентаризационной комиссии?читать ответы (1) Тема: Инвентаризационная комиссияМеня третий год подряд назначают председателем инвентаризационной комиссии — законно ли это и если нет то нужна ссылка на обоснование.читать ответы (1) Тема: Инвентаризация на предприятииМожет ли один человек быть председателем нескольких или всех рабочих инвентаризационных комиссий? Может ли один и тот же человек возглавлять рабочуючитать ответы (1) Единая Телефонная Юридическая Служба Юридические консультации по любым вопросам права.
Круглосуточно.

Так, в апелляционном определении Курганского областного суда от 24.05.2016 по делу N 33-1716/2016 суд пришел к выводу о том, что инвентаризация была проведена с нарушением установленного порядка. В результате нарушения были признаны существенными и во взыскании ущерба с работника ИП было отказано.

Таким образом, во многих случаях необходимость создания и правила формирования инвентаризационной комиссии относятся не только к организациям, но и к предпринимателям. Кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии Законодательство не содержит четкого перечня должностей лиц, которые проводят инвентаризацию имущества в организации. Поэтому решение о включении в комиссию конкретных сотрудников принимается руководителем.

Задачи и состав инвентаризационной комиссии

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации). При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Задача инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации — обеспечение полноты и точности внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильности и своевременности оформления материалов инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, специалисты, обладающие необходимой квалификацией для проведения анализа правильности оценки имущества и финансовых обязательств организации и другие сотрудники, имеющие специальные познания относительно инвентаризируемых ценностей. Включение в состав инвентаризационной комиссии таких специалистов позволит избежать ошибок при проведении инвентаризации, сокрытия фактов возникновения пересортицы продукции и товаров, хищений и злоупотреблений. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Порядок работы и объем функций, возлагаемых на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, целесообразно установить в специально разработанном и утвержденном положении, которое необходимо закрепить в качестве приложения к учетной политике организации.

Последовательность организации работы инвентаризационной комиссии: — подготовка и подписание приказа (распоряжения, постановления) о проведении инвентаризации; — сбор членов комиссии, определение объектов инвентаризации, распределение обязанностей, инструктаж, подготовка и утверждение председателем комиссии индивидуальных планов проведения инвентаризации; — истребование от материально-ответственных лиц последних приходных и расходных документов, расписок о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход; — подготовка инвентаризационных описей в части отражения количества числящихся по учету материальных ценностей; — опломбирование помещений, в которых будет проводиться инвентаризация; — проверка количества и качества фактически наличествующих материальных ценностей; — внесение в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии материальных ценностей, выявление расхождений с учетными данными; — подготовка бухгалтерией организации сводных данных о расхождении учетных данных с данными о фактическом наличии имущества, документальное оформление результатов инвентаризации, их подписание членами комиссии и председателем комиссии; — подготовка председателем комиссии и главным бухгалтером предложений по урегулированию возникших разниц, представление их на решение руководителя организации;- уточнение данных о наличии и стоимости материальных ценностей, прочих статей бухгалтерской отчетности организации.

Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия: 1) устанавливает, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности; 2) анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга, бартерных операций и тому подобного; 3) составляет специальную опись для объектов, непригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов; 4) выявляет причины недостач и излишков; 5) по фактам образования излишков или недостач должна получить подробные объяснения от материально ответственных лиц. Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц. На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.

В каких случаях проводится инвентаризация кассы?

Существует два вида инвентаризаций кассы — плановая инвентаризация и внеплановая (внезапная) ревизия кассы.

Плановая инвентаризация кассы осуществляется в случаях, установленных нормативно-правовыми актами, ее сроки и регламент проведения утверждаются заранее в учетной политике и других дополнительных распорядительных документах организации.

Так, обязательно проведение инвентаризации кассы:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • при форс-мажорных обстоятельствах, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина (основание — п. 1.5 Методических указаний № 49).

Внеплановая инвентаризация кассы (ревизия), напротив, проводится внезапно, неожиданно для материально ответственного лица с целью проверки его добросовестности и компетентности. Например, ревизии кассы осуществляется:

  • для усиления системы внутреннего контроля на предприятии;
  • выявления причины возникшей ошибки в учете;
  • по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Действующим законодательством не определены сроки проведения внезапной (внеплановой) инвентаризации кассы, поэтому организациями и предпринимателями они определяются самостоятельно. В приказе о внеплановой инвентаризации следует указать причину проведения такой инвентаризации кассы.

Кто проводит инвентаризацию кассы?

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (основание — п. 2.2 Методических указаний N 49).

Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п. (основание — п. 2.3 Методических указаний N 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

  • представители администрации организации;
  • работники бухгалтерской службы;
  • представители службы внутреннего аудита или сотрудники независимых аудиторских компаний;
  • сотрудники службы безопасности или другие специалисты компании (экономисты, менеджеры и др.).

Следует иметь в виду, что отсутствие даже одного утвержденного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (основание — п. 2.3 Методических указаний № 49).

Нормативные документы не обязывают ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии в том случае, если в организации отсутствовали кадровые перестановки.

Порядок проведения инвентаризации кассы

Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.

Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе. Пересчет денег производится под строгим наблюдением всех членов комиссии. Выявленную сумму денежных средств сравнивают с остатками по данным первичных документов и бухгалтерской программы, обязательно проверяются и показатели ККМ.

В то случае, если в организации осуществляются наличные расчеты с применением ККМ, инвентаризация кассы начинается с проверки фактического наличия в операционных кассах контрольно-кассовой техники, при этом должны быть в наличии документы, связанные с приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию каждой ККМ.

На практике возможны три варианта результата инвентаризации кассы: соответствие данных учета фактическому наличию денежных средств, выявлена недостача, обнаружен излишек денежных средств в кассе.

Оформление результатов проведения инвентаризации кассы

Для оформления результатов инвентаризации денежных средств в кассе, а также разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе могут оформляться «Акт инвентаризации наличных денежных средств» по форме ИНВ-15 и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» по форме ИНВ-16.

Результаты проведенной инвентаризации денежных средств в кассе оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

Для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе организации или предпринимателя, применяется «Акт о проверке наличных денежных средств кассы» по форме № КМ-9.

Фактический остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными журнала кассира-операциониста, оформляемого по форме № КМ-4. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с суммой наличных денежных средств устанавливается причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносят в соответствующие графы журнала кассира-операциониста, затем оформляется «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины» по форме № КМ-1. Применение акта по форме КМ-1 обязательно при использовании ККТ (основание – Письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941).

В том случае, если в результате проведения инвентаризации кассы была выявлена недостача, руководителем принимается решение об удержании суммы недостачи с материально ответственного лица или если в недостаче нет вины кассира или она не доказана о списании недостачи за счет средств организации. Решение руководителя отражается на оборотной стороне акта.

Недопустимо хранение личных денежных средств работников в кассе организации, потому что не только недостача, но и излишек денег в кассе является нарушением кассовой дисциплины. Выявленные в кассе излишки денежных средств должны быть изъяты комиссией, оприходованы и также отражены в акте. Помарки, подчистки и исправления в инвентаризационных описях запрещены (основание — п. 2.9 Методических указаний № 49).

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации кассы в зависимости от ее результата оформляются проводками:

  • Дебет 50 Кредит 91-1 — Выявлена сумма излишка в кассе;
  • Дебет 94 Кредит 50 — Выявлена сумма недостачи в кассе;
  • Дебет 73 Кредит 94 — Выявленная недостача в кассе отнесена на виновных лиц;
  • Дебет 91-2 Кредит 94 — Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет прочих расходов организации.

В заключении хочется сказать о том, что своевременно проведенная инвентаризация денежных средств в кассе — это прежде всего залог сохранности денежных средств компании, поэтому к процедуре инвентаризации кассы всегда стоит подходить со всей серьезностью и должной основательностью.

Ольга Ульянова,
эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелица консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» (сервис-паровоз). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *